Способы количественного определения параметров финансового механизма

Финансы

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Элементы финансового механизма

Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры) являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.д. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами.

Благодаря слаженному функционированию всей совокупности элементов финансового механизма осуществляется формирование финансовых ресурсов, их движение в процессе распределения и использования на макро- и микроуровне, дается оценка величины финансовых ресурсов и определение иных количественных параметров, связанных с их функционированием.

К финансовому механизму относят также конкретные методы управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

Одна и та же экономическая или социальная задача может быть решена на основе различного финансового механизма. Так, расширение деятельности коммерческой организации, предусматривающее, например, строительство новых производственных мощностей может предусматривать или использование собственных финансовых ресурсов организации, привлечение банковского кредита, выпуск долевых или долговых ценных бумаг.

Примеры использования разных финансовых механизмов обеспечения доступных образовательных услуг:

  • — сметное бюджетное финансирование образовательного учреждения;
  • — нормативно-подушевое бюджетное финансирование образовательного учреждения;
  • — образовательные гранты, стипендии студентам (источник – бюджетные средства, негосударственные фонды, частные лица);
  • — оплата образовательных услуг за счет средств банковского кредита (но с участием государственной поддержки субсидирование ставки, государственные гарантии и т.д.);
  • — формирование с участием бюджетных средств фонда, предоставляющего образовательные кредиты студентам и т.п.

Финансовый механизм может трансформироваться, к основным факторам, такой трансформации относятся:

  • — системные экономические и политические преобразования;
  • — демографические изменения;
  • — влияние общемировых тенденций, в том числе процессы глобализации;
  • — изменение общественных представлений, в том числе о значимости того или иного блага.

Так, во многих странах изменение финансового механизма пенсионных систем было обусловлено изменением демографической ситуации.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований, организаций и домохозяйств. Используя различные элементы финансового механизма, экономические субъекты стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, изменение финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами.

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам: в зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, в соответствии с типом государственного устройства и т.д.

Источник

Способы количественного определения параметров финансового механизма

Реализация целей и задач финансовой политики осуществля­ется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализо­ванном уровнях, которые в совокупности определяют содержа­ние механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным первичным элементом финансового механизма, поскольку опре­деляет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при форми­ровании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджет органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль орга­низаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принад­лежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.).

В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование со­ответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата уп­равления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджет­ной системы РФ и прочие расходы.

В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммер­ческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций -доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организа­ции бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).

Читайте также:  Хитрый способ заставить себя

При формировании налоговых дохо­дов бюджета в порядок их образования будут включаться регла­ментируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне ис­пользуются различные формы финансового обеспечения воспро­изводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финанса­ми. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

финансовый метод используется для формирования финан­совых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвоз­мездной основе. Финансовым методом, как правило, формиру­ются собственные финансовые ресурсы коммерческих и неком­мерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организацион­но-правовых форм; формирование амортизационных отчисле­ний и прибыли в коммерческих организациях происходит на без­возмездной и безвозвратной основах);

метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими ли­цами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76—77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых цен­ных бумаг коммерческими организациями;

налоговый метод подразумевает аккумулирование денеж­ных средств для финансового обеспечения деятельности государ­ства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязатель­ной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функ­ционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправле­ния. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использова­ние в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, не­посредственно связано с особенностями осуществления финан­совой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денеж­ной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирова­ние экономики и социальной сферы при наступлении различно­го рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйство­вания, бюджетную систему государства и социальное обеспече­ние населения.

Способы количественного определения параметров финансово­го механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся спо­собы исчисления бюджетных доходов, способы определения не­обходимого объема финансовой помощи соответствующим бюд­жетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется пере­меной государственного устройства, состава финансовых полно­мочий на соответствующем уровне управления, методов хозяй­ствования, условий экономического и социального развития го­сударства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государ­ства на современном этапе.

Финансовый механизм является инструментом осуществле­ния финансовой политики государства, регионов и муниципаль­ных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию це­лей финансовой политики, решение ее стратегических и такти­ческих задач.

При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансово­го механизма.

