Способы комплектования вооруженных сил российской федерации
Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом
1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу;
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3 введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 377-ФЗ)
3. Перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации (за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, воинских должностей, которые могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими), устанавливается министром обороны Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 288-ФЗ.
Источник
Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом
Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ в пункт 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2011 г.
1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ подпункт 2 пункта 2 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 февраля 2011 г.
Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 3, вступающим в силу с 1 февраля 2011 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ пункт 3 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 февраля 2011 г.
3. Перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации (за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, воинских должностей, которые могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими), устанавливается министром обороны Российской Федерации.
Источник
Документы
Дата начала публикации 26.11.2013 13:30:48
Министерство обороны Российской Федерации в ходе решения задач по совершенствованию Вооруженных Сил уделяет самое пристальное внимание вопросам повышения качества жизни военнослужащих. Данное направление, охватывающее широкий круг социальных аспектов, является для государства и армии приоритетным как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.
Особое внимание на современном этапе уделяется вопросам комплектования Вооруженных Сил военнослужащими по контракту, проходящими военную службу на должностях рядового и сержантского состава. В соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, ежегодно требуется принимать на военную службу не менее 50 тыс. военнослужащих по контракту, доведя их количество к 2017 году до 425 тыс. человек.
Решение столь масштабной задачи невозможно без совершенствования системы социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим по контракту и членам их семей.
На сегодняшний день одним из ключевых факторов, определяющих уровень и качество жизни людей в погонах, является решение их жилищных проблем. В этой связи в Минобороны России проводится комплекс мероприятий, направленных на создание наиболее эффективной системы обеспечения военнослужащих жильем.
Минобороны России провело большую работу по совершенствованию нормативной правовой базы в части жилищного обеспечения. На сегодняшний день военнослужащие могут воспользоваться различными способами реализации своих прав на получение постоянного жилья: заключение договора социального найма или получение жилого помещения в собственность бесплатно; посредством государственных жилищных сертификатов; в рамках накопительно-ипотечной системы (НИС).
Так, за период с января 2010 г. по октябрь 2013 г. 120,5 тыс. семей военнослужащих получили социальное жилье, 17,6 тыс. семей воспользовались жилищными сертификатами. Начиная с 2010 г., в рамках НИС военнослужащими Минобороны России приобретено 23,8 тыс. квартир. Всего же в программе НИС участвуют более 121 тыс. военнослужащих. Именно НИС позволила тысячам военнослужащим по контракту получить целевой жилищный заем для приобретения жилья в собственность уже через 3 года после начала военной службы.
Наряду с уже привычными способами обеспечения военнослужащих постоянным жильем Министерством обороны проработан новый подход к решению данного вопроса – предоставление единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Принятие законопроекта, предусматривающего единовременную выплату в качестве приоритетной формы жилищного обеспечения военнослужащих, станет кардинальным решением этой важнейшей социальной проблемы. Кроме того, единовременная выплата позволит высвободить тысячи служебных квартир, свести к минимуму расходы на приобретение (строительство) жилых помещений, содержание незаселенных квартир, избавиться от несвойственных для Министерства обороны функций по строительству жилья.
Преимущества новой формы решения жилищной проблемы очевидны. Во-первых, она дает возможность обеспечить военнослужащих постоянным жильем в сжатые сроки в любом выбранном ими месте вне зависимости от наличия там у Министерства обороны готового жилого фонда для постоянного проживания.
Во-вторых, военнослужащий получает возможность самостоятельно определять характеристики (площадь, планировку, этаж) и вид приобретаемого жилого помещения (квартира, дом, коттедж).
В-третьих, появляется возможность использовать единовременную выплату на приобретение строящегося жилья.
В-четвертых, предлагаемые размеры единовременной выплаты позволят военнослужащим во многих регионах России приобрести жилье, превышающее по общей площади установленные нормы, без вложения дополнительных средств.
Кроме данных несомненных плюсов, новая форма обеспечения жильем позволит экономить средства федерального бюджета, поскольку увольняемые в запас военнослужащие не будут, как прежде, годами находиться за штатом в ожидании долгожданной квартиры, регулярно получая при этом полагающееся денежное довольствие.
Реформирование существующей системы жилищного обеспечения предполагается проводить с 1 января 2014 г., введя единовременную выплату с сохранением накопительно-ипотечной системы, государственных жилищных сертификатов, предоставления квартир в собственность бесплатно и по договорам социального найма.
Кроме этого, нельзя не отметить прогресс в реализации программы обеспечения военнослужащих служебным жильем. Министерством обороны проведен соответствующий расчет под перспективную штатную численность офицеров и военнослужащих, проходящих военную службу на должностях рядового и сержантского состава. С учетом достижения штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации к 2017 году (220 тыс. человек офицерского состава и 425 тыс. человек военнослужащих по контракту) и определения перечня 495 военных городков, планируемых к использованию для нужд Министерства обороны, решить сложнейшую задачу по формированию фонда служебного жилья удастся уже к 2018 г.
Еще одним значимым фактором, влияющим на повышение качества жизни военнослужащих, является совершенствование системы обеспечения их денежным довольствием.
В целях стимулирования профессионального и карьерного роста военнослужащих по инициативе Министерства обороны РФ с 2012 года в 2,5-3 раза были увеличены оклады по воинским должностям и званиям. Кроме того, новая система денежного довольствия обеспечивает должную оценку добросовестного воинского труда с учетом условий прохождения военной службы и ее напряженности.
Так, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе отдаленных, в воинских формированиях за границей, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и в вооруженных конфликтах денежное довольствие выплачивается с учетом соответствующих коэффициентов.
При участии в боевых действиях устанавливаются дополнительные надбавки в размере от одного до двух окладов по воинской должности. Также предусмотрены надбавки за классность, квалификационный уровень физической подготовленности, знание иностранных языков и ряд других.
Детям военнослужащих в первоочередном порядке предоставляются места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных общеобразовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях.
Не менее важными составляющими социальной реформы, проводимой в Вооруженных Силах Российской Федерации являются изменения в пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы.
С учетом новых размеров окладов по воинским званиям и должностям, военным пенсионерам установлены новые повышенные пенсии. В среднем их размер увеличился в 1,6 раза. Пенсии регулярно индексируются.
Особое внимание в рамках социальной реформы уделяется вопросам адаптации бывших военнослужащих к гражданской жизни. Всем, кто проходит службу по контракту не менее пяти лет, в год увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, предоставляется возможность пройти бесплатную профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
С 2009 года такое обучение проводится в специализированных военных образовательных учреждениях, а также непосредственно в воинских частях силами выездных групп опытных преподавателей и мастеров производственного обучения.
Для этого в учебные планы и штатные расписания вузов Минобороны России были внесены соответствующие изменения. Разработан перечень востребованных гражданских специальностей, позволяющий военному пенсионеру с различным уровнем базового образования (высшего, среднего специального, среднего профессионального) получить интересующую его новую высокооплачиваемую профессию.
Помимо указанных выше направлений социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, Министерством обороны России проводится целый комплекс иных мероприятий, направленных на повышение их жизненного уровня.
Например, актуальной и злободневной проблемой, особенно в периферийных и отдаленных военных гарнизонах, остается вопрос трудоустройства жен военнослужащих. По поручению руководства Министерства обороны командование частей осуществляет постоянное взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению этой проблемы.
В воинских частях и армейских организациях налажено информирование военнослужащих, прибывших для прохождения военной службы по контракту, о наличии вакантных должностей гражданского персонала Вооруженных Сил и вакантных мест в гражданских организациях.
В число приоритетных задач в области социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей входит и постоянная забота об их здоровье и полноценном отдыхе. С этой целью в Министерстве обороны Российской Федерации формируются условия для создания современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристического комплекса, доступного для военнослужащих, военных пенсионеров, членов их семей и иных льготных категорий граждан.
Источник
Способы комплектования вооруженных сил российской федерации
Важным направлением строительства Вооружённых Сил и необходимым условием обеспечения военной безопасности России является совершенствование системы комплектования армии и флота личным составом.
Трансформация угроз военной безопасности России, расширение конфликтного пространства по периметру границ Российской Федерации, нарастание тенденции использования военной силы для достижения политических, экономических и иных целей в межгосударственных отношениях, обуславливают необходимость совершенствования обеспечения военной организации государства людскими ресурсами.
Проведённый автором анализ исследований по вопросам комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации позволяет сформировать представление о степени научной разработанности рассматриваемой проблемы.
Заслуживает внимания работа Г. П. Батюка, который осуществил анализ конституционно-правовых основ комплектования современных Вооружённых Сил и особенностей прохождения в них военной службы по контракту [1] .
С. И. Журавлев и В. М. Редкоус осуществили анализ проблем правового регулирования комплектования пограничных органов ФСБ на контрактной основе и проблем прохождения военной службы по контракту в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации [2] .
А. В. Кудашкин, А. С. Семакин, Д. В. Смирнов, А. Т. Вахидов и Д. О. Шустов, исследуя различные вопросы прохождения военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, а также замены военной службы альтернативной гражданской службой, затрагивали и вопросы, связанные с комплектованием современной армии личным составом [3] .
