- Контроль знаний без стресса: усвоил ли ученик материал
- Зачем вообще нужен контроль знаний учащихся?
- Как учащиеся относятся к контролю знаний
- Основные виды контроля знаний учеников: плюсы и минусы
- Письменный контроль
- Устный контроль
- Контроль в игровой форме
- Когда и какие виды контроля знаний учеников применять
- Контроль знаний учащихся: краткие выводы
- Экзамен без стресса. Рекомендации психолога
- Как учиться быстрее, лучше и не испытывать стресс
- Визуализация
- Мнемотехники
- Интерлинк
- Метафоры
- Диаграммы
- Стикеры на стене
- Акронимы
- Восстановление в памяти
- От общего к частному
- Самооценочный тест
- Избежание разрывов
- Переписывание
- Сделать это интересным
- Правило детского садика
Контроль знаний без стресса: усвоил ли ученик материал
Данила Доманин
Ненависть к проверочным и экзаменам объединяет и взрослых, и школьников. Однако отменить любой контроль знаний, особенно учащихся, категорически нельзя. Разбираемся, как безболезненно проверять, хорошо ли школьники запомнили уроки.
Контроль знаний учащихся
Зачем вообще нужен контроль знаний учащихся?
К сожалению, а может быть, и к счастью, без проверок знаний обойтись нельзя. На их основе:
- выстраивается учебная программа;
- анализируется общий уровень знаний;
- составляется модель обучения;
- происходит подбор тех или иных методик обучения.
Контроль знаний учащихся — одно из основных средств для создания цельного, продуктивного и удобного курса для обучения.
Еще контроль знаний учеников — один из методов для повторения и применения изученного материала. Проверка также необходима и учителю чтобы видеть, что происходит в классе, и самосовершенствоваться. Ну и помимо всего прочего, она может укрепить мотивацию школьников и отчасти стать подготовкой к взрослой жизни — ведь мы всегда сталкиваемся с трудностями и стараемся их преодолеть.
Как учащиеся относятся к контролю знаний
«Если я плохо написал тест, то у меня все будет плохо», — в основе отрицательного отношения к текущему контролю у ученика лежит именно этот стереотип. Очевидно, что это проблема психологического характера.
В своей работе я стараюсь изменить мнение о контрольных и экзаменах, пытаюсь объяснить, что это прежде всего нужно тем, КОГО проверяют.
Можно использовать такие аргументы:
- контроль знаний поможет оценить свои сильные и слабые сторон;
- можно продемонстрировать свои знания и умения (для повышения самооценки);
- текущий контроль даст ученику шанс разложить весь материал по полочкам — этому способствует сама подготовка к контрольной или экзамену.
Когда меняется отношения к проверке, она становится не такой уж и страшной. Конечно, здесь нужна психологическая работа с учеником, и прежде всего, ребенка никто не должен загонять.
Пусть основным постулатом станет фраза: «Каждый человек имеет право на ошибку». Не надо отчитывать за оценки, ругать за ошибки и провалы. И уж конечно не стоит основной целью обучения ставить получение положительной оценки — ведь прежде всего важны знания.
Конечно, помимо этого, нужна дополнительная подготовка к экзаменам и побольше практики. Плюс, нервы есть нервы, но с этим уже нужно работать отдельно.
Основные виды контроля знаний учеников: плюсы и минусы
В своей основе, методы контроля можно поделить на письменные, устные и игровые.
Письменный контроль
Самостоятельные и контрольные работы, диктанты, изложения, а также тесты.
Я предпочитаю контрольные работы, а не тесты, потому что вижу, как человек думает и что происходит в его голове при решении задачи. Это позволяет мне понять где он ошибается и в чем. Но и у тестов есть свое преимущество: например, проверять их гораздо быстрее.
Плюсы | Минусы |
---|---|
1. достаточно быстрая проверка большого количества людей | 1. не всегда полная картина, понимает ли материал ученик или заучил его |
2. менее стрессовая обстановка, и в целом определенное спокойствие | 2. работа на дом по проверке |
3. контроль осуществляется только по предмету | 3. в целом неполный анализ знаний, только какие-то аспекты |
4. несложно следить за списыванием |
Устный контроль
Устные экзамены, опросы, физические диктанты и прочее.
Лично я очень люблю опросы и устные экзамены. Они позволяют провести полноценную беседу с учеником и полностью проанализировать его знания. Сразу очевидно, понимает ли он материал или нет.
