Дети с РАС. Особенности коммуникации
Анна Дмитриева
Дети с РАС. Особенности коммуникации
Дети с РАС. Особенности коммуникации.
Коммуникация является важнейшей потребностью любого человека, не зависимо от того, умеет человек разговаривать или нет. Снизить нежелательное поведение, а также повысить позитивную самооценку возможно при помощи овладения умения выражать собственное мнение и влиять на окружающую среду.
Что такое коммуникация? Коммуникация – это обмен сообщениями, знаками и информацией между двумя или более личностями. Коммуникация возможна в виде картинок, написанных слов, жестов, различных электронных устройств. Также коммуникация бывает вербальной (это речь) и невербальной (это положение тела, тембр голоса, жесты). Следует отметить, что невербальная коммуникация важна при восприятии сообщения.
Выделяются виды коммуникации: рецептивная (то, что человек понимает и воспринимает) и экспрессивная (то, что человек выражает). Для процесса коммуникации необходим партнер (оппонент).
У детей с расстройством аутистического спектра одним из ключевых дефицитов являются трудности в коммуникации (вербальной и невербальной). Развитие процесса коммуникации у детей с аутизмом происходит различно с нормотипичными сверстниками. Развитие коммуникации происходит медленно и неравномерно, с опережением или отставанием в различных аспектах.
Для коммуникации и способов общения дети с РАС могут использовать слова и выражения, ранее услышанных фраз (эхолалия, у детей наблюдаются трудности в развитии невербальной коммуникации, таких как использование малого количества жестов, отведение взгляда от партнера, сложная интерпретация жестов и выражений лиц других людей).
Также у детей с РАС часто встречается трудности в понимании высказываний других людей, складывается ощущение, что «ребенок не слышит», реагирует только на часть высказывания, воспринимает все как сказано, буквально. Различные трудности в коммуникации приводят к появлению высокочастотного нежелательного поведения, таким образом, ребенок с аутизмом пытается что-то сообщить или попросить. Но, не имея навыков развитой коммуникации, добивается теми методами,которые были эффективны ранее: кричит, убегает, скидывает вещи со стола и другое. Современные исследования дали результаты, что дети с РАС хотят общаться, но не знают в большинстве случаев как это делать. Программы, разработанные для развития коммуникации детей с РАС доказали эффективность и способствовали развитию коммуникации маловербальных и невербальных детей.
У детей с РАС отмечаются трудности с инициативой и поддержанием общения, коммуникации и понимания сообщений. Поэтому взрослым необходимо адаптировать собственную речь во время общения с ребенком с аутизмом. Яркая, насыщенная, сложносочиненная речь может восприниматься детьми с РАС как проявление шума, им приходится делать большие усилия для фильтрации и понимания сказанного.
При общении и процессе коммуникации с ребенком с РАС необходимо придерживаться некоторых рекомендаций, таких как адаптация собственной речи, предоставление ребенку большего времени на обработку информации, предоставление возможности ребенку увидеть лицо и эмоции взрослого в процессе общения, использование жестов и других визуальных поддержек, использование речевой фразы «сначала-потом», поддержание определенного распорядка и расписания, не сочетать в одной фразе вопрос и утверждение, обязательно обращение к ребенку для создания контакта, подкрепление попыток адекватной коммуникации посредством игр, любимой активности или игрушек.
Для эффективного развития процесса коммуникации используется альтернативная коммуникация, необходимая для людей с проблемами с вербальной речью, неразборчивостью слов, при наличии физических ограничений в использовании голоса. Также используется аугментативная (дополнительная) коммуникация, но она может использоваться вместе с вербальной речью.
Использование альтернативной коммуникации не вредит и не тормозит развитие вербальной речи у ребенка, это лишь дополнительная поддержка коммуникации. Ребенок также слышит обращенную речь и начинает понимать ее, а это важный шаг на пути развития коммуникации. Также исследования показывают, что использование жестов благотворно влияет на развитие речи у нормотипичных детей. Альтернативная и дополнительная коммуникация – единственный способ самовыражения для детей, у которых вербальная речь используется в очень ограниченном объеме.
