Способы эффективного общения «учитель-ученик»
Цель: повышение эффективности общения педагога с учащимися.
Задачи:
1. Актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;
2. Выделить наиболее эффективные способы коммуникации в конфликтных ситуациях.
3. Формировать и воспитывать потребность у учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.
Актуальность: в процессе общения учителя и учащихся встречаются различные ситуации, в том числе и конфликтные. Эффективность разрешения проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя. Основой отношений педагога с учащимся является знание эффективных способов общения.
Практика показывает, что большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации. Так как на этой стадии педагог стремится придать поведению учащихся определенную направленность. Причин этих затруднений две: Первая состоит в том, что отсутствует взаимопонимание, а вторая — отсутствие согласия учащегося с позиций педагога.
Поэтому рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические приемы достижения расположения учащихся. Эмоциональный контакт с учащимися очень важен. Если ученик доверяет вашей компетентности, доброжелательности, порядочности, значит, он легко воспримет вашу позицию.
К их числу способов такого воздействия относятся:
1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
3. Прием “золотые слова” — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему — осознать их и озвучить их партнеру по общению. Этот способ называется «Я-высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Например, использование в речи «Я –высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. («Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия»), а не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пропускаешь занятия!»). Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
7. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. Однако, как же обойтись без этого, когда некий «шут” срывает урок и настраивает на эту волну других? Крик – не лучший помощьник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в мирный спор на интересную ученикам тему, используя улыбку, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.
8. Мимика — один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Всегда найдутся в школе подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера.
Если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора.
Ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы — все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.
Источник
Особенности коммуникативного взаимодействия педагога с детьми
Алсу Худайбердина
Особенности коммуникативного взаимодействия педагога с детьми
Статья «Особенности коммуникативного взаимодействия педагога с детьми».
Выполнила: воспитатель первой категории Худайбердина Алсу Рифатовна
Педогогическое общение – общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создается благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально – педагогической деятельности.
Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем необходимо овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками и коллегами?
Известно, что продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения педагогом технологией педагогического общения.
Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность ребенка осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.
Одним из слагаемых этого мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Сегодня активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и воспитанников. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие.
Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Компоненты культуры речи педагога:
1. Грамотность построения фраз.
2.Грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.
3.Простота и ясность изложения: немногословие.
• интонация и тональность;
• темп речи, паузы;
• динамика звучания голоса;
5.Правильное использование специальной терминологии:
• исключение режущих слух фразеологических оборотов;
• исключение лишних слов.
Общение — это взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контактах с другими людьми.
В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда педагог ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с воспитанником один на один, то общение личностно ориентировано.
Таким образом, педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Педагогическая система «воспитатель-воспитанник» в этом случае рассматривается как определенная культурная общность,в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности.
При общении с воспитанником рекомендуется следовать следующим принципам:
• принимать ребенка таким, каков он есть;
• помнить, что каждый человек самобытен;
• верить в способности воспитанников
• стимулировать их творческую активность;
• уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
• не унижать достоинства ребёнка;
• не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
• помнить, что любой может ошибаться;
• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
В процессе осуществления непосредственного общения педагога с воспитанниками нередко возникают некие психологические «барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе занятия, самочувствии педагога и воспитанников. Как правило, они возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться воспитателем. Зато школьники воспринимают их сразу. И если «барьер» закрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, испытывать нервозность. Если это состояние становится устойчивым, то оно мешает педагогическому контакту с детьми и в конечном итоге сказывается на характере педагога — формируется так называемый неверный педагогический характер. В этой связи во многих случаях следует искать не новые методы обучения и воспитания, а надежное коммуникативное обеспечение уже известной методики, поскольку за структурой воспитательного мероприятия всегда ощущается его коммуникативная партитура.
Для эффективного общения человеку необходимы следующие качества личности: доброжелательность, внимательность, общительность, уверенность в себе, терпение, активность.