Плюсы | Минусы |
---|---|
1. полный и детальный анализ знаний | 1. устный экзамен по времени гораздо дольше |
2. попутная проверка коммуникативных навыков | 2. большой стресс для учеников, напрягающая атмосфера |
3. тренировка учеников объяснять материал, а это уже следующий уровень понимания | 3. из-за слабых навыков общения, можно не увидеть четкую картину понимания |
Контроль в игровой форме
Различные игры конкурентного характера.
В целом можно в любой вид проверки, особенно в устный, добавить игровой аспект, различные бонусы и набор баллов за правильные ответы. Я периодически устраиваю «физический бой». Суть проста: делимся на команды, решаем ряд задач, после чего выходим к доске и объясняем задачи, а команды-противники пытаются задать вопросы и пошатнуть уверенность в правильности решения или демонстрируют свое решение.
Плюсы | Минусы |
---|---|
1. легкая и приятная атмосфера | 1. мало информации о знаниях каждого ученика в отдельности |
2. дополнительная мотивация | 2. иногда сложно контролировать такой процесс |
3. тренировка практически всех навыков | |
4. ну и конечно, некое разнообразие |
Когда и какие виды контроля знаний учеников применять
Применение письменной методики контроля знаний учащихся уместно, когда в классе много детей и нужно сформировать некую статистику.
Устные виды контроля чаще применимы в небольших классах, а также часто используются перед началом урока — как повторение изученного материала.
Ну и игровые применяются, чтобы создать интересную и приятную атмосферу в классе, заодно проверив уровень знаний.
В целом, лично я предпочитаю применять все методики при различных обстоятельствах. Во-первых — это разнообразие, что нравится ученикам. Во-вторых — это позволяет тренировать и развивать все качества школьников. В третьих — это дает возможность провести полноценный анализ.
Контроль знаний учащихся: краткие выводы
Чтобы не было стрессовых ситуаций, необходимо:
- Психологически настроить учеников на хорошее отношение к проверкам.
- Чаще практиковаться, чтобы это не было неожиданностью.
- Комбинировать все методики текущего контроля учеников.
Источник
Экзамен без стресса. Рекомендации психолога
Памятка. Как готовиться к экзаменам скачать
Памятка. Как сдавать экзамен скачать
Памятка. Техника повторения при подготовке к экзаменам скачать
ФОРМУЛА – НАСТРОЙ НА УСПЕШНУЮ
СДАЧУ ЭКЗАМЕНА
1. Я хочу сдать экзамен.
2. Мое желание — иметь твердые знания.
3. Я вижу себя, как человека знающего, способного хорошо сдать экзамены.
4. Я способен добиться своей цели — успешно сдать экзамены.
5. Я все умею, все могу сделать, сдать экзамен, я ничего не боюсь.
6. Я не допускаю ни малейших сомнений в том, что я могу успешно сдать экзамен.
7. Я верю в то, что успешно сдам экзамен.
8. Я твердо уверен в том, что я успешно сдам экзамен.
9. Все люди видят меня как человека знающего, уверенного.
10. Я способен добиться своей цели и с одного раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
11. Все знающие меня учителя относятся ко мне как к ученику, с одного раза запоминающего на всю жизнь весь прочитанный материал.
12. Я использую все свои духовные силы для того, чтобы успешно сдать экзамены.
13. Мне нравится успешно сдавать экзамены.
14. Я люблю успешно сдавать экзамены.
15. У меня хорошие, твердые знания.
16. Я способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь, потому что у меня твердые знания и я способен успешно сдавать экзамены.
17. Ярко, твердо помню, что знаю учебный материал и готов.
ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ
Экзамен — это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую системы. Поэтому необходима психологическая подготовка к экзаменам, которая заключается в создании модели адекватного отношения к подготовке и проведению экзаменов. При подготовке к экзаменам, нужно обязательно верить в себя. Чем меньше веры в свои собственные силы, тем больше страх, который может парализовать и даже свести на нет все действия.
Если ты думаешь про себя: «У меня слабая память!», «Я неспособна к математике!» или «Я этот экзамен не сдам никогда!», то распоряжение, отданное твоим нервным центрам, ослабленное. И нет ничего удивительного, что все идет с трудом. Странно, если бы было иначе. Так что плохих оценок самого себя надо решительно избегать.
ПРИ СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА
На экзамене, чтобы успокоиться и сосредоточиться проведите упражнение несколько раз: на счет 1-4 вдох, на счет 1-4 задержите дыхание, на счет 1-4 выдох.
Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 секунд, медленно выдохните (бесшумно) через рот, разделив воздух на три порции. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо уже запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете идти отвечать или сдавать работу.
Ни пуха, ни пера!
КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Общее правило: на экзамен надо приходить в такой «форме», в какой должен приходить спортсмен на соревнование. Иначе говоря: в момент сдачи экзамена мозг «спортсмена» должен работать с возможно наибольшей производительностью. А часто случается, что именно во время экзамена ты используешь только одну третью часть или половину того, о чем знаешь! Почему?
На способность хорошо сдать экзамен влияют три основные положения:
1. Хорошая подготовка.
2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.
3. Техника сдачи экзамена
Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена.
Формируйте позитивные цели.
Живите в измерении «здесь и сейчас». Не сражайтесь с призраками прошлого.
Источник
Как учиться быстрее, лучше и не испытывать стресс
Обучение — длительный по времени процесс, а не единичное действие. Необходимо запоминать информацию, понимать суть, применять знания в реальной жизни. И поскольку оно является ключевым в приобретении навыков, нужны работающие методы, которых, к счастью, существует немало. Вы можете чередовать их для того, чтобы выбрать лучшие или использовать несколько методов за один присест. Помните лишь о том, что овладение методом — это тоже обучение и требует практики.
Визуализация
Представьте себя человеком, который развил навык, изучил предмет или достиг успеха в обучении. Как вы себя чувствуете? Горды ли вы результатом? Визуализация — отличный способ получить дополнительную мотивацию.
Мнемотехники
Мнемотехники работают, потому что позволяют превратить учебу в игру. А кто не любит играть? При помощи техник для запоминания можно улучшить не только память, но и творческое мышление, воображение, повысить когнитивные способности.
Интерлинк
Возьмите две идеи или темы и подумайте над тем, как они связаны. Они могут быть соединены как общей картиной, так и деталями. Делая это, вы создаете ментальную карту в своем мозгу, что позволяет обучаться быстрее и эффективнее.
Метафоры
Возьмите сложную идею и попытайтесь придумать простую метафору, описывающую ее суть. Глубинное понимание значительно эффективнее, чем поверхностное — это позволяет мыслить абстрактными понятиями.
Диаграммы
Нарисуйте их или используйте онлайн-сервисы. Они наглядны и порой стоят тысячи слов. Метафорически, диаграмма — это улучшенная версия визуализации.
Стикеры на стене
Многие люди мыслят линейно, записывая одну фразу за другой. Стикеры позволяют развить латеральное мышление и находить самые неочевидные связи и пересечения. Озарения приходят, когда у вас перед глазами или в голове есть несколько несвязанных тем.
Акронимы
Придумайте свой акроним при помощи терминов, которые изучаете — АБВ или RED. Этот способ позволяет объединить несколько идей в одно слово. Вспомнив его, вы также вспомните и все, что зашифровано в нем.
Восстановление в памяти
Простая и эффективная техника, которая многим кажется скучной. В самом деле, зачем периодически останавливать прочтение книги и отвечать вопросы, если можно читать дальше и хвастаться количеством прочитанных книжек? Однако если вы и правда хотите впитать больше информации, придумайте несколько вопросов в конце главы и ответьте на них. Попытайтесь увидеть суть вещей.
От общего к частному
Чаще всего люди обращают внимание на детали, когда учатся. Но забывают, что мелкие правила служат большой цели. Поэтому периодически нужно смотреть на общую картину и понимать, зачем мы делаем то, что делаем.
Самооценочный тест
Делайте тесты по любому предмету, который изучаете: английскому языку, философии, физике и многому другому. Даже само создание теста — это отличный способ проникнуть в суть изучаемого материала.
Избежание разрывов
Когда вы начинаете что-либо изучать, то тщательно запоминаете всю информацию. Спустя какое-то время появляются разрывы («Эту главу можно упустить», «А это я и так понял кое-как»). Эти разрывы мешают дальнейшему продвижению.
Составьте список разрывов. Не изучили неправильные глаголы английского языка, потому что это скучно? Ничего страшного, выделите на них несколько дней и будете собой гордиться. Уйдет лишний страх и вы сможете свободнее оперировать глаголами.
Переписывание
Этот метод позволяет замедлить мышление и полностью сконцентрироваться на текущей задаче. Не понимаете сути новой главы? Тогда перепишите ее, попутно размышляя над каждым словосочетанием. Размышляйте на бумаге, задавайте себе вопросы и отвечайте на них.
Сделать это интересным
Звучит очевидно, но сколько раз вы садились за учебу с ощущением вынужденности? Согласитесь, что скорость обучения значительно падала. Научитесь вводить себя в состояние заинтересованности.
Правило детского садика
Как бы вы объяснили новую тему пятилетнему ребенку? Как сложное сделать простым? Какими словами, образами и метафорами будете пользоваться? Это отличный способ разжевать информацию для себя.
Источник