Брошюра на тему: «Способы коррекции школьной дезадаптации»
Предмет: | Классному руководителю |
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: | Колесниченко Виктория Валерьевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
Размер: | 248.35 Kb |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Ейский полипрофильный колледж
Подготовила: студентка Ш-32 группы
Преподаватель: Великановская Л.А.
г. Ейск, 2016 год
Игры на психическое сплочение детей
Диагностика интересов и потребностей школьника
Игры и упражнения на повышение мотивации
Упражнения на саморазвитие, самореализацию
Игры на психическое сплочение детей
Сплочение — это возможность для команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. Только в слаженном коллективе возможно установление необходимой рабочей атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать всем его членам и максимально использовать таланты и навыки каждого.
Описание игры: играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.
Комментарий: гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Можно для тех же целей вместо прибора воспользоваться игрой. Понаблюдав за играющими, учитель сумеет выявить лидеров, под которых подстраивается большинство ребят. Возможно, себя проявят стойкие «одиночки», которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку». Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. «Водяной», не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача — определить, кто перед ним. «Водяной» может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.
Все берутся за руки, стоя к кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть».
Диагностика интересов и потребностей школьника
Методика «Игра-путешествие по морю любимых занятий»
Цель: определение интересов и потребностей младших школьников.
Ход проведения. Учитель сообщает детям, что они отправляются в путешествие по морю любимых занятий, и каждый выберет себе там дело, которое ему понравится. Выбирать надо такое занятие или дело, которое ребенок захочет и сможет потом выполнить самостоятельно или вместе с одноклассниками. Выбирается вид транспорта, капитан, и дети «путешествуют с одного острова на другой». К доске прикрепляется карта, на которой изображено море. Постепенно на море появляются острова. Форма островов одинаковая: все острова имеют по пять бухт, в каждой из них можно заниматься каким-нибудь делом.
Источник
Брошюра « Способы коррекции дезадаптации»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Способы коррекции дезадаптации школьника
Студентка Ш-41 группы
Первая позиция школьной дезадаптации «Нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе»
1) Игры и упражнения для успешной адаптации младших школьников
А) «Откроем сердце другу»
Б) «Разрекламируйте друга»
Вторая позиция школьной дезадаптации «Многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей соц. среды его психофизическим возможностям и потребностям.
2) Игры на сплочение коллектива в младшем школьном возрасте
А) Игра «Узел дружбы»
Третья позиция школьной дезадаптации « Преимущество социально-педагогических явлений, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным фактором»
3) Игры для самореализации младших школьников
А) Игра « Ласковое имя»
Четвертая позиция школьной дезадаптации « Сложное социально — психологическое явление, суть которого составляет невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «Свое место» на котором он может быть принят таким, какой он есть, сохраняя свою идентичность и возможность для самореализации и самоактуализации»
4) Игры и упражнения для повышения учебной мотивации младших школьников
А) Игра « Незаконченное предложение»
Б) Упражнение «Рассказ по картине»
1) Игры и упражнения для успешной адаптации младших школьников
«Откроем сердце другу»
Цель : познакомиться с детьми, познакомить их между собой.
Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.
Цель: знакомство учащихся друг с другом. Создание благоприятного климата во взаимоотношениях учащихся.
В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга и должны наилучшим образом представить своего партнера, сделать ему рекламу перед всей группой! Игра имеет много вариантов.
2)Игры на сплочение коллектива в младшем школьном возрасте
«Узел дружбы»
Ведущий предлагает сесть детям в круг. Протягивает свои руки в центр круга. Дети кладут свои ладони на ладонь воспитателя так, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы», которое никому не разжать.
«Давайте скажем друг другу, как мы скучали, как мы друг друга любим.
Если дети немного затрудняются, может начать учитель
Ведущий — дирижёр. Когда он поднимает руки вверх, дети поют ( любую гласную букву) очень громко, чем ниже опускает руки, тем тише поют дети, когда руки опускает «по швам» — дети молчат. Дирижирование происходит в произвольной форме, можно резко поднимать и опускать руки .
3) Игры для самореализации младших школьников
«Ласковое имя»
Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.
Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).
4) Игры и упражнения для повышения учебной мотивации младших школьников
«Неоконченное предложение»
Детям предлагается окончить предложения на тему «Моя школа».
Упражнение «Рассказ по картинке»
Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей, выбрать самый лучший.
Источник
Брошюра на тему: «Способы коррекции детской школьной дезадаптации»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
«Способы коррекции детской школьной дезадаптации»
студентка Ш-31 группы
Великановская Л. А.
упражнение для гимнастики глаз «Бабочка»
упражнение для формирования правильной осанки
игра на раскрепощение «Импульс»
игра на раскрепощение «Различная походка»
методика «Радости и огорчения»
методика «Мой герой»
игра на внимание «Земля-вода-воздух»
игра «Будь внимателен!»
Интеллектуальная игра «Одно слово»
Первая позиция : «Школьная дезадаптация» — это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема. Под этим углом зрения школьная дезадаптация и для родителей, и для педагогов, и для врачей, как правило, расстройство в рамках вектора «болезнь/ нарушение здоровья, развития или поведения». Данная точка зрения явно или скрыто определяет отношение к школьной дезадаптации как к явлению, через которое проявляет себя патология развития и здоровья Неблагоприятным следствием такого отношения является ориентир на тестовый контроль при поступлении в школу или при оценке уровня развития ребенка в связи с переходом с одной учебной ступени на другую, когда от ребенка требуется, чтобы он доказывал у себя отсутствие отклонений в способности обучаться по программам, предлагаемым педагогами, и в школе, выбранной родителями. Эта позиция заключается в том, что мы рассматриваем психические расстройства и нарушения психологического развития только как предпосылки и условия формирования, а не ведущие, причинные механизмы такого сложного, комплексного социально-психологического и педагогического явления, каким является школьная дезадаптация.
