- Контроль на уроках иностранного языка статья по английскому языку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Контроль на уроках иностранного языка
- Мы рассмотрим:
- 2.Формы контроля:
- 4.Функции контроля:
- 4.1.Обучающая функция.
- 4.2.Оценочная функция.
- 4.3.Стимулирующая функция.
- 4.4.Корректирующая функция.
- 4.5.Управленческая функция
- 4.6.Диагностическая функция.
- 4.1. Обучающая функция. Реализация данной функции обеспечивается системой контрольных упражнений и заданий, синтезирующих ранее усвоенный материал и приобретенные умения, повторяющих и закрепляющих усвоенный материал на предыдущих уроках. Данная функция способствует повторению и закреплению пройденного на занятиях материала, следовательно, контроль является одним из способов изучения языку.
- 4.2. Оценочная функция. Позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, эффективности самого процесса обучения. Данная функция охватывает и отражает разные аспекты контроля как компонента педагогического процесса. Общеизвестно, что любая деятельность на уроке нуждается в оценке. В первую очередь это касается учащихся. Оценка деятельности учащихся бесспорно является важным стимулом в их дальнейшей учебной деятельности. Оценка деятельности учащихся важна и для учителя. С одной стороны, учитель получает представление об уровне обученности каждого ученика. С другой стороны, она может прояснить, в какой коррекции нуждается его собственная педагогическая деятельность. В оценке деятельности учащихся заинтересованы и органы народного образования, которые судят по ней о деятельности учителя.
- 4.3. Стимулирующая функция. Успешность практического овладения иноязычным общением зависит от того, насколько оно мотивировано для учащихся. В учебной деятельности всегда присутствует ориентация на результат: мотивом действий служит успешность/неуспешность результата. Учащиеся должны видеть результаты своего труда, выраженные в конкретно ощутимой форме – оценке и отметке.
- 4.4. Корректирующая функция. Проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных. Реализуется в двух направлениях: а) выявляется уровень проверяемого объекта (информация о неудовлетворительном состоянии проверяемого объекта поступает к учителю и возбуждает его ввести коррекцию в процесс преподавания, в дальнейшем учителю необходимо убедиться в том, что коррекция дала положительный эффект);
- б) устанавливается адекватность используемых приемов и заданий проверяемому объекту (сигналы о неблагополучном состоянии объекта свидетельствует, что приемы не выполняют соответствующую задачу).
- 4.5. Управленческая функция. Обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля. В педагогическом процессе все его звенья должны функционировать по заданным параметрам. Если процесс обучения протекает не по оптимальным параметрам, управление педагогическим процессом теряет смысл, поскольку издержки будут при этом усугубляться. В случае полного выпадения из педагогического процесса какого-либо звена управление также становится неэффективным. Управляющая функция реализуется лишь в том случае, если все звенья процесса усвоения взаимодействуют по оптимальным параметрам.
- 4.6. Диагностическая функция. Позволяет своевременно обнаружить успешность /неуспешность в обучении и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейший процесс обучения; вносить корректировку в систему заданий, изменять ход и содержание работы на уроке. Данная функция реализуется в ходе всего процесса усвоения языкового материала и развития речевых умений на всех этапах обучения. В содержание диагностической функции входит не только установление факта успешности / неуспешности в обучении, но и анализ причин, приведших к этому факту.
- 5.Методы контроля:
- Контроль на уроках иностранного языка (на разных этапах обучения).
Контроль на уроках иностранного языка
статья по английскому языку по теме
контроль на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контроль на уроках иностранного языка | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль на уроках иностранного языка
Учителю иностранного языка необходимо глубоко понимать процессы урока. В данной работе представлена необходимая информация для учителя иностранного языка в помощь систематизации понятия «контроль»: Объекты контроля; Формы контроля; Виды контроля; Функции контроля; Методы контроля.
Контроль на уроках иностранного языка может содержать разные цели и носить практический, общеобразовательный, воспитательный и развивающий характер: выполнять основную, т.е. обучающую функцию, позволять совершенствовать процесс обучения и заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, осуществлять обратную связь, раскрывать особенности речевого общения на иностранном языке, выявлять специфику использования речевого и языкового материала, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком и для воспитания качеств ученика, таких как настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость и т.д, стимулировать учащихся на более высокие результаты, усиливать обмен мыслями, информацией, активизировать воображение, память .
