Коррекция поведенческих проблем.
консультация
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с расстройствами аутического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Для таких детей характерны проявления деструктивного поведения. В таблице перечислены проблемы поведения, способы и методы коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_povedencheskih_problem.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция поведенческих проблем.
Способы и методы коррекции
Коррекция сенсорно-двигательных стереотипий (крутится вокруг своей оси)
Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сортировка предметов, нанизывание бусин на шнурок с наконечником, собирание пазлов)
Коррекция пассивного поведения (лежит на полу)
Избегание неприятного. Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (интересную для ребенка деятельность)
Избегание неприятного (внутренний дискомфорт). Переключение ребенка на интересную для неё деятельность.
Способы и методы коррекции
Коррекция эмоционально-аффективных стереотипий
Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика заменяют прослушиванием музыки.
Коррекция двигательных стереотипий (пробежки, прыжки)
Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сортировака круп, нанизывание бусин на шнурок с наконечником)
Коррекция агрессии, самоагрессии и аффективных вспышек.
Избегание неприятного. Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (выйти из помещения, пройти по коридору, умыться)
Коррекция неадекватного визга
Избегание неприятного (внутренний дискомфорт).
Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для неё деятельность.
Способы и методы коррекции
Коррекция гиперактивного поведения во внеурочное время (убегание, бросание стульев «проверка» чужих пакетов
Поощрение и похвала за хорошее поведение. Упражнения на телесный контакт. Включение двигательной активности. Пальчиковая гимнастика.
Коррекция чрезмерной двигательной активности на уроке (движения по классу, доставание из шкафов игр, хватание чужих предметов)
Игротерапия. Включение в игру. Игры и упражнения на преодоление двигательного автоматизма. Дыхательные упражнения (игры с мыльными пузырями).
Коррекция импульсивного поведения (ведет себя, как заведенный; бегает больше, чем ходит)
Сглаживание напряжения игровыми приемами. Следование за интересом ребенка.
Включение упражнений с элементами мышечной релаксации. Взаимодействие со сверстниками.
Способы и методы коррекции
Коррекция нежелательного поведения (разговаривает во время урока)
Заинтересованность. Использование визуальных стимулов. Отвлечение внимания. Зрительный контакт. Становиться рядом. Говорить тихим голосом. Попросить об одолжении. Изменить деятельность. Поощрение. Заинтересованность в начатом задании.
Коррекция нежелательного поведения (ходит по классу, выбирает игры во время урока)
Активизировать интерес учащейся. Лишение права пользоваться пособиями не относящимися к теме урока. Подчеркивание любых улучшений в поведении. Положительное подкрепление результатов.
Способы и методы коррекции
Коррекция нежелательного поведения (ходит по классу, выбирает игры во время урока)
Активизировать интерес учащейся. Подчеркивание любых улучшений в поведении. Положительное подкрепление результатов. Заинтересованность в начатом задании. Зрительный контакт. Становиться рядом. Попросить об одолжении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция поведенческих расстройств у детей с нарушением интеллекта с помощью арттерапии
В последнее время логопеды, психологи, педагоги, врачи-психотерапевты психиатры отмечают, что поведение многих детей характеризуется неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стесн.
Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Развитие эмоций детей с ОВЗ в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами.
Доклад: «Коррекция поведенческих расстройств у детей с ОВЗ»
Расстройством поведения считается поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормати.
Профилактика и коррекция поведенческих расстройств и агрессивности у подростков c лёгкой умственной отсталостью»
Материалы подготовлены с целью психокоррекции агрессивности у подростков с легкой умсвенной отсталостью. Только системный подход к проблеме предупреждения и коррекции поведенческих расстройств и агрес.
Профилактика и коррекция поведенческих нарушений воспитанников детского дома.
Тема: «Профилактика и коррекция поведенческих нарушений воспитанников.Цель: предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.Задачи:·.
Проект «Хоровое пение» для преодоления познавательно — поведенческих проблем и стимулирования роста и развития учащихся 8-9 лет
В представленном материале дополнительное образование рассматривается как компенсирующее недоработки семейного и общего образования и воспитания детей, без преодоления которых невозможно развитие и по.
Практические приемы организации и управления классным коллективом как мотивирующее воздействие и преодоление поведенческих проблем в изучении английского языка.
