Способы кодирования информации память

Стадии запоминания: кодирование, хранение, поиск.

Не пропустите! Действительно интересный материал, который систематизирует и тезисно представляет современные представления о том, как устроена наша память на уровне психологии. Например, было ли Вам известно, что наша кратковременная память использует для поиска необходимой информации только последовательный (секвентальный) метод? То есть для того, чтобы вспомнить четвертое слово из списка, который нам только что прочитали, мы будем перебирать все слова с первого по четвертое. Интересно? Тогда читаем:

«Память – это инструмент, позволяющий сохранять информацию с течением времени.»
Матлин, 2005.

«Память – это средство, которое дает нам возможность использовать опыт, который мы пеержил в прошлом, для того, чтобы принимать решения в будущем.»
Штернберг, 1999.

Память – это сущность, связанная со структурами и процессами хранения и периодического поиска информации. Память – это квинтэссенция нашей жизни. Без памяти о прошлом мы не можем действовать в настоящем, не можем планировать будущее. Без памяти мы не смогли бы вспомнить того, что мы делали вчера, что мы сделали сегодня, или того, что мы хотели сделать завтра. Без памяти мы не смогли бы ничего узнавать. Ведь узнавать – значит запоминать. Память управляет огромными объемами информации разных типов. Это изображения, значения, звуки и так далее.
В психологии различают три важных аспекта того, как наша память управляет информацией:

1. Кодирование памяти.

В тот момент, когда информация поступает в систему нашей памяти через каналы сенсорного восприятия, она должна быть трансформирована в тот вид, с которым эта система может работать. Это можно сравнить с тем, как мы меняем деньги, путешествуя за границей. Например, слово, прочитанное в книге, будет храниться в нашей памяти, будучи закодированным в звук, или понятие (семантическое управление). Существует три основных типа кодировки информации:
1.1. Визуальный (кодирование в изображение),
1.2. Акустический (кодирование в звук),
1.3. Семантический (кодирование в значение).
Скажите, например, каким образом вы запоминаете телефонный номер, который вы увидели в справочнике? Если всплывает изображение, значит, вы используете визуальное кодирование, если вы повторяете его про себя, значит, используется акустическое кодирование. Опыт показывает, что основным типом кодирования в кратковременной памяти является акустический. Когда перед человеком возникает лист со словами, или цифрами, он, для того, чтобы их запомнить, обычно повторяет их про себя. Повторение – это вербальный процесс запоминания, возникающий вне зависимости от того через какой сенсорный канал поступает информация, видим ли мы ее на бумаге, или нам ее говорят. Основным механизмом кодирования, используемым долговременной памятью, является семантический тип. Как бы там ни было, информация в долговременной памяти может храниться так же и в виде картинок и звуков.

2. Хранение информации.

Хранение воспоминаний касается «хранилищ памяти», то есть тех мест, в которых мы храним информацию, того, как долго мы ее храним, того, какое количество информации мы можем хранить одновременно и того, какую информацию мы храним. Метод, при помощи которого мы сохраняем наши воспоминания, имеет прямое влияние на то, каким образом мы их потом извлекаем. Существует большое количество исследований и научных трудов, посвященных разнице между кратковременной и долговременной памятью. Большинство взрослых людей могут хранить от 5 до 9 деталей в своей кратковременной памяти. Миллер в 1956-м поставил этот факт во главу угла и назвал свою концепцию «магическое число 7». Он считал, что объем кратковременной памяти – это 7 +- 2 детали, так как она имеет определенное число «слотов», в которых хранится информация. Как бы там ни было, Миллер не смог вычислить объем информации, который может храниться в каждом «слоте». В самом деле, если мы можем логически объединить какие-то блоки информации, мы сможем хранить в кратковременной памяти больше этих блоков. Объем же долговременной памяти, напротив, кажется бесконечным. В кратковременной памяти информация может храниться в течение короткого периода (примерно 30 секунд). Долговременная память способна хранить информацию всю нашу жизнь.

3. Поиск.