Мы рассмотрим:
- Объекты контроля;
- Формы контроля;
- Виды контроля;
- Функции контроля;
- Методы контроля.
В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:
- языковая компетенция (коммуникативная компетенция) , которая включает графическую сторону речи и орфографию, фонетическую, лексическую и грамматическую стороны речи;
- речевая компетенция (коммуникативная компетенция), которая представлена четырьмя видами деятельности: говорением, письмом, аудированием и чтением;
- общекультурная компетенция, которая позволяет особенности национальной и общечеловеческой культуры;
- учебно-познавательная компетенция, которая включает общие специальные умения.
Следовательно, объектами контроля являются:
а) речевые навыки ( графическая сторона речи и орфография, фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи ,
б) речевые умения ( говорение, аудирование, чтение и письмо) ,
в) знания о родной стране и стране изучаемого языка.,
г) совокупность знаний, умений и навыков в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком.
Рассмотрим более подробно виды речевой деятельности:
В процессе тестирования проверяются:
-необходимые для общения в форме диалогической речи умения понимать собеседника и определять характер его коммуникативного намерения;
-адекватно реагировать на реплику собеседника (дать ответ, выразить согласие (несогласие), свое отношение);
-выражать свое коммуникативное намерение в предложенной ситуации, т.е., инициировать диалог (задать вопрос, выразить просьбу и т.д.);
-пользоваться нормами языка и речевого этикета, характерными для диалогической речи;
-необходимое для общения в форме монологической речи умение построить связанный текст разной коммуникативной направленности (повествование, описание, сообщение).
-владение языковым и речевым материалом, необходимым для общения (лексико-грамматическая правильность речи и ее фонетико-интонационное оформление).
Объектом проверки является уровень сформированности речевых навыков и умений при восприятии иноязычного текста на слух. В процессе тестирования проверяются:
— умение понимать на слух монологическую речь (тема высказывания, его основная идея, главная информация). Тестовые задания даются в звуковой форме с выбором с выбором одного из вариантов ответа из трех возможных.
— умение понимать на слух диалогическую речь. Участниками тестирования даются три текста-диалога и тестовые задания к ним с тремя вариантами выбора ответа в звучащей форме.
— владение языковым и речевым материалом, обеспечивающим адекватное восприятие устного звучащего текста.
В процессе тестирования проверяются:
- необходимые для общения в форме диалогической речи умения понимать собеседника и определять характер его коммуникативного намерения;
- адекватно реагировать на реплику собеседника (дать ответ, выразить согласие (несогласие), свое отношение);
- выражать свое коммуникативное намерение в предложенной ситуации, т.е., инициировать диалог (задать вопрос, выразить просьбу и т.д.);
- пользоваться нормами языка и речевого этикета, характерными для диалогической речи;
- необходимое для общения в форме монологической речи умение построить связанный текст разной коммуникативной направленности (повествование, описание, сообщение).
-владение языковым и речевым материалом, необходимым для общения (лексико-грамматическая правильность речи и ее фонетико-интонационное оформление).
Объект тестирования — уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для фиксаций в письменной форме полученной информации, для передачи собственной информации. В процессе тестирования проверяются:
— умения передавать содержание прочитанного (прослушанного текста);
— умение построить письменный монологический текст на предложенную тему.
2.Формы контроля:
Выделяют пять основных форм контроля.
2.1. Фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала, ученики дают краткие ответы, обычно с места.
2.2. Групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.
2.3. Индивидуальный контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске.
2.4. Комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым.
2.5. Самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения.
В педагогической практике используют следующие виды контроля:
а) предварительный контроль предназначен для выявления исходного уровня обученности учащихся.
б) текущий — самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля.
в) промежуточный контроль проводится с целью проверки овладения материалом большого объема, например, изученного за учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса.
г) итоговый контроль навыков и умений проводится в конце каждого года обучения.
4.Функции контроля:
4.1.Обучающая функция.
4.2.Оценочная функция.
4.3.Стимулирующая функция.
4.4.Корректирующая функция.
4.5.Управленческая функция
4.6.Диагностическая функция.
4.1. Обучающая функция. Реализация данной функции обеспечивается системой контрольных упражнений и заданий, синтезирующих ранее усвоенный материал и приобретенные умения, повторяющих и закрепляющих усвоенный материал на предыдущих уроках. Данная функция способствует повторению и закреплению пройденного на занятиях материала, следовательно, контроль является одним из способов изучения языку.
4.2. Оценочная функция. Позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, эффективности самого процесса обучения. Данная функция охватывает и отражает разные аспекты контроля как компонента педагогического процесса. Общеизвестно, что любая деятельность на уроке нуждается в оценке. В первую очередь это касается учащихся. Оценка деятельности учащихся бесспорно является важным стимулом в их дальнейшей учебной деятельности. Оценка деятельности учащихся важна и для учителя. С одной стороны, учитель получает представление об уровне обученности каждого ученика. С другой стороны, она может прояснить, в какой коррекции нуждается его собственная педагогическая деятельность. В оценке деятельности учащихся заинтересованы и органы народного образования, которые судят по ней о деятельности учителя.
4.3. Стимулирующая функция. Успешность практического овладения иноязычным общением зависит от того, насколько оно мотивировано для учащихся. В учебной деятельности всегда присутствует ориентация на результат: мотивом действий служит успешность/неуспешность результата. Учащиеся должны видеть результаты своего труда, выраженные в конкретно ощутимой форме – оценке и отметке.
4.4. Корректирующая функция. Проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных. Реализуется в двух направлениях: а) выявляется уровень проверяемого объекта (информация о неудовлетворительном состоянии проверяемого объекта поступает к учителю и возбуждает его ввести коррекцию в процесс преподавания, в дальнейшем учителю необходимо убедиться в том, что коррекция дала положительный эффект);
б) устанавливается адекватность используемых приемов и заданий проверяемому объекту (сигналы о неблагополучном состоянии объекта свидетельствует, что приемы не выполняют соответствующую задачу).
4.5. Управленческая функция. Обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля. В педагогическом процессе все его звенья должны функционировать по заданным параметрам. Если процесс обучения протекает не по оптимальным параметрам, управление педагогическим процессом теряет смысл, поскольку издержки будут при этом усугубляться. В случае полного выпадения из педагогического процесса какого-либо звена управление также становится неэффективным. Управляющая функция реализуется лишь в том случае, если все звенья процесса усвоения взаимодействуют по оптимальным параметрам.
4.6. Диагностическая функция. Позволяет своевременно обнаружить успешность /неуспешность в обучении и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейший процесс обучения; вносить корректировку в систему заданий, изменять ход и содержание работы на уроке. Данная функция реализуется в ходе всего процесса усвоения языкового материала и развития речевых умений на всех этапах обучения. В содержание диагностической функции входит не только установление факта успешности / неуспешности в обучении, но и анализ причин, приведших к этому факту.
5.Методы контроля:
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Основные методы контроля следующие.
5.1. Повседневное наблюдение помогает учителю составить правильное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать специальную проверку его знаний.
5.2. Устный опрос. Предполагается три вида опроса: 1) индивидуальный опрос – вызов ученика к доске для развернутого ответа на оценку; 2) фронтальный опрос – вызов многих учащихся для ответа на вопросы, требующие небольшого по объему ответа: 3) уплотненный (комбинированный) опрос – вызывается для проверки одновременно несколько учеников, из которых один отвечает устно, а остальные по указанию учителя выполняют письменные или практические задания по карточкам, по учебным пособиям.
5.3. Проверка письменных работ. Сюда входят проверка тетрадей, проведение контрольных, проверка домашних работ, работа с тетрадями на печатной основе.
5.4. Зачеты. Это особая форма итогового учета, применяемая в старших классах. Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний.
5.5. Тесты. Для определения уровня сформированности рецептивных грамматических навыков наиболее целесообразными являются тесты на множественный и альтернативный выбор, действие с группировками, сопоставление, нахождение признаков и маркирование, интерпретация, завершение. [2]
5.6. Экзамены. Это специальный метод итоговой проверки, который одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей школы в целом.
1. Кузнецова Е. Б. «Формы контроля знаний, умений и навыков на уроках английского языка», МБОУ СОШ № 96, г. Краснодар 2013 год
2. Ботезат-Белая У. А. Формирование у младших школьников контрольно-корректировочных действий в процессе лингводидактического тестирования (на материале английского языка). автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. специальность 13.00.01 ; [Таганрог. гос. пед. ин-т]. — Таганрог, 2000.. — 19 с
3. Юрлова Н. А. Методика внутришкольного контроля уровня обученности старшеклассников иностранному языку. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук специальность 13.00.02 ; [Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова]. — Нижний Новгород, 2009. — 22 с.
4. Текеева С. З. Технология рейтинговой системы контроля результатов учебно-познавательной деятельности школьников. (на примере английского языка) автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук специальность 13.00.01 ; [Карачаево-Черкес. гос. ун-т им. У. Д. Алиева]. — Карачаевск, 2009. — 26 с.
5. Белозерцева Н. В. Методика организации педагогического мониторинга учебного взаимодействия на уроках иностранного языка в средней школе. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук специальность 13.00.02 ; [Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина]. — Тамбов, 2006. — 23 с.
6. Миролюбов А.А. , Парахина А.В., Золотницкая С.П. и др. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях. [Учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений ; Под ред. А.А. Миролюбова и А.В. Парахиной. — Москва : Высш. школа, 1978. — 264 с.
Источник
Контроль на уроках иностранного языка (на разных этапах обучения).
ООО Учебный центр
Реферат по дисциплине:
«Методика обучения иностранному языку»
«Контроль на уроках иностранного языка
(на разных этапах обучения)»
Журбина Маргарита Вагифовна
Москва 2016 год
1.1 Понятие «Контроль». Функции контроля ……………………………. 4
1.2 Виды и формы контроля…………. 6
1.4 Контроль на различных этапах урока…………………………………..11
Вопросами контроля в обучении иностранному языку занимаются многие авторы. Однако, приемы проверки и учета знаний, умений, навыков, методики их организации и проведения, не утратили своей актуальности. Ориентируясь на цели и задачи обучения, в настоящее время решается ряд проблем, связанных с осуществлением контроля. К ним относятся прежде всего выделение объектов контроля и выбор наиболее надежных и эффективных форм его реализации. Только соотнесенный с поставленными целями и задачами, осмысленный и правильно организованный контроль может способствовать достижению целей и задач обучения.
Тема «Контроль на уроках иностранного языка» выбрана мною в связи с тем, что проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены. Контроль выступает одной из важных составляющих учебного процесса. На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.
Целью данной работы является изучение видов и форм контроля на уроках иностранного языка. Постановка данной цели обуславливает следующие задачи :
Ввести понятие «контроль», обозначить его цель.
Описать функции контроля.
Дать характеристику видам и формам контроля.
Обозначить этапы урока иностранного языка.
Контроль является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и практического применения знаний, умений, навыков. Он является неотъемлемой частью обобщающего урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому.
1. Контроль в обучении
1.1 Понятие «контроль». Функции контроля.
Контроль является неотъемлемой частью процесса обучения. М.В. Гамезо 1 дает следующее определение контроля: контроль — проверка, а также постоянное нахождение в целях проверки или надзора. По мнению П.И. Пидкасистого, контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-нибудь раздела программы и завершения ступени обучения. Он говорит о том, что суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащихся, который должен соответствовать государственному образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль на уроках иностранного языка должен отражать специфику иностранного языка как учебного предмета. Усвоение иностранного языка, причисляемого к группе практических дисциплин, предусматривает в первую очередь овладение способами пользования языком в различных видах деятельности и сферах общения. Поэтому контроль знаний системы языка не дает представления о практическом владении языком, т.е. об уровне коммуникативной компетентности. Следовательно, ведущим объектом контроля на занятиях по языку являются речевые умения. Контроль же навыков выполнения действий и операций с языковым материалом при коммуникативном обучении должен быть направлен не столько на проверку
1 Гамезо М.В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. — М.: «Педагогическое общество России», 2001
знания лексических единиц и умение образовывать с их помощью
грамматические формы, сколько на умение выполнять действия с ними при оформлении своих мыслей и понимании мыслей других людей, говорящих на изучаемом языке.
На занятиях по языку принято выделять следующие функции контроля :
диагностическую – определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями. Объектами контроля здесь являются средства общения и деятельность общения при ведущей роли последней;
обучающую – способствует повторению и закреплению пройденного материала, следовательно, контроль является одним из способов обучения языку;
управляющую – обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля;
корректирующую – проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных;
стимулирующую – создает положительные мотивы учения. Проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся. Является дополнительным фактором их учебной деятельности;
оценочную – позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего. Эффективности самого процесса обучения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если контролирующие задания содержат в себе и выполняют все вышеперечисленные функции, то контроль может стать высокоэффективным средством проверки знаний учащихся.
1.2 Виды и формы контроля
Выделяется несколько видов контроля. По мнению Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой контроль может быть текущим, тематическим и итоговым. Виды контроля можно объяснить следующим образом 2 :
Текущий контроль — систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.
Тематический (периодический ) контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения.
Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Что касается иностранного языка, то различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Цель предварительного контроля (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить стратегии обучения языку и, во-вторых, сформировать учебные группы с учетом подготовки и психологических развития учащихся.
Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.
2 Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: «Просвещение», 1991
Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.
Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение прежде всего уровня коммуникативной компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с достаточной степенью объективности оценить результаты обученности каждого учащегося.
Эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям дидактики и методики обучения иностранным языкам. Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются его объективность, регулярность (интенсивность работы учащихся и длительность сохранения в памяти усвоенного материала во многом зависят от частоты и регулярности контроля), дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий.
Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка – вид речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий).
Так, для проверки уровня диалогической речи используется парная форма контроля: проверяющий подает реплику, а испытуемый на неё реагирует. Контроль протекает в форме двустороннего общения, в ходе которого устанавливаются темп и точность реакции на предъявляемые стимулы. Соблюдение норм общения, чистота речи.
Для установления уровня владения монологической речью больше подходит индивидуальный контроль, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Поэтому он больше всего подходит для проверки уровня владения языком в ходе итогового контроля.
Достоинство индивидуального контроля – возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося.
Недостатки связаны со следующими обстоятельствами:
а) малый охват обучающихся в ходе урока;
б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников.
Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.
Достоинства фронтального контроля:
— возможность охвата проверяющим одновременно всех учащихся группы;
— высокая активность учащихся;
— высокий темп работы, который может варьироваться в зависимости от трудности задания и готовности учащихся.
К недостаткам относят его поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому. Таким образом, при фронтальном контроле трудности связаны со сложностью фиксации внимания на работе всех учащихся и, следовательно, возможной недостаточной объективностью оценки их ответов.
По этой причине фронтальный контроль больше всего подходит для текущей проверки, но не для итоговой, поскольку в этом случае нет возможности определить умения учащихся с достаточной глубиной и полнотой.
Для повышения эффективности фронтального контроля рекомендуется:
планировать заранее место фронтального контроля в системе урока и время, которое будет ему уделено;
продумывать формулировки вопросов и заданий. Их нечеткость может вызвать затруднения при ответе и дать необъективное представление о подготовке учащихся;
не допускать переключения на индивидуальный контроль. Это может привести к изменению ритма урока и снижению эффективности в работе;
задавать вопросы всему классу, затем называть фамилию ученика, которому предстоит отвечать.
Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быстроту реакции. Если учащийся испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому ученику, а не переходить на индивидуальную форму работы с учащимся.
Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы.
Вариантом группового контроля является парный контроль , получивший распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание.
Помимо видов контроля, методисты также рассматривают различные формы контроля 3 . Выделяют такие формы контроля как:
Индивидуальная (ученика спрашивают в индивидуальном порядке).
Фронтальная (опрос всего класса).
Устная (опрос в устной форме).
Письменная (опрос в письменной форме).
Скрытая (учащийся не знает, что его контролируют).
Открытая (учащийся знает, что его контролируют).
Широкое разнообразие форм контроля позволяет учителю проверить именно те, знания и умения, которые его интересуют в момент проведения контроля, а также выявить эффективность методов и приемов обучения. Виды контроля помогают провести своевременный контроль, в зависимости от цели и момента поведения контроля.
3 Шатилов С.Ф. Обучение иностранному языку в средней школе. — СПб.: «Каро», 1999
При проведении контроля очень важным аспектом является выбор метода контроля, так как от этого зависит эффективность проводимого контроля. Современная дидактика выделяет следующие методы контроля :
1. Методы устного контроля — беседы, рассказ ученика, объяснение, чтение текста и т.д. Основу устного контроля составляет, в основном, монологический ответ учащегося.
2. Методы письменного контроля — контрольная работа, изложение, сочинение. Обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.
3. Наблюдение (методы училищного контроля).
4. Выполнение практических работ — лабораторных опытов, в основе которых лежит наблюдение за процессом и результатом. Можно считать эффективным, но мало применяемым способом проверки результатов обучения.
5. Дидактические тесты — являются методом проверки результатов обучения. Обычно они довольно объемны и эффективны. Тесты, по своей сути, отличаются от других методов педагогического контроля.
