Способы контроля знаний студента

Исследование эффективности методов контроля знаний студентов.
статья на тему

Контроль знаний и умений студентов- один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценной без регулируемой и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю, между преподавателем и студентами устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе из анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Скачать:

Вложение Размер
issledovanie_metodov_kontrolya.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

И.П. Казенова, преподаватель

Технологических дисциплин БОУ Чувашской Республики СПО «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии

Исследование эффективности методов контроля знаний студентов.

Выбор данной темы исследования не является случайным. Повышение качества подготовки специалистов требует обновления содержания всех форм организации контроля знаний студентов. Курсы специальных дисциплин по специальности «Технология мяса и мясных продуктов»- сложны для усвоения в связи с необходимостью овладения студентами глубокими знаниями в области переработки скота и производства различных мясных продуктов, а также практических умений в организации всех форм работ, связанной с переработкой и обработкой. Это обуславливает поиск оптимальных методов контроля знаний студентов.

Контроль знаний и умений студентов- один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценной без регулируемой и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю, между преподавателем и студентами устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе из анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверенную(диагностическую) обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции. Наиболее важная и специфическая — проверочная функция. Показатели контроля служат главным основателем для суждения о результате учения, т. е. Для решения таких вопросов, как перевод на следующий курс, выдача диплома. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных студентов и преподавателей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения.

Правильно организованный контроль знаний служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция — другое важное предназначение контроля. В ходе проведения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их утончения и закрепления. Контроль способствует формированию умений и навыков, рационально организовывать рабочую деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющие знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.

Контроль знаний и умений выполняет и воспитательную функцию, так как глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Результаты сугубо индивидуальных усилий по усвоению учебного материала становится предметом общественного суждения. Контроль дисциплинирует учащегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную , активную учебную деятельность.

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются: усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Для исследования эффективности методов контроля мною были взяты 4 метода.

Устный опрос письменный опрос стандартизи- интерпо-

рованный контроль ляционный контроль

  1. фронтальный — диктант — тест
  2. индивидуальный — реферат
  3. комбинированный — самостоя-

Для выполнения всех методов контроля разработала задания.

а) Фронтальный опрос — Проводила в форме беседы с группой, сочетая его с повторением пройденной темы, используя данный метод как средство для закрепления знаний. Вопросы ставила таким образом, чтобы ответ имел краткую форму, чтобы последующий вопрос был продолжением предыдущего, для того, чтобы раскрыть все вопросы изученной темы. Достоинство данного метода в том, что в активную умственную работу вовлекаются почти все студенты группы, недостаток — трудность быстро воспринимать имеющиеся знания и способность их выразить.

б) Индивидуальный опрос — студентов проводила у доски. Вопрос задавала всей группе и после небольшой паузы, когда все студенты понимали, о чем им нужно рассказывать, вызывала для ответа одного студента. Недостатком данного метода на мой взгляд является то. Что по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех студентов, он требует больших затрат времени, и вызывает затруднения у некоторых студентов, которым трудно выразить свои мысли устно. Достоинством — полный ответ на поставленный вопрос.

в) Комбинированный опрос — провожу для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища и для рационального использования учебного времени. При комбинированном опросе применяла да приема. Один — когда студенту, отвечающему у доски, другие студенты группы задавали наводящие вопросы, в тех случаях, когда он испытывал затруднения. Оценку получает отвечающий у доски и задающий вопросы, если он помогает с ответом. Второй — несколькими студентам раздаю карточки для решения задач. Все это позволяет при тех же затратах времени контролировать работу большего количеств учащихся.

2. Письменный опрос

а) Диктант- применяла для текущего контроля. Для диктанта подобрала вопросы, не требующие длительного обдумывания, ответ на который можно записать коротко. Применение данного метода дает возможность опросить одновременно всех студентов. Недостатком является то, что некоторые студенты не успевают воспользоваться теми заданиями, которые у них есть.

б) Самостоятельная работа проводилась с целью текущего контроля. Задания содержали 2 вопроса в двух вариантах. Достоинством является то, что некоторым студентам легче выразить свои мысли письменно, чем рассказывать. Также все студенты, присутствующие на уроки получают оценки. Недостаток данного метода в том, что затрачивается много времени, и у студентов есть возможность списать.

в) Рефераты — целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они помогают систематизировать знания, проверить умения раскрыть тему. По окончанию изучения предмета была проведена защита рефератов. При выставлении оценки учитывалось изложение работы и способность ответить на поставленные вопросы.

3. Стандартизированный контроль

Тесты — разработаны тесты трех видов и эталоны к ним. Преимуществом является то, что при незначительных затратах времени можно проверить всех студентов, но недостатком является то, что возможно получение случайных ответов (методом тыка).

4. Интерполяционный метод

Для проведения данного вида контроля разработала карточки различных вариантов, в которых студенты должны были изменить фразы или целые предложения, вставить пропущенные слова или режимы технологических процессов. Данный метод контроля знаний позволяет опросить всех студентов за небольшой промежуток времени, но требует хороших знаний материала.

Главное в контроле знаний студентов — не простое количество проверок, а выявление подлинных знаний и умений учащихся, научная организация их учебной деятельности, стимулировании ее.

Но именно выявление знаний и умений определяется необходимость частных проверок. Ведь если студента долго не вызывать к доске и он редко выполняет самостоятельные и другие работы, то очевидно, что это снижает его интерес к учению, препятствует формированию познавательных способностей.

Чтобы контроль знаний был эффективным, учитель должен вовлечь в него студента. Только при высокой активности и общей заинтересованности всей группы в глубоких знаниях контроль становится полезной формой, этапом совместной работы учителя и группы. Вот здесь особенно важно владеть всем арсеналом методических средств, которые выработала, и будет вырабатывать педагогическая практика.

Выполнив данную исследовательскую работу я могу сделать вывод, что не один и методов в отдельности не совершенен. У каждого метода есть свои достоинства и недостатки. Но только совокупность использования всех исследуемых методов контроля знаний студентов, позволяет получить достаточно точную и объективную картину обученности учащихся.

При правильном совмещении методов контроля появляется возможность, во-первых, дифференцированно оценить знания студентов, во-вторых, объективно определить способность студентов использовать теоретические знания в конкретной педагогической ситуации.

  1. Семушкина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях — М.: Издательство Мастерство, 2001-ОООС
  2. СПО. — Приложение №1, 2003 — 280сю
  3. СПО. — Приложение №2, 2004 — 294с.
  4. СПО. — Приложение №1, 2006. — с.
  5. СПО. — Журнал №5, 2006. — с.

Источник

Методы и формы контроля знаний студентов
статья

Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции.

Цель контроля определяет выбор метода контроля. Выявить усвоение учебного материала, владение требуемыми знаниями, умениями и навыками, проверить, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал возможно только при комплексном применении всех видов контроля.

Устный опрос, наиболее распространенный метод контроля знаний студентов, может быть фронтальным, индивидуальным или комбинированным. Подробное рассмотрение вариантов устного опроса, их достоинства и недостатки поможет сделать выбор для контроля изучаемой темы.

Для рационального использования рабочего времени можно сочетать устный опрос с комбинированным, а так же с другими методами: с письменным опросом по карточкам, самостоятельной работой. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого студента.

Диктанты (предметные и технические) широко используют для текущего контроля. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. Сочинения и рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания студентов, проверить умение раскрыть тему, по и играют особую роль в формировании мировоззрения. При проверке этих работ преподаватель обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждения.

Распространение получили такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой студенты проверяют друг у друга выполнение заданий.

Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы, над которыми студенты работают несколько дней (10-15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами.

Распространение получили такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой студенты проверяют друг у друга выполнение заданий.

Выполнение профессиональных практикоориентированных заданий студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических дисциплин, но наиболее широко специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.

Широко применяется тестовый контроль усвоения знаний, а также опрос с помощью контролирующих программ, позволяющих иметь обратную связь от студентов к преподавателю.