Упражнение гимнастики для глаз
( Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки,
слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
( Руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки.)
( Руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.
( Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)
Упражнение для формирования правильной осанки
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали (Выпрямиться.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки, мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.)
Вторая позиция. Школьная дизадаптация — это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям. Эта позиция является выражением социально-дизадаптивного подхода, потому что ведущие причины видятся, с одной стороны, в особенностях ребенка (его невозможности в силу личностных причин реализовать свои способности и потребности), а с другой стороны, в особенностях микросоциального окружения и неадекватных условий школьного обучения. В отличии от медико-биологической концепции школьной дезадаптации дизадаптивная концепция выгодно отличается тем, что преимущественное внимание в анализе уделяет социальному и личностному аспектам отклонений в обучении. Она рассматривает трудности школьного обучения как нарушения адекватного взаимодействия школы с любым ребенком, а не только «носителем» патологических признаков. В этой новой ситуации несоответствие ребенка условиям микросоциальной среды, требованиям учителя и школы перестало быть указанием на его (ребенка) дефективность.
Игра на раскрепощение «Импульс»
« Ведущий объясняет правила:
«Пожалуйста встаньте в круг (желательно мальчик – девочка). Я буду несильно пожимать руку соседа справа или слева. Тот так же пожимает руку своего соседа. Пожатие передается от одного к другому пока не вернется ко мне».
(Попробовали).
«А теперь усложним наше упражнение:
если я передаю импульс вправо то, получающий его говорит “Эх!” А если влево – “Ох!”
Но возможно будет передача импульса и вправо и влево.
На ком эти импульсы встречаются, тот говорит “Хаха!”»
(Попробовали и, как правило, не один раз).
Игра на раскрепощение«Различная походка»
Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как:
— малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,
— глубокий старик,
— пьяный, -лев,
— горилла,
— артист на сцене.
(Разумеется, вариантов может быть намного больше). .
Третья позиция . Школьная дезадаптация — это преимущественно социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам. Господствоваший долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно положительных влияний в данном аспекте уступает место обоснованному мнению, что для значительного количества учащихся школа становится зоной риска. В качестве пускового механизма формирования школьной дезадаптации анализируется несоответствие предьявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить. К числу педагогических факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка и эффективность воздействия образовательной среды, относятся следующие: несоответствие школьного режима и темпа учебной работы санитарно-гигиеническим условиям обучения, экстенсивный характер учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе «смысловые барьеры» в отношениях ребенка с педагогами, конфликтный характер внутрисемейных отношений, формирующийся на основе учебных неуспехов.
Методика «Радости и огорчения»
(методика незаконченных предложений)
1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда. », «Больше всего я огорчаюсь, когда. ».
2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.
3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.
Методика «Мой герой»
Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.
1. Предложить детям выбрать, на кого они хотели быть похожими: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.
2. Сочинение-рассказ (сказка) «Я хочу быть, как. ».
Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.
Четвертая позиция . Школьная дезадаптация — это сложное социально-психологическое явление, суть которого составляет невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. Основной вектор этого подхода направлен на психическое состояние ребенка и на психологический контекст взаимозависимости и взаимообусловленности складывающихся в период обучения отношений:» семья-ребенок-школа», «ребенок-учитель», «ребенок-сверстники», «индивидуально предпочтительные — используемые школой технологии обучения». При сравнительной оценке возникает иллюзия близости позиций социально-дизадаптивного и социально-психологического подходов в интерпретации школьной дезадаптации, но эта иллюзия условна.
Игра на внимание «Земля-вода-воздух»
Игроки образуют круг, ведущий с мячом становится в центре. Он бросает любому из игроков мяч, называя одно из слов: «земля», «вода» или «воздух». Игрок, поймав мяч, должен быстро назвать животное, рыбу или птицу, обитающих в указанной среде. После этого он возвращает мяч ведущему, а тот бросает мяч следующему ученику, снова называя одно из указанных слов. Ответы игроков не должны повторяться. В конце игры отмечаются ученики, допустившие меньше ошибок.
Игра «Будь внимателен!»
Ребята стоят группой, свободно, но на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Звучит маршевая музыка (или любая ритмическая). Дети маршируют под музыку, возможно выполнение танцевальных движений.
При этом руководитель игры произвольно с разными интервалами дает команды. Дети должны реализовать движения в соответствии с командой.
«Зайчики!» Дети прыгают, имитируя движения зайца.
«Лошадки!» Дети ударяют ногой об пол.
«Раки!» Дети пятятся назад.
«Птицы!» Дети бегут, раскинув руки (имитация полета птиц).
«Цапля!» Стоят на одной ноге.
«Лягушка!» Приседают и скакачут вприсядку.
«Собачки!» Дети сгибают руки (имитация движения, когда «собака служит») и лают.
«Курочки!» Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «Ко-ко-ко».
«Коровки!» Дети встают на руки и ноги и произносят «Му-му!»
Игра может длиться 20—25 мин. По окончании игры учитель отмечает самых внимательных.
Интеллектуальная игра «Одно слово»
Необходимо придумать несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать это одним словом. Слово «мебель» для ребенка, может, будет и непонятно, но всё равно словарный запас тоже нужно пополнять.
Примеры некоторых слов:
Яблоко, груша, апельсин, банан (фрукты)
Машина, трактор, автобус, велосипед (транспорт)
Ира, Александра, Екатерина, Людмила (имена)
Красный, синий, желтый, фиолетовый (цвета)
Ромашка, гвоздика, незабудка (цветы)
Эту игру можно и усложнить, предложив ребенку из указанного списка выбрать лишнее. На слух это дается тяжело, но зато эффективно.
Источник