- Способы компенсации дефицита информации
- Методы принятия решения в условиях дефицита информации
- МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ИНФОРМАЦИИ
- § 17. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ИНФОРМАЦИИ
- 27 Принятие решений в условиях дефицита информации с использованием игровых методов
- Рекомендуемые файлы
Способы компенсации дефицита информации
4. Функция компенсации информационного дефицита. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова. Основываясь на данных, полученных при обследовании космонавтов, П. В. Симонов предположил, что мера переживания эмоции зависит от двух факторов: 1) значимости потребности и 2) разности между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и доступной в данный момент информацией (Ид). Указанная разность отражает, по мнению автора, субъективную вероятность достижения цели. Причем в том случае, если
Ин Ид — то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных — снижает их интенсивность.
5. Функция побуждения и поддержания деятельности. Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Как уже было упомянуто, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.
6. Регуляторная функция эмоций, указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем все воздействия, а также удавшиеся/ неудавшиеся действия, которые их возбудили.
7. Функция следообразования. Эта функция является логическим продолжением регуляторной функции. Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т. е. тогда, когда действовать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен. Кроме того, эмоции имеют тенденцию к обобщению. Все ситуации, сколько-нибудь схожие с теми, что уже были пережиты, приобретают определенный эмоциональный маркер. В целом механизм обобщения эмоций носит позитивный характер, но иногда он приобретает и патологические, нерациональные формы фобий.
8. Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности передаваемых средствами искусства. Способность к эмпатии, т. е. к постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства другого человека, — это пожалуй, одна из наиболее важных функций эмоций. В проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализация человечности как потребности в благополучии другого. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинает смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто подхватывают смех. На эмоциональном уровне мы «общаемся» с природой, произведениями искусства, животными и растениями. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций. В значительной степени значение мимики и особенно пантомимики постигается в ходе социализации.
9. Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.
Характер и фиксированная установка
Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая выступает в качестве целостного психического состояния, предрасполагающего к определенному направлению деятельн .
Кризис юношеского возраста
Юношейский возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем юношам. Характерные черты этого возраста – чувствительность .
Виды и смысл жизненных кризисов
Изменение жизненных ролей происходит в течение всей жизни человека, иначе она не может развиваться. Если эти трансформации протекают гармонично, то есть без чрезмерного обострения жизненных трудностей, или противоречия продуктивно решаютс .
Источник
Методы принятия решения в условиях дефицита информации
Как правило, при принятии инженерных, управленческих и других решений полная информация о состоянии системы, внешних условиях и последствиях принимаемых решений отсутствует.
Американские специалисты утверждают, что 80% решений принимается при наличии только 20% информации об управляемой системе и действующих на неё факторах.
Например, принимая решение о числе постов на станции технического обслуживания, можно только предполагать о потенциальном числе клиентов и их распределении по часам суток, дням недели , месяцам года и т.п.
Аналогичная ситуация с числом возможных требований на конкретный вид ремонта автомобиля в течение «завтрашнего дня», возможности выхода или невыхода на работу конкретного специалиста или рабочего и т.д. Строго говоря, полную информацию можно получить только после свершения того или иного события (например, отказы уже произошли), когда необходимость в упреждающем решении отпала, а система перешла в режим реактивного управления (см. § 5).
Поэтому при управлении необходимо уметь теми или иными способами восполнить или компенсировать дефицит информации.
Такими способами укрупнённо являются:
Сбор дополнительной информации и ее анализ. Очевидно, это возможно, если система располагает определенным резервом времени и средств.
Использование опыта аналогичных предприятий или решений. При этом важно располагать банком решений или иметь надежный доступ к нему. Кроме того, опыт других не может быть использован без корректирования.
Использование коллективного мнения специалистов или экспертизы.
Интервью и опросы.
Применение специальных инструментальных методов и критериев, основанных на теории игр.
Использование имитационного моделирования, которое воспроизводит производственные ситуации, близкие к реальным, и ряд других методов.
Ниже будут рассмотрены более подробно четыре последних метода.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ШЕСТОЙ ТЕМЕ
Перечислить основные методы принятия решений.
