Способы корректировки графиков машиноиспользования

Графики машиноиспользования и их корректировка.

Для определения окончательного кол-ва тракторов, необходимого для выполнения всего объёма работ, и их загрузки по периодам работ, строят графики загрузки тракторов.

При этом графики строятся:

а) отдельно по каждому трактору, если для проведения с/х-ых работ требуется не 6-8 тракторов.

б) по группе однотипных тракторов, если требуется 8-10 тракторов.

Предварительно потребное количество тракторов устанавливается следующим образом, определить общее количество нормо-смен (по табл.) потребное для выполнения всего объёма работ.

;

Далее количество нормо-смен ( ) делят на примерную годовую наработку в нормо-сменных одного трактора.

Окончательное число тракторов устанавливается после построения графика загрузки тракторов.

На графике загрузки по каждому трактору по оси абцисс откладывают календарный период выполнения работ, а по оси ординат- отрезки, соответствующие продолжительности рабочего дня.

Площадь прямоугольника в определённом масштабе представляет собой продолжительность работ в часах, номера прямоугольников обозначают вид работы.

При построении графика загрузки по маркам тракторов по оси координат откладывают в масштабе потребное число тракторов. Прямоугольники в этом случае представляют в определённом масштабе кол-во тракторо-дней, потребное для выполнения работ.

При построении графиков отлично обнаруживается некоторое количество пик и провалов или периодов когда тракторы не заняты. Этот факт указывает на неравномерность использования тракторов.

Корректировка графиков производится:

а) передачи части или полного объёма отдельных работ для выполнения другими агрегатами, менее загруженными в этот период;

б) изменением начала или продолжительности работ, агрегата в пределах агротех-х сроков.

в) изменение продолжительности работы агрегатов в течение суток, если имеется достаточное количество механизмов.

С помощью графика загрузки тракторов можно построить интенсивную кривую расхода топлива, где по оси абцисс-сроки и их оси определяют потребность в топливе ( , кг).

Возможно планирование ТО по основе фактически планируемого расхода топлива, а не среднего значения.

При счёте проектируемого парка машин – строят энергетический график МТП.

Источник

Методы расчета состава МТП

Для расчета состава МТП используют три основных метода: построение графиков машиноиспользования по маркам тракто­ров; экономико-математический, или метод математического мо­делирования; нормативный.

3.1. Метод построения графиков машиноиспользованияпо мар­кам тракторов основан на базе общей методики определения по­требности в оборудовании, рабочей силе и т. д., применяемой во всех отраслях хозяйственной деятельности. Этот метод универса­лен и лежит в основе всех остальных методов. На основе этого метода решаются задачи трех типов: эффективного использования существующего состава МТП; постепенного обновления состава МТП путем замены списываемых устаревших машин новыми пер­спективными; обоснования перспективного состава МТП с уче­том среднесрочных и долгосрочных планов развития хозяйства.

Основа составления графиков машинопользования во всех слу­чаях — соответствующие годовые календарные планы механизи­рованных работ (текущие, среднесрочные или перспективные дол­госрочные*). С учетом передового и собственного опыта, а также научных исследований специалисты хозяйства по экспертным мето­дам выбирают перспективные марки тракторов (не более 3. 5 ма­рок) и рабочих машин. Затем на базе этих тракторов и машин рас­считывают составы соответствующих агрегатов и определяют их требуемое число с учетом объема работы и календарных сроков выполнения. Если одну и ту же работу можно выполнять несколь­кими тракторами, то выбирают наиболее эффективный с учетом годовой занятости тракторов всех марок. Затем строят соответству­ющие графики машиноиспользования для всех марок тракторов и после их корректировки вычисляют требуемое число тракторов и машин каждой марки по наибольшей их потребности на графике машиноиспользования.

График машиноиспользования строят отдельно для каждой марки трактора. По оси абсцисс графика последовательно откладывают месяцы года в таком масштабе, что­бы можно было учитывать отдельные дни.

Рисунок 18.1 – Построение графика использования машин

Читайте также:  Древний способ молотьбы широко распространенный по всей территории среднего поволжья

По оси абсцисс для каждой работы, выполняемой тракторами данной марки, откладывают календар­ные сроки с датами начала и конца. Через границы этих сроков проводят вертикальные линии до пересечения с горизонталью, со­ответствующей требуемому числу агрегатов и соответственно тракторов для выполнения данной работы. Полученный при этом прямоугольник обозначают номером соответствующей работы сводного плана механизированных работ.

Если в эти же сроки выполняют другую работу, то требуемое для ее выполнения число тракторов отсчитывают от предшествую­щего по принципу «кладки кирпичей».

Построив аналогичным образом прямоугольники для всех ви­дов работ, получают первоначальный вариант графика машиноиспользования тракторов данной марки. По физическому смыслу прямоугольники соответствуют требуемым агрегато-дням для вы­полнения каждой работы. Аналогично строят графики машиноиспользования для трак­торов других марок. При этом для удобства корректировки оси ординат всех графиков располагают по одной вертикали с одина­ковыми масштабами времени по горизонтальной оси.

Корректировка графиков машиноиспользования. Ее проводят для уменьшения как общей потребности в тракторах, так и в тракто­рах отдельных марок; увеличения годовой занятости тракторов; более равномерного распределения работ между разными марка­ми тракторов.

Графики машиноиспользования корректируют следующими ос­новными способами: перераспределением работ между трактора­ми разных марок; изменением продолжительности рабочего дня за счет соответствующего изменения коэффициента сменности в пределах, допускаемых трудовым законодательством; изменением ранее принятых календарных сроков выполнения работ в преде­лах, допускаемых агротехническими требованиями. Перераспре­деление работ между тракторами разных марок необходимо в том случае, когда в период пиковой потребности в тракторах одной марки имеются простаивающие тракторы другой марки, которые могут выполнить соответствующие работы. При этом необходимо внести соответствующие изменения в сводный план механизированных работ.

Изменение продолжительности рабочего дня также способствует в допустимых пределах умень­шению потребности в тракторах. Корректировка за счет изменения календарных сроков выполнения работ возможна только в том слу­чае, если при составлении сводного плана механизированных работ были приняты уменьшен­ные оптимальные сроки по сравнению с предельно допустимыми. Требуемое эксплуатационное число тракторов каждой марки определяют по наибольшей (пиковой) их потребности на каждом графике машиноиспользования, как показано на рисунке. Ин­вентарное требуемое число тракторов каждой марки с учетом воз­можных простоев по техническим причинам

где nТЭ — эксплуатационное число тракторов данной марки по графику машино­использования;

КГ — коэффициент готовности.

Усредненное значение КГ принимают по статистическим дан­ным в диапазоне КГ= 0,85. 0,99 с учетом марки трактора и условий работы.

Методом построения аналогичных графиков можно опреде­лить потребность по маркам в транспортных средствах, в зерно­уборочных комбайнах и т. д.

На основании графиков машиноиспользования можно решать практически все задачи, связанные с МТП, включая обоснование перспективного состава МТП и повышение эффективности ис­пользования имеющегося машинно-тракторного парка.

Оперативное построение и использование графиков загрузки тракторов существенно упрощаются при использовании совре­менной вычислительной техники. Особенно эффективны подоб­ные графики загрузки в небольших фермерских хозяйствах с чис­лом тракторов до трех-четырех.

Основные преимущества описанного метода — простота, дос­тупность, наглядность и оперативность без необходимости исполь­зования сложной вычислительной техники. Недостатки метода зак­лючаются в экспертном подходе при выборе марок тракторов и рабо­чих машин, включая распределение объемов работ между ними.

Такой подход не всегда отвечает современным требованиям высокой производительности и ресурсосбережения.

3.2. Экономико-математический метод, или метод математичес­кого моделирования, принципиально отличается от ранее описан­ного метода тем, что на строго научной основе определяются оп­тимальные (наилучшие в заданных условиях) марки и численный состав МТП.

Математическая модель содержит конкретный критерий (цель) оптимальности и соответствующие ограничения, связанные с ограниченной площадью пашни, наличием механизаторских кад­ров и т. д.

В качестве критерия оптимальности наиболее часто исполь­зуют минимум суммы приведенных затрат Сп, руб., на выполне­ние всех работ в хозяйстве, который можно записать в обоб­щенном виде:

Читайте также:  Основные способы содержания коров

Оптимальное решение этой сложной задачи можно найти толь­ко на базе современных вычислительных машин с большим объемом памяти, так как требуется большой объем исходной информации.

Решение по специальной программе осуществляется пример­но по изложенной ранее схеме построения графиков машино­использования, и при необходимости результаты оптимизации так­же могут выдаваться в виде оптимальных графиков машино­использования.

Однако в данном случае перебирают все основные варианты выполнения каждой работы и в конечном итоге устанавливают та­кие оптимальные марки и численный состав МТП, который удов­летворяет условию критерия (18.2).

Основные недостатки этого метода: сложность и несовершен­ство имеющихся программ, которые не позволяют оперативно ис­пользовать их в условиях хозяйств, особенно фермерских; труд­ность практической проверки оптимальности получаемого состава МТП. Несмотря на имеющиеся трудности, будущее все-таки за этими методами.

3.3. Нормативный метод обоснования состава МТП заключается в следующем. На основе описанного экономико-математического метода в научно-исследовательских институтах определяют марки тракторов и нормативы их оптимальной потребности в расчете на 100 га пашни для каждой группы типовых или модельных хозяйств с учетом структуры посевов и других факторов.

Зная принадлежность конкретного хозяйства к тому или другому типу, специалисты устанавливают число тракторов и рабочих машин каждой рекомендуемой марки в соответствии с формулой

где Fпплощадь пашни хозяйства, га;

Zн нормативная потребность в расчете на 100 га, или нормативный коэффициент.

Численные значения для различных зон и типовых хозяйств издают в виде нормативных справочников.

Например, для различных хозяйств области сред­няя нормативная потребность в тракторах и в некоторых дру­гих машинах в расчете на 100 га пашни составляет: гусеничных тракторов Т-150 — 0,143; колесных тракторов общего назначения Т-150К —0,035; универсально-пропашных тракторов МТЗ-80 — 0,217; силосоуборочных комбайнов КСС-2,6 — 0,517; плугов полу­навесных ПЛП-6-35 — 0,159 и др.

Подставив приведенные значения Zн в формулу (18.3), можно рассчитать потребность каждого хозяйства в соответствующих трак­торах и сельскохозяйственных машинах. Например, для хозяйства с площадью пашни Fп = 200 га при Zн = 0,143 согласно формуле (18.3) потребуется гусеничных тракторов Т-150

nм = 2000×0,143/100 = 2,86 ≈ 3.

Преимущества этого метода заключается в простоте и доступ­ности для специалистов хозяйств. Однако, как известно, похожих по всем показателям хозяйств не бывает, поэтому нормативный метод менее точен.

В каждом конкретном случае следует пользоваться тем методом обоснования состава МТП, который больше подходит для условий данного хозяйства.

Поскольку в основе всех трех методов обоснования состава МТП лежит общий принцип построения графика машиноиспользования, то логическую последовательность обо­снования состава МТП целесообразно рассмотреть на основе первого метода.

Источник

3.5 Построение графиков машиноиспользования и потребности в механизаторах

3.51 Общие требования к построению графиков

Графики машиноиспользования и потребности в механизаторах строятся на основании годового объема механизированных полевых работ и дают наглядное представление о загрузке машинно-тракторного парка и потребности в механизаторах в течение всего года. Графики позволяют более рационально распределять выполнение технологических операций, как по календарным срокам, так и по маркам агрегатов, с целью выполнения заданного годового объема механизированных работ в агротехнические сроки.

