Консультация «Коррекция межличностных отношений в ДОУ»
Юлия Кутырева
Консультация «Коррекция межличностных отношений в ДОУ»
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими людьми и от того как они будут развиваться зависит становление личности ребёнка, его самосознания, поведение в обществе. В дошкольный период у ребёнка формируются основы нравственных черт характера, чувство дружбы, коллективизма, гуманное отношение к окружающим. Дети усваивают нормы морали и способы поведения в обществе. Покидая стены детского сада, ребёнок сталкивается с множеством проблем, зачастую связанных с неумением строить свои отношения с окружающими его людьми. Задача педагога помочь ребёнку научиться жить среди людей, комфортно чувствовать себя в любом обществе, усвоить общепринятые нормы морали.
По мнению А. П. Усовой первое детское общество возникает в детском саду в совместных играх детей, где ребёнок приобретает первый социальный опыт, обучается способам поведения в отношениях с другими людьми.
Межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы, которые определяют положение человека в коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость человека в данном обществе. От них зависит сплочённость группы, способность решать поставленные задачи. Известный американский психолог Т. Шибутани писал, что только группа равных приучает ребёнка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки, отсутствие опыта общения ребёнка со сверстниками притупляет способность понимать других людей.
Как показывает практика, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Зачастую между детьми возникают конфликты, приводящие к неблагополучию ребёнка в группе, которое может проявляться как малообщительное, замкнутое или агрессивное поведение.Причины конфликтов могут быть различны: неумение ребёнка играть, отсутствие навыков общения, желание командовать, быть главным, неумение договариваться, согласовывать свои действия с действиями других, застенчивость. Независимо от причин конфликтов, дети зачастую оказываются не способны разрешить их самостоятельно и нуждаются в помощи взрослого.
Таким образом, необходима коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на гармонизацию межличностных отношений дошкольников.
Хочу познакомить вас с некоторыми приемами, целью которых является формирование гармоничных межличностных отношений.
1. Разыгрывание этюдов, инсценировки.
Перевоплощаясь в того или иного героя, дети получают возможность почувствовать те чувства, которые испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию, что способствует обогащению морального опыта.
Рекомендации: после выполнения этюдов дать возможность детям высказаться о своих ощущениях.
Этюд «Поссорились – помирились». Дети показывают, какое у них настроение, когда они поссорились. Затем предлагается обняться и помириться, какое настроение?
Этюд «Беседа». Дети встают спиной друг к другу, и пытаются произнести диалог. Удобно вам разговаривать? Почему?
2. Решение проблемных ситуаций нравственно-этического характера.
Совместное обсуждение таких ситуаций способствуют развитию умения прислушиваться к мнению других детей, находить верное решение. Иногда дети отказываются от первоначального мнения, видя, что оно было ошибочным. Продуманные вопросы по теме, помогают детям понять, что хорошо, а что плохо.
Может ли Баба Яга стать лучше? Попросить детей охарактеризовать бабу Ягу. Подумать, какие у неё были родители. Какой она была в детстве? Как помочь бабе Яге исправиться? Предложить собрать посылку для бабы Яги, и написать ей письмо с пожеланиями и советами.
3. Совместная и индивидуальная изобразительная деятельность.
Иногда детям легче выразить то, что они чувствуют в рисунке, сначала передать свои мысли и чувства бумаге, а потом уже рассказать об этом словесно. Совместное рисование способствует умению согласовывать свои действия с действиями других.
Рисование в триаде. Дети распределяются в группы по три человека и рисуют одну картину на заданную тему.
Нарисуй домик. Дети разбиваются на пары, им дается один лист, поделенный пополам. Дети рисуют дом, при этом каждый рисует свою половину дома. Сложность в том, что дом должен получиться симметричным.
Рекомендации: можно взять любой симметричный рисунок.
Усложнение задачи: во время рисования нельзя разговаривать.
а) Направленные на развитие способностей познавать себя и окружающих людей.
«Волшебные очки». Кто надевает такие очки, видит только положительные качества в окружающих его людях.
Рекомендация: предложите надеть волшебные очки детям, которые не ладят друг с другом или поссорились. Это помогает примирить поссорившихся детей.
«Хорошо-плохо». Дети встают в круг, в центре водящий с мячом. Водящий по очереди бросает детям мяч, и называет любой поступок, дети возвращают мяч, говоря хорошо это или плохо.
