Способы коммерциализации интеллектуальной собственности

Содержание
  1. 5 способов монетизации интеллектуальной собственности
  2. Коммерциализация интеллектуальной собственности
  3. 6.1. Способы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности
  4. 6.2. Базовые принципы управления ОИС
  5. Принцип 1-й. Осознайте роль интеллектуальной собственности
  6. Принцип 2-й: Придерживайтесь баланса интересов субъектов права интеллектуальной собственности
  7. Принцип 3-й: Сделайте интеллектуальную собственность частью стратегического бизнеса-планирования
  8. Принцип 4-й: Выявите собственные объекты интеллектуальной собственности
  9. Принцип 5-й: Соберите информацию об интеллектуальной собственности конкурентов
  10. Принцип 6-й: Идентифицируйте нужную вам интеллектуальную собственность
  11. Принцип 7-й: Создайте или приобретите право на нужные вам объекты права интеллектуальной собственности
  12. Принцип 8-й: Оцените экономическую эффективность вашей интеллектуальной собственности
  13. Принцип 9-й: Думайте о налоге на интеллектуальную собственность
  14. Принцип 10-й: Будьте готовы защищать права на свою интеллектуальную собственность
  15. Принцип 11-й: Измеряйте эффективность управления интеллектуальной собственностью
  16. Принцип 12-й: Сформируйте команду компетентных, творчески мыслящих и целеустремленных сотрудников

5 способов монетизации интеллектуальной собственности

Частнопрактикующий специалист в области интеллектуальной собственности, юрист ООО «РусБан – Трейд»

специально для ГАРАНТ.РУ

Объекты интеллектуальной собственности образуются благодаря творческой и изобретательской деятельности людей. Однако определить, каким способом можно получить выгоду от результатов творческого труда, довольно затруднительно. В своей авторской колонке попробую выделить возможные варианты монетизации интеллектуальной собственности.

Термин «монетизация» все чаще используется в речи и в бизнес-литературе. Он означает возможность получения прибыли от использования или продажи какого-либо объекта. При грамотном распоряжении имуществом монетизировать можно любые объекты, в том числе и нематериальные, к которым относятся результаты творческого труда. Так, по сведениям из годового отчета за 2018 год компании «Газпром», экономический эффект от использования патентов в производстве составил 10,3 млрд руб. в прошлом году и более 25 млрд руб. за 2016-2018 гг.

Первым этапом на пути к получению прибыли является обеспечение режима правовой охраны в отношении интеллектуальной собственности. В зависимости от отрасли, к которой относится результат творческого труда, для закрепления прав за создателем может потребоваться ряд действий. Например, для удостоверения прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец необходима подача заявки и последующее получение патента, подтверждающего правомочия обладателя. Для объектов авторских и смежных прав, таких как: литературные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ, аудиовизуальные произведения и другие, достаточно выражения результата интеллектуальной деятельности в объективной форме, после чего права возникают автоматически. В отношении средств индивидуализации также действует заявительский порядок удостоверения прав, то есть лицо, которому принадлежит обозначение, подает заявление на регистрацию в Роспатент.

Стоит отметить, что обеспечить действующую правовую охрану объекта интеллектуальной собственности – главная задача для обладателя интеллектуальной собственности. Благодаря этому, во-первых, подтверждается законность полномочий; во-вторых, владелец получает абсолютное право на использование объекта; а в-третьих, приобретает способность защитить свои интересы в случае недобросовестных действий третьих лиц.

