Способы коррекции шипящих звуков

Исправление сигматизма шипящих звуков у дошкольников с ОВЗ

Разделы: Логопедия

Исправление нарушений произношения звука «Ш»

I. Постановка звука «Ш» по подражанию

Логопед предлагает ребенку изобразить, как шипит змея? Как осенние листья шуршат. К сожалению, в настоящее время такой способ постановки звука «Ш» практически не работает. Но мы помним о нем и пробуем ставить звуки по подражанию, если у ребенка хорошо развит фонематический слух и артикуляционная моторика.

II. Постановка звука «Ш» от артикуляционных упражнений

Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди – с наружной стороны). В этом положении ребенок должен дуть на «край чашечки», чтобы остудить налитый в нее чай. Выдох должен ощущаться на приставленной ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук. Потом «чашечку» нужно будет занести в рот так, чтобы не расплескать чай. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Все это время ребенок должен продолжать дуть. Нечеткий свист постепенно заменится на «С-с-с», затем послышится звук «Ш» (несколько жесткий из-за слишком широко открытого рта). Все это ребенок должен выполнять по беззвучному показу. Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук «Ш», обратите его внимание на этот звук и скажите, что так шипит змея.

III. Постановка звука от опорных звуков

Опорными для звука «Ш» являются звуки «С» и «Т». Звуки «Ш» и «Т» одинаковые по месту образования — переднеязычные. Звуки «Ш» и «С» одинаковые по способу образования – щелевые.

* Предложите ребенку изобразить, как едет паровозик. При открытом рте в медленном темпе 4–5 раз с придыханием произнести звук «Т», ударяя кончиком языка в бугорочки за верхними зубами. Затем, постепенно удлиняя выдыхаемую струю (паровозик останавливается и выпускает пар из трубы: «ТШШШШШ»).

* Ребенок должен длительно произнести звук «Т», приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым будет слышаться свистящий звук. Пусть этим вторым звуком он «целится» себе в ладонь. Затем, широко улыбнувшись, ребенок должен длительно произнести звук «Т», прикасаясь широким языком к альвеолам. Предварительно можно ощупать во рту то место, куда нужно будет поставить язык. Вторым звуком будет слышаться шипящий. Укажите ребенку на этот не очень отчетливый шипящий звук и скажите, что так шипит змея. Предложите ребенка пошипеть, неплотно сомкнув зубы. «Змеиное шипение» должно ложиться на ладонь горячей широкой струей. Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке. Во время длительного произнесения звука «Ш» большим и средним пальцами слегка нажмите на щеки ребенка около уголков его рта так, чтобы губы округлились рупором. От этого произношение станет совсем точным. Обратите внимание ребенка на получившийся звук и скажите ему, что так «шипит змея». Переходите к произношению слогов (Научите «змею разговаривать» или «читать»). Когда звук «Ш» будет произноситься ребенком безошибочно, сообщите ему, какой звук он научился произносить.

* Предложите ребенку прислонить кончик языка к верхним резцам (покажите ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук «С». Если не получится, надо начать длительно произносить звук «С» при нижнем положении языка и в это время вести языком по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание не изменялось. В то время, когда ребенок будет тянуть звук «С» на верхних зубах надо вести языком по нёбу. Посоветуйте ребенку «ползти» кончиком языка к альвеолам, как бы «нащупывая дорогу» Губы ребенка постоянно должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. Во время длительного произнесения звука «Ш» нажмите большим и средним пальцами руки на уголки рта ребенка и слегка выдвиньте вперед его губы. Теперь можно будет сообщить ребенку, какой звук он выговаривает, и закрепляйте звук Ш в слогах.

IV. Постановка звука «Ш» с механической помощью

Логопедические зонды «Рогатка», «Шпатель», «Широкая и узкая лопатки» используются как для подготовки артикуляционного аппарата к произношению, так и непосредственно для постановки шипящих звуков. «Рогатка», например, удобна для пассивной гимнастики языка, а «Широкая лопатка» помогает ставить звук «Ш» у детей, имеющих аномальное строение артикуляционного аппарата, в том числе узкий язык.

* Ребенок произносит несколько раз слог СА и логопед вводит под язык зонд № 5. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего звука «Ш». Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести этот же слог и вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении ША с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и закрепляет нужную позицию без механической помощи.

