- Как научить ребенка концентрировать внимание
- Типы нервной системы и концентрация
- Инертный или лабильный?
- Как развить у ребенка внимание и концентрацию
- Памятка от Виты Холмогоровой
- Ищем мотивацию!
- Случаи из практики
- Как улучшить концентрацию внимания ребенка
- Советы родителям, которые помогут привлечь внимание ребенка и научить его не отвлекаться
Как научить ребенка концентрировать внимание
Концентрация внимания у детей волнует многих родителей. Часто можно услышать: «Ребенок не может сконцентрироваться на уроках! Витает в облаках, не в силах усидеть за партой и три минуты. А вот дома часами собирает конструктор!». Почему так? Как научить ребенка концентрации внимания? Собрали частые жалобы родителей и обсудили пути решения с психологом Витой Холмогоровой.
Вита Холмогорова — экзистенциальный психотерапевт, кандидат психологических наук, психолог, коуч, психофизиолог.
Типы нервной системы и концентрация
Часто я слышу: «Плохая концентрация внимания у ребенка. Он просто не может сконцентрироваться!». А потом смотрю на ребенка, и… вижу, что может! Только он концентрируется не над тетрадью и учебником, а на тех вещах, которые родителям порой кажутся не значимыми. Он часами печет пирожки, собирает конструктор, вырезает снежинки, расшифровывает послания на азбуке Морзе. Значит, он может и умеет концентрироваться. Но надо подобрать ключ к его концентрации. Им может стать новый подход к образованию ребенка, поведение родителей, поиск мотивации, работа с психологом или с нейропсихологом. И результат будет!
Инертный или лабильный?
…Но прежде вспомним о типах нервной системы. Условно есть лабильный и инертный типы. И конечно, все варианты между ними.
Люди, обладающие инертным типом нервной системы — однодоминантные, как я их называю. То есть в единый момент времени они могут сосредотачиваться только на одной вещи. Таким детям (и взрослым!) очень сложно переключиться с текущей задачи на другую: для них это крайне энергозатратно, требует очень много времени и сил. Эти люди медлительны, зато они погружаются в вопрос очень глубоко и серьезно. Бесполезно кричать такому ребенку: «Убирай русский, доставай математику», и ждать, что он сделает домашку за 7 минут. Это не тот ребенок!
А если охарактеризовать лабильный тип нервной системы, нужно представить человека, который может одновременно держать в голове 100 дел. Он прекрасный организатор, очень гибкий, часто — творческий. Внешне выглядит, будто он «скачет по верхам», но многие обладают глубиной восприятия, и из них получаются, например, прекрасные бизнесмены. У ребенка такого типа на столе одновременно раскрыты русский, математика, английский, комикс с Томом и Джерри, включена музыка и… вдруг оказывается, что уроки выучены. Хоть даже вы отказываетесь в это верить.
И у тех и у других детей могут быть проблемы с концентрацией. Но очевидно, что это разные проблемы! Ребенок с инертным типом нервной системы нуждается в том, чтобы погрузиться в тему, «занырнуть» и поплавать в ней. И в школе его страдания начинаются ровно через 40 минут после начала урока. Занятие заканчивается, а ребенок еще не успел оглядеться на местности и уж точно не готов убрать один учебник с парты, достать другой и начать после русского погружаться в математику.
А в то же самое время дети с лабильным типом нервной системы испытывают сложности с тем, что нужно просидеть 40 минут за одним предметом. Им нужно часто менять деятельность, делать одновременно несколько дел и переключаться, чтобы подключать новую опцию для активирования концентрации.
И когда я вижу перед собой детей с чистым лабильным типом нервной системы или с чистым инертным, я отдаю себе отчет, что для них сегодняшняя система образования не работает. Это плохая новость. Но есть и хорошая! По сути, здесь в наличии не проблема концентрации внимания, а задача родителей организовать процесс образования. И как только этот процесс будет запущен в соответствии с типом нервной системы ребенка, окажется, что у ребенка все хорошо. Он успешен, самодостаточен и перспективен.
