Способы классификации товаров по назначению

Содержание
  1. Классификация товаров — виды и типы товарных групп с примерами
  2. Понятие классификации товара и ее роль в торговле
  3. Виды товарной классификации
  4. Торговый классификатор
  5. Экономико-статистическое деление
  6. Стандартная классификация
  7. Внешнеэкономический классификатор
  8. Учебное группирование
  9. Прочие способы сортировки
  10. Торговая классификация
  11. Экономико-статистическая классификация
  12. Какие бывают классификации товаров: список
  13. По материальной осязаемости
  14. По активности спроса
  15. По числу удовлетворяемых потребителей
  16. По значимости для потребления
  17. По назначению
  18. По происхождению
  19. По материальному наполнению
  20. По взаимосвязи товаров
  21. По сезонности покупки
  22. По длительности потребления
  23. По ритмичности совершения покупки
  24. По месту производства
  25. По новизне
  26. По личностному потреблению
  27. Начните пользоваться сервисом SendPulse прямо сегодня

Классификация товаров — виды и типы товарных групп с примерами

В торговле, маркетинге и экономике важное место занимает классификация товаров. В этой статье мы рассмотрим, на какие группы можно разделить все продукты труда, в зависимости от их свойств, назначения, уникальных характеристик, и для чего это необходимо.

Понятие классификации товара и ее роль в торговле

Многие продукты потребления, которые продаются и покупаются людьми по обоюдному соглашению сторон, являются не просто вещью, а товаром. Товар — это полезный предмет, который был получен в результате труда человека и принял участие в обмене на аналогичный по стоимости объект.

Современное производство поставляет на рынок огромный ассортимент продукции, которая должна обладать определенными характеристиками, функциями и приносить пользу потребителю. Но из-за невероятного многообразия выпускаемых товаров, пропадает возможность оценки их свойств по каким-то общим критериям. Для упорядочения многочисленного ассортимента в торговле и экономике его принято классифицировать.

Рис. 1. Классификационные признаки ассортимента товаров

Классификация товаров — это распределение объектов рыночного обмена на категории и группы по определенным параметрам для упорядоченного и более внимательного изучения.

Важно! Классификация может производиться как по строго регламентированным документам, так и более поверхностно группировать продукты на классы. Без организованной систематизации рекламная, производственная, транспортная и рыночная деятельности придут в состояние хаоса.

Назначение классификации товаров:

  • Выявление общих характеристик, которыми должна обладать продукция, в зависимости от группы.
  • Упