Способы коррекции дефектов согласных звуков
Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.
Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).
Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п’, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п’, можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п’____а), а потом сливая их.
Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м’, ф’, в’).
В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук т . Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук т’, в изолированном виде (т’т’т’) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.
Источник
Методика работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков.
методическая разработка по логопедии
Сталкиваясь с подобными дефектами, использую материалы по исправлению недостатков озвончения и оглушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_1.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы с дефектами озвочения и оглушения согласных звуков.
В русском языке согласные звуки имеют глухую и звонкую пару. Эти пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков. Поэтому становится очевидным, что могут наблюдаться дефекты озвочнения и оглушения. Которые, тем не менее, нельзя назвать нормой, и с которыми необходимо работать.
Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:
- снижении физического слуха;
- несформированности фонематических процессов;
- нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.
Виды дефектов озвончения и оглушения
1) Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»).
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков (б, д, г и их мягкие пары), щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).
2) Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда — «В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы.
Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] — [д] — [г].
- поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе;
- сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.
Общими приемами для всех случаев являются следующие:
1.Логопед произносит данный звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание голосовых связок ( для восприятия вибрации голосовых связок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки, так как тактильно-вибрационная чувствительность лучше всего передается через кости , а в этой части много косточек и они близко расположены к коже). Далее ребенок сам произносит этот звук ,держа одновременно одну руку на своей гортани , а другую на гортани логопеда .В результате этого приема нередко получается звонкий звук .Кроме вибрации используется и движение всей гортани в целом.
2.Одним из эффективных приемов является употребление «голубиного голоса » (воркование голубя ). Он издается гортанью при закрытом рте ( но не в нос ). Когда ребенок усвоит его предлагаем «гулить» перед озвончаемым согласным звуком и «с разбега » , без паузы, произносит его. Особенно хорошо пользоваться этим приемом при озвончении взрывных согласных звуков (Б,Д).
3.Последовательно и протяжно произносятся гласные звуки , каждый сначала шепотом , а затем громко. После этого непосредственно переходим к аналогичному произношению нужного согласного звука.
Пример озвончения звука «З»:
Шепотом – А Шепотом -И
Громко –А Громко — И
Шепотом -Э Шепотом — С
Громко – Э Громко – З
Ребенок незаметно для себя по аналогии с гласными в силу образовавшегося стереотипа произносит и согласные ,т.е. «З» произносит звонко .Важно , чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны (И-С, О-Ш, У-В, А-К ).
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносятся отрывисто :
Шепотом- А,А,А,А. Шепотом – Э,Э,Э,Э.
Громко – А,А,А,А. Громко –Э,Э,Э,Э.
Шепотом – О,О,О,О. Шепотом – Т,Т,Т,Т.
Громко – О,О,О,О. Громко – Д,Д,Д,Д.
Сначала озвончаем фрикативные звуки, а затем взрывные.
4.Фрикативные звуки иногда легко озвончить таким способом : согласный произносим шепотом, а затем не прерываясь подается голос под указание логопеда :Ф,П,Т,С,Ш,К.
В,Б,Д,З,Ж,Г.
5.Иногда озвончение достигается использованием таблички, на которой глухие звуки сопоставляются с соответствующими звонкими. Ребенок, зная или вновь усвоив звонкость наиболее легкого для него согласного одной вертикальной пары, глядя на таблицу, нередко по аналогии произносит и остальной ряд звуков.
Следует обратить внимание на озвончение согласных звуков в случаях «недостаточно развитой » звонкости. Для этого сопоставляются глухие и звонкие и таким образом устанавливается коренное различие между ними. Для усиления голосового компонента ребенку предлагается закрыть руками уши или заткнуть ушные каналы пальцами и произносить В или З, Ж. Затем используя контроль рукой вибрации гортани и деле на паронимах объясняется смысловое значение, различие звонких и глухих звуков. Эти приемы, конечно, полезны и в случае полного отсутствия звонкости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Профилактика нарушений письменной речи. Дефект смягчения согласных звуков у детей.
Дефект смягчения согласных звуков речи является одним из факторов риска, приводящих к возникновению трудностей в освоении в более старшем возрасте письменной речи, снижению успеваемости в школе.
Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему «Согласные звуки и буквы».
Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему «Согласные звуки и буквы» .
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие».
Конспект логопедического занятия по теме: «Согласные звуки М и Мь. Твердые и мягкие согласные звуки».
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических представлений для детей седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) по теме: «Согласные звуки М и Мь. Твер.