Поиск – это процесс идентификации именно той порции информации, которая требуется нам сейчас. Иногда мы не можем чего-то вспомнить именно потому, что мы не можем найти необходимую информацию. В тот момент, когда мы ищем то или иное воспоминание, разница между кратковременной и долговременной памятью становится очевидной.
Кратковременная память сохраняет информацию последовательно. Так же последовательно осуществляется и поиск информации, которая хранится в данном типе памяти. Например, если группе испытуемых зачитать список слов для запоминания, а потом попросить их назвать четвертое слово, испытуемые будут вспоминать слова в том порядке, в котором они были зачитаны до тех пор, пока не вспомнят (найдут) необходимую информацию.
Поиск в долговременной памяти осуществляется за счет ассоциативных связей. Именно поэтому иногда мы вспоминаем то, зачем поднимались по лестнице, только зайдя в комнату, в которой об этом впервые подумали.
Организация информации может помочь поиску воспоминаний. Вы можете организовать информацию по порядку (например, в алфавитном порядке, или по размеру, или по новизне). Вообразите себе пациента, которого выписали из больницы. Его лечение включало в себя прием различных препаратов в различное время, кроме того, он переодевался и выполнял определенные упражнения. Если при выписке ему дадут инструкции по продолжению терапии в том порядке, в котором их надо выполнять, пациенту будет проще их запомнить.
Критика экспериментов по изучению памяти.
Большая часть исследований посвященных памяти основана на экспериментах, которые проводились в лаборатории. Обычно в таких экспериментах добровольцев просят выполнять те или иные задания, например, запоминать слова из списка. Надо понимать, что и сама лаборатория, и те задания, которые получают испытуемые, далеки от реальной жизни. В некоторых случаях обстановка, в которой проводится эксперимент, является неестественной, а задания довольно бессмысленны. Имеет ли это значение? Психологи используют понятие «экологической валидности» эксперимента для определения степени, в которой результаты исследования могут быть распространены и обобщены на другие условия. Чем выше степень «экологической валидности», тем шире могут применяться данные полученные в результате эксперимента. Считается, что чем более реалистичным является обстановка и задания в эксперименте, тем более правомерны результаты эксперимента.
Многие эксперименты, разработанные для того, чтобы исследовать свойства памяти критикуются, как имеющие низкую экологическую валидность. Во-первых, условия в лаборатории далеки от естественных. Участников эксперимента перемещают из привычной обстановки, ими управляет экспериментатор, они находятся в обществе абсолютно незнакомых людей. Могут ли подобные условия повлиять на правомерность результатов? Кроме того, как мы уже говорили, сами задания в экспериментах по изучению памяти так же являются нехарактерными для нашей обыденной повседневной деятельности. Например, в обычной жизни, нам вряд ли придется запоминать совершенно несвязанные по смыслу списки слов. Именно по этим причинам экспериментальное изучение памяти зачастую подвергается острой критике, благодаря своей низкой экологической валидности.

Читайте также:  Способы повышения производства труда

Источник

1. Способы кодирования информации

УКП.Вультракратковременной памятиинформация храниться в модально-специфической форме. Гудок в опытах не мешает, т.к. это другая модальность. Вывод: для каждой модальности есть свой сенсорный регистр (зрительная ультракратковременная память – У. Найссер называл такую память иконической, слуховая – эхоическая память).

КП.Предполагается, что информация вкратковременной памятихраниться в модально-неспецифической форме – в виде универсальных акустических кодов. Испытуемым зрительно предъявлялись тройки согласных букв. Буквы могли быть сходными по написанию, но разными по звучанию и наоборот. Испытуемые должны были воспроизводить эти буквы. Оказалось, что ошибки, которые они делали, были фонетические: чаще путали буквы по звучанию, чем по написанию. Такой результат даже у глухих. Вывод: акустические коды – универсальные для хранения информации в кратковременной памяти.

В последние десятилетия этот вывод подвергается сомнениям. Вряд ли этот вывод универсальный, когда информация в зрительной форме. Скорее всего, мы сохраняем образ. По-видимому, часть информации в кратковременной памяти в акустических кодах, а другая часть – в наглядной форме (образы).

ДП.Принципы кодированиядолговременной памяти: информация хранится в семантическом виде (в смысловых кодах). Т.е. долговременная память представляет собой систему значений. Эксперименты: испытуемому предъявлялись слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу (омонимы), и разные по звучанию, и одинаковые по смыслу (синонимы). Предположение: «эффект недавности» связан с кратковременной памятью. Результаты эксперимента: в случае запоминания омонимов страдает эффект недавности (снижается), при запоминании синонимов страдает эффект первичности и срединности. Вывод: звучание слов для долговременной памяти безразлично, информация кодируется на основании смысла слов. Солсо: в долговременной памяти можно хранить и образы и звучания, т.е. долговременная память универсальна, но все-таки доминирует смысловой способ хранения

2. Объем

УКП:объем равен объему восприятия

КП:наиболее вероятная оценка объема хранения – число Миллера 7+2 элемента, по разным данным объем КП варьирует от 2 до 22 единиц информации. Оценка по эффекту недавности (более надежный метод) – 3-5 элементов. Проблема: стандартизация единицы информации. Что принимать за единицу?

