- Как будут контролировать личные траты физлиц
- Первые попытки контроля
- И – провал этих попыток
- Ситуация начала меняться
- Центробанк усиливает контроль за платежами физлиц с карты на карту
- Отчёт о проверке физического лица
- Для чего и каких физлиц нужно проверять
- Проверка руководителя и учредителей контрагента
- Проверка индивидуальных предпринимателей
- Проверка соискателей
- Проверка самозанятых
- Содержание отчёта о проверке физлица
- Правила обработки персональных данных
- Как заказать проверку физлица
- Пример отчёта
- Источники и периодичность обновления
- Доступно на тарифах
- Заявка на Контур.Фокус
- Все доходы и расходы граждан поставят на контроль?
Как будут контролировать личные траты физлиц
Адвокат Михаил Хаймович — о перспективах налогового контроля над нашими личными доходами и тратами.
Мои клиенты, совершая крупные покупки (квартира, дом, дорогой автомобиль) часто обращаются ко мне с вопросом: «А меня не спросят, где я взял деньги на покупку»?
Первые попытки контроля
Фактически, ФЗ «О контроле за расходами» так и не вступил в силу. В июле 1999 года в первую часть НК были внесены значительные изменения и дополнения. В частности, в нее включены ст. 86.1; 86.3, устанавливающие новый порядок проведения налогового контроля над расходами физических лиц. Названные статьи НК введены в действие с 1 января 2000 года, а ФЗ «О контроле за расходами» в связи с принятием изменений и дополнений к части первой НК был признан утратившим силу.
И – провал этих попыток
С 01.01.07 налоговая служба даже лишена формального права осуществлять такой контроль (отменен пп. 10 п. 1 ст. 31 НК). Ранее, с 08.08.03, Федеральным законом от 07.07.2003 № 104-ФЗ были отменены ст. ст. 86.1, 86.2, 86.3 НК РФ, в которых были определены некоторые меры по контролю за расходами физических лиц и их соответствием уровню их доходов.
Между тем, именно этот контроль стал в большинстве развитых стран основной преградой на пути коррупции и уклонения от уплаты налогов. У нас соответствующие законы не прижились, потому что это противоречит финансовым интересам элиты – руководства страны.
Ситуация начала меняться
Придираются и к физическим, и к юридическим лицам. Мы составили ТОП-10 претензий банков последнего времени, которые всех раздражают.
Банки получили право запрашивать у своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств. Соответствующая норма предусмотрена Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (далее закон 115-ФЗ) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и соответствует требованиям FATF.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру относится к одному из следующих видов операций (п.1 ст. 6 закона 115-ФЗ):
- операции с денежными средствами в наличной форме, например, внесение наличных на счет;
- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации FATF;
- все операции с денежными средствами, если стороной по сделке является анонимный владелец (например, размещение денежных средств на депозит на предъявителя или перевод денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца);
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
В каких случаях реализовывать полученное право, банки должны решать самостоятельно — в соответствии со своими правилами внутреннего контроля.
Если деятельность клиента вызывает у банков сомнения, кредитные организации могут запросить у него дополнительные сведения об источниках денег, а также отказать в проведении операций, открытии счета и инициировать закрытие счета.
Следующим шагом государства на этом пути может стать запрет выдавать зарплату наличными и ограничение оплаты наличными крупных покупок.
Платежи физлиц под прицелом. Мы уже писали материал, который стал хитом просмотров. ЦБ готовит систему отслеживания поступлений на банковские карты физлиц. Больше того, банки уже сейчас недовольны крупными перечислениями на карты, даже если они от работодателя.
Источник
Центробанк усиливает контроль за платежами физлиц с карты на карту
Банк России выпустил Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов — физических лиц. Методички направлены на выявление и пресечение расчетов с «теневым» бизнесом: незаконными онлайн-казино и онлайн-лотереями, нелегальными форекс-дилерами, «финансовыми пирамидами», криптовалютными обменниками.
Как указывает Центробанк, эти лица зачастую ведут расчеты с клиентами не через расчетные счета, а через карточные счета, открытые на подставных лиц — так называемых «дропов», либо специальные онлайн-сервисы. Чтобы выявлять такие платежи, банки должны внимательнее присмотреться к клиентам, у которых:
- необычно большое (более 10 в день, более 50 в месяц), количество контрагентов — физлиц, плательщиков/получателей;
- необычно большое (более 30 в день) количество операций с «физиками» по зачислению/списанию денег;
- значительные объемы операций с физлицами по списанию/зачислению безналичных денежных средств — более 100 тысяч рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц;
- короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением и списанием денег;
- в течение 12 часов (и более) одних суток приходят и уходят платежи;
- в течение недели средний остаток на счете на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по счету;
- по счету не проводятся платежи для обеспечения жизнедеятельности человека (не оплачивается коммуналка, связь, другие услуги, товары, работы);
- есть совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами — физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.
Под пристальный контроль банка должны попадать счета, по которым имеются два и более признака одновременно. При наличии у банка подозрений в совершении клиентом нелегальной операции он может отказать в проведении платежа. Если таких отказов за год два и более, банкам дается право закрыть клиенту счет.
Как клиент сможет себя реабилитировать, методички не разъясняют.
Под указанные банком признаки легко могут попасть самозанятые. Что сделать плательщику НПД, чтобы не иметь подобных проблем с кредитной организацией, узнайте в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Источник
Отчёт о проверке физического лица
Важно проверять благонадёжность контрагентов прежде, чем заключать сделки с ними. Физические лица — не исключение. Сведения из отчёта о проверке физического лица в Контур.Фокусе позволят уберечься от рисков, которыми чревато сотрудничество с недобросовестным партнёром.
Для чего и каких физлиц нужно проверять
Сведения о добропорядочности физического лица пригодятся во многих деловых ситуациях. Например, банкам и МФО необходимо проверять потенциальных заёмщиков, а работодателю — соискателей. А ещё Вы можете столкнуться с фирмой-однодневкой с профессиональным зиц-председателем во главе — послужной список и благосостояние таких людей, как правило, не имеют ничего общего с образом преуспевающего бизнесмена.
Проверка руководителя и учредителей контрагента
Проверка физического лица может быть частью комплексной проверки фирмы-контрагента: изучите деловую репутацию учредителей и руководителей контрагента и проверяете их как физлиц на предмет финансовых трудностей и проблем с законом. Личные неприятности руководства могут плохо повлиять на будущую работу всего предприятия, а также его партнёров.
Проверка индивидуальных предпринимателей
Аналогичная проверка полезна, когда контрагент — ИП. Получите больше сведений о предпринимателе, чтобы сформировать представление о положении его дел. Это поможет предвидеть возможные риски и вовремя отказаться от услуг ненадёжного исполнителя.
Проверка соискателей
Заранее выявите подозрительные факты из биографии очередного кандидата — неприятности с финансами и законом, а также наличие собственного бизнеса, чтобы по ошибке не принять неблагополучного сотрудника на работу. Убедитесь в подлинности сведений, которые соискатель сообщил о себе. Особенно важно проверять кандидатов на материально ответственные должности, например, водителей в логистике, и на руководящие позиции.
Проверка самозанятых
Удостоверьтесь в надежности контрагента и исключите исполнителя с плохой репутацией.
Содержание отчёта о проверке физлица
Отчёт о проверке физлица формируется на основе информации из официальных источников и содержит: краткую сводку по проверяемому физлицу, проверку действительности паспорта, налоговые долги, нахождение в розыске МВД, ФСИН, ФССП или в списках террористов или экстремистов, сообщения о банкротстве, исполнительные производства, наличие собственного бизнеса (ИП либо директор, учредитель или участник юрлица), дисквалификацию и массовость.
Если физлицо занимается бизнесом, в отчёте будут также краткие сведения о возглавляемых им компаниях: действует юрлицо или закрыто, его ИНН, ОГРН, дата регистрации и ссылка на карточку компании в Фокусе.
В случае розыска указывается его причина (например, статья УК или факт побега из места заключения), регион и подразделение правоохранительных органов, осуществляющее розыск.
При дисквалификации указывается название организации и статья КоАП.
