Способы конституционного определения формы государства

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

  1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
  2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
  4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
  1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
  1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
  2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
  3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
  4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
  1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
  2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
  3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
  1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

  1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
  2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

  1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
  2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
  4. Общественные объединения равны перед законом.
  5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
  1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
  1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
  2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
  3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
  1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
  2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Источник

§ 2. Способы конституционного определения формы государства

Анализ ныне действующих конституций показывает, что все они в той или иной степени нормативно обозначают признаки формы государства. Разница между ними в данном случае заключается в том, что одни из них закрепляют форму государства в целом, а другие — лишь отдельные ее элементы, не учитывая правовых взаимосвязей.

Но эта разница проявляется лишь в способах нормативного определения формы государства, а не в отрицании ее как самостоятельной категории конституционного права.

Форма государства как доктринальное понятие и категория конституционного права используется в тексте Конституции Турции. Она фигурирует в самом названии первой главы Конституции, в содержании которой сформулирована всего одна норма: «Турецкое государство — республика» (ст. 1).

Таким образом, название первой главы Конституции Турции значительно шире по объему, чем ее содержание, поскольку она нормативно закрепляет только форму правления государства. Однако в последующих главах Конституции Турции дается подробная правовая характеристика всех элементов формы государства, раскрываются их функциональные взаимосвязи. По Конституции Республика Турция является демократическим, светским и социальным государством, основанным на нормах права. Она опирается на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости, уважения прав человека. Турецкое государство, его территория и нация представляют собой единое неделимое целое (ст. 2-3).

По существу являются однопорядковыми с категорией «форма государства» и такие конституционные категории, как «форма политического устройства государства», «организация государства» и «государственная структура», которые употребляются в тексте или для названия глав или разделов конституций Грузии, Бразилии, Никарагуа и Эфиопии.

Конституция РФ не дает легального определения понятия «форма государства», не раскрывает его содержания. С помощью норм-принципов она закрепляет основы конституционного строя общества и государства. В их числе основополагающее значение имеют нормы ст. 1 Конституции РФ, согласно которым «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Тем самым на конституционном уровне установлено, что Россия по форме правления является республикой, по форме политико-территориальной организации государства — федерацией и по политическому режиму — демократическим государством. Остался вне пределов конституционного регулирования лишь конкретный вид республики, утвердившийся в России после распада СССР.

На сходных принципах регулируется форма государства нормами конституций Армении, Беларуси, Казахстана, Украины и ряда других зарубежных стран СНГ. В Конституции Казахстана к тому же уточняется, что Республика Казахстан является государством с президентской формой правления (ст. 2).

Вместе с тем, конституции некоторых зарубежных стран не только закрепляют форму государства, но и дают развернутую характеристику ее основных элементов. В первую очередь это касается тех конституций, в структуре которых выделены специальные главы или отдельные статьи о правовых основах государства, его суверенитета (Азербайджан, Ирландия, Мальта, Португалия, Румыния, Финляндия, Швеция, Египет, Колумбия, Эквадор). Так, например, во второй главе Конституции Азербайджана, названной «Основы государства», не только закреплены все элементы формы государства и их взаимные связи, но и дана правовая характеристика государства в целом, определены его важнейшие функции, в том числе социальные (ст. 7-18).

Еще более развернутая правовая характеристика формы государства дается в конституциях только что названных стран Латинской Америки.

Некоторыми особенностями отличается конституционное регулирование формы государства в современных монархиях. В структуре их конституций зачастую выделяются специальные разделы или главы, посвященные форме государства (Дания, Люксембург, Норвегия, Иордания, Кувейт, Оман). Однако в их содержании преобладают правовые нормы, регулирующие форму правления и порядок престолонаследия. Исключением из этого правила являются лишь конституции Испании, Лихтенштейна, Швеции, Малайзии и Марокко. В конституциях этих стран дается развернутая правовая характеристика всех элементов формы государства, функциональных связей между ними. Так, во вводном разделе Конституции Испании записано: «Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм. Носителем национального суверенитета является испанский народ, источник государственной власти. Политической формой испанского государства является парламентарная монархия» (ст. 1).

Читайте также:  Какие способы достижения объективности контроля вы можете предложить

В социалистических странах по сложившейся традиции в конституциях закрепляется не форма государства, а его сущность, то есть государственная власть. Согласно Конституции КНДР «Корейская Народно-Демократическая Республика является революционной властью, унаследовавшей блестящие традиции, созданные в славной революционной борьбе против империалистических агрессоров, за возрождение Родины, свободу и счастье народа» (ст. 3). С классовых позиций определяется государственная власть также в конституциях Китая, Вьетнама и Кубы.

В практике конституционного строительства иногда возникают ситуации, когда учредительная власть не может свободно выбирать способы нормативного определения формы государства. Так, например, в связи с угрозой распада Кипра как единого суверенного государства и необходимостью поисков политического компромисса между этническими общностями страны в его Конституции появилось положение о форме государства, отражающее сложившиеся реалии. «Кипрское государство, — сказано в ст. 1 Основного закона, — является независимой и суверенной республикой президентского типа; Президентом ее является грек, а вице-президентом — турок, избираемые соответственно, греческой и турецкой Общинами Кипра в порядке, установленном настоящей Конституцией».

Возникновение в Бельгии мощных сепаратистских движений с требованием независимости Валлонии и Фландрии объективно обусловило появление в структуре ее Конституции нынешней первой части, озаглавленной: «О Бельгийской федерации, ее составных частях и территории». В ее содержании не только дана обстоятельная характеристика федерации, но и закреплены юридические гарантии сохранения единства и территориальной целостности Бельгии (ст. 1-7). В то же время в Конституции Бельгии не уделяется должного внимания нормативному определению формы правления и политическому режиму как важнейшим элементам формы государства в целом.

Сказанное позволяет сделать вывод, что категория «форма государства» получила на законных основаниях право гражданства почти во всех конституциях современных государств. Но способы конституционного определения формы государства отличаются своей спецификой. Это зависит от соотношения политических сил в обществе, конституционно-правовой традиции, уровня развития юридической техники, наличия внутренних и внешних угроз государственной безопасности, единству и территориальной целостности страны.

Источник

Тема 2. Конституция Российской Федерации – основной закон государства

Цели и задачи:

Ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление об основах конституционного строя и федеративного устройства России, о построения органов государственной власти РФ.
  2. Знать основополагающие основы конституционного строя.
  3. Разбираться в правовой природе конституционных положений политических, экономических прав и свобод граждан РФ.

Оглавление

2.1. Основы конституционного строя Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации определяются Конституцией, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 Российская Федерация является суверенным государством, юрисдикция которого распространяется на всю территорию России. При этом РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, которая включает в себя территорию субъектов РФ.

По форме правления РФ представляет собой республику смешанного типа — президентско-парламентарную, поскольку содержит в себе элементы той и другой. Как и в президентской республике, Правительство в РФ формируется Президентом, однако Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной думы. Как и в парламентарной республике, Государственная дума может выразить недоверие правительству, но окончательную судьбу этого вотума решает Президент РФ, который может как согласиться с решением Государственной думы, так и отклонить его. Более того, Президент вправе распустить Государственную думу, если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, а Президент не согласится с этим решением Думы.

По форме государственного устройства РФ представляет собой, как уже указывалось, федеративное государство. Субъекты РФ различаются между собой по величине территории, национальному составу, численности и плотности населения, экономическому потенциалу и другим признакам. Тем не менее, Конституция РФ провозглашает их равноправие между собой и в отношениях с федеральной властью. Состав субъектов РФ может быть изменен двумя путями: принятием новых членов и формированием внутри РФ нового субъекта. И тот и другой варианты должны регулироваться федеральным конституционным законом, который, однако, пока отсутствует.

Принципы конституционного строя Российской Федерации означают:

1. Принцип демократизма: любое государство, стремящееся стать правовым, непременно должно иметь демократический характер.

2. Принцип приоритета прав и свобод гражданина: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти ценности.

3. Принцип народовластия: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В силу этого принципа обеспечивается, во-первых, народовластие как основное выражение государственной власти в целом. Например, местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.03); во-вторых, суверенитет Российского государства как юридическое выражение народного суверенитета.

4. Принцип федерализма: целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством. Согласно этому принципу, все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания.

5. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства: основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности, в том числе и на землю.

7. Принцип разделения государственной власти: в Российской Федерации существуют три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами закрепляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Согласно данному принципу гарантируется и признается самостоятельность самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти.

8. Принцип политического и идеологического многообразия в Российской Федерации предусматривает создание и деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. В ст. 13 Конституции РФ указывается, что в России признается политическое многообразие, многопартийность. Плюрализм – это свобода политических мнений и действий. Плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, легализует политическую свободу. Защита политического многообразия – одна из предпосылок функционирования правового государства.

9. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского государства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии. Согласно этому принципу, государство не должно вмешиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.

По своему государственно-правовому режиму Российская Федерация является либерально-демократическим государством. Но России еще предстоит добиться строгого соблюдения законности, верховенства закона, господства права, неуклонной защиты прав и свобод граждан и др. Но уже сейчас можно констатировать установление плюрализма в политической жизни, в том числе многопартийности, ликвидацию единой государственной идеологии, отмену цензуры печатных и иных изданий, установление судебного порядка защиты прав и свобод граждан.

2.2. Особенности федеративного устройства России

Особенность федеративного устройства РФ выражается, в частности, в структуре ее представительного и законодательного органа – Федерального Собрания РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федераций и Государственной думы * . В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Федеральное Собрание является постоянно действующим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституционный статус РФ базируется также на принципе разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. В частности, в Конституции РФ закреплены предметы ведения, принадлежащие исключительно РФ, и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ имеют возможность участвовать и в осуществлении Федерацией ее исключительных полномочий через своих представителей в Федеральном Собрании и в других федеральных органах посредством права законодательной инициативы и через другие каналы.

Статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ 1 , конституциями республик (в отношении субъектов-республик) и уставами края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, которые принимаются соответствующими субъектами РФ, областей; их взаимоотношения с субъектами, в состав которых они входят, регулируются, кроме того, договорами, заключаемыми между автономным округом и субъектом, в составе которого округ расположен. Для статуса субъекта РФ характерно: статус его может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта; границы между субъектами можно изменить только с их взаимного согласия; субъекты имеют право образовывать собственные органы государственной власти и издавать собственное законодательство; республики вправе устанавливать свои государственные языки наряду с общегосударственным языком РФ — русским языком, а всем народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития; субъекты-республики имеют свои столицы, а другие субъекты – административные центры, а также право на свою символику; субъекты выступают самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, координацию которых осуществляет РФ.

Читайте также:  Способ применения троксевазина гель

2.3. Система органов государственной власти

Одним из признаков государства является наличие государственного аппарата — системы всех наделенных властными полномочиями органов и учреждений государства, созданных для решения стоящих перед ней задач и осуществления ею функций. Орган государства — это структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные законом функции и обладающее необходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Каждый государственный орган осуществляет: государственную деятельность определенного направления. Его задачи, цели, компетенция и структура определяются в соответствующих нормативных актах.

Так, например, в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.04 и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» № 649 от 20.05.04 предусмотрено следующее деление руководства деятельностью указанных федеральных органов исполнительной власти.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.

Деление федеральных органов исполнительной власти в зависимости от функции представлено ниже.

Федеральное министерство

Федеральная служба (служба)

Федеральное агентство

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр)

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа

Кроме этого, в зависимости от направления деятельности, задач, объема полномочий, порядка образования и деятельности можно выделить следующие виды органов государства:

1. Законодательные (представительные) органы — Федеральное собрание — парламент Российской Федерации и парламенты республик в составе РФ, а также представительные органы (собрания, думы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

2. Органы исполнительной власти: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрация прочих субъектов Федерации.

З. Правоохранительные органы:

а) судебные органы, включающие Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также систему местных общих и арбитражных судов, рассматривающих в судебных заседаниях гражданские и уголовные дела;

Судебная власть Российской Федерации

б) органы внутренних дел, обеспечивающие охрану общественного порядка и осуществляющие борьбу с преступностью;

в) органы внешней разведки, обеспечивающие безопасность РФ и охрану ее интересов за пределами территории России;

г) прокуратура — орган надзора за точным и единообразным исполнением законов на территории России.

4. Органы внешних сношений — органы государственного управления, осуществляющие внешнеполитические связи РФ. Особенностью этих органов является их централизованный характер: они не имеют своих территориальных органов внутри России.

5. Органы военного управления — Министерства обороны РФ, которые, так же как и Министерство иностранных дел, не имеют своих территориальных органов в субъектах Федерации.

Особое место занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами, возглавляет Совет безопасности РФ, является гарантом Конституции и в соответствии с нею определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Президент определяет состав Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение об отставке Правительства, может председательствовать на заседаниях Правительства. Президент вправе в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную думу, он также вправе объявить проведение референдума.

Конституция РФ провозглашает Президента РФ гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент вправе требовать от всех федеральных органов соблюдения Конституции, прав и свобод личности. Президент может обратиться в Конституционный суд с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ (последних — по вопросам совместной компетенции). С указанных позиций Президент может оценивать деятельность подчиненных ему органов и должностных лиц. Как гарант соблюдения прав и свобод личности Президент вправе использовать право помилования граждан. На Президента возложена обязанность охраны суверенитета РФ, независимости и государственной целостности РФ. Выполнение этой важной обязанности осуществляется посредством определения Президентом основных направлений внутренней и внешней политики государства. Это не означает, что эта политика определяется единолично Президентом, в данном процессе участвуют различные политические силы и все ветви государственной власти. К этой обязанности примыкает обеспечение Президентом согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Иначе говоря, Президент выполняет координирующую функцию, обладая для этого необходимыми юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти. В частности, на деятельность законодательной власти Президент имеет возможность воздействовать посредством осуществления права законодательной инициативы, права вето, права роспуска Государственной думы.

Право законодательной инициативы, кроме Президента РФ, принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации, Верховному суду Российской Федерации и Высшему арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Например, в Государственную думу законопроекты об изменениях в Бюджетный кодекс РФ, о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Законодательный процесс — это процедура принятия закона в Федеральном Собрании. Процедура принятия закона проходит в несколько этапов: первый — законодательная инициатива; второй этап принятия закона — обсуждение; третий — принятие закона; четвертый — подписание и обнародование (опубликование) федерального закона. Назначение Федерального Собрания как законодательного органа состоит в том, что Государственная дума принимает, а Совет Федерации одобряет принятые федеральные законы.

На исполнительную власть Президент может воздействовать посредством назначения (с согласия Думы) Председателя Правительства, а также назначения и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента. Что касается судебной власти, то она независима, но Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда и Высшего арбитражного суда.

2.4. Основы правового статуса человека и гражданина

В Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ. В ней закреплены важнейшие права и свободы человека и гражданина. При этом установлены следующие принципы:

  • признание прав человека естественными и неотчуждаемыми, принадлежащими ему от рождения (ст. 17);
  • ничто не может служить основанием для умаления достоинства человека (ст. 21);
  • равенство всех перед законом и судом независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения и др. (ст. 19);
  • невмешательство в личную жизнь, соблюдение личной и семейной тайны (ст. 23);
  • непосредственное действие прав и свобод, т. е. каждый может защищать свои права в случае их нарушения, прямо ссылаясь на Конституцию РФ.

Личные права принадлежит каждому человеку независимо от признания их государством. К такого рода правам и свободам относятся: право на жизнь, на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища; тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право свободно определять, указывать свою национальную принадлежность; право пользоваться родным языком; свобода выбора воспитания, обучения и творчества; свобода передвижения, в том числе свобода выбора места пребывания и жительства, свобода выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения в нее; свобода совести, мысли и слова. Ограничение этих прав и свобод допустимо только по решению суда.

Читайте также:  Паранит лосьон способ применения

Право на жизнь означает, что никто не может быть произвольно лишен этого права. Данное право обеспечивается рядом гарантий, среди которых запрет пыток, насилия, право на благоприятную экологическую среду, добровольное согласие на проведение в отношении человека медицинских, научных и иных опытов, социальное обеспечение, установление уголовной ответственности за убийство, доведение до самоубийства, неоказание медицинской помощи больному и др. УК РФ сохранил меру наказания в виде смертной казни. Однако она сохраняется в качестве временной меры наказания, применение ее ограниченно, т. е. назначается только за особо тяжкие преступления против жизни, например убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др.

Охрана достоинства предполагает защиту достоинства не только взрослого человека, но и ребенка, а также душевнобольного. Ничто — ни осуждение лица за совершение преступления и заключение в колонию, ни заболевание СПИДом или иной тяжелой болезнью — не может служить основанием для умаления достоинства человека. Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» всем психически больным гарантируется право на уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства.

Неприкосновенность личности предполагает, что заключение под стражу, содержание под стражей допускаются лишь по судебному решению. Неприкосновенность жилища означает, что никто не имеет права войти в жилище, оставаться там против воли проживающих в нем лиц. Нарушение неприкосновенности жилища возможно только по решению суда (или с санкции прокурора). Проникновение в жилище считается законным в трех случаях:

1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах — пожар, наводнение, авария водопровода, канализации и др.;

2) при подозрениях о смерти хозяина жилища;

3) при защите правопорядка и пресечении преступления.

Тайна личной жизни может быть сведена к запрещению без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни. Свобода передвижения есть право выбора места жительства в пределах РФ, места пребывания. В соответствии с международными нормами допускаются ограничения свободы передвижения в пограничной полосе, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия, в районах, где введено чрезвычайное положение, и др. Свобода совести — это право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и распространять религиозные и иные убеждения. Свобода мысли, убеждений, слова предполагает, что никто не принуждаться к выражению своих убеждений или мнений. Вместе с тем человек имеет право свободно выражать свои мысли, убеждения мнения. Важной гарантией этой свободы служит отмена в нашей стране цензуры.

Свобода убеждений имеет три основания для своего ограничения:

1) уважение прав и репутации других лиц;

2) охрана государственной тайны;

3) запрет пропаганды, возбуждающей расовую, национальную или религиозную вражду.

Политические права и свободы обладают той особенностью, что они принадлежат не каждому человеку, а только гражданам РФ.

В соответствии Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации » (№ 62-ФЗ от 31.05.02г., в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ) гражданство Российской Федерации определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Таким образом, гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г.;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Законодательством предусмотрены основания приобретения гражданства Российской Федерации:

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

К политическим правам и свободам относятся право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право участия в референдуме 2 , равный доступ к государственной службе, право на петиции (т. е. право лично обращаться или направлять в государственные органы и в органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения), право участия в отправлении правосудия и др.

Например, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» № 136-21 от 19.03.04 и Законом Санкт-Петербурга «О местном референдуме Санкт-Петербурга» № 138-22 от 19.03.04 установлены виды референдумов от места жительства гражданина и вопросов, выносящихся на референдум.

Местный референдум в Санкт-Петербурге

форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, осуществляемая посредством голосования граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Санкт-Петербурга, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного значения

голосование граждан Российской Федерации, место жительства которых находится в границах муниципального образования, расположенного на территории Санкт-Петербурга, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения

Среди политических прав и свобод заслуживают быть упомянутыми право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Инициаторами названных мероприятий могут быть граждане не моложе 18 лет. Указами Президента РФ установлен порядок организации данных мероприятий. В частности, предусмотрен порядок предварительного уведомления властей о проведении митингов, демонстраций, шествий и др.

Что касается права на объединение, то оно тоже может быть отнесено к политическим, однако оно предоставляется не только гражданам РФ, но и каждому для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Социальные права включают достаточно большой перечень. К ним относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе на землю, свобода труда. Надо отметить, что в условиях рыночной экономики государство гарантирует свободу распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Государство гарантирует также реализацию труда в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, а также устанавливает минимальный размер оплаты труда. Каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и потери трудоспособности. Вместе с тем государством признается право на забастовку. Среди социальных прав важное значение имеет право на жилище. Однако государство предоставляет бесплатно жилище лишь малоимущим и нуждающимся (ст. 40). В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями 1992 и 1994 гг. граждане, занимающие жилые помещения по договору найма в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда, могут приобрести это жилище бесплатно в собственность в порядке приватизации. Собственники приватизированного жилья вправе им распоряжаться по собственному усмотрению, в том числе продать, завещать, сдавать в аренду, подарить и т.д.

К социально-экономическим правам относится также право на отдых, т. е. на ежегодный оплачиваемый отдых, выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В государственных и муниципальных медицинских учреждениях медицинская помощь оказывается бесплатно. Установлено два вида медицинского страхования — обязательное и добровольное. Для неработающего населения, например пенсионеров, страховые взносы на обязательное страхование вносит государство, для работающего предусмотрено внесение взносов предприятиями, организациями, лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, и лицами свободных профессий. Большую значимость имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на образование предполагает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Высшее образование можно получить не только на конкурсной основе и не только в государственных и муниципальных вузах. И, наконец, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.

Конституционные обязанности возлагаются на всех, кто проживает на территории РФ. Это, например, обязанность соблюдать Конституцию и законы, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обязанность родителей заботиться о своих детях и обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Среди обязанностей есть и такие, которые возлагаются только на граждан РФ, например обязанность нести военную службу. При этом возможна замена военной службы альтернативной. В соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» (№ 113-ФЗ от 25.07.02), который регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Источник

Оцените статью
Разные способы