Способы коррекции школьной дезадаптации доклад

Способы коррекции школьной дезадаптации

Министерство образования и науки Краснодарского края

Способы коррекции дезадаптации

Дезадаптация школьника – это отклонение социально-психологического характера, которое влияет на продуктивность учёбы ребёнка, а также на его отношения в коллективе и с самим собой. Под продуктивностью понимается степень усвоения школьником знаний, а также развитие у него различных умений и навыков.

Способы коррекции школьной дезадаптации с 4-ех позиций:

Школьная дезадаптация как нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами

В данной ситуации способом коррекции будут являться игры на сплочение:

Ведущий — дирижёр. Когда он поднимает руки вверх, дети поют ( любую гласную букву) очень громко, чем ниже опускает руки, тем тише поют дети, когда руки опускает «по швам» — дети молчат. Дирижирование происходит в произвольной форме, можно резко поднимать и опускать руки .

Ведущий предлагает сесть детям в круг. Протягивает свои руки в центр круга. Дети кладут свои ладони на ладонь воспитателя так, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы», которое никому не разжать.

«Давайте скажем друг другу, как мы скучали, как мы друг друга любим.

Если дети немного затрудняются, может начать учитель

Упражнение на развитие механической зрительной памяти

Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необходимо их запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

Упражнение на развитие ассоциативной памяти

Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изображения и слова, объяснить свое решение.

Школьная дезадаптация как процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей соц.среди его психофизическим возможностям и потребностям.

В данной ситуации способом коррекции будут являться диагностики на определение потребностей и интересов ребенка:

1)​ Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой .

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

2 )​ Тест П.Торренса на творческое мышление

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры » сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

— продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

— гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

— оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

— разработанность (степень детализации ответов) — характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Школьная дезадаптация как преимущественное социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам . В данной ситуации способом коррекции будут являться игры и упражнение на мотивацию ребенка:

Игра «Дорисуй предмет»

Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем — либо, чтобы получился законченный предмет, явление.

Упражнение «Кот и лодыри»

Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.

Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака «Кот и лодыри», затем задает детям вопросы:

Читайте также:  Способы разделки рыбы для посола

— Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.

— Быть лодырем — это плохо или хорошо?

— Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?

— Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?

— Зачем люди учатся?

— Зачем дети ходят в школу?

Школьная дезадаптация как сложное социально-психическое явление, суть которого составляет невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», на котором он сможет быть принят. В данной ситуации способом коррекции будут являться упражнения на самореализацию и саморазвитие ребенка:

«Я очень хороший»
Цель — способствовать повышению самооценки детей.
Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».

Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку «Я справился”.

Скажи Мишке добрые слова
Цель — способствовать повышению самооценки детей.
Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —. (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.
«Непослушные подушки»
Цель — предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания.
Взрослый рассказывает детям о том, что у них в комнате для занятий появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться. не буду есть. » и т.п. Затем ведущий предлагает детям поиграть в такие подушки. Игра происходит следующим образом: играет пара — взрослый и ребенок, остальные наблюдают за происходящим. Играют все дети по очереди.
Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.

Источник

Школьная дезадаптация: диагностика, коррекция, профилактика
статья

Проблемы с обучением возникающие после поступления ребёнка в школу, во многом сязаны с его возрастными и личностными особенностями. Родители и педагоги должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий. Какой фактор лежит в основе дезадаптации,поможет определить опросник Л.М.Ковалёвой. На что в первую очередь необходимо педагогу и родителям обратить внимание, с чего начать коррекцию школьной дезадаптации и в соответствии с этим спланировать свою дальнейшую работу.

Скачать:

Вложение Размер
Диагностика и коррекция школьной дезадаптации младшего школьника. 46.06 КБ

Предварительный просмотр:

От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать ,

зависит весь его дальнейший пут к знаниям.

Школьная дезадаптация: диагностика, коррекция, профилактика

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром.

Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми. Родители и педагоги, безусловно, должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий.

Причины дезадаптации в школе

Среди причин дезадаптации в школьном коллективе наиболее часто встречаются следующие: неумение найти контакт со сверстниками, плохая успеваемость, личностные особенности ребенка.

В качестве первой причины дезадаптации выступает неумение строить отношения в детском коллективе. Иногда у ребенка просто отсутствует такой навык. К сожалению, не всем детям одинаково легко подружиться с одноклассниками. Многие просто страдают повышенной стеснительностью, не знают, как завести разговор. Трудности в установлении контакта особенно актуальны тогда, когда ребенок входит в новый класс с уже установившимися правилами. Очень многие замыкаются в себе, под любым предлогом отказываются посещать школу. Так формируется дезадаптация к школе.

Другая причина – отставание на уроках. Если ребенок чего-то не понимает, то постепенно теряется интерес к предмету, он не хочет выполнять домашние задания. Испытав на себе сложности в обучении, некоторые дети вовсе отказываются учиться, не желая вновь сталкиваться с многочисленными трудностями и непониманием.

Личностные особенности ребенка тоже могут стать определенной предпосылкой к формированию дезадаптации. Излишне стеснительного ребенка нередко обижают сверстники или даже ему занижают оценки учителя. Тому, кто не умеет постоять за себя, часто приходится страдать от дезадаптации, поскольку он не может почувствовать себя значимым в коллективе. Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, а для этого нужно проделать над собой большую внутреннюю работу. Не всегда маленькому ребенку это оказывается под силу, потому и возникает дезадаптация. Существуют также и другие причины, способствующие формированию дезадаптации, но они, так или иначе, тесно связаны с тремя перечисленными.

Проблемы со школой у младшеклассников

Когда ребенок только идет в первый класс, он естественным образом испытывает волнение. Все ему кажется незнакомым и пугающим. В этот момент для него как никогда важны поддержка и участие родителей. Дезадаптация в данном случае может носить временный характер. Как правило, спустя несколько недель проблема сама собой разрешается. Просто требуется время, чтобы малыш привык к новому коллективу, смог подружиться с ребятами, почувствовать себя значимым и успешным учеником. Не всегда это происходит так быстро, как хотелось бы взрослым.

Дезадаптация младших школьников бывает связана с их возрастными особенностями. Возраст семи – десяти лет еще не способствует формированию особенной серьезности к школьным обязанностям. Чтобы научить ребенка вовремя готовить уроки, так или иначе, требуется его контролировать. Не у всех родителей хватает времени, чтобы следить за собственным чадом, хотя, безусловно, они должны выделять для этого хотя бы час ежедневно. В противном случае дезадаптация будет только прогрессировать.

Школьные проблемы могут впоследствии вылиться в личностную неорганизованность, неверие в себя, то есть, отразиться во взрослой жизни, сделать человека замкнутым, неуверенным в себе.

Как определить, адаптировался ребенок- первоклассник к школе или нет? Насколько успешно прошла адаптация? Как избежать риска дезадаптации?

В настоящее время существует очень много методик определения уровня дезадаптации школьников- первоклассников. В своей работе я использую опросник, предложенный Л.М. Ковалевой, который помогает систематизировать представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Названная методика адресована учителям начальной школы. Она состоит из 46 нижеследующих утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один — участия родителей в воспитании.

Опросник прост в исследованиях и помогает учителю систематизировать представления о ребенке, начинающему учиться в школе. Все утверждения сгруппированы по факторам поведения ребенка. Такое построение позволяет учителю быстро сориентироваться и определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.

Опросник для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе (Л.М. Ковалева)

Источник

Способы коррекции школьной дезадаптации

Министерство образования и науки Краснодарского края

Подготовила:

Дезадаптация школьника – это отклонение социально-психологического характера, которое влияет на продуктивность учёбы ребёнка, а также на его отношения в коллективе и с самим собой. Под продуктивностью понимается степень усвоения школьником знаний, а также развитие у него различных умений и навыков.

Способы коррекции школьной дезадаптации с 4-ех позиций:

Школьная дезадаптация как нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами

В данной ситуации способом коррекции будут являться игры на сплочение и развитие психических процессов:

Ведущий предлагает сесть детям в круг. Протягивает свои руки в центр круга. Дети кладут свои ладони на ладонь воспитателя так, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы», которое никому не разжать.

«Давайте скажем друг другу, как мы скучали, как мы друг друга любим.Если дети немного затрудняются, может начать учитель

Упражнение на развитие механической зрительной памяти

Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необходимо их запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

Упражнение на развитие ассоциативной памяти

Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изображения и слова, объяснить свое решение.

Школьная дезадаптация как процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей соц.среди его психофизическим возможностям и потребностям.

В данной ситуации способом коррекции будут являться диагностики на определение потребностей и интересов ребенка:

1)​ Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой .

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

2 )​ Тест П.Торренса на творческое мышление

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры » сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

— продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

— гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

— оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

— разработанность (степень детализации ответов) — характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Школьная дезадаптация как преимущественное социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам . В данной ситуации способом коррекции будут являться игры и упражнение на мотивацию ребенка:

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.

На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.

Упражнение «Кот и лодыри»

Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.

Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака «Кот и лодыри», затем задает детям вопросы:

— Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.

— Быть лодырем — это плохо или хорошо?

— Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?

— Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?

— Зачем люди учатся?

— Зачем дети ходят в школу?

Школьная дезадаптация как сложное социально-психическое явление, суть которого составляет невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», на котором он сможет быть принят. В данной ситуации способом коррекции будут являться упражнения на самореализацию и саморазвитие ребенка:

«Я очень хороший»
Цель — способствовать повышению самооценки детей.
Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».
Скажи Мишке добрые слова
Цель — способствовать повышению самооценки детей.
Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —. (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.
«Непослушные подушки»
Цель — предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания.
Взрослый рассказывает детям о том, что у них в комнате для занятий появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться. не буду есть. » и т.п. Затем ведущий предлагает детям поиграть в такие подушки. Игра происходит следующим образом: играет пара — взрослый и ребенок, остальные наблюдают за происходящим. Играют все дети по очереди.
Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.

Заключение: таким образом, исходя из всех вышеперечисленных способов коррекции школьной дезадаптации, можно предотвратить ее проявления с разных позиций

Источник

Читайте также:  Спорт как способ воспитания личности
Оцените статью
Разные способы