Виды контроля результатов обучения по русскому языку.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_proverochnyh_rabot_po_russkomu_yazyku.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды контроля результатов обучения по русскому языку.
Традиционно письменными контрольными и проверочными работами по русскому языку являются следующие виды работ:
— списывание с доски (с учебника) и восстановление слов, данных с пропущенными буквами или слогами, предложений без знаков препинания, предложений со словами, данными в начальной форме;
— составление предложений на заданную тему;
— изложение повествовательного текста, составление небольшого рассказа;
— словарный диктант и другие.
— письменный грамматический разбор;
— разбор по схеме части предложения или части слова;
— подчеркивание условными черточками или линиями гласных и согласных, членов предложения;
— указание частей речи;
— показ на схеме связи между словами в предложении;
— постановка знаков ударения и другие.
В начальной школе проверка знаний по грамматике и проверка навыков правописания обычно объединяются. Учащиеся пишут диктант, а потом выполняют различные задания (грамматические, словообразовательные, лексические, орфографические).
В связи с введением ВПР по русскому языку в начальной школе тематический и итоговый контроль проводят в виде теста или контрольной работы.
Условия успешного проведения контрольных работ.
1 . Контрольные работы по русскому языку необходимо проводить по истечении некоторого времени после окончания изучения какой-либо темы. У учащихся должны сформироваться определенные навыки по правописанию, в крайнем случае контрольную работу желательно перенести на более позднее время.
2. В контрольную работу должны быть включены не только случаи правописания, которые изучались на недавно проведенных уроках, но и ранее изученные.
3. Насыщенность диктанта должна быть средней; следует давать 2-6 слов на только что изученное правило и по возможности не менее 2 на ранее изученные правила.
4. Вопросы и задачи следует формулировать так, чтобы ответы на них обнаруживали степень понимания и усвоения изученного.
5. Знание методики проведения контрольных работ.
Диктант — важнейший способ проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся. Это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух.
В качестве диктанта используются авторские или специально составленные связные тексты описательного характера. По тематике и использованной, лексике они должны быть близки и понятны учащимся младших классов. Предложения должны состоять из 2-8 слов с включением однородных членов предложения, быть просты по структуре, различны по цели высказывания. В тексте используются слова не только на изучаемую в данное время орфограмму, но и ранее изученный материал.
Методика проведения проверочного и контрольного диктантов.
Название диктанта записано на доске. Учитель выразительно, медленно, четко читает весь текст, но не подсказывает орфограммы и пунктуационные знаки.
Учащиеся внимательно слушают и вникают в содержание, стараются услышать слова с трудными орфограммами («опасные» места).
Учитель задает вопросы на понимание содержания текста.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Каждое предложение следует читать 3 раза.
1. Чтение предложения целиком.
Учащиеся внимательно слушают.
2. Чтение предложения частями.
Учащиеся записывают предложение.
3. Чтение предложения целиком.
Учащиеся проверяют написанное.
Выразительное чтение текста учителем ещё раз.
Учащиеся проверяют текст:
не пропущены ли слова;
все ли знаки препинания поставлены,
нет ли лишних и т. д.
Буквенные диктанты, диктанты слияний, словарные диктанты, диктанты по словосочетаниям, диктанты по предложениям проводятся в качестве текущих проверочных работ. Буквенные диктанты и диктанты слияний вводят с самого начала обучения грамоте.
Словарный диктант — один из основных видов диктанта, который способствует быстрой проверке знаний и навыков учащихся. Содержание словарных диктантов составляют слова на изученные орфограммы или слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса).
Объем словарных диктантов:
• 1-й класс — от 7 до 8 слов;
• 2-й класс — от 10 до 12 слов;
• 3-й класс — от 12 до 15 слов;
• 4-й класс — до 20 слов.
Выборочный диктант — это диктант, который позволяет за короткое время отработать и закрепить правописание слов или словосочетаний на изученные правила. Он ценен тем, что исключает возможность механической записи, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. Диктант развивает орфографическую зоркость учащихся, способствует согласованности действий при работе в коллективе.
Во время чтения текста по предложениям учащиеся по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию слова, словосочетания или части текста. Обычно дается образец выполнения записи.
Диктант может быть осложнен дополнительными заданиями по грамматике.
Комментированный диктант — это диктант, при проведении которого ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письмам Обучение детей комментированному письму начинается на уроках грамоты.
Объяснительный диктант — это диктант, который включает доказательства написания орфограммы после записи предложения или текста, что способствует развитию самостоятельной деятельности при усвоении учебного материала. В ходе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, а после контролируют правильность выполнения работы. Данный диктант представляет своего рода коллективную проверку написанного. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного. Он развивает внимание учащихся к орфограммам.
Учитель диктует текст по предложениям, учащиеся самостоятельно записывает предложение, а потом дают по заданию учителя краткое объяснение.
Предупредительный диктант — это один из видов диктантов, помогающий закрепить орфографический навык и повторить изученные правила. В школьной практике предупредительные диктанты используют непосредственно после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся. Различают предупредительные диктанты со зрительной и слуховой подготовкой.
Творческий диктант является подготовительным этапом к сочинению. Используя данные слова или словосочетания, дети самостоятельно создают текст. Учащимся предлагается изменить грамматические формы слов, дополнить (распространить) предложение только второстепенными членами предложений, подходящими по смыслу словами, исключить лишние слова, заменить их другими, более удачными, продолжить текст по данному началу или закончить рассказ. Творческий диктант развивает не только речь младших школьников, но и мышление, воображение, обогащает словарный запас учащихся.
Творческий диктант является одним из основных видов работы по развитию связной речи учащихся.
Свободный диктант — это диктант, который способствует совершенствованию речевых навыков учащихся, развивает умение выделять главное в содержании, расширяет объем внимания. Свободный диктант допускает некоторую свободу учащихся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменения структуры предложения.
Обязательным условием проведения свободных диктантов должно быть использование изучаемых грамматических категорий. Подбираются только связные тексты, которые должны быть понятны и интересны детям, с легко запоминающимся сюжетом. Работы этого типа способствуют развитию письменной речи, грамотному письму, выработке навыка запоминания диктуемого. У учеников вырабатывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.
Списывание — один из основных способов проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся, который проверяет:
• умение списывать с рукописного текста;
• умение обнаруживать орфограммы;
• умение находить границы предложений;
• умение устанавливать части текста;
• умение выписывать ту или иную часть текста.
Списывание способствует формированию орфографической зоркости учащихся, развивает умения видеть и запоминать слова, части предложений или все предложение. Для данной проверки предлагаются слова, отдельные предложения, а также авторские или специально составленные связные тексты повествовательного или описательного характера.
Списывание может быть осложнено дополнительными грамматическими заданиями.
— осложненное разного рода заданиями
Текстуальное (дословное) списывание необходимо в начальный период обучения письму, когда учащиеся нуждаются в поддержке зрения. При этом считается обязательным произнесение слов, запоминание их зрительного образа.
Списывание с заданием — усложненный вариант текстуального списывания. Чаще всего дается текст, в котором пропущены знаки препинания или буквы на определенные виды орфограмм. Учащимся предлагается дописать в тексте слова, которые тут же даются в разделе для справок. Списывание может содержать дополнительные задания, связанные с текстом: подчеркивание буквы или сочетаний букв, определение части речи или ее форм (падежа, лица, числа, рода, времени), запись проверочных слов и т. д.
Выборочное списывание — один из видов списывания, в котором предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Выбор из рассказа материала, соответствующего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление учащихся. Работы этого типа дают возможность предлагать детям для прочтения (прослушивания) и разбора рассказы большего объема, что повышает заинтересованность учащихся содержанием текста. Задание исключает возможность механической записи, требует от учащихся повышенного внимания, сосредоточенности при выполнении работы, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. При выборочном выписывании дети слушают и разбирают весь рассказ, затем получают конкретное задание, что именно выписывать.
Проверочная работа — один из важнейших видов проверки орфографических и пунктуационных умении и навыков учащихся, с помощью которых проверяются умения различать, сравнивать, приводить примеры, решать практические задачи в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся по грамматике и правописанию на конец изучения определенной темы (учебной четверти, учебного года).
Обычно проверочная работа состоит из теоретической и практической частей, содержит 5-10 заданий различных видов:
• задания на поиск ошибки;
• задания, представленные в графической форме, и др. Учащиеся получают заранее подготовленные листы. Прочитав задание, дети уясняют его и выполняют на листе.
Для более успешного выполнения работы учителю необходимо четко пояснить каждое задание, обратить внимание детей на особенности их выполнения. При этом следует особо подчеркнуть, что если ученик не может выполнять задание, то нужно пропустить его и выполнять следующее. После выполнения всех заданий, доступных школьнику, можно вернуться к тем, которые пока не сделаны.
Тестирование — один из видов проверки знаний и умений учащихся, который направлен на выявление степени усвоения изученного материала. Оно содержит обобщенный материал по основным изученным темам, требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах. Отличие тестирования от других видов контроля — полная самостоятельность учащихся.
Необходимое условие для проведения тестирования — наличие у каждого ученика листа с заданиями. Учитель дает краткую и четкую инструкцию, обращая внимание детей:
• на количество заданий;
• на необходимость распределения времени выполнения данных заданий;
• на время выполнения всей работы;
• на особенности выполнения заданий всех типов.
Наиболее распространенный вид тестового задания — выбор из нескольких вариантов правильного ответа. Учитель должен пояснить учащимся, что задания, которые вызывают затруднения, можно пропустить и вернуться к ним позже, после выполнения других заданий.
Перечень обязательных работ по русскому языку.
1 класс.
1. Списывание «Ударные и безударные гласные звуки».
2. Проверочный диктант по теме «Сочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу».
Итоговая административная контрольная работа.
— текущие и тематические:
Речь. Звуки и буквы.
Слово. Предложение. Текст.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение гласных звуков.
Родственные (однокоренные слова).
Безударные гласные и парные согласные в корне.
— итоговые (1, 2 триместр, I полугодие и в конце года).
3 класс.
— текущие и тематические:
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
Части речи. Имя Существительное.
Части речи. Имя прилагательное.
Части речи. Глагол.
— итоговые (1, 2 триместр, I полугодие и в конце года).
— текущие и тематические:
Однородные члены предложения.
Три склонения имен существительных. Правописание окончаний имен существительных.
Множественное число имен существительных.
Склонение имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных и имен существительных.
Глагол. I и II спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
— итоговые (1, 2 триместр, I полугодие и в конце года).
Источник
Приемы контроля и оценки на уроках русского языка в начальной
Ф.И.О. автора статьи – Обласова Наталья Даниловна
Место работы: МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Должность: учитель начальных классов
Звание: Почетный работник общего образования РФ
Тема статьи: « Приемы контроля и оценки на уроках русского языка в начальной
Приемы контроля и оценки на уроках русского языка в начальной школе
Обласова Наталья Даниловна
МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Бурятия, Баргузинский район, пгт.Усть-Баргузин
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. И важно это умение формировать с первого класса.
Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. Образовательная система Эльконина-Давыдова предполагает безотметочное оценивание, что означает отказ учителя от всех типов отметок, выставляемых ребенку по результатам выполнения им какого-либо задания. Вместе с тем учитель должен постоянно работать с самооценкой детей. «Есть основания думать – писал Д.Б. Эльконин, — что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. [1] Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения.
Как любой управляемый процесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.
Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” — начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.
Приемам действия контроля необходимо специально учить.
Поэтому важно вооружить детей такими умениями, как:
· выделять критерии оценки,
· фиксировать их определённым образом,
· проводить пооперационный контроль,
· проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
· высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.
Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания:
· сверка с образцом (готовым ответом);
· самостоятельное придумывание заданий;
· выполнение задания по алгоритму;
· подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
Взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля — ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность.
На уроках русского языка организуется парная работа: на первом этапе ученики работают с текстом диктанта, выявляя “опасные” места, проговаривая способы проверки орфограмм, запоминают трудные для написания слова; на втором этапе один диктует, другой записывает предложение, затем меняются ролями (материалом служили отдельные предложения и тексты не более 4 предложений). На завершающем этапе проводится взаимопроверка и взаимооценка с помощью “линеечек” или гибкой цифровой оценки.
Например, на уроке по теме “Правописание букв Ъ и Ь” учащимся предлагается записать слова в два столбика: вьюнок, полью, въезд, подъём, семья, мальчик, объявление. После выполнения работа оценивается: за каждое правильно записанное слово 1 балл, если заметили “ловушку” и не записали слово “мальчик”, добавляется 2 балла. К следующему уроку ученики самостоятельно составляют такой же диктант из 5 слов. На уроке организуется работа в паре: ученики диктуют друг другу свои диктанты и осуществляют взаимопроверку.
В форме игры учащимся предлагается поработать “учителем”. Паре учеников дается определенное задание, например, в рамках урока по теме “Разбор слова по составу”, необходимо разобрать слово по составу. Исполнявший роль “учителя”, должен был рассказать “ученику” последовательность действий, которые необходимо сделать. “Ученик” выполнял эти действия, “учитель” контролировал правильность выполнения. Если “учитель” ошибался (предлагал сначала найти корень, а не окончание), “ученик” исправлял его действия, объясняя, что сумел заметить “ловушку”. На уроке обязательно проводилась смена ролей (в качестве учителя каждый работал только с двумя словами). На этапе подведения итогов урока игра используется следующим образом: учащимся предлагается объяснить тему урока младшим детям (I вариант – остаются учениками второго класса, II вариант – “становятся” первоклассниками).
Работа с алгоритмами по орфографическим правилам
Используются алгоритмы для постановки и решения орфографических задач. В результате работы с орфографическим правилом появлялся алгоритм действий, записанный с помощью опорных слов, например: [2]
Безударные гласные в корне слова:
1) Безударные гласные [а], [и];
2) Часть слова – корень;
3) Измени или подбери;
Прием “Проверь себя” при выполнении письменных работ по русскому языку
В конце урока русского языка отводится 3-5 минут для проведения самопроверки выполненной работы. Самостоятельное исправление ошибок поощрялось словесными высказываниями или условным знаком (если ученик аккуратно исправлял все ошибки, в тетради выставлялась “звездочка”)
Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э. Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг – вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”. [3]
Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.
На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.
Собрав работы, учитель ставил свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означало: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывал ребенку свои критерии оценивания и просил в следующий раз быть к себе добрее или строже. [4]
— прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;
Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.
— прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).
— прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий») (карточки)
— прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы)). У чащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются.
— прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»).
Робот знает то, что и дети данного класса. Сегодня он вместе с детьми пишет словарный диктант, пропуская неизвестные орфограммы. Детям предлагается написать словарный диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так:
«Пишу букву, т.к. могу доказать» «Не пишу букву, т.к. не могу доказать»
ЖИВУ (жить) ЖИТ-ЛЬ
КОЗА (козы) КОЗЛ-К
НА СКАЛЕ (скалы) НА МОР-
ПЯТЕРКА (пять) П-СЕЛОК
Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков «прирост» в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.
Овладение школьниками контрольно-оценочными действиями обобщенного характера способствует осознанию процессуальной стороны деятельности, что содействует их учебно-познавательной активности.
Формирование самоконтроля и самооценки в начальной школе оказывает влияние на становление личности учащихся на последующих ступенях обучения.
Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.
[1] Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.
[2] Варова Т. В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и классификации орфографической ошибки.//Вестник, 2012, №11.
[3] Боцманова М.Э Психологическое развитие младших школьников.-М.: Педагогика,2004.-168с
[4] Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников//Начальная школа — 2004.-№1.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник