Способы количественного определения финансовых ресурсов

Способы количественного определения финансовых ресурсов

Реализация целей и задач финансовой политики осуществля­ется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализо­ванном уровнях, которые в совокупности определяют содержа­ние механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным первичным элементом финансового механизма, поскольку опре­деляет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при форми­ровании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджет органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль орга­низаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принад­лежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.).

В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование со­ответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата уп­равления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджет­ной системы РФ и прочие расходы.

В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммер­ческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций -доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организа­ции бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).

При формировании налоговых дохо­дов бюджета в порядок их образования будут включаться регла­ментируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне ис­пользуются различные формы финансового обеспечения воспро­изводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финанса­ми. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

финансовый метод используется для формирования финан­совых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвоз­мездной основе. Финансовым методом, как правило, формиру­ются собственные финансовые ресурсы коммерческих и неком­мерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организацион­но-правовых форм; формирование амортизационных отчисле­ний и прибыли в коммерческих организациях происходит на без­возмездной и безвозвратной основах);

Читайте также:  Способы крепления проволочных лотков

метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими ли­цами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76—77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых цен­ных бумаг коммерческими организациями;

налоговый метод подразумевает аккумулирование денеж­ных средств для финансового обеспечения деятельности государ­ства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязатель­ной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функ­ционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправле­ния. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использова­ние в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, не­посредственно связано с особенностями осуществления финан­совой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денеж­ной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирова­ние экономики и социальной сферы при наступлении различно­го рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйство­вания, бюджетную систему государства и социальное обеспече­ние населения.

Способы количественного определения параметров финансово­го механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся спо­собы исчисления бюджетных доходов, способы определения не­обходимого объема финансовой помощи соответствующим бюд­жетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется пере­меной государственного устройства, состава финансовых полно­мочий на соответствующем уровне управления, методов хозяй­ствования, условий экономического и социального развития го­сударства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государ­ства на современном этапе.

Финансовый механизм является инструментом осуществле­ния финансовой политики государства, регионов и муниципаль­ных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию це­лей финансовой политики, решение ее стратегических и такти­ческих задач.

При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансово­го механизма.

Читайте также:  Способы памяти чтобы вспомнить

Таким образом, перестройка финансового меха­низма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответству­ющими нормативно-правовыми документами.

Источник

Способы количественного определения параметров финансового механизма

их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового меха-низма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления.

ний, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов использу-ются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Читайте также:  Способы гадания что бы узнать любимого

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государ-

ства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово- хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;

соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах госу-

дарства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;

связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;

взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.

Источник

Оцените статью
Разные способы