Способы коррекции интеллектуального развития

Коррекция интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Методические рекомендации для учителей -дефектологов по работе с детьми с ЗПР в условиях ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста .

Быкова Ольга Владимировна, учитель-дефектолог

Каждый ребенок любознателен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

  • быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать ее в случае необходимости. Интеллект ребенка — специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях — оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Для ребенка игра — это жизнь, один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности.

Формирование и развитие интеллекта у дошкольников можно проводить разными способами. Это могут быть и подвижные коллективные игры, и спокойные игры для небольшого количества детей: шашки, шахматы, всевозможные настольные игры. Есть множество других способов.

Дети с удовольствием увлекаются творческими заданиями. Полезным занятием для ребёнка будет лепка, конструирование, рисование. Занятия математикой развивают логическое мышление. Чтение помогает пополнить словарный запас и развить эмоциональную сферу. Компьютерные игры развивают логическое мышление. Важно научить дошкольников задавать вопросы и отвечать на них, это развивает коммуникативные способности.

Занятия должны осуществляться регулярно, только в этом случае возможен положительный результат.

Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему. Познавательная и интеллектуальная активность, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей. Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • Решение проблемных задач
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Наглядное моделирование
  • Кодирование и декодирование
  • Придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей
  • Генерирование идей по принципу «мозгового штурма»
  • Игры на развитие словесно-логического мышления

Для организации работы с детьми существует следующая система дидактических принципов:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
  • обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
  • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

В дошкольной педагогике с разделом «Игра» тесно связаны разделы «Изобразительная деятельность» и «Конструирование». Известно, что в процессе изобразительной и конструктивной деятельности создаются особые условия для образного отражения окружающей действительности реализации жизненного и игрового опыта ребенка. Осуществление направленного руководства деятельностью детей оказывает огромное влияние на их личностное развитие. Кроме того, только на основе сформированной игровой и продуктивной деятельности оказывается возможным переход ребенка на более высокий уровень — к обучению в школе, к овладению учебной деятельностью

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями педагогов и родителей, которых объединяет общий взгляд на воспитание. Необходимо помнить о том, что развитие интеллекта ребенка в дошкольном возрасте прямо пропорционально времени, которое взрослые уделяют этому занятию, а также усилиям, которые к этому прилагаются.

Источник

Основные приемы, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии

Пирожкова Ольга Ивановна
Основные приемы, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии

Большое значение для развития умственно отсталых детей и коррекции их недостатков имеет применение адекватных методов и приемов в работе с ними. Необходимыми условиями для проведения дальнейшей успешной работы являются:

• Установление эмоционального контакта с ребенком (у некоторых детей возможно изначально положительные отношения со взрослым, но у большинства отмечается полное или частичное отсутствие продуктивного взаимодействия, которое в подавляющем количестве после адаптационного периода стабилизируется в положительную сторону)

• Применение наглядного материала.

Для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии наличие наглядных средств практически в любом виде деятельности, будь то индивидуальные или подгрупповые занятия специалистов, обучение и воспитание в обучающей среде группы, овладение ли навыками социально- бытового ориентирования – является важнейшим компонентом коррекционно- развивающей работы. Средства наглядности должны быть в достаточном количестве, соответствовать по назначению и признакам, лексическим темам занятий, проводимых в группе. Для этого используются яркие, красочные предметы, муляжи, могут быть заводные, шумовые игрушки со звуком- они являются прекрасным средством развития детей.Обязательно нужно дать определенное время ребенку обследовать предлагаемые предметы самостоятельно: потрогать, позвенеть, постучать. Педагог также предлагает ребенку осуществить действия по обследованию предмета, используя помощь взрослого. Наравне с яркими предметами, игрушками используются предметные и сюжетные картины с четким, ярким изображением, понятным и доступным ребенку. Дети соотносят предмет с изображением на картинке, называют его или самостоятельно или с помощью педагога. Для усвоения ребенком материала необходимо многократное повторение, сочетанное с показом.

• Применение вербальных и невербальных средств общения.

На занятиях с умственно отсталыми детьми педагоги используют как вербальные, так и невербальные средства преподнесения материала, иногда применяется их чередование в процессе занятия. У большинства детей наблюдается или полное отсутствие речи или низкий уровень ее развития. В процессе занятия педагог тщательно, детально объясняет задание наглядно-действенным способом, сопровождая показ словесным объяснением, комментарием. Применяется совместное проговаривание с ребенком, также используется одинаковый или похожий материал, но преподносится разными способами, учитывая возрастные и интеллектуальные особенности ребенка, а также уровень речевого развития. Отсюда возникает выбор вербального или невербального способа общения.

• Применение художественного слова.

На занятиях педагоги используют для работы с детьми такие сказки как «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие простые русские народные сказки. Педагог применяет данный метод, стараясь создать у детей эмоциональное отношение к игре, положительный настрой к театрализованной деятельности, появление на занятии игрушки сказочного героя обычно также ярко воспринимается детьми. Педагог старается вовлекать в процесс всех детей группы, предлагает им проявить самостоятельность в выборе роли, формирует целенаправленные действия по показу и словесной инструкции взрослого. Огромную роль играет применение наглядных средств (картинки с изображениями по сказке, ряжение.)