Визуальное восприятие является у большинства детей с РАС сильной стороной, на этой основе разработаны различные способы обучения коммуникации, языку и речи. Выделяют высокотехнологичные устройства для коммуникации (специальные коммуникаторы, ПО для планшетов и компьютеров) и низкотехнологичные устройства для коммуникации (карточки для ответов, коммуникативные карточки программы PECS). У устройств первого вида больше преимуществ, при правильном и грамотном использовании, но если технические устройства используются детьми только для игр, то может появиться трудность в использовании планшета или компьютера как средства для коммуникации. При выборе средства коммуникации необходимо учитывать индивидуальные особенности и коммуникативные потребности детей с РАС, а также провести оценку коммуникации.
Понимание особенностей коммуникации ребенка, проведение оценки коммуникации и специальная работа, направленная на развитие коммуникации, являются важнейшими профессиональными задачами.
Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». В последнее время все более актуальной.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.
Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.
Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.
Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.
НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы». НОД в старшей группе по коммуникации на тему «Зимние забавы». Программное содержание: 1. Учить детей видеть в картине все объекты и объединять.
Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.
План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» План-конспект НОД по коммуникации «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» и составление коллективного рассказа по ней». Художественное творчество.
Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.
Социальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.
Источник
Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС
Алла Макарова
Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС
Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС.
Важным направлением в коррекционно – развивающей работе с детьми с РАС является формирование их коммуникативных навыков. Такие дети имеют особенности развития коммуникативной сферы. Многие ошибочно полагают, что это обусловлено, прежде всего, полным отсутствием интереса к внешнему миру, но это не так. Дети, страдающие аутизмом, не чувствуют окружающую обстановку и затрудняются в установлении визуального контакта. В силу этого, может показаться, что у них отсутствует интерес к какому-либо общению]. Способность к коммуникации (вербальной или невербальной) у детей с РАС является одним из ключевых дефицитов, и у каждого из них есть своя специфика в развитии коммуникативной сферы. Это объясняется целым рядом причин и факторов, влияющих на восприятие такими детьми окружающего их мира. Наиболее часто встречающиеся причины нарушения коммуникации у детей с РАС связаны с полным или частичным отсутствием понимания речи, трудностями в экспрессивной коммуникации – ребенку трудно начать диалог, подобрать слова. Некоторые слова и фразы произносятся не для вступления в диалог, а являются повтором ранее услышанных фраз (например, из любимых мультфильмов). Отсутствие совместного внимания.
На сегодняшний день разработано много методов, форм и приемов коррекционной работы, по обучению практическим навыкам коммуникации детей с аутичными чертами.
В основе выбора метода работы по развитию коммуникации у детей с РАС лежит диагностический компонент. Многие родители, считают, что если у ребенка есть речь, то ему не надо развивать коммуникативные навыки. Такой подход к развитию детей с РАС не функциональный. То есть наличие речи не является показателем сформированности социально-коммуникативного взаимодействия у ребенка с аутичными чертами. Поэтому, большое значение имеет оценка базового уровня сформированности навыков социального взаимодействия у детей с РАС и причины их отсутствия или нарушения. Разные подходы, сходятся на том, что каждому маленькому, страдающему аутизмом ребенку, необходимо помочь стать более активным, в реагировании на внешний мир, в особенности на людей в нем; но то, как это сделать разные подходы смотрят совершенно по-разному.
В данной статье будут описаны следующие методы альтернативной коммуникации: система PECS, жестовый язык «Макатон», коммуникативная доска, скрипты, электронные пособия с голосовыми синхронизаторами. Перед тем, как выбрать коммуникативное устройство,следует обратить внимание на следующие показатели развития ребенка:
1. Особенности восприятия. У некоторых детей затруднено понимание обращенной речи, отмечается длительная обработка воспринимаемой информации, временная задержка реакции на вербальную инструкцию и т. д.
2. Физические особенности. Если мы работаем над развитием коммуникации у ребенка одновременно страдающего РАС и ДЦП, то следует учитывать уровень развития мелкой моторики или умение пользоваться указательным жестом. Если же у ребенка снижено зрение, то стоит обратить внимание на размер графических символов и изображений.
3. Словарный запас. Не стоит вводить коммуникативную доску, как средство общения ребенку, словарный запас которого ограничивается только именами существительными или не превышает 25 слов. В этом случае лучше использовать систему PECS.
