- Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- конспект открытого урока в 8 классе по теме «Языковые приемы сжатия текста» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie.ppt | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения Учитель русского языка и литературы Кондрашова Татьяна Викторовна СОШ № 162 г. Хабаровск — 47
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Сжатое изложение должно передавать содержание первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки. Для того чтобы избежать недочётов такого рода, надо вычленить основные микротемы, записать их на черновик. Они помогут вам грамотно составить план прослушанного текста. И только после этого надо переходить к размышлениям о компрессии (сжатии) исходного текста.
Наиболее распространены три способа сжатия: 1) исключение ; 2) обобщение ; 3) упрощение .
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста, а затем исключить: а) предложения, содержащие описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно; б) отдельные члены предложения, некоторые однородные члены; в) фрагменты предложения, которые имеют менее существенное значение, содержат второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д); г) повторы; д) одно или несколько синонимов.
При обобщении необходимо вычленить единичные факты, затем подобрать языковые средства их обобщённой передачи: а) обобщение нескольких однородных мелких(частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. Например, до обобщения : В коробке лежали синие, красные, зелёные мячи. После обобщения : В коробке лежали разноцветные мячи ; б) образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
При упрощении необходимо передать содержание более доступно, применяя известные средства выразительности: а) разбивка сложного предложения на сокращённые простые; б) замена сложноподчинённого предложения простым; в) перевод диалога или прямой речи в косвенную; г) замена фрагмента текста синонимичным выражением; д) формулирование мысли своими словами; е) замена предложения или его части указательным местоимением; ж) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
При компрессии часто совмещаются разные способы сжатия. Например, в следующем отрывке можно использовать и обобщение, и исключение. Отрывок из исходного текста: Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. Два последних предложения текста можно преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно исключая при этом повторы «год . за годом», «дальше и дальше» . В результате сжатия из одного простого и одного сложного может получиться одно сложное короткое предложение: Годы проходят, но не стареют книги писателя.
Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения при помощи пропуска сказуемого (эллиптирования), неполноты, бессоюзия, синтаксической асимметрии (пропуска логических звеньев высказывания). Степень компрессии исходного варианта текста определяется поставленной коммуникативной задачей и может быть различной: от незначительного сокращения до сжатия в одно предложение, которое выражает главную мысль произведения. Не забудьте , пожалуйста, что вы должны применить 1 или несколько приёмов сжатия на протяжении всего текста.
Учимся овладевать приёмами упрощения при компрессии (сжатии) текста. Отрывок из исходного текста: Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Применим приём замены фрагмента предложения синонимичным выражением и получим следующий текст: Какая сила толкала его менять профессии ? ИЛИ: Что побуждало его часто менять профессии ?
Отрывок из исходного текста: Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях ? Применим приём замены предложения или его части указательным местоимением и получим следующий текст: Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать это ? Отрывок из исходного текста: Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Применим приём замены предложения или его части определительным или отрицательным местоимением, наречием с обобщающим значением и получим следующий текст: Что заставляло его заниматься другими профессиями? ИЛИ: Что заставляло его осваивать так много профессий?
Учимся овладевать приёмами обобщения при компрессии (сжатии) текста Отрывок из исходного текста: Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? В этих риторических вопросах содержится информация о профессиях, которыми овладевал Куприн, однако акцент здесь поставлен не на их разнообразии, а на тяжесть и подчас опасность. Это и следует отразить в переработанном отрезке текста, используя приём замены однородных членов обобщённым выражением (т.е. переформулировать мысль своими словами). Таким образом, может получиться одно предложение: Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные?
Отрывок из исходного текста: Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? В данных предложениях смежные повествуют об одном и том же: о том, как Куприн самоотверженно отдавался каждой из профессий. Автор удивляется, восхищается им. Попробуем преобразовать данный отрывок, используя приём образования сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же : Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Сокращая текст, помните , что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически . Иначе получится не текст, а набор отдельных предложений.
Учимся овладевать приёмами исключения при компрессии (сжатии) текста Отрывок из исходного текста. » Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один — землемер, другой — грузчик, третий — рыбак, а ещё — ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице — писателе Куприне. В представленном отрывке текста говорится о том, сколькими профессиями овладел писатель Куприн. Перечень этот довольно объёмен, поэтому можно применить приём исключения некоторых членов предложения . Надо определить, какие из них оставить, а какие убрать. Для этого необходимо перечитать абзац и выявить главное. Главное в нашем случае то, что профессии были самыми разными, зачастую очень опасными. Поэтому можно взять из всего перечня занятий контрастные. Например: «Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре. Таким образом, мы использовали приём исключения.
Отрывок из исходного текста. Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать приём исключения предложения (-й). В данном случае достаточно оставить только первое: Почему так часто менял он свои профессии?
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
Книга – самое значительное изобретение за всю историю человечества. Изобретение телефона, самолета, атомного реактора, овладение электрической энергией стало возможно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
И сегодня книга не утратила своего первостепенного значения. Она остается по-прежнему самым надежным носителем информации – долговечным аккумулятором знаний. Она просвещает людей, делает их добрее.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Многие думают, что изучать книгу можно и устно. Просветитель Кирилл сказал, что услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается из памяти. Слово прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен
Именно в книгах люди сохраняли свои наблюдения и мудрость. Наши предки говорили, что ум без книги – птица без крыльев. Ум без книги ограничен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока»Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр.
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса .
В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.
В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах.
Подготовка к написанию сжатого изложения (5-6 класс)
Для того чтобы подготовить ученика к написанию сжатого изложения, надо этим заниматься , начиная с 5 класса.Можно предложить ученикам поработать с «испорченным текстом».
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о.
Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения по русскому языку.
Рефлексивное слушание необходимо при подготовке и при написании экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе, изложения. Приведённая таблица представляет содержание и логику обучения школьников.
Источник
конспект открытого урока в 8 классе по теме «Языковые приемы сжатия текста»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок русского языка в 8 классе по теме «Способы сжатия текста» (в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_szhatiyu_teksta_8_klass.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 8 классе
Тема: «Языковые приемы сжатия текста»
Цель урока: в ходе практических упражнений закрепить умение применять
языковые способы компрессии текста, необходимые для написания
- Повторение понятия «сжатие текста». Работа в парах.
1) Двум учащимся в паре предлагается два текста ( 1 и 2 варианты). Каждый из них читает свой текст и выполняет общее задание: определить тему и основную мысль текста. Каждый учащийся выполняет свое задание индивидуально.
Владеть собой – это значит быть тактичным. Тактичный человек умеет чувствовать настроение и желания других, умеет держать себя подобающим образом. Истинной тактичностью является способность соотносить себя с другими, то есть ставить себя на место других.
Владеть собой – это значит быть тактичным, то есть чувствовать настроение и желания других, уметь держать себя подобающим образом. Истинная тактичность – это способность ставить себя на место других.
После выполнения задания учащимся предлагается озвучить ответ на поставленный вопрос. Сначала по своему тексту отвечает представитель 1-го варианта, затем по своему тексту отвечает представитель 2-го варианта. Учащиеся выясняют, что тема и основная мысль текстов 1-го и 2-го вариантов одинаковы.
2) После этого предлагается в паре сопоставить оба текста и совместно найти отличия.
Выполняя данное задание, учащиеся приходят к выводу, что текст 1-го варианта подробный, а текст 2-го варианта сжатый.
3) Далее учащимся предлагается выписать названия приемов, с помощью которых достигнуто сжатие текста, классифицируя их на две группы:
содержательные приемы языковые приемы
свертывание информации за счет слияние двух предложений
обобщения в одно;
исключение одной из двух
Учащимся предлагается произвести дополнительное сжатие текста 2-го варианта, записать в тетрадь и объяснить, каким способом сжатия воспользовались. (Владеть собой – это значит быть тактичным, то есть чувствовать настроение и желания других, уметь держать себя подобающим образом, ставить себя на место других.)
- Повторение пройденного в 8 классе по теме «Осложненное предложение».
— Чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членами предложения, обобщающими словами, вводными словами и конструкциями, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями и др.)
— Все эти дополнительные языковые понятия могут быть задействованы при сжатии текста. Сегодня мы в этом еще раз убедимся.
- Практические упражнения в сжатии текста с помощью языковых средств.
Учащимся предлагается прочитать предложения, фрагменты текстов и письменно выполнить задания к ним.
- Сжать фрагмент текста способом исключения повторов и записать его.
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства –это неотъемлемая часть нашей личности.
( Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.)
- Сжать фрагмент текста способом исключения уточняющих, поясняющих, вводных конструкций и записать его.
Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди которым все ясно, – безнадежные люди.
(Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым все ясно, — безнадежные люди)
- Сжать фрагмент текста, используя прием исключения однородных членов предложения при обобщающем слове, и записать его.
Есть люди, которым все всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.
(Есть люди, которым все всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.
- Сжать предложение, используя замену однородных членов обобщающим словом (понятием). Записать его.
Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
(Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.)
- Сжать фрагмент текста, используя замену части предложения местоимением с обобщающим значением, и записать.
Поэтов и писателей того времени волновали эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могли еще дать ответы на тревожные вопросы, которые связаны с будущим страны.
(Поэтов и писателей того времени волновали эти проблемы. Но никто не мог еще дать ответы на тревожные вопросы, связанные с будущим страны.)
- Сжать предложение способом замены придаточного предложения причастным оборотом. Записать.
Автомобили, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.
(Автомобили, снабженные электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.)
- Сжать текст способом замены придаточного предложения деепричастным оборотом. Записать.
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
(Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.)
- Сжать предложение способом замены придаточного предложения несогласованным определением. Записать.
Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
( Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.)
- Сжать текст путем замены сложного предложения простым. Записать
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.
(Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.)
Примечание : после самостоятельного выполнения задания каждого пункта, учащиеся зачитывают свой вариант, и он совместно обсуждается.
- Сжатие прослушанного текста.
Прослушайте текст. Сжато передайте его содержание, используя известные вам языковые способы компрессии. Запишите сжатый текст. Укажите прием(ы) сжатия.
Текст для прослушивания.
Древесина является очень точным документом, она свидетель всех земных и небесных сил, проявившихся за период роста дерева. Засухи, ливни, суховеи, большие пожары, слишком суровая зима, слишком жаркое лето, солнечные пятна, изменение климата, отход Гольфстрима, ледяная арктическая блокада (и такое было в жизни нашей планеты) – словом, все-все, что пережила земля и увидело небо, фиксируется и хранится в туго свернутых лентах годовых колец деревьев (По Ю.Домбровскому.)
Проверка выполнения данного задания может производиться как фронтально, так и индивидуально.
Источник