Как развить у ребенка внимание и концентрацию
Есть ряд методик, которые помогают концентрироваться «по щелчку», «качать мышцу». Но прежде чем применять методики и начинать упражнения для развития концентрации внимания у детей, я призываю родителей осознать, в чем состоит суть проблемы, увидеть «диагноз» — с тем, чтобы занятия проходили гармонично, интересно и эффективно для ребенка.
Памятка от Виты Холмогоровой
Несколько советов, как повысить концентрацию внимания у ребенка:
- Для концентрации внимания нужен режим. Сон, свежий воздух, прогулки — даже неловко об этом говорить, банальщина. Но очевидно, что мы, родители, не обеспечиваем это на 100%. А расконцентрированный ребенок нуждается в режиме сильнее, чем обычный: рамки хоть и ограничивают, но одновременно дают необходимую таким детям опору.
- Есть игры на концентрацию внимания для детей. Приведу самые простые примеры.
Возьмите два комплекта одинаковых пуговиц. Родитель выкладывает узор, а ребенок пытается его повторить.
Играйте в пантомиму. Или откройте развивающую тетрадь и порешайте задания «найди 10 отличий». При этом делайте акцент на возрасте ребенка и на том, что ему интересно на данном этапе. Старайтесь увеличить продолжительность этого занятия для концентрации внимания для детей на минутку-другую каждый день.
- Если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, его необходимо с раннего возраста приучать к часам. Понимание, сколько сейчас времени, будет давать связь с реальностью и опору.
- Создайте ребенку-школьнику рабочее место так, чтобы в зону обзора не попадали игрушки. Так он не будет «уплывать». Исключите возможность ребенка включить музыку, телевизор. Уберите из зоны доступа продукты питания, включая фрукты и жевательную резинку.
- Развивая концентрацию у ребенка, старайтесь через игры задействовать все органы чувств. Можно включать даже обоняние и возможность сопоставлять вкусы!
- Практикуйте упражнения на концентрацию внимания для детей. Для тренировки концентрации отлично работают приборы с биологической обратной связью (БОС). Ребенку надевают аппаратуру, которая считывает состояние концентрации. И дальше, в зависимости от программы, ребенок учится управлять функциями своего организма и менять изображение на экране путем расслабления мышц, налаживания дыхания. В это время мультимедийная программа демонстрирует, что у ребенка получается реализовать задачу: при стабильной работе мозга машина едет / ракета летит / персонаж продолжает свой путь. С одной стороны, дети, как правило, любят БОС, а с другой — эта терапия разрабатывает и прокачивает «мышцу», отвечающую за формирование концентрации внимания.
Ищем мотивацию!
Часто у детей, родители которых ищут способы, как улучшить концентрацию внимания у ребенка, проблемы вовсе не с отсутствием концентрации, а с… мотивацией!
Ребенок не хочет заниматься математикой. Для него негативная оценка, 2 или 3, не является стимулом к обучению. Ему неинтересно. А волевая сфера — «делай, что должен» — в силу возраста развита не сильно. И в этом случае «надо» — пустой звук. И дальше вопрос состоит только в том, как помочь ребенку найти мотивацию. Тут рецептов нет: это творческий, обоюдный процесс родителя и ребенка — отыскать, что нравится, как нравится, придумать, привнести в жизнь, раскрасить привычную действительность так, чтобы стало интересно. Советский принцип «Без труда не выловишь рыбку из пруда» верен лишь отчасти. На самом деле критерий таланта — легкость. Если найти то, что ребенку дается легче всего, если отыскать мотивацию и раскрыть способности ребенка сегодня, дальше можно будет всю жизнь развиваться в этом направлении.
Случаи из практики
Ольга: «Моя дочь ничего не хочет, вообще. Она часами собирает пазлы, и больше ее не интересует ничего!».
Вита Холмогорова: «Я слышу этот вопрос нередко, и вместе с ним — раздражение и обесценивание в голосе родителей. Выключите эмоции! Я знаю, что у вашей девочки со временем разовьется прекрасное пространственное мышление. Она может стать хорошим математиком, архитектором, графическим дизайнером. Если вы ей поможете! Cегодня она собирает обычные пазлы, завтра вы ей подарите 3D-пазлы. А дальше им на смену придут картонные архитектурные конструкции. Но это при хорошем раскладе — том, где вы будете восхищаться, помогать и развивать талант дочки. В противном случае все будет грустно: девочка в школе так и будет учиться из-под палки, ее обесцененный талант завянет, а если и прорастет в будущем, то не станет таким прекрасным деревом, как если бы путь был прямым».
Елена: «Перед первым классом мой сын мог усидеть за столом над подписями ровно 4 минуты. Три месяца занимались нейрогимнастикой раз в неделю — специалист приезжала к нам домой. Это было мучительно, напоминало пытку ребенка. Простые физические упражнения в определенной последовательности. Сын орал. Психолог увещевала. Я держала сына и двигала вместе с ним его руками — ногами. Через два часа занятий я ложилась на диван без сил до конца дня. Через три месяца сын мог сидеть над прописями уже двадцать минут и начал складывать буква в слова».
В. Х.: «Если бы у моего ребенка были проблемы с концентрацией, я бы первым делом обратилась именно к нейропсихологу. Сначала для диагностики, а в дальнейшем — для коррекции ситуации. В дошкольном и младшем школьном возрасте нейропсихологи — прекрасные помощники педагогам и родителям. Через физические упражнения, повторяемые правой и левой рукой, им удается скорректировать очень широкий спектр проблем, связанных с концентрацией внимания, с кратковременной и долговременной памятью. Нейропсихологи учат читать и писать тех детей, у которых по каким-то причинам этот навык вовремя не сформирован. Браво, Елена, поздравляю вас с сыном с победой!».
Анна: «Сыну невероятно сложно делать домашнюю работу: мешает отсутствие концентрации внимания у ребенка. К примеру, задали по каждому предмету по маленькому заданию, которое можно сделать за 5 минут. Но лучше бы задали решать 3 страницы примеров по математике или сочинение по русскому! Долгое погружение в один предмет дает реальный эффект от занятий, а 5 минут на пять предметов — невыносимо. В итоге вечер заканчивается слезами, уроки не выучены».
В. Х.: «В этой ситуации невооруженным взглядом видно — ребенку необходимо организовать обучение совсем на другом уровне, чем сейчас. Может быть несколько вариантов. И те родители, которые понимают, что нахождение в обычной школе для их ребенка губительно, найдут правильный. Я могу подсказать, что для таких детей очень эффективна вальдорфская система, где вместо уроков и предметов — проекты. Неделю дети реализуют один, погружаясь в него и совершая качественный скачок, следующую — другой. И никакого выхолащивания «прыжками» с предмета на предмет!
Елена Лосева, мама и психолог: «Сын в 8 классе, отличник. Когда начинает «тупить» над уроками и не может сконцентрироваться на чем-то, я захожу в его комнату и начинаю читать стихи на надрыве творческих возможностей. Он меня выгоняет и быстро учит уроки, как нормальный человек, пока мама не пришла».
В. Х.: «Елена нашла нетривиальное решение. Молодец! Круто, что она его нашла, и что оно работает. Когда родители подростков приходят и говорят: «Я ему 100 раз говорила», я спрашиваю: «Слушайте, это хоть раз сработало? Значит, надо поменять тактику! Нужно понять, что это не работает. Включайте креативность и ищите подход!». Елена его нашла, причем решение не лежало на поверхности. Но здесь вывод только один: надо чувствовать своего ребенка и понимать, что каждый индивидуален и требует особого ключика для решения своей задачи!»