К какому методу и виду следует отнести ресурсное корректирование нормативов ТО и ремонта автомобилей, рассмотренное в дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей»?
В чём преимущества и недостатки стандартных решений, применяемых при управлении технической эксплуатацией автомобилей?
Какие группы факторов используются в целевой функции?
Назовите эти факторы, если для инженерно-технической службы автотранспортного предприятия поставлена цель сократить загрязнения окружающей среды при работе автомобилей на линии.
К какому классу принятия решений (табл. 22) следует отнести экономико-вероятностный метод определения периодичности технического обслуживания, рассмотренный в дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей», если в качестве показателя эффективности (целевой функции) избрана допустимая вероятность безотказной работы?
То же, минимальные затраты на ТО и ремонт?
Назовите основные способы компенсации дефицита информации.
Материал взят из книги Управление техническими системами (Кузнецов Е.С.)
Источник
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ИНФОРМАЦИИ
Как правило, при принятии инженерных, управленческих и других решений полная, информация о состоянии системы, внешних условиях и последствиях принимаемых решений отсутствует.
Американские специалисты утверждают, что 80% решений принимается при наличии только 20% информации об управляемой системе.
Например, принимая решение о числе постов на станции технического обслуживания, можно только предполагать о потенциальном числе клиентов и их распределении по часам суток, дням недели , месяцам года и т.п.
Аналогичная ситуация с числом возможных требований на конкретный вид ремонта автомобиля в течение «завтрашнего дня», возможности выхода или невыхода на работу конкретного специалиста или рабочего и т.д. Строго говоря, полную информацию можно получить только после свершения того или иного события (например, отказы уже произошли), когда необходимость в упреждающем решении отпала, а система перешла в режим реактивного управления (см. §5).
Поэтому при управлении необходимо уметь теми или иными способами восполнить или компенсировать дефицит информации.
Такими способами укрупненно являются:
1)Сбор дополнительной информации и ее анализ. Очевидно, это возможно, если система располагает определенным резервом времени и средств.
2)Использование опыта аналогичных предприятий или решений. При этом важно располагать банком решений или иметь надежный доступ к нему. Кроме того, опыт других не может быть использован без корректирования.
3)Использование коллективного мнения специалистов или экспертизы.
4)Применение специальных инструментальных методов и критериев, основанных на теории игр.
5)Использование имитационного моделирования, которое воспроизводит производственные ситуации, близкие к реальным, и ряд
других методов. Ниже будут рассмотрены более подробно три последних метода.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
§ 17. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ИНФОРМАЦИИ
Американские специалисты утверждают, что 80% решений принимается при наличии только 20% информации об управляемой системе и действующих на неё факторах.
Например, принимая решение о числе постов на станции технического обслуживания, можно только предполагать о потенциальном числе клиентов и их распределении по часам суток, дням недели , месяцам года и т.п.
Аналогичная ситуация с числом возможных требований на конкретный вид ремонта автомобиля в течение «завтрашнего дня», возможности выхода или невыхода на работу конкретного специалиста или рабочего и т.д. Строго говоря, полную информацию можно получить только после свершения того или иного события (например, отказы уже произошли), когда необходимость в упреждающем решении отпала, а система перешла в режим реактивного управления (см. § 5).
Поэтому при управлении необходимо уметь теми или иными способами восполнить или компенсировать дефицит информации. Такими способами укрупнённо являются:
1) Сбор дополнительной информации и ее анализ. Очевидно, это возможно, если система располагает определенным резервом времени и средств.
2) Использование опыта аналогичных предприятий или решений. При этом важно располагать банком решений или иметь надежный доступ к нему. Кроме того, опыт других не может быть использован без кор ректирования.
3) Использование коллективного мнения специалистов или эксперти
4) Интервью и опросы.
5) Применение специальных инструментальных методов и критериев основанных на теории игр.
) Использование имитационного моделирования, которое воспроизводит производственные ситуации, близкие к реальным, и ряд других методов.
Ниже будут рассмотрены более подробно четыре последних метода.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ШЕСТОЙ ТЕМЕ
1 Перечислить основные методы принятия решений.
2. К какому методу и виду следует отнести ресурсное корректирование нормативов ТО и ремонта автомобилей, рассмотренное в дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей»?
3. В чём преимущества и недостатки стандартных решений, применяемых при управлении технической эксплуатацией автомобилей?
4. Какие группы факторов используются в целевой функции?
5. Назовите эти факторы, если для инженерно-технической службы автотранспортного предприятия поставлена цель — сократить загрязнения окружающей среды при работе автомобилей на линии.
6. К какому классу принятия решений (табл. 22) следует отнести экономико-вероятностный метод определения периодичности технического обслуживания, рассмотренный в дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей», если в качестве показателя эффективности (целевой функции) избрана допустимая вероятность безотказной работы?
7. То же, минимальные затраты на ТО и ремонт?
8. Назовите основные способы компенсации дефицита информации.
Источник
27 Принятие решений в условиях дефицита информации с использованием игровых методов
Тема 3.4. Принятие решений в условиях дефицита информации с использованием игровых методов.
1. Принятие решений в условиях риска
2. Принятие решений в условиях неопределенности
3. Имитационное моделирование при принятии решений
4. Деловые (хозяйственные) игры
Как правило, в реальной производственной ситуации отсутствует полная информация о всех внешних факторах, т. е. условиях, в которых будет функционировать система (цех, бригада, участок, АТП).
Рекомендуемые файлы
Одним из методов принятия решений в этих условиях является анализ производственной ситуации с использованием теории игр и статистических решений. В игре функционируют стороны и рассматриваются (воспроизводятся) их возможные стратегии, т. е. совокупность правил, предписывающих определенные действия в зависимости от ситуации, сложившейся в ходе игры. При решении технических и технологических задач обычно рассматриваются две не антагонистические стороны;
А — организаторы производства (активная сторона), т. е. работники ИТС АТП;
П — совокупность случайно возникающих производственных ситуаций («природа»).
Активная сторона должна выбрать такую стратегию, т. е. принять решение, чтобы получить максимальный эффект. При этом «природа» активно не противодействует мероприятиям организаторов производства, но точное состояние внешних факторов не известно. Подобные игры называются «играми с природой».
3.4.1. Принятие решений в условиях риска.
В условиях риска задача выбора решения формируется следующим образом: при заданных условиях аi и действии внешних факторов Zk, вероятность появления которых известна, найти элементы решений хm которые по возможности обеспечивают получение экстремального значения целевой функ ции.
Рассмотрим, к примеру, применение методов статистических решений при определении оптимального запаса агрегатов на АТП. На основании данных по надежности и расчета потока замен агрегатов с использованием понятия ведущей функции или анализа отчетных данных установлено, что ежедневно при ремонте требуется не более четырех однотипных агрегатов, причем вероятность того, что агрегаты не потребуются для ремонта в течение смены, равна 0,1; потребуется один агрегат — 0,4; два — 0,3, три — 0,1 и четыре —0.1. Указанные вероятности можно рассматривать как
Форма 14.2- Стратегии сторон (к примеру определения оптимального запаса агрегатов)
Стратегия стороны П,
Потребность агрегатов для ремонта,
Вероятность замены агрегатов?
Стратегии стороны А,
Наличие исправных агрегатов на складе, ni
вероятность реализации стратегий стороны П, причем первая стратегия П1- состоит в том, что фактически потребуется для ремонта n1=0 агрегатов; П2 — один агрегат; Пз — два агрегата; П4—три агрегата и П5 — четыре агрегата (форма 14.2). При организации на промежуточном складе запаса можно применить следующие стратегии: А1 — не иметь запаса; А2 — иметь один агрегат в запасе («n2= 1″), А3 — два; А4 — три и А5 — четыре агрегата. Так как потребность более четырех агрегатов за смену не была зафиксирована, то дальнейшее увеличение запасов априорно нецелесообразно. В реальных условиях сочетание стратегий Аi и Пj, может быть случайным, но каждому сочетанию стратегий Аi, и Пj соответствуют выигрыши aij которые рассчитываются в данном случае для стороны А (складское хозяйство) из следующих условий; хранение одного невостребованного агрегата оценивается как ущерб в одну условную единицу (b1 = — 1); удовлетворение потребности в одном агрегате — прибыль в две единицы (b2==+2); отсутствие необходимого агрегата—ущерб в три единицы (b3= — 3).
Природа ущерба и прибыли в каждом конкретном случае может быть различной, а сами значения ущерба и прибыли должны быть строго обоснованы, так как от них зависит выбор оптимального решения. В примере удовлетворение потребности в агрегатах связано c сок-
Форма 14.3- Платежная матрица (к примеру определения оптимального запаса агрегатов)
Необходимое число агрегатов при стратегиях
Минимальный выигрыш по стратегиям (минимумы строк) ai
Имеющееся число агрегатов при стратегиях А1-А5
(максимум столбцов) βi
ращением простоев автомобилей в ремонте, что приносит прибыль АТП. Излишний запас вызывает дополнительные затраты на хранение агрегатов.
Выигрыши при сочетании всех возможных стратегий сторон сводятся в платежной матрице (форма 14.3).
Например, при сочетании стратегий А2 и П4. выигрыш составит а24, равный 1×2 (при потребности три на складе имеется один агрегат) минус 2×3 (две заявки не удовлетворены), т. е. 2—6= —4. Сочетание стратегий А4 и П2 (необходим для замены один агрегат, на складе имеются три): а42 равно 1×2 (одно требование удовлетворено) минус 2×1 (два агрегата не востребованы), т. е. 2 — 2=0 и т. д.
Наиболее простое решение возникает тогда, когда находится стратегия Ai, каждый выигрыш которой при любой стратегии Пi во всяком случае не меньше, чем выигрыш при любых других стратегиях. В рассматриваемом примере таких стратегий кет. Например, стратегия А3, лучше всех других только при стратегии Пз, но хуже стратегии А2 при стратегии П3 и А4 при стратегии П4 и т. д.
При известных вероятностях каждой стратегии Пj выбирается стратегия Ai, при которой математическое ожидание выигрыша будет максимальным. Для этого вычисляют средний выигрыш по каждой строке для i-й стратегии:
Максимальное значение а, соответствует оптимальной стратегии.
Матрица выигрышей (к примеру определения оптимального запаса агрегатов)
Из формы 14.4, в которой приведены результаты расчета выигрыша при различном сочетании стратегий А и П, следует, что оптимальной в данном примере является четвертая стратегия А4, которая сводится к созданию оборотного фонда в три агрегата. Отметим, что расчет, проведенный только на основе вероятностей без учета экономических последствий, дает средневзвешенное количество расходуемых за смену агрегатов в:
В примере: n5=0,1×0+0,4×1+0,3×2+0,1×3+0,1×4=1,7, что значительно ниже оптимального запаса
Экономическая эффективность применения оптимальной стратегии
где — выигрыш при оптимальной стратегии;
— то же, при средневзвешенной потребности. В примере при
=1,7≈2 агрегата
=1,3 (форма 14.4), откуда по формуле (14.3) Э=13,3%.
Форма 14.5 — Матрица выигрышей при изменении различных стоимостных затрат
(к примеру определения оптимального запаса агрегатов)
Выигрыши при вариантах
Выигрыш при оптимальной стратегии
Используя данный метод, можно оценить влияние ряда факторов на выбор стратегии и величину выигрыша (варианты II—V). Как следует из формы 14.5 и рис. 14.2, изменение стоимости хранения агрегатов (b1), убытка или прибыли при наличии (b2) и отсутствии (b3) агрегата на складе в весьма значительных пределах (130—200 %) мало влияет на рациональную стратегию, которая таким образом является устойчивой. Вместе с тем убыток или прибыль оказывает существенное влияние на конечный выигрыш организаторов производства. Например, увеличение прибыли от своевременного обслуживания автомобилей в 2 раза (с 2 до 4) увеличивает максимальный выигрыш при оптимальной стратегии предприятии в 3,1 раза с 1,5 до 4,7 условных единиц (см. форму 14.5). Если при этом возрастут в 2 раза и затраты на хранение агрегата, то максимальный выигрыш также увеличится по сравнению с исходным вариантом в 2,6 раза (с 1,5 до 3,9). Одновременно изменится и оптимальная, стратегия. При удорожании стоимости хранения на складе экономически выгодной будет стратегия А3, т. е. наличие на складе не трех, а двух агрегатов.
Следовательно, в условиях самоокупаемости особенно важным является правильное определение всех затрат, влияющих на выигрыш организаторов производства.
3.4.2. Принятие решений в условиях неопределенности
Принятие решений в условиях неопределенности. При неизвестных вероятностях состояния Пj, возможно несколько способов, сводящихся к той или иной оценке неизвестных вероятностей, т е. сведения неизвестных вероятностей к известным. Наиболее простой способ — это принцип недостаточного основания Лапласа, в соответствии с которым ни одному из состояний «природы» не отдается предпочтения и назначается равная вероятность, т. е. q1=q2=qn=…=1/n для всех состояний.
В соответствии с этим принципом для рассматриваемого по запасу агрегатов примера при п=5 все вероятности должны быть приняты равными 0,2. При этом оптимальной явится стратегия А5, т. е. иметь в обороте в среднем не три, а четыре агрегата (рис. 14.2).
Таким образом, отсутствие информации о распределении действительной потребности в агрегатах для ремонта стоит содержания дополнительного агрегата в обороте, что соответствует потере 27% выигрыша (1,1 вместо 1,5 при оптимальной стратегии и известных вероятностях состояний П, см. форму 14.4).
Если информация о вероятности состояний Пj отсутствует, то события на основании ранее накопленного опыта могут быть ранжированы, т. е. расположены в порядке убывания или возрастания вероятностей, например, с использованием экспертного метода (см. разд. 14.2). После определения вероятностей qj расчет проводится по методике принятия решений в условиях риска. Если вероятности состояния системы Пj, не могут быть определены приведенными способами, то применяют специальные критерии: максиминный, минимаксный и промежуточный.
Максиминный критерий К1 обеспечивает выбор стратегии Ai, при которой в любых условиях гарантирован выигрыш, не меньший максиминного, т. е.
Ki = a max аi = max min аij (14.4)
Для определения такой стратегии по платежной матрице (см. форму 14.3) определяют для каждой стратегии организаторов производства Аi минимальный выигрыш а. Например, для стратегии А1: a1 = mina15= —12. Для стратегии А5: а5 = а51=— 4 и т. д. Затем выбирают ту стратегию, при которой минимальный выигрыш будет наибольшим. В примере такой стратегией является стратегия А3 (на складе 2 агрегата), для которой принцип максимина обеспечивает в условиях отсутствия информации о состоянии «природы» гарантию от чрезвычайно больших потерь. Для этой стратегии эффект будет на 13,3 % ниже, чем при оптимальной стратегии и наличии информации о вероятностях стратегий «природы», т. е. потребности в агрегатах на складе.
Таким образом, максиминный критерий основан на наиболее пессимистической оценке возможных производственных ситуаций и гарантирует организаторам производства выигрыш не менее К1.
Минимаксный критерий К11 обеспечивает выбор такой стратегии, при которой риск будет минимальным в наиболее неблагоприятных производственных условиях, т. е.
К11=min max rij (I4.5)
Для определения риска организаторов производства при применении стратегии Аi по платежной матрице (см. форму 14.3) рассчитывается выигрыш aij как бы при заранее известном стороне А состоянии «природы» Пj. Например, если известно, что в очередную смену потребуется для ремонта один агрегат (П2), то наибольший выигрыш АТП будет получен, если на складе имеется именно один агрегат (А2), т. е. а22=(βi)max в каждом столбце для Пj
Далее определяют риск r, т.е. разницу между максимальным выигрышем при известном состоянии «природы» и использовании оптимальной стратегии и неизвестном состоянии «природы», когда могут быть применены другие стратегии Ai:
Например, при П2 и стратегии А1 риск r12 = β2 — a12 = 2 — ( —3) =5. При стратегии A4 риск г14 = β2—a14 = 2—0 = 2 и т. д.
Полученные данные сводят в матрицу риска (форма 14.6), в которой для каждой стратегии Аi определяют максимальный риск.
Из всех стратегий организаторов производства выбирают ту, которая обеспечивает минимальное значение максимального риска. В примере такой стратегией является А5 т. е. иметь на складе четыре агрегата при К11=4
Источник