Способы контроля уровня сформированности грамматических навыков

Способы контроля уровня сформированности грамматических навыков

Автор: Кравченко Татьяна Николаевна

Организация: МКОУ Кантемировская ООШ

Населенный пункт: р. п. Кантемировка Воронежская область.

В условиях интенсивного обучения, когда целью и обеспечением эффективности является комплексное развитие всех видов речевых навыков и умений, важен постоянный контроль эффективности обучения. Контроль имеет те же основные функции, что и в обычном: установление степени владения каким-либо навыком, выявления возможного отставания, а также соотнесенность владения различными речевыми навыками.

В данной статье мной представлены способы контроля грамматических навыков, а именно тестовые задания по грамматике английского языка, которые используются в обучающей и диагностической функциях. Полученные данные позволяют мне варьировать объем тренировки.

В зависимости от уровня сформированности знаний учеников по грамматике можно выделить три уровня тестовых заданий: 1) тренировочные; 2) развивающие;3) творческие.

На первом уровне используются тестовые задания такого характера: выбор правильного ответа из нескольких предложенных, восстановление пропущенного, соотнесение действий и времен.

На втором уровне необходимо проанализировать грамматическую схему и извлечь из памяти вербальные элементы, например, образуйте вопросительную и отрицательную формы предложения, которое дано в утвердительной форме; раскройте скобки и вставьте в предложение глагол в нужной видовременной форме.

На третьем уровне предлагаются переводы с русского на английский язык, что требует знаний и лексики и грамматики и умений самостоятельно строить предложения, соблюдая правильный порядок слов.

При составлении тестовых заданий мною учитываются такие требования:

  1. Четкая и ясная формулировка заданий, точно ориентирующая учащихся на выполнение действия.
  2. Целенаправленность заданий. Они должны быть ориентированы на контроль типичных грамматических трудностей.
  3. Соблюдение принципа постепенного нарастания трудностей.
  4. Необходимость учета уровня сформированности умений и навыков учащихся по грамматике английского языка.

Выполнение тестовых заданий оценивается в баллах.

После тщательного анализа всех ошибок учащихся, необходимо наметить пути их устранения.

В результате применения тестовых заданий у учащихся отмечаются более глубокие знания грамматики , что позволяет им успешнее овладевать навыками устной речи и чтения.

Примеры тестовых заданий на закрепление настоящих времен.

Упражнение 1. Раскройте скобки, употребив одно из настоящих времен.

  1. What time _______ (the meeting/end)?
  2. Tomorrow I ____ (fly) to Moscow to visit my aunt.
  3. Right now he _______ (talk) on the phone.
  4. The Earth __________ (go) round the Sun.
  5. I _______ (look) for my camera for an hour.
  6. Could you close the window? I ______ (freeze)
  7. The man _______(paint) the walls all day long.
  8. The coffee ___________ (smell) good.
  9. At the moment we __ (take) a walk around a beautiful village.

We __(not/finish) our history project yet.

  1. Kim _____________ (never/be) abroad.

Упражнение 2. Выберите правильный вариант.

1 The boy _____his homework and now he ______-TV.

a) already has done, watches

b) already does, has watched

c) has already done, is watching

2. They___about Russian traditions since the beginning of the lesson.

a) have been talking

3. This is the best conference I ________.

b) have ever been to

c) ever have been to it

4. The postman usually _____at 9 in the morning. It is half past 9 now but he ________

a) comes, has not come yet

b) comes, has not been coming

c) is coming, has not come yet

5. They______the walls and they _______nice.

a) have painting, are looking

b) have painted, look

c) have been painting, look

6. The economic situation in the world is already bad and it __________worse.

Упражнение 3. Переведите предложения на русский, используя одно из настоящих времен английского языка.

  1. Он смотрит телевизор с самого утра.
  2. Завтра у меня урок английского в 8:00.
  3. Воздух в городе становится все более и более грязным.
  4. Я потерял кошелек.
  5. Её волосы грязные. Она красила дом весь день.
  6. Ты постоянно что-то теряешь!
  7. Ты пишешь сочинение уже два часа.
  8. Я хожу в бассейн три раза в неделю.
  9. Папа чинит машину с самого утра.
  10. Он сломал ногу.

Источник

Способы контроля уровня сформированности грамматических навыков

Контроль уровня сформированности грамматического навыка устной речи

Чумасова Ирина Александровна, Поведайко Оксана Ивановна

Современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования грамматических навыков как управляемую систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся.

Читайте также:  Способы взаимодействия культур по данилевскому

Проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является достаточно актуальной, так как все знания, переданные учителем обучаемому, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.

Особенно важным в процессе обучения является контроль грамматических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебного процесса. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, поскольку с ее помощью обеспечивается формирование умения устного и письменного общения. Не владея грамматическими навыками, невозможно адекватное восприятие и понимание иноязычных высказываний, и, таким образом, затрудняется общение с носителем другой культуры. На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.

Контроль грамматических навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен) и тестовым. Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важным является то, что итоговая школьная аттестация проводится в форме тестов, к которым, безусловно, учащихся необходимо готовить. Этим и обуславливается актуальность данной проблемы.

Контроль грамматических навыков является одним из важнейших этапов обучения иностранному языку. Контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-нибудь раздела программы и завершения ступени обучения, а суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащихся, который должен соответствовать государственному образовательному стандарту по данной программе, предмету.

Формирование навыков рассматривается современными психологической и методической науками как формирование пошаговых действий с единицами языка. Контроль невозможен, если в системе обучающих упражнений отсутствуют промежуточные проверочные задания, использующиеся в определенной последовательности и помогающие проверить ход обучения частным действиям, составляющим навык. В таких условиях овладение грамматическим явлением превращается в стихийный процесс со всеми вытекающими негативными последствиями. Именно поэтому важно организовать обучающую деятельность таким образом, чтобы оперативно учитывать сведения о качестве протекания каждого шага процесса становления навыка. Для этого и необходимы контролирующие задания.

Среди методистов и практиков бытует мнение, что упражнения, направленные на усвоение грамматики, могут совмещать разные функции, в том числе и контролирующую. Проблема заключается в том, чтобы определить условия выбора контролирующего упражнения из ряда обучающих, направленных на один и тот же объект усвоения. Необходимо соблюдать следующие условия: во-первых, выдвинуть контроль определенного объекта в качестве ведущей учебной задачи конкретного отрезка урока и, во-вторых, выбрать такое упражнение для контроля, которое даст возможность представить степень освоения той или иной проверяемой операции.

Выделяются следующие функции контроля:

— контрольно-корректирующая (выявление степени овладения новым материалом с целью улучшения этого владения);

— контрольно-предупредительная (обращает внимание учащихся на то, какие умения и навыки подлежат контролю);

— контрольно-обобщающая (выявление степени владения речевыми навыками и речевыми умениями по определенной части курса в обучении);

— контрольно-стимулирующая (отметка в баллах является стимулом в обучении);

— контрольно-обучающая (содержание, приемы и методика должны носить обучающий характер);

— контрольно-диагностическая (позволяет своевременно обнаружить успешность или безуспешность усвоения материала);

— контрольно-воспитательная и развивающая.

Таким образом, если контролирующие задания содержат в себе и выполняют все вышеперечисленные функции, то контроль может стать высокоэффективным средством проверки знаний учащихся.

Бесспорно, процесс обучения не может существовать без контроля обучения. Каждому процессу передачи знаний необходима проверка полученных учащимися знаний в целях надзора за эффективностью усвоения знаний. Множество различных методов и форм контроля дает учителю возможность выбора, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Контроль имеет разносторонние функции, при выполнении которых можно добиться высокоэффективного результата.

Таким образом, исходя из того факта, что контроль – не самоцель, а способ обучения, применяемый для улучшения результатов этого обучения, следует, что результаты контроля тщательно учитываются и используются в дальнейшей учебной работе. Контроль выявляет недоработки, помогает выяснить, как идет процесс формирования навыков, какие проблемы имеются у учащихся, и определить эффективность приемов обучения, используемых учителем.

1. Мусницкая Е.В. Сто вопросов к себе и к ученику: книга для учителя – Москва: Дом педагогики, 1996.

2. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие, 3-е издание. — Москва: Педагогическое общество России, 2000.

3. Шатилов С.Ф. Обучение иностранному языку в средней школе. – Санкт-Петербург: Каро, 1999.

Источник

Эффективные способы контроля грамматических, лексических и фонетических навыков
статья на тему

примеры заданий,контролирующие формироание грамматических, лексических и фонетических навыков на уроках иностранного языка

Читайте также:  Распорядительный способ создания юридического лица это

Скачать:

Вложение Размер
effektivnye_sposoby_kontrolya_grammaticheskih.docx 22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные способы контроля грамматических, лексических и фонетических навыков

Крутякова К.А, 1 курс

Казанский инновационный университет, г. Казань

Научный рукводитель: д.п.н, профессор Фахрутдинова Р.А

С вопросом поиска новых и более эффективных способов контроля сформированности навыков сталкиваются как молодые педагоги, работающие в системе образования совсем недавно, так и опытные преподаватели, уставшие от однообразных заданий. Контроль занимает чрезвычайно важное место в обучении иностранному языку, ведь без контроля ученик не может получить объективную оценку уровня своих знаний. Проведя интервью с педагогами английскому языку школы №12 Вахитовского района города Казани, я составила список популярных и наиболее эффективных способов контроля лексических, фонетических и грамматических навыков, которые используются педагогами в учебном процессе. Также предлагаю свои упражнения для контроля навыков, которые были разработаны мной при работе в школе.

Примеры заданий контроля сформированности лексических навыков:

  1. Эстафета — по одному ученику из нескольких команд (от 2 до 4 команд) выходят к доске и пишут на ней слово на иностранном языке по пройденной теме, передают мел следующему участнику его команды. Игра проходит в течение пяти минут, выигрывает та команда, которая написала наибольшее количество слов без ошибок. Можно скрывать записи команд друг от друга во избежание списываний.
  2. Крайняя буква – соревнование между несколькими командами, где в порядке очереди участники называют одно слово по определенной теме, следующая же команда называет слово на букву, которая была последняя в слове у предыдущей команды. Сложность состоит в том, что в данной игре необходимо знать не только слова, но их их написание, ведь орфография крайне сложна, можно не знать перевод слова, которое говорит команда, но букву, на которую заканчивается слово знать обязательно.
  3. Крестики-нолики — учитель может чертить поле для игры на доске, а может изготовить многоразовое поле из ватмана и нарисовать карточки с крестиками и ноликами. Учащиеся делятся на две команды, по очереди команды ходят, называя слова по теме и прикрепляют значок своей команды (крестик или нолик) в поле для игры.
  4. Домино — каждая деталь домино состоит из трех частей- на одной части слово на иностранном языке, на второй- изображение какого-то предмета, а на третьей-слово на русском языке. В процессе игры выстраивается цепь из деталей домино, соприкасающихся половинками со словами соответствующего перевода.
  5. Лото – учащимся раздаются карточки с пронумерованными полями. Это могут быть как однозначные цифры, так и двузначные, и трёхзначные. Ведущий достает листочки из мешочка и называет цифру. Ведущим может быть педагог, а может быть ученик. Тот, чья цифра прозвучала, закрывает ее в своей карточке. Выигрывает тот, кто первый заполнит одну горизонтальную линию в своей карточке.
  6. Кроссворды — можно дать задание придумать кроссворд по пройденной теме . Простой вариант кроссворда — в задании указывать слово на русском языке или картинку, означающая загаданное слово. Трудный вариант кроссворда — самостоятельно придумать формулировку задания на русском языке, либо на английском – подходит для старшей ступени СОШ с высоким уровнем владения иностранным языком.
  7. Пропавшие буквы – ученики должны вписать недостающие буквы. Такое задание можно давать в качестве устной работы в начале урока в виде презентации.
  8. Найди соответствия — карточки со словами разделены на два столбика, необходимо соединить стрелками слова и перевод. Второй более сложный вариант – в первом столбике написано названия достопримечательностей, а во втором название города. Необходимо линиями соединить город и место, которое можно найти в этом городе. Данный тип задания также направлен на проверку социокультурной компетенции.
  9. Путаница – составление слова из перепутанных слов.
  10. Составь слово — преподаватель дает длинное слово, из которого нужно составить максимум других слов.
  11. Третий лишний — в ряде слов найти лишнее, которое тематически не подходит к этому ряду.
  12. Найди пару- даны четыре пары слов, необходимо выбрать ту пару, которая наиболее логично связана по смыслу.

14 .Цепочка – ученикам необходимо всем вместе придумать предложение, добавляя выученные слова. Например: первый ученик говорит «I», второй — «I go», третий — «I go to», четвертый — «I go to the cinema» и т.д.

Самый правильный показатель сформированности лексического навыка — это правильность и быстрота выполнения заданий. Существует огромное множество задания для контроля лексических навыков, и каждый педагог выбирает упражнения в зависимости от целей урока и возможностей класса.

Можно бесконечно перечислять задания для контроля сформированности лексического навыка. Важно помнить, что регулярный контроль создает основу для самоконтроля, учащиеся критически оценивают свои знания, и это значительно обогащает процесс обучения.