Ольга: «Пятнадцатилетний сын разозлил нас с мужем. В порыве эмоций супруг разбил об пол смартфон ребенка. С тех пор, уже месяц, сын ходит в школу с кнопочным телефоном, и… у него появились первые в старшей школе 5! Мы их не видели с 3 класса! Я спрашиваю: «Как ты так начал учиться?». Он говорит: «Так мне скучно на уроках стало. Я стал хоть руку поднимать, телефона-то нет». А можно ли этого достичь, не разбивая смартфон?».
В. Х.: «Ищите такую школу, где на уроке нельзя пользоваться телефоном. Во всех учебных заведениях, где учился мой ребенок, это взято за правило! Я подписывала согласие с этим в договоре. И это очень важно! Потому что телефон интересней для ребенка, чем урок — это соблазн и уйма возможностей».
Вероника: «Все, что интересует 14-летнего сына — это игры на смартфоне. На остальном нет концентрации внимания у ребенка. Что делать?»
В. Х.: «Подростки — история особенная. Мало кто из них готов сосредоточиться на учебе! Скорее, наоборот. И искать, чем увлечь ребенка, на чем его сконцентрировать, надо было раньше. К подростковому возрасту интересы должны быть уже найдены. Но не стоит раньше времени опускать руки. Наблюдайте, что сын делает в те моменты, когда у него нет с собой гаджетов. И глядя на то, чему подросток посвящает свое свободное время, помогите ему сделать на этом акцент, создайте условия для развития этого начала — и, возможно, вы поможете ребенку реализовать его предназначение!
Не видите ничего, кроме игр на смартфоне? Не обесценивайте это! Включайте фантазию! Я думаю, что хороший способ переключить подростка с игр — направить его на занятия (например, программирование), где учат их создавать. И это уже другая история — не про потребление, не про игру круглые сутки напролет, а про созидание, которое помогает пойти за ребенком, развернув его интерес в нужную родителю сторону».
А еще родители часто путают неврологию, нарушение концентрации внимания у детей, и его психологические сложности. Ошибка нередко состоит в том, что детей с неврологией ведут к психологу. И, наоборот, тех, у кого нет неврологических проблем, но кому не помешал бы психолог, бесконечно водят по врачам, пытаясь переложить с себя ответственность за моменты невнимательности, воспитания, педагогической запущенности. Здесь необходимо провести границу и определить, в чем проблема у вашего ребенка, и в какую дверь нужно постучаться, чтобы ее решить. И избавиться от своих иллюзий, чтобы не произошла история, похожая на получившую недавно огласку — про пятилетнюю девочку, которая по вине родителей, почему-то решивших, что она неизлечимо больна, всю свою жизнь провела в стационаре. Вы ведь не этого хотите для своего ребенка, правда?
Источник
Как улучшить концентрацию внимания ребенка
Советы родителям, которые помогут привлечь внимание ребенка и научить его не отвлекаться
Если вам часто приходиться говорить ребенку «Сосредоточься!», информация о творческих и конструктивных способах улучшения его внимания, представленная в данной статье, может оказаться для вас полезной.
Зачастую, дети в возрасте пяти-семи лет концентрируют свое внимание только тогда, когда хотят. Например, вы в миллионный раз можете показывать ребенку, как правильно писать букву «А», и снова повторяете: «Начни писать букву сверху вниз, а затем нарисуй палочку посередине». В это время ребенок смотрит куда угодно, только не в свою тетрадь. Он ерзает на стуле и играется карандашом. Вы продолжаете привлекать его внимание к выполнению упражнения и повторяете «Будь внимательным!», но в какой-то момент вашему терпению приходит конец. Как же так, ребенок слушает, когда вы читаете его любимые книги, слушает своего учителя плавания, когда тот подсказывает ему правильное движение рук, но вот во время занятий с вами… они приводят вас в отчаяние.
Детские психологи говорят, что в среднем четырех- и пятилетний ребенок должен уметь фокусировать внимание на задании в течение двух-пяти минут каждый год своего возраста. В среднем маленькие дети должны уметь оставаться сосредоточенными от четырех до двадцати минут, возможно, больше, в зависимости от задания. Но это общее правило, поэтому, как и любая рекомендация о воспитании детей, зависит от ситуации. Концентрация внимания должна быть увязана с контекстом, а также со временем суток (например, речь идет о первом задании с утра, в середине дня, перед дневным сном или перед ночным сном?). Родители сами могут заметить изменение сосредоточенности ребенка в течение дня. Концентрация внимания эластична.
Уделяйте внимание привлечению внимания
То, сколько внимания ребенок уделяет заданию, также зависит от того, насколько это задание ему нравится. Многие дети сопротивляются, когда их просят делать то, что они не желают делать. По сути, в первый раз, когда вы знакомите ребенка с занятием, которое более важно для вас, чем для него, вы проверяете свой творческий потенциал и гибкость как родителя и учителя. Когда дети поступают в первый класс школы, у многих родителей начинается борьба за их внимание, потому что детям приходится выполнять более структурированные, повторяющиеся и академические задания. При этом их интересы часто сталкиваются. Например, после обеда вы хотите, чтобы ребенок начал писать слова по пунктирным линиям, а ему хочется играть в машинки на полу в гостиной. Но это не обязательно плохо. Игра в машинки хорошо мотивирует детей. Есть шестилетние дети, которые могут играть с конструктором в течение 30-ти минут, но не могут усидеть на месте, чтобы написать свое имя.
Поэтому творчество может способствовать превращению скучного занятия в веселое. Вместо того чтобы настаивать на том, чтобы ваш малыш писал карандашом букву «A» в своей тетради, вы можете попросить его написать ее мелом, вылепить из пластилина, теста или даже нарисовать краской на большом листе бумаги. Вид рабочей тетради может подавлять детей. Лучше придумайте свой собственный букварь. Вырезайте из газет или журналов картинки предметов, которые начинаются на букву «A», или листайте журналы вместе с ребенком и ищите там букву «А». Выстраивайте букву «А» из кубиков. Эти занятия помогают развитию мелкой моторики и гораздо более интересны. Даже игры «Угадай слово» и «Море волнуется раз», настольные игры и игры, развивающие память, могут способствовать усилению внимания ребенка. Родители должны сами замечать мелкие и интересные детали в своем окружении, чтобы демонстрировать ребенку то, как нужно обращать на них свое внимание. Во время прогулки родители могут останавливаться и показывать цвета растений, которые они видят или о которых говорят, рассказывать о форме камней, которые они поднимают и т. д.
Чтобы привлечь внимание ребенка, родители должны сами уметь концентрировать внимание. Родители иногда застревают в рутине и часто их внимание рассеивается. Но если наше внимание рассеивается и мы не можем заставить себя сосредоточиться, мы не должны ожидать этого от ребенка. Пребывание в непосредственной физической близости, четкие и краткие инструкции помогают детям лучше сосредоточиться на том, что им говорят. Лучший способ заставить ребенка сосредоточить внимание – это физическая близость к нему. Не выкрикивайте свои просьбы из кухни в гостиную. Пойдите в гостиную, станьте лицом к вашему ребенку, наладьте с ним визуальный контакт, опуститесь на уровень его глаз или коснитесь его плеча и скажите: «Я хочу, чтобы ты сделал это прямо сейчас». Или остановитесь, посмотрите на ребенка и скажите: «Саша, посмотри на меня. Чем ты должен сейчас заниматься?». Он ответит: «Читать». После этого скажите: «Покажи мне, что ты действительно знаешь, что нужно делать».
Как сократить отвлекающие моменты
Родители также должны знать, что мешает ребенку сосредотачивать внимание. Возможно, он голоден или устал? Чтобы победить чувство голода или усталость, прежде чем он начнет выполнять домашнее или любое другое структурированное задание, дайте ребенку перекусить. Сделайте перекус здоровым, не перегружайте его сахаром и холестерином. Полезно предлагать печенье из цельного зерна, салат из сырых овощей с обезжиренной заправкой, йогурт, банан или яблоко. Также очень важен хороший сон, поэтому проследите, чтобы ваш ребенок достаточно долго отдыхал. Когда дети приходят домой из детского сада или школы, они тоже нуждаются в небольшом перерыве. Всем нужен отдых. Он помогает нам собраться и сосредоточиться. Если дети не отдыхают и перегружаются, они могут просить отдохнуть с помощью своего поведения. Т. е. они могут идти против наших правил или требований, что должно говорить нам о том, что детям требуется пространство, в котором их ум сможет поблуждать и расслабиться.