Приведены формы и взаимодействие в коммуникативной деятельности в начальной и средней школе. Разработаны модели, мотивирующие упражнения и действия для совместного обучения, преподавания языка в класс.
Источник
Планирование работы по теме: «Коррекция проблемного поведения»
Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения
Порядок работы с проблемным поведением
В течение дня отмечаются неоднократные периоды смеха, не связанного с ситуациями, которые могут развеселить ребенка с точки зрения социальных норм (шутка, забавное происшествие в классе).
Частота случаев проявления неадекватного смеха уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.
1. Точное описание имеющегося поведения.
Например: поведение считается неадекватным смехом, если ребёнок смеется без видимой причины больше 2-3 секунд, что не позволяет ему отвечать на вопросы или выполнять инструкции педагога.
2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления неадекватного смеха) до начала коррекции.
В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком и родители отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.
3. Описание способа коррекции проблемного поведения.
Например: В момент начала эпизода неадекватного смеха ребёнкудемонстрируют запрет на данное поведение с помощью словесной инструкции , альтернативной коммуникации( жест «тихо»,карточка).Если поведение продолжается,ребёнкак отводят в уединенное место, где предъявляют ему простые инструкции и задания до тех пор, пока 5 из них подряд не будут выполнены без проявлений данного поведения. Затем возвращаются в класс к прерванному заданию.
4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления неадекватного смеха в процессе коррекции).
После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.
5. Вывод об эффективности проведенной работы.
По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов неадекватного плача по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту неадекватного смеха. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.
1) Предотвращение утомления и психологического дискомфорта.
Некоторые дети начинают неадекватно смеяться при утомлении, поэтому следует обеспечить им частую смену видов деятельности, перерывы для отдыха с предъявлением карточки альтернативной коммуникации «перерыв»
2) Тайм-аут и переключение.
В связи с тем, что неадекватный смех мешает другим детям, находящимся в классе, и отвлекает их, предпочтительнее отвести ребенка в уединенное место, где ему предъявляют простые задания, которые позволят прервать эпизод неадекватного смеха. В некоторых случаях помогают повторяющиеся физические упражнения, проводимые в энергичном темпе (например, приседания). Затем возвращаются к исходной деятельности.
Этот способ коррекции подходит и к такому дезадаптивному поведению, как неадекватный плач и неадекватный крик.
а) двигательные стереотипии (раскачивания, потряхивание руками, перебирание пальцами, раскручивание различных предметов; хождение по определенной траектории – например, вдоль стен; кручение на месте; хождение на носках и т.п.);
б) сенсорные и сенсорно-двигательные стереотипии (зажмуривание глаз, затыкание ушей, прищуривание, ощупывание определенных по текстуре поверхностей, обнюхивание, облизывание и т.п.).
Все перечисленные виды поведения корректируются только в том случае, если они служат помехой при обучении и общении с ребенком, а также, если их проявления не уменьшаются самопроизвольно в течение трех-пяти первых учебных дней.
Частота случаев проявления стереотипий уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.
1.Точное описание проблемного поведения.
Например: ребёнок раскачивается сидя на стуле ; обнюхивает игрушки, пищу и т.п.).
2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления стереотипий) до начала коррекции.
В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают случаи проявления данного поведения в специальном бланке.
3. Описание способа коррекции проблемного поведения.
Например: если ребёнок выполняет задание, ест и т.п. не раскачиваясь, его периодически поощряю. В случае проявления данного поведения (раскачивания), дается инструкция «Встань» и в течение нескольких минут ребёнок работает стоя. Затем ему напоминают, что необходимо спокойно сидеть на стуле и разрешают сесть.
4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления стереотипий в процессе коррекции).
После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.
5. Вывод об эффективности проведенной работы.
Через 1 – 2 месяца после начала коррекции производится подсчет всех эпизодов зафиксированного поведения, сравниваются данные до коррекции поведения и после нее. На основании полученных данных, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности проведенной работы, а также о ее влиянии на проблемное поведение. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.
1) Замена проблемного поведения адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным поведением.
Например, когда ребенок начинает трясти кистями рук, ему дается задание, в выполнении которого задействованы обе руки: физические упражнения, выполнение поделок из конструктора и т.п. Если речь идет о длительном переходе (например, по коридору), можно попросить ребенка положить руки в карманы или дать ему что-то нести (например, нетяжелые пакеты с пособиями).
2) Поощрение при отсутствии проблемного поведения предоставляется в те моменты, когда ребенок адекватно занят какими-либо видами деятельности и не проявляет проблемного поведения. Ребенка можно похвалить, предоставить ему любимую игрушку или пищевой стимул, подчеркивая, что его хвалят за то, что он хороший ученик, занимается спокойно.
3) Предотвращение утомления и психологического дискомфорта. Необходимо заметить, в каких ситуациях стереотипии ребенка приобретают более выраженный характер, чаще проявляются. Подобные ситуации следует предотвращать: позволять ребенку передохнуть, не предъявлять слишком трудных заданий.
4) Разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо (в определенном месте и в строго ограниченный период времени).
Такой способ может применяться, если не удается перевести стереотипии в более адекватную форму, или, если ребенок проявляет выраженный дискомфорт при попытке завершить стереотипию. Тогда следует организовать так называемую «зону отдыха», где ребенку некоторое время (например, на переменах) позволяют проявлять стереотипии – например, раскручивать предметы, трясти руками и т.п. Время пребывания в такой «зоне отдыха» должно быть ограничено; временные рамки следует обозначить таймером или песочными часами.
5) Медикаментозная коррекция.
Во время ситуаций, требующих выполнения инструкций взрослого или следования привычному порядку (например, при одевании), ребенок оказывает физическое сопротивление (отталкивает руки взрослого, помогающего ему; вырывается, убегает с учебного места и т.п.). Данное поведение не должно быть связано с пугающей или травмирующей ребенка ситуацией.
Частота случаев проявления физического сопротивления уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.
1. Точное описание проблемного поведения.
Например: в ответ на инструкции, направленные на прерывание нежелательного поведения (например, когда ребёнок залезает на парту), инструкцию не выполняет; при попытке оказания физической помощи вырывается и снова стремится выполнить нежелательное действие.
Или: во время обучения самостоятельному приему пищи ребёнок отталкивает руку воспитателя, направляющего ее правильно держать ложку.
2.Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления физического сопротивления) до начала коррекции.
В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.
3. Описание способа коррекции проблемного поведения.
В ситуации появления физического сопротивления ребёнка отводят в уединенное место, где предъявляют различные простые инструкции и задания, позволяющие переключить его внимание с неприемлемого поведения. Затем моделируют исходную ситуацию, во время которой появилось описанное поведение. Если ребёнок спокоен, возвращаются в класс и продолжают прерванное занятие. В течение дня его поощряют за спокойное поведение, за правильное выполнение инструкций.
Или: На учебных занятиях ребёнка учат путем подражания правильно держать игрушечные ложки и кормить игрушки. Поощрение предоставляется за все правильные попытки. Затем переходят к аналогичному обучению во время приема пищи. К физической помощи прибегают минимально, дозировано и с использованием значимых поощрений.
4.Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления физического сопротивления в процессе коррекции).
После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяцаотмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.
5. Вывод об эффективности проведенной работы.
По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов физического сопротивления по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании этого, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту физического сопротивления. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.
1) Предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению.
Как правило, ребенок начинает сопротивляться в тех ситуациях, когда ему не позволяют делать что-то, чего он хочет; или же наоборот – принуждают к какому-то действию, которое ему непонятно или не нравится. Основной способ коррекции в этом случае: проанализировать ситуации, в которых возникает данное поведение; сделать предположения о том, как заменить описанное выше поведение на адекватное. Один из способов: увеличить адекватную физическую активность вне класса (в спортивном зале, на прогулке), в результате чего он может стать спокойнее на учебных занятиях. Кроме того, чрезвычайно важно учить адекватным способам коммуникации, позволяющим выразить желания ребенка. Поиск «обходных» маневров – например, замена одного вида помощи на другой – также может принести свои положительные результаты.
2) Формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации.
Следует учить ребенка использовать фразы: «Дай», «Хочу», «Помоги», «Не хочу», «Устал» и т.п. или аналогичные им символы, карточки, жесты, используемые при обучении невербальной коммуникации. Даже если на первых порах ребенок будет слишком часто отказываться от той или иной деятельности, это будет лучше, чем ситуация, в которой требуется преодолевать физическое сопротивление. В то же самое время следует позаботиться о значимых для ребенка поощрениях, которые он будет получать только при отсутствии физического сопротивления во время обучения.