Весь процесс обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями специфичен по содержанию и методам и осуществляется с учетом особенностей познавательной деятельности и личностного развития детей, а также коррекционно- компенсаторной направленности психолого-педагогического воздействия.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

«Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС до.» Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Источник

Эффективные технологии сопровождения детей с умственной отсталостью

Эффективные технологии сопровождения детей с умственной отсталостью

«Врожденные биологические особенности человека оказывают влияние на личность,
но отнюдь не предопределяют её развитие» С.Я. Рубинштейн

В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в интеллектуальном развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в интеллектуальном развитии.

Умственная отсталость – это не болезнь и её нельзя рассматривать как собственно сущность человека. Она распространяется прежде всего на интеллектуальную сферу, но не на свойства личности. Определяют развитие личности общественные условия воспитания, конкретная среда, в которой ребенок развивается.

Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми – социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, как дома, так и в условиях учреждений, когда они не исключены из окружающей социальной среды. Необходимо использовать все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать в быту, в специальных производственных цехах выполнять простую работу, жить по возможности в семье и общаться в трудовом коллективе.

Среди многообразия современных технологий, методов, форм и приемов работы с детьми специалисты выбирают те, которые, на их взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.

Эффективные социальные технологии, применяющиеся в практике реабилитационной деятельности, взаимосвязаны, взаимозависимы, последовательны и реализуются всеми специалистами. Эффективность реализуемых мер положительно влияет не только на уровень адаптированности, но и позволяет в целом повысить качество жизни получателя услуг.

В работе с детьми с умственной отсталостью большое внимание уделяется кружковой работе по различным видам арт-терапии (работа с природным и декоративным материалом, лепка, аппликация, вышивка, вязание и т. д.).

Арт-терапия влияет на эстетическое воспитание, развивает мелкую моторику рук, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, оттиск смятой бумаги, обрывание, скатывание бумаги и др. Используемые на занятиях способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью помогают выполнять терапевтическую функцию: отвлекают детей от конфликтов, печальных событий, обид; снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное, приподнятое настроение; обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка; благотворно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления.

Существует выражение «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Эти слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития. Для этой цели применяются технологии: арт-терапии (рисование красками и кисточками, пальцами рук), лепкотерапия, пальчиковая гимнастика, аппликация (из круп и кинестетического цветного песка, бисера, стразов).

Благодаря творческим технологиям ребёнок с УО получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. От развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью.

Технология «Творчество по методике Марии Монтессори» развивает внимание, память, мышление, усидчивость, мелкую моторику рук, готовит руку к письму, способствует речевому и сенсорному развитию ребенка (украшение рисунков пуговицами, монетами, бусами). В работе применяются и природные материалы (шишки, желуди, скорлупа орехов, фисташек, яиц и др.).

«Нейробика» так называемая гимнастика для мозга. Положительный эффект применяемой технологии: развитие интеллекта, творческого воображения, фантазии, улучшение эмоционального и психофизического самочувствия, расширение круга общения, повышение самооценки, формирование позитивного взгляда на жизнь, активной жизненной позиции. Нейробика – это комплекс простых упражнений, которые способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность нашего мозга к любой работе в любом возрасте.

В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего «Су-Джок» терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом). Эти лечебные системы созданы не человеком, а самой природой. Стимуляция определенных нужных точек в системах соответствия может развивать речевую сферу ребенка.

Пальчиковая асинхронная гимнастика

Развивает координацию, движения пальцев рук, положительно влияет на развитие речи, гармонизует работу правого и левого полушария. Игра «Сухой бассейн» представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (фасоль, каштан, бобы, горох, ракушки, камушки и т. д.) В качестве емкости может выступать большой пищевой контейнер, в который помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины, шишки). Задача ребенка достать предметы, которые помещены вместе с природным материалом в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.

Игровые технологии – «Стретчинг» (автор А.И. Константинова)

Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.

  • аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), («покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь);
  • театрализации, где педагог использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводятся в виде сказочных путешествий («путешествие по подводному царству», «прогулка по зоопарку»), фантазий, когда ребенок сам придумывает встречи с животными («ко мне в гости пришёл ёжик»).

Технология «Музыкотерапии» активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых детей является развитие слухового внимания. Музыка участвует в воспитании детей, формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, способствует социализации. Музыка является универсальным средством коммуникации. Ее называют «языком без слов».

Для совершенствования социальной работы с детьми с умственной отсталостью необходимы инновационные технологии. Основной целью учреждений должна стать практическая подготовка таких детей к самостоятельной жизни.

Список использованной литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Академия, 2012.
  2. Ахметзянова А.И. Практикум по психологии умственно отсталого школьника. – М.: РАР, 2012.
  3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. – М.: МПСИ, 2010.
  4. Блонский П.П. Педология. – 2-е изд. — М.: Юрайт, 2016.
  5. Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2016.
  6. Землянкина Е.Д. Эмпатия умственно отсталых школьников с психопатоподобным поведением. – М.: LAP, 2011.
  7. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016.
  8. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2015.
  9. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016.

Семеютина Светлана Алексеевна, ведущий специалист,

методист отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевой методический центр»

Источник

Читайте также:  Способы временной остановки артериального кровотечения относится
Оцените статью
Разные способы