- Методы управления рисками на предприятии
- Принципы системы по управлению рисками
- Приемы и методы управления
- Управления рисками на предприятии
- Служба риск-менеджмента на предприятии
- Методика оценки и управления рисками EcoStandard group На чем основана универсальная методика EcoStandard group? Разбираемся с Романом Ушаковым
- ИПР=ВрПдПс
Методы управления рисками на предприятии
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Управление рисками, понижение уровня их действия представляют приоритетное направление менеджмента организации в условиях влияния разнообразных обстоятельств на работу компании.
Принципы системы по управлению рисками
Выстраивание системы для управления угрожающими и проблемными ситуациями основывается на некоторых принципах:
- Комплексности, при которой предусматривается взаимодействие всех подразделений предприятия для определения и оценки угроз по видам и направлениям деятельности.
- Непрерывности. Постоянное наблюдение и контролирование рисков важны в условиях изменяющихся ситуаций и условий работы в организации, появления новых типов угроз, в отношении которых требуются контроль и анализ развития.
- Интеграции. Оценка интегрального риска обеспечивает взвешенную оценку влияния на коммерческую деятельность полного набора потенциальных рисков с учетом их взаимосвязей (изменение стоимости товара, проблемы с контрагентами, налоговые запреты, техногенные аварии).
Приемы и методы управления
Методы управления рисками отличаются разнообразием, обусловленным многочисленными вариантами ведения предпринимательской деятельности, но их можно объединить в несколько однородных групп.
Какие существуют приемы и методы управления рисками кредитных потребительских кооперативов?
Приемами и средствами для разрешения проблемных ситуаций, применяемыми на предприятии, считаются методы:
- Избегания риска, при котором имеет место отказ от мероприятий и процессов, которые могут стать причиной более существенных проблем (реализация проблемного актива, уход с рынка, отказ от работы в проекте с неясным результатом). Консервативный метод не имеет широкой востребованности, поскольку в результате получается потеря выгоды из-за отказа от исполнения некоторой деятельности.
- Удержания риска, связанный с самострахованием (переводом на себя риска) путем создания резервов для покрытия потенциальных потерь (убытков).
- Передачи риска в форме:
- аутсорсинга (передачи компанией функций непрофильного типа сторонним организациям), позволяющего снизить уровень проблемы за счет уменьшения расходов по переданным видам работ и повысить эффективность работ в целом;
- страхования, при котором заключаются договора со страховыми организациями, покрывающими риски за счет выплаты возмещения при страховой ситуации;
- хеджирования или страхования от неблагоприятного колебания состояния на рынке в виде указания в договоре жестких критериев по проводимой сделке (по цене на продукцию, курсу приобретения валюты).
- Уменьшения риска. Предприятие не избегает угрожающей ситуации, а пребывает в зоне ее действия и пытается влиять на ее купирование, используя диверсификацию деятельности, формирование провизий (резервов), установление ограничений (по производственным циклам).
Выявленные проблемы анализируются с количественных и качественных позиций по шансам на их появление и величине потенциального ущерба. После чего определяется степень толерантности для организации, то есть максимальный размер ущерба (наибольший риск), который в силах понести предприятие в конкретный момент. По мере развития организации и в зависимости от ее стратегических направлений указанный показатель следует постоянно пересматривать.
Выбирая метод, направленный на понижение степени угрозы, важно выдерживать оптимальное соотношение между предельными расходами для реализации идеи и их соответствием предельной выгодности. В реальности чаще придерживаются критерия наименьших затрат для понижения уровня угрозы до приемлемого показателя.
Внимание! Инструменты, применяемые при управлении рисками, имеют разную эффективность. Поэтому на практике используют комбинации указанных инструментов, отдавая предпочтение более выгодным в каждый конкретный момент деятельности.
Управления рисками на предприятии
Определяя конкретное направление и способы для разрешения проблемы, предприятие должно придерживаться соблюдения следующих условий:
- управление рисками должно сочетаться с корпоративной стратегией, принятой в организации;
- для решения проблемы опасны действия в пределах, превышающих размер собственного капитала;
- неразумно подвергать угрозе многое ради сомнительного выигрыша в незначительном;
- важен тщательный анализ для предугадывания возможных последствий проблемы;
- принятый вариант должен быть экономически обоснованным, основанным на достоверной информации и не оказывающим отрицательного действия на итоговые показатели хозяйственного функционирования предприятия;
- принимаемые решения должны основываться на учете объективных показателей сферы, где ведется деятельность предприятия.
Управление рисками начинается с выяснения целей. Для этого используются методы, сочетающие прогнозирование возможностей и потребностей организации и анализ рынка, конъюнктуры, планов развития бизнеса.
На основе полученных сведений разрабатываются экономико-математические модели функционирования организации, проводится анализ полученных статистических данных по качественным и количественным параметрам. На конечном этапе в ходе сопоставления действенности различных вариантов развития и методов действия выбирается оптимальный набор мер для управления рисками.
Важно! Итоговые показатели, формируемые на определенном этапе исследования и управления, используются в качестве начальной информации для следующих аналогичных процедур, образуя непрерывную и поступательную систему по принятию решений. Подобная организация процесса позволяет своевременно корректировать комплекс применяемых методов воздействия на проблемы, обеспечивая тем самым максимальный эффект в достижении производственных целей организации.
Служба риск-менеджмента на предприятии
В начальный период дополнение структуры организации системой по управлению рисками включает создание подразделения риск-менеджмента, выявления его места в организационной структуре предприятия, обязанностей и прав работников.
В качестве главных функций указанного подразделения в организации следует выделить:
- определение и анализ типа угрозы, оценку ее вероятности и размеров;
- разработку и внедрение мер для предупреждения и минимизации рисков;
- выработку механизмов ликвидации последствий (убытков) и восстановление предприятия (кризисное регулирование).
Получая необходимую для анализа информацию о текущем состоянии и прошлых периодах работы, служба риск-менеджмента производит реальную оценку динамики показателей работы предприятия при постоянном влиянии разного вида факторов внутри и извне (экономических, политических).
В ходе анализа определяются потенциальные зоны рисков, сопутствующих работам в организации, прогнозируются потенциальные выгоды и негативные изменения от воздействия выявленных проблемных факторов.
Использование конкретного метода для анализа связано с рядом факторов:
- для каждого типа рассматриваемого риска действенны определенные методы анализа и особенности их проведения;
- значимая роль в анализе отводится величине и качеству исходных показателей (данных);
- для результатов анализа чрезвычайно важен учет динамики именно показателей, воздействующих на степень угрозы;
- выбор метода для ведения анализа должен производиться с учетом доступности прошлых периодов по используемым данным и дальности периода прогнозирования показателей, действующих на изменения риска;
- имеют значение элемент срочности и технические условия для выполнения анализа;
- должны учитываться указания контролирующих органов государства по формированию отчетных сведений по рискам.
Итогом разностороннего анализа служит вероятностный прогноз рыночной конъюнктуры с учетом возникновения ряда рисков.
Продолжением аналитической работы соответствующего подразделения выступает создание программы мер и процедур по управлению вероятностными угрозами, учитывающей:
- вероятность и сумму потенциального ущерба;
- имеющиеся и предлагаемые службой механизмы по понижения угрозы и их эффективность;
- практическую возможность по реальному выполнению мероприятий с учетом имеющегося лимита ресурсов;
- соответствие принимаемых к внедрению мероприятий действующим нормативным актам и планам по развитию предприятия.
Подготовленная программа в обязательном порядке проходит утверждение руководством компании и учитывается при подготовке финансовых и производственных планов организации.
Важно! При реализации утвержденных мероприятий подразделение риск-менеджмента должно проводить непрерывный анализ эффективности исполняемых мероприятий, а при необходимости использовать меры для корректировки процедур и минимизации угроз.
При исполнении утвержденного комплекса мер следует накапливать всю информацию о недостатках и сбоях в программе, возникающих в ходе работы, с передачей в службу менеджмента. Данный подход на базе использования возникающей новой информации обеспечивает разработку следующих программ по уменьшению угроз на более высоком качественном уровне.
Источник
Методика оценки и управления рисками EcoStandard group На чем основана универсальная методика EcoStandard group? Разбираемся с Романом Ушаковым
Методика EcoStandard group, включает в себя комбинацию методов анализа и оценки рисков, обработки и ранжирования получаемых результатов, и полностью соответствует схеме процедур риск-менеджмента.
В рамках процедур анализа риска для целей идентификации опасностей в методике используются методы:
- Предварительный анализ опасностей (анализ информации об объектах оценки риска, аудит, в том числе и выездной, фактического положения дел в области безопасности труда, включающий и проведение инструментальных измерений уровней и значений производственных факторов) – блоки 1, 2.1.1, 2.1.2, 2.2 схемы
- Метод чек-листов (опрос работников и руководителей по вопросам, связанным с безопасностью труда) – блоки 2.1.1, 2.1.2 схемы
Для оценивания (получения численных значений уровней) риска используется метод Файна-Кинни с некоторыми модификациями, введёнными EcoStandard group и направленными на снижение субъективной составляющей при составлении экспертной оценки. Метод Файна-Кинни в расчёте для каждой идентифицированной опасности так называемого «индекса профессионального риска», определяющегося по формуле:
ИПР=ВрПдПс
Вр, Пд, Пс – вероятность, подверженность и последствия соответственно, выраженные в условных баллах
Балльные значения вероятности, подверженности, последствий
Модификация метода Файна-Кинни, реализованная в методике, касается установления рамочных условий, при наступлении которых экспертами EcoStandard group устанавливаются красная, жёлтая и зелёная зоны в блоке «Вероятность».
Так, при первоначальном определении баллов по параметру «Вероятность» в «красную зону» (баллы «вероятности» 6 и 10) попадают задокументированные случаи наличия на рабочем месте (рабочих зонах) выявленных в ходе выездного аудита случаев травмирования работников (включая микротравмы), несчастных случаев на производстве, в том числе по вине третьих лиц, а также случаи установления общего класса условий труда 3.3, 3.4 или 4 по итогам СОУТ, обусловленные идентифицированными в ходе аудита опасностями, соответствующими производственными факторами, оцениваемыми в СОУТ, или выявленные случаи несоответствия условий труда санитарно-гигиеническим требованиям, выявленные по результатам производственного контроля.
Также определены и соответствующие условия установления при первоначальном расчёте ИПР «жёлтой» (баллы «вероятности» 1 и 3) и «зелёной» (баллы 0,1; 0,2 и 0,5) зон.
Введение «зон вероятности», как уже говорилось, сужает спектр возможных экспертных оценок по параметру «вероятность», ставя количество проставляемых экспертом баллов в зависимость от заранее установленных критериев (условий установления зон).
В классическом риск-анализе при применении метода Файна-Кинни необходимость и срочность мероприятий по контролю риска определяются в зависимости от балльного значения ИПР. По итогам ранжирования полученных значений ИПР определяются соответствующие им идентифицированные опасности, по которым в дальнейшем принимаются решения о целесообразности разработки корректирующих и (или) профилактических мероприятий. Идентифицированные опасности, ИПР по которым составляет менее 20 баллов, по решению работодателя могут в дальнейшем не рассматриваться. Значения ИПР менее 20 баллов (реже – до 70) определяют границу допустимого риска.
Необходимость и срочность мероприятий по оценке профессионального риска
Разработка конкретного содержания корректирующих и (или) профилактических мероприятий по снижению уровня риска производится в зависимости от реальной ситуации в организации (подразделении организации), с учётом иерархии способов контроля рисков по эффективности.
Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности
Для каждой опасности, для которой разработка и реализация корректирующих и (или) профилактических мероприятий по итогам ранжирования по ИПР была признана необходимой, в соответствии с иерархией мер контроля рисков разрабатываются конкретные предложения, охватывающие весь спектр мер контроля – от ликвидации опасности до использования дополнительных СИЗ.
В иностранной литературе иерархия способов контроля рисков известна под именем ASIRP – avoid, substitute, isolate, reduce, protect (исключай, замещай, изолируй, снижай, защищай).
Далее универсальной методикой EcoStandard group предлагается, исходя из допущения о реализации разработанных корректирующих и (или) профилактических мероприятий либо их комбинаций («корректирующих стратегий»), выполнить повторную оценку ИПР для определения их сравнительной эффективности. Практический пример первоначального расчёта ИПР для ситуации конкретной идентифицированной опасности (короб вентиляции на высоте от пола 1,65 м в слабо освещённом проходе между часто используемыми для хранения товаров складскими стеллажами), а также повторные расчёты ИПР при условии выполнения предложенных корректирующих мероприятий приведены на схеме ниже.
