- Способы контроля радиационной обстановки
- Введение
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Цели и задачи контроля радиационной обстановки
- 4. Организация и объем контроля радиационной обстановки
- Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению
Способы контроля радиационной обстановки
2.6.5. Атомная энергетика и промышленность
Контроль радиационной обстановки. Общие требования
Дата введения в действие — с момента утверждения
1. Разработаны Федеральным медицинским биофизическим центром им.А.И.Бурназяна ФМБА России (к.т.н. Абрамов Ю.В. — руководитель разработки, д.т.н. Клочков В.Н.), НИЦ «Курчатовский институт (к.ф.-м.н. Кутьков В.А.), НПП «Доза» (к.т.н. Нурлыбаев К., к.ф.-м.н. Мартынюк Ю.Н., к.ф.-м.н. Каракаш А.И.), ФГУП «ВНИИФТРИ» (д.т.н., профессор Ярына В.П.), АО «СНИИП» (д.т.н., профессор Б.В.Поленов).
2. Рекомендованы к утверждению Подкомиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию ФМБА России (протокол от 21 апреля 2016 г. N 03/2016).
3. Утверждены заместителем руководителя ФМБА России, главным государственным санитарным врачом ФМБА России В.В.Романовым 22 апреля 2016 г.
4. Дата введения в действие — с момента утверждения.
5. С введением настоящего документа отменяются МУ 2.6.1.14-00*. Методические указания. Контроль радиационной обстановки. Общие требования.
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: МУ 2.6.1.14-01. — Примечание изготовителя базы данных.
Введение
Методические указания «Контроль радиационной обстановки. Общие требования» разработаны с целью создания методического документа, формулирующего общие требования к организации контроля радиационной обстановки на предприятиях (радиационных объектах) Госкорпорации «Росатом» (далее — радиационные объекты) и в организациях Федерального медико-биологического агентства на основе «Норм радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» и «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» с использованием концепций и подходов, принятых в Публикации N 103 МКРЗ 2007 года* и в Международных Основных Нормах Безопасности для защиты от ионизирующего излучения и безопасности источников излучения 2014 года.
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
Для обеспечения единства методических подходов и полноты обеспечения радиационной безопасности рассматриваются основные требования к организации и объему контроля в контролируемых условиях и при аварийной ситуации, а также технические требования к аппаратуре контроля радиационной обстановки, вопросы метрологического обеспечения измерений и требования к представлению, протоколированию и хранению информации о результатах контроля радиационной обстановки.
1. Область применения
1.1. Настоящие Методические указания (далее — Методические указания или МУ) устанавливают требования к организации, объему и Порядку (Программе, Плану, Регламенту) контроля радиационной обстановки на радиационных объектах, включая назначение, цели и задачи контроля, требования к приборному, методическому и метрологическому обеспечению контроля, а также к представлению, протоколированию и хранению результатов контроля.
1.2. Методические указания предназначены для использования при организации и проведении контроля радиационной обстановки, при разработке методов, технических средств и Порядков радиационного контроля:
— на предприятиях (радиационных объектах — далее РО) и в организациях Госкорпорации «Росатом»;
— на предприятиях (РО), подотчетных Госкорпорации «Росатом», независимо от их форм собственности;
— в организациях Федерального медико-биологического агентства, осуществляющих государственный надзор и регулирование в области обеспечения радиационной безопасности при использовании атомной энергии;
— в организациях, разрабатывающих и производящих средства дозиметрического контроля.
1.3. МУ распространяются на контроль радиационной обстановки в рабочих помещениях и на территории РО, в их санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения.
2. Нормативные ссылки
Настоящие МУ разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:
СанПиН 2.6.1.2523-09 — Нормы радиационной безопасности. (НРБ-99/2009): Санитарные правила и нормативы. — М. Роспотребнадзор, 2009.
СП-2.6.1.2612-10 — Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010): Санитарные правила и нормативы (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.09.2013 N 43). — М. Роспотребнадзор, 2010.
ГОСТ 8.638-2013 — Метрологическое обеспечение радиационного контроля. Общие положения.
3. Цели и задачи контроля радиационной обстановки
3.1. Контроль радиационной обстановки на РО является неотъемлемой частью производственного контроля. Его техническая реализация в виде системы контроля радиационной обстановки является измерительно-информационной подсистемой общей системы обеспечения радиационной безопасности.
Организация контроля радиационной обстановки должна соответствовать требованиям НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010.
3.2. Организация контроля радиационной обстановки на РО зависит от категории объекта и особенностей технологических производственных процессов.
Радиационная обстановка на РО определяется совокупностью радиационных параметров, характеризующих уровень опасности их воздействия на персонал и население в контролируемых условиях обращения с ИИИ и при радиационной аварии.
Контроль радиационной обстановки в зависимости от характера работ, как правило, включает измерения следующих параметров:
— мощность амбиентного/направленного эквивалента дозы;
— плотность потока ионизирующих частиц;
— поверхностное загрязнение радионуклидами;
— объемная активность радиоактивного аэрозоля (паров) в воздухе;
— объемная активность радиоактивных газов;
— удельная (объемная) активность радионуклидов в жидкостях;
— удельная (объемная) активность радионуклидов в твердых телах;
— удельная (объемная) активность радионуклидов в различных объектах окружающей среды;
— плотность выпадений радионуклидов на почву;
— энергетическое распределение ионизирующего излучения (спектрометрические измерения).
Контроль радиационной обстановки проводится в производственных помещениях радиационного объекта, на территории его промплощадки, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения в соответствии с установленной категорией объекта по потенциальной радиационной опасности.
При проведении контроля радиационной обстановки используются дозиметрические, радиометрические и спектрометрические приборы и автоматизированные системы контроля радиационной обстановки, входящие в Аварийно-ситуационный центр ГК «Росатом» и Единую Государственную Автоматизированную Систему Контроля Радиационной Обстановки (ЕГАСКРО).
3.3. Основные цели контроля радиационной обстановки определяются сложившейся обстановкой в зоне контроля и/или динамикой ее изменения.
3.3.1. В условиях слабого изменения контролируемых радиационных параметров в пределах нормативных уровней контроль радиационной обстановки проводится в целях:
подтверждения соблюдения норм и правил радиационной безопасности при осуществлении деятельности с использованием ИИИ или технологического оборудования, содержащего радиоактивные среды и вещества;
документальной фиксации значений контролируемых радиационных параметров в условиях нормальной эксплуатации;
оперативного выявления признаков развития аварийной ситуации, в особенности на потенциально опасных радиационных объектах;
оценки воздействия радиационных факторов на персонал, население и окружающую среду.
3.3.2. При относительно быстром изменении радиационной обстановки и/или формировании аварийной радиационной обстановки контроль проводится в целях:
оперативного выявления происходящих изменений, их причин и степени их опасности;
составления прогноза дальнейших изменений и возможных последствий для персонала и/или критической группы населения;
определения необходимых мер по обеспечению радиационной безопасности и нормализации радиационной обстановки;
выбора и обоснования мер по оказанию медицинской помощи.
3.3.3. После принятия необходимых мер по улучшению и нормализации радиационной обстановки контроль проводится в целях:
оценки эффективности принятых мер и реабилитационных мероприятий;
составления прогноза негативных медико-демографических последствий и обоснования реабилитационных мероприятий;
выявления медико-демографических последствий от радиационного воздействия.
3.4. Основные задачи контроля радиационной обстановки, обеспечивающие достижение перечисленных выше целей, следующие.
3.4.1. Контроль соответствия измеренных значений радиационных параметров установленным значениям этих параметров (проектным, нормативным, контрольным, предшествующим уровням значений радиационных параметров).
3.4.2. Документальная фиксация АСРК, аппаратурой или персоналом СРБ значений контролируемых радиационных параметров в контролируемых условиях и в условиях аварийной радиационной обстановки.
3.4.3. Контроль динамики изменений значений радиационных параметров и, прежде всего, в случае ухудшения радиационной обстановки.
3.4.4. Оперативная световая и звуковая сигнализация в случае превышения контролируемыми радиационными параметрами установленных пороговых значений или возникновения аварийной радиационной обстановки.
3.4.5. Идентификация причин ухудшения радиационной обстановки с выявлением конкретного оборудования, технологического процесса или других причин, вызвавших это ухудшение.
3.4.6. Определение перечня необходимых мероприятий по улучшению радиационной обстановки и контроль их эффективности.
3.4.7. Обоснование и определение временного режима работы персонала и оборудования.
3.4.8. Контроль соответствия режима работы оборудования безопасным условиям.
3.4.9. Получение данных для осуществления дозиметрического контроля индивидуальных доз облучения персонала методом дозиметрического контроля рабочих мест.
3.4.10. Регистрация и предоставление информации для оценки дозовой нагрузки на население в контролируемых условиях и в условиях радиационной аварии и для обоснования и выбора мер по оказанию необходимых защитных мер и медицинской помощи населению во время аварии и после ее ликвидации.
3.5. Технические средства контроля должны обеспечивать:
— измерение радиационных параметров, используемых для оценки (определения) доз внешнего и внутреннего облучения персонала;
— измерение параметров радиационной обстановки в соответствии с утвержденным Порядком контроля на рабочих местах, в производственных помещениях, на территории радиационного объекта, в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения;
— отслеживание соответствия измеряемых радиационных параметров установленным значениям этих параметров (проектным, нормативным, контрольным, предшествующим уровням значений радиационных параметров).
4. Организация и объем контроля радиационной обстановки
4.1. Контроль радиационной обстановки должен отвечать требованиям всего комплекса принципов обеспечения радиационной безопасности, изложенных в НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010, а именно: обоснованию, оптимизации и нормированию.
4.2. При работе с техногенными ИИИ для объекта соответствующей категории по потенциальной радиационной опасности предусматривается конкретный объем контроля радиационной обстановки, отраженный в Порядке радиационного контроля: перечень видов контроля и контролируемых параметров, точек измерения и периодичности контроля, типов радиометрической и дозиметрической аппаратуры и т.д.
Контроль радиационной обстановки распространяется на производственные помещения, территорию промплощадки, санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения.
4.3. Общие требования к объему контроля радиационной обстановки устанавливаются на этапе проектирования нового объекта по согласованию с органами государственного регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии.
4.4. Определенный проектом объем радиационного контроля подлежит уточнению в процессе эксплуатации в зависимости от реально сложившейся радиационной обстановки в данной организации и на прилегающей территории, а также при изменении технологических процессов, но не реже 1 раза в 5 лет.
Источник
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению
При обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) основная роль отводится проведению разведки.
Основными видами разведки являются:
биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, химическая, пожарная.
Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:
- непрерывность;
- своевременность;
- полнота и достоверность данных.
- определяет масштабы и границы зон заражения;
- выявляет источники, определяет вид и характер заражения;
- проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.
- определяет состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
- определяет места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
- определяет состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
- устанавливает наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
- устанавливает нахождение пострадавших.
- выявляет пораженных, их численность и состояние;
- определяет пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
- определяет районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.
- выявляет источники радиоактивного загрязнения;
- определяет характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
- определяет направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
- проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;
- предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.
- определяет санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
- предоставляет необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);
- проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.
- выявляет источники химического загрязнения;
- определяет вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
- определяет маршруты обхода участков химического заражения;
- предоставляет необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;
- проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.
- определяет виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;
- оценивает степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
- определяет пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
- выявляет потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;
- определяет состояние систем противопожарного водоснабжения.
Для ведения общей разведки привлекаются силы и средства воздушной, речной (морской) разведки, разведки на средствах железнодорожного транспорта, разведывательные подразделения воинских частей, разведывательные группы городов, районов и объектов народного хозяйства, звенья разведки формирований, а также головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
Специальная (радиационная, химическая бактериологическая) разведка ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения.
Для ведения специальной разведки привлекаются группы (звенья) радиационной и химической разведки, посты радиационного и химического наблюдения, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации (СНЛК), общегосударственная структура и является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, биологических (бактериологических) средств — возбудителей инфекционных заболеваний.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.
Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения.
Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона.
Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории.
Наблюдение — это способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), боевые токсичные химические вещества (БТХВ), аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и биологическими средствами (БС) с помощью технических средств.
Лабораторный контроль — это обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС — после проведения специфической индикации).
Индикация — это комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, БТХВ, АХОВ, БС и определить их вид.
В режиме повседневной деятельности
(мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий)
Наблюдение и лабораторный контроль проводится в объёме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом.
В режиме повышенной готовности
(ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидро-метеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны).
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В режиме чрезвычайной ситуации
(возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время).
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Пост радиационного и химического наблюдения (ПРХН)
Пост радиационного и химического наблюдения (ПРХН) выставляется начальником штаба ГО организации с получением распоряжения на проведение мероприятий гражданской обороны и состоит из 3 человек: начальника поста, разведчика-дозиметриста, разведчика-химика.
Начальник поста наблюдения назначается из наиболее подготовленных в специальном отношении работников организации. В мирное время пост должен быть полностью экипирован, документирован и готов к выполнению своих задач.
На пост наблюдения возлагаются следующие задачи:
- определение исходных данных для засечки ядерных взрывов, времени взрыва, времени от момента вспышки до прихода ударной (звуковой) волны к месту расположения поста, расстояния до центра (эпицентра) взрыва, магнитного азимута (направления на взрыв), вида и ориентировочной мощности ядерного взрыва;
- своевременное обнаружение радиационного и химического (РХ) заражения территории организации;
- определение времени начала и окончания выпадения РВ, прохождения первичного облака зараженного воздуха;
- подача сигналов оповещения «Радиационная опасность» и «Химическая тревога»;
- определение уровней радиации и типа примененного противником БТХВ в районе расположения поста наблюдения;
- контроль за изменением уровней радиации и концентраций БТХВ в воздухе и на местности в районе расположения поста наблюдения;
- определение направления распространения облака БТХВ или АХОВ;
- ведение метеорологического наблюдения (при наличии метеокомплекта).
Пост наблюдения оснащается:
- измерителем мощности дозы (рентгенметром) типа ДП-5 (б, в);
- войсковым прибором химической разведки ВПХР;
- дозиметрами ИД-1, ДП-24 (ДКП-50А);
- метеокомплектом МК-3 (при наличии);
- простейшими средствами засечки ядерных взрывов: компасом, азимутальным планшетом или другими угловыми приборами, часами с секундной стрелкой или секундомером;
- средствами защиты глаз от светового излучения ядерного взрыва (защитными очками);
- средствами индивидуальной защиты;
- аптечками индивидуальными;
- индивидуальными противохимическими пакетами;
- средствами связи и оповещения.
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) является также одной из основных задач нештатных аварийно-спасательных формирований.
Источник