Второй вариант: водящий бросает мяч, и просит назвать хороший или плохой поступок.
Выбирается несмеяна, дети по очереди пытаются её рассмешить. У кого это удается, становится Несмеяной.
б) Направленные на развитие эмоциональной сферы детей.
«Эмоции». Выбирается водящий, он показывает эмоцию, остальные отгадывают.
Читается из произведения (например, К. И. Чуковский «Мойдодыр», Н. Носов «Огурцы», дети определяют эмоцию героя.
«Маски». Детям предлагают «надеть» маску грустного пьеро, или веселого буратино и т. п.
«Зеркало». Дети встают друг против друга, один изображает отражение в зеркале и должен повторить то, что показывает его партнер.
в) Направленные на развитие невербальных средств общения.
«Сурдоперевод» Водящему предлагается любая фраза, которую он должен показать детям с помощью мимики и жестов. Дети отгадывают.
«Проведи машину» Водителю дается руль, и завязывают глаза. По группе расставляют препятствия. Дети указывают путь водителю словами. Отмечается группа, в которой водитель задел меньше препятствий.
г) Способствующие развитию навыков совместной деятельности, чувства общности, пониманию других людей.
«Дружная пара». Дети встают парами, и зажав между собой мяч, преодолевают препятствия.
«Собери игрушки». Дети разбиваются на группы по трое, берутся за руки, образуя цепь. У крайних детей свободно по одной руке. Их задача, не отпуская рук, собрать игрушки.
Рекомендации: после игр важно не пропускать этап рефлексии. Обратить внимание, что выигрывают, те, кто умеет договариваться, действует сообща.
5. Словесное творчество.
Детям дается возможность глубже понять поступки людей, реализовать свой творческий потенциал, придумывая нравоучительные истории.
Предложить детям придумать короткие «мирилки», которые будут помогать им помириться, если вдруг возникла ссора.
«Рассказы по пословицам». Подбираются пословицы на определенную тему, затрагивающую нравственные аспекты, дети придумывают рассказ по этой пословице.
«Реклама». Детям предлагается придумать рекламу группы, сада, семьи.
«Хвалилки». Дети хвалят друг друга, отмечая поступки, которые ребенок совершил в течение недели. Игра проводится в конце каждой недели.
«Страшная сказка». Предложить детям сочинить страшную сказку, которая в конце окажется веселой.
Данные приемы способствуют созданию эмоционально позитивного настроя у детей, помогают сформировать положительные нравственные качества, способствуют развитию коммуникативных навыков. Буду рада, если мой опыт поможет вам в работе с детьми.
«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей В период дошкольного детства ребёнок вступает в «возраст разума» — овладевает речью, основами интеллекта, умением контролировать своё.
Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.
Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников».У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.
Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.
Консультация для родителей «Упражнения, направленные на гармонизацию отношений с ребенком» Элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут ввести абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не.
Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.
Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.
План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик» Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Октябрь Тема: Диагностика воспитанников КОУ «Леушинской школы.
Источник
Рекомендация по коррекции организации общения с детьми
Юлия Пажбекова
Рекомендация по коррекции организации общения с детьми
Статья адресована родителям. Часто родители просто-напросто не умеют разговаривать со своими детьми. Некоторых родителей воспитывали строгости, и они до сих пор считают, что детей должно быть видно, но не слышно, а другие боятся конфликтов. Последствия отсутствия общения могут быть просто разрушительны для развития нормальных отношений между родителями и детьми. Дети могут почувствовать себя в изоляции, что может заставить их замкнуться, стать раздражительными или перестать справляться с проблемами. Говоря с вашими детьми на разные темы, вы не только развиваете отношения между вами – вы делаете и их, и вас чуточку счастливее и снимаете излишнюю напряженность. Хороший путь к началу эффективного общения – удостоверится, что ребенок любого возраста не будет колебаться, прежде чем решиться поговорить с вами на любую тему.
Слушайте. Смотреть телевизор или читать газету, пока ваш ребенок пытается с вами поговорить – это не означает слушать и слышать. Если вы действительно не можете выделить хотя бы несколько минут на что, чтобы ответить на подростковые вопросы о сексе или выслушать историю о том, как плохо с ним поступил его друг,скажите что-то вроде: «Как я понимаю, это для тебя очень важно. Ты не против, если мы обсудим это чуть позже, когда я освобожусь?» После этого непременно договоритесь на определенное время, чтобы ребенок не посчитал, что вы уходите от разговора.
Выделите время для серьезных разговоров. Если вы собираетесь обсудить серьезный вопрос – к примеру, переезд, развод, установление «комендантского часа» или распределение обязанностей по дому – соберите семейный совет, на котором каждому члену семьи будет дана возможность высказаться. Подобные собрания можно проводить как по животрепещущим темам, так и просто раз в неделю или в месяц – так вы сможете регулярно обсуждать все, что происходит в вашей семье.
Поймите, почему они молчат. Дети не всегда желают общаться на определенные темы – если подобное случилось и с вашим ребенком, не настаивайте на продолжении разговора и дайте ему понять, что вы его выслушаете, как только он будет готов.
Следите за своими жестами. Сложенные на груди руки, злой или нетерпеливый вид – не лучший способ добиться от детей откровенного разговора. Если они сидят на полу, присядьте рядом, чтобы вы оказались на том же уровне, а во время разговора старайтесь смотреть им прямо в глаза, чтобы показать, что вы их слушаете.
Используйте вопросы. Если у вас с трудом получается завязать с ребенком разговор, и вы постоянно подбираете не то время и место, подождите, пока он сам вас о чем-нибудь не спросит. В ответ задавайте ему свои вопросы так, чтобы они не могли продолжить разговор, не дав на них ответа.
Выберите должное время. Не обсуждайте серьезные проблемы сразу поле того, как ваш ребенок придет из школы, или, к примеру, после того, как вы вернетесь с не самого удачного рабочего дня. Чтобы ясно и четко донести до него то, что вы хотите сказать, вы оба должны находиться в правильном расположении духа.
ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ ОБЩЕНИЕ.
ПРАВИЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ очень важно, чтобы дети могли поделиться с вами своими взглядами, приобщиться к вашим, и вместе с вами решить свои проблемы.
НЕ СУДИТЕ СТРОГО И НЕ НАВЕШИВАЙТЕ ЯРЛЫКИ. Если родитель перебивает ребенка во время разговора репликами вида «Что ты такое говоришь, это же просто чушь», неудивительно, что он может посчитать, что над его мнением смеются и надолго замолчать.
НАПАДАЙТЕ НА ПРОБЛЕМУ, А НЕ НА РЕБЕНКА. Вместо «Превратился в лентяя» лучше сказать «Мне не нравится, что ты забываешь покормить собаку». Не говорите подросткам, что они безответственны потому, что курят. Вместо этого расспросите, как и почему они начали курить. Постарайтесь завоевать их доверие – так им будет легче поделиться с вами своими мыслями, а вам – постараться общими усилиями выработать решение их проблем.
НАЗОЙЛИВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ИЛИ ОТЧИТЫВАНИЕ может заставить детей или вовсе перестать вас слушать, или начать спорить, а то и уйти в глухое отрицание. НЕ ПЕРЕБИВАЙТЕ. Всегда дайте вашим детям время договорить, и только после этого начинайте отвечать. Если дети считают, что им не дают высказать свое мнение, они могут вовсе перестать с вами разговаривать. НЕ УНИЖАЙТЕ ДЕТЕЙ. Не кричите на них, не обзывайте, не подшучивайте и не обвиняйте почем зря. НЕ ЛГИТЕ. Возможно, говорить с подростками о сексе и не вполне удобно, если вести себя с ними честно и открыто, они ответят вам тем же. НЕ ОТМАХИВАЙТЕСЬ ОТ ЧУВСТВ. Если ребенку грустно из-за проигранного матча, не говорите ему, что это всего лишь мелочи жизни, ведь в следующий раз он может и не поделиться с вами своими чувствами. Лучше скажите что-то на подобие «Я знаю, как ты хотел победить. Иногда проигрывать особенно тяжело».
Консультация для родителей «Родительский авторитет» Родительский авторитет. Авторитет не дается от природы. Смысл авторитета заключается в том, что он принимается как несомненное достоинство.
Реализация проекта «Лекарственное растение мать-и-мачеха» в старшей группе Поиск «Чудо-растения». Наблюдали с детьми за лекарственным растением, и его внешним видом, строением. Беседа о мать-и-мачехе. Дети научились.
Источник