Способы компенсации при нарушении зрения

4.3. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо являете* следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.-

Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания: органов зрения — сетчатки, рогрвицы и заболеваний центрально^ нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит),’ осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп» скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора от* носят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматиз» катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

•Итак, нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциаци основывается на том, что время утраты зрения имеет очень боль* шое значение для последующего развития ребенка. Например^, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях — повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Отличие ослепшщ. детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов.

« Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.

Л.С.Выготский указывал, что слепые владеют так называемымt шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии,’ замечать предметы, при помощи осязания различать цвет. >

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенке! с первых месяцев его жизни.

Компенсация слепоты, указывает Л.И.Солнцева, представляет’ собой целостное психическое образование, систему сенсорных^/ моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ре*» бенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятель ности в каждом возрастном этапе. ,

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомств^1 с явлениями, предметами, а также при пространственной ориенгк тировке и при движении использовать имеющееся у НИХ зрениеі’ Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне, полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен^ замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечату1 ления ограничены, а представления имеют качественное своеобра*’ зие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цвето* вые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. Прй,1 резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящи»‘ может не заметить некоторых внешне слабо выраженных признак ков, важных для характеристики предмета.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность ви», деть двумя глазами, т.

Среди слабовидящих существует большое число лиц с наруше* нием цветоразличительных функций и контрастной чувствительч ности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощуч1 щения.

На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние» нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке? линейных и условных величин. і

Коррекционная работа поэтому направлена на использование1 специальных приемов и способов наблюдения явлений и предмс тов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.

Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты дифференцированное слуховое восприятие и голосовые реакции при знакомстве с предметами становятся все более значимыми как средство общения с окружающими людьми.

С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с нарушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих пр9водятся упражнения на дифференциацию — различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.

Читайте также:  Все способы продвижения группы вконтакте

Пространственная ориентировка является существенной частью свободного движения в пространстве. Умение выдерживать

направление, определять свое место в пространстве, преодолевй или обходить препятствия — все это представляет трудности слепого из-за нарушения возможности зрительно воспринимать, анализировать пространство. Различные структуры психологич ской системы, формирующейся у слепых разного возраста, явл ются основой для эффективной коррекции дефектов их простра ственной ориентировки.

Обучение пространственной ориентировке слепых детей школьного и школьного возраста показывает, что процесс формирования многоуровневый и связан с развитием и соверше»* ствованием интегративных процессов, умением и возможность: слепых детей целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, иод дивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие про* стран ство.

Источник

Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения

Министерство образования и науки Республики Хакасии РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов»

Зрение –есть
явление невидимого
.
Анаксагор

2. Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация

3. Компенсаторное значение тифлотехники.

4. Коррекционная работа с детьми имеющими нарушения зрения.

Как и все дети, дети с ограниченными возможностями нуждаются в достойном обучении. В нашей стране всегда уделялось большое внимание воспитанию и обучению лиц, имеющих дефекты умственного и физического развития, в том числе детей, имеющих дефект зрения. От методов воспитания и обучения этих детей зависит их адаптация к окружающей жизни, возможность трудиться, социализироваться в обществе.

Формирование процесса компенсации зрения противостоит негативным процессам отставания, развивающимся у детей в результате выключения из сферы познания такого важного анализатора, как зрительный. Компенсация нарушений зрения формируется как система, опирающаяся на потенциальные возможности развития ребенка с проблемой зрения, на те сохранные психические образования, которые находятся в данный отрезок времени на сензитивной стадии развития. Это содействует адекватному и активному отражению внешнего мира детьми, что проявляется в овладении ими различными формами деятельности.

Система компенсации нарушений зрения формируется не автоматически, а требует специально направленного процесса обучения, учитывающего своеобразие развития ребенка и включающего обучение элементам тех видов деятельности, которые впоследствии становятся условиями компенсации зрения.

Индивидуальный подход к детям, основанный на учете психологических особенностей их воспитания, памяти, мышления, всей системы познания при овладении знаниями служит необходимым условием компенсации нарушений зрения и их обучению. Однако не менее значимым в компенсации нарушений зрения является личностный подход, помощь ребенку в создании активной позиции в жизни и преодоления таких трудностей, как ориентировка в пространстве, самостоятельность в быту.

2. Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация

Далее рассмотрим суть понятия «дефект» и содержание процесса компенсации.
Дефект — это физический или психологический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

Выделяют пять основных дефектов зрения:

1. Миопия (близорукость), при которой лучи от бесконечно удаленного точечного источника фокусируются перед сетчаткой.

2. Гиперметропия (дальнозоркость), при которой истинный фокус лучей от бесконечно удаленного предмета лежит за сетчаткой.

3. Астигматизм, npи котором преломляющая способность глаза различна в разных плоскостях, проходящих через его оптическую ось.

