Способы коррекции гиперактивного поведения дошкольника

Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Марина Жемчужнова
Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Жемчужнова М. В., педагог-психолог МОУ Детский сад № 279, г. Волгоград

Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.

Просветительская работа. Как правило, родители и многие педагоги, не понимают, что происходит с ребенком, а поведение ребенка с СДВГ их раздражает. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребенка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребенком.

С этой целью педагоги-психологи могут использовать индивидуальные и групповые консультации с приглашением родителей и других членов семьи, участвующих в воспитании ребенка. В задачи специалиста входит изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него.

Приемы модификации поведения для родителей и педагогов. Как правило, каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому работу необходимо начинать с индивидуальных консультаций, в процессе которых рассматривают и вырабатывают приемы модификации поведения. В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект. Общие рекомендуемые модификации,состоят из следующих блоков:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;

2. Изменение психологического микроклимата в семье;

3. Организация режима дня и места для занятий;

4. Специальная поведенческая программа.

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении,здесь выделяют следующие направления:

1. Изменение окружения;

2. Создание положительной мотивации на успех;

3. Коррекция негативных форм поведения.

Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей. Современные методы коррекции разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные метод: в том числе нейропсихологические коррекционные методы. Они направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков – письма, чтения, счета. Особенно актуальной при этом представляется дальнейшая разработка подходов к коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры мозга. При сопутствующих нарушениях речевых функций (задержка речевого развития, дефекты артикуляции, заикание) детям с СДВГ показаны логопедические занятия.

Методы семейной и индивидуальной психотерапии при СДВГ направлены на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки. Неотъемлемая часть психотерапии – объяснение ребенку, на понятном ему языке, в чем причина его неудач. Кроме того, психотерапия показана при наличии сопутствующих данному синдрому вторичных нарушений – заниженной самооценке, тревожности, страхах, оппозиционном поведении, агрессивности. Групповая психотерапия направлена на развитие у гиперактивных детей навыков общения, социального взаимодействия.

Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и психогимнастики, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательную, так и на эмоционально-личностную сферу, а также его двигательных функций.

Арт-терапевтические методы. Искусство помогает удовлетворить потребности в развитии навыков, которые могут способствовать развитию новых поведенческих стратегий совладания и решения проблем, далее содействуя ребенку в развитии самоконтроля и осмысленном самовыражении. Включение в работу элементов сказка терапии с «встроенными» сообщениями дает хороший терапевтический эффект. Существует два способа «встроенных» сообщений для гиперактивных детей. Это сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения. И сказки и истории, содержащие в себе «тайное» послание. Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием».

Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении синдрома. Она назначается по индивидуальным показаниям только врачом психоневрологом в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных немедикаментозных методов лечения СДВГ.

1. Заваденко Н. Н.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М. :Школа-Пресс, 2000. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5).

Читайте также:  Решение задач по химии несколькими способами

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М. :Изд-во Института Психотерапии, 2001.

3. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М, 1997.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида» Консультация.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Игры для развития зрительного внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста Игра «Поиграем в прятки» Педагог начинает беседу с детьми. -В гости к нам пришли игрушки,давайте с ними познакомимся. Педагог выкладывает.

Игры на развития зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста Игра «Найди пару» Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары.

Консультация «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Ребенку специалисты поставили диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Консультация для родителей в группе компенсирующей направленности В последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки привычных представлений. Большинство.

Консультация учителя-дефектолога. Синдром дефицита внимания у детей. Правила по взаимодействию с гиперактивным ребенком Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка, которое.

Методы и приёмы развития произвольного внимания детей дошкольного возраста МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной.

Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении сегодня актуальна. В связи с повышающимися требованиями.

Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста Автор опыта: Виткова Татьяна Анатольевна,педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ № 11 «Родничок» города Тихорецка, 2016.

Источник

Способы коррекции гиперактивного поведения дошкольника

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Высокая двигательная активность свойственна всем детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, нарушает его адаптацию к социальным условиям, мешает обучению.

Статья:

Высокая двигательная активность свойственна всем детям, но в отдельных случаях она достигает патологической сте­пени выраженности, нарушает его адаптацию к социальным условиям, мешает обучению. Такая повышенная двигатель­ная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождаю­щих нарушения развития ребенка. Самые разные наруше­ния психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности ребенка. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышен­ная двигательная активность ребенка является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает соци­альную адаптацию ребенка. Это состояние получило на­звание синдрома гиперактивности с дефицитом внима­ния, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей дошкольного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. У детей с подобным расстройством повышенная актив­ность проявляется чрезвычайно ярко: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается.