При быстром и правильном выполнении учащимися грамматических заданий педагог может понимать уровень сформированности грамматических навыков. Большинство упражнений, по мнению учителей английского языка, должны быть в форме тестов, поскольку они помогают наиболее объективно оценить уровень знаний, экономичны по времени проведения и проверки, а также имеют массовый характер.

Ролевые игры можно отнести к естественному способу контроля грамматических навыков, в процессе игры ученики сосредоточены на содержании игры, а не на том, как правильно сказать то или иное предложение, именно в такие моменты проявляются пробелы. Таким образом, ролевые игры выполняют также функцию диагностики.

При проведении грамматического контроля стоит соблюдать некоторые рекомендации:

1. Найти правильный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи учеников, не пытаться исправить все ошибки сразу.

2. Пообщрать использование разнообразных грамматических структур, даже если их первичное употребление приводит к ошибкам. Ошибки — это не всегда показатель пробелов, иногда это показатель амбиций учащихся в изучении английского языка, их перехода от простых грамматических форм к более сложным, которые близки к уровню независимого пользователя.

3.Воспитывать бережное отношение к анлийскому языку, побуждать учеников к самообразованию, учить самостоятельно исправлять свои ошибки

Упражнения, помогающие эффективно оценивать уровень грамматических навыков:

— выбрать необходимую грамматическую форму, которую нужно использовать в данных русских предложениях при их переводе на французский язык;

-определить значение грамматической формы в определенном контексте;

-выбрать из нескольких вариантов наиболее подходящий;

Выполняя данные упражнения, ученики выполняют речевую задачу, находя языковые формы в высказывании педагога и применяют их, не меняя.

3.Подстановочные упражнения — в процессе выполнения этих упражнений ученики меняют лексические единицы в структуре определенной грамматической формы.

4.Трансформационные упражнения — ученики, выполняя подобные упражнения, преобразовывают реплику собеседника, меняя лицо, время, число, порядок слов и т.д.

5.Упражнение на словообразовательный анализ.

— определить значение терминов по известным словообразовательным элементам;

— подобрать однокоренные слова к данной лексической единице;

— заполнить таблицу, иллюстрирующую структурно-семантический принцип

6. Сравнение предложений . Педагог дает учащимся несколько разных грамматических структур с частично схожими формами, необходимо сравнить и объяснить разницу.

7. Ситуативные упражнения. Учитель предлагает ученику попасть в абстрактную ситуацию и описать с помощью определенных грамматических форм описать историю, которая с ним приключилась, или о выдуманной истории, которая может с ним приключиться. Таким упражнением педагог контролирует знания о временах глаголов английского языка.

В данном списке были приведены примеры упражнений, которые пользуются успехом при контроле грамматических навыков у педагогов английскго языка школы №12 среди учащихся среднего уровня.

Что касается способов контроля фонетических навыков, задания могут быть разнообразны. Приведем несколько примеров, которые более популярны:

1. Чтение. Учащиеся по цепочке читают слова, содержащие изученный звук, стихи или микротексты. Это могут быть стихи, которые ученики раздают друг другу как домашняя заготовка и читают на оценку.

2. Найди ошибку. Аудирование с целью поиска фонетических ошибок и дальнейшее их исправление.

3. Разнообразие языка. Учащиеся слушают несколько разных текстов и распознают диалекты.

4. Настроение. Педагог озвучивает миктротексты с разной интонацией, задача учеников определить отношение к чему-либо.

5. Хороший слух. Учитель читает ряд слов , у ченики же в свою очередь узнают слова на слух, запоминают и воспроизводят.

6. Скороговорки. Конкурс чтения скороговорок. Соревнования могут проводиться на скорость среди команд.

7. Шляпа. Учащиеся вытягивают листочек с названием эмоции или интонации, и учитывая ее произносят одну и ту же фразу.

8.Узнай меня . Распознавание звука может происходить несколькими вариантами:

  1. Поднимите руку, если услышите звук […];
  2. Хлопните в ладоши, если услышите английский звук, или топните ногой, если услышите русский звук;
  3. Прослушайте пары слов, поставьте «+», если слова звучат похоже, и «–», если слова звучат по-разному;
  4. Послушайте слова, подчеркните в тексте звук […];
  5. Послушайте слова и соотнесите их со звуками, которые встречаются в этих словах;
  6. Послушайте слова и выберите те, которые рифмуются между собой;
  7. Прослушайте скороговорку и скажите, сколько раз в нем встретился звук […].

Таким образом, приведенные фонетические упражнения можно рекомендовать для использования в процессе обучения французскому языку на начальном этапе.

Источник

Читайте также:  Способ возложения гражданской ответственности
Оцените статью
Разные способы