- Способы выявления и психологической коррекции трудностей в обучении
- Причины развития трудностей в обучении
- Готовые работы на аналогичную тему
- Психодиагностические методики выявления трудностей в обучении
- Способы психокоррекции трудностей в обучении
- Способы выявления и психологической коррекции трудностей в обучении
- Охрана труда
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Способы выявления и психологической коррекции трудностей в обучении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Причины развития трудностей в обучении
Трудности в обучении – это несоответствия в знаниях и способностях учащихся стандартам и требованиям образовательной среды, содержанию учебных программ, итогам освоения учебного материала за определенный временной период.
Трудности в обучении являются сложным и многофакторным явлением. Их развитие отрицательно воздействует на личностное развитие ребенка. Кроме того, происходит снижение его самооценки, а также снижается познавательная активность и мотивация к учебной деятельности. Если у ребенка имеются серьезные проблемы с усвоением учебного материала, то ему требуется приложение большего количества усилий для ознакомления с учебной программой. Это приводит к тому, что ребенок теряет интерес к выполнению домашних заданий, поскольку, они тяжело даются ему и требует затраты большого количества временных ресурсов. Возможно, что на другие занятия — игры, прогулки, просмотр мультфильмов, времени не останется. Тогда, ребенок теряет интерес к выполнению домашних заданий, а постепенно перестает и напрягаться на уроках. Отказ от попыток к познанию и пониманию учебного материала усугубляет проблему. Происходит нарастание количества тем, которые не освоены учащимся и становится невозможным постижение новых тем.
Трудности с обучением обусловлено особенностями психики ребенка. Если ребенок не способен управлять своей памятью, активизировать мышление и внимание в нужный момент, то усвоение учебного материала становится невозможным. Кроме того, у многих детей отсутствует мотивация к познавательной работе и они даже не пытаются напрячься, чтобы решить какую-то задачу или выполнить упражнение.
Психические процессы некоторых детей работают таким образом, что ребенку надо прикладывать огромные усилия для понимания значения и смысла прочитанного, услышанного. Это вызывает проблему развития навыков механического запоминания. Ребенок просто «зазубривает» материал, без понимания его смысла. Воспроизведение такого типа запоминания, также, сталкивается с трудностями: забыв одно слово из контекста, становится сложно повторить всю фразу, поскольку ее смысл ребенку непонятен и «своими словами» озвучить его невозможно.
На современном этапе развития общества и системы образования, проблемой трудностей в обучении занимаются многие исследователи. Они выделяют такие причины развития трудностей в обучении:
Готовые работы на аналогичную тему
- Причины социально-экономической направленности. Они связаны с социальным положением ребенка, экономикой государства. Если ребенок из неблагополучной семьи, то у него могут иметься проблемы с финансовыми ресурсами для приобретения учебников и иных принадлежностей, необходимых для обучения. Также, ребенок может подрабатывать, чтобы помогать семье и, тогда, имеются проблемы с нехваткой времени на обучении. Иногда, в семье ребенка может быть неблагоприятная обстановка, тяжелый психологический микроклимат, разрушающий психику ребенка;
- Биологические причины. Они связаны с врожденными качествами ребенка и его природными задатками. Некоторые дети оказываются интеллектуально развитыми от природы. Другие, имеют разнообразные творческие наклонности. Кто-то легко усваивает новый материал, а кому-то он дается сложно и т.д.;
- Нервно-психологические причины. Они связаны с тем, что у детей имеются разнообразные расстройства нервной системы и функционирования психических процессов;
- Психологические причины. Они касаются социальной адаптации ребенка. Он может быть просто не готов к новому этапу его жизни, а программа обучения не попадает в зону его ближайшего развития;
- Дидактические причины. Сюда входит отсутствие мотивации, содержание учебных программ, личность и стиль преподавания педагога, способ передачи знаний, методы оценки и отсутствие личностно-ориентированного подхода в обучении.
Психодиагностические методики выявления трудностей в обучении
Выявление трудностей в обучении непосредственно связано с определением конкретного нарушения функционирования психического процесса или сенсомоторных функций. Выделяют следующие нарушения и методики их диагностирования:
- Специфики развития мышления. Выявляется за счет методики определения навыков обобщения, абстрагирования, группировки, а также тестирования уровня интеллектуального развития.
- Специфика функционирования процессов внимания и памяти. Применяется методика определения навыков запоминания, тестирования краткосрочной и долгосрочной памяти, концентрации внимания.
- Специфика языкового развития. Применяется методика диагностирования лексического запаса, навыков устной речи и проведения звукового анализа.
- Специфика развития моторных функций. Применяется ряд упражнений и игр на активизацию работы моторики рук.
- Уровень познавательной мотивации. Определяется с помощью методов бесед, опросов и анкетирования.
- Особенности эмоционального восприятия и построения межличностных отношений. Выявляются посредством проведения психологических тестов и тренингов.