После того как права оформлены и закреплены полагающимся образом, правообладателю стоит задуматься, каким образом использовать принадлежащий объект. В зависимости от полноты правомочий допустимо выделить следующие способы монетизации интеллектуальной собственности:

1. Получение прибыли в результате полного правообладания. В таком случае лицо лично пользуется и распоряжается результатом интеллектуальной деятельности. Монетизация происходит за счет самостоятельного продвижения и распространения владельцем объекта, выраженного в материальной форме. Предположим, изобретатель воплощает запатентованное изобретение и в дальнейшем распространяет его через розничные сети. Этот способ получения прибыли является одним из наиболее частых, но не всегда очевиден, поскольку потребители не всегда осознают, сколько и каких объектов интеллектуальной собственности используется для производства определенного товара. Например, повар может запатентовать свой уникальный рецепт и затем начать реализацию готовых блюд через интернет-пространство или кафе быстрого питания. Или пекарь может начать производство хлеба и другой выпечки по лично изобретенным рецептурам, составленным в результате отработки в домашних условиях. Так, рецепт и способ приготовления широко известного печенья «Юбилейное», которое можно найти в любом продуктовом магазине, охраняется в соответствии с патентом на изобретение № RU2034482C1.

2. Другим способом получения прибыли считается выгода от процессов, происходящих параллельно с использованием объектов интеллектуальной собственности. Заметки популярных блогеров, известные видеоролики на YouTube-каналах – создатели и авторы этих аудиовизуальных и литературных произведений извлекают ощутимый доход. При этом подавляющая часть вырученных средств зарабатывается за счет рекламы, которая сопровождает объекты авторских и смежных прав.

3. Интересным и нетрадиционным способом монетизации может стать краудфандинг– коллективное финансирование какого-либо проекта. Любой человек вправе опубликовать на специальных краудфандинг-платформах, например, чертеж изобретения, которое он желает воплотить в жизнь, но не располагает средствами для этого. В дальнейшем желающие вносят средства на специальный счет до тех пор, пока не соберется необходимая сумма. С одной стороны, в таком случае вопрос прибыльности спорный, а с другой: автор реализует идею без личных затрат. Стоит отметить, что иногда краудфандинг-проекты получают финансирование, которое значительно превышает размер заявленного. Так, в 2017 году, Николай Белоусов собрал с помощью краудфандинга деньги на производство надувного дивана «Биван» в размере 3,9 млн руб., при этом изначально запланированная сумма сбора составляла 1 млн руб.

4. Доход от передачи права пользования интеллектуальной собственностью. В этом случае речь идет о заключении лицензионного соглашения. Авторы песен, исполнители, создатели фонограмм предоставляют права на использование результатов творческого труда организациям, по управлению на коллективной основе и получают периодические отчисления или единовременную выплату. Заключение лицензионных соглашений допустимо в отношении практически любых объектов интеллектуальной собственности (за исключением ряда средств индивидуализации и секретов производства). В отношении товарных знаков популярна передача права на использование по договору коммерческой концессии или договору франчайзинга. В таком случае передаются права на комплекс объектов интеллектуальной собственности, вместе составляющих бренд компании. К примеру, по сведениям, представленным на официальном сайте компании McDonald’s: «В настоящее время более 80% предприятий «Макдоналдс» по всему миру принадлежат и управляются независимыми местными партнерами – Франчайзи». При этом, согласно рейтингу самых дорогих брендов мира 2019 года по версии Forbes, McDonald’s занимает 10-е место и выручка компании достигает $96,1 млрд.

5. Прибыль от продажи интеллектуальной собственности. Такой способ монетизации предусматривает полную передачу прав на объект другому лицу. Отрицательным моментом становится то, что первоначальный обладатель лишается прав на материальные притязания в отношении принадлежавшего ему объекта. Положительное обстоятельство – размер получаемого дохода. Сумма, уплачиваемая за передачу прав по договору отчуждения, весьма внушительна и иногда превышает доходы, которые предполагалось получить за несколько лет использования объекта. Популярность договоров отчуждения обусловлена позицией покупателя интеллектуальной собственности: в таком случае он становится полноправным владельцем и способен самостоятельно контролировать использование объекта и распоряжаться им по собственному усмотрению.

Читайте также:  Древесный уголь способы производства

Статистика показывает, что передача прав на объекты интеллектуальной собственности может стать выгодным занятием. Так, по сведениям из годового отчета в области устойчивого развития за 2018 год компании «Роснефть», компания потратила на НИОКР 32,1 млрд руб. и приобрела 57 патентов. А также прошли испытание 149 новых технологий, общий экономический эффект от использования которых оценивается в 905 млн руб.

Перечисленные выше способы монетизации объектов интеллектуальной собственности свидетельствуют о том, что нематериальные активы имеют вполне реальную, материальную стоимость и способны приносить ее обладателю ощутимую прибыль – главное выстроить работоспособную систему.

Источник

Коммерциализация интеллектуальной собственности

6.1. Способы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности

Создание объекта интеллектуальной собственности (ОИС), получение прав на него, доведение объекта до «товарного» состояния — все эти действия связаны с немалыми затратами. Существуют два основных пути коммерциализации объектов интеллектуальной собственности ( рис. 6.1) [24]:

  • непосредственная коммерциализация через передачу (продажу) прав на объекты интеллектуальной собственности, как инновационные продукты;
  • опосредствованная коммерциализация путем продажи инновационной продукции, в производстве которой использованы объекты интеллектуальной собственности.

Коммерциализация объекта интеллектуальной собственности, как инновационного продукта, осуществляется либо через использование прав в производстве инновационной продукции, либо через передачу прав на них [24]. Передать права на ОИС можно путем:

  • передачи (уступки) всех имущественных прав другому лицу;
  • внесения прав в уставный капитал предприятия;
  • передачи прав пользования другому юридическому или физическому лицу.

Способы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности представлены на рис. 6.2.

В специальной литературе подробно описаны указанные на рис. 6.2 способы коммерциализации ОИС. В этом смысле показательна цитированная выше книга П. Н. Цыбулева «Управление интеллектуальной собственностью», изданная в 2008 году в Киевском «Институте интеллектуальной собственности». В книге подробно описаны многие аспекты управления ОИС и пути её коммерциализации. Наиболее выгодным из них с точки зрения прибыли является коммерциализация объектов интеллектуальной деятельности путем их использования в производстве инновационной продукции. Поскольку объем произведенной продукции может быть большим, то и пропорциональная ему прибыль может во много раз превышать стоимость прав на ОИС в случае их коммерциализации в качестве инновационных продуктов.

Конечно, этот путь коммерциализации связан со значительными стартовыми затратами на доводку ОИС стадии его применимости. Однако, в случае успеха выпуск новой продукции на рынок дает возможность через определенный период не только компенсировать первоначальные затраты , но и получить значительную прибыль для дальнейшего развития производства. При этом вся полученная прибыль остается на предприятии.

Принятие решения о производстве инновационной продукции связано с многочисленными рисками. Поэтому, прежде чем принять такое решение, необходимо сравнить свою продукцию с аналогичной продукцией конкурентов, сделать экономическую оценку предполагаемого проекта.

Необходимо тщательно продумать схему коммерциализации. В условиях плановой экономики, которая существовала в Советском Союзе, была построена довольно четкая, но недостаточно эффективная схема введения ОИС в хозяйственный оборот. Научные центры (академические институты, университеты, научные лаборатории и др.) представляли результаты НИР, которые считались инновационной продукцией. Отраслевые научно-исследовательские институты отбирали наиболее перспективные разработки и дорабатывали их до технологий. Готовые технологии передавались промышленным предприятиям для использования.

Однако, в условиях рыночной экономики из цепи: «научный центр => научно-исследовательский институт => промышленное предприятие» выпало решающее звено — научно-исследовательский институт. И потому на современном этапе возникла необходимость в поиске новых путей введения результатов НИР в хозяйственный оборот. В современных условиях перспективной является схема коммерциализации ОИС, изображенная на рис. 6.3.

По этой схеме ОИС разрабатывается в исследовательском центре (университете, Академии наук, научно-исследовательском институте и т.п.), потом вместе с партнером (посреднической фирмой), которая имеет опыт по коммерциализации ОИС, создается новая компания, способная довести идею, разработанную в центре, «под ключ «. Партнер (инновационный менеджер ) находит промышленную компанию, которая заинтересована в использовании новой технологии, а также инвестора для новой компании. Новая компания выплачивает исследовательскому центру лицензионные платежи за использование ОИС. В случае успеха проекта, новая компания может предоставить исследовательскому центру новый заказ на НИР и цикл повторяется.