Если братья или сестры отвлекают друг друга, рассадите их заниматься в отдельных комнатах. Стратегия родителей может заключаться в создании организованного, но раздельного режима работы. Например, пока один ребенок занимается игрой на фортепиано в гостиной, другой ребенок может делать домашнее задание в детской комнате, или один перекусывает на кухне, а другой читает в укромном уголке гостиной. Такая стратегия хорошо работает, потому что позволяет родителям уделять внимание каждому ребенку отдельно. Часто занятия всех детей в одной комнате становятся хаотичными и контрпродуктивными. После того как дети проводят целый день в классе, они хотят, чтобы мама уделила им внимание один на один.
В свою очередь, старшие дети могут помогать родителям достигать сосредоточения внимания младших. Например, полезно запрещать детям смотреть телевизор или играть на компьютере, пока все не выполнят домашнюю работу; это побуждает их помогать друг другу сосредотачиваться на заданиях, потому что все они хотят отдыхать перед телевизором или играть в компьютерные игры. Родители должны направлять детей и в то же время позволять им самим справляться с заданиями. При этом родители должны рассказывать об огромном значении концентрации внимания и подчеркивать его. Даже если кажется, что дети вас не слушают, это не так.
Дети могут отключаться и быть рассеянными, если думают, что задание для них слишком сложное. Им могут требоваться пошаговые инструкции о его выполнении. Например, вместо того чтобы просить ребенка убрать в его комнате, лучше сказать: «Сначала, пожалуйста, прибери все детали конструктора, а затем я вернусь и скажу, что тебе нужно делать дальше». Иногда, даже полезно рисовать процедуру выполнения задания на бумаге и вешать рисунок на стене (можно в виде смешного и милого комикса). Визуальное напоминание может послужить лучше, чем многократные словесные повторения, которые ребенок постоянно пропускает мимо ушей. Имейте в виду, что короткие напоминания более позитивны и действуют лучше, чем многоречивые скучные объяснения, крики или обвинения. И не забывайте хвалить детей за приложенные усилия. Чаще всего мы хвалим их за конечный результат, говорим: «Молодец, видишь, как ты можешь». Мы не придаем значения тому, что прекрасны сами усилия, которые ребенок приложил для выполнения задания. Вместо того чтобы говорить: «Ты не совсем верно написал свое имя и буква «H» выглядит немного не так», мы должны сказать: «Ты так старался правильно держать ручку и оставаться в пределах строки. Это замечательно».
Исследования также показали, что физические упражнения могут помочь детям научиться поддерживать концентрацию внимания. Доказано, что школьники младших классов, которые в течение дня занимались физическими упражнениями в перерывах между уроками, могли лучше концентрироваться на учебе и работе в классе. Другие исследования показали, что у родителей, которые ставят упражнения в приоритет семейной жизни, вырастают физически более активные дети. Родители должны помогать своему ребенку найти тот вид спорта, который будет ему по душе, а также предоставлять возможность заниматься на спортивных снарядах во время занятий на открытом воздухе, такие как мячи и скакалки, и ежедневно уделять время совместным пешим прогулкам или езде на велосипедах.
Является ли недостаток внимания такой же проблемой, как СДВГ?