* Ребенок длительно произносит звук «С» при верхнем положении языка. Губы должны быть в улыбке, открывающей верхние и нижние резцы. Между зубами должна быть небольшая щель. Во время такого произношения введите в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик языка, медленно продвигайте язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук «Ш». Ребенок должен закусить шпатель зубами и продолжать «шипеть». В это время округлите губы ребенка, нажав пальцами на уголки его рта. Послышится полноценный звук «Ш».

* Попросите ребенка открыть рот и сделать упражнение «Грибок». Затем логопед подкладывает ребенку под язык свой большой палец в горизонтальном положении, прижимая среднюю часть языка к нёбу. Ребенок делает сильный продолжительный выдох, а логопед при этом регулирует щель за счет давления пальцем. Затем ребенок выполняет упражнение самостоятельно, подкладывая под язык свой палец. Освоив артикуляцию, ребенок произносит звук «Ш» без помощи пальца.

Читайте также:  Прокладка трубопровода под дорогой открытым способом

Исправление нарушений произношения звука «Ж»

Чаще всего, после проведенной работы по автоматизации звука «Ш», звук «Ж» появляется в речи ребенка автоматически, т.к. два этих звука имеют абсолютно идентичный артикуляционный уклад. Достаточно обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука «Ш» горлышко молчит, а если прибавить голосок, то послышится звук «Ж», голышко «задрожит».

Исправление нарушений произношения звука «Щ»

* Учитывая взаимосвязь в движениях языка и губ можно предложить ребенку при длительном произнесении звука «Ш» растянуть губы в улыбку, при этом язык передвигается и слышится мягкий «Щ».

* Можно поставить звук «Щ» от сохранного звука «Ч». Достаточно попросить ребенка произнести звук «Ч» протяжно и обратить внимание на то, какой шипящий звук он слышит. Расщепление звука «Ч» и отделение взрывного элемента, от фрикативного, как правило, не вызывает затруднений.

* Ребенок вслед за логопедом произносит пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твердости – мягкости: «Т – Ть», «Д – Дь», «С – Сь», «З – Зь» Затем логопед называет первый твердый звук, а ребенок должен назвать парный мягкий. После этого назовите звук «Ж» и сразу произнесите его мягко «Жь». Пусть ребенок повторит это за вами. Предложите ребенку подобрать мягкую пару к звуку «Ш».

* Предложите ребенку длительно произнести звук «Ж», переходя на тихое, шепотное его звучание «Жь – Щ».

* И, наконец, в крайнем случае, можно прибегнуть к механической помощи, поставив звук «Щ» от звука «Сь».

Исправление нарушений произношения звука «Ч»

* Ребенок по показу логопеда произносит звук «Ть- Ть – Ть», отодвигая кончик языка дальше вглубь от верхних резцов. Губы при этом округляются и слегка вытягиваются вперед. Получается звук близкий к «Ч». Можно сказать, что так стрекочет кузнечик: «Он высоко прыгает в траве, так же, как твой язычок за верхними зубами. Слышишь, Ч – прыгнул, Ч – прыгнул».

* Правильного звучания «Ч» можно добиться путем слитного произношения звукосочетания «ТЩ». Сначала медленно, а затем в быстром темпе.

* При многократном произнесении ребенком слога ТИ нажимать большим и указательным пальцами на щеки, прижимая их к коренным зубам. Будет слышаться ЧИ.

*Можно прибегнуть к механической помощи, поставив звук «Ч» от звука «Ть». Логопед в процессе многократного произнесения ребенком прямого слога ТИ или обратного слога АТь, приподнимает его язык зондом № 5 (или шпателем) и одновременно отодвигает его назад.

Источник

Лекция 7. Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ».(4ч.)

Причины нарушения

Такое отклонение в речи называется сигматизмом. Медициной выявлен ряд причин, по которым ребенку не удается выговаривать звук «ш».


Боковой сигматизм

проявляется если звук получается не твердым, а хлопающим. Причиной этого является открытый боковой прикус. Также если у детей
присутствует
дизартрия
, мышцы языка плохо развиты.

