Статья «Коррекция девиантного поведения»
коррекция девиантного поведения
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ……………………………………………………………………..6
Система социального контроля……………………………………6
Коррекция личности девианта……………………………………11
II. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……..19
Описание процедуры исследования……………………………. 19
Анализ полученных данных……………………………………. 25
Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Среди других ее достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.
Эффективность воздействия определяется его целями, которые, в свою очередь, формулируются на основе изучения ведущих механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется с внешними действиями, а поведенческие методы — с условными рефлексами. Тогда как современная поведенческая психология выходит далеко за рамки внешне наблюдаемого поведения. В настоящее время она является синтезом нескольких направлении, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального научения, нейропсихология, копинг-теория. Более того, поведенческая психология широко использует данные, получение в других областях психологической науки, например в психоанализе.
Интеграция психологических знаний закономерно привела к углублению самого понятия «поведение». Сегодня в структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации; наконец, внешне наблюдаемые проявления и действия.
Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы отклоняющегося поведения.
Девиантная мотивация — это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы — все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к ненормативной активности. Человеческие потребности становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.
Другую группу причин составляют эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий — целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.
Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это так же элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности.
Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях. Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции — наиболее общие требования к деятельности специалиста. Ведущими принципами поведенческой психологии являются: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество.
Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе, может иметь различные проявления в виде аутизма, агрессивности, аддикций, коммуникативной девиации и др.
Проблема изучения девиантного поведения и его коррекции становится все более актуальной. В данной работе рассматривается агрессивность как один из видов девиантного поведения. Распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма, рост числа преступлений среди несовершеннолетних, представляет серьезную проблему для общества.
Проявления агрессивности в поведении подростков лежит в основе асоциального поведения, различного рода правовых нарушений, дезадаптированности и как следствие трудностей в адаптации к социуму, установлению конструктивных межличностных отношений.
На решение вопросов профилактики агрессивного поведения подростков в современной России работают различные органы государственной власти, однако используемые ими методы воспитания имеют скорее негативный подтекст, приобщающий подростков к миру преступности (исправительные колонии). Профилактическая работа в детских комнатах милиции имеет просветительско-познавательный характер, не решающий причин возникновения и развития агрессии.
В настоящее время проблема изучения отклоняющегося поведения подростков становится все более актуальной. Распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма, рост числа преступлений среди несовершеннолетних, представляет серьезную проблему для общества.
Предмет исследования: агрессивность как проявление девиантного поведения подростка.
Проблема исследования: Агрессивное поведение подростков в виде девиации в условиях современного социума. Объект исследования: девиация поведения подростка.
Целью курсовой работы является изучение особенности проявления девиантности поведения подростка, выраженное в виде агрессии.
Задачи курсовой работы:
1) определить понятие девиантного поведения подростков;
2) выявить факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения и систему социального контроля;
3) выявить склонность к девиантному поведению (в виде агрессии) у подростков.
Гипотеза: агрессивное поведение, выраженное в виде девиации, характеризуется физической и вербальной несдержанностью, а так же оказывает влияние на межличностные отношения.
I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
1.1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
В отечественной научной литературе определены и описаны (Я.И. Гилинский, А.М. Яковлев и др.) восемь компонентов, образующих систему социального контроля девиантного поведения.
1) индивидуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой. Реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей социальной шкалы оценок;
2) шкала оценок — производное от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом;
3) результатом действия социальной шкалы оценок является категоризация индивидуального акта, т. е. отнесение его к определенной категории действий (социально одобряемой или порицаемой). Это, в свою очередь, зависит от характера общественного самосознания;
4) характер общественного самосознания — общественная самооценка и оценка группой ситуаций, в рамках которых она действует (социальная перцепция). От состояния общественного самосознания непосредственно зависят характер и содержание социальных действий;
5) социальные действия — выполняют функцию позитивных или негативных социальных санкций. Реакция индивида на социальное действие зависит от индивидуальной шкалы оценок;
6) индивидуальная шкала оценок — производное от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида. Результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок является самокатегоризация индивида.