ДП:Объем ДП не известен, рассматривается с точки зрения ее постоянства. 2 доказательства постоянства: 1) гипермнезии (при стимуляции мозга электродами возникают образы, хотя и нет доказательтв, что это образы прошлого); 2) в состоянии гипноза человек улучшает припоминание. Аргументы против: уменьшается лишь критичность припоминаний. Лофтус: отвергает точку зрения постоянства ДП. Исследования Лофтус со свидетельскими показаниями, показали, что память постоянно изменяется. Память — активная система, которая постоянно перестраивается. Память — это не хранилище и говорить о ее пределах не имеет смысла. Память не наполняется, а используется, новое знание встраивается в старое и изменяет его.

Источник

Сохранение и извлечение информации. Запоминание и воспроизведение

Способы кодирования материала, повторение, запоминание, узнавание, вспоминание и воспроизведение информации. Информация в постоянном хранилище содержится в кластерах. Сокращение и объединение информации в памяти человека.

Сохранение информации — это, пожалуй, один из самых важных моментов в жизни любого человека. Перед психологами всегда стояла задача изучения процессов запечатления и сохранения следов памяти с последующим их узнаванием и воспроизведением.

Как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения этих следов на короткие и длительные сроки — все эти вопросы были и остаются актуальными до сих пор.

Когнитивная психология с помощью компьютерной метафоры вносит свою лепту в освещение этих вопросов. Для компьютера память — это тоже смысл его существования.
Представить себе трудно, что будет с человеком, которому не удается сохранить поступающую к нему информацию, а может и не столь трудно, если обратить внимание на людей, страдающих склерозом.

Человеку плохо, если не удается запомнить какую-то информацию или извлечь ее, говорят, что это не память, а решето, но во сто крат хуже, если не запоминается вообще ничего и не извлекается тоже ничего. Получается сплошная дырка. А кому нужен компьютер — «склеротик»? На свалку его! А кому нужна такая овощная база, в которой пустые хранилища? Значит, ее нужно переоборудовать под какой-нибудь склад или рынок.

Читайте также:  Корреляционный анализ как способ стохастического

Нам уже известно, что информация, поступающая в память, оставляет след, и мы знаем, что существуют такие хранилища памяти, как сенсорное, промежуточное и постоянное.

Распределение и кодирование информации

Я представляю себе это так: промежуточное хранилище или кратковременное, не долго хранит информацию, которая в данный момент является как бы оперативной или рабочей памятью, управляемой центральным процессором, который распределяет эту информацию на кодирующие устройства, которые в нужный момент должны быть активированы. Эта активация зависит от долговременной репрезентации (представления), т. е., чтобы сохранить в памяти какую-то информацию, мы должны уже обладать какими-то знаниями об окружающем мире. Этому соответствуют способы кодирования материала: а) зрительное, б) акустическое, в) семантическое.

Зрительное и акустическое кодирование достаточно понятно и, в принципе мы уже их касались и определили, что зрительное кодирование опережает акустическое или слуховое.

Семантическое кодирование — это такое кодирование, когда информации придается смысл. Для кодирования в этом случае необходима связь с уже сохраненными понятиями.

Повторение — мать учения

Лучшим способом запоминания во все времена был способ повторения. Как выяснилось повторение — это произнесение. Действительно, вспомните классического «зубрилку», он всегда что-то бубнит, стараясь лучше запомнить. Да, очевидно, и любой из вас может поймать себя на том, что проговаривает мысленно или вслух то, что нужно запомнить. Часто этот процесс может быть неосознанным.

Повторение способствует удержанию информации в промежуточном хранилище, но, к сожалению, а может и к счастью, не может увеличить объем этого хранилища. Происходит как бы подпитка той информации, тающего следа памяти, который находится в хранилище благодаря повторению. Происходит что-то вроде кругооборота, но до каких пор и как все же происходит запоминание, ведь не вертится все это до бесконечности в промежуточном хранилище?

Большинство когнитивных психологов сходится во мнении, что повторение дает возможность:

Перевести информацию из персептивной в кратковременную память.

Понизить нагрузку на кратковременную память.

Перевести информацию в долговременную память.

Группировать материал для последующего воспроизведения.

Очевидно, для того чтобы происходило кодирование запоминаемого материала, должна быть связь с сохраненными понятиями, и все хранилища памяти взаимосвязаны между собой.

Лучше всего запоминается то, что составляет цель нашего действия, большинство систематических знаний появляется в результате специальной деятельности, цель которой — запоминание и сохранение в памяти запомненного материала. Осмысленное запоминание гораздо продуктивнее механического, требующего многих повторений и времени.

Для лучшего запоминания недостаточно только повторения, информация должна быть специальным образом сгруппирована, соотнесена, что послужит для закрепления связей.

Запоминание — это как бы два последовательных процесса, один из них это обработка информации или ее кодирование и консолидация следа. Для долговременного запоминания информации необходима смысловая обработка, которая невозможна без обращения к семантической памяти.

Вначале эта информация распознается, а затем получает пространственно-временные координаты, для того, чтобы запомнить эту информацию как событие, ставится как бы памятка, для дальнейшего нахождения этой информации.

Для увеличения продуктивности запоминания и сохранения информации в памяти существуют разные способы — это перекодирование и укрупнение информации, образное кодирование, перевод слов и цифр в зрительные образы, заучивание слов-ориентиров, чтобы не заблудиться в потоке поступающей информации (вспомните, как в турпоходе идущие впереди оставляют стрелки-ориентиры для идущих за ними).

Память человека хранит запомненное более или менее длительное время. Динамическое сохранение характерно для оперативной памяти, статическое — для долговременной памяти. В долговременную память информация поступает непрерывно, преобразуясь и реконструируясь. В чем это заключается? Некоторые детали информации заменяются другими, информация меняется и обобщается. Как это можно определить? Об этом можно судить в процессе извлечения информации (узнавания и воспроизведения).

Извлечение информации из промежуточного хранилища
Казалось бы, из промежуточного хранилища легче извлечь информацию, т. к. она «свежая», доступная и пока не утеряна. Это хранилище — наше настоящее, можно даже сказать сиюминутное. Несмотря на это информация в нем уже закодирована и систематизирована, поэтому не каждая информация может быть легко извлечена и зависит от скорости доступа к ней. Чем раньше нам понадобится сохраненная информация, тем скорее мы сможем ее извлечь.

Например, мы производим какие-то расчеты и полученный итог нам нужен, чтобы занести его в какие-то документы. Мы быстренько извлекаем его из памяти и записываем. Если он нам дальше не понадобится, то благополучно его забываем, а, если этот результат представляет для нас определенную ценность, то он сохраняется в памяти. Чтобы получить необходимую информацию, надо искать ее, а это оказывается, связано с долговременной памятью, она уже попала в долговременное хранилище.

Та информация, которую надо запомнить надолго, уже прошла кодировку слуховую, визуальную или семантическую, что делает возможным ее извлечение.
В промежуточном хранилище происходит огромная работа, там информация обрабатывается, кодируется, передается на долговременное хранение, но возможно и извлечение ее на любом этапе.

Извлечение информации из постоянного хранилища (долговременной памяти)
Существует разделение долговременной памяти на эпизодическую и семантическую. Эпизодическая память включает в себя личный опыт человека, субъективно осознанный, поэтому он может быть активно воспроизведен. А семантическая память — это знания о мире, общих закономерностях, знание речевых категорий. Именно при наличии следа в семантической памяти появляется чувство «знакомости» при повторной встрече с каким-либо явлением, что облегчает извлечение необходимой информации.

Читайте также:  Способы питания моллюсков класс двустворчатые

Извлечение информации из долговременной памяти — это, прежде всего, ее узнавание, воспроизведение, вспоминание.

Узнавание
Узнавание происходит в момент восприятия, при этом происходит сравнение с ранее сформированным впечатлением на основе либо личных впечатлений (представление памяти), либо на основе словесных описаний (представление воображения).

Если мы узнали объект, то сразу относим его к определенной категории. Например, на пустынной дороги появился силуэт, мы еще не знаем, кто это мужчина или женщина, но уже можем отнести его к определенной категории — человек. Узнавание может быть различным по степени точности.

Иногда, увидев в фильме знакомого артиста, мы тут же моментально узнаем его, говорим его имя и фамилию, когда и в каких фильмах он играл и какие роли. А иной раз мы видим вроде знакомого артиста, но не припоминаем, кто он, где играл, но что-то знакомое в нем есть. При этом ощущение неопределенности способствует более внимательному поиску в памяти.

Скорее всего, узнавание происходит в зависимости от знакомства с объектом и затем поиска соответствия в долговременной памяти. Таким образом, узнавание — это сравнение входящей информации с уже закодированным и сохраненным в памяти материалом.

Беглость узнавания определяет, насколько мы знакомы с объектом. Например, если мы можем с первых слов чтеца определить произведение, или с первых услышанных нот идентифицировать музыкальное произведение — это говорит о действительно беглом восприятии, а также о хорошей кодировке информации в нашей памяти.

Дж. Брансфордом была выдвинута идея соответствия стимула передаче — сигнал должен соответствовать контексту закодированной информации.

Воспроизведение информации — это активный когнитивный процесс, состоящий из нескольких этапов. Вначале ведется поиск нужного следа. При появлении новой информации, близкой по своим характеристикам уже имеющейся, делает отыскание нужного материала гораздо сложнее. Когда все же след найден его нужно раскодировать (декодировать), и сверить полученную информацию с требованиями задания.

Воспроизведение информации может быть активным либо иметь вид узнавания предъявляемого стимула, и тогда не происходит активного поиска следа и декодирования информации.

Вспоминание может происходить и в случае, если мы не смогли узнать объект. Оно обусловлено порождением сигналов, которых нет в окружающем мире, но это необходимо для извлечения информации из долговременной памяти и помещения ее в оперативную память.

Так, например, в телевизионных играх-шоу иногда пользуются наводящими вопросами и вдруг игрока, как бы осеняет, вроде информационная молния проносится, и он вспоминает нужный ответ. А не вспоминается ли вам поиск необходимой информации в компьютере или Интернете, иногда приходится задать несколько дополнительных условий, и вот нужная вам информация оказывается перед вами.

Можно выделить два вида вспоминания — это когда нам хорошо известна информация (дата своего рождения) и когда нами производится выбор из нескольких вариантов (дата рождения знакомого). Свободное вспоминание происходит при извлечении легкодоступной информации, а подготовленное вспоминание (его еще называют припоминанием) происходит в случае, если подготавливающий стимул совпадает с хранящейся информацией.

На вспоминание сильно влияет эмоциональное состояние в момент сохранения информации, если был эмоциональный всплеск в этот момент, то вспоминание происходит в мельчайших подробностях.

Вспоминание более сложно, чем узнавание, т. к. для него необходимо волевое участие, нужно провести определенную работу, перебирая факты. Но все же человеку в этом смысле легче, т. к. ему на помощь приходят ассоциации и интуиция, а «бедный» компьютер, он вынужден перебирать всю информацию, пока не «набредет» на необходимый факт.

Сортировка информации по категориям

Чем выше организация памяти, тем легче извлекается информация. Экспериментальным путем было установлено, что информация извлекается в основном по категориям. Существует модель кластеризации, согласно которой информация в постоянном хранилище содержится в кластерах.

Те, люди, которые используют при сохранении информации больше категорий, рассортировывая слова (понятия) по большему числу категорий, больше и лучше их вспоминают.

Воспроизведение, наверно, более подходящее понятие для извлечения информации, чем просто вспоминание. Ведь нечаянно или специально вспомнив, можно опять «загнать» информацию в дальний угол долговременного хранилища. А воспроизведение как бы подразумевает извлечение необходимой информации из долговременной памяти, помещение ее в оперативную память и работу с ней.

Если проанализировать процесс воспроизведения, то можно увидеть, что при воспроизведении происходит обобщение, либо конкретизация и детализация материала, иногда подмена содержания равнозначным по смыслу, в некоторых случаях происходит сокращение, либо объединение разных частей.

Бывают случаи, когда информация дополняется другой информацией, поступившей ранее. Случаются, конечно, и искажения смысловой информации, да, видимо и не только смысловой. В системе человек-компьютер тоже возможны сбои.

О чем свидетельствуют все эти факты? Да, о том, что, скорее всего в мозгу человека, в его памяти идет постоянная работа, сохраненная информация перерабатывается и перераспределяется по нужным кластерам, либо полочкам, все равно, как это назвать. Информация каким-то образом дополняется, и все это сохраняется для того, чтобы появится при воспроизведении в необходимом виде.

В зависимости от свойств памяти конкретного человека готовность к воспроизведению может быть разной. Воспроизведение информации может быть точным, либо неполным, либо переработанным, но равнозначным по смыслу первоначальной информации.

Источник

Оцените статью
Разные способы