Методика обучения ребенка 5 — 6 лет с фонетико – фонематическим нарушением речи различию гласных и согласных звуков. /консультация для воспитателей/
Данный материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста с фонетико -фонематическим нарушением речи освоить различие гласных и согласных звуков и дифференцировать твердые и мягки.
«Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»
Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю, Е, Ё.Формировать представление детей о воздухе и его свойствах.
Профилактика нарушений письменной речи. Дефект смягчения согласных звуков у детей.
В произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пары, наблюдаются дефекты смягчения, о которых необходимо знать и своевременно устранять. Это поможет в дальнейшем избежать трудностей и ошибо.
Источник
Дефект смягчения
Диана Кремчеева
Дефект смягчения
СИМПТОМАТИКА ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
Среди дефектов смягчениянаблюдаются три варианта:
а) полное отсутствие мягких согласных звуковв речи, т. е. постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня — дада Вана;
пять—пат; мясо—масо и ч. п.):
б) излишнее смягчение (Собака идет домой —
Сябака идеть дямой) ;
в)нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т. е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
3. Симптоматика Дефектов СМЯГЧЕНИЯ
Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар»
вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к
нёбу. Все случаи относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме. Поэтому в работе по исправлению дефектов смягчения очень большое и важное место занимает дифференциация твердых и мягких звуков.
4. Коррекция Дефектов СМЯГЧЕНИЯ
Подготовительными упражнениями к постановке смягчения будут упражнения на выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Дефекты смягчения обычно наблюдаются одновременно среди большинства согласных звуков, имеющих парные мягкие и твердые звуки, поэтому встает вопрос, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего
5. Коррекция Дефектов СМЯГЧЕНИЯ
а) произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;
б) уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков.
Согласные [Т Д Н ]просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что
позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука [Т] к [Т ], [Д] к [Д ], [Н] к [Н ],. Таким образом выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.
6. Коррекция ДефектОВ СМЯГЧЕНИЯ
КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
1 способ. По подражанию.
Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми
фонемами (ПА-ПЯ, МА-МЯ, ФА-ФЯ, АПА-АПЯ, АМААМЯ, АФА-АФЯ и т. п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык
имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу.
Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.
7. Коррекция ДефектОВ СМЯГЧЕНИЯ
1 способ. По подражанию.
Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными
мягкими согласными: ПА-ПЯ, АПА-АПЯ, АП-АПЬ, ТАТЯ, АТА-АТЯ, АТ-АТЬ, МА-МЯ, АМА-АМЯ, ФА-ФЯ, АФААФЯ, АФ-АФЬ и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (ПЯТЬ, КАТЯ, МЯЧ и т. п.).
8. коррекция ДефектОВ СМЯГЧЕНИЯ
2 способ. От гласного [И].
Ребенку предлагают произнести гласный [И], а
затем слог ПИ. При наличии смягчения фонемы [п] в позиции перед гласным [И] надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [ы], в результате чего может получиться
отчетливое [П’], с некоторым придыханием.
9. КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
2 способ. От гласного [И].
Тогда следует перейти к звукосочетанию АПИ, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный
проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание АПЬ. Закрепив полученный таким образом мягкий звук [П’], можно
переходить к открытому слогу ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной (П’___А, а потом сливая их.
Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (М’, Ф’, В’).
10. КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
3 способ. Механический
А) Попросить ребенка положить два чистых пальца (средний и указательный) на язык, ощущается изменение напряжения языка тактильно.
Б) Предложив произносить многократно слоги
АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука [Т] т. е. слоги АТЬ, ТЯ. По аналогии можно получить смягчение звука [Н] — слоги АНЬ, НЯ, ДЯ.
11. КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
Во время работы со звуками смягчение звука [Т Д Н ] должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления спинки языка, благодаря этому аналогичная работа над другими звуками пройдет
значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность
произношения твердой и мягкой пары всех согласных.
12. ИСПРАВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
По степени легкости постановка смягчения согласных
располагается в следующем порядке: [Т, Д, Н Ф, В, П, Б, М, С, Р, Л] (. Ф. A. Pay.). После автоматизации мягких звуков следует перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Наличие правильного произношения твердых и мягких согласных, а также дифференциация их совершенно необходимы для усвоения правил грамматики о смягчении согласных перед йотированными гласными (мяч, дядя, об употреблении мягкого знака в конце слога (конь, письмо) и разделительного мягкого знака (бью, вьюга).
Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их
твердых вариантов. Следует подчеркнуть, что логопедическая работа
проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы,вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение. В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.
Источник