  • Межзубнойсигматизм обуславливается слишком короткой уздечкой, расположенной под языком. Поэтому язык не может достать до неба. Такая форма отклонения образует шепелявость.
  • При носовом сигматизме происходит напряжение мышцы языка в задней спинке.
  • Губно-зубной парасигматизм возникает при неверном прикусе у ребенка. Причиной также может стать проблема с фонематическим слухом.
  • При зубной парасигматизм заменяет в словах
    звук «ш» на
    глухой
    «т». Возникает при снижении языкового тонуса.
  • Свистящий и шипящий парасигматизм обуславливается подменой твердого «ш» на «с» и «з».
  • Важным фактором является также манера общения родителей с малышом. Часто взрослые специально подражают ребенку, считая такое произношение забавным. Однако малышу кажется, что так и нужно говорить, поэтому он со временем привыкает к неверному произношению.

    Врачи и специалисты специально акцентируют внимание на этом моменте, и рекомендуют родителям разговаривать с ребенком правильно.

    При плохой артикуляции

    происходит снижение качества произношения звуков. Также
    при короткой уздечке
    возникают проблемы с сосательным рефлексом.

    Артикуляционные упражнения


    Существует целый ряд упражнений, которые направлены на постановку правильного произношения шипящих
    звуков. При этом следует учитывать индивидуальную
    характеристику
    каждого малыша.

    Упражнение «Лопатка» выполняется для расслабления языка. Следует широко улыбаться при открытом рте. Затем язык вытягивается вперед, кончик ложится на нижнюю губу. Язык должен касаться по бокам уголков рта.

    Важно: перед постановкой любого звука необходимо правильно отрегулировать движения артикуляционного аппарата во время произношения и закрепить полученный результат до автоматизма. Это единственно верный путь для решения проблемы.

    Прием
    «Пирожок» выполняется, чтобы укрепить языковые мышцы. Он также поможет развить боковые стенки языка. При улыбке с открытым ртом следует положить язык на нижнюю губу. Затем боковые стенки языка поднимаются чтобы образовать впадину по центру. Положение удерживается до десяти секунд.


    Подвижность языка улучшается при выполнении задания «Качели». Артикуляционная гимнастика заключается в том, чтобы язык лежал на губе широко и плоско. Нельзя допустить его сужения. Затем язык поэтапно

    тянется к потолку и полу. Потом движения происходят в сторону верхней и нижней губы.

    Далее язык следует расположить между губой и зубами. Нужно проделать это как сверху, так и снизу. После этого язык касается резцов.

    Завершить упражнение следует касанием языка альвеол за нижними зубами, а потом за верхними.

    Домашнее
    задание «Язык шагает через зубы» является хорошим способом постановки
    звука «ш». Он поможет
    научить ребенка
    управлению языком. Для этого следует открыть рот и улыбнуться. Широким концом языка проводить касания внутренней части зубов сверху и снизу.


    Упражнение «Маляр» способствует исправлению

    неверного произношения «ж» и «ш». Следует улыбаясь приоткрыть рот и расслабить губы. Нижняя челюсть обязана быть статичной и не двигаться. Кончиком языка нужно поглаживать небо, важно чтобы он не вышел за предел ротовой полости.

    Необходимо правильно выполнять артикуляционную гимнастику

    чтобы упражнения приносили плоды. Каждому ребенку нужно разработать отдельное
    индивидуальное занятие
    , которое отвечало бы всем проблемам произношения.

    Не пропустите: Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?

    проводят также дыхательную гимнастику. На стол кладется ватный шар, который следует двигать струей воздуха. Губы нужно сложить в трубочку, при этом
    щечная
    часть полости рта участия не принимает.

    Важно, чтобы задания были интересными. Тогда малышу, у которого не получается произносить звуки, станет весело и занимательно их выполнять. Это значительно ускорит проявление положительных результатов.

    Постановка звука ШЬ

    Он же звук Щ, глухой и мягкий.

    • язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
    • языковые мышцы напряжены;
    • при выдохе кончик языка давит на небо;
    • губы вытянуты трубкой;
    • между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.
    Читайте также:  Попробуйте гениально простой способ доктора брода барнса для определения состояния щитовидной железы

    Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.

    Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.

    Хороший результат дают упражнения на подражание, игровые методы.

    Способы постановки фонемы «Ш»

    Специалисты используют механическое становление правильного звука «Ш» с помощью других фонем:


    Постановка от фонемы «с». В момент произношения звука язык поднимается медицинским зондом
    , похожим на шпатель. Также можно использовать любую стерильную
    палочку
    . Когда звук «ш» появится
    изолированно
    , нужно пытаться его выговорить без посторонней помощи.

  • Постановка от фонемы «р». Выполняется при условии хорошо выговариваемого звука. При воспроизведении инструментом придерживают кончик языка, устраняя вибрирующие движения. Предварительно можно выполнить с малышом упражнение «парус», чтобы правильно поставить язык.
  • Постановка с помощью гласных. Здесь наиболее подходят звуки «а», «ы», «э». Ребенка просят воспроизвести одну из фонем и поднимают язычок зондом. Должно получиться аш-ыш-эш.
  • На заметку: становление «ш» с помощью гласных чаще всего используют при дизартрии. При тяжелых нарушениях речи – этот вариант наиболее действенный особенно, если в лексиконе совсем мало правильно выговариваемых звуков.

    Лекция 7. Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ».(4ч.)

    Механизм образования шипящих фонем
    «ш», «ж», «ч», «щ».
    2. Недостатки произношения шипящих фонем «ш», «ж», «ч», «щ»

    сигматизм и парасигматизм шипящих.

    1.Механизм образования фонемы шсостоит в следующем. Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык под­нят «чашечкой» («ковшом») к небу. Боковыми краями он приле­гает к верхним зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами, оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо под­нято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и рото­вую полость.

    Встречая во рту препятствие в виде щели между передним краем языка и нёбом струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как шипение.

    Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесе­нии с, определяется сравнительно большим размером полости, которая образуется между поднятым к нёбу языком и передними зубами. Некоторое дополнительное понижение шума достигает­ся округлением губ.

    Различие в механизме образования фонем ши жсостоит в том, что при последней смыкаются и приходят в колебание го­лосовые связки, несколько слабее становится напор струи выды­хаемого воздуха, несколько уже щель между языком и небом.

    Фонема щ,как мягкая, отличается, от фонемы шболее высо­ким положением спинки языка и легким перемещением его кпе­реди, вызывающим некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствующим вместе с подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума.

    Фонема ч, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного типа т и щелевого щ.

    В первый момент язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и бо­ковые края языка занимают такое же положение, как при фонеме
    щ.Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы щ.
    2.Основные виды нарушений звуков ш

    и
    ж.
    Среди нарушений этих звуков отмечается несколько видов искаженного произношения.

    «Щечное»произношение ш и ж. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при из несении звонкого ж

    к шуму прибавляется голос; проне­сение звука сопровождается раздуванием щек.

    «Нижнее»произношение щ и ж. Щель образуется сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ,

    произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.

    Заднеязычноепроизношение ш и ж.Щель образуетсясближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке х

    звонком фрикативном
    г,
    как в южнорусских областях. Кроме случаев искаженного произношения
    ш
    и ж, наблюдаются различные замены шипящих другими звуками. Среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими.

    Недостатки произношения звуков щ

    и
    ч.
    При наличии шнедостатков в произношении фонем щи ч обычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет место парасигматизм в виде замены щна с’ и ч на ц’.

    Мало того, как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой
    шнаблю­дается правильное звучание фонем щи ч.
    Для исправления фонемы щ,произносимой как с′проще всего воспользоваться зондом или шпателем.

    При замене фонемы чпосредством ц’(или ц) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции щ.

    Лекция 8. Недостатки произношения «j» (йотацизм), «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).(4ч.)

    1. Механизм образования «j».

    2. Недостатки произношения «j» — йотацизм.

    3. Приемы постановки «j».

    4. Механизм образования фонем «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,».

    5. Недостатки произношения «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,» каппацизм, гаммацизм, хитизм.

    6. Исправление недостатков произношения фонем «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,»

    1.Уклад органов артикуляции. Губы несколь растянуты, но меньше, чем при и. Расстояние между резцами 1—2 мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому нёбу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос. В зависимости от фонетического положения звука может артикулироваться при более узкой или более широкой щели. Выдыхаемая струя воздуха слабая.

    Читайте также:  Контора 1xbet зеркало способов обхода запрета суда 2 только лишь раз переход

    2.Недостатки произношения фонемы j(йот) встречается преимуще­ственно у дошкольников и состоит обычно в ее замене фонемой л′.

    Взамен артикуляции, присущей фонеме j, используется ниж­ний или верхний вариант артикуляции фонемы л’.

    3.Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены фонемы j гласной фонемой и. Ребенку предлагается произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аио, аи, ои и т.п., несколько протягивая фонему и. В таком же виде произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами; иа, иаблоко; ио, иожик; аи, играи; ои, стои и т.п. Далее включаются более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут и т.п. Наконец следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и т.п.

    Постепенно длительность гласного и сокращается и из слого­вого звука он превращается в неслоговой.

    Можно воспользо­ваться механическим способом постановки j от фонемы з’. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласную фонему) и нажимают шпателем на са­мую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между (з’а) и (ж’а). Затем шпатель продвигается несколь­ко глубже, пока не послышится четкое йа.

    4. Механизм образования фонемы к состоит в следующем. Поло­жение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фонем, что видно например, при сопоставлении слогов ка, ко, ку.

    Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое рас­стояние. Кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с нёбом, место смычка колеблется в зависимости от фонетических условий: при
    ка
    оно находится примерно на границе между твер­дым и мягким нёбом, при
    ко
    и ку перемещается глубже (язык смыкается уже с мягким нёбом). В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь нахо­дящемуся позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает про­ход в нос. Голосовые связки разомкнуты.

    Фонема г по механизму своего образования отличается отклишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.

    Особенность артикуляции фонемы х, отличающая ее от к, состо­ит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, ос­тавляя по средней линии щель, проходя через которую струя вы­дыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х

    Мягкие фонемы к′, г’, х’отличаются от парных твердых пере­мещением смычки или щели, образуемых языком и нёбом, впе­ред, к средней части твердого нёба.

    5.Встречаются три основных вида каппацизма.

    В одних случаях вместо к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Этот звук получается в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием выдыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взры­вается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

    В других случаях имеет место паракаппацизм в виде замены фонемы кна т. В третьем случае взрывная фонема кзаменяет­ся фрикативной х,

    что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.

    6.Исправление недостатков произношения фонем «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,».

    Если не удается исправить фонему к

    на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом и пластического изобра­жения смычки языка с нёбом кистями рук, то следует воспользо­ваться механическим способом постановки
    кот тс помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та.
    По­вторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпа­телем на переднюю часть спинки языка, удержание ее за нижни­ми резцами. При таких условиях вместо
    та
    должно получиться
    кя.
    Наконец шпатель продвигается еще глубже, благодаря чему получается чистое
    ка.
    Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к.

    Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.

    Закрепление

    После того, как ребенку удалось произнести звук «ш», важно закрепить результат, и автоматизировать процесс.


    Для этого создают специальную картотеку заданий

    для каждого малыша. Начинать нужно с простых слов и
    словосочетаний
    , в которых часто встречается проблемный звук. Можно также завести специальную
    домашнюю тетрадь для закрепления
    результатов, куда дети, начиная с
    1 класса
    смогут записывать
    тексты
    с обильным содержанием буквы «ш».

    Необходимо, чтобы ребенок не только фонетически

    правильно произносил звук «ш», но и верно его использовал в
    грамматике
    . При правильном написании и употреблении буквы, малыш и в разговоре будет стараться употреблять ее как нужно.

    В такой тетради нужно дать задание на добавление окончаний в словах: Ната…(ша) пи…(шет), Тимо…(ша) хочет ку…(шать), Ма…(ша) собирает ланды…(ши).

    Нужно научить ребенка создавать уменьшительно-ласкательную форму слов: дядя – дядюшка, кроха – крошка, ухо – ушко, пятно – пятнышко.

    Маргарита Сергеевна С.

    Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

    Следует составить текст, где постоянно встречается буква «ш», слова нужно заменить картинками. Ребенок при прочтении будет стараться выговорить слова правильно. Важно сохранять для малыша развлекательную составляющую, тогда он будет воспринимать занятия как игру.

    Существует богатый выбор стихов

    и
    чистоговорок
    , которые направлены на постановку звука «ш» у детей.

    Маргарита Сергеевна С.

    Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

    Малыш должен уметь также правильно употреблять букву «ш» в правописании. Для этого ему нужно составлять предложения с проблемным звуком. Начать можно с простых односложных предложений, постепенно усложняя задачу.

    Дыхательная гимнастика

    Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

    1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
    2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы