Способы координации действий экономических субъектов

Способы координации действий экономических субъектов

Конспект лекции: Способы координации экономической деятельности

Способы координации экономической деятельности: рыночная, бюрократическая и традиционная.

Традиционная координация предполагает действие на основе традиций, предписанных как поступать в тех или иных случаях.

Бюрократическая основана на командах сверху. Иерархия – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от центра к непосредственному исполнителю (производителю) – первобытная община, социализм. Основана на власти в лице руководителя фирмы или государственного органа.

В основе рыночной лежит экономическая свобода хозяйственных субъектов — спонтанный (стихийный порядок) – информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов подсказывает, что, как и для кого производить, т.к. информация об имеющихся ресурсах, вкусах, предпочтениях потребителей рассеяна. Возникает естественным путем, в ходе развития человечества, характерна для рынка.

Выбор способов зависит от величины транзакционных издержек:

  • — поиска информации – контрагентов, наиболее выгодных условий;
  • — издержки заключения контракта — время и деньги;
  • — издержки измерения – качества, количества;
  • — издержки спецификации и защиты прав собственности – установление объекта и субъекта собственности, органов правопорядка и суда;
  • — издержки оппортунистического поведения – выявление и наказание нарушителя.

Внешние эффекты – воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Положительное – принципы дополнительной выгоды третьим лицам, отрицательное – принципы дополнительной издержки. Внешние эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Внешние эффекты возникают только в случае неопределенности прав собственности на ресурсы. При четком определении прав проблема решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже прав, которые достаются тому, кто распорядится ими наиболее эффективно.

Общие блага – блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления (невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков», уже само создание, а не покупка общих благ, порождает положительные внешние эффекты) и неконкурентоспособность в потреблении (увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для других и не требует дополнительных издержек).

Таким образом для производства общих благ в оптимальном количестве необходимо взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству через налогообложение и механизмы распределения (бюджет).

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Источник

Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности

Экономическая система — это скоординированная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в обществе в рамках данной географической территории в форме определенных социально-экономических отношений и институтов, целью которой является удовлетворение потребностей в экономических благах и услугах.

Экономические системы различаются по способу координациихозяйственной деятельности.

Выделяют три способа координации:1) иерархия (команда); 2) спонтанность (рынок); 3) традиция. В соответствии с ними рассматриваются следующие экономические системы:

1) командная экономика; 2) рыночная экономика (классический или чистый капитализм); 3) традиционная экономика; 4) смешанная экономика.

Иерархия– предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителям. В роли центра могут выступать феодал, госплан, политическая партия. Такой способ координации является преобладающим в командной экономике

Читайте также:  Способ описания алгоритмов с помощью блок схемы

Рыночная координациясвоей главной чертой имеет спонтанность означающую, что решения по поводу своих действий самостоятельно принимают хозяйствующие субъекты, руководствующиеся собственными экономическими интересами. Информация передается, прежде всего, через цены и другие экономические показатели. Такой способ координации является преобладающим в рыночной экономике.

Традиция решения принимаются на основе ранее закрепившегося исторического опыта и национальных обычаев. Такой способ координации является преобладающим в традиционной экономике.

Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются: ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций; преобладание религиозных и культурных ценностей над экономическими; кастовость и наследственность; значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда.

Наиболее существенными чертами классического капитализма являются: отдельный производитель и потребитель не имеют рыночной власти на рынке; наличие свободной конкуренции; преобладание принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора; использование цен в качестве источника информации о рынке; стремление субъектов рынка к получению максимальной выгоды, государственное регулирование рыночных отношений ограниченно установлением правовых условий и общих правил «рыночной игры».

К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести: централизованное планирование экономической деятельности; централизованное установление основных отраслевых пропорций национальной экономики; отсутствие конкуренции; тотальное государственное вмешательство в экономическую деятельность.

Смешанная экономика основана на действии двух механизмов: рыночного и командного. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. К основным чертам смешанной экономики можно отнести: экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом; сочетание государственного управления и гибкость рыночного саморегулирования; выполнение государством ряда важнейших регулирующих функций.

Большинство современных национальных экономик являются смешанными.

Источник

3. Способы координации

Способ координации – это способ взаимодействия между производителями и потребителями, основанный на определенном порядке передачи информации до субъектов хозяйственной деятельности, на основе которой и происходит принятие экономических решений. Передача информации может осуществляться двумя принципиально разными способами.

3.1 Административная координация

Административная координация (лат. administration– управление) – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на передаче информации через приказы и поручения. На самом деле передача информации осуществляется в двух направлениях. «Сверху вниз», от некоего Центра к исполнителю информация движется в виде приказов и поручений, «снизу вверх» – в виде запросов и отчетов о выполнении. Весьма меткое название данному способу координации было дано австрийским экономистом прошлого столетия Фридрихом фон Хайеком –иерархия. Иерархический порядок – это система связей между хозяйствующими субъектами вертикального типа, связей подчинения, зависимости (в пер. с греч. – «священная власть»). Иерархию можно представить в виде пирамиды, вершина которой – Центр, то есть органы управления экономикой, где сосредотачивается вся информация об имеющихся ресурсах и потребностях общества. Будучи реализованная в национальном масштабе иерархия представляет собой командную систему (административно-командную, командно-плановую экономику). В форме иерархии осуществляет свою деятельность и отдельная организация, будь то коммерческая фирма или бюджетное учреждение.

3.2 Рыночная координация

Итак, административная координация или иерархия – это хозяйственный порядок, основанный на власти, персонифицированной в лице руководителя. Другой способ решения фундаментальный проблем основан на праве производителя самому решать, что, как и для кого производить. И в этом случае источником информации выступает рыночная цена в любом ее проявлении. Это могут быть товарные цены, система скидок, ставки заработной платы и процента, величина дивидендов по акциям и их курсовая стоимость. Многие слышали об основном показателе состояния американского фондового рынка – индексе Доу-Джонсона, но мало кто знает, как он рассчитывается. И все же это не мешает инвесторам ориентироваться на него, т. к. брокеру, например, вовсе не обязательно постигать природу изменений ситуации на фондовом рынке. Чтобы принять правильное решение ему важно знать ее динамику, которую и отражает данный индекс.

Читайте также:  Назначение способа оценки достоверности разности результатов исследования

Таким образом, рыночная координация – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на ценовых сигналах. Здесь решения обусловлены иной властью, властью выгоды, которую несет рыночная сделка, и эта власть деперсонифицирована, то есть обезличена. Теперь мы можем уточнить и понятие «административная координация». Это не только приказы и поручения, но любой нерыночный, то есть персонифицированный метод регулирования поведения, например, профессиональная этика, личное доверие, внутрифирменные традиции.

Конечно, ценовые колебания выглядят бессистемным, стихийным процессом, но только на первый взгляд. В действительности действия рынка подчинено определенным закономерностям, с которыми вы познакомитесь, и он обеспечивает слаженность взаимодействия производителей и потребителей. Хайек дал определение рыночной координации как спонтанному, т. е. произвольномупорядку, основанному на договорных отношениях. Свободные в своем выборе субъекты рынка осуществляют совместную деятельность в форме формального или неформального договора.

Источник

Экономическая координация. Механизмы экономической координации.

Теоретические рассуждения об экономической деятельности человека начинаются с анализа взаимодействия между человеком и природой. В связи с этим возникают понятия ограниченности благ и экономического выбора. В реальной жизни человек редко занимается экономической деятельностью в одиночку. Производство экономических благ требует взаимодействия между людьми.

Невозможность изолированной деятельности, протекающей в плоскости отношений «человёк — природа» связана с тем, что производство экономических благ требует разделения труда, т.е. специализации индивидов на выполнении определенных функций.

Разделение труда требует экономической координации, т.е. согласование деятельности экономических субъектов. Экономический субъект — это человек или группа людей или организация, принимающие решения по поводу использования экономических благ. К экономическим субъектам относятся:

Кто же осуществляет координацию отношений между субъектами экономики в процессе хозяйственной экономики в процессе хозяйственной деятельности? Экономическая теория рассматривает два основных способа координации: спонтанный или стихийный порядок и иерархия. В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществлять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод Это относится и к потребителю. Но как это возможно осуществить, если человек, ведущий домашнее хозяйство или руководитель предприятия не в стоянии окинуть взглядом весь «экономический космос»? Конечно, в хозяйстве Робинзона на маленьком острове или в рамках относительно небольшого первобытного племени количество имеющихся ресурсов и комбинации их альтернативного использования, представляют собой количественно величину, поддающуюся учету. Но как возможно рассчитать соотношение выгод и издержек не в малых группах, а при «расширенном порядке человеческого сотрудничества», как именует Ф.Хайек современную хозяйственную систему, называемую капитализм. Ведь информация об имеющихся ресурсах, о вкусах и предпочтениях потребителей рассеяна, рассредоточена, она не находится в некоем Центре. В таких условиях только механизм колебания цен, или альтернативных издержек, может скоординировать экономический выбор людей. Такая хозяйственная система названа Ф.Хайеком спонтанным (самопроизвольным) порядком, что подчеркивает эволюционный, независимый от чьих-либо намерений или планов характер ее возникновения. Спонтанный порядок возник естественным путем, в развития человеческой цивилизации.

Читайте также:  Порядок оповещения способы оповещения

Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это — система приказов и поручений, идущая свет вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Такая система называется иерархией. Примером иерархического порядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как чем нужно заниматься в процессе хозяйственной деятельности. Иерархия это и командно-административная система, или социализм, где государств лице Госплана или высших партийных инстанций отдавало приказы, именно производить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потребителям. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, 1 руководитель предприятия отдает приказы своим подчиненным. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в л руководителя фирмы или центрального управляющего государственного органа.

В реальном мире наблюдается сосуществование стихийных порядков иерархий. Но от чего зависит сам факт той или иной организации общества?

Для этого важно ввести новую категорию, которая используется экономической теорией, а именно, трансакционные издержки. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержки заключения хозяйственного договора, контроль за его исполнением и тд. Здесь перечислены далеко не все компоненты трансакционных издержек. Однако уже из этого краткого определения ясно, что та или иная система будет функционировать как иерархии или как спонтанный порядок во многом в зависимости от величины трансакционных издержек.

Представим себе, что в расширенном порядке человеческого сотрудничества» необходимо собрать информацию о потенциальных контрагентах обменных сделок, проконтролировать исполнение договора и тд. Наиболее дешевым способом окажется здесь спонтанный порядок, ибо «собрать в единый кулак» всю рассеянную информацию окажется непосильной никакому Центру задачей. А вот в рамках фирмы способом экономящим трансакционные издержки, оказывается иерархии. Здесь работники взаимодействуют друг с другом не при помощи ценовых сигналов; о том, чем ему заниматься и что производить, работник (например, рабочий при сборке автомобилей или клерк в банке) узнает от своего непосредственного начальства.

Таким образом, мы подошли к интересному выводу: оценивать эффективность спонтанных порядков или иерархий необходимо не с точки зрения нормативных оценок (плохо или хорошо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный критерий, но он очень важен. Этот подход помогает понять, почему оказалась неэффективной социалистическая система хозяйства: попытка построить все общественное производство по типу фирмы, или «единой фабрики», как писал В.И.Ленин, оказалась несостоятельной из-за огромных трансакционных издержек, с которыми связано регулирование из Центра (Госплана).

Источник

Оцените статью
Разные способы