Каждый метод контроля имеет свои достоинства недостатки, область применения, ни один из них не может быть единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов с соблюдением правил и этики способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

Вложение Размер
metody_i_formy_kontrolya_znaniy_studentov.docx 46.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы контроля знаний студентов

Методы контроля это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателями, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал.

Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства недостатки, область применения, ни один из них не может быть единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Наиболее распространенный метод контроля знаний студентов устный опрос. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой и органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконическими, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы студентов в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы.

С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение студентами домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить формирование основных понятий, усвоение нового учебного материала, который был только что разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так он позволяет проверить подготовленность студентов к их выполнению.

Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов:

  • на установление последовательности действия, процесса, способа («Что произойдет. «, «Как изменится. «);
  • на сравнение («В чем сходство и различие. «, «Чем отличается. «);
  • на объяснение причины («Почему. «, «Для чего. «);
  • на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений («Укажите важные свойства. «, «В таких случаях. «, «Какие условия необходимы. «);
  • на установление значения того или иного явления, процессов («Какое значение имеет. «, «Какое влияние оказывает. «);
  • на обоснование («Чем объяснить. «, «Как обосновать. «).

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед студентами вопросы, требующие развернутого ответа.

Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать студентов логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний студентов.

Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы студенты поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного студента.

Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, можно использовать разные приемы. Например, студентам предлагается составить план ответа или оценить (проанализировать) ответ и форму изложения (на полноту, глубину, последовательность, самостоятельность). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для студентов, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявить ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Студенты могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать студентам записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях можно оценить не только отвечающих у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.

Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов студенту, отвечающему у доски. В тех случаях, когда студент испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.

Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров по тому иди иному положению ответа. Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность студентов всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.

Большое значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать студента, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать студента. Это допускается только в тех случаях, когда студент делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и поправить ошибку, преподаватель вызывает другого студента для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими ответами помогать студенту, не показывая ему правильного ответа.

Длительность устного опроса зависит от учебного дисциплины, вида занятий, индивидуальных особенностей студентов.

В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать студентов использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модули, лабораторное и заводское оборудование.

Для углубления и расширения знаний студентов можно дать индивидуальное задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.

Заключительная часть устного опроса — подробный анализ ответов студентов. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает выводы о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывают его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

Устный опрос, как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех студентов, поэтому в целях рационального использования рабочего времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени контролировать работу большего количества студентов. Так пока одни работают у доски, другие решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают па поставленные вопросы с места.

Письменная проверка, наряду с устным опросом, является важнейшим метолом контроля знаний, умений и навыков студентов. Однородность работ, выполняемых студентами, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, попытает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.

Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от дисциплины могут быть самыми разнообразными: диктанты (математические, химические, чертежные, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных отчетов, рефератов.

Письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15 минут), при этом проверяется усвоение небольшою объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа (за исключением сочинений по литературе).

Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинаковой. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.

Для проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки, причины, их вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими студентами того или иного раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако, анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания студентов имеет анализ контрольных работ, выполненных на «4» и «5», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.

Следует отметить особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.

Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельной работы, как правило, не велики по объему, содержат задание в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени ее выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого студента.

Диктанты (предметные и технические) широко используют для текущего контроля. С их помощью можно подготовить студентов к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы, предупреждает списывание.

Сочинения и рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания студентов, проверить умение раскрыть тему, по и играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки сочинения и рефератов студент мобилизует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со стороны со своим жизненным опытом, четко уясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ преподаватель обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждения.

Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы, над которыми студенты работают несколько дней (10-15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами,

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основная цель обучения студентов не только в усвоении ими определенной системы знаний, но и главным образом формировании профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью формирования системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических дисциплин, но наиболее широко специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.

Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания:

провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку машин и механизмов, определить причины неисправности, настроить прибор, разработать техническую документацию, изготовить конкретное издание, выполнить практическую работу, проанализировать производственную ситуацию, поставить эксперимент и т.д.

