Конструктивное взаимодействие ребенка и взрослого
Кретинина Юлия
Конструктивное взаимодействие ребенка и взрослого
Критериями конструктивного взаимодействия, будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание, оценили (справедливая оценка) и вступили в диалог с предельным уважением к его ранимолй личности, ясно деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами, но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он. Из такого взаимодействия ребенок выходит личностно более сильным, более спокойным и ясным, хотя эти феномены могут проявиться и не медленно.
Мы, педагоги, предъявляем к воспитанникам определенные требования и ожидаем, что поведение детей будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона-чего от нас педагогов, просто взрослых ожидает ребенок.? Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения-это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас. Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ребенка к педагогу выражается в форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка. Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины,необходимо:
1. Распознать истинную цель проступка.
2. В соотвествии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ребенка в будущем.
4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированны у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с поведенческими проблемами обучает всем четырем типам навыков. Она содержит методику точного определения скрытой цели любого нарушения дисциплины в детском коллективе, а также предлагает разнообразные приемы партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины. Эта программа не ограничивается сиюминутным прекращением плохого поведения. Она идет дальше, предлагая способы создания позитивных взаимодействий, формирующих высокое самоуважение ребенка.
Программа учит не только исправлять (корректировать) поведение, но и формировать, строить личность. Работа по программе позволяет устанавливать хорошие отношения не только между воспитателями и детьми, но также между педагогами и родителями и между педагогами и администрацией ДОУ. Это важно, так как участники воспитательного процесса, сталкиваясь с нарушениями дисциплины, часто начинают играть в игру «Кто виноват»?. Каждому хочется указать пальцем на кого-то или что-то, что является причиной произошедшего. Обычно такими причинами выступают родители, телевидение, социальные проблемы. В игре «Кто виноват»?нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению. Все чувствуют свою правоту и в то же время боятся повторения «плохого» поведения.
Деловое общение ребенка и взрослого Деловое общение — это взаимодействие двух и более людей, преследующих определенную цель. В жизни деловое общение представляет собой переговоры.
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка «Как природа играет красками» Программные задачи: 1. Воспитывать у детей любовь к природе, желание ее изображать, развивать эстетическое восприятие. 2. Развивать наблюдательность,.
Конспект специально организованной совместной деятельности взрослого и ребенка «Корзинка малины» Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт повышения квалификации.
Консультация для педагогов «Взаимодействие взрослого с детьми в игре» Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,.
Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС до Баландина Екатерина Васильевна, воспитатель МБДОУ ДСОРВ «Рябинушка», Усть -Абаканский р-он. Организация партнерской деятельности взрослого.
Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС до. Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. В связи с введением ФГОС дошкольного образования.
Методы и технологии взаимодействия взрослого и ребенка на базе детского сада «Колокольчик» прошло заседание ресурсного центра «Поисково – познавательная деятельность детей 3-7 лет как основа.
Родительское собрание в разновозрастной группе Тема: «Права ребенка — это права взрослого» Цель: Правовое просвещение родителей. Задачи: 1. Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами, призванными защищать права детей.
Словесная игра как одна из форм партнерской деятельности взрослого и ребенка Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре. Словесные игры как одна из форм партнерской деятельности взрослого.
Словесная игра как одна из форм партнерской деятельности взрослого и ребенка Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре. Словесные игры как одна из форм партнерской деятельности взрослого.
Источник
«Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Продолжаем тему детская гиперактивностъ и агрессивность.
Мы много говорили о терпеливости с такими детьми, о важности сохранения самоконтроля и так далее.
Но, несмотря на это, все равно часто возникает вопрос: «А если он не понимает по-хорошему?» Как же быть воспитателю, если грубость ребенка принимает неприемлемые формы? Когда ребенок слишком возбужден и не слышит окружающих?
На первый взгляд прямое порицание самый простой и поэтому самый распространенный способ воздействия со стороны воспитателей. ( «Сейчас же перестань так говорить!»; «Немедленно прекрати так себя вести!»; «Ты, что разве так можно?!» и т.д.) Однако в реальной практике эффективность данного метода весьма сомнительна.
Во-первых, такое прямое воздействие на ребенка или группу детей, чаще всего в форме замечания-порицания (иногда упрека, запрета, требования), может иметь прямо противоположный результат: вызвать ответную агрессию, протест, сопротивление. Во-вторых, частое использование воспитателем данной формы педагогического воздействия на ребенка превращает прямое порицание в стандартную стереотипную реакцию на грубость или плохое поведение, и приводит к тому, что у детей вырабатывается ответная реакция «привыкания» к подобному поведению взрослых. В результате они перестают реагировать на прямые порицания. У таких детей слабо развит контроль над своими эмоциями, слабое осознание своих чувств и чувств другого человека.
Но позитивное, эффективное общение с таким ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:
-говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;
-активно слушает внутренний мир ребенка, мир его чувств;
-не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательном поведении ребенка;
-обладает навыками само регуляции своего эмоционального состояния.
В целях смягчения прямого воздействия, снижения возможности ответной агрессии ребенка эффективно использовать форму «Я- сообщения» вместо «Ты-сообщения» (Ю. Б. Гиппенрейтер).
Например: «Ты мне мешаешь!»
«Я недоволен, когда мне мешают!»; «Опять ты громко кричишь!»—«Меня утомляет громкий крик».
«Я-сообщения», предполагают открытую позицию говорящего в диалоге («Смотри, я искренне заявляю тебе о своих переживаниях») и тем самым способствует эмоциональному сближению участников общения («Я жду от тебя такой же искренности и прямоты»).
«Я-высказывание», это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. В отличие от «Ты-высказывание», «Я-высказывание», начинается со слов: «Я», «МНЕ», «МЕНЯ».
Помимо того, что «Я-сообщения», говорят о чувствах взрослого и его переживаниях, они имеют еще некоторые значения:
-это способ регуляции собственного эмоционального состояния;
-это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано внутреннему «Я» ребенка и устанавливает с ним контакт;
-это сигнал ребенку, о границах дозволенного в необидной для него форме;
-«Я-сообщение» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», в место позиции «сверху».
Ситуация 1: Ребенок пришел с улицы в грязных ботинках, и наследил.
Чувство: раздражение, обида, злость.
Ситуация 2: Ребенок стучал по столу не давал вести занятие. Чувство: злость, раздражение, гнев.
«Я сообщение в классическом варианте предлагается строить по следующим формам:
1) Ситуация, факт наблюдение какие чувства она вызывает во мне. «Когда я вижу грязь на ботиках и нам полу, + то начинаю раздражаться и вообще, меня это расстраивает»
2) какие чувства я переживаю + ситуация, факт наблюдения.
«Я начинаю раздражаться и злиться + когда во время занятия стучат линейкой по столу.
3) Что делает ребенок, факт наблюдения + какие чувства возникают в связи с этим + последствие, эффект от нежелательного действия ребенка.
«Когда во время занятия стучат линейкой по столу + я начинаю раздражаться и злиться + мне трудно работать дальше, в таком состоянии»
4) Что делает ребенок, ситуация + какие чувства возникают в связи с этим + конкретное пожелание.
«Когда ты пришел с улицы, не разулся и наследил + я начинаю раздражаться и вообще, меня это расстраивает + я хочу, чтобы ты снимал ботинки при входе.
Иногда бывают ситуации, когда дети игнорируют «Я-высказывания» воспитателя (или родителя). Это возможно когда ребенок манипулирует вами, меряется силами и не хочет сдавать позиции. В этом случае в контекст «Я-сообщений» необходимо включить предупреждение о возможных санкциях, чтобы ребенок начал с вами считаться.
Ситуация: Ребенок не в первый раз отказывается выполнять задание на занятиях ( «Мне оно не нравиться») Воспитатель: «Мне не нравится, когда дети не хотят выполнять задания на занятие. У меня это вызывает беспокойство» ( «Я-сообщение»)
Ребенок: «Ну и что?»
Воспитатель: «Когда я говорю о своих переживаниях и к этому безразлично относятся, я начинаю злиться, и к тому же мне это обидно. Мне трудно вести занятие дальше» (усиленное «Я- сообщение»)
Ребенок: «Не ведите»
Воспитатель: «Я хочу, чтобы ты сделал это задание и еще я хочу, чтобы ты перестал разговаривать со мной в подобной манере» (конкретное пожелание).
Воспитатель: «В противном случае, я не отпущу тебя с занятия, пока ты не сделаешь три таких же задания. К тому же я обязательно поговорю с твоими родителями» (предупреждение о возможных санкциях).
Ребенок: нехотя начинает выполнять задание.
Источник
Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста
Алабугина Оксана
Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного возраста
«Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей дошкольного
Воспитатель: Алабугина О. А
Позвольте представить Вашему вниманию детский игровой тренинг, цель которого- развитие социальной компетентности ребенка, его коммуникативной гибкости. А в рамках этого вопроса как один из его аспектов конкретно будет рассматриваться вопрос формирования навыков бесконфликтного поведения детей дошкольного возраста.
Почему мы выбрали эту тему?
Наш детский сад уже в течение 15 лет реализует личностно- ориентированную модель воспитания и образования детей. Эта модель предполагает выстраивание субъект- субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса в системах: «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок». Эти отношения можно выстраивать только в игровом взаимодействии, где ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия.
Наша практика проведения игр и тренингов показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных средств понимания и объединения в рамках возникшей проблемы, является специально сконструированный конфликт, в котором сталкиваются различные позиции в попытках преобразования объекта изменения.
Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.
В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:
— имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий процесс»;
— интерактивные игры (игры на взаимодействие: интерактивные игры на сплоченность, сотрудничество; игры на обучение эффективным способам общения; игры, отражающие притязание на социальное признание; игры, направленные на снятие конфликтности);
— социально-поведенческие тренинги (направлены на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтных ситуациях);
— обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
— просмотр и анализ фильмов, чтение худ. литературы с последующим моделированием новых версий;
Важным аспектом работы в этом направлении является также предоставление
возможности ребенку выговориться и послушать других. Это так называемая технология «прояснения» ребенком своей личной ситуации и нахождение способа преодоления трудностей. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Однако не каждый ребенок умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае воспитатель организовывает беседу в специально отведенном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок чувств», «Секретная комната»
Таким образом, воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов.
Мастер — класс
Детский игровой тренинг на формирование навыков конструктивного
взаимодействия детей дошкольного возраста».
Цель:Снижение агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие по волшебной реке.
Но, прежде чем мы поплывем, мне очень хочется, чтобы вы встали в круг и поприветствовали друг друга необычно (не при помощи слов, а при помощи жестов и звуков).
Игра «Волна» (звучит музыка)
— Подул легкий ветерок и по нашей волшебной реке побежала волна (волна из рук).
Итак, наше путешествие началось.
Игра «Апельсин».
— Ребята, посмотрите, мы попали на волшебный остров, где растут большие, сочные, сладкие апельсины. Вы хотите с ними поиграть?
— Тогда присаживайтесь на теплый, золотой песок и закрывайте глаза.
— Представьте, что к вашей руке подкатился апельсин. Возьмите его одной рукой и крепко, крепко сожмите.
— Теперь к другой руке подкатился второй апельсин. И вы также начинаете из него выжимать сок.
— Опустите ваши руки, встряхните их, дайте им отдохнуть, и откройте глаза.
— Мне очень хочется, чтобы вы поделились со мной своими впечатлениями.
— Что вы почувствовали, когда сильно сжимали кулаки?
— Вам было приятно?
— А что вы почувствовали, когда ваши руки отдыхали?
Наше путешествие продолжается.
— И с острова апельсинов мы попали на остров сказок.
— Что за сказка здесь живет? Хотите с ней познакомиться?
— Сказка называется «Ежики». Послушайте ее.
Сказка «Ежики»
В большом лесу жила семья ежиков.
Веселые и озорные дети: Чарли, Колючка и маленькая Кнопочка очень любил баловаться и подшучивать друг над другом. Но больше всего на свете им нравилось спорить: у кого самые длинные колючки, а у кого самые острые, у кого самая блестящая шубка, а у кого самая густая.
В общем, их споры были шумными, долгими и опасными.
— Почему опасными? – спросите вы. Да потому, что очень часто они заканчивались дракой.
— Колючка! – гневно восклицал Чарли в конце каждого спора, видя, что все его доводы не убеждают сестру.
— Ты должна слушаться меня, ведь я твой старший брат!
— И не подумаю! гордо отвечала Колючка.
— А будешь приставать, узнаешь, какие у меня острые иголки.
— А ты узнаешь, какие у меня! с вызовом говорил Чарли и подходил к сестре поближе.
Слово за слово, и ежики вдруг замечали, что дерутся в полную силу, а рядом стоит и ревет маленькая Кнопочка, почему-то вся израненная.
Только тогда они останавливались и растерянно смотрели друг на друга.
Вид у каждого был плачевный: кожа поцарапана, иголки сломаны, а некоторые и вовсе оторваны.
В жалком состоянии, побитые, но непреклонные, ежата расходились по своим норкам и молча залечивали раны. И хотя тело у каждого болело, ежики продолжали гордиться собой: ведь ни один из них не уступил другому в споре и с честью мог носить звание «упрямый ежик – колючая иголка».
— Дети, скажите пожалуйста, о чем эта сказка?
— Кто из ежиков вам понравился больше всех? Почему?
— Как вы думаете, почему в начале сказки споры у ежиков часто заканчивались дракой?
— Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Чарли или Колючку?
Игра «Коврик доброты».
Пока я вам рассказывала эту сказку, я вспомнила, что недавно у нас в детском саду произошел такой же случай. Дети поссорились и подрались.
И вот сегодня я вам принесла коврик, но не простой, а волшебный. Он учит детей быть добрыми, дружными и разрешать споры не с помощью кулаков, а при помощи слов. Ведь не зря этот коврик называется «ковриком дружбы».
— Хотите посмотреть, как он действует и помогает детям?
— Присаживайтесь вокруг коврика, а двое детей сядут на коврик.
— Представьте, что у них произошла драка, они не поделили игрушку.
— Какие варианты разрешения этого конфликта вы можете им предложить?
Игра «Мусорная коробка»
— Дети, я вам предлагаю еще один способ освобождения от обид и злости. Вот в эту коробку мы будем складывать все некрасивые слова и обиды. Посмотрите, как с ней работать. Если у кого-нибудь из вас произошел конфликт, то мы будем его разрешать не при помощи кулачков, а при помощи слов, объясняя свое недовольствие. Нужно подойти к коробочке и прошептать свою обиду.
Спасибо большое за совместно пройденный путь. Мы с вами прощаемся со сказочной страной. Я надеюсь, что вы изменились, стали добрее, дружнее, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека. На прощание, я вам предлагаю сделать свой коврик доброты, чтобы он находился в группе всегда рядом с вами и помогал вам в трудную минуту.
Рефлексия
Дети рисуют на ватмане красками (коллективное панно).
Комментарии к детскому игровому тренингу.
«Игра на гармонизацию»
Игры на гармонизацию служат для создания благоприятного эмоционального климата, обстановки доверия, снятия внутренних зажимов. В данном случае игра на гармонизацию служит также способом введения детей в определенную игровую ситуацию, т. е. происходит ненасильственное привлечение ребенка в деятельность (действие от его потребностей и интересов)
«Игра «Апельсин»
Это определенная релаксационная техника, направленная на обучение ребенка способам управления своим гневом и снижения уровня личностной тревожности. Эта игра дает возможность ребенку на практике прожить полярные эмоциональные состояния (гнев, спокойствие, чтобы затем уметь распознавать эти состояния у других людей и действовать соответственно им.
«Сказка «Ежики»
Это сказка для детей, имеющих проблемы в общении, выражающиеся в неумении слушать и понимать собеседника, сопровождаемые чрезмерным упрямством и агрессией. Цель этой сказки: помощь в налаживании отношений с другими, осознание ценности партнеров по общению и важности взаимоотношений с ними.
Игра «Коврик доброты»
Это техника искусственной конструкции конфликтной ситуации. Дети на собственном опыте проживают конфликт и учатся находить социально-приемлемые, конструктивные способы его разрешения. Эта техника похожа на технику ТРИЗ, здесь нет «неправильны», «неверных» ответов. Все ответы детей принимаются, систематизируются и делаются выводы.
Игра «Мусорная коробка».
Каждый из нас имеет право на негативные эмоции. Раньше нас заставляли их подавлять. Альтернативная медицина говорит, что подавленные эмоции являются причиной заболеваний. И поэтому нельзя подавлять негативные эмоции. Нужно детей учить грамотно высвобождать эти эмоции. И одно из таких упражнений «Мусорная коробка».
Рефлексия
Это анализ своего эмоционального состояния. Она бывает вербальный (при помощи слов) и невербальный (при помощи различных художественных средств).
Также при помощи рефлексии можно разрабатывать с детьми план работы на будущее (от интересов и потребностей). А это уже будет следующим шагом к проектной деятельности ребенка и взрослых.
Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Педагога-психолога дошкольной организации на 2019 – 2024 гг. Актуальность.
Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Сегодня мы будем освещать вопрос «ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». В своем историческом.
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В настоящее время одной из наиболее важных проблем России является состояние здоровья народонаселения. Под ним подразумевается.
Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Формирование.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период — один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это.
Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи В настоящее время, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен,.
Презентация «Формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование навыков столового этикета у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Тип проекта: практико-ориентированный.
Источник