Способы контроля внеурочной деятельности

Формы контроля во внеурочной деятельности
презентация к уроку

Основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.

При организации внеурочной деятельности встаёт вопрос о формах контроля.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie.doc 90.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт дополнительного образования

Факультет переподготовки и повышения квалификации

на Всероссийской научно-практической конференции

«Проблемы и перспективы развития образования»

«Формы контроля во внеурочной деятельности»

(из опыта работы)

Алексеева Анна Алексеевна,

учитель начальных классов

24 ноября 2017 г.

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». ( Из Конвенции о правах ребёнка)

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в школе. Теперь наряду с урочной деятельностью неотъемлемой частью образовательного пространства школы является организация внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе
  • Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся
  • Улучшить условия для развития ребенка
  • Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
  • Закрепить и создать условия для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов

При организации внеурочной деятельности встаёт вопрос о формах контроля.

Формы и методы контроля учебной деятельности в начальной школе давно определены:

— диагностическая контрольная работа

— контроль техники чтения

Формы же контроля внеучебных достижений учащихся чётко не сформулированы и не обозначены.

Объекты контроля и анализа во внеурочной деятельности могут быть:

• познавательная активность, интерес к учению, школе;

• сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

• применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

• участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;

• выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС предлагают следующие формы контроля: творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т. д.

Мне бы хотелось рассказать о формах контроля принятых у нас в школе.

В этом году на базе нашего учреждения была организована работа академической внедренческой площадки ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» в направлении «Выявление оптимальных путей преодоления рисков низкой мотивации субъектов образовательного процесса к участию во внеурочной деятельности»

Экспериментальная нелинейная форма организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ № 12 с УИОП включила в себя школьное объединение «Мозаика», в которое вошли учащиеся 1 классов, учителя и родители.

Общекультурное направление представлено клубом «Карусель», организатором которого являюсь я. Такую форму организации внеурочной деятельности я выбрала, потому что считаю клубную деятельность прекрасным средством развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, бережного отношения к своему здоровью. Клубная деятельность создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха и развития. Клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива.

Особой формой контроля, представленной в программе, являются ежемесячные события. Они включают в себя коллективные творческие дела и акции; игры, игровые программы; праздничные мероприятия; выступления агитбригад.

Фрагмент календарно-тематического планирования:

Источник

Тема. Анализ и контроль внеурочной деятельности в начальном звене школы

1. Методика анализа формы внеурочной деятельности.

Признаки эффективности анализа формы ВД:

1) четкая формулировка цели и задач анализа с построением программы наблюдения за реализацией данной формы;

2) в процессе анализа выделяются основные части работы и дается их характеристика;

3) выполнение задач всех этапов связаны между собой, с достижением целей и конечным результатом;

4) выводы и оценка качества проведенной работы осуществ­ляются исходя из его конечного результата;

5) характеризуются место и роль формы ВД в системе деятельности коллектива;

6) формулируются конкретные предложения по устранению обнаруженных недостатков, указы­ваются пути и время их исправления.

Анализ начинается с выявления результата дан­ной формы работы. В основу анализа могут быть положены: а) вос­питательные цели с определением степени их достижения и эффек­тивности используемых педагогических средств, б) отдельные элементы проводимой формы внеурочной деятельности, в) какие-либо педагогические идеи, например, идея со­трудничества и т.п.

Если дети и родители не имеют опыта участия в ана­литической работе, важно научить их этому с помощью доступных вопросов, записанных в виде схем на доске, напр.: «Мне понравилось это дело, потому что. », «Я думаю, что не совсем удалось. потому что. » и т.п. В дальнейшем вопросы могут усложняться, а их количество увеличиваться. При этом вопросы обсужда­ются последовательно, т.е. сначала все по очереди высказыва­ются по 1-му вопросу, затем по 2-му и т.д.

Когда участники имеют опыт коллективного анализа, то каждый высказывается сразу по всем вопросам. Педагог вносит лишь дополнительные вопросы, вскрывающие главные причины неудач в работе, если сами дети их не увидели и не отразили при обсуждении.

2. Методика анализа внеурочной деятельностиза учебный год.

Цель анализа — оценка результатов воспитатель­ного процесса за истекший период, разработка целей и задач на новый учебный год.

Весь ход анализа внеурочной деятельности за учебный год делится на три периода:

1. Подготовительный период. В его основе лежит систематический сбор информации в течение учебного года и ее первичная обработка.

2. Анализ внеурочной деятельности проводится в период с марта по май с участием педагогов, уча­щихся, родителей. Коллективный анализ лучше проводить в два этапа:

Первый этап — обсуждение состояния школьных дел. Участники разбиваются на группы и вырабатыва­ют мнение по следующим вопросам: 1. Чем отличается наша школа от других, кем и чем мы можем гордиться? Какое самое яркое (важное) событие года? Что в жизни школы особенно радует? 2. Какие положительные изменения произошли в этом году? Как закрепить эти достижения? 3. Что в жизни школы огорчает, не устраивает? Почему? 4. С решения каких проблем нужно начать следующий год? Второй этап — обсуждение элементов вос­питательного процесса во временных научно-исследовательских группах по следующим вопросам: 1. Какие успехи появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись вперед? За счет чего? 2. Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему? 3. Над решением каких проблем необходимо работать в сле­дующем году?

3. Завершающий период. Школьные объединения, про­водя обсуждение, составляют ответы на следующие вопро­сы: — что удалось из задуман­ного в этом году; что сделано полезного для школы, окружающих людей; — что не удалось и почему; — что необходимо для улучшения работы в следующем году; — кого и за что нужно отметить по итогам работы за год.

Возможно использование других приемов сбора информации.

Сбор инфор­мации и анализ коллективной ВД проводится замдиректора по вос­питательной работе с привлечением актива педагогов и учащихся.

Контроль над внеурочной деятельностью.

Контроль — это педагоги­ческое средство, побуждающее учителей и учащихся к самосо­вершенствованию, своевременному выявлению акту­альных проблем и способов их решения. Цель контроля — обеспечить постоянное совершен­ствование воспитательного процесса.

Условно выделяют три направления контроля:

1. Контроль над деятельностью педагогического коллектива по созданию системы внеурочной воспитательной работы в школе. Сюда относится контроль над деятельностью: — директора школы; — заместителей директора; — организатора воспитательной работы; — руководителей кружков, секций и т.п., — методических объединений классных руководителей; — школьного библиотекаря и других сотрудников школы, причастных к организации воспитательной работы.

2. Контроль над деятельностью классных руководителей по следующим вопросам:

— целенаправленность и систематичность ВД, обеспечивающей развитие учащихся;

— систематичность, всесторонность, объективность и дей­ственность изучения учащихся;

— работа по организации и сплочению коллекти­ва;

— руководство развитием самодеятельных начал в коллек­тиве;

— индивидуальная работа с учащимися, создание условий для раскрытия возможностей каждого;

— взаимодействие с родителями, воспитательными организациями;

— психолого-педагогическая грамотность, владение методикой воспитательной работы;

— этика взаимоотношений с учащимися и роди­телями;

3. Контроль над деятельностью ученического коллектива:

v участие школьников в разных видах ВД, возможности для самореализации каждого ученика;

v рациональность структуры ученического коллектива, вза­имодействие групп;

v развитие ученического самоуправления, организация ра­боты по выявлению и воспитанию лидеров;

v преемственность в деятельности ученического коллекти­ва;

v взаимодействие педагогов и учащихся в воспитательном процессе и т.д.

Виды контроля: а) индивидуальный и фронтальный; б) тематический и комплексный; в) текущий, периодический, итоговый; г) предварительный; д) предупредительный, е) административный, ж) методический контроль, осуществляемый специалистами.

Методы организации контроля над внеурочной деятельностью в школе:

— не­посредственное наблюдение за поведением и результатами деятельности учащихся в различ­ных ситуациях, за действиями педагогов, проведением меропри­ятий, состоянием мебели и пр.;

— анкетирование пе­дагогов, учащихся, родителей;

— рейтинговая оценка и самооцен­ка;

— беседы с детьми, родителями, учителями, представителя­ми общественных организаций, коллективный анализ проде­ланной работы.

