Способы конструктивного выхода их конфликтов

Конфликт: конструктивные способы выхода

В сегодняшней статье хотелось бы начать обсуждать тему межличностных конфликтов. Межличностный конфликт – это противоречие, возникающее между двумя людьми в процессе их взаимодействия, связанное со столкновением интересов и целей сторон. Стоит отметить, что бесконфликтные отношения невозможны.

Конфликты помогают развиваться, в том числе, и отношениям; происходит перестройка обеих сторон, что, конечно, всегда болезненно и трудно. Естественно, для того, чтобы отношения развивались и продолжались, конфликт должен быть конструктивным и приносить пользу.
Психологи выделяют несколько основных стратегий решения конфликта:

  1. Конкуренция (соперничество) заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения; целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях;
  2. Компромисс – обе стороны идут на уступки друг другу. Считается наиболее вероятной стратегией;
  3. Приспособление или уступка – вынужденный или добровольный отказ или сдача своих позиций. Мотивы могут самые разные, в том числе, и собственная неправота;
  4. Уход (избегание) является попыткой выхода из конфликтной ситуации при минимальных потерях. Обычно к такой стратегии приводит избегание еще более серьезного ущерба, чем уже полученного;
  5. Сотрудничество считается самой конструктивной стратегией. Оно включает в себя активное обсуждение и решение проблемы не как противниками, но как союзниками.

Как же себя вести, чтобы разрешить конфликт наиболее благополучным образом?

Во-первых, разграничивать проблему и самого человека и отношения с ним, не переходить «на личности». Старайтесь ставить себя на место оппонента. При конфликте существует устойчивое негативное отношение друг к другу, что нормально. Нужно попытаться снизить интенсивность этого негативного отношения. К тому же стоит сосредоточиться не на личности человека, а на интересах.

Во-вторых, стоит признать вместе с партнером, что взгляды разные и конфликт неизбежен. И поэтому стоит определить общую цель при разных взглядах и то, как она будет осуществляться.

Будьте открыты для доводов с другой стороны, слушайте внимательно и обдумывайте то, что говорит оппонент. Но и не стоит поддаваться давлению, исходите из принципов, из объективных и справедливых критериев.

Не стоит искать единого решения проблемы, рассматривайте разные варианты. Исходите из того, что выгодно вам обоим.

Чего не стоит делать:

  • — Игнорировать позицию партнера. Согласитесь, это очень неприятно.
  • — Соглашаться со всем, игнорируя свою позицию. Таким образом, можно спровоцировать продолжение конфликтной ситуации.
  • — Использовать пассивно-агрессивное поведение. То есть провоцировать партнера, подкалывать, при этом создавая иллюзию собственного равнодушия и спокойствия, вызывать его раздражение.
  • — Всячески дистанцироваться, а именно: не высказываться, но внутри себя «закипать», истерить (чтобы не разбираться в сложившейся ситуации), забалтывать, засмеивать.
  • — Использовать «Ты — высказывание»; лучше сказать не «Ты постоянно раздражаешь меня специально своим поведением», а «Я испытываю напряжение/раздражение, когда ты так поступаешь»; Замените претензию на так называемое «Я-высказывание», побольше говорите о своих чувствах и мыслях, а не о том, как и в чем виноват/плох партнер. Передавайте свое отношение к предмету без оценки.

Источник

Способы выхода из конфликта: как найти оптимальный

Существуют ли безболезненные и продуктивные способы выхода из конфликта? Может ли конфликт стать решением важных задач и наболевших проблем? Психологи считают конфликты одним из способов разрешения противоречий между людьми.

Поговорим о том, как можно извлечь из конфликта пользу и найти оптимальный способ выйти из него.

Виды конфликта

Существуют различные виды конфликтов. Психологи определяют множество их классификаций – от межличностных до межгрупповых с уклонами в сферы интересов и мнений. Приведем некоторые примеры.

  1. Классификация конфликтов по Р. Дарендорфу отмечает возникновение конфликтов по следующим причинам:
  • источник – интересы, идентификация и ценности;
  • последствия на социальном уровне – успешность-безуспешность, разрушительность-созидательность, конструктивность-деструктивность;
  • охват – локальный, региональный, межгосударственный;
  • форма разрешения – мирная или немирная;
  • условия происхождения;
  • тактика поведения в конфликте.
  1. Психолог А. Дмитров разделяет конфликты по направлениям развития: экономика, политика, трудовая сфера, образовательная деятельность, социальная направленность. Его учение также выделяет внутренние и внешние конфликты, которые могут происходить между группами людей и отдельными личностями.
  2. Многие психологи строят свои теории на мотивационном, ролевом, когнитивном видах конфликтов. Например, К. Левин считает, что конфликты мотивационных типов следует относить к внутриличностным. По его мнению, такие конфликты возникают, когда люди испытывают неудовлетворенность работой, переживают стрессовые ситуации, имеют низкую самооценку.
Читайте также:  Что такое постфиксный способ

Д. Майерс, Л. Берковиц, М. Дойч мотивационные конфликты относят к групповым.

Виды конфликтных ситуаций

Чаще всего в психологии фигурируют следующие виды конфликтных ситуаций:

  • внутриличностный,
  • межгрупповой,
  • межличностный.

В первой группе психолог Ф. Лютенс выделяет конфликты роли, фрустрации и целей. Во второй – столкновения групповых производственных интересов.

Межличностные конфликты – самая многочисленная группа. Эти конфликты имеют коммуникационный тип, они проявляются при столкновении противоположных мнений, интересов в материальной сфере, противоположных характеров.

Имеют в этой группе место и конфликты типа «начальник – подчиненный», когда один не хочет мириться с манерой руководства, а другой, видя это, усиливает требования к работнику.

По характеру конфликтные ситуации могут быть объективными и субъективными. По предполагаемым последствиям – конструктивными или деструктивными.

Выход из конфликтной ситуации

Для того, чтобы определить правильный выход из конфликтной ситуации, необходимо понимать тип конфликта, причины, по которым он возник, особенности и специфику его протекания.

Например, при разрешении внутриличностного конфликта следует определить его направленность: целевая (когда идут разногласия по достижению цели) или ролевая (когда идут разногласия по распределению обязанностей).

Возможно, имеет место несовместимость целей, поставленных перед разными людьми. А возможно, что имеются разные требования к людям, осуществляющим решение противоположных или одинаковых задач.

Тогда люди не могут найти точек соприкосновения и достичь единства действий, что ведет к затягиванию дела, развитию и усугублению конфликта.

Решить внутриличностный конфликт можно с помощью таких методов, как поиск компромиссов, переориентация ценностей, перераспределение задач, удаление одной из конфликтующих сторон.

Решение межличностных конфликтов возможно внутри ситуации и влиянием из вне. Например, когда участники конфликта самостоятельно договариваются и приходят к конструктивному решению или же привлекают для разрешения конфликта третью сторону, которая расставляет все точки над «и» и предлагает конфликтующим выбрать тактику дальнейшего поведения.

Групповые конфликты разрешаются всегда сложнее и дольше, нежели описанные выше. Конфликт типа «личность/группа» должен оцениваться по степени ролевого ожидания, внутренних личностных и групповых установок.

При разрешении таких конфликтов личность, вступившая в спор, либо признает собственную неправоту и устраняет недочеты, либо покидает поле конфликта (увольняется, переезжает, меняет учебное заведение).

Конфликт типа «группа/группа» имеет множественные причины и формы проявления. Здесь имеют место митинги, забастовки, коллективные акции протеста. Конфликты такого типа разрешаются переговорами с дальнейшим заключением соглашений, договоров о намерениях, либо усугубляются в случае отсутствия компромисса.

Читайте также:  Закрытие петель спицами способом дженни

Единого алгоритма решения конфликтов, конечно же, нет. Все зависит от конкретной ситуации и конкретных участников спора. В любом случае, конфликт может иметь разные стадии: если выход из него устраивает всех, он прекращается. Если же нет, то с переменным успехом он может продолжать свое развитие, время от времени вспыхивая сильнее.

Пути выхода из конфликта

Пути выхода из конфликта, как мы описали выше, напрямую зависят от вида и продолжительности конфликта. Немаловажное значение имеет и настрой его участников. Если людям надоело жить в состоянии спора, они готовы к переговорам и будут искать варианты его разрешения. Если же не намерены завершить конфликт, будут искать возможные зацепки для его продолжения и усиления.

Известны различные пути выхода из конфликта. Самыми популярными, по мнению психологов, являются следующие.

  • Поиск компромисса. Этот способ — самый разумный и грамотный из всех. В ситуации конфликта следует сесть на скамью переговоров, постараться обоим сторонам взять себя в руки и обсудить назревший кризис. Не стоит обвинять друг друга или ситуацию, нужно просто проработать сложившийся момент. Необходимо задать вопрос: «Что имеем в исходнике?», беспристрастно на него ответить и задать следующий: «Что можно сделать, чтобы все были довольны?». И снова найти беспристрастные ответы.

Например, сотрудник приходит с просьбой повысить ему зарплату, но сумма, которую он хочет, для руководителя неприемлема. Стороны ведут переговоры и находят нечто среднее между тем, чего хочет один и может дать другой.

  • Применение насилия. Не самый лучший способ разрешения конфликта, так как часто имеет пагубные последствия. Как известно, тот, кто начал проявлять насилие, может в ответ получить еще больший негатив. Либо ситуация выйдет из-под контроля и принесет печальный итог.

Например, работник просит отгул, а начальник против. Тогда подчиненный уходит на больничный и вместо одного дня не выходит на смену две недели. После выхода работодатель усиливает требования и лишает премии. Конфликт налицо. Сотрудник начинает мстить, создает ситуации, где подставляет других работников или самого начальника. Если бы в этой ситуации был найден компромисс, то удалось бы избежать такого затяжного конфликта. Начальник бы дал отгул, а работник потом бы отработал дополнительную смену.

  • Тактика амортизации , при которой зачинщика конфликта как бы игнорируют, ставят на место. Она срабатывает, например, в общественном транспорте, когда кто-то начинает хамить или провоцировать. Например, на фразу «Что расселась тут?» можно ответить «Да, правда, расселась, а что разве здесь написано, что нельзя сидеть?». Таким образом провокатор получает констатацию факта (да, расселась), и вопрос, адресованный лично ему, на который он либо вынужден ответить, либо промолчать.
  • Проявление борьбы. Тактика, которая применяется между соперниками на соревнованиях и конкурсах. Может быть конструктивной, когда человек выкладывается и делает то, чего раньше никогда не делал. А может быть деструктивной, когда человек не выкладывается, чтобы показать лучший результат, а строит козни другим, чтобы их подставить или ослабить какими-либо действиями.
  • Отказ от конфликта. В этом случае одна из конфликтующих сторон просто уступает и выходит из спора, оставшись при своем мнении. Иногда это единственный способ прекратить затянувшийся конфликт, сохранить здоровье и возможный капитал.
  • Намеренный уход. Такой вид решения конфликта используют пары, которые не могут найти общее решение и продолжают обвинять друг друга во всевозможных бедах. В этом случае одна из сторон принимает решение расстаться, так как это – единственный выход из сложившейся ситуации для них. Также этот прием используется в случае конфликтов на уровне «отцов и детей», когда одна из сторон принимает решение жить отдельно во избежание полного разрыва отношений.
  • Сотрудничество . Этот способ решения конфликтов тоже является довольно конструктивным, он, кстати, может являться продолжением достигнутого компромисса. Когда стороны договариваются и на взаимовыгодных условиях продолжают контактировать и делать общее дело.
  • Примирение , как способ выхода из конфликта, возможно, когда одна сторона признает собственную неправоту и соглашается с мнением другой стороны. Хотя известны случаи, когда для общего дела одна сторона просто принимает сторону другой стороны как один из возможных вариантов развития событий, оставаясь при своем мнении.
Читайте также:  Способ избежания двойного налогообложения

Как еще можно выйти из конфликта без нервного срыва

Многие специалисты на вопрос «Как можно выйти из конфликта?» отвечают: «Просто не стоит в него вступать!».

Но насколько это возможно? В некоторых случаях это, действительно, возможно.

Например, постарайтесь не отвечать хамством на хамство. Гораздо лучше ответить обидчику спокойным тоном и емким предложением. Хамство провоцирует дальнейший виток конфликта и может усугубить любую ситуацию, да и с другой стороны, чем быстрее зачинщик конфликта поймет, что вы не намерены в него вступать, тем быстрее начнет искать другого, кто ответит на его провокацию.

Есть еще один действенный способ выйти из конфликта с достоинством, честью и минимальными потерями. Если двое не могут договориться, надо позвать третьего. Но не того, кто займет конкретно чью-то сторону и вырастит конфликт до группового, а того, кто беспристрастно рассудит спор и даст дельный совет.

В любом случае привлеченному человеку стоит проанализировать суть конфликта и уровень его напряженности.

Следует выяснить, кто и как оказался вовлечен в конфликт, каковы истинные причины споров и какова вероятность разрешения с выгодой для всех его участников.

В любом случае, любой конфликт легче предотвратить, чем заглушить. Стоит вовремя реагировать и просматривать вперед любые потенциально конфликтные ситуации, принимать своевременные решения и избегать некоторых конфликтных людей. Стоит также правильно формировать собственное поведение, быть уверенным в себе и своих силах, при этом адекватно оценивать свои возможности.

Не стоит также полагаться на эмоции: они в решении конфликта не помогут, скорее, наоборот, могут ухудшить ситуацию. Холодный расчет и правильное понимание спора – лучший вариант для начала поиска выхода из конфликта.

Думайте и действуйте, ищите компромисс, не идите на поводу у провокаторов – тогда возможностей втянуть вас в конфликтную ситуацию будет гораздо меньше.

Источник

Оцените статью
Разные способы