Правила обработки персональных данных
При формировании отчёта учитываются требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Прежде, чем заказывать проверку, Вам потребуется получить от проверяемого лица согласие на обработку его персональных данных.
Как заказать проверку физлица
Кликните по иконке «Проверка физлиц» на главной странице Контур.Фокус.
Иконка “Проверка физлиц” на главной странице
В форме заказа введите ФИО, дату рождения и паспортные данные физического лица. Готовый отчёт будет загружен в систему. Кроме того, на электронную почту, указанную при регистрации в Фокусе, Вам придёт ссылка на этот документ.
Когда вы заполните все поля, Фокус начнет собирать отчет. В рабочее время документ формируется в течение 1-2 часов. Максимальное время подготовки — 2 рабочих дня.
Заказ отчёта о проверке физлица
В одну лицензию, как основную, так и для дополнительного пользователя, входит 10 бесплатных отчётов по физлицам в месяц, обновление лимита — 1-го числа каждого месяца. В сервисе удобно отслеживать, сколько отчётов доступно на текущий момент. Остаток бесплатных отчётов на следующий месяц не переносится.
Если стандартного лимита отчётов по физическим лицам окажется мало, его можно будет увеличить с помощью опции «Расширенные сведения». Для этого пополните депозит на сумму от 2 500 ₽. Цена заказанного отчета будет вычитаться из общей суммы. Один отчёт — 190 руб.
Пример отчёта
Источники и периодичность обновления
Информация, представленная в отчёте, формируется на основе данных из официальных государственных источников:
Сведения | Источник | Частота обновления |
Дисквалифицированные лица | ФНС | По мере обновления |
Банкротство | ЕФРСБ | Ежечасно |
Списки террористов и экстремистов | Росфинмониторинг | По мере обновления |
Налоговые долги | Федеральное казначейство | По мере обновления |
Исполнительные производства ФЛ | ФССП | По мере обновления |
Массовые учредители и директоры | ФНС | По мере обновления |
Розыск МВД (федеральный розыск) | МВД России | По мере обновления |
Розыск ФСИН | ФСИН | По мере обновления |
Розыск ФССП | ФССП | По мере обновления |
Доступно на тарифах
Заявка на Контур.Фокус
Заполните все поля заявки, наши специалисты в самое ближайшее время свяжутся с Вами, проведут онлайн презентацию сервиса и помогут выбрать подходящий тариф:
Источник
Все доходы и расходы граждан поставят на контроль?
Банки будут строго следить за переводами физических лиц: подозрительные транзакции грозят блокировкой счета. Многие расценили это как продолжение «закручивания гаек».
В 2021 году был принят целый ряд государственных мер по усилению контроля за финансами. По отдельности эти меры выглядят довольно логично, но все вместе оставляют отчетливое впечатление «закручивания гаек».
Так, в частности, в январе вступили в силу поправки к федеральному закону ФЗ-115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Они расширили перечень операций, которые банки должны держать под контролем: здесь и все операции юридических лиц на суммы свыше 600 тысяч рублей, и операции по сделкам с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, и почтовые переводы свыше 100 тысяч рублей.
В марте был объявлено, что Федеральная налоговая служба станет следить за покупками граждан, оплаченными банковской картой. В июле физических и юридических лиц обязали отчитываться за движение средств через иностранные электронные кошельки на сумму свыше 600 тысяч рублей в год, при этом введя запрет на прием таких кошельков в российских магазинах, минуя российские банки, за исключением платежных карт.
А на днях ЦБ представил методические рекомендации для банков, где перечислен целый ряд операций, за которыми надлежит усилить контроль. Среди них и включающие большое число контрагентов — физических лиц (более 10 в день), и короткий промежуток менее 1 минуты между зачислением и снятием денег, и совпадение МАС-адресов и цифровых отпечатков у разных клиентов-физлиц, и т. д.
Если учесть, что в наши дни то и дело ужесточаются все виды контроля, то у многих возникли опасения, что эти меры — часть «одной цепочки», что дает повод усомниться в добрых намерениях властного контролера.
«Привычка посадить любого гражданина на дополнительный крючок у нашей власти присутствует, — отметил экономист Андрей Нечаев. — Но думаю, что в данном случае, поскольку это во многом идет по линии Центрального банка и Министерства финансов и они основные бенефициары 115-го ФЗ, главный мотив все-таки не политический, а финансовый».
«Основной побудительный мотив — это налоги, — подчеркнул Нечаев. — Государство крайне обеспокоено тем, что после долгого периода процветания и профицита бюджета, в этом году уже явно бюджет будет с дефицитом. Прибавьте сюда, хоть и скромные, но дополнительные расходы, связанные с пандемией, плюс предвыборные подачки. Финансовые власти — им по должности положено — испытывают явное беспокойство за состояние бюджета и ищут, где еще набрать налоги. Поэтому вводятся все время новые налоги и меняются правила их сбора, в том числе, включая налоговую базу. И — этот дополнительный контроль, который, может быть, сам по себе не выявит какие-то гигантские налоговые недоборы, но создает атмосферу нервозности и страха, принуждая слабонервных налогоплательщиков перейти к уплате налогов».
При этом, как иронически предположил Андрей Нечаев, «если уж Госдеп захочет финансировать оппозицию по-черному, он найдет способ провезти „мешочек долларов“, не пользуясь сложными механизмами обналичивания».
Более критично высказался директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Это происходит в русле общей политики: затыкание и замуровывание всех клапанов, которые есть, — отметил он. — И в политике, и в экономике, и в финансах. Государство хочет поставить под свой контроль все, что можно и нельзя, и посмотреть, что из этого получится».
«Эти решения не с экономикой связаны, а с контролем, — подчеркнул Солодков. — Во многом все направлено на то, чтобы вычистить политическую поляну, чтобы ни одного ростка там не осталось. Простым людям до этого дела нет. Пока. А дальше — будет. Вот власти пытаются взять под контроль переводы через систему быстрых платежей. Вы собрали деньги на день рожденья вашему сотруднику, а у вас после этого взяли и заблокировали счет, да еще без всякого судебного решения. Идите и разбирайтесь!»
«Наше государство видит будущее в лице той модели, которую исповедует Китай, — резюмировал Василий Солодков. — С точки зрения нашего государства, оптимальное будущее — это Ухань. Когда все под контролем, и вы не можете перейти из одного квартала в другой, не пройдя соответствующего контроля. Это, может быть, утрировано, но направление ведет туда».
Как заметил в данной связи исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Алексей Маслов, все же до китайской системы контроля — и особенно финансового — российскому государству очень далеко.
«Дело в том, что в Китае очень много платежных систем: помимо банковских, кредитных и депозитных счетов, еще системы, которые привязаны к электронным платежам, — напомнил китаист. — И самые известные из них — WeChat и несколько других. У вас возникает акканут, которые привязан к вашему мессенджеру, как в WeChat — туда привязана практически полностью ваша идентичность. Вы WeChat расплачиваетесь, в WeChat переписываетесь, не только между собой, но и с государственными органами, например, отправляете заявки. И вы же через WeChat можете идентифицировать свою личность, чтобы покупать билеты и т. д. Человека, у которого нет WeChat, не существует в природе».
Поэтому любое действие гражданина КНР, финансовое и нефинансовое, тут же отслеживается. И потом превращается в определенный результат: к этому же привязывается и пресловутый «социальный рейтинг» китайца, который может, в свою очередь, выражаться и в финансовых результатах: например, по какой цене вам будут продавать билеты на самолет.
Кроме того, в КНР в принципе нет негосударственных банков в чистом виде. Все четыре основных банка страны — государственные, формально заявленные как АО. Все остальные банки кредитуются у них. Поэтому в КНР не может быть платежа, не контролируемого государством. И отмывание денег через банки там изначально было невозможно (отмывали, но по-другому, через завышение цены контракта).
Однако различие между РФ и КНР не только в степени развития электронных средств. «Рядовой китаец в принципе такие меры приветствует, — подчеркнул Маслов. — В Китае государство полностью выполняет свои социальные обязательства, и при этом налоги там не растут, а уменьшаются. У нас же есть представление, что государство нас все время обманывает. И обмануть его для человека, в свою очередь, считается достоинством».
Источник