Способы коррекции педагогической запущенности.
Психологические основы учебной деятельности младших школьников.
Лекция 8
Педагогическая запущенность
План.
Понятие педагогической запущенности.
Причины педагогической запущенности.
Способы коррекции педагогической запущенности.
1. Само понятие «педагогически запущенные» в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию «трудные» дети. Однако, следует согласиться и с мнением Л. М. Зюбина[515], что между указанными понятиями есть также различия. Понятие «педагогическая запущенность» характеризует историю воспитания ребенка, а «трудный» — свидетельствует о результатах такого воспитания. «Педагогически запущенный» рано или поздно становится «трудным».
В Российской педагогической энциклопедии понятие «педагогическая запущенность» рассматривается как «устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания».
Педагогический словарь, под редакцией И. А. Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность. С. С. Гиль[516] дает следующее определение – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами.
Проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие и различные черты, на которые указывают авторы, целесообразно определить педагогическую запущенность так: это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.
То есть, эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами знаний, слабое овладение способами и приемами их приобретения и неразвитости учебно-познавательных мотивов. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, в обученности, необразованность, в том числе не владение знаниями социально – этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей.
2. Педагогическая запущенность имеет внешние и внутренние причины.
Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.
Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психо-эмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.
Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами. На разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику и признаки проявления.
В младшем школьном возрасте педагогическая запущенность характеризуется:
• Психологической и нравственной неподготовленностью ребенка к обучению, в основе которого лежит несбалансированность развития индивидуально-психологических качеств личности, вызванная дефектами воспитания в семье, недостатками обучения в детском саду или школе.
• Неуспешностью, затрудненностью в учебе, а также других видах деятельности, наличием пробелов в знаниях, неразвитостью познавательных процессов, несформированностью общественно значимых мотивов учения, предпочтение ребенком-школьником игры, или других видов деятельности, в которых ему сопутствует успех.
• Нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами ребенка в учении, со слабостью его представлений об окружающем мире, нравственных правилах коллектива, отсутствием навыков общения, неправильной самооценкой, оценкой своего положения в группе сверстников.
3.Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Коррекция, в отличие от профилактики, предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка. Следовательно, можно заключить, что:
Психолого-педагогическая коррекция — совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.
Источник
Консультация для воспитателей «Работа с педагогически запущенными детьми и примерный план работы»
Светлана Завражина
Консультация для воспитателей «Работа с педагогически запущенными детьми и примерный план работы»
Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный характер, или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания. Личность развивается формируясь. Формообразование личности начинается в раннем детстве. Педагогически запущенность, как устойчивое состояние обуславливает особенности ребенка,характеризующейся противоречивостью развития:
а) Непродуктивность, затрудненность деятельности и отношений;
б) Особенности поведения, выдающиеся в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам, реакция компенсации или замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, реакциях увлечения игрой или удовлетворением других положительных интересов и склонностей в неразумных пределах, реакция приспособления или подчинения мнению других, реакция ухода из-под опеки, мнения самостоятельности, наличия над личностью неблагоприятной психологической обстановки в семье;
в) Доминирующее эмоциональное состояние негативного характера, деорганизующее ребенка, делающее его педагогически трудным.
Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами. При сохранении примерно одинакового механизма возникновения и развития на разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику, признаки и проявления.
В дошкольном возрасте это:
1. Неспешность в ролевой игре как ведущем виде деятельности, проявляющаяся в наличии трудностей при налаживании игроых отношений со сверстниками; предпочтение несложных по содержанию предметных игр; несостоятельность в других видах деятельности;
2. Неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая выражается в несоответствии уровня представлений ребенка об окружающей действительности возрастным возможностям, дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения, неумении выделять специальные учебные задачи в ходе игровой, познавательной и других видах деятельности;
3. Отклонения в поведенческой сфере.
Поскольку причины педагогической запущенности детей и подростков обусловлены недостатками воспитательно-образовательной работы семьи, детского сада и школы, т. е. успешное предупреждение зависит от тесного взаимодействия последних.Основными путями их взаимодействия являются:
1. Совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;
2. Совместное программирование содержание профилактической работы;
3. Совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения и преодоления педагогической запущенности;
4. Совместный анализ ее результатов.