3) Медикаментозная коррекция.
Невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения
После того, как ребенок демонстрирует социально неприемлемое поведение (например, выбегает из класса; забирается на подоконник, сбрасывает тарелку со стола и т.п.), ему дается инструкция, выполнение которой позволит прервать данное поведение или устранить его последствия (например, «Стой», «Слезай», «Подними» и т.п.). Ребенок не пытается выполнить инструкцию и/или продолжает демонстрировать неприемлемое в данной ситуации поведение.
Частота случаев отказа от выполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения, уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.
1. Точное описание проблемного поведения.
Например, ребёнок выбегает в коридор и бежит к выходу на улицу, не реагируя на словесную инструкцию или карточку «Стой». Или: ребёнок раскачивается на стуле , несмотря на словесную инструкцию или карточку «Сядь правильно».
2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев отказа от выполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения) до начала коррекции.
В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.
3. Описание способа коррекции проблемного поведения.
1) Отрабатывается инструкция «Стой» на занятиях в то время, когда ребёнок не проявляет проблемное поведение. За выполнение данной инструкции он получает особо ценимое им поощрение.
2) В тот момент, когда ребёнок устремляется к выходу из класса без разрешения, взрослый сначала догоняет его и, не дотрагиваясь до него, предъявляет инструкцию «Стой». Если он останавливается самостоятельно и с первого раза, то он может получить поощрение (в течение первых двух недель после начала коррекции). Если его приходится останавливать физически (взяв за руку), то поощрения он не получает.
4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев отказа от выполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения, в процессе коррекции).
После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяцаотмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.
5. Вывод об эффективности проведенной работы.
По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов проблемного поведения по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту невыполнения инструкций. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.
1) Отработка необходимых инструкций в контексте, отличном от проблемной ситуации.
Когда ребенок спокоен, включен в обычные занятия, представляется возможным поработать с ним над выполнением тех инструкций, которые помогут в минуту возбуждения остановить нежелательное поведение. Наиболее распространенной инструкцией является инструкция «Стой». Ее можно отрабатывать во время повторяющихся действий на месте (прыжки, хлопки), а затем во время движений в пространстве (например, в спортивном зале во время бега). За правильное выполнение с первого раза следует предоставлять эффективное поощрение.
2) Поощрение выполнения инструкций.
В те моменты, когда уже имеет место нежелательное поведение, поощрение может быть предоставлено в начале обучение (не дольше первых одной-двух недель) и только в том случае, если ребенок послушался с первого раза. Важно иметь возможность остановить нежелательное поведение сразу же после предъявленной инструкции, поэтому не следует давать ребенку инструкцию, если расстояние между ним и взрослым более чем полметра. Необходимо действовать четко и оперативно, чтобы дать понять, насколько важно для всех, чтобы ребенок выполнил то, о чем его попросили.
Иногда в ситуации сильного возбуждения ребенок не сразу успокаивается, и его необходимо увести в уединенное место, чтобы он успокоился, и чтобы ситуация в классе не становилась неудобной для обучения других детей. При этом необходимо убедиться в том, что нахождение в уединенном месте не является поощрением для данного ребенка. Поэтому не следует ему предлагать привлекательных заданий и наград до возвращения в класс и нормализации его поведения.
4) Медикаментозная коррекция.
В течение дня имеют место неоднократные эпизоды, когда ребенок бьет кого-либо рукой, ударяет по предметам рукой, пинает ногой предметы или людей, щипается, кусается, рвет одежду или другие предметы, целенаправленно плюется (следует отличать от неконтролируемого слюнотечения), разбрасывает учебные пособия или другие предметы; бранится.
Частота случаев проявления агрессии уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.
1. Точное описание проблемного поведения.
Например, ребёнок щипает педагога или одноклассников. Или: ребёнок пинает ногами мебель , ударяет ногой по ноге другого человека (взрослого или ребенка), пинает предмет, лежащий на полу (туфли, портфель в раздевалке).
2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления агрессии) до начала коррекции.
В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.
3. Описание способа коррекции проблемного поведения.