Для того чтобы общение было эффективным,необходимо соблюдать правила общения:
• надо быть уверенным в себе, занимать активную позицию;
• принимать собеседника таким, какой он есть;
• учитывать особенности собеседника, в том числе возрастные;
• быть открытым, искренним собеседником;
• необходимо уважать собеседника, его права, мысли, чувства, быть к нему внимательным;
• необходимо настроиться на разговор, иметь положительные намерения, создать атмосферу доверия (можно использовать для этого улыбку, позитивные жесты, вежливые слова);
• при необходимости надо создать благоприятные условия для общения (освещение, дистанция);
• надо смотреть на собеседника, наблюдать за самочувствием партнера во время разговора, за его невербальными реакциями;
• надо уметь слушать, постараться услышать все сообщение целиком, дать собеседнику обратную связь о том, что вы его слышите и понимаете; использовать уточнения, повторение, визуальный контакт. Слушание требует сознательного усилия и концентрации внимания.
• необходимо попытаться встать на точку зрения собеседника, на его позицию, понять его мысли, намерения;
• надо дать высказаться собеседнику, не перебивать, быть терпеливым, спокойным;
• говорить надо от первого лица, сообщать о своих мыслях, чувствах (я — сообщение);
• речь должна быть ясная, четкая, грамотная, выразительная;
• поза, мимика, жесты должны подкреплять слова;
• в ходе разговора необходимо быть ответственным, т. е. слушая и высказываясь сами, мы берем ответственность на себя за сообщение;
• разговор надо довести до конца.
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук).
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
• Роль мимики в передаче информации
Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно — теряется до 10-15% информации.
• Выразительность пластики тела
Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).
Коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности воспитанников находят выражение в стиле педагогического общения. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру педагога и его профессионализм. Общепринятой классификацией стилей педагогическогообщения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
1. Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л. Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог,выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:
1. Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
2. Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
3. Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
4. Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
5. Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
6. Принуждающий, основанный на давлении.
Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т. е всецело зависят от личности педагога.
В. А.Калик выделяет следующие стили общения:
1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
2. Общение на основе дружеского расположения;
Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А. С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагогаи воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.
Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.
Это – стили гуманистически направленного общения. Они создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности детей. В системе взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» А. А. Кан-Калик выделяет также стиль общения-дистанции. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей.
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с детьми или отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у педагога комплекса умений:
• умения управлять своим поведением, чувствами;
• умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека;
• умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с детьми.
Известно, что на воспитанника оказывают влияние не только знания педагога, но и сама его личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль воспитателя как источника информации снижается из года в год. Влияние же личности не только не снижается, а, напротив, возрастает. Поэтому в структуре личности педагога наибольшее значение приобретают его ценностные ориентации,в частности: являются ли воспитанники, с которыми он имеет дело, ценностью для него (их интересы, склонности, способности, их гражданская, профессиональная, личная судьба); является ли для него ценностью профессия, средствами которой он служит обществу, и возможность совершенствоваться в ней.
Все перечисленное выше определяет коммуникативную культуру педагога, которая, в свою очередь, является основой профессионально педагогической культуры.
Лэпбук — средство взаимодействия ребенка и педагога «Лепбук — средство взаимодействия ребенка и педагога» Лэпбук — это тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка.
Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ Введение Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и.
Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок: особенности взаимодействия» «Активный» — от латинского «activus» — деятельный, действенный. Приставка «Гипер» — указывает на превышение нормы. • ребенок очень подвижен,.
Организация системы взаимодействия педагога психолога Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС С руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных.
Особенности коммуникативного развития детей с ЗПР В последнее время в практике работы ДОУ отмечается тенденция увеличения числа детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Особенности взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника Дошкольное детство — это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время.
Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности. Е. А. Фароян В процессе общения формируются и развиваются.
Особенности взаимодействия с родителями в младшей группе Я работаю в первой младшей группе №1 «Капельки» Для меня важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают,.
Работа с одаренными детьми. Особенности работы детьми с ОВП. Особенности работы с детьми с девиантным поведением Содержание: 1. стр 3: Особенности работы с одаренными детьми 2. стр 4: Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями.
Взаимодействия педагога с родителями и детьми Общие причины, определяющие выбор методов воспитания. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их.
Источник