4. Дальтонизм (цветовая слепота), при котором человеческий глаз не различает определенные группы цветов или вообще не видит их, кроме ахроматической шкалы.

5. Цветовая агнозия, при которой человеческий глаз правильно воспринимает все цвета, но мозг ввиду тех или иных причин не может различить правильно оттенки этих цветов.

По своему происхождению дефекты разделяются на врожденные, которые могут быть обусловлены неблагоприятными генетическими факторами, хромосомой патологией, различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения, и приобретенные, которые могут быть следствием перенесенных в постнатальный период интоксикации, травм и главным образом инфекционных заболевании (менингит, энцефалит, грипп, туберкулез и др.). Врожденные и приобретенные дефекты зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии в свою очередь вызывают вторичные функции отклонения (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения и пр.), которые оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные и функциональные связи. Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие было проанализированы . О структуре дефекта, соотношении первичных и вторичных дефектов, неоднозначности влияния различных соматических дефектов на развитие структурных компонентов психики аномальных детей мы знаем также благодаря научным работам . Наиболее значимым для психологии слепых и слабовидящих явилось положение этого выдающегося ученого о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления путем создания и использования «обходных путей культурного развития ненормального ребенка»

Говоря об обходных путях культурного развития слепого ребенка, приводит в качестве примера такого пути точечный шрифт Брайля, который, заменив обычную оптическую азбуку, сделал доступными для слепых чтение и письмо.

Любой дефект, т. е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной степени возмещать нарушения или утрату определенных функций. Однако при наличии таких тяжелых дефектов как слепота и слабовидение компенсаторное приспособление не может расцениваться как полное, восстанавливающее нормальную жизнедеятельность человека, если оно протекает только в биологическом плане. Таким образом, компенсацию слепоты и слабовидения следует рассматривать как явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.
С исследованием физиологических механизмов компенсации связаны такие всемирно-известные имена, как и . Необходимо отметить, что три основных принципа рефлекторной теории — причинность, единство анализа и синтеза, структурность, сформулированные , явились основополагающими для теории компенсации.
Психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет некоторые особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека — активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. объясняет это явление тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве. Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. , отмечая особенности развития незрячего ребенка, пишет: » Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное — меньшей активностью при познании окружающего мира».
У учащихся начальной школы снижение активности наблюдается также достаточно отчетливо. Однако, принимая во внимание положение о том, что основой компенсаций дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и развития на основе использования обходных путей, можно с уверенностью говорить о реальной возможности нейтрализовать действия этих неблагоприятных факторов на развитие ребенка. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих детей направление, максимально приближающее к развитию нормально видящих детей.
Но все-таки, в тифлопедагогической литературе отмечаются определенные отличия психического развития незрячего ребенка от зрячего. В общих чертах они сводятся к тому, что ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от характера патологии.
Отмечается также и то, что такие структурные компоненты, как мировоззрение, убеждения, моральные черты характера и т. п., оказывается независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения. При этом зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике.
Таким образом, врожденные и приобретенные дефекты относятся к первичным соматическим дефектам, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые в свою очередь оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Следовательно, можно сделать вывод о наличии сложных структурных и функциональных связей между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики. Любой дефект, следствием которого явилось нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению компенсаторных функций организма. В контексте слепоты и слабовидения, компенсацию следует рассматривать как явление биосоциальное, т. е. синтез действия биологических и социальных факторов. Особенно существенно дефект зрительных функций сказывается на фундаментальном свойстве отражательной функции человека — активности, что частично объясняется снижением количества внешних воздействий, способствующих развитию мотива ориентировочной деятельности, на слабовидящего или незрячего человека. Однако, анализируя научные исследования , а также тифлопедагогический опыт других специалистов, мы приходим к выводу о том, что, реализуя обходные пути культурного развития незрячего ребенка, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно минимизировать действие неблагоприятных факторов на развитие ребенка имеющего нарушения зрения.
Но последствия дефектов могут быть в значительной мере преодолены, и человек может достичь высокого уровня психического развития при определённых условиях.

Читайте также:  Надо ли замачивать грузди перед засолкой холодным способом

Этими условиями являются:

    уровень развития общественных отношений и уровень технического прогресса,
    положение человека в обществе,
    условия семейного и школьного воспитания,
    состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие социальные факторы.

При компенсации утраченных функций важно переплетение и взаимодействие биологических и социальных факторов.

Действие социальных факторов при компенсации возможно лишь при опоре на сохранные функции организма и в единстве с биологическими факторами.

Для включения слепых и слабовидящих в общественно-полезный труд большое значение имеют технические средства компенсации.

Тифлотехнические средства компенсации развиваются в двух направлениях. Во-первых, приборы, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные функции. Это различные корригирующие оптические приспособления: обычные и телескопические очки, контактные линзы и т. д. Во-вторых, приборы, действие которых основано на использовании сохранных анализаторов, при помощи которых слепой и слабовидящий получает преобразованную информацию, поступающую в обычных условиях через зрительную систему. Эти приборы заменяют световые и цветовые раздражители раздражителями другой модальности, трансформируют световую энергию в звуковую или механическую. Ведутся работы по моделированию периферической части зрительного анализатора (электронный глаз). Эти приспособления должны трансформировать световую энергию в электрическую и посылать электрические импульсы непосредственно в зрительные зоны головного мозга для пробуждения субъективных световых ощущений.

3. Компенсаторное значение тифлотехники.

Технические средства, предназначенные для использования людьми с недостатками зрения, по устоявшейся традиции именуются тифлоприборами, а вся их совокупность и способы их применения тифлотехникой.

В основе состава этого слова лежит греческое слово «тифлос», что значит слепота.

Основное назначение тифлотехники заключается в том, чтобы снять ограничения, которые вызваны полной или значительной утратой зрения и расширить путем применения специальных технических устройств и приспособлений возможность участия слепых и слабовидящих в трудовой деятельности, а также создать для них дополнительные условия повышения культурного уровня.

Иначе можно сказать, что тифлотехника представляет собой совокупность таких технических устройств и способов их применения, при использовании которых для людей со значительными дефектами зрения или с полным отсутствием зрения, появляется возможность выполнять ранее неосуществимые или трудно исполнимые действия с результатами, такими же или приближающимися к тем, которые достигаются людьми с нормальным зрением в тех же условиях.

К тифлотехническим средствам — тифлоприборам — относятся разнообразные технические устройства от предельно простых, какими, например, являются обыкновенные грифели, служащие для накалывания письменных знаков по системе Брайля, до весьма сложных кибенетических устройств, таких как аппарат, позволяющий слепым самостоятельно читать обычные печатные издания.

К настоящему времени уже достаточно четко выявились основные направления развития тифлотехники, которые можно представить следующим образом:

1. Учебная тифлотехника, обогащающая содержание и методы обучения слепых, слабовидящих и слепоглухонемых в специальных общеобразовательных школах, высших учебных заведениях, а также в учебных заведениях, дающих им узкую специальную профессиональную подготовку.

2. Производственная тифлотехника, содействующая повышению производительности труда слепых и слабовидящих и делающая доступным для них освоение новых производственных профессий и видов квалифицированного труда.

3. Тифлотехника культурно-бытового назначения, преследующая расширение познавательной деятельности слепых и слабовидящих в бытовых условиях и представляющая собой базу для повышения их культурного уровня и физического развития.

Всякий тифлоприбор можно рассматривать как дополнение к имеющемуся у слепого наличию чувственных возможностей, причем тифлоприбор является промежуточным звеном в процессе взаимодействия между человеком и окружающей средой.

Это взаимодействие немыслимо без взаимного обмена информацией.

Тифлоприбор может служить орудием воздействия незрячего человека на окружающие предметы, инструментом в его преобразовательной деятельности, а также средством осуществления обратной связи при взаимной передаче информации от незрячего к объекту, на который оказывается воздействие, и наоборот.

Тифлоприбор может являться каналом связи незрячего человека с окружающей средой — проводником информации. В простейшем виде это может быть трость, с помощью которой незрячий пешеход ощупывает неровности дороги. Это может быть и сложное устройство для программированного обучения, например, обучающая дефектологическая машина типа «ОДЕМА», обусловливающая образование прямой и обратной связи между учителем и незрячим учеником.

Читайте также:  Какими способами вернуть девушку

Тифлоприбор может быть носителем и хранителем информации. Здесь, прежде всего, следует указать на всевозможные рельефные карты, схемы, чертежи, диаграммы, макеты изучаемых участков местности, указатели, условные обозначения и таблички с надписями, транспаранты, графики и наглядные пособия для школ слепых.

Наконец, тифлоприбор может являться преобразователем сигнала, несущего полезную для незрячего информацию, в тех случаях, когда первоначальный вид сигнала недоступен для восприятия слепым.

Анализируя существо достигаемого при помощи тифлотехнических средств компенсаторного эффекта, можно утверждать, что его величина находится в прямой зависимости от достоверности той информации об окружающем, которая становится доступной к использованию слепым при применении тифлоприборов.

4. Коррекционная работа с детьми имеющими нарушения зрения.

Огромную роль в компенсации дефектов зрения играет сознание. Если животные, благодаря компенсации, могут только биологически приспособиться к новым условиям, то человек восстанавливает равновесие не только с естественной, но и с социальной средой, что возможно лишь при осознании своего дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают в ходе преодоления отклонений в психическом и физическом развитии.

Таким образом, процесс компенсации в тифлопсихологии—это процесс замещения утраченных функций или возмещения нарушенных зрительных функций.

Коррекция же в тифлопсихологии—процесс исправления, доведения до нормы тех психических функций, которые «отклонились» в результате аномального развития.

Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими школьниками осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.
Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности.

Система коррекционно-педагогической работы направлена на всестороннее развитие ребёнка, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками – при помощи особых методов и приемов коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Главная цель коррекционно-педагогической работы – подготовка ребёнка с нарушением зрения к успешному обучению в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе. Для ее реализации необходимо создать специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики. В идеале, должен быть тифлокабинет. Назначение кабинета – организация и проведение психолого-педагогических обследований, а также индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Необходимо соблюдать следующие условия.
· Помните, что по результатам психолого-педагогического обследования детей планируется дальнейшая индивидуальная коррекционно-педагогическая работа.
· Необходим личностно-ориентированный подход к детям, с учетом их возрастных особенностей, темпа развития, индивидуальных возможностей, уровня зрительного восприятия (состояния зрительных функций, характер глазной патологии, острота зрения), вторичных отклонений и общего уровня физического, психического и умственного развития.
· Приступая к работе, следует выработать систему коррекционно-компен саторных и психолого-педагогических методов и приемов, средств и форм работы, направленные на активизацию и развитие зрительного восприятия, процессов компенсации, преодоление или устранения недостатков в развитии, вызванных нарушением зрения. Основные методы коррекции – игровой и метод практических действий: они наиболее эффективны для коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения. Вспомогательные методы – глазная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, физкультминутки, упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения органов зрения.
· Коррекционно-компенсаторный процесс следует организовывать на полисенсорной основе, что означает обучение познанию окружающего мира и совершенствование навыков ориентировки в нем с помощью развития нарушенного зрения и сохранных анализаторов: тактильного, слухового, двигательного, вкусового, обонятельного.
· Коррекционно-компенсаторный процесс должен быть максимально сближен с общеразвивающим процессом.
· Компенсацию нарушений зрительной недостаточности необходимо сочетать с развитием психических функций – внимания, памяти, воображения, мышления.
· Необходимо соблюдать последовательность и поэтапность в коррекционно-развивающей работе.
· Следует использовать технические, дидактические, офтальмологические, художественные, литературные и другие средства, позволяющие детям с нарушенным зрением получить полную и объективную информацию об окружающем мире.

Наиболее оптимальные пути коррекции недостатков зрения в нашей школе осуществляются на специальных занятиях коррекционного блока:

· Развитие осязания и мелкой моторики;

· Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия;

· Развитие мимики и пантомимики;

· Коррекция недостатков развития в классах VIII вида.

Кроме того, каждый урок имеет коррекционную направленность.

Коррекционные приемы дополняют и расширяют возможности слепых и слабовидящих учащихся в успешности овладения знаниями и умениями программного материала и направлены на комплексный учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий:

¾ стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия);

¾ развитие моторики и способов обследования и изготовления реальных предметов и их изображений, моделей;

¾ развитие социально-бытовой ориентировки;

¾ развитие мимики и пантомимики;

¾ активизация социальных потребностей и развитие умений работать самостоятельно и в различных объединениях;

¾ развитие познавательной активности и познавательных процессов;

¾ развитие эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Таким образом, реализация коррекционных приемов с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников будет способствовать их успешной социальной реабилитации и адаптации.

Ученые выявили, что компенсаторное развитие не является замещением одних функций другими, а является возникновением новых сложных систем их взаимодействия между собой. Компенсаторное развитие происхо­дит по законам становления и развития высших психических функций. Именно они обеспечивают ребенку имеющему нарушения зрения возможность целост­ности и одновременности отражения предметов внешнего мира при выпадении зрительных восприятий. При этом компенсация выступает не как снятие дефекта, а как усиление потенциаль­ных возможностей аномального ребенка.

1. «Психология развития незрячих и слабовидящих людей» // 2001г.

2. «К проблеме компенсации слепоты» // Материалы научных конференций РГГУ)

3. Вит Ценёв «Психосоматика на примере плохого зрения» // psyberia. ru

4. «Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением» // Дефектология. — 1996.- ©2.- С. 7.

5. , 4-й курс, ф-т СП, МГППУ// «Вопросы психологии» №3 2003 г. «Особенности классификации предметов, изображенных на картинках, слабовидящими детьми младшего школьного возраста»

6. «Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения» // Дефектология. — 1998.- © 4 С. 9.

7. «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения» //Дефектология. — 1997.- © 2.-С. 8.

8. «Зрение у детей: нормальное и с нарушениями»: Пер. с англ. — СПб.: Петербург-XXI ВЕК. 1996.

Источник

Оцените статью
Разные способы