Система альтернативной коммуникации с использованием карточек, известная под названием «PECS». Для того, чтобы ребенок активно использовал данную систему для коммуникации, необходимо соблюдать определенную последовательность. Авторы данной методики предлагают начать с подготовительного этапа. На нем окружающие ребенка люди всячески его поощряют за любую попытку к коммуникации, а так же создают специальные условия и множество возможностей для общения. Когда у ребенка сформировано положительное отношение к коммуникации, необходимо перейти на первый этап. Конечной целью обучения на данном этапе будет закрепление алгоритма передачи карточки собеседнику, когда ребенок увидит желаемый предмет. Когда этот навык автоматизирован, можно перейти на следующий этап, который авторы методики определили как «Расстояние и настойчивость». В этот период формируется альбом с карточками, в котором хранятся изображения любимых предметов ребенка. На этом этапе карточка не лежит у него перед глазами, а находиться в специальной книге. Сначала в этой книге находиться только одна карточка, но со временем (на третьем этапе) она дополняется новыми изображениями и ребенку приходится выбирать нужную ему картинку из нескольких. Что бы ребенку было легко понять, что от него хотят взрослые следует выполнять пошаговую инструкцию. Сначала достаньте карточку из альбома, затем постепенно увеличивайте расстояние между педагогом и учеником и закрепите новый навык в неформальной среде. На следующем, третьем этапе, ребенка учат различать карточки в альбоме. Конечной целью в этот период обучения, будет являться самостоятельный выбор ребенком из альбома с несколькими картинками нужной ему карточки и передача ее собеседнику. Когда у ребенка в альбоме много карточек,и он активно ими пользуется можно перейти на следующий этап: структура предложения. В этот период обучения особое внимание уделяется формированию определенной последовательности действий. Вводится карточка «Я хочу». Ребенок на специальную планшетку выкладывает короткие предложения из карточек и передает собеседнику. К концу этого этапа в альбоме имеется около 20 карточек, и ученик может общаться с разными собеседниками. Затем ребенка учат отвечать на вопросы. Навык считается сформированным, если ученик спонтанно просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?». На завершающем, шестом этапе, ребенка обучают комментировать.У ученика формируют навык ответа на вопросы: «Что у тебя есть?», «Что ты видишь?», «Что это?» и т. д.
Следует отметить, что в отдельных случаях система карточек является промежуточным этапом. Некоторые дети, поняв механизм социального взаимодействия, общения, переходят к непосредственно вербальной коммуникации. Если же у ребенка не появляется звуковая речь, то можно переходить на общение с помощью коммуникативной доски.
Еще одним методом альтернативной коммуникации является использование так называемой «коммуникативной доски». Применяется в том случае, когда система PECS уже не удовлетворяет потребности ребенка в общении. Коммуникативная доска разбивается на квадраты, к которым прикрепляются графические символы. Она вводиться как метод альтернативной коммуникации, в случаях описанных ниже. Если ребенок очень быстро освоил систему PECS до 3 – этапа. У него большой пассивный словарь. У ребенка полностью отсутствует или им не используется звуковая речь, но есть ее понимание и он улавливает смысл ситуации общения. Если речь непонятна большинству окружающих. Он умеет вступать в контакт для общения, понимает и узнает рисунки, фотографии небольшого размера, а так же пользуется указательным жестом. Наличие слов в активном словаре не менее 25. Для каждого ребенка коммуникативная доска, как средство общения, изготавливается индивидуально, учитывая его потребности и особенности восприятия визуальных образов.
Макатон – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы. Данную систему применяют более чем в 50 странах мира. С 2008 года она применяется в России.
Наименее распространенным средством альтернативной коммуникации являются скрипты. Скрипты – это фразы (предложения, которые написаны на отдельных полосках, находятся у ребенка при себе и используются им только в определенных ситуациях. Например, в магазине, когда он расплачивается за товары на кассе и т. д. Скрипты подходят не всем детям с РАС. Если у ребенка с аутичными чертами достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков и нет проблем с вербализацией, но в отдельных ситуациях он не может социально сориентироваться, и впадает в ступор, то ему необходима подсказка. Такой подсказкой и является скрипт.Например: ребенок хочет поиграть с другими детьми, у него хорошо развита фразовая речь и с близкими ему людьми он общается, не испытывая трудностей. В данной ситуации он просто подходит к другим детям и начинает у них выхватывать мяч. В этом случае можно подготовить скрипт, с фразой «Можно я с Вами поиграю?».
В последнее время все большей популярностью пользуются электронные пособия с голосовыми синхронизаторами.
Развитие компьютерного обеспечения для устройств с синтезаторами речи привело к тому, что компьютеры стали более эффективно использоваться для поддержания коммуникативных процессов.
Потенциальное преимущество их в том, что они могут поддержать естественное взаимодействие и социальные контакты, поскольку создают иллюзию собственного «голоса».
Все электронные пособия условно можно разделить на разные группы:
1. С изображением символов (которые озвучиваются). Их могут использовать дети с РАС, которые еще не умеют читать. Недостаток данного электронного пособия в том, что нет прямого механизма передачи послания собеседнику, что нельзя назвать полноценной коммуникацией. Очень часто дети могут сидеть в пустой комнате и общаться с планшетом, безуспешно просят у него яблоко или игрушку, так их и не получив. Поэтому, желательно сначала ввести карточки, закрепить у ребенка механизм передачи послания собеседнику, и только потом переходить на электронные носители.
2. С уже напечатанными короткими фразами «Хочу пить», «Мне жарко», «Я замерз» и т. д. Очень часто дети с РАС уже в 5-6 лет обучаются навыку чтения, при отсутствии у них вербальной речи. Так же в этом возрасте они еще не овладели навыком письма. Поэтому для таких детей можно использовать планшет, на котором установлена программа озвучивания уже напечатанных фраз. Например, перед сном ребенок может пожелать маме «Спокойной ночи», нажав на эту фразу. Так же он может обратиться с просьбой «Включи мультфильмы». Но, как уже выше говорилось, сначала ребенок должен освоить механизм передачи послания.
3. Дети с РАС, которые умеют писать и у них есть понимание процесса социальной коммуникации, но нет вербальной речи, могут использовать в качестве альтернативного метода общения, любые программы озвучивания набранного текста. С этой целью на электронный носитель устанавливается специальная программа. Данный метод подходит для детей школьного возраста.
Несмотря, на разнообразие методов обучения альтернативной коммуникации детей с аутичными чертами, в некоторых случаях невозможно обучить ребенка социальному взаимодействию. Это касается тяжелых нарушений поведения у людей со сложными формами РАС и умственной отсталостью.
Чем раньше мы начнем обучать невербального ребенка с РАС методам альтернативной коммуникации, тем более высока вероятность на появление у него экспрессивной речи.
Материал подготовила учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад №93» г. Владимира Макарова Алла Александровна
Консультация «Бизиборд» в работе с детьми Добрый день, уважаемые коллеги Хочу рассказать вам о работе с бизибордами. В своей группе с помощью родителей мы сделали бизиборд, учитывая.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в доме ребенка ]Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в доме ребенка В России сложилось единое образовательное.
Компьютерные технологии в работе с детьми в ДОУ Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста. Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ — с детьми должны.
Конспект НОД по ОО «Коммуникация», «Познание» «Поиски бабушкиных любимцев» с детьми в младшей группе Задачи: 1. Образовательные: Закреплять знания детей о домашних животных, их характерных признаках, уметь классифицировать и называть детенышей.
Конспект занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с детьми с нарушением интеллекта «Путешествие со звуком [У]» Конспект занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с детьми с нарушением интеллекта «Путешествие со звуком [У]» Цель: Закрепить.
Использование изотерапии в работе с детьми Кружковая работа. «Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Опыт первых отношений со сверстниками является.
Методические рекомендации по работе с детьми с РДА Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Методические рекомендации по работе с детьми с РДА. Основные направления.
Нит-терапия — мой подход к работе с детьми В последнее время я все чаще стала наблюдать, что у многих детей нарушена речь, и это не только дети дошкольного возраста, но и школьники.
Проект по работе с одаренными детьми в ДОУ Актуальность Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики.
Рекомендации по работе с детьми поколения Z В 1991 году Уильям Штраусс (англ. William Strauss) и Нил Хоув (англ. Neil Howe) на основе долгосрочных исследований в экономике, политике,.
Источник