7) самокатегоризация индивида — принятие роли, отождествление с определенной категорией лиц). Самокатегоризация индивида зависит от индивидуального самосознания;
8) индивидуальное самосознание — самооценка и оценка ситуации, в рамках которой действует индивид (индивидуальная перцепция). От характера индивидуального самосознания непосредственно зависит последующее индивидуальное действие, являющееся реакцией на социальное действие.
Каждый из компонентов системы социального контроля может подвергаться внешнему и внутреннему воздействию, корректировке. Социальный контроль связан с системой факторов, изменяющей социальное поведение индивида, его сознание, мотивацию, оценку и самооценку, и т.п. В связи с этим следует учитывать то, что социальный контроль может либо усиливать воздействующие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить в норму.
Коррекционно-воспитательная деятельность направлена главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить для обеих сторон возникший конфликт «личность — общество», «личность — социальная среда», «личность — группа», «личность—личность».
Необходимость в коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях отклонения в поведении ребенка вызванных, главным образом, социальными нарушениями. Этапы асоциального поведения определяются тремя признаками:
а) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий;
б) степень несоответствия диспозиции личности общественным требованиям, нормам и законам. Она определяется через анализ отношения личности к этим требованиям, а также оценку собственного поведения;
в) единичность и рецидивность асоциальных действий.
На каждом этапе асоциального поведения личности предполагается определенная реакция со стороны общества в форме помощи или санкций. Исходя из сказанного, предлагается модель изучения конкретного девиантного поведения для последующей социально-педагогической и психологической коррекции:
1. Диагностика нарушения общественных требований, норм и законов, их единичность и рецидивность.
2. Отношение личности к социальным нормам, требованиям и собственному поведению.
3. Стимулы и санкции.
4. Институты, осуществляющие социализирующие влияния.
5. Социальный прогноз.
На первом этапе может не быть девиантного поведения в «чистом» виде, а могут проявляться некоторые его симптомы: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы)
Как правило, причины — в неправильном воспитательном воздействии. Социальный контроль совершает попытку это воздействие компенсировать. Социальная помощь должна быть направлена:
на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям);
на конкретную личность и носить характер измененной воспитательной деятельности.
При успешной работе социальный прогноз может быть положительным, в противном случае возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение закрепляется.
Второй этап характеризуется дальнейшими нарушениями социальных норм, требований и первыми проявлениями противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно вхождение в малые группы с выраженным асоциальным характером поведения. Варианты отношения личности к социальным нормам:
а) личность воспринимает свое поведение как нормальное и соответствующее собственным ценностям и установкам;
б) личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует не столько ее собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям ближайшего социального окружения или социальной группы, к которой она стремится;
в) личность оценивает свое поведение отрицательно, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.
В случае своевременного внимания и успешной коррекционной помощи прогноз будет положительным. В противном случае вероятно дальнейшее углубление нарушений в социальном поведении.
На третьем этапе девиантного поведения его характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление социального опыта в этом отношении (кражи, насилие, хулиганство, проституция и др.).
Личность либо принимает свое поведение как нормальное, соответствующее его собственным ценностям и установкам, либо у нее наступает «кризис идентификации». Это кризис представления о себе и оценке общественного мнения на свой счет, что ведет к социальному конфликту, часто завершающемуся идентификацией с образом, который окружающие имеют о нем. На этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных. Санкции могут носить принудительный характер в специализированных воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей и др. с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды. На данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность справится с проблемами.
Четвертый этап — устойчивое девиантное поведение — включает в характеристику рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное проявление опасных социальных отклонений, включение в группы с постоянно выраженным асоциальным характером. Возможно, что личность отрицательно оценивает свои действия, но испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. Характер и содержание коррекционной деятельности сохраняются такими же, как и на третьем этапе. Существует возможность успешного решения проблем, возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен тем обстоятельством, что «наклеивание ярлыка» уже произошло. Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.
Пятый этап — устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся устойчивыми асоциальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Проявления отношения к социальным нормам со стороны личности сохраняются, как и на предыдущем этапе. На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, отчуждение личности от общества стабильное. При неудачной коррекционной помощи сохраняется устойчивая готовность к постоянному девиантному поведению.