Цель этого взаимодействия – перестройка совместного воспитания и воспитательно-образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогически запущенных детей и подростков.
Успешному решению задач профилактической работы в детском саду способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка, так и специальные (организация успеха ребенка в ролевой игре, учении, руководство его поведением путем опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизнедеятельности в коллективе, преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития).
К объективным условиям,способствующим повышению эффективности рассматриваемого взаимодействия относятся:
1. Обеспеченность детских садов и школ квалифицированными педагогическими кадрами;
2. Наличие материальной базы для организации разносторонней воспитательной работы с детьми;
3. Совершенствование управления взаимодействием воспитательных институтов;
4. Позитивные изменения в организации семейного воспитания;
5. Преодоление формализма в организации обучения и воспитания детей в детском саду и школе;
6. Наличие научно-обоснованной программы рекомендаций по проблеме.
В числе субъективных условий успешности взаимодействия следует назвать овладение его участниками системой знаний о причинах, признаках и появления педагогической запущенности; методикой ее диагностики и профилактики на основе преемственности и взаимодействия, создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями, общего фона положительных взаимоотношений в семьях педагогически запущенных детей, коллективах дошкольных учреждений и школ. Создание этих условий и является прерогативой практического психолога.
Профилактика педагогической запущенностиможет вестись в двух направлениях:
1. Предупреждение её возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребёнка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности;
2. Предупреждение её развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка.
Примерная программа организации индивидуальной работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности:
1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:
-повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
-создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
-индивидуальные консультации, помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, его общения в семье;
-контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
-меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.
2.Помощь ребенку в личностном росте:
-организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
-индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
-включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
-руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
-работа по формированию мотивации достижений.
Профилактика педагогической запущенности
1. Методика руководства общением (изменение положения ребенка в группе сверстников);
2. Методика руководства поведением (формирование индивидуального опыта поведения);
3. Методика выравнивания возможностей ребенка (преодоление недостатков развития);
4. Методика организации ведущей деятельности (формирование интереса, умений, навыков, развитие активности).
Гуманизация отношения к ребенку в семье
1. Перестройка семейных отношений, стиля семейного воспитания;
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей;
3. Восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи;
4. Взаимодействие родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе;
5. Активное включение родителей в процесс профилактики.
Консультация для воспитателей «Формы работы с детьми по правилам дорожного движения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» Консультация для педагогов «Формы работы с детьми по правилам.
Консультация для воспитателей коррекционных групп: «Особенности работы с детьми, имеющими нарушения зрения» Консультация для воспитателей коррекционных групп: «Особенности работы с детьми, имеющими нарушения зрения» В детских садах с детьми, имеющими.
Консультация для воспитателей на тему: «Психо — коррекционная работа и взаимодействие с семьёй» Консультация для воспитателей на тему: «Психо – коррекционная работа и взаимодействие с семьёй» Подготовила воспитатель: Жукова Наталья.
Консультация для воспитателей «Оздоровительная работа в летний период» Консультация для воспитателей. «Оздоровительная работа в летний период» Прекрасная пора – лето! Оно даёт возможность наполнить детей яркими.
План работы методического объединения воспитателей младших групп Утверждаю: Заведующий ___О. А. Крестьянинова Приказ №___ от «___»___2018г План работы методического объединения воспитателей.
План работы воспитателей группы общеразвивающей направленности для детей 2–3 лет Взаимодействие с родителями Работа по самообразованию Оснащение педагогического процесса Информировать родителей о родительском собрании.
Примерный перспективный план работы с родителями в 2 младшей группе на 2016–2017 учебный год Сентябрь 1. Родительское собрание на тему: «Как помочь ребенку адаптироваться к дошкольному учреждению». 2. Консультация: «Если ребенок упрямится».
Примерный перспективный план работы с родителями в средней группе на 2017–2018 учебный год Месяцы Название мероприятия Сентябрь 1. Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 4 – 5 лет». 2. Беседа с родителями.
Примерный план работы с родителями во второй младшей группе План работы с родителями во 2 младшей группе «Жемчужинки» МБДОУ д/с 8 «Золотой ключик» Октябрь 1. Родительское собрание «Организация работы.
Работа воспитателей с детьми — логопатами летом Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады,.
Источник