Эта модель коммерциализации результатов НИР успешно используется в Великобритании и в США, прежде всего, для коммерциализации научных разработок, выполненных в Университетах.

Экономическая эффективность рассмотренных выше способов коммерциализации ОИС ( рис. 6.2), может значительно (на порядки) отличаться для разных способов (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Экономическая эффективность разных способов коммерциализации ОИС
Способ коммерциализации Экономическая эффективность (тыс. долл. США)
1. Продажа информации о разработке 5 — 20
2. Передача прав на использование ОИС 15 — 50
3. Использование ОИС для производства инновационной продукции на предприятии Вся прибыль остается на предприятии
4. Выращивание бизнеса для продажи большой корпорации 500 — 2 000
5. Выращивание бизнеса для продажи на фондовой бирже Больше чем 10000

Из таблицы видно, что наименее эффективным является способ коммерциализации через продажу информации о разработке, когда продаются результаты НИР, права на которые не защищены охранным документом — патентом или свидетельством на изобретение.

Относительно низка эффективность такого способа коммерциализации, как передача прав на ОИС по лицензионным договорам (15-50 тыс. долл. США). Намного эффективнее способ коммерциализации ОИС посредством выращивания бизнеса на основе ОИС с дальнейшей продажей его большой компании или фондовому рынку, т.е. путем использования результатов НИР для производства инновационной продукции.

6.2. Базовые принципы управления ОИС

Объекты интеллектуальной собственности имеют двойную природу — правовую и экономическую. С одной стороны, это права на результат творческой деятельности, а с другой — результат этой деятельности.

Поскольку права интеллектуальной собственности имеют нематериальную природу, то они относятся к нематериальным активам, которыми, как и любыми другими активами, необходимо управлять.

Ниже приведены 12 принципов управления интеллектуальной собственностью, которые сформулированы на основе опыта многих предприятий [24; 25]. Использование этих принципов позволит установить связь между интеллектуальной собственностью и финансовым состоянием предприятия, а также определить, каким образом управление ОИС обеспечит устойчивую прибыль от интеллектуальной собственности.

Читайте также:  Как солить опят горячим способом

Принцип 1-й. Осознайте роль интеллектуальной собственности

В рутинных производствах руководители практически никогда не обращает внимания на интеллектуальную собственность. Но в таких областях производства, как биотехнологическая, фармацевтическая, радиоэлектронная, телекоммуникационная, разработка программных и информационных систем с использованием элементов искусственного интеллекта и т.п. принципиально невозможно создать конкурентный продукт без использования объектов права интеллектуальной собственности.

Например, в производстве сотового телефона фирмы NOKIA используется более 300 изобретений. Использование ноу-хау, изобретений и других объектов права интеллектуальной собственности позволяет обеспечить эффективную конкурентоспособность товара или услуги. Однако, это не означает напрямую, что больше объектов права интеллектуальной собственности будет на предприятии, тем большей будет его конкурентоспособность. Руководитель должен отличать интеллектуальную собственность как нематериальный актив от материальных активов и полезные для предприятия объекты интеллектуальной собственности от ненужных.

Катастрофой для руководителей может стать выпуск на рынок нового товара, который нарушает права других правообладателей. Судебные разбирательства по поводу нарушения этих прав интеллектуальной собственности способны привести к большим, а иногда к необратимым финансовым и моральным потерям. Поэтому очень важно, чтобы ведущую роль интеллектуальной собственности осознал руководитель предприятия, а не спускал эти насущные вопросы на нижние этажи менеджмента.

Принцип 2-й: Придерживайтесь баланса интересов субъектов права интеллектуальной собственности

В разработке и производстве инновационной продукции в общем случае, принимают участие три субъекта: заказчик, исполнитель и пользователь. Баланс интересов субъектов правоотношений в сфере интеллектуальной собственности, которая лежит в основе инновационной продукции, схематично представлен на рис. 6.4.