Таким образом, перестройка финансового меха­низма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответству­ющими нормативно-правовыми документами.

Источник

Финансовый механизм

Реализация целей и задач финансовой политики любого государства, в том числе и Российской Федерации осуществляется с помощью многообразных приемов организации финансовых отношений на уровне государства и хозяйствующих субъектов, которые в совокупности представляют собой ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ.

Рассмотрев многообразие существующих трактовок понятию «финансовый механизм» в качестве базового рекомендуем определение проф. В.М. Родионовой

Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения

Финансовый механизм включает

1-е Вид организации финансовых отношений

2-е Форму организации финансовых отношений

3-е Методы формирования и использования финансовых ресурсов

4-е Способы количественного определения параметров финансового механизма

Финансовые отношения представляют неотъемлемую часть объективно обусловленных рыночных отношений и важный инструмент реализации финансовой политики государства Финансовые отношения как часть производственных отношений общества составляют экономический базис общества. Финансовые отношения развивались по мере развития общества, пройдя длительную эволюцию.

Современное разнообразие видов и форм проявления и использования финансовых отношений обусловлено:

усложнением хозяйственных связей;

усилением роли государства в регулировании экономических и социальных процессов.

Следует отметить, что финансовые отношения взаимосвязаны с видами денежных отношений , (например, кредитными, ценовыми), поэтому их развитие и совершенствование осуществлялось параллельно.

Читайте также:  Способ очистки почвы от загрязнения

Финансовые отношения возникают в подразделениях общественного производства, во всех его секторах, на всех этапах стоимостного распределения.

Они опосредуют связи между:

государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой (по поводу платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды и финансирования из них);

государством и его кредиторами на внутренних и внешних финансовых рынках;

органами государственного управления и самоуправления по оказанию друг другу финансовой помощи;

хозяйствующими субъектами по поводу уплаты штрафов, пеней, неустоек, обусловленных нарушениями платежной, договорной и финансовой дисциплины;

предприятиями (организациями) и их работниками по поводу оплаты труда и материального стимулирования.

Современные задачи развития финансовых отношений в Российской Федерации вытекают:

из необходимости упрочения рыночных основ хозяйствования;

из необходимости укрепления демократических начал в управлении;

из необходимости дальнейшего усиления роли государства в управлении социальными и экономическими процессами;

из необходимости расширения экономической и финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований.

Следует отметить, что многообразию финансовых отношений содействует государство. Государство разрабатывает различные формы использования финансовых отношений (например, вводит или отменяет конкретные виды платежей). Формы финансовых отношений устанавливаются государством в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа.

Вид организации финансовых отношений — является исходным, первичным элементом финансового механизма, так как определяет способ выражения финансовых отношений и способ проявления финансовых отношений в соответствующих финансовых ресурсах.

Виды финансовых ресурсов являются результатом:

распределительного процесса на уровне государства (макроуровне);

распределительного процесса при формировании денежных доходов и накоплений хозяйствующего субъекта (микроуровне).

В теме 3 «Финансовые ресурсы» были определены основные виды финансовых ресурсов сфер финансовой системы

В сфере финансов субъектов хозяйствования:

видами финансовых ресурсов коммерческой организации являются, капитал, прибыль, амортизационные отчисления организации;

видами финансовых ресурсов некоммерческой организации – это доходы от оказания платных услуг, от сдачи имущества а аренду, взносы учредителей, членские взносы

В сфере государственных и муниципальных финансов

В процессе формирования доходов в бюджеты и ГВФ используются:

конкретные виды налоговых платежей (НДС, налог на прибыль, НДФЛ, акцизы и прочие налоги);

конкретные виды неналоговых платежей (например, доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, часть прибыли унитарных предприятий, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, таможенные пошлины и таможенные сборы, и т.д.).

В ходе предоставления бюджетных средств, используются конкретные виды расходов:

на финансирование соответствующих отраслей экономики;

на содержание аппарата управления;

на реализацию целевых программ;

на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы

Форма организации финансовых отношений — это внешний порядок организации финансовых отношений, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.

Например, в процессе организации бюджетных отношений, используются: определенные Бюджетным Кодексом РФ формы организации финансовых отношений, такие как:

предоставления средств бюджета;

привлечения средств бюджета;

поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

На уровне хозяйствующих субъектов, формами организации финансовых отношений являются, например: формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса:

3-е Методы практического осуществления финансовых операций, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, входящих в состав финансового механизма, будут рассмотрены в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами

К ним, непосредственно относятся:

методы финансового планирования и прогнозирования;

методы оперативного управления финансами;

методы финансового контроля.

Методы организации финансовых отношений — способы формирования финансовых ресурсов и практическое осуществление операций связанных с финансами.

Проф. Грязнова А.Г. выделяет четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

Финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе

Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций посредством, например:

аккумулирования членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм;

формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях; происходящее безвозмездной и безвозвратной основах

Метод кредитования связан с предоставлением денежных средств, на условиях: срочности, платности, возвратности. На уровне государства (макроуровне)этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд одним бюджетом бюджету. На уровне хозяйствующих субъектов (макроуровне) этот метод используется при получении юридическими лицами кредитов банков, в том числе бюджетных кредитов (ст. 93 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями.

Налоговый метод представляет собой аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах.

В рыночной экономике данный метод является преобладающим для формирования финансовой базы государства. Однако, необходимо соблюдать баланс между,

объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на уровне государства;

финансовых ресурсов остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков.

Страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономику достаточно актуально и определено высокой вероятностью наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества.

Читайте также:  Натрия хлорид для ингаляций детям способ применения

Созданные в денежной форме страховые фонды позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различных непредвиденных событий.

4-е рассмотрим способы количественного определения параметров финансового механизма.

Они являются самой мобильной частью финансового механизма, имеющих мерные характеристики, например:

объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме;

объем бюджетных ассигнований другие количественные параметры).

К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся, например:

способы исчисления бюджетных доходов;

способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам;

способы начисления амортизации и др.

Следует отметить, что в результате различных изменений связанных, например:

с переменой в государственном устройстве; — составом финансовых полномочий органов власти, методов хозяйствования;

условий социального и экономического развития государства и прочее,

меняются и способы количественного изменения параметров финансового механизма что обусловлено, как правило целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

Классификация финансового механизма.

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. Поэтому, с целью упорядочения и структурирования этих элементов финансовый механизм классифицируют по разным признакам.

1-е: в зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы

2-е: в соответствии с государственным устройством

3-е: по воздействию на общественное производство

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы:

Функционирование сфер и звеньев финансовой системы обеспечивает финансовый механизм, он включает:

финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм индивидуальных предпринимателей);

финансовый механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена:

механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств

В соответствии с государственным устройством выделяют три звена:

Финансовый механизм Российской Федерации;

Финансовый механизм субъектов РФ;

Финансовый механизм органов местного самоуправления.

Данное деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По воздействию на общественное производство:

механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов;

механизм финансового регулирования общественного производства;

механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные:

источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов.

состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов,

принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений.

Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на:

общественное производство и его конкретные сферы,;

инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности.

Это будет способствовать, в конечном итоге, реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его воздействия на экономику и социальную сферу.

Вид воздействия финансового механизма на экономику и социальную сферу:

Количественное воздействие финансового механизма. Выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства.

В зависимости от изменений:

соотношения объема финансовых ресурсов на макро- и микро уровне

а также величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируются развитие экономики и деятельность ее субъектов

осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов и форм организации финансовых отношений, которые позволяют рассматривать эти формы и методы в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

К таким элементам финансового механизма можно отнести:

снижение налоговых ставок;

условия предоставления налоговых льгот;

установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга;

условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм;

порядок применения различных финансовых санкций

и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Во- первых, основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

Объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства.

Соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования.

Связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений.

Взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование.

Во-вторых, условием успешного функционирование сфер и звеньев финансовой системы как на макроэкономическом уровне, так и на микроэкономическом уровне определяет:

последовательность осуществления финансовых операций:

состав субъектов финансовых отношений;

порядок организации финансовых отношений на практике.

Источник

Оцените статью
Разные способы