Черты, характеризующие синдром гиперактивнос­ти,

общее двигательное беспокойство

множество лишних движений

недостаточная целенаправ­ленность и импульсивность поступков

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хо­чет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дис­циплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответ­ственно общепринятым правилам поведения из-за специфичес­ких нарушений функционирования мозговых систем. Уче­ные связывают это состояние с недостаточностью тех систем, которые ответственны за активацию определен­ных зон мозга, обеспечивающую целенаправленное внима­ние, и за общий уровень бодрствования, необходимый для полноценного включения в деятельность. В результате ре­бенок не может ни на чем сконцентрироваться, последова­тельно и целенаправленно выполнять задания. Естествен­но, что учебная деятельность, требующая прежде всего целенаправленности, планирования и самоконтроля, ста­новится для него особенно трудной.

Читайте также:  Способ приготовления простого желатина

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыль­чивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом подумает»). Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Раз­дражительность, импульсивность, неумение управлять сво­им поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать попавшийся ему в руки предмет, разорвать рисунок и т. д.)

Причины гиперактивности многообразны:

— органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);

— осложнения во время беремен­ности матери, асфиксия новорожденного;

— генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

— особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфунк­ция активирующих систем ЦНС);

— пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);

— социальные факторы (последовательность и систематичюсть воспитательных воздействий и пр.).

Ранний и дошкольный возраст.

Гиперкинетическое расстройство, как правило, проявляется уже в раннем детском возрасте. На первом году жизни ребенок обнаруживает признаки двигательного возбуждения, постоянно вертится, совершает массу лишних движений, из-за которых его оказывается трудно уложить спать, накормить. Формирование двигательных функций у гиперактивного ребенка происходит быстрее, чем у его сверстников, в то время как становление речи не отличается от обычных сроков или даже отстает от них. Когда гиперактивный ребенок начинает ходить, он отличается быстротой и чрезмерным количеством движений, безудержностью, не может усидеть на месте, всюду лезет, пытается достать разные предметы, не реагирует на запреты, не чувствует опасности, края. Такой ребенок очень рано (с 1,5—2 лет) прекращает спать днем, а вечером его трудно уложить в постель из-за нарастающего во второй половине дня хаотического возбуждения, когда он совсем не может играть в свои игрушки, заниматься одним делом, капризни- чает, балуется, бегает. Засыпание нарушено: даже удерживаемый физически, ребенок непрерывно двигается, пытается выскользнуть из-под рук матери, вскочить, открыть глазки. При выраженном дневном возбуждении может иметь место глубокий ночной сон с длительно непрекращающимся энурезом.

Впрочем, гиперкинетические расстройства в младенческом и раннем дошкольном возрасте часто расцениваются как обычная живость ребёнка. Тем временем постепенно нарастают и начинают обращать на себя внимание неусидчивость, отвлекаемость, потребность в частой смене впечатлений, невозможность без настойчивой организации взрослых играть самостоятельно или с детьми. Эти особенности становятся уже очевидными в старшем дошкольном возрасте, когда ребенка начинают готовить к школе, — дома, в подготовительной группе детского сада, в подготовительных группах общеобразовательной школы.

Гиперактивные дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получать дисциплинарные взыскания из-за нарушений правил поведения. У них обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми в связи с отсутствием осторожности и сдержанности, занижено чувство собственного достоинства. Такие дети нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время занятий, находятся в постоянном нецеленаправленном движении, вскакивают, бегают, прыгают, при необходимости сидеть на месте постоянно двигают ногами и руками. Они, как правило, болтливы, шумливы, часто благодушны, постоянно улыбаются, смеются. Этим детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления. Последовательно и целенаправленно заниматься одним делом гиперактивный ребенок может только после значительной физической нагрузки; при этом такие дети сами говорят, что им «необходимо разрядиться», «сбросить энергию».

При определении профилактической тактики по отношению к ребенку с гиперактивностью прежде всего надо подумать об организации его жизненного пространства, которое должно включать все возможности для реализации его повышенной двигательной активности. Утренние часы, предшествующие посещению детского сада, у такого ребенка должны быть наполнены повышенной физической нагрузкой — наиболее целесообразны бег на воздухе, достаточно длительная утренняя зарядка, занятия на тренажерах. Как показывает практика, после одного-двух часов спортивных занятий гиперактивные дети спокойнее сидят на занятиях, способны к концентрации внимания, лучше усваивают материал.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям и педа­гогам необходимо избегать двух крайностей: проявления чрез­мерной жалости и вседозволенности — с одной стороны, а с дру­гой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пункту­альностью, жесткостью и наказаниями.

Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются ис­правлению, но процесс этот длительный и потребует от родителей больших усилий и огромного терпения.

При работе с гиперактивными детьми целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитив­ной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслу­жил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Читайте также:  Способ передвижения круглых червей кольчатых червей

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный от­резок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зритель­ную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение, работа с кубиками)

7. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партне­ром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

8. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

9. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воз­духе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

10.Нужен постоянный учет недостатков поведения ребенка. Таким детям присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удер­живаться вод разумным контролем с помощью перечисленных мер.

11.Частое изменение указаний и колебание настроения взрослых оказывает на ребенка с гиперактивностью гораздо более негатив­ное воздействие, чем на здоровых детей.

12.Нужно, по возможности, игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведе­ние.

13.Во время рисования, аппликации, чтения книг до минимума ограничить отвлекаю­щие факторы.

14.Предоставить возможность ребенку быстро обратиться за помо­щью в случаях затруднения.

Игры для коррекции гиперактивных детей.

Игра «Говори. »

Цель: развитие умения контролировать импульсив­ные действия.

Взрослый говорит: «Я буду задавать вам вопросы, про­стые и сложные. Но отвечать на них можно будет толь­ко тогда, когда я дам команду «Говори». Давайте по­тренируемся: «Какое сейчас время года?». Ведущий де­лает паузу. «Говори. Какого цвета занавески в нашей группе? Говори. Какой сегодня день недели? Говори. »

Игра «Послушай тишину»

Цель: развитие внимания в слуховой модальности.

По первому сигналу колокольчика, данному ведущим, участники начинают двигаться по комнате, бегать, кри­чать, стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья, закрыть глаза и прислушаться к тому, что происходит кругом. По третьему сигналу участники обсуждают, что они ус­лышали. Игру можно повторить несколько раз.

Упражнение «Красный карандаш и зеленая ручка»

Цель: развитие внимания и кратковременной памя­ти в слуховой модальности.

Для данного упражнения понадобится на­бор, который содержит 12-15 картинок. На картинках изображены либо контуры простых предметов, либо геомет­рические фигуры. Причем одно и то же изображение должно повторяться три раза, при этом меняется толь­ко цвет. Например, набор может содержать три тре­угольника: желтый, красный и зеленый, три квадрата, три круга и три звездочки соответствующих цветов. Другой возможный вариант: три контура домиков, три контура флажков, три контура самолетов разных цветов и др. Картинки раскладываются на столах изображением вверх.

Взрослый подходит к столу, знакомится с картинка­ми, затем возвращается к ребенку и просит его: «При­неси мне, пожалуйста, зеленый квадрат». Ребенок бе­жит к столу и приносит картинку. Если ребенок выпол­нил задание верно, его очередь просить взрослого при­нести задуманную им картинку. Если упражнение стано­вится легким, его можно усложнить. Взрослый просит ребенка принести две картинки, например зеленый квад­рат и красный круг. Когда наступает очередь взрослого идти за картинкой, он намеренно приносит неверный вариант, например — вместо красного круга красный тре­угольник, таким образом снова проверяя внимание ре­бенка. Если ребенок не заметит ошибку взрослого, тот спрашивает его: «Все правильно? Я не помню, ты про­сил принести красный круг или треугольник?»

Данное упражнение легко проводить в домашней обстановке. В любой момент можно сказать ребен­ку: «Принеси, пожалуйста, из своей комнаты красный карандаш и зеленую ручку». После небольшой трени­ровки признаки можно усложнить: цвет заменить фор­мой, количеством и другими признаками. Например:

«Принеси, пожалуйста, с кухни чайную ложку и два лав­ровых листа». Когда ребенок сможет безошибочно вы­полнять данные поручения, упражнение снова можно усложнить за счет увеличения количества заданий и признаков:

«Положи, пожалуйста, эту ручку в ящик, при­неси из ящика почтовую марку и наклей ее на конверт, а я пока позвоню бабушке».

Педагогам рекомендуется:

— работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой орга­низации деятельности;

— по возможности игнорировать вызывающие поступки ребен­ка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее по­ведение;

— во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

— предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к педагогу в случаях затруднения;

— на определенный отрезок времени давать только одно за­дание;

—во время дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортив­ные упражнения.

Источник

Оцените статью
Разные способы