Однако, несмотря на важность совершенствования системы комплектования военной организации России личным составом, вопросы правового обеспечения комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации ещё не нашли должного научного обоснования.
Анализ нормативных правовых актов по вопросам военного строительства свидетельствует об отсутствии в военном законодательстве чёткого определения «комплектование Вооружённых Сил личным составом». Так, в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», в статье 12 определены лишь основные способы комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации, однако сущность рассматриваемого понятия не раскрывается.
На подзаконном уровне определение комплектования даётся лишь в Руководстве по комплектованию Вооружённых Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, где в пункте 3 раскрывается сущность комплектования армии и флота солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Комплектование указанной категории военнослужащих представляет собой «комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых в ходе подготовки и практического решения задач по изучению, медицинскому, профессиональному психологическому отбору, приёму и распределению граждан, призванных на военную службу и направленных на комплектование войск (сил), и граждан, поступающих на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учётным специальностям, решению других вопросов во время прохождения военной службы и увольнению их в запас или в отставку» [4] .
Однако следует заметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» к личному составу Вооружённых Сил Российской Федерации отнесены все военнослужащие (т.е. лица, проходящие военную службу), а также лица гражданского персонала (т.е. лица, работающие по трудовому договору). Таким образом, данное в руководстве определение комплектования касается только вопросов комплектования Вооружённых Сил одним составом «солдаты, матросы, сержанты, старшины», в то же время комплектование военной организации государства такими составами, как «прапорщики и мичманы» и «офицеры», а также гражданским персоналом остаётся за пределами указанного руководства.
Пробельность в определении сущности комплектования Вооружённых Сил личным составом обусловила различные трактовки указанного понятия в научной литературе.
Можно согласиться с И. К. Макаренко, который под комплектованием Вооружённых Сил личным составом понимает обеспечение потребности военной организации в людских ресурсах [5] .
Юридически обоснованное определение приводит А. С. Семакин, по мнению которого, под комплектованием понимается установленная государством и регулируемая нормами военного права система пополнения Вооружённых Сил и других формирований, подготовленным в военном отношении личным составом в мирное и военное время, а также подготовка военно-обученных контингентов запаса [6] . Идентичное определение даётся в трудах С. И. Журавлёва [7] .
В более широком понимании под комплектованием Вооружённых Сил понимается система обеспечения войск личным составом, вооружением и военной техникой, а также другими материальными средствами в мирное и военное время [8] . Аналогичную трактовку даёт А. Г. Митюков, который рассматривает комплектование Вооружённых Сил как принятую в государстве систему обеспечения их потребности в личном составе, вооружении, технике и других материальных средствах [9] .
Таким образом, по общепринятому мнению под комплектованием Вооружённых Сил понимается совокупность мероприятий государства по удовлетворению потребностей вооружённых сил в личном составе и материальных средствах в мирное и военное время. Юридическое содержание понятия «комплектование» заключается в регулировании нормами военного права отношений, связанных с комплектованием армии личным составом и материальными средствами.
По нашему мнению приведённые выше определения комплектования целесообразно дополнить положением о том, что комплектование Вооружённых Сил является важной составной частью военного строительства в Российской Федерации.
С учётом вышеизложенного комплектование Вооружённых Сил личным составом является составной частью военного строительства Российской Федерации и представляет собой установленную государством и регулируемую нормами военного права систему обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создания запаса военно-обученных людских ресурсов.
Система комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими представляет собой установленную действующим военным законодательством совокупность принципов, способов, условий и порядка обеспечения армии и флота военнослужащими, подготовки граждан к военной службе их военного обучения, а также нахождения в запасе военно-обученных ресурсов в интересах мобилизационного развёртывания.
К основным элементам системы комплектования Вооружённых Сил военнослужащими относятся: правовые основы комплектования; принципы комплектования; способы комплектования. Также в систему комплектования входят: условия комплектования; порядок подготовки граждан к военной службе; порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы; сроки военной службы и нахождения в запасе; порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов и другие аспекты.
Правовые основы комплектования Вооружённых Сил военнослужащими установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военного права. Так, статьёй 59 Конституции установлено, что гражданин России несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким базовым законом является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» , который осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы.
Общий порядок комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации установлен Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», статья 12 которого предусматривает, что комплектование Вооружённых Сил осуществляется в соответствии с законодательством России военнослужащими путём призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу, а также гражданским персоналом путём добровольного поступления на работу [10] .
Кроме того, порядок комплектования Вооружённых Сил регламентирован и подзаконными актами, в их числе: Положение о воинском учёте; Положение о призыве на военную службу; Руководство по комплектованию Вооружённых Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, Положение о порядке прохождения военной службы, Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, и др. [11] (см. таблицу 1).
Комплектование Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими строится на основании принятых в России принципов и способов комплектования.
Принципы комплектования представляют собой установленный нормами права порядок комплектования войск исходя из места жительства военнослужащих, призываемых на военную службу и поступающих на военную службу добровольно, а также места постоянной дислокации войск.
В современной военно-правовой литературе различают три принципа комплектования военной организации государства:
1) экстерриториальный , когда войска комплектуются военнослужащими из числа жителей различных регионов;
2) территориальный, когда войска комплектуются военнослужащими из населения той местности, где дислоцированы комплектуемые воинские части;
3) смешанный – сочетающий первый и второй принципы.
Экстерриториальный принцип комплектования военной организации предпочтительней для федеративных государств с многонациональной и поликонфессиональной структурой населения, со значительной дифференциацией плотности населения по регионам, а также имеющих значительные воинские контингенты за пределами национальной территории.
Территориальный принцип комплектования принят во многих государствах, прежде всего в тех, где преобладает мононациональная структура народа, имеется равномерно сбалансированная плотность населения, военная организации комплектуется на основе добровольного способа комплектования, и нет необходимости нахождения значительного военного контингента за пределами национальной территории.
Считается, что военнослужащие, проходящие военную службу по месту их жительства, в большей степени ощущают моральную и психологическую поддержку родных и близких, лучше обеспечены в материально-бытовом плане.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (устанавливает долг и обязанность гражданина Российской Федерации по защите Отечества, определяет, что гражданин несёт военную службу в соответствии с федеральным законом)
Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе »
Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237)
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663)
Положение о воинском учёте (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719)
Положение о военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123)
Положение об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. № 222)
Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 852)
Руководство по комплектованию Вооружённых Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. № 30)
Положение о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооружённых Силах Российской Федерации (утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 200)
Инструкция пo подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400 )
В 1981 году США также начали внедрять территориальный принцип комплектования своих сухопутных войск, носивших до этого в основном экстерриториальный характер (военнослужащий мог повлиять на место своей службы только при заключении контракта о прохождении военной службы). Перевод в США части своих вооружённых сил на территориальную систему комплектования объясняется стремлением к формированию в нижнем звене (взвод-рота-батальон) «локального патриотизма» в интересах поддержания высокого морально-психологического настроения солдат [13] .
Содержание территориальных войск значительно дешевле, чем экстерриториальной армии. Исходя из этого, сегодня территориальный принцип комплектования армии используют Беларусь, Словакия, Латвия и другие государства. В целях экономии денежных средств на перевозку призывников к месту службы в последние годы комплектование воинских частей вооружённых сил Казахстана организовано в основном по территориальному принципу.
Россия также имеет определённый опыт территориальной организации Вооружённых Сил. Так, в ходе военной реформы 1924 – 1925 годов во внутренних округах были созданы территориальные части, которые комплектовались по территориальному принципу и состояли из постоянного (командный, административно-хозяйственный, медицинский и т. д.) и переменного состава, проходившего ежегодные краткосрочные сборы. Территориальный принцип комплектования дивизий позволил в межвоенный период добиться существенного сокращения затрат на оборону при сохранении системы военной подготовки граждан, поступающих на военную службу [14] .
Однако у территориального принципа комплектования имелись и существенные недостатки – уровень подготовки территориальных войск был слишком низким, а география их размещения не соответствовала потребностям обороны. Укомплектованные по территориальному принципу дивизии не имели современной техники, которая поступала в войска, в них был значительно ниже, чем в кадровых частях уровень дисциплины и порядка. Подготовка к предстоящей войне потребовала создания мобильной, обученной и высоко дисциплинированной армии. В этой связи к началу 1939 года в СССР окончательно отказались от комплектования армии по территориальному принципу.
В настоящее время в Российской Федерации территориальный принцип комплектования войск военнослужащими не может быть реализован без негативных последствий для её обороноспособности. В силу неравномерности социально-экономического и демографического развития регионов и субъектов Российской Федерации потребность войск в людских ресурсах не соответствует их наличию в районах дислокации войск ни в количественном, ни в качественном отношении. Например, на территории Дальневосточного военного округа численность граждан призывного возраста, которых можно призвать на военную службу составляет порядка 4% от общего числа такой категории в стране. В то же время потребность войск, дислоцированных на территории этого военного округа, в призывных ресурсах существенно превышает указанные возможности [15] .
Также сугубо территориальный принцип комплектования войск для России неприемлем в силу многонационального и поликонфессионального состава её населения. Нетрудно представить, какие бы трудности возникли, если бы воинские части, дислоцированные на Северном Кавказе или в других регионах с повышенной этнической конфликтностью, комплектовались бы по территориальному принципу.
В практике современного военного строительства в Российской Федерации приходилось сталкиваться с попытками отдельных республик установить собственные нормы, определяющие порядок прохождения военной службы и комплектования войск, противоречащие федеральному законодательству. Такого рода противоречия достаточно долго (с 6 ноября 1992 г. по 10 мая 2002 г.) содержались в статье 58 Конституции Республики Татарстан, которая предусматривала для граждан Республики Татарстан исполнение воинской обязанности на территории республики или вне её на основе договорных обязательств республики. С 10 мая 2002 года действует новая редакция Конституции Республики Татарстан, в части 1 статьи 63 которой теперь указывается, что граждане Республики Татарстан обязаны нести военную службу в соответствии с федеральным законом [16] . Таким образом, почти 10 лет потребовалось для изъятия из Конституции Республики Татарстан нормы, закреплявшей в нарушение федерального законодательства за гражданами Татарстана право исполнять воинскую обязанность на территории своей республики.
Аналогичные противоречия содержались в статье 68 Конституции Республики Башкортостан (в ред. от 3 ноября 2000 г.), которая предусматривала несение гражданами Башкортостана военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом [17] . Однако в Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции), и граждане России несут военную службу только в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 59 Конституции). В этой связи субъекты Российской Федерации не вправе менять установленный на федеральном уровне порядок прохождения военной службы и комплектования войск.
В настоящее время противоречащая федеральному законодательству норма, предусматривавшая возможность несения гражданами Башкортостана военной службы в соответствии с законом этой республики из Конституции Республики Башкортостан изъята. Однако взамен в Конституцию Башкортостана не было внесено каких либо указаний об обязанности граждан Башкортостана нести военную службу. В этой связи представляется целесообразным закрепить в Конституции Республики Башкортостан обязанность граждан республики нести военную службу в соответствии с федеральным законом.
В настоящее время комплектование Вооружённых Сил Российской Федерации гражданами, призываемыми на военную службу, осуществляется по экстерриториальному принципу, предполагающему укомплектование воинских частей гражданами, проживающими вне места их дислокации. Экстерриториальный принцип комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими путём призыва установлен подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», а также пунктом 4 Руководства по комплектованию Вооружённых Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. № 30) [18] .
Необходимо иметь в виду, что экстерриториальный принцип не абсолютизируется при комплектовании войск. В отношении некоторых категорий граждан нормативными правовыми актами допускается прохождение военной службы по призыву по месту постоянного жительства. Так, в соответствии с пунктом 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации [19] , призывники, имеющие детей, а также больных и пенсионного возраста родителей, при наличии возможности могут направляться для прохождения военной службы в воинские части Вооружённых Сил Российской Федерации и другие воинские формирования, дислоцированные вблизи места их постоянного проживания.
На граждан, добровольно поступающих на военную службу по контракту, не распространяется требование о призыве на военную службу по экстерриториальному принципу. Следовательно, граждане, поступающие на военную службу по контракту, вправе проходить военную службу, как по месту их постоянного жительства, так и за его пределами. В настоящее время комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, должностей рядового и сержантского состава осуществляется преимущественно по территориальному принципу. Должности же офицеров и прапорщиков комплектуются, как правило, по экстерриториальному принципу. Однако в условиях дефицита жилья для семей военнослужащих, прибывающих из других регионов, в последние годы особенно в крупных городах России наблюдается тенденция комплектования воинских частей офицерами и прапорщиками по территориальному принципу.
Таким образом, в Вооружённых Силах Российской Федерации сложился смешанный принцип комплектования военнослужащими на основе сочетания территориального и экстерриториального принципов.
Вместе с тем на законодательном уровне нет прямого указания о смешанном принципе комплектования. В этой связи представляется целесообразным внести изменения в статью 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», где необходимо указать, что комплектование Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется по смешанному принципу: гражданами, добровольно поступающими на военную службу – путём заключения контракта о прохождении военной службы, а гражданами, призываемыми на военную службу – по экстерриториальному принципу.
С принципами комплектования вооружённых сил органично взаимосвязаны способы их комплектования.
В истории вооружённых сил известны различные способы их комплектования: 1) народное ополчение , 2) рекрутская повинность , 3) наёмничество, 4) добровольчество , 5) конскрипция , 6) всеобщая воинская повинность (обязанность).
ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ( установленный нормами права порядок комплектования войск исходя из места жительства военнослужащих, призываемых на военную службу и поступающих на военную службу добровольно, а также места постоянной дислокации войск)