Способы психокоррекции трудностей в обучении
Трудности в обучении можно преодолеть следующими направлениями деятельности:
- Оптимизация педагогического процесса. Необходимо перестроить педагогический процесс таким образом, чтобы перенести акцент воспитательной и образовательной деятельности на развитие мотивации учащихся и активизации их мыслительных процессов.
- Проведение регулярного психологического тестирования учащихся. Это позволяет своевременно выявить отставание в обучении и применить коррекционные методики.
- Педагогическое исследование учащихся. Оно необходимо для выявления особенностей их развития и применения индивидуального подхода в обучении.
- Подготовка к обучению в школе. Формируются специальные группы адаптации, деятельность которых ориентирована на психологическую готовность учащихся к школьному обучению.
- Создание условий для всестороннего психологического развития учащихся. Необходимо действовать в целях когнитивного развития учащихся.
Рисунок 1. Виды профилактической работы с детьми с проблемами в обучении и поведении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Источник
Способы выявления и психологической коррекции трудностей в обучении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Профиль: Начальное образование «Проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы» ТЕМА:«Способы выявления и психологической коррекции трудностей в обучении» Выполнила Учитель МБОУ СОШ №14 г.Ногинска Невзорова А.С.
Введение 1. Исследование проблем неуспеваемости 2.Причины школьной неуспеваемости. 3.Способы выявления и психологической коррекции трудностей учащихся в обучении 4. Виды психокоррекции 5.Рекомендации по коррекции неуспеваемости младших школьников
Исследование проблем неуспеваемости Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал.
Исследователи проблем неуспеваемости: А.М. Гельмонтом 1) плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях; 2) отрицательное отношение к учению; 3) отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень общего развития. В.И. Самохвалова 1) отношение к учению; 2) организация учебной работы; 3) усвоение знаний и навыков. А.А. Бударный 1) обучаемость, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения знаний; 2) работоспособность.
Вывод Таким образом, анализ исследований, посвященных психологическим проблемам успешности обучения, показывает, что на пути к решению этих проблем сделано немало. Однако еще возникает много вопросов о причинах, обуславливающих трудности в учении. Необходимо более углубленное изучение особенностей личности школьника, помогающие ему в устранении трудностей и успешному овладению им школьной программой.
Причины школьной неуспеваемости. Неуспеваемость — это результат нашего невнимания, безразличия, нашего «авось само пройдёт». В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе.
Классификация причин: — особенности организма школьника; — особенности личности школьника; — бытовые условия; — гигиенические условия в школе; — особенности воспитания и семье; — особенности обучения и воспитания в школе;
К причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические: а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий; б) организационно-педагогического характера (организация педпроцесса в школе, материальная база); в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и семью. К причинам внутреннего плана относятся дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков.
Виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой: -Длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.) -Ответственная, требующая эмоционального, нервно- психического напряжения самостоятельная, контрольная работа. -Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа. -Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно. -Работа в шумной, неспокойной обстановке. -Работа после резкого замечания, сделанного учителем. -Работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога. -Когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой. -Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
Классификация групп неуспевающих детей: Дети с ЗП — это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих). Функционально не созревшие дети. Ослабленные дети. 5. Системно-отстающие дети. Нестандартные дети. Дeпривиpoвaнныe ceмьёй и шкoлoй дeти.
Способы выявления и психологической коррекции трудностей учащихся в обучении Пcихoгрaммa — гpaфичecкий cпocoб выявлeния кoнкpeтныx пpичин тpyднocтeй в oбyчeнии. Пcиxoдиaгнocтичeскиe тaблицы и ocнoвныe пpинципы иx пocтpoeния. Пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкaя типoлoгия тpyднoстeй, пeдaгoгичеcкaя cимптoмaтикa, пcиxoлoгичecкиe пpичины кoнкpeтнoгo видa тpyднocтeй, зaдaния и мeтoдики для диaгнocтики и коppeкции — paздeлы пcиxoдиaгнocтичecкoй тaблицы.
Виды психокоррекции По характеру направленности По содержанию По форме работы с клиентом По наличию программ По характеру управления корригирующими воздействиями По продолжительности
Рекомендации по коррекции неуспеваемости младших школьников Oднa из глaвныx зaдaч пcиxoлoгичecкoй кoppeкции — вoccтaнoвить y peбeнкa жeлaниe yчитьcя. Пeдaгoгичecкaя пpoфилaктикa — пoиcки oптимaльныx пeдaгoгичecких cиcтeм, в тoм чиcлe пpимeнeниe aктивныx мeтoдoв и фopм oбyчeния, нoвыx пeдaгoгичecкиx тexнoлoгий, пpoблeмнoгo и пpoгрaммиpoвaннoгo oбyчeния, инфopматизaция пeдaгoгичecкoй дeятeльнocти. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе — группы выравнивания. Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе — группы выравнивания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 95 человек из 45 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 342 человека из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 171 человек из 48 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-113522
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник