- Консультация для воспитателей «Условия, формы и способы организации конструктивной деятельности дошкольников»
- Конструктивная деятельность: виды, цели, методика
- Основные понятия
- Детское и взрослое
- Техническое и художественное моделирование
- Особенности изобразительного моделирования
- Материалы для моделирования. Бумага
- Сочетание теории и практики в моделировании
- Познавательная деятельность и моделирование
- Побочные эффекты конструирования
- Проблемы при моделировании
- Откуда ребенок берет вдохновение?
Консультация для воспитателей «Условия, формы и способы организации конструктивной деятельности дошкольников»
Татьяна Тараканова
Консультация для воспитателей «Условия, формы и способы организации конструктивной деятельности дошкольников»
Конструктивная деятельность — прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и т. д.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструктивной деятельности ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет анализ и синтез).
Условия для конструктивной деятельности:
Для обучения конструктивной деятельности удобнее пользоваться настольными наборами, т. к. они дают возможность действовать одновременно большой группе детей, обеспечивая каждому непосредственную работу с материалом. Однако для игровых построек в группе и на участке должен быть крупный строительный материал.
Для групп раннего возраста и первой младшей группы хорошо использовать наборы кирпичиков, кубиков и пластин, трехгранных призм.
Для второй младшей группы – строительный материал дополненный кусками фанеры и дощечками. В группе должны быть наборы кубиков и кирпичиков из которых легко создавать несложные постройки. Для построек на полу используется крупный строительный материал.
В средней группе рекомендуется использовать строительный материал дополненный геометрическими фигурами.Во второй половине года можно использовать некоторые тематические строительные наборы: например «Городок». Набор дополнен цветными силуэтами деревьев.
В старшей группе используется строительные наборы «Новый город», «Архитектор», «Наш дом». Это даст возможность разнообразить тематику построек. Используется в играх и крупный строительный материал.
Конструктивные замыслы детей подготовительной группы более богаты, они отражают широкий круг явлений. Рекомендуется к выше перечисленным,использовать и другие наборы: «Железнодорожный вокзал», «Судостроитель», т. д. в группе должен быть крупный строительный материал, крупный строительный материал для игры на участке.
В старшей и подготовительной группах нужно иметь металлический конструктор, который позволит решать более сложные конструктивные задачи. Под руководством воспитателя дети знакомятся с новыми способами соединения деталей, учатся создавать подвижные конструкции.
Во все возрастных группах в уголках конструирования должны быть разнообразные мелкие игрушки (фигурки людей, животных, птиц, машинки). Дети должны соизмерять постройки с игрушками, обыгрывать готовые конструкции.
В старшей и подготовительной группах для самостоятельной конструктивной деятельности необходимо иметь природный материал, белую и цветную бумагу, мягкий картон, лоскутки, цветные карандаши, гуашь, клей и другие дополнительные материалы, которые хранятся в уголке ручного труда и доступны детям для пользования.
Формы и способы организации конструктивной деятельности:
Основной формой обучения детей конструированию является непосредственная образовательная деятельность (занятия,в которой применяются различные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера.
Основной особенностью конструктивной деятельности является её связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними). Сочетание обучения конструированию на занятиях и целенаправленная организация конструктивной деятельности в игре (совместная деятельность педагога и детей) является важнейшим условием эффективности обучения конструированию.
Руководство воспитателя играми должно быть направлено на развитие их содержания, на организацию детского коллектива, на закрепление знаний, полученных на занятиях, на развитие у детей самостоятельности мышления, конструктивного творчества. При этом воспитатель может пользоваться различными приемами с учетом возрастных особенностей детей и задач воспитания.
В младших и средних группах воспитатель может напомнить детям, что они строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и посоветовать детям сделать такую же. Детям которые хорошо научились строить какой- нибудь предмет, следует предложить построить другой предмет близкий по конструкции. Так воспитатель побуждает ребенка к использованию приобретенных умений в новых постройках.
Систематическое руководство воспитателя игрой требуется и в старшей,и подготовительной группах. Включаться в игру воспитателю нужно так, чтобы не изменить её содержания, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Иногда воспитатель может подсказывать сюжет будущей игры, используя чтение художественной литературы. Для развития игр старших дошкольников можно использовать альбом с фотографиями разнообразных построек.
Иногда у детей бывает потребность поиграть в одиночку (самостоятельная деятельность) в индивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, т. к. дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры со строительным материалом не мешают развитию коллективных игр, напротив, они дополняют друг друга. Часто дети, увлекающиеся индивидуальной постройкой, одновременно любят участвовать и в коллективных постройках.