Еще один способ поощрять детей быть более активными – это ограничивать время на просмотр телевидения, так как это отвлекает внимание маленького ребенка. В 2011 году исследование, опубликованное в американском журнале «Педиатрия», обнаружило, что мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны» и другие динамичные мультфильмы сокращают продолжительность концентрации внимания четырехлетних детей. Чрезмерное раздражение и воздействие телевидения, компьютеров и видеоигр действительно могут повредить концентрации внимания. Педагогам приходится чуть ли не на голове стоять, чтобы привлечь внимание учеников, воспитываемых телевидением. Специалисты рекомендуют детям проводить не более одного-двух часов в день общего времени перед экраном, включая телевидение, видео, компьютер, телефон и видеоигры. (А дети в возрасте до двух лет вообще не должны проводить время перед экраном).
Вместо того чтобы включать телевизор или покупать ребенку смартфон, побуждайте его сосредоточиваться на других видах деятельности, которые будут способствовать повышению концентрации внимания. Дети могут читать, складывать паззлы, помогать маме готовить ужин, строить крепости из кубиков и стульев, а также помогать в домашних делах. Даже просто выключив телевизор и побеседовав с маленьким ребенком, можно развивать его внимание; когда родители сконцентрированы на ребенке и слушают его, они наглядно демонстрируют малышу то, как необходимо удерживать внимание.
Иногда у ребенка могут возникать проблемы с концентрацией внимания, которые трудно решить с помощью простых стратегий, и родители могут нуждаться в помощи учителя, педиатра или психолога. Некоторые признаки таких проблем у четырех- или пятилетних детей включают постоянную проблему усидчивости в течение более двух-трех минут, потребность в постоянном руководстве при выполнении заданий, предполагающих самостоятельное выполнение, перескакивание с одного вида деятельности на другой и неспособность контролировать побуждения. Например, дошкольник, будучи в детском саду, не может спокойно сидеть и быть внимательным, когда воспитатель читает детям книгу, потому что замечает, что нянечка готовится раскладывать еду. Вместо того чтобы поддерживать концентрацию, он может вскочить, так как хочет есть. В случае с детьми четырех- или пятилетнего возраста, если ребенок постоянно хочет делать то, что он хочет и когда хочет, это может быть признаком незрелой или не полностью функционирующей концентрации внимания.
Важно, однако, чтобы родители проявляли осторожность, предполагая, что их ребенок страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который обычно диагностируется в раннем детстве и характеризуется импульсивностью, гиперактивностью, невнимательностью или комбинацией всех трех признаков. СДВГ не всегда бывает основной причиной, могут существовать и другие факторы, влияющие на концентрацию внимания. Когда мы, взрослые, обеспокоены чем-либо, нам трудно сосредоточить внимание. У многих детей тоже бывают серьезные беспокойства по поводу собственного «несовершенства» или неспособности сделать что-либо. Если у ребенка диагностировали СДВГ, то родителям необходимо вместе со специалистом разработать план, который поможет улучшить концентрацию внимания ребенка.
Такие расстройства, как депрессия, гнев и тревога, могут затруднить для детей задачу удерживать концентрацию внимания, маленьким детям нужна помощь в обучении тому, как справляться с этими тяжелыми переживаниями. Родители должны говорить со своими детьми об их чувствах и помогать им облекать эти чувства в соответствующие слова. Например, мама может сказать: «Ты переживаешь о том, что папа уезжает в командировку». После начала разговора следующим шагом будет помочь ребенку сделать что-то, что заставит его почувствовать себя лучше, например, нарисовать картину в подарок отцу, когда он вернется из поездки.
Вместе с ребенком можно составлять буквы, используя камни, машинки и деревянные кубики, устанавливать график мероприятий после детского сада: немного времени на игры, затем перекус и после этого – работа над развивающими заданиями. Ребенок может выполнять их в отдельной комнате вместе со своим отцом, что позволяет отцу уделять ребенку полное, безраздельное внимание. Со временем способность ребенка сосредотачиваться, скорее всего, заметно улучшится, и вы будете им гордиться. Ему по прежнему не всегда легко будет концентрировать внимание, но вам станет проще снова привлекать его к заданию, когда он будет отвлекаться. Даже если ребенок не любит писать, он сможет выучить алфавит и научится писать слова, а потом и целые предложения. Время творит чудеса.
Источник