Построение графиков производится на миллиметровой бумаге формата А1 в карандаше, при этом необходимо соблюсти следующие условия:

— для каждой марки тракторов, комбайнов строится отдельный график, а график потребности в механизаторах один для всех марок тракторов и комбайнов;

— все графики строятся один под другим, график потребности в механизаторах – последним;

— по оси ординат откладывается количество тракторов данной марки, или количество человек, для графика потребности механизаторов по оси абсцисс – календарные сроки (месяцы, дни);

Читайте также:  Способы повышения сатурации крови

— количество каждой марки тракторов откладывается такое, которое достаточно для выполнения технологических операций по всем культурам в наиболее напряженные агротехнические периоды (весна, осень);

— масштаб количества тракторов и количества механизаторов может быть разным;

— масштабы календарных сроков шкалы графиков машиноиспользования и потребности в механизаторах должны быть одинаковы, а одноименные наименования их должны совпадать по вертикали.

3.5.2. Построение графиков машиноиспользования

При построении графиков машиноиспользования отдельные операции последовательно, в соответствии с их перечнем в годовом объеме механизированных полевых работ, наносятся в виде прямоугольников. Ширина прямоугольника показывает число рабочих дней, не­обходимых для выполнения технологической операции, а высота – потребное число тракторов, необходимых для выполнения этой операции. На каждом прямоугольнике ставится номер операции, присвоенный ей в таблице годового объема механизированных полевых работ. Если агрегат работает с коэффициентом сменности более 1,5, то эти операции отражают путем различной штриховки соответствующих прямоугольников.

При построении графиков должно выполняться условие взаимосвязанности отдельных технологических операций по срокам.

Размещение прямоугольников на графике должно производиться без «свисания» верхних прямоугольников над нижними и без образования «пустот» (рисунок 3.2).

Построенные таким образом графики машиноиспользования обычно имеют некоторое количество пик и провалов, которые характеризуют использование тракторов. В таких случаях графики подвергаются корректировке.

3.5.3. Способы корректировки графиков машиноиспользования

Выраженная сезонность проведения работ в земледелии обусловливает производство нескольких культур, сроки работ, по возделыванию которых не совпадают по времени. Это позволяет увеличить загрузку техники и механизаторов и уменьшить общую потребность в них. Однако возникают кратковременные периоды, когда сроки работ по различным культурам частично накладываются, что существенно увеличивает потребность в трудовых и технических ресурсах.

Рисунок 3.2 – Размещение прямоугольников на графике машиноиспользования

Задача корректирования графиков машиноиспользования заключается, прежде всего, в устранении возникающих наложений. Осуществляется это сдвигом сроков или изменением длительности работ в пределах агротехнически допустимого периода. В свою очередь, корректирование длительности работ обусловливает изменение потребности в технике или изменение интенсивности использования машин увеличением продолжительности рабочего дня механизаторов и сменности работы машин.

Следует помнить, что изменять сроки нужно у менее значимых работ, корректирование которых в меньшей мере отражается на урожайности. При этом операции, требующие согласованного выполнения, изменяются совместно. В отдельных случаях наложение отдельных работ можно устранить перераспределением их на другие типы машин, не загруженные в этот период.

Заключительный этап корректирования графиков машиноиспользования осуществляется после построения сводного графика потребности в механизаторах. Задача заключается в выравнивании их потребного количества в течение сезона полевых работ. Помимо сдвигов отдельных работ или увеличения количества машин для их выполнения особое внимание следует уделить регулированию суточной длительности работы машин и сменности их использования.

Учитывая специфику земледелия в зоне Урала и Сибири, выровнять загрузку техники и механизаторов с учетом динамики их потребности в период полевых работ позволяет следующий режим работы. В весенний период тракторы общего назначения работают в две смены по 7-10 часов, а пропашные – в одну смену по 10 часов. В летний период – пропашные тракторы в две смены по 7 часов, а тракторы общего назначения в одну смену по 7 часов. В осенний период, когда потребность в механизаторах и технике максимальна, все, как правило, работают в одну смену по 10 часов (приложение 4).

При этом наиболее опытные механизаторы, выполняют роль старших и являются подменными. Весной обеспечивают вторую сме­ну тракторов общего назначения, летом – пропашных тракторов, а осенью переходят на зерноуборочный комбайн. По окончании уборки урожая переходят на тракторы общего назначения для вспашки зяби. Фрагмент графиков машиноиспользования показан на рисунке 3.3 (а, б, с).

Источник

Оцените статью
Разные способы