Формы организации двигательной активности дошкольников Физические упражнения – это одна из форм организации ежедневной двигательной активности детей в детском саду. Чтобы ребенок хорошо развивался.
Консультация для воспитателей по организации положительных взаимоотношений дошкольников в ситуации игры Рекомендации для воспитателей по организации положительных взаимоотношений дошкольников в ситуации игры. Цель: объединить усилия педагогического.
Консультация для воспитателей «Формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи» «Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности» В тоже время это.
Консультация для воспитателей «Создаем условия для развивающего пространства» Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Предметно-развивающая.
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей дошкольников в игровой деятельности» Б. Паскаль: «Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным». Обучению дошкольников началам.
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности» Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности»На современном этапе образование.
Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ» 1. Что такое модель образовательного процесса? 2. Требования к составлению конспекта 3. Что такое развивающее обучение? 4. Требования к.
Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения,.
Формы организации образовательной деятельности Формы организации образовательной деятельности – это согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в установленном порядке.
«Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ». Консультация для воспитателей Слайд1 Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из.
Источник
Конструктивная деятельность: виды, цели, методика
Конструктивная деятельность — вид деятельности, относящийся к моделированию. С помощью этого человек не только познает окружающую его систему, но и может имитировать ее. Именно эта направленность отличает конструирование от других видов занятий. Конструктивная деятельность накладывает свой отпечаток на развитие ребенка в период дошкольного возраста.
Основные понятия
Конструктивная деятельность – деятельность индивида, направленная на определенный, заранее известный результат, который будет отвечать заранее определенным требованиям. Конструирование развивает умственные, нравственные, эстетические, трудовые способности человека.
Моделируя, младшие школьники учатся не только различать предметы по внешним признакам, но и совершать различного рода действия. В процессе конструктивной деятельности школьник помимо внешнего восприятия разбирает предмет на части, образы и детали.
Детское и взрослое
Конструирование может вызвать некоторые трудности у ребенка. Здесь можно найти некую связь с художественно-технической деятельностью взрослых и конструктивной деятельностью в подготовительной группе и школе. Им присуще направление результатов своих усилий на достижение определенной цели. Для достижения целей конструирования взрослый заблаговременно придумывает определенный план, подбирает подходящий материал, техники исполнения, оформление, правильную последовательность действий. Подобный алгоритм также есть и в конструктивной деятельности подготовительной группы и школьников. Решаемые задачи похожи. Результаты конструирования у детей зачастую применимы к игре. Во многих педагогических трудах говорится о том, что различные моделирующие действия, совершаемые ребенком в детстве, готовят его ко взрослой деятельности, созданию культуры. Таким образом, конструктивная деятельность в старшей группе и у школьников по методам близка к более осмысленной взрослой деятельности. И хоть моделирующие методы взрослых и детей похожи, результаты деятельности кардинально различаются. Контроль конструктивной деятельности в подготовительной группе крайне положительно сказывается на общем развитии детей.
Техническое и художественное моделирование
Конструктивная деятельность в старшей группе и школьного периода поделена на два типа: техническое и художественное конструирование. Они взаимосвязаны и сконцентрированы на моделировании реально существующих объектов, а также воспроизведении различных сказочных, музыкальных и сценических образов. Моделируется как художественная, так и техническая часть объекта: крыша здания, окна и двери, палуба корабля и т. д.
К техническому типу конструктивной деятельности в старшей группе и школе можно отнести конструирование:
- Моделей объектов из строительных материалов.
- Объектов из крупногабаритных модульных блоков.
Целью конструктивной деятельности художественного типа является не столько точная передача структуры передаваемых образов, сколько выражение своего отношения к ним, передача характера с помощью такого приема, как «нарушение» пропорций, а также изменения цвета, фактуры и формы. Чаще всего конструирование художественного типа выполняется из бумаги или из природного материала.
Если цель конструктивной деятельности технического типа у взрослых зачастую имеет практический мотив, то в детском моделировании цель абсолютно другая. Группа детей может строить модель зоопарка. Но когда приходит время завершения, интерес к этой деятельности заметно теряется. Чаще всего с достижением цели дети младшего и школьного возраста теряют всякий интерес к завершенной деятельности. В данном случае деятельность завораживает ребенка гораздо больше, чем сам конечный результат. Но именно в художественном конструировании как нельзя более полно отражен базовый смысл конструктивно-технической деятельности. Даже если поделка неинтересна детям с практической стороны, то во время ее создания он делает ее максимально пригодной для дальнейшего применения. Основные принципы воспроизведения продукта конструирования абсолютно такие же, что и в самом конструировании.