Приведенные этапы девиантного поведения имеют условный характер, так как каждый отдельный девиантный акт является специфическим комплексом характеристик нарушения и личностной мотивации, и социального поведения.
1.2 КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕВИАНТА
Функции процесса перевоспитания:
1. Воспитательная — восстановление положительных качеств, которые преобладали до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная — формирование стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая — активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.
4. Корректирующая— исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.
5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:
1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.
7. Контроль над ходом и эффективностью программы.
Определение причин отклоняющегося поведения:
выяснить особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др.
выяснить, какие потребности он удовлетворяет своей принадлежностью к неформальному объединению: хочет ли самоутвердиться или получить социальную защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.;
проследить путь, который привел подростка именно в эту группу;
определить субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению, и разницу между этим отношением до и после включения в группу.
Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы (по Ю.А. Клейбергу):
единство диагностики и коррекции;
системность развития психической деятельности;
деятельностный принцип коррекции;
нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
понимание и сочувствие;
прагматизм психолого-педагогического воздействия;
приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.
развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
Психологическая коррекция — это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того, психокоррекцию можно применять в ситуациях преодоления различного рода затруднений.
Занятия по психокоррекции тесно связаны с понятием «норма», что обозначает основную цель психокоррекции как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя их его возрастных и индивидуальных особенностей.
Этапы психокоррекционной работы включают в себя:
составление плана коррекции;
оценка результативности программы.
Методы коррекции зависят от того, к какой школе принадлежит специалист, поэтому их можно достаточно «условно» разделить по существующим направлениям в психологии, которые будут подробно описаны ниже.
Психокоррекция планируется и осуществляется самим психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют следующие её виды: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная.
Индивидуальная психокоррекция предполагает работу с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц, в таком случае обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, более глубокая и результативная работа.
Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в группах по 2 — человека, как правило, имеющих сходные проблемы в развитии.
Групповая форма проведения психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающие между участниками группы. При решении некоторых проблем, например возникающих в сфере общения, межличностных взаимодействий, участие в психокоррекционных группах более эффективно, чем индивидуальная работа.
Смешанная форма сочетает достоинства индивидуальной и групповой коррекции и позволяет осуществить комплексный подход к решению проблем.
Другой формой коррекционно-развивающей работы является собственно психологическое воздействие, включающее в себя психокоррекцию, консультативную работу и социально-психологический тренинг. Разработки и построение психокоррекционных программ основывается на следующих принципах:
Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика не только предшествует психологическому воздействию, но и служит средством контроля изменений личности, эмоциональных состояний, поведения, познавательных функций в процессе коррекционной работы, а так же инструментом ее оценки.
Принцип «Нормативности» требует учета основных закономерностей психического развития, последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий. Исходя из этого принципа, учитывается возрастная норма и строится прообраз будущего развития ребенка.
Принцип коррекции «сверху-вниз», сформулированный Л.С. Выготским, определяется ведущей ролью обучения для психологического развития ребенка.
В качестве основного содержания психокоррекционной работы согласно этому принципу выдвигается создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, с целью активного формирования того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями общества.
Принцип учета индивидуальных и личностных особенностей ребенка определяет необходимость индивидуального подхода при выборе целей, задач, способов и программ психокоррекционной работы. Уникальность каждой личности делает невозможным применение единого шаблона психокоррекции ко всем детям.
Принцип системности, прежде всего, требует учета сложного системного характера психологического развития в онтогенезе, гетерохронности, разновременности созревания различных психических функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.
Принцип деятельности. Опора на ведущую деятельность и варьирование разнообразных видов деятельности: процессуальной, продуктивной, учебной, трудовой, совместной, общения как специфической формы деятельности — делают процесс психокоррекции продуктивным и эффективным, вызывая интерес у ребенка, определяют мотивационный аспект психокоррекционного воздействия.
Методы диагностики психолого-педагогических отклонений ребенка включают в себя: метод наблюдения, экспериментальное исследование, экспериментально-психологические методики.
С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как наличие навязчивых или стереотипных действий, проявление тревожности, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности двигательного развития.
Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Метод наблюдения может дать интересную дополнительную информацию не только для психологов, но и для клиницистов.
Экспериментальное исследование. Выдвинутое Л.С. Выготским положение, что обучение ведет за собой развитие, привело к созданию различных вариантов обучающих экспериментов, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах элементы обучения включены в сам процесс психологического эксперимента, в других — имеет место сочетание констатирующего эксперимента (чаще тестового) с обучением, направленным на получение новых знаний и умений, преимущественно в специальных областях, что позволяет профессионально ориентировать ребенка. При такой схеме исследования (тест-обучение-тест) эффект обучения получает определенное количественное выражение. Чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает психолог о трудностях и возможностях обследуемого ребенка, тем более содержательными являются его коррекционные рекомендации и прогностическая оценка.
Экспериментально-психологические методики. Среди них особую популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», «Последовательность событий», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Пиктограмма» и др. Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.
1.3 ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Что касается процедуры исследования, то здесь при установлении контакта с ребенком очень важно учитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности, чувство «Я», «независимости» от взрослых. Хотя у подростков с отклонениями в развитии эти черты выражены в меньшей степени, чем у нормально развивающихся детей, следует все же принимать их во внимание.
У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку — важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
Существуют и специфические особенности, которые необходимо учитывать в ходе установления контакта, поиска верного тона в общении с подростком. Так, дети с гиперкинетической формой детского церебрального паралича могут быть расторможенными, не всегда соблюдают дистанцию в общении со взрослыми, тогда как дети с гемипаретической формой сенситивны, тормозимы; подростки с нарушениями слуха более активны, стеничны по сравнению со слабовидящими и незрячими.
При предъявлении опросников важно быть уверенным, что подросток понимает значение вопроса полностью, в противном случае время будет потрачено зря, результаты будут недостоверны. Прежде чем предъявить опросник, нужно проанализировать, какие вопросы могут оказаться трудными для понимания (значения слов, предлагаемые ситуации в целом), а затем в беседе задать ряд вопросов, чтобы определить, насколько ребенок понимает значение слова или содержание ситуации.
Если этого понимания недостаточно, но интеллектуально ребенок достаточно сохранен, можно ненавязчиво прояснить ему ситуацию и лишь затем попросить его заполнить опросник. Делать же пояснения в процессе заполнения опросника нельзя, так как в этом случае ребенку навязывается та или иная трактовка ситуации другим человеком.
Значительные ограничения существуют и в применении так называемых проективных методик исследования личности и межличностных отношений. Чем ниже уровень интеллектуального и речевого развития, тем меньше возможность использования такого рода методик, тем беднее их арсенал.
Таким образом, психологическое исследование особенностей личности и межличностных отношений подростка с отклонениями в развитии должно учитывать как специфические особенности подросткового возраста, так и характер нарушений развития.
II. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для диагностики девиантного поведения использовался тест эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной и тест оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Данные методики позволяют определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Насколько агрессивен испытуемый и выражается ли его агрессивность в девиации поведения.
Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
Назначение теста: Диагностика различных форм агрессивного поведения. Инструкция к тесту: каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте «Да» или «Нет» на следующие вопросы):
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
Мне не раз приходилось драться.
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
Я думаю, что многие люди не любят меня.
Я требую, чтобы люди уважали мои права.
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
Меня легко обидеть.
Многие люди мне завидуют.
Если я злюсь, я могу выругаться.
Если не понимают слов, я применяю силу.
Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
На удар я отвечаю ударом.
В споре я часто повышаю голос.
Я раздражаюсь из-за мелочей.
Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
Р 3 10 17 24 31
Н 4 11 18 25 32
О 5 12 19 26 33
П 6 13 20 27 34
С 7 14 21 28 35
За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ “Да» на вопросы, в таблице.
Интерпретация результатов теста
Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:
Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы.
Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера.
Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу.
Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста.
Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить.
Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Словесная агрессия (С): за словом в карман вы не полезете.
Таблица 1. Результаты исследования по тесту оценки агрессивности Басса-Дарки
Источник