Таким образом, можно сделать вывод о широком разнообразии методов и форм контроля. Процесс обучения не может существовать без контроля обучения. Каждому процессу передачи знаний необходима проверка полученных учащимися знаний в целях надзора за эффективностью усвоения знаний. Множество различных методов и форм контроля дает учителю возможность выбора, в зависимости от индивидуальных особенностей класса. Контроль имеет семь разносторонних функций, при выполнении которых можно добиться высокоэффективного результата.
1.4 Контроль на различных этапах урока
Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности. Выявление отсутствующих. Сообщение цели и плана урока. Цель – создать рабочую обстановку на уроке и направленность учебной деятельности.
Речевая зарядка. Содержанием речевой зарядки может быть какое-либо событие, связанное с жизнью школы или класса; прошедшие или предстоящие праздники; речевая зарядка может быть на основе домашнего задания. Она должна носить коммуникативный характер.
Фонетическая зарядка. Она проводится для развития фонетических навыков. Фонетическая зарядка может включать работу над стихотворением, рифмовкой, скороговоркой, специальные упражнения на отработку сложных звуков и их сочетаний.
Проверка усвоения изученного материала – не более 15 мин. Можно использовать различные виды опроса, выявлять трудности и ошибки, разбирать ошибки и исправлять их, оценивать знания детей. Цель этого этапа – систематический контроль усвоения знаний.
Введение нового материала – не более 25 минут. Изложение нового материала должно быть научным, доступным, логичным и доказательным. Выбор способов и форм введения зависит от характера и ступени обучения. Цель – дать новые знания.
Закрепление (тренировка) материала – не более 10 минут. На этом этапе можно использовать вопросы, задания и практическую деятельность. В силу практической направленности урока, он включает тренировку вновь введённого материала или ранее усвоенного, но недостаточно закреплённого материала. Цель – получение информации, как усвоен новый материал.
Активизация материала в различных видах речевой деятельности. Содержанием данного этапа урока является использование изучаемого (изученного) материала в различных видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании и письме) с тем, чтобы сформировать гибкость навыка употребления того или иного лексико-грамматического материала, а также обеспечить развитие того или иного умения. Упражнения, используемые для активизации материала, должны носить речевой характер: диалог/монолог по ситуации, чтение/аудирование и обсуждение текста, практические действия, репродуктивные и творческие задания. Цель – систематизация и обобщение материала.
Подведение итогов урока – 1-3 минуты. Этот этап включает озвучивание главных моментов, идей урока, стимулирование, выделение недостатков в работе и выставление отметок с комментариями. Цель – воспроизведение основных моментов урока.
Домашнее задание – 1-3 минуты. Необходимо сообщить и четко разъяснить домашнее задание, проконтролировать его запись учащимися.
Цель – помочь учащимся организовать и выполнить домашнее задание.
В своей работе я рассмотрела такие вопросы как понятие контроля, функции, виды, формы и методы контроля в обучении иностранным языкам. В ходе исследовательской работы выяснилось, что к онтроль является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и практического применения знаний, умений, навыков. Он является неотъемлемой частью любого урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Контроль на уроках иностранного языка должен отражать специфику иностранного языка как учебного предмета. Усвоение иностранного языка, причисляемого к группе практических дисциплин, предусматривает в первую очередь овладение способами пользования языком в различных видах деятельности и сферах общения.
Проблемами контроля занимались многие ученые, например, М.В. Гамезо, П.И. Пидкасистый, С.Ф. Шатилов, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова и другие, и эта тема до сих пор остаётся актуальной, особенно сейчас, когда школьное образование переходит на новые государственные стандарты.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в начале моей исследовательской работы достигнуты, а решение проблемы контроля связано с решением целого ряда промежуточных задач.
1. Бим И.П. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. — М.: «Просвещение», 1985
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теории обучения иностранным языкам. — М.: «Академия», 2007
3. Гамезо М.В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. — М.: «Педагогическое общество России», 2001
4. Государственный стандарт // Иностранные языки в школе/ — М. 1993
5. Горлова Н.А. Научно-методический журнал. Иностранные языки в школе. — 2005. — №3. — С. 19-27
6. Клементьева Т.Б. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Каро, 2003
7. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. — Минск: «Каро», 2004
8. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие,3-е издание. — М.: «Педагогическое общество России», 2000
9. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: «Просвещение», 1991
10. Филатова В.М. Методика обучения иностранному языку. — Ростов-на-Дону, 2004
11. Шатилов С.Ф. Обучение иностранному языку в средней школе. — СПб.: «Каро», 1999
Источник