Особенности изобразительного моделирования
Стоит сказать, что чаще всего в изобразительной конструктивно-модельной деятельности в старшей группе дошкольники добиваются поразительной схожести с объектом моделирования. Если конечная цель предназначена для практического использования, то ребенок уделяет процессу и конструированию гораздо меньше внимания. В этом случае главным для дошкольника и школьника является наличие необходимых для игры качеств у конечного результата. К примеру, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому важными, по мнению ребенка, являются крылья, штурвал и кресло. Внешний вид модели отходит на второй план: если объект удовлетворяет основные потребности игр, то он вполне пригоден. Совершенно иначе обстоят дела, если ребенок, к примеру, ставит перед собой задачу показать различия между типами летательных машин. В этом случае конструктивно-модельная деятельность в старшей группе оттачивается с особым усердием. Можно сделать вывод, что качество конечного результата зависит, скорее, от желания ребенка, а не от его умений. Наличие технического и изобразительного видов конструирования, у которых есть свои особенности, требует тщательного отбора и изучения случаев, в которых можно их применять.
Материалы для моделирования. Бумага
Конструктивная деятельность в старшей подгруппе детского сада выполняется, в основном, из бумаги, картонных коробок, катушек от ниток и других материалов. Этот вид деятельности требует больших энергозатрат, нежели обычные игры.
Детям даются бумажные и картонные квадратики, прямоугольники, круги и т. д. Предварительным этапом перед изготовлением игрушки является заготовление выкройки, проработка деталей и украшений. Необходимо досконально проверить все разрезы и только потом приступить к изготовлению игрушки. Ребенок должен уметь измерять, использовать ножницы и иголки. Это гораздо более сложный процесс, чем обычная конструктивная деятельность в подготовительной группе, состоящая из создания игрушек из уже готовых форм. Различные части коробок, катушек и прочих используемых в этом случае материалов представляет собой так называемый полуфабрикат. Если вы научите детей видеть и составлять из различных деталей единое целое, то таким образом вы разовьете у ребенка тактическое и стратегическое мышление, да и к тому же он научится создавать интересные игрушки из подручных материалов.
Если ребенок в конструировании использует бумагу, то он знакомится с такими понятиями, как угол, сторона, плоскость. Дошкольники учатся сгибать, разрезать, выгибать, деформировать бумагу и тем самым получать из нее совершенно новые образы. Моделируя различные геометрические фигуры и фигурки животных, людей, дошкольники учатся составлять композиции и различные комбинации поделок. Дошкольники приобретают навык изготовления различных поделок из коробков спичек с помощью различных сочетаний и соединений. С помощью этих процессов дети приобретают совершенно новые для себя навыки и умения.
Сочетание теории и практики в моделировании
Особенностью развития конструктивной деятельности как у старших, так и у младших дошкольников можно назвать сочетание практической и теоретической части конструирования. В педагогических трудах Л. С. Выготского говорится о неизбежности перехода младшего и старшего дошкольника от теории в моделировании к действию. Исследования З. В. Лиштван и В. Г. Нечаевой, в которых рассматриваются особенности конструктивизма у детей на различных этапах развития, показали, что под чутким руководством педагогов замысел и его воплощение начинают полностью соответствовать друг другу. В конструктивной деятельности детей можно увидеть не только окончательный результат, но и способы создания модели. Примечательно то, что сам замысел формируется в процессе выполнения конструирования. Чем выше уровень, тем более отчетливо представляет себе ребенок конечный результат. Об уровне качества окончательной задумки свидетельствует также словесное описание и чертежи предстоящего объекта. Основная цель конструктивной деятельности детей — развитие познавательной деятельности.
В многочисленных исследованиях таких российских педагогов, как Д. В. Куцаков, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеева, которые посвящены конструированию в детских учреждениях, огромная роль отводится именно поделкам из бумаги. Как говорят эти замечательные педагоги, изготовление поделок из бумаги положительно влияет на развитие мелкой моторики рук дошкольников, а также улучшению глазомера и сенсомоторики в целом.
В наше время доподлинно известно, что конструктивная деятельность в группах детских садов или начальных классах, особенно изготовление поделок из бумаги и картона, способствует улучшению деятельности мозга и положительно влияет на работу обоих полушарий у дошкольников и младших школьников, что повышает их общий уровень интеллекта, развивает такие качества, как внимательность, восприимчивость, воображение, логическое мышление. Мышление становится более творческим, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Познавательная деятельность и моделирование
Размышление детей о способах конструирования начинает формироваться в процессе мыслительной деятельности различного уровня: на уровне восприятия — при попытке воспроизведения действий других людей, на этапе представления и мышления — если приходится выбирать из предложенных вариантов. При решении конструктивных задач младшие школьники могут проявить различные творческие элементы во время поиска методов конструирования. В конструктивной деятельности по задумке, как и в конструировании по заданным условиям, замысел создается самими детьми. Если они моделируют по задумке, то непременно получают множество возможностей решать задачу различными способами. Об этом подробно написано в трудах В. Ф. Изотовой, З. В. Лиштван и В. Г. Нечаевой. Множество детей старшего дошкольного возраста на основании знаний о пространственных отношениях, а также опыта в конструировании, в процессе анализа различных конструкций вполне могут создать внятный замысел как по структуре, так и по способу деятельности, и соотнести практику со своим изначальным замыслом.
Дошкольников и младших школьников зачастую увлекает и вдохновляет на конструктивную деятельность окружающий их мир: разнообразие флоры и фауны, явления социума, различная художественная и учебная литература, всевозможные виды деятельности, в особенности игровая. Но, к сожалению, дети воспринимают мир очень поверхностно в силу своего возраста: они стараются воспроизвести в своей деятельности исключительно внешнюю, понятную им сторону окружающих явлений и предметов.
Большое значение имеет также и эмоциональная окраска деятельности ребенка, благодаря которой он будет использовать различные материалы, создавать оригинальные модели с еще большим удовольствием. Связь конструктивной деятельности в средней группе детского сада и младшей школе с повседневной жизнью, с включенными в нее различными видами разнообразной деятельности делает конструирование невероятно интересным, наполненным различными эмоциями и позволяет быть не столько видом деятельности, сколько способом самовыражения. Не стоит игнорировать эту все сильнее проявляющуюся потребность у детей.
Побочные эффекты конструирования
Во время учебной деятельности у ребят из средней и подготовительной группы детского сада развиваются не только технические навыки, но и способность анализировать окружающую их действительность, начинается формирование общих представлений о различных моделируемых ими объектах, развиваются самостоятельное мышление, тяга к творчеству, художественный вкус. Ребенок формируется как личность.
В конструировании можно выделить два важнейших этапа: работу над идеей и ее воплощение в жизнь. Работа над идеей чаще всего — процесс творческий, поскольку он заключен в ее обдумывании и просчете возможных способов реализации. Также творческая деятельность заключается в определении конечного результата, способов и последовательности его достижения.
Практика в исполнении задумки не может быть целиком и полностью исполнительской — конструкторская деятельность даже у старших школьников сочетает в себе как мысль, так и практику.
Если говорить о конструировании у дошкольников, то взаимодействие практики и мысли можно назвать одной из сильных ее сторон. При этом практическая деятельность не обязательно должна быть приближена к определенным канонам — можно и экспериментировать, что утверждается в педагогических трудах Л. А. Парамоновой и Г. В. Урадовских. Изначальная идея, в свою очередь, регулярно уточняется и изменяется в результате применений различных практических способов, что положительно влияет на развитие дальнейшего творческого конструирования. Часто при этом дети рассуждают вслух, проговаривая свои действия и приближаясь к конечному результату.
Проблемы при моделировании
Без надлежащего обучения, правильной работы педагога и без работы с часто встречающимися проблемами занятия конструированием будут неполными. К самым частым проблемам при конструировании, требующими проработки, можно отнести:
- Отсутствие четкого замысла, которое можно объяснить расплывчатой структурой образа.
- Отсутствие четкой цели (во время создания одного объекта получается абсолютно другой, который, несмотря на несоответствие замыслу, полностью устраивает создателя).
- Упор не на замысел, а на исполнение (замыслу уделяется слишком мало внимания).
- Отсутствие четкого плана в исполнении действий.
- Неправильность поставленной задачи.
Если не проработать эти задачи, то, скорее всего, результат детского конструирования не удовлетворит ни педагога, ни ребенка.
Откуда ребенок берет вдохновение?
Детей зачастую вдохновляет окружающий их мир: различные предметы вокруг, происшествия социума, художественная литература, различная деятельность, в первую очередь игровая, а также та, которую они выполняют сами. Но чаще всего младшие школьники и дошкольники воспринимают мир довольно поверхностно: они успевают захватить только внешние признаки явлений, которые пытаются воспроизвести в конструктивной деятельности. Чтобы ребенок развивался более полно и всесторонне, необходимо научить его видеть суть явлений и предметов, а не только их оболочку.
Источник