Пример расчётов ИПР
ИПР до корректирующих мероприятий:
ИПР в случае выполнения организационных мероприятий (нанесение сигнальной маркировки, проведение инструктажей на рабочих местах):
ИПР в случае ликвидации опасности (реконструкция короба вентиляции, закрытие прохода):
По итогам пересчёта ИПР, с учётом его результатов и возможностей работодателя, принимается решение о реализации того или иного предложенного мероприятия (либо мероприятий), то есть определяется номенклатура соответствующих корректирующих и (или) профилактических мер.
Однако для того, чтобы эти меры были в полном объёме и своевременно реализованы, необходимо составить из них календарный план-график их выполнения, который и будет являться, скажем так, руководящим документом для работодателя, проведшего в своей организации процедуры оценки и управления рисками. Одновременно этот же план-график станет и начальным документом, на основе которого в дальнейшем будет реализовываться первый этап следующего цикла риск-менеджмента.
Для того, чтобы весь набор предложенных мероприятий можно было эффективно структурировать, расположив мероприятия в соответствии с критериями срочности и важности, универсальная методика EcoStandard group предлагает выполнение такого ранжирования либо по итогам обсуждения каждой опасности и соответствующих ей наборов мероприятий («корректирующих стратегий»), либо формализовав его с использованием каких-либо иных методов.
В рамках настоящей методики универсальный инструмент ранжирования представляет «Матрица дел Д. Эйзенхауэра»
Итогом ранжирования по «Матрице дел Д. Эйзенхауэра» становится разделение всех принятых корректирующих стратегий на четыре группы: важные срочные, важные несрочные, неважные срочные и неважные несрочные. Для каждой из групп в рамках методики целесообразно ввести временные реперы – срок начала выполнения корректирующей стратегии и продолжительность выполнения (не более). Так, например, для группы «важные срочные» можно установить срок начала исполнения (все указанные сроки – условные) – не более 5 рабочих дней с момента утверждения Отчёта об оценке профессиональных рисков – и продолжительность выполнения мероприятий – не более 10 рабочих дней. В случае, когда выполнение мероприятий требует больших финансовых, материальных, временных затрат, либо, когда мероприятие является достаточно сложным и требует для реализации длительного времени, может устанавливаться только один временной репер – срок начала исполнения. В случае принятия к реализации корректирующей стратегии (комбинации мероприятий) временные реперы могут устанавливаться как для стратегии в целом, так и отдельно по мероприятиям, входящим в стратегию.
Пример «Матрицы дел Д. Эйзенхауэра», адаптированной для рассматриваемой методики, приведён на схеме. Критерии для отнесения дел к разным квадрантам – условные, приведены для информации. При практическом применении данные критерии могут изменяться.
Матрица дел Д. Эйзенхауэра
Итогом ранжирования корректирующих стратегий по критериям срочности и важности является таблица, содержащая указание на каждую идентифицированную опасность (с местом её локации), первоначально рассчитанный ИПР, описание корректирующей стратегии, срок начала и срок окончания исполнения, а также указание на ответственное лицо и отметку о контроле. Фактически, указанная таблица как раз и является календарным планом-графиком выполнения работ по профилактике профессиональных рисков.
После составления и утверждения календарного плана-графика он становится обязательным для исполнения всеми сотрудниками организации и ответственными лицами документом.
В данном разделе мы ограничились описанием универсальной методики по оценке и управлению рисками, разработанной EcoStandard group, не затрагивая вопросы, относящиеся к внутренним процедурам работодателя (регламентирование работы по риск-менеджменту, создание и регламентирование деятельности комиссии по оценке рисков, составление и формы отчёта об оценке рисков, ознакомление работников с результатами оценки и т.д.). Эти вопросы индивидуальны для каждой организации и могут быть решены работодателем в рамках исполнения указаний статьи 5 ТК РФ, в которой говорится, что на уровне организации трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения могут быть решены локальными нормативными актами. Однако, в случае необходимости, разрешение этих вопросов возможно и в рамках договоров, которые может заключить работодатель с экспертными организациями, проводящими оценку рисков.
Источник