Контроль и наблюдение в избирательном процессе
Понятие и виды контроля на выборах
Контроль и наблюдение — важнейшая гарантия свободных и честных выборов и проведения референдума. В период любой избирательной кампании контроль и наблюдение играют важнейшую роль в деле обеспечения достоверности выборов. Проведение честных и справедливых выборов практически неосуществимо без надлежащего контроля всех стадий избирательного процесса, особенно заключительной — подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов.
В целом контроль и наблюдение за совершением избирательных действий в ходе подготовки и проведения выборов осуществляют избирательные комиссии, кандидаты, общественные организации, избирательные объединения и назначаемые ими доверенные лица, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдатели. Средства массовой информации также осуществляют контроль за ходом избирательной кампании, совершением разнообразных избирательных действий. Надзор за исполнением законодательства о выборах и референдумах осуществляют органы прокуратуры.
Контроль, в свою очередь, невозможен без участия наблюдателей от кандидатов, общественных, избирательных объединений. Наряду с представителями средств массовой информации они активно осуществляют общественный контроль за соблюдением избирательного законодательства во время голосования избирателей, при подведении итогов выборов, оформлении протоколов избирательных комиссий.
Наблюдение и наблюдатели в избирательном процессе
Институт наблюдателей является достаточно новым в российской избирательной практике. Впервые термин «наблюдатель» получил официальное признание путем введения его в оборот в Положении о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. В последующем правовое оформление этого института (и института иностранных наблюдателей в том числе) осуществлялось преимущественно актами Центральной избирательной комиссии РФ. Более основательное развитие и закрепление института наблюдателей получило в федеральных и региональных законах о выборах. Эффективный контроль возможен только на основе знаний его субъектами основных положений федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и соответствующих законов, регулирующих проведение федеральных, либо региональных и муниципальных выборов.
Наблюдатель — это гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин, направленный избирательным объединением, общественным объединением, кандидатом, группой избирателей, международной, национальной правительственной или неправительственной зарубежной организацией, частным лицом для контроля за процедурой голосования, подсчетом голосов, составлением избирательных документов и доведением их до всеобщего ознакомления.
Таким образом, наблюдатели как бы делятся на две группы: российские наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели (или «внешние наблюдатели»). В правовом статусе тех и других наблюдателей есть много общего, хотя есть и различия. Главное, что их объединяет — они осуществляют контроль за законностью проведения голосования и определения его итогов; время и границы их деятельности ограничены строгими рамками: они вправе присутствовать в помещении участковых избирательных комиссий только в день голосования.
Наблюдатель получает свои полномочия от кандидата, избирательного объединения или общественного объединения. Полномочия наблюдателя удостоверяются в письменной форме кандидатом в депутаты или уполномоченным представителем избирательного объединения. В этом документе указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, место жительства, а также номер избирательного участка, на который он направляется. Удостоверение наблюдателя действительно только при предъявлении паспорта либо иного удостоверения личности, его заменяющего.
Наблюдатель вправе присутствовать на избирательном участке в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ею протокола об итогах голосования. В соответствии с законом не требуется предварительно уведомлять участковую избирательную комиссию о направлении на избирательный участок наблюдателя.
Правовой статус наблюдателя охватывает его права, обязанности и ответственность. Условно день голосования можно разбить на три части, соответственно им права наблюдателей также можно разбить на три группы.
До начала голосования наблюдатель имеет право: участвовать в осмотре избирательных ящиков перед их опечатыванием и конвертов с избирательными бюллетенями, оставленных на избирательном участке досрочно проголосовавшими избирателями; проверять кабины для голосования; знакомиться с основным списком избирателей, чтобы выяснить общее число избирателей на конкретном избирательном участке.
Во время голосования наблюдатель имеет право: находиться в помещении для голосования на соответствующем избирательном участке; осуществлять контроль за выдачей избирательных бюллетеней; присутствовать при проведении голосования избирателей вне помещения для голосования; собирать промежуточные сведения о количестве проголосовавших избирателей и передавать их в центры избирательных объединений, штабы поддержки кандидатов; обращаться к председателю участковой избирательной комиссии с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования.
По окончании голосования наблюдатель вправе: осматривать стационарные и переносные ящики для голосования на предмет сохранности печатей (пломб); наблюдать за процессом подсчета голосов и погашением неиспользованных бюллетеней; знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования и получать их копии, заверенные в установленном порядке; обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Вместе с тем, наблюдатель не вправе вмешиваться в деятельность участковой избирательной комиссии, совершать действия, способные нарушить свободу волеизъявления и тайну голосования избирателей или принцип равноправия кандидатов. Так, наблюдатель не имеет права: расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательного бюллетеня; заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени; совершать действия, мешающие членам участковой избирательной комиссии осуществлять свои функции.
Российское законодательство предусматривает возможность участия в контроле за ходом голосования в день выборов также иностранных (международных) наблюдателей. Так, на выборах в Государственную Думу РФ Центральная избирательная комиссия РФ аккредитует наблюдателей по предложению международных и национальных правительственных и неправительственных организаций и частных лиц, имеющих признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина, и выдает иностранному наблюдателю удостоверение установленного образца.
Полномочия иностранных (международных) наблюдателей на избирательных участках схожи с полномочиями российских наблюдателей, за исключением, пожалуй, лишь права обжалования в суд.
Источник
Методы принятия управленческих решений
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Бизнес требует регулярных выборов — от простых и рутинных до стратегических. Расскажем о методах принятия управленческих решений и практических инструментах, которые помогают руководителю.
Типы управленческих решений
Личные и организационные. Пример личного решения — арендовать офис поближе к дому, чтобы было удобнее приходить туда. Или закупить для бизнеса технику любимого бренда, чтобы получать удовольствие от работы. Это влияет на деятельность косвенным образом, такие задачи сложно делегировать. Организационные же решения прежде всего продвигают интересы компании, учитывают выгоду всех заинтересованных сторон: клиентов, поставщиков, руководителя, сотрудников. Они влияют на деятельность организации прямым образом, их можно делегировать. Это, например, правильная оценка продукции, исключение бракованных товаров из партий на продажу, выбор рекламного агентства.
Индивидуальные и групповые. Индивидуальные решения принимает руководитель, бухгалтер или менеджер лично. Они касаются повседневных действий: сдать отчет сегодня, а не завтра, выставить счет сейчас, а не после выходных. Групповые решения принимает группа людей, которые собрались специально для этого. Например собрание учредителей постановляет открыть новое направление в бизнесе или определяет размер дивидендов. Такие действия имеют далеко идущие последствия и влияют на работу организации в целом, требуют обсуждения и согласования.
Запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированные решения повторяются: вы выплачиваете зарплату, делаете отгрузку покупателю, регулярно сдаете отчеты. Для легкости и точности выполнения таких действий есть протоколы, правила, договоры, они помогают выполнить действия. Незапрограммированные решения касаются уникальных или необычных ситуаций, для которых нет готовых формул. Приходится собрать все данные и хорошо их обдумать, чтобы выбор принес хороший результат, но часто приходится действовать в ситуации неопределенности. Такие выборы, в отличие от запрограммированных, принимаются руководителями высокого уровня.
Стратегические, административные и рутинные. Стратегические решения принимает руководитель, они самые важные, касаются жизни всей организации. Административные могут принимать менеджеры среднего звена, эти выборы касаются в том числе реализации стратегии. Рутинные — повторяются, не требуют долгих размышлений, касаются краткосрочных процессов, мало влияют на работу организации. Такие задачи можно передать специалистам и менеджерам более низкого уровня.
Основные методы принятия решений
В управлении есть четыре базовых метода принятия решений. Они подходят для разных ситуаций, требуют разных инструментов и компетенций.
Авторитарный метод – самостоятельный выбор. Чаще всего это делает руководитель бизнеса или направления, беря на себя всю ответственность. Этот метод самый быстрый, он не требует согласования с другими людьми и обсуждения вариантов. Но он самый рискованный: если у руководителя недостаточно знаний или данных, он может выбрать проигрышный путь.
Консультативный метод – руководитель делает выбор после совещания с другими людьми — консультантом, бухгалтером, партнером. Этот метод займет больше времени, но он снимает часть рисков, потому что руководитель пользуется чужими знаниями и компетенциями.
Метод голосования – обсуждение вариантов в группе с последующим голосованием. Это помогает выбрать вариант, благоприятный для большинства. Метод подходит для вопросов, которые затрагивают многих людей: например, инструменты и технику выбирают вместе с сотрудниками, которые будут с помощью этих инструментов работать. Его называют демократическим, потому что учитывается мнение каждого.
Метод консенсуса – обсуждение тоже проходит в группе: все обсуждают варианты и рекомендации, пока не выберут один путь. Это самый трудоемкий метод, он требует долгого обсуждения, аргументации, включения всех членов группы. Он также подходит для вопросов, которые касаются большинства: например, для обсуждения стратегического развития компании на собрании учредителей.
Инструменты для принятия управленческих решений
Чтобы руководитель делал грамотные выборы, он должен опираться на надежные знания и сведения. Такие данные он может получить от ключевых сотрудников, а также взять из управленческого учета.
Управленческий учет — это система отчетов, в которые собираются данные о бизнесе. Руководитель анализирует, сличает отчеты и понимает, на что тратятся деньги, есть ли долги и должники, какова себестоимость товаров и услуг, какие из них приносят больше прибыли, есть ли убыточные направления в бизнесе. Так предприниматель контролирует деньги предприятия, избегает кассовых разрывов, когда на счетах нет денег для уплаты налогов или зарплаты. Он вовремя выполняет обязательства, знает, когда можно выводить деньги из бизнеса или открывать новое направление, а когда нужен срочный займ.
Управленческий учет можно вести самостоятельно или с помощью специальных программ. Первый вариант обычно подходит начинающим предпринимателям, потому что с развитием бизнеса данных становится слишком много, и учет лучше автоматизировать.
- Самостоятельный учет можно вести в Excel или Гугл-таблицах. Три самых важных документа для финансового учета — это Отчет о прибылях и убытках (или о финансовых результатах), Отчет о движении денежных средств и Управленческий баланс. В сети много шаблонов этих отчетов с настроенными формулами для разных типов бизнеса. Вы можете найти подходящий шаблон и настроить его под себя. Придется регулярно заносить данные в таблицы и анализировать результаты расчетов.
- Управленческий учет в бухгалтерском сервисе удобен тем, что финансовые отчеты уже не требуют ваших специальных действий. Бухгалтерский сервис получает данные о продажах, покупках, выдаче зарплаты, налогах и прочих операциях. На основе этих данных система строит бухгалтерские отчеты и отдельно — отчеты для руководителя. При выборе сервиса для бухучета уточняйте, есть ли у него блок управленческих отчетов. В этом случае вы платите за учетную систему, а бонусом к ней получаете инструменты для финансового контроля.
- Специализированные сервисы для управленческого учета. Если вы уже работаете в бухгалтерской системе без управленческого блока, можно подобрать отдельный сервис для принятия управленческих решений. Его придется интегрировать с интернет-банком или бухгалтерской программой, чтобы сервис мог автоматически собирать данные для управленческих отчетов. Плюс такой системы — в гибкости: вы можете настраивать отчеты под себя, добавлять несколько расчетных счетов, строить отчеты на будущее.
Веб-сервис для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия умеет строить 7 управленческих отчетов и проводить финансовый анализ для оценки рисков бизнеса. Система строит отчеты на основе банковской выписки и первичных документов бухгалтерского учета:
- контроль за продажами и поступлениями средств;
- оценка себестоимости товаров и услуг, прибыльности каждого направления в бизнесе;
- сверка с контрагентами по оплатам и долгам;
- ведение учета отдельно по каждому проекту в бизнесе, чтобы видеть прибыльность проекта, затраты на него и аналитику по нему;
- сумма выручки и объем продаж по всем проданным товарам, услугам или продукции;
- остатки товаров и материалов;
- финансовый анализ, который прогнозирует вероятность банкротства и выездных проверок.
Начните строить отчеты и посмотрите, подходит ли вам Бухгалтерия. В системе легко вести бухгалтерский и налоговый учет, платить налоги и зарплату, сдавать отчетность через интернет. В ней есть электронный документооборот, валютный учет, разные уровни доступа для коллег и чат для общения. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей.
Источник