- Способы контроля качества смр
- УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 468
- Приложение к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
- Способы контроля качества смр
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ
- 3. СОСТАВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ВЫБОРОЧНОЙ ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
- 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРОЧНОЙ ПРОВЕРКЕ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
Способы контроля качества смр
от 21 июня 2010 года N 468
О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:
а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;
б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;
в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 года N 468
Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
3. Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).
4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.
В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.
8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:
соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.
11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.
В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.
12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
Приложение
к Положению о проведении строительного
контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства
Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля
Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (млн. рублей)
Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов)
Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек)
Источник
Способы контроля качества смр
РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ
РАБОТ НА ОБЪЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
РАЗРАБОТАНЫ Инженерно-консультативным центром Международного Союза строителей (ИКЦ) (инж., засл. строитель РСФСР Ю.В.Бейлензон, инженеры В.В.Ананских, Л.Д.Геращенко, С.Е.Щербачев, В.И.Давыдов, О.В.Ржаницын, А.П.Захаров, А.А.Щербаченко)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие рекомендации разработаны с целью установления порядка и методов осуществления государственного контроля за соблюдением требований строительных норм и правил, другой обязательной для исполнения нормативно-технической документации, при производстве строительно-монтажных работ на объектах производственного назначения на территории Российской Федерации.
Рекомендации рассчитаны на использование их при проведении инспекционного контроля органами Госархстройнадзора России, а также хозрасчетными организациями, выполняющими эти функции по их поручениям.
1.2. Контроль осуществляется непосредственно на площадках строительства объектов производственного назначения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности заказчика (инвестора), подрядчика путем выборочной проверки соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества выполняемых строительно-монтажных работ, связанных с обеспечением строительной безопасности и эксплуатационной надежности строящихся объектов, а также соблюдения организационно-правового порядка строительства.
1.3. К объектам производственного назначения относятся объекты, которые после завершения их строительства будут функционировать в сфере материального производства: в промышленности, сельском хозяйстве и заготовках, водном и лесном хозяйстве, на транспорте и связи, в строительстве, в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, а также предприятия бытового обслуживания населения (приложение 1).
1.4. Объектом строительства считается каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, внутренними галереями и этажерками, эстакадами, внутренними сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, благоустройством) на строительство, реконструкцию или расширение которого составлен отдельный проект.
Производственное здание (корпус), в котором размещаются несколько цехов, считается одним объектом.
1.5. Право проведения государственного строительного контроля имеют органы Госархстройнадзора России, а также выполняющие по их заданию строительный контроль проектные, научно-исследовательские институты и хозрасчетные фирмы.
1.6. Осуществление на строительных площадках государственного контроля не снимает ответственности с соответствующих служб строительных организаций и заказчика (инвестора) за качество выполненных строительно-монтажных работ.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ
2.1. Проверки качества выполняемых строительно-монтажных работ по объектам производственного назначения проводятся органами Госархстройнадзора России или по их поручениям хозрасчетными фирмами:
согласно годовым (квартальным) планам выборочных проверок;
в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций;
по заданиям соответствующих органов управления и власти, вышестоящих инспекций;
внеплановые проверки по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика, других органов.
2.2. При подготовке планов проверок объектов производственного назначения в них должны включаться, как правило, крупные и технически сложные объекты, находящиеся на различных стадиях строительства, позволяющих проконтролировать качество выполнения наибольшего количества основных видов строительно-монтажных работ.
2.3. Количество контролируемых объектов при проведении комплексной выборочной проверки рекомендуется принимать из условия, что качество возведения каждого типа здания, вида строительно-монтажных работ и применяемого типа конструкций проверяется не менее чем на трех объектах.
2.4. По наиболее крупным и технически сложным объектам руководитель инспекции Госархстройнадзора назначает специалиста — руководителя проверки, с возложением на него ответственности за полноту и качество контроля, согласно заданию (приложение 2), а при необходимости привлекает к проверке специалистов соответствующего профиля, знающих конструктивные особенности объекта и нормативные требования по выполняемым видам работ.
Руководитель проверки извещает о времени и сроках ее проведения участников проверки, а при необходимости — территориальную инспекцию Госархстройнадзора России, за неделю до ее начала.
2.5. Должностному лицу, осуществляющему контроль, надлежит:
устанавливать факты отступления от проектных решений, строительных норм и правил, а также других нормативных актов при производстве строительно-монтажных работ и оформлении производственно-технологической и исполнительной документации на объекте;
выявлять строительные дефекты и основные причины низкого качества строительно-монтажных работ и требовать их устранения с соответствующей записью в журнале работ или выдачей специального предписания;
анализировать характер и повторяемость допускаемых дефектов и нарушений строительных норм и правил с учетом данных производственного контроля, осуществляемого подрядной организацией;
требовать проведения всех видов лабораторных испытаний и геодезических измерений, предусмотренных требованиями соответствующих разделов СНиП и стандартов;
производить в строительных и строительно-монтажных организациях ознакомление с работой строительной лаборатории и другими службами производственного контроля для подтверждения полноты и качества его осуществления;
привлекать в необходимых случаях технические средства и специалистов подрядных организаций, по согласованию с их руководителями, для проведения испытаний, контрольных измерений, вскрытий и подобных работ, а также специалистов авторского надзора для расчетной оценки дефектных конструкций и выдачи рекомендаций по возможному их усилению.
Примечание: При контроле соответствующих видов работ должны применяться современные средства измерения и приборы неразрушающего и лабораторного контроля, прошедшие госпроверку в установленном порядке.
2.6. В случаях, когда выявленные дефекты на месте монтажа строительных конструкций связаны с некачественным изготовлением последних, рассматривается необходимость проверки органами Госархстройнадзора России качества их изготовления на заводах — поставщиках этих конструкции.
2.7. В зависимости от результатов проведенной проверки должностными лицами органов Госархстройнадзора, в пределах их компетенции, руководителями хозрасчетных фирм в рамках делегированных им полномочий применяются соответствующие меры по устранению допущенных нарушений и привлечению нарушителей к ответственности.
3. СОСТАВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ВЫБОРОЧНОЙ ПРОВЕРКИ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
3.1. Рекомендации, изложенные в настоящем разделе, основаны на обобщении опыта работы органов государственного строительного надзора и базируются на требованиях, вытекающих из действующих нормативных актов, регламентирующих производство и приемку строительно-монтажных работ.
3.2. Объем и последовательность выборочной проверки следует уточнять в зависимости от состояния строительства объекта к моменту проверки, в связи с чем в рекомендациях приводится примерная последовательность проверки на условном объекте строительства.
3.3. Должностному лицу, проводящему проверку, до выхода на строительную площадку следует:
проверить наличие на строительной площадке разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, уточнив состав зданий и сооружений, входящих в комплекс объекта, и характер производимых на них строительно-монтажных работ, а также наличие лицензий и соответствие выполняемых работ выданной лицензии;
ознакомиться с инженерно-геологическими условиями и особенностями строительной площадки по каждому возводимому зданию, сооружению, подлежащему проверке;
выяснить особые требования к производству и качеству работ, вытекающие из назначения объекта, условий его строительства и эксплуатации;
установить наличие проекта организации строительства и проектов производства работ и ознакомиться с заложенными в них требованиями, в т. ч. по осуществлению операционного и лабораторного контроля;
ознакомиться с предписаниями, приказами по качеству, изданными генподрядной и субподрядными организациями, выполняющими основные виды работ, и выяснить состав и эффективность функционирования служб производственного контроля;
проверить наличие авторского надзора на объекте и ознакомиться с замечаниями по качеству работ в журнале;
выяснить, были ли случаи аварий (обрушений) в процессе возведения зданий, сооружений и установить их причины;
убедиться в том, что чертежи типовых узлов сопряжения конструкций, архитектурных деталей, технологические карты на отдельные виды работ и схемы операционного контроля имеются на площадке и исполнители ими обеспечены;
ознакомиться с имеющимися замечаниями и предписаниями инспектирующих органов.
3.4. Проверку качества выполнения строительно-монтажных работ на объектах рекомендуется осуществлять при участии представителей технического надзора заказчика, службы производственного контроля подрядной организации и, при наличии на месте, авторского надзора, проектной организации.
3.5. Желательно обеспечить выполнение фотодокументов, фиксирующих наиболее характерные дефекты критического и значительного характера.
3.6. При оценке выявленных дефектов следует руководствоваться принятой в ГОСТ 15467-79 классификацией, согласно которой:
дефект, при наличии которого здание, сооружение, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны, дальнейшее ведение работ по условиям прочности и устойчивости небезопасно, либо может повлечь снижение указанных характеристик в процессе эксплуатации. Дефект подлежит безусловному устранению до начала последующих работ или с приостановкой начатых работ;
дефект, при наличии которого существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики строительной продукции и ее долговечность. Дефект подлежит устранению до скрытия его последующими работами;
дефект, который существенно не влияет на эксплуатационные характеристики и долговечность здания, сооружения, конструктивного элемента, а устранение его (переделка) может быть экономически нецелесообразно. Переделка и необходимость ее выполнения требуют экономического расчета.
3.7. В разделе 4 приведены рекомендации по проведению контроля основных видов строительно-монтажных работ при выполнении выборочных проверок качества строительства на объектах производственного назначения.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРОЧНОЙ ПРОВЕРКЕ
КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
4.1. Земляные работы, земляные сооружения, устройство оснований
4.1.1. На строительных площадках, где выполняется данный вид работ, следует убедиться, что все необходимые грунтовые испытания, предусмотренные рабочей документацией, выполнены и что фактические характеристики грунтовых условий соответствуют принятым в проекте (по акту освидетельствования котлована с участием специалиста геотреста).
4.1.2. Установить, соответствует ли производство работ по отрывке котлована принятому в проекте способу производства работ (водопонижение, ликвидация просадочности, характер уплотнения, метод защиты от обводнения поверхностными водами, от промораживания и т.д.). Особое внимание следует уделить выполнению специальных требований и рекомендаций при строительстве на площадках со сложными грунтовыми условиями — пучинистые, вечномерзлые, просадочные, засоленные грунты и т.п.
4.1.3. Необходимо проверить выполнение предусмотренных проектом водоотводных устройств и их параметры (поперечное сечение, уклоны), а также их состояние в процессе ведения работ.
4.1.4. Проверить наличие разбивочных знаков земляных работ и их сохранность.
4.1.5. При проверке качества выполнения работ по вертикальной планировке важнейшими контролируемыми параметрами являются:
толщина уплотняемых слоев насыпного грунта и соответствие их принятому режиму уплотнения (влажность грунта, тип уплотняющего механизма, число проходов на основе пробного уплотнения);
достижение проектной степени уплотнения;
достаточность запаса высоты отсыпаемого без уплотнения грунта на основаниях, не дающих осадки, на последующую осадку;
объективность данных по уплотнению в специальном журнале работ.
4.1.6. В условиях строительства на площадках, сложенных пучинистыми и сильно пучинистыми грунтами, а также в районах с распространением вечной мерзлоты следует проверить соблюдение правил по рытью котлованов, обеспечивающих предотвращение просадок или пучения оснований зданий, сооружений.
4.1.7. При устройстве траншей под укладку трубопроводов в скальных грунтах, либо в грунтах, содержащих твердые включения, следует проверить выполнение по дну траншеи подушки из песчаного или глинистого грунта.
4.1.8. Следует проверить соблюдение правил обратной засыпки грунта в траншею с уложенными трубопроводами.
4.1.9. При устройстве насыпей и выемок следует проконтролировать:
выполнение оснований под насыпями, возводимых из глинистых грунтов на косогорах, а также на сырых и мокрых грунтах (меры по осушению и отводу воды);
соответствие применяемых для отсыпки грунтов требованиям проекта;
соблюдение правил послойного уплотнения с учетом применяемых механизмов;
соблюдение геометрических параметров (ширина основной площадки, крутизна откосов) и мероприятий по креплению откосов;
выполнение водоотводных устройств (нагорных канав, кюветов);
соблюдение правил устройства водопропускных сооружений в насыпях (труб, малых мостов, дренирующих участков).
4.1.10. На площадках, где под фундаментом используются естественные основания, следует проверить:
выполнение требований по ведению работ методами, не допускающими ухудшения свойств грунтов основания из-за замачивания, размыва грунтовыми и поверхностными водами, повреждения транспортными средствами, промерзания и выветривания;
соблюдение требований по недопущению перерывов между окончанием разработки котлована с уплотнением основания и устройством фундаментов на площадках с просадочными (макропористыми) грунтами;
оформление приемки подготовленного основания в соответствии с требованиями норм;
в необходимых случаях потребовать отбор образцов грунта основания для лабораторных испытаний.
4.1.11. На площадках с просадочными грунтами следует проконтролировать соблюдение методов ликвидации просадочности, принятых в проекте, а также выполнение требований по контролю просадок основания и операционному контролю производимых работ в необходимом объеме.
4.1.12. При искусственном закреплении грунтов оснований зданий, сооружений следует проверить выполнение требований по проведению лабораторных испытаний исходных материалов, используемых для закрепления (цемента, глинистого раствора, силиката и др.), а также соблюдение технологии закрепления.
Источник