Организационную работу по планированию контроля про­водит замдиректора по воспитательной работе с учетом предложений администрации, руководителей общественных организаций, организаторов воспитательной работы.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1728 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Контроль за организацией внеурочной деятельности

Куриленко Е.Ю., учитель начальных классов.

Выступление на районном семинаре «Контроль за организацией внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в общеобразовательной школе»

В каждом образовательном учреждении существует своя специфика организации внеурочной деятельности, которая определяется, возможностями материально-технической базы ОУ, запросами учащихся и их родителей. Представляем вашему вниманию описание опыта организации и контроля внеурочной деятельности в МБОУ «Самофаловская сош».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования , основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Образовательный процесс в соответствии с ФГОС необходимо понимать не только как процесс усвоения учениками системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных, социальных ценностей.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В настоящее время существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности. Выбор модели организации внеурочной деятельности в ОУ зависит от ряда факторов: как объективных (не зависящих от ОУ), так и субъективных (зависящих от условий ОУ). Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:

территориальное расположение ОУ;

уровень развития дополнительного образования в ОУ;

программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей;

кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, тьютора и др.);

материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.

В качестве базовой модели организации внеурочной деятельности в условиях нашего ОУ приемлема модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, включает следующие компоненты:

учебный план ОУ , а именно, часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т. д.);

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);

деятельность педагогических работников (педагога-организатора, педагога-психолога, ) в соответствии с должностными обязанностями;

формами организации являются различные формы, отличающиеся от классно урочных форм. Преимущество отдается интерактивным играм, коллективным творческим делам, проектам и т.д.

В нашей школе внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

Работа спортивной секций по тхэвондо.

Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Беседы в рамках недели православной культуры.

Тематические классные часы.

Участие в конкурсе чтецов военно-патриотической тематики.

Разучивание стихов и песен к тематическим линейкам по данному направлению.

Организация занятий по ПДД, пожарной безопасности , выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся на данную тематику;

Проведение тематических классных часов, линеек.

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, ролевые игры и др.

Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района.

Разработка проектов к урокам и классным часам

Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

Проведение тематических классных часов и линеек по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла .

Перечисленные формы внеурочной деятельности способствуют формированию:

— целостного, социально ориентированного взгляда на мир

— эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установки на безопасный, здоровый образ жизни;

— умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

— способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

— логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

— уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

— умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность .

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен.

Внеурочная деятельность в МБОУ «Самофаловская сош»реализуется через

учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса ( дополнительные образовательные модули , проводимые в формах, отличных от классно-урочной );

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;

классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования) ;

деятельность иных педагогических работников ( педагога-психолога, ) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования ;

Контроль результативности и эффективности внеурочной работы осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:

рост социальной активности обучающихся;

рост мотивации к активной познавательной деятельности;

уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью школы.

Основные направления и вопросы мониторинга:

Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

График проведения тематических линеек и открытых мероприятий в начальной школе

(2014/15 учебный год)

Посвящение в первоклассники

Куляева Л.А. Кубанцева Л.В.

Заключительная линейка недели окружающего мира

Учителя начальных классов

День народного единства

Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»

Мероприятие по здоровому образу жизни

«Здравствуй, Зимушка-зима!» Мини-концерт

Учителя начальных классов

Покормите птиц зимой!

Обычай Русской старины

Конкурс чтецов военно-патриотической темы

Линейка, посвященная годовщине Сталинградской битве

Учителя нач. кл.( с участием отряда Сталинградец)

День юного антифашиста

Просмотр д/ф «Мой Сталинград»

День защитника Отечества

Взятие снежного городка

Прощание с азбукой (1-е классы), празднование 8 Марта.

Заключительная линейка недели русского языка и литературного чтения

Источник

Читайте также:  Абстрактный способ изложения нормы права это
Оцените статью
Разные способы