Если интересы находятся в зонах 1, 2 или 3, то они не будут восприняты двумя другими субъектами и такой проект обречен на провал. В зонах 4, 5 и 6 сходятся интересы двух субъектов. Но без заинтересованности третьего успех маловероятен. И только в зоне 7 интересы всех трех субъектов инновационной деятельности совпадают. Именно здесь можно рассчитывать на успех.

Относительно объектов интеллектуальной собственности интересы заключаются в справедливом распределении прав собственности между субъектами интеллектуальной собственности. Причем распределение прав должно производиться не в конце инновационного процесса, когда продукция войдет на рынок, а в самом начале.

Практика показывает, что вначале проекта, когда еще нет финансовой отдачи от объектов интеллектуальной собственности, а участниками движет энтузиазм — договориться о разделе прав значительно легче, чем в конце, когда появятся финансовые потоки, генерируемые объектами интеллектуальной собственности. Несоблюдение этого принципа стало причиной краха многих инновационных проектов.

Принцип 3-й: Сделайте интеллектуальную собственность частью стратегического бизнеса-планирования

Успешный бизнес начинается с прогнозирования будущего продукта на еще не существующем рынке или оценка его конкурентоспособности на имеющемся рынке. Поэтому с самого начала нужно определить, какие именно объекты права ИС необходимо создать и/или приобрести для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность товаров или услуг, которые, соответственно, будут производиться с их участием.

Разрабатываемая стратегия относительно оценки ОИС должна охватывать следующие позиции [26]:

  • разработка и внедрение процедур, которые обеспечивают контроль рисков относительно прав на объекты права интеллектуальной собственности других лиц, так как закрепленные за ними юридические права могут нести в себе угрозу долгосрочной прибыльности и росту бизнеса;
  • максимизация прибыли, которая должна быть получена от любого имеющегося у предприятия объекта права интеллектуальной собственности, путем осуществления соответствующих управленческих процедур;
  • осведомленность о новейших технологиях, которые были созданы в собственном бизнесе и разрабатываемых другими технологиях, а также оценка последних как потенциальной конкурентной угрозы;
  • приобретение прав на созданные собственными силами объекты права интеллектуальной собственности;
  • поиск объектов права интеллектуальной собственности, которые касаются важных технических новинок и которые имеют надежную правовую охрану, а также оценка того, следует или не следует приобрести эти права интеллектуальной собственности, или, по меньшей мере, право на их использование.

Для предприятий-лидеров, а также для тех, кто стремится к лидерству, вопрос стратегического планирования относительно интеллектуальной собственности будет одним из важнейших.

Принцип 4-й: Выявите собственные объекты интеллектуальной собственности

На российских предприятиях, к большому сожалению, стала типичной ситуация, когда руководители высшего звена не владеют информацией о том, какие объекты права интеллектуальной собственности существуют на их предприятии, кому принадлежат права на эти объекты, не истек ли их юридический срок действия и т.п. Без ответов на эти вопросы невозможно управление интеллектуальной собственностью.

Очевидно, для разных предприятий «портфель» интеллектуальной собственности будет разным. Для одних это будет фирменное наименование и, возможно, некоторые простые ноу-хау. Для других бизнес будут определять комплексные технологии, включающие в себя десятки, даже сотни объектов права интеллектуальной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, торговые марки, коммерческие наименования и т.п. Важно идентифицировались все объекты права интеллектуальной собственности, даже если они будут незначительными или связанными с устаревшими технологиями.

Результатом применения этого принципа управления интеллектуальной собственностью является то, что руководство предприятия будет иметь правильное и всеобъемлющее представление об интеллектуальной собственности в их бизнесе, о связанных с нею юридических правах и как эта интеллектуальная собственность применяется для обеспечения ежедневной деятельности по управлению предприятием.

Принцип 5-й: Соберите информацию об интеллектуальной собственности конкурентов

Важным элементом стратегии управления интеллектуальной собственностью является информированность относительно прав интеллектуальной собственности, которые могли бы сделать конкурентов способными мешать вашему бизнесу в использовании новых товаров, технологических процессов или услуг.

Цель заключается в том, чтобы установить, может ли любое из прав интеллектуальной собственности других лиц препятствовать любой осуществляемой вами коммерческой или исследовательской деятельности. Желательно это сделать до того, как будут осуществлены значительные инвестиции в разработку инновационной продукции, которые могут оказаться напрасными, если в последующем придется отказаться от разработки, поскольку не удается преодолеть барьеры, созданные правами интеллектуальной собственности конкурентов.

Принцип 6-й: Идентифицируйте нужную вам интеллектуальную собственность

При внимательном исследовании товара, который ваша компания готовит для выхода на рынок, может оказаться, что не все элементы товара защищены правом интеллектуальной собственности. Еще хуже, если какие-то элементы вашего товара подпадут под действие чужих прав интеллектуальной собственности. В этом случае говорят, что товар (изделие) не обладает патентной чистотой. Такой товар опасно выводить на рынок, ибо в случае нарушения чужих прав производителю товара грозят большие неприятности (конфискация товара, штраф и др.).

Поэтому необходимо определить, какие именно объекты интеллектуальной собственности необходимо создать или приобрести, чтобы сделать товар максимально защищенным правом интеллектуальной собственности.

Читайте также:  Конфликт как способ решения проблем

Принцип 7-й: Создайте или приобретите право на нужные вам объекты права интеллектуальной собственности

После того, как будут выявлены объекты права интеллектуальной собственности, которые необходимы дополнительно для обеспечения конкурентоспособности инновационной продукции, следует решить, где их взять. Есть два пути для этого. Первый — создать их собственными силами или на заказ. Второй — приобрести права на такие объекты через договор уступки прав или лицензионный договор.

Второй путь имеет ряд преимуществ. Во-первых, он дает возможность выиграть время. Во-вторых, он менее рискован, ибо уже пройдена стадия разработки. Однако всегда остается опасность, что вам продадут устаревшую разработку, поскольку мало кто захочет продать новые разработки. Тенденция такова, что продают права на результаты интеллектуальной деятельности, которые уже заменяют новыми, более совершенными.

Принцип 8-й: Оцените экономическую эффективность вашей интеллектуальной собственности

Оценка стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности необходима, по крайней мере, для достижения таких довольно важных и четких целей:

  • узнать о расходах на создание, обретение правовой охраны и поддержание действия прав на объект права интеллектуальной собственности;
  • оценить размер денежных потоков, которые способны генерировать эти объекты при использовании их в собственном производстве;
  • определить цену, за которую можно продать (уступить) права на объект права интеллектуальной собственности или передать права пользования этим объектом по лицензионному договору.

Инвестирование в интеллектуальную собственность оправдано только тогда, когда это может принести дополнительную прибыль на инвестицию. Возможно, есть единственное исключение из этого правила, когда объект права интеллектуальной собственности может быть использован для блокирования конкурента или для укрепления собственных позиций на рынке.

Принцип 9-й: Думайте о налоге на интеллектуальную собственность

В процессе управления интеллектуальной собственностью необходимо учитывать вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. Многие руководители также не задумываются об этом — и это может впоследствии привести к неприятным «разборкам» с налоговыми органами.

Законодательство разрешает ставить права на объекты интеллектуальной собственности на бухгалтерский учет предприятия и производить их амортизацию. Это может привести, по крайней мере, к двум противоположным последствиям в налогообложении.

С одной стороны, постановка на бухгалтерский учет автоматически запускает механизм амортизации объектов права интеллектуальной собственности и тем самым уменьшает на величину амортизации прибыль, которая является базой для налогообложения. При этом предприятие не отдает часть денег в бюджет, а оставляет их в своем распоряжении.

С другой стороны, на величину стоимости поставленных на баланс объектов права интеллектуальной собственности увеличиваются активы предприятия, т.е. возникает дополнительная стоимость, которая облагается налогом на добавленную стоимость. Даже если права на ОИС приобретены предприятием бесплатно, то они отображаются в бухгалтерском учете со справедливой стоимостью, а в связи с ведением налогового учета, сумма стоимостей учтенных бесплатно полученных ОПИС увеличивает валовой доход, что приводит к увеличению базы налогообложения, а следовательно к дополнительному налогу.

Размер налога будет зависеть от того, будут ли эти объекты созданы собственными силами, или они будут приобретены по лицензионному договору. И если да, то от кого — физического или юридического лица? Эти нюансы необходимо учитывать при управлении интеллектуальной собственностью. Базовый принцип: необходимо минимизировать налоги, разумеется, соблюдая нормы действующего законодательства.

Принцип 10-й: Будьте готовы защищать права на свою интеллектуальную собственность

На каком-то этапе ваша интеллектуальная собственность привлечет внимание конкурентов. Они забеспокоятся, когда ваш успех зацепит их бизнес. Это может произойти, когда ваш товар выйдет на рынок. Или если сведения о разработке вами объектов права интеллектуальной собственности, которые представляют потенциальную опасность для конкурента, станут доступными для него.

У недобросовестного конкурента может появиться соблазн нарушить ваши права, т.е. использовать их без вашего разрешения. В этом случае возникает необходимость в защите своих прав, в том числе в судах, и к этому нужно готовиться заранее. Хрестоматийный пример — Чарльз Гудьир после десяти лет настойчивых исследований запатентовал первую в мире технологию вулканизации резины (патент США № 3633 от 15.06.1844 г.). Он мог невероятно разбогатеть, когда Генри Форд поставил производства автомобилей на конвейер! Однако технологический процесс оказался простым для копирования, конкуренты быстро украли его, а Ч.Гудьир, не имея средств для защиты своих прав от недобросовестных конкурентов, умер в нищете. Такая же история произошла с Лео Зиппером, изобретателем застежки «молния».

Предприятие не должно умышленно или по незнанию нарушать чужие права на объекты интеллектуальной собственности, поскольку это может обернуться для него как значительными материальными, так и моральными потерями. Во всяком случае, предприятие должно выработать правила поведения относительно недобросовестных конкурентов и предусмотреть средства, которые могут быть эффективными для отстаивания своих прав в суде. Если у вас есть права, но нет средств для их защиты, то ваши права скорее всего будут безнаказанно нарушаться.

Принцип 11-й: Измеряйте эффективность управления интеллектуальной собственностью

Если расходы на управления интеллектуальной собственностью будут превышать выгоды, полученные от управления, то такое управление следует считать неэффективным, и наоборот.

Для оценки эффективности управления, необходимо еще до введения системы управления установить численные показатели (метрики), которые будут свидетельствовать об эффективности управления. Отправными точками могли бы стать затраты на поддержание контроля над интеллектуальной собственностью, объем продаж прав на них по лицензионным договорам и др. Периодическая оценка стоимости «гудвилла» предприятия также может служить интегральной характеристикой эффективности управления интеллектуальной собственностью.

Принцип 12-й: Сформируйте команду компетентных, творчески мыслящих и целеустремленных сотрудников

Этот общий для многих аспектов управленческой деятельности принцип особо важен, ибо без его соблюдения вряд ли будут эффективно работать остальные принципы. Если на предприятии нет умных, энергичных, творчески мыслящих людей, то любые инвестиции, вложенные как в само предприятие, так и в интеллектуальную собственность, скорее всего, уйдут в песок. Важность этого принципа заключается еще и в том, что именно творческие люди создают такие составляющие интеллектуального капитала, как информация и объекты права интеллектуальной собственности.

Сформулированные принципы будут эффективны лишь в том случае, когда они идентифицируются по отношению к стратегическим целям предприятия, осознаются высшим менеджментом и последовательно и комплексно внедряются в повседневную деятельность!

Источник

Оцените статью
Разные способы