Например, на лабораторных и практических работах преподаватель имеет возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых для выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких работ последовательностью, уверенностью в действиях выявляется насколько сформированы умения обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном.

Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалифицированной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности студента к практической деятельности, завершение формирования таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний и нестандартных условиях.

Практическая проверка ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль, знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность студентов, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении заданий).

Широко применяется тестовый контроль усвоения знаний, а также опрос с помощью контролирующих программ, позволяющих иметь обратную связь от студентов к преподавателю.

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей — задания и эталона. Задание выдастся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля — ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов знакомство с учебным материалом и его воспроизведение, поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

Большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле можно свести к двум основным типам вопроса: избирательному, основанному на таких видах деятельности студента, как узнавание, припоминание и конструированному, основанному на припоминании и дополнении.

Наибольшее применение в связи с простотой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные задания. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, студенты должны найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора. Альтернативные задания применяют в тех случаях, когда на предложенный вопрос студент должен ответить «да» или «нет». В связи с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избирательных заданий.

Задания множественного выбора предполагают выбор одного ответа из нескольких (среди них могут быть и такие, как «не знаю», «нет правильного ответа»). Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы на них сравнительно легко могут быть введены о современные технические средства обратной связи.

Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставление, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.

Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т.п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда студенты записывают ответы в словесной, формульной, числовой форме. Текстовой контроль в силу относительной ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность студента, уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений, навыков.

Распространение получили такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой студенты получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать студентам, какие знания и умения контролируются, а ключ содержит правильные ответы, по которым студенты сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. При этом студенты работают либо по обучающим программам, либо правильные ответы проецируются на экран (записываются на доске).

Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой студенты проверяют друг у друга выполнение заданий.

Совокупность названных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную картину уровня подготовки студентов.

Контроль знаний и умений студентов — один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество под готовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания. Важно, когда между преподавателями и студентами устанавливается обратная связь, которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений, навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции, наиболее важная и специфическая — проверочная функция. Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция — другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.

Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Результаты сугубо индивидуальных усилий по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Контроль дисциплинирует студента, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней. Правильно осуществляя контроль, преподаватель имеет возможность постоянно побуждать студентов к совершенствованию своих знаний и умений, к выработке объективных самооценок, к развитию потребности в самоконтроле.

Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности. Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований.

Контроль должен быть:

  • планомерным — осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения;
  • систематическим — регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;
  • объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающими субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении студентов. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных заданий целям проверки;
  • всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и специальных умений и навыков. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают и могут студенты воспроизводить усвоенную ими информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку содержания формируемой у студентов профессиональной деятельности (уровень усвоения основ этой деятельности);
  • индивидуальным — овладение знаниями и умениями процесс индивидуальный. Каждый студент овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями, при этом всем студентам предъявляются одинаковые требования в отношении объема и качества знаний, уровня формирования умений, но в ряде случаев, необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества студентов, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки;
  • рациональным по затратам времени преподавателя и студентов — (обеспечивать анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок);
  • педагогически тактичным, осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценку необходимо делать в доброжелательной форме.

Учебные планы и программы средних профессиональных образовательных учреждений предусматривают различные формы организации контроля знаний и умений студентов: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), а также государственные экзамены.

Проверка, осуществляемая в различных формах итогового контроля, во многом определяется характером контрольных заданий и информацией, заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий. Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного учебного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ.

Содержание проверочных заданий должно обеспечить:

  1. Полноту объема проверяемого учебного материала. Если контроль проводят в конце семестра (семестровый), то перед студентами ставят вопросы, требующие проверки усвоения системы знаний и умений всех пройденных разделов; если проверяется изучение материала за год, то контрольные знания должны охватывать весь объем материала. Если проверку проводят по отдельно взятому разделу программы (контрольная работа), то задания должны включать вопросы, позволяющие определить усвоение логически завершенного объема учебного материала, взаимосвязанной группы понятий.
  2. Обобщенный характер контрольных знаний. В процессе обучения студенты овладевают различными знаниями, умениями, навыками. На основе одних заданий и умений можно решать частные задачи, на основе других более широкие, общие. Поэтому и постановка одних вопросов позволяет судить об усвоении, овладении частных понятий, умений, других — указывает на знание обобщенных понятий, овладение широким кругом умений и навыков. Наиболее обобщенные или сложные знания и умения включают в себя частные, их составляющие. Итоговая проверка всегда должна обеспечивать контроль усвоения системы знаний и умений. Это означает подбор таких заданий или вопросов, ответы на которые предполагают усвоение максимального числа исходных понятий и действий. Отбор содержания контроля знаний и умений требует более тщательного логического анализа содержания учебного материала, подлежащего проверке, прежде всего с точки зрения будущей профессиональной деятельности специалиста.
  3. Продуктивный, прикладной характер контрольных заданий. Итоговый контроль предусматривает, что задания должны обеспечивать продуктивную работу студентов. С этой целью целесообразно ставить вопросы так, чтобы они выявляли у студентов знания способов и условий деятельности, а также усвоения знаний о предметах и средствах труда. Проверка умений осуществляется с помощью практических заданий и профессиональных задач. В процессе выполнения подобных задач студент даст обоснование своего решения, которое позволяет установить, насколько он владеет теоретическими знаниями, лежащими в основе данного способа деятельности, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. При применении в целях контроля профессиональных практических задач необходимо соблюдать требование подбора задач для всех студентов примерно одинаковой сложности. Для этого учитывают два признака: содержательный, включающий сложность ситуации прежде всего по параметру структурной упорядоченности элементов и связей, и операционный, включающий число операций в задаче.
  4. Направленность содержания контрольных заданий па активизацию познавательной деятельности студентов. Когда студенты решают конкретные практические задачи, они так или иначе сталкиваются с проблемой и ищут пути ее решения. Необходимо широко использовать постановку таких вопросов-заданий, которые не только требовали бы воспроизведения учебного материала, но и побуждали студентов к поисковой деятельности: на сравнение различных явлений и процессов, установление взаимосвязей между ними, определение характерных черт, признаков и особенностей предметов и явлений, классификацию по признакам, объяснение причин, доказательство закономерностей.

Особенности основных форм контроля в том, что контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных дисциплин, важных для овладения приобретаемой специальности, наиболее сложных для понимания студентов. Тематику контрольных работ предлагают преподаватели, ведущие данную дисциплину. Сроки проведения контрольных письменных работ по разным дисциплинам целесообразно применять таким образом, чтобы избежать нагрузки студентов. Важно, чтобы сроки проведения, количество и объем письменных работ по каждой дисциплине согласовывались с другими предметными (цикловыми) комиссиями. Целесообразно составлять графики проведения контрольных работ, что поможет рационально распределить их в течение семестра и скоординировать общую загруженность студентов.

В учебных заведениях используют следующие виды контрольных работ:

  • теоретические, позволяющие проверить усвоение студентами основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений;
  • практикоориентированные, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач;
  • комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

При проверке контрольных работ преподаватель исправляет каждую ошибку, определяет полноту изложения вопроса, качество и точность расчетной и графической части, указывает развитие письменной речи, четкость и последовательность изложения мысли.

Дифференцированный зачет с оценкой, как итоговая форма контроля, применяется при завершении междисциплинарных курсов, а также по результатам учебной, производственной и преддипломной практики.

Для зачета студенты представляют дневник и отчет о производственной практике, заключение руководителя практики от предприятия; учитывается также личные наблюдения руководителя практики от учебного заведения за самостоятельной работой практикантов. В необходимых случаях с отдельными учащимися проводят собеседование по программе практики.

При выведении дифференцированного зачета учитывают степень выполнения студентами программы практики, качество приобретенных практических умений и навыков, сознательное и ответственное отношение к труду. Ответ студента по результатам практики должен представлять собой не только описание выполненной работы, но и ее анализ с опорой на пройденный материал, проработанную в период практики дополнительную и справочную литературу. В отчете должны быть представлены и результаты выполнения индивидуального задания. Только такой отчет может служить основанием для определения приобретенных в период практики умений.

Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебными планами и программами. Зачет по лабораторным, графическим, расчетным и другим практическим работам проставляется по мере представления студентами преподавателю отчетов о выполненных лабораторных работах, переводов, рефератов, домашних заданий и т.д. Студентам, не выполнившим своевременно какую-либо из лабораторных и практических работ, преподаватель устанавливает индивидуальный срок ее выполнения. При наличии не зачтенных работ итоговую оценку успеваемости студенту по предмету за семестр не выставляют.

Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основное назначение квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленной учебным планом специальности. Проводятся квалификационные испытания после завершения учебной практики для получения рабочей профессии. В соответствии с Положением о производственной практики испытания проводят квалификационные комиссии базовых предприятий с участием представителей учебного заведения.

При выборе пробных работ для квалификационных испытаний исходят из того, что в тарифно-квалификационных справочниках, к определенному разряду рабочей профессии. На выполнение пробных работ студентам дается время. В конце испытаний комиссия проверяет соответствие выполненных практикантами пробных работ техническим условиям и норме времени, необходимой для ее изготовления.

После завершения практикантами пробных работ проводится устный опрос по экзаменационным билетам, составление с учетом требований квалификационной характеристики к знаниям и умениям рабочего соответствующего разряда.

Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения студентами теоретических знаний, практических умений и навыков.

Задания для курсового и дипломного проектирования отбирают с конкретным производственным содержанием, формируют таким образом, чтобы студенты при их выполнении оперировали большей частью знаний и умений, полученных в процессе обучения.

Экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами организации контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов по изучению конкретной дисциплины, является уровень сформированности знаний и умений.

Экзаменационные билеты для устного экзамена и задания для письменных работ составляют преподаватели и не позднее чем за месяц до сессии утверждает заместитель директора по учебной работе.

Экзамены — ответственный этап учебно-воспитательного процесса. Поэтому отбор содержания и компоновка вопросов для экзаменационных билетов предполагают соблюдения определенных требований. В экзаменационные билеты необходимо включать 2-3 вопроса из разных разделов программы в зависимости от специфики предмета и одну задачу или пример. Вопросы комплекта билетов по предмету должны охватить весь основной пройденный материал. Главное требование при комплектовании билетов — создание равноценных билетов и по объему учебного материала, и по его характеру, и по степени активизации познавательной деятельности студентов. Обязательно должны найти место в билетах вопросы методологического характера, стержневые вопросы курса. Каждый вопрос билета должен быть сформулирован точно и четко. Желательно включать в билеты материал разных разделов программы, группируя вопросы для билетов, учитывать, что они не должны повторяться, содержать близкий по проблематике материал. Вопросы должны охватывать программу курса в целом, но не выходить за ее рамки, включать сведения, связанные с местными условиями, современными достижениями соответствующей отрасли науки.

Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую системную проверку подготовленности студентов к профессиональной деятельности. Защита дипломного проекта проходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. Центральное место в защите дипломного проекта занимает доклад студента, главное содержание которого должны составлять обоснование выбора решения производственной задачи, предусмотренной заданием на дипломное проектирование, и характеристика полученных результатов.

Государственная аттестационная комиссия на основании анализа представленного дипломного проекта (работы), заключения руководителя проекта (работы), рецензии, результатов защиты дает объективную оценку уровню знаний, умений дипломника и готовности молодого специалиста к самостоятельной работе.

При оценке качества дипломного проекта учитывают актуальность темы, реальность проекта, степень самостоятельности работы студентов, глубину и прочность знаний и умений по общетехническим и специальным предметам, полноту раскрытия темы, обоснованность предлагаемых решений, степень использования в дипломном проекте научной и технической литературы, производственной документации, соблюдение государственных стандартов.

Показатели контроля служат главным основанием для решения таких вопросов, как перевод на следующий курс, выдача диплома.

Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных студентов и преподавателей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования.

Источник

Читайте также:  Способы крепления стропил односкатной крыши беседки
Оцените статью
Разные способы