- Способы компенсации нарушенного зрения
- Структуры систем нервных связей на разной стадии компенсации
- Исследование формирования компенсаторных процессов
- Условия перехода от одной стадии компенсации к другой
- Стадии образования новых психологических структур
- Компенсация зрительных функций в педагогической практике
- Отличие компенсации частичного дефекта от тотального дефекта
- Условия адаптации слепых и слабовидящих в современной жизни
- Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением.
- Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения
Способы компенсации нарушенного зрения
Существуют разные формы компенсации слепоты:
- органическая, или внутрисистемная, компенсация,
при которой перестройка функций осуществляется
за счет использования механизмов
данной функциональной системы;
- на мобилизации резервных возможностей,
находящихся за пределами
нарушенной функциональной системы, - на установлении и формировании
новых анализаторных нервных связей- с использованием обходных путей,
- включением сложных механизмов адаптации и
- восстановления вторично нарушенных функций.
Структуры систем нервных связей на разной стадии компенсации
- Процессы компенсации протяженны во времени,
для различных ее стадий характерны
свои структуры динамических систем нервных связей.
- времени наступления дефекта,
- характера сформированных связей
к моменту наступления дефекта, - возраста ребенка,
- степени пораженности анализатора,
- уровня физического и
психического развития ребёнка, - индивидуальных и личностных особенностей,
- социальных условий воспитания, а также
- организующей и направляющей роли взрослого,
учитывающего эти особенности развития.
Исследование формирования компенсаторных процессов
Условия перехода от одной стадии компенсации к другой
Стадии образования новых психологических структур
Этот переход у детей раннего и дошкольного возраста связан с образованием новых психологических структур:
- На первой стадии развития это
- комплексные двигательно-кинестетические восприятия,
- осязание,
- слух,
- образование глобальных связей —
- межфункциональных и
- внутрифункциональных
в процессе осуществления- общения и
- предметной деятельности;
- Включение речи
- в общение и
- в предметную деятельность
позволяет корригировать отставание
в локомоторном развитии слепого,
возникшее из-за отсутствия
зрительного контроля за деятельностью руки.
- Подражание взрослым в воспроизведении
- речевого материала,
- музыкального ритма,
понимание речи позволяет использовать и
- подражание в мануальной деятельности:
- дети воспроизводят движения,
поначалу выполняемые вместе со взрослым,
используя кинестетический контроль;
- дети воспроизводят движения,
- развитием и появлением образов представлений,
- укреплением их связей с предметным миром,
- возможностью представлять отсутствующие предметы,
- оперировать образами в воображаемой ситуации.
Это создает предпосылки для возникновения
творческой игры как условия активизации развития слепого;
- речи,
- памяти,
- мышления,
- в наглядно-практической,
- в наглядно-образной и
- в понятийной форме
в сенсорное отражение слепым внешнего мира.
Компенсация зрительных функций в педагогической практике
Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что
- понимание компенсации зрительной недостаточности
как образования гибких динамических систем взаимодействия
различных психических структур
имеет непосредственный выход
в педагогическую практику обучения
и воспитания детей с нарушениями зрения.
осуществляемых в условиях различных форм
- учебной,
- игровой,
- практической
деятельности и
имеющих целью компенсацию- нарушенных или
- полностью утерянных
зрительных функций, а также - вторичных отклонений в развитии.
Отличие компенсации частичного дефекта от тотального дефекта
Компенсация частичного дефекта протекает по тем же законам, что и компенсация тотального дефекта, отличие состоит в том, что
- в процесс включается информация
от нарушенного анализатора. При этом
изменяется соотношение коррекции и компенсации.
- начинает играть роль
коррекция первичного дефекта, - развитие
- слуха,
- осязания,
- зрения.
- в сенсорный акт познания включаются
- высшие познавательные процессы,
- используется прошлый опыт,
большая роль принадлежит - предметно-практической деятельности.
Этот путь позволяет эффективно компенсировать влияние сенсорного дефекта на общее психическое развитие детей с нарушениями зрения.
Условия адаптации слепых и слабовидящих в современной жизни
- Чтобы адаптироваться в современной жизни,
- победить в конкуренции со зрячими,
слепому и слабовидящему необходимо быть- первоклассным специалистом,
- широко образованным и
- вполне самостоятельным человеком,
не требующим помощи со стороны.
Достичь этого возможно,
что доказывают успехи многих
представителей незрячего меньшинства.
Источник
Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением.
Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением .
Такие нарушения, например, как слепота и глухота, обусловлены, преимущественно, биологическими изменениями. И чем более выражены структурные нарушения, тем менее эффективно педагогическое и психологическое воздействие на психическое развитие аномального ребенка. Л.С.Выготский заметил: «Воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями», т.е. коррекционный процесс во многом направлен на вторичные нарушения с использованием психолого-педагогического подхода, в то время как первичные нарушения реабилитируются преимущественно медицинскими средствами.
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом случае компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. С точки зрения Павлова компенсация является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций. Компенсация дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическом развитии – явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов. В результате многолетних исследований компенсаторного приспособления слепых и слабовидящих в специальной психологии сложился взгляд на компенсацию как на процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций. Такое определение является достаточно емким и охватывает различные формы и уровни компенсаторного приспособления – от безусловнорефлекторного, сугубо биологического процесса, заключающегося в приспособительном возмещении организмом различных функциональных и структурных дефектов, возникающих как следствие зрительных заболеваний, до сложнейших форм социальной адаптации лиц с отклонениями в психическом развитии.
Своеобразие развития детей с теми или иными дефектами органов зрения обнаруживается в двух направлениях: с одной стороны, отмечаются отрицательные последствия аномального развития вследствие нарушения зрения; с другой стороны, в ходе обучения и воспитания возникают и развиваются компенсаторные процессы, мобилизуются разнообразные защитные средства, противодействующие нарушенному ходу развития и способствующие нормализации деятельности центральной нервной системы и всего организма. Как известно, человеческий организм располагает огромными резервными возможностями развития, которые в обычных условиях полностью не реализуются. В коре больших полушарий мозга человека существует богатая и разветвленная система нервных связей. В процессе обучения и накопления опыта нервные связи подвергаются изменению и становятся более сложными, подвижными и многосторонними. Это расширяет познавательные возможности детей и повышает их обучаемость. Развитие компенсаторных процессов способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и приводит к нормализации развития детей. Компенсаторная перестройка происходит за счет использования других сенсорных функций (слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности. Большое значение при этом имеют накопленные знания, позволяющие восполнять пробелы зрительного восприятия. Повышение зрительных возможностей осуществляется и за счет использования оптических средств коррекции.
В отличии от других видов чувствительности, зрительная система располагает огромными возможностями компенсаторного развития, которые при нормальном зрении, как правило, не используются или в случаи необходимости используются лишь частично. По мере накопления знаний и опыта в процессе обучения возникают различного рода замещения и перестройки, способствующие восстановлению, исправлению недоразвитых функций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).
«Процессы компенсации у детей с нарушениями в развитии имеют специфические особенности. Дело в том, что у детей многие функции ЦНС находятся в состоянии формирования. Детский организм обладает огромной пластичностью и податливостью. При оценки возможности обучаемости ребенка следует учитывать не только сформировавшиеся функции, но и находящиеся в стадии созревания и становления». Ход развития слабовидящих детей подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место у нормально видящих детей. В связи с этим в принципе сохраняется возрастная периодизация, закономерные соотношения между процессом развития и процессами обучения и воспитания. Процессы компенсации формируются в условиях обучения и зависят от содержания, методов и условий учебной работы, а также от развития самостоятельной активной деятельности детей. В связи с этим обучение, способствующее активизации высших форм познавательной деятельности, имеет важное значение не только для сознательного и глубокого усвоения знаний, но и для компенсации недостатков зрения и разностороннего развития детей. Под влияние обучения появляются новые психические свойства, способствующие ускорению темпов развития ребенка, формируются новые способы овладения знаниями и умениями, что в свою очередь, оказывает влияние на улучшение деятельности зрительной системы.
Компенсация нарушенных функций и восстановление недоразвитых функций у разных детей протекает не одинаково. Это зависит от многих условий: от содержания, методов обучения, от структуры и состава нарушенных функций, от клинических форм нарушения зрения, течения патологического процесса, от возраста, в котором утрачено зрение, а также от применяемых технических и оптических средств коррекции зрения, режима зрительной нагрузки и др.
В дореволюционной тифлопсихологии при решение вопроса о том, какой рецептор становится ведущим после полной или частичной утраты зрения, большая часть ученых отдавало предпочтение слуху. Выдвигая слуховые ощущения как ведущие они исходили из имевшей в то время места классификации, делившей ощущение на высшие (зрительные, слуховые) и низшие (все остальные). Еще одно подтверждение ведущей роли слуха при
нарушения зрения тифлопсихологи видели в том, выпадение функций дистантного рецептора может быть возмещено только деятельностью другого одноименного, т.е. дистантного, рецептора. Выдвижение на первый план слуховых ощущений основывалось на умозрительном анализе деятельности слепых, принижало роль других видов чувствительности в компенсации дефектов зрения, и направляло по неверному пути обучения детей с нарушенным зрением, обосновывая как ведущие так называемые слуховые, вербальные методы обучения.
Таким образом, выделение ведущей деятельности какого-либо одного анализатора не исключает участия в процессе отражения ощущений других модальностей и не снижает их роли в компенсации утраченных или частично нарушенных зрительных функций. В процессе чувственного отражения на уровне ощущений обычно принимает участие несколько анализаторных систем, причем выделение ведущего анализатора в каждый определенный момент зависит не только от степени и характера нарушения зрительных функций, но и от объективных свойств отражаемых предметов, от задач, стоящих перед ребенком, от выполняемой деятельности.
Положение о процессе компенсации Л.С. Выготского является более содержательным в рамках нашего исследования. Он придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность. Сущность работы с детьми, имеющими какие-либо нарушения, например в сенсорной сфере, должна заключатся в развитии у них более активных и действенных форм детского опыта.
Источник
Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации последствий дефектов зрения
Министерство образования и науки Республики Хакасии РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов»
Зрение –есть
явление невидимого.
Анаксагор
2. Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация
3. Компенсаторное значение тифлотехники.
4. Коррекционная работа с детьми имеющими нарушения зрения.
Как и все дети, дети с ограниченными возможностями нуждаются в достойном обучении. В нашей стране всегда уделялось большое внимание воспитанию и обучению лиц, имеющих дефекты умственного и физического развития, в том числе детей, имеющих дефект зрения. От методов воспитания и обучения этих детей зависит их адаптация к окружающей жизни, возможность трудиться, социализироваться в обществе.
Формирование процесса компенсации зрения противостоит негативным процессам отставания, развивающимся у детей в результате выключения из сферы познания такого важного анализатора, как зрительный. Компенсация нарушений зрения формируется как система, опирающаяся на потенциальные возможности развития ребенка с проблемой зрения, на те сохранные психические образования, которые находятся в данный отрезок времени на сензитивной стадии развития. Это содействует адекватному и активному отражению внешнего мира детьми, что проявляется в овладении ими различными формами деятельности.
Система компенсации нарушений зрения формируется не автоматически, а требует специально направленного процесса обучения, учитывающего своеобразие развития ребенка и включающего обучение элементам тех видов деятельности, которые впоследствии становятся условиями компенсации зрения.
Индивидуальный подход к детям, основанный на учете психологических особенностей их воспитания, памяти, мышления, всей системы познания при овладении знаниями служит необходимым условием компенсации нарушений зрения и их обучению. Однако не менее значимым в компенсации нарушений зрения является личностный подход, помощь ребенку в создании активной позиции в жизни и преодоления таких трудностей, как ориентировка в пространстве, самостоятельность в быту.
2. Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация
Далее рассмотрим суть понятия «дефект» и содержание процесса компенсации.
Дефект — это физический или психологический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.
Выделяют пять основных дефектов зрения:
1. Миопия (близорукость), при которой лучи от бесконечно удаленного точечного источника фокусируются перед сетчаткой.
2. Гиперметропия (дальнозоркость), при которой истинный фокус лучей от бесконечно удаленного предмета лежит за сетчаткой.
3. Астигматизм, npи котором преломляющая способность глаза различна в разных плоскостях, проходящих через его оптическую ось.
4. Дальтонизм (цветовая слепота), при котором человеческий глаз не различает определенные группы цветов или вообще не видит их, кроме ахроматической шкалы.
5. Цветовая агнозия, при которой человеческий глаз правильно воспринимает все цвета, но мозг ввиду тех или иных причин не может различить правильно оттенки этих цветов.
По своему происхождению дефекты разделяются на врожденные, которые могут быть обусловлены неблагоприятными генетическими факторами, хромосомой патологией, различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения, и приобретенные, которые могут быть следствием перенесенных в постнатальный период интоксикации, травм и главным образом инфекционных заболевании (менингит, энцефалит, грипп, туберкулез и др.). Врожденные и приобретенные дефекты зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии в свою очередь вызывают вторичные функции отклонения (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения и пр.), которые оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные и функциональные связи. Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие было проанализированы . О структуре дефекта, соотношении первичных и вторичных дефектов, неоднозначности влияния различных соматических дефектов на развитие структурных компонентов психики аномальных детей мы знаем также благодаря научным работам . Наиболее значимым для психологии слепых и слабовидящих явилось положение этого выдающегося ученого о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления путем создания и использования «обходных путей культурного развития ненормального ребенка»
Говоря об обходных путях культурного развития слепого ребенка, приводит в качестве примера такого пути точечный шрифт Брайля, который, заменив обычную оптическую азбуку, сделал доступными для слепых чтение и письмо.
Любой дефект, т. е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной степени возмещать нарушения или утрату определенных функций. Однако при наличии таких тяжелых дефектов как слепота и слабовидение компенсаторное приспособление не может расцениваться как полное, восстанавливающее нормальную жизнедеятельность человека, если оно протекает только в биологическом плане. Таким образом, компенсацию слепоты и слабовидения следует рассматривать как явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.
С исследованием физиологических механизмов компенсации связаны такие всемирно-известные имена, как и . Необходимо отметить, что три основных принципа рефлекторной теории — причинность, единство анализа и синтеза, структурность, сформулированные , явились основополагающими для теории компенсации.
Психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет некоторые особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека — активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. объясняет это явление тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве. Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. , отмечая особенности развития незрячего ребенка, пишет: » Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное — меньшей активностью при познании окружающего мира».
У учащихся начальной школы снижение активности наблюдается также достаточно отчетливо. Однако, принимая во внимание положение о том, что основой компенсаций дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и развития на основе использования обходных путей, можно с уверенностью говорить о реальной возможности нейтрализовать действия этих неблагоприятных факторов на развитие ребенка. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих детей направление, максимально приближающее к развитию нормально видящих детей.
Но все-таки, в тифлопедагогической литературе отмечаются определенные отличия психического развития незрячего ребенка от зрячего. В общих чертах они сводятся к тому, что ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от характера патологии.
Отмечается также и то, что такие структурные компоненты, как мировоззрение, убеждения, моральные черты характера и т. п., оказывается независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения. При этом зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике.
Таким образом, врожденные и приобретенные дефекты относятся к первичным соматическим дефектам, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые в свою очередь оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Следовательно, можно сделать вывод о наличии сложных структурных и функциональных связей между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики. Любой дефект, следствием которого явилось нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению компенсаторных функций организма. В контексте слепоты и слабовидения, компенсацию следует рассматривать как явление биосоциальное, т. е. синтез действия биологических и социальных факторов. Особенно существенно дефект зрительных функций сказывается на фундаментальном свойстве отражательной функции человека — активности, что частично объясняется снижением количества внешних воздействий, способствующих развитию мотива ориентировочной деятельности, на слабовидящего или незрячего человека. Однако, анализируя научные исследования , а также тифлопедагогический опыт других специалистов, мы приходим к выводу о том, что, реализуя обходные пути культурного развития незрячего ребенка, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно минимизировать действие неблагоприятных факторов на развитие ребенка имеющего нарушения зрения.
Но последствия дефектов могут быть в значительной мере преодолены, и человек может достичь высокого уровня психического развития при определённых условиях.
Этими условиями являются:
- уровень развития общественных отношений и уровень технического прогресса,
- положение человека в обществе,
- условия семейного и школьного воспитания,
- состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие социальные факторы.
При компенсации утраченных функций важно переплетение и взаимодействие биологических и социальных факторов.
Действие социальных факторов при компенсации возможно лишь при опоре на сохранные функции организма и в единстве с биологическими факторами.
Для включения слепых и слабовидящих в общественно-полезный труд большое значение имеют технические средства компенсации.
Тифлотехнические средства компенсации развиваются в двух направлениях. Во-первых, приборы, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные функции. Это различные корригирующие оптические приспособления: обычные и телескопические очки, контактные линзы и т. д. Во-вторых, приборы, действие которых основано на использовании сохранных анализаторов, при помощи которых слепой и слабовидящий получает преобразованную информацию, поступающую в обычных условиях через зрительную систему. Эти приборы заменяют световые и цветовые раздражители раздражителями другой модальности, трансформируют световую энергию в звуковую или механическую. Ведутся работы по моделированию периферической части зрительного анализатора (электронный глаз). Эти приспособления должны трансформировать световую энергию в электрическую и посылать электрические импульсы непосредственно в зрительные зоны головного мозга для пробуждения субъективных световых ощущений.
3. Компенсаторное значение тифлотехники.
Технические средства, предназначенные для использования людьми с недостатками зрения, по устоявшейся традиции именуются тифлоприборами, а вся их совокупность и способы их применения тифлотехникой.
В основе состава этого слова лежит греческое слово «тифлос», что значит слепота.
Основное назначение тифлотехники заключается в том, чтобы снять ограничения, которые вызваны полной или значительной утратой зрения и расширить путем применения специальных технических устройств и приспособлений возможность участия слепых и слабовидящих в трудовой деятельности, а также создать для них дополнительные условия повышения культурного уровня.
Иначе можно сказать, что тифлотехника представляет собой совокупность таких технических устройств и способов их применения, при использовании которых для людей со значительными дефектами зрения или с полным отсутствием зрения, появляется возможность выполнять ранее неосуществимые или трудно исполнимые действия с результатами, такими же или приближающимися к тем, которые достигаются людьми с нормальным зрением в тех же условиях.
К тифлотехническим средствам — тифлоприборам — относятся разнообразные технические устройства от предельно простых, какими, например, являются обыкновенные грифели, служащие для накалывания письменных знаков по системе Брайля, до весьма сложных кибенетических устройств, таких как аппарат, позволяющий слепым самостоятельно читать обычные печатные издания.
К настоящему времени уже достаточно четко выявились основные направления развития тифлотехники, которые можно представить следующим образом:
1. Учебная тифлотехника, обогащающая содержание и методы обучения слепых, слабовидящих и слепоглухонемых в специальных общеобразовательных школах, высших учебных заведениях, а также в учебных заведениях, дающих им узкую специальную профессиональную подготовку.
2. Производственная тифлотехника, содействующая повышению производительности труда слепых и слабовидящих и делающая доступным для них освоение новых производственных профессий и видов квалифицированного труда.
3. Тифлотехника культурно-бытового назначения, преследующая расширение познавательной деятельности слепых и слабовидящих в бытовых условиях и представляющая собой базу для повышения их культурного уровня и физического развития.
Всякий тифлоприбор можно рассматривать как дополнение к имеющемуся у слепого наличию чувственных возможностей, причем тифлоприбор является промежуточным звеном в процессе взаимодействия между человеком и окружающей средой.
Это взаимодействие немыслимо без взаимного обмена информацией.
Тифлоприбор может служить орудием воздействия незрячего человека на окружающие предметы, инструментом в его преобразовательной деятельности, а также средством осуществления обратной связи при взаимной передаче информации от незрячего к объекту, на который оказывается воздействие, и наоборот.
Тифлоприбор может являться каналом связи незрячего человека с окружающей средой — проводником информации. В простейшем виде это может быть трость, с помощью которой незрячий пешеход ощупывает неровности дороги. Это может быть и сложное устройство для программированного обучения, например, обучающая дефектологическая машина типа «ОДЕМА», обусловливающая образование прямой и обратной связи между учителем и незрячим учеником.
Тифлоприбор может быть носителем и хранителем информации. Здесь, прежде всего, следует указать на всевозможные рельефные карты, схемы, чертежи, диаграммы, макеты изучаемых участков местности, указатели, условные обозначения и таблички с надписями, транспаранты, графики и наглядные пособия для школ слепых.
Наконец, тифлоприбор может являться преобразователем сигнала, несущего полезную для незрячего информацию, в тех случаях, когда первоначальный вид сигнала недоступен для восприятия слепым.
Анализируя существо достигаемого при помощи тифлотехнических средств компенсаторного эффекта, можно утверждать, что его величина находится в прямой зависимости от достоверности той информации об окружающем, которая становится доступной к использованию слепым при применении тифлоприборов.
4. Коррекционная работа с детьми имеющими нарушения зрения.
Огромную роль в компенсации дефектов зрения играет сознание. Если животные, благодаря компенсации, могут только биологически приспособиться к новым условиям, то человек восстанавливает равновесие не только с естественной, но и с социальной средой, что возможно лишь при осознании своего дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают в ходе преодоления отклонений в психическом и физическом развитии.
Таким образом, процесс компенсации в тифлопсихологии—это процесс замещения утраченных функций или возмещения нарушенных зрительных функций.
Коррекция же в тифлопсихологии—процесс исправления, доведения до нормы тех психических функций, которые «отклонились» в результате аномального развития.
Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими школьниками осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.
Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности.
Система коррекционно-педагогической работы направлена на всестороннее развитие ребёнка, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками – при помощи особых методов и приемов коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Главная цель коррекционно-педагогической работы – подготовка ребёнка с нарушением зрения к успешному обучению в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе. Для ее реализации необходимо создать специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики. В идеале, должен быть тифлокабинет. Назначение кабинета – организация и проведение психолого-педагогических обследований, а также индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Необходимо соблюдать следующие условия.
· Помните, что по результатам психолого-педагогического обследования детей планируется дальнейшая индивидуальная коррекционно-педагогическая работа.
· Необходим личностно-ориентированный подход к детям, с учетом их возрастных особенностей, темпа развития, индивидуальных возможностей, уровня зрительного восприятия (состояния зрительных функций, характер глазной патологии, острота зрения), вторичных отклонений и общего уровня физического, психического и умственного развития.
· Приступая к работе, следует выработать систему коррекционно-компен саторных и психолого-педагогических методов и приемов, средств и форм работы, направленные на активизацию и развитие зрительного восприятия, процессов компенсации, преодоление или устранения недостатков в развитии, вызванных нарушением зрения. Основные методы коррекции – игровой и метод практических действий: они наиболее эффективны для коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения. Вспомогательные методы – глазная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, физкультминутки, упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения органов зрения.
· Коррекционно-компенсаторный процесс следует организовывать на полисенсорной основе, что означает обучение познанию окружающего мира и совершенствование навыков ориентировки в нем с помощью развития нарушенного зрения и сохранных анализаторов: тактильного, слухового, двигательного, вкусового, обонятельного.
· Коррекционно-компенсаторный процесс должен быть максимально сближен с общеразвивающим процессом.
· Компенсацию нарушений зрительной недостаточности необходимо сочетать с развитием психических функций – внимания, памяти, воображения, мышления.
· Необходимо соблюдать последовательность и поэтапность в коррекционно-развивающей работе.
· Следует использовать технические, дидактические, офтальмологические, художественные, литературные и другие средства, позволяющие детям с нарушенным зрением получить полную и объективную информацию об окружающем мире.
Наиболее оптимальные пути коррекции недостатков зрения в нашей школе осуществляются на специальных занятиях коррекционного блока:
· Развитие осязания и мелкой моторики;
· Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия;
· Развитие мимики и пантомимики;
· Коррекция недостатков развития в классах VIII вида.
Кроме того, каждый урок имеет коррекционную направленность.
Коррекционные приемы дополняют и расширяют возможности слепых и слабовидящих учащихся в успешности овладения знаниями и умениями программного материала и направлены на комплексный учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий:
¾ стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия);
¾ развитие моторики и способов обследования и изготовления реальных предметов и их изображений, моделей;
¾ развитие социально-бытовой ориентировки;
¾ развитие мимики и пантомимики;
¾ активизация социальных потребностей и развитие умений работать самостоятельно и в различных объединениях;
¾ развитие познавательной активности и познавательных процессов;
¾ развитие эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.
Таким образом, реализация коррекционных приемов с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников будет способствовать их успешной социальной реабилитации и адаптации.
Ученые выявили, что компенсаторное развитие не является замещением одних функций другими, а является возникновением новых сложных систем их взаимодействия между собой. Компенсаторное развитие происходит по законам становления и развития высших психических функций. Именно они обеспечивают ребенку имеющему нарушения зрения возможность целостности и одновременности отражения предметов внешнего мира при выпадении зрительных восприятий. При этом компенсация выступает не как снятие дефекта, а как усиление потенциальных возможностей аномального ребенка.
1. «Психология развития незрячих и слабовидящих людей» // 2001г.
2. «К проблеме компенсации слепоты» // Материалы научных конференций РГГУ)
3. Вит Ценёв «Психосоматика на примере плохого зрения» // psyberia. ru
4. «Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением» // Дефектология. — 1996.- ©2.- С. 7.
5. , 4-й курс, ф-т СП, МГППУ// «Вопросы психологии» №3 2003 г. «Особенности классификации предметов, изображенных на картинках, слабовидящими детьми младшего школьного возраста»
6. «Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения» // Дефектология. — 1998.- © 4 С. 9.
7. «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения» //Дефектология. — 1997.- © 2.-С. 8.
8. «Зрение у детей: нормальное и с нарушениями»: Пер. с англ. — СПб.: Петербург-XXI ВЕК. 1996.
Источник