В течение дня ребёнка поощряют за спокойное поведение. В тот момент, когда возникает эпизод агрессии, ее руки удерживаются руками взрослого; затем предъявляются различные простые инструкции, в которых задействованы руки (хлопать, постучать кулачками, выполнить различные упражнения пальчиковой гимнастики). После правильного выполнения пяти инструкций (без попыток ущипнуть кого-либо) возвращаются к исходной деятельности.
4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления агрессии в процессе коррекции).
После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяцаотмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.
5. Вывод об эффективности проведенной работы.
По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов агрессии по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту проявления агрессии. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на агрессивное поведение.
1) Переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения.
Этот способ применим только в тех случаях, когда агрессивное поведение направлено только на взрослых (педагогов, воспитателей), поскольку требовать от других детей не реагировать на то, что их кусают или бьют, невозможно. Довольно часто дети реагируют агрессией на трудные или непонятные учебные задания. В случае эпизодической агрессии на уроке можно сказать: «Положи руки на колени, возьми карандаш» и оказать помощь в выполнении задания.
2) Предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии.
Как говорилось в предыдущем пункте, трудные и непонятные задания могут провоцировать агрессию. Поэтому использование наглядных материалов, правильная постановка задач, использование принципа «от простого- к сложному» помогут предотвратить агрессию со стороны ученика.
3) Обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания.
Обучение фразам,жестам,символам «Помоги», «Устал», «Нет» и т.п. позволяет заменить агрессивное поведение адекватными просьбами и сигналами. Часто агрессивное поведение, особенно по отношению к другим детям, подкрепляется эмоциональной реакцией со стороны последних. Необходимо учить детей на переменах играть в веселые игры (в мяч, в мыльные пузыри и т.п.), организовывать хороводные, подвижные игры для того, чтобы ребенок получал позитивные опыт контакта со сверстниками и эмоционального внимания с их стороны.
4) Медикаментозная терапия.
В течение дня имеют место неоднократные эпизоды, когда ребенок проявляет по отношению к себе один из следующих видов поведения: бьет, кусает, щипает, целенаправленно ударяется о стену головой или другими частями тела.
Частота случаев проявления самоагрессии уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.
1. Точное описание проблемного поведения.
Например: самоагрессией считается поведение, когда ребёнок кусает себя за руку или бьет себя по голове.
2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления самоагрессии) до начала коррекции.
В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.
3. Описание способа коррекции проблемного поведения.
В момент, когда ребёнок начинает кусать себе руку или ударять себя, его руку удерживают и направляют на выполнение каких-либо действий (положить руки на колени, выполнить задания по подражанию движениям и т.п.). Если это не удается, его уводят в уединенное место, выполняют с ним вместе ряд физических упражнений, затем после трех спокойно выполненных упражнений предлагают невербальное задание (паззл, раскраску и т.п.), после чего возвращаются в класс к исходному заданию.
4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления самоагрессии в процессе коррекции).
После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.
5. Вывод об эффективности проведенной работы.
По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов самоагрессии по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании этого, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту проявления самоагрессии. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данное поведение.
1)Предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии.
Для детей, склонных к самоагрессии, часто характерна повышенная эмоциональная чувствительность. Они могут реагировать данным поведением на конфликтные ситуации, на трудности в обучении и общении. Поэтому необходимо продумать день такого ребенка, стараясь дозировать нагрузку, вводить в занятия приятные и релаксирующие моменты.
2)Прерывание эпизода самоагрессии с переключением на адекватное поведение.
Если эпизод самоагрессии краткий и не опасный для самого ребенка, то лучше его проигнорировать и постараться переключить ребенка на какую-либо деятельность. Если самоагрессия длится более одной-двух секунд и чревата ущербом для здоровья, то необходимо удержать ребенка от данного поведения. Лучше делать это мягко и ненавязчиво, например, что-то вложить ему в руку (например, массажный мячик), быстро дать какое-то интересное задание. Иногда, если самоагрессия сильная и длительная, приходится отвести ребенка в уединенное место и удерживать его некоторое время до тех пор, пока он успокоится. Совместно с родителями необходимо продумать максимально безопасные и комфортные для ребенка способы удерживания. Если ребенок перестает делать попытки к самоагрессивному поведению, ему дают несложные задания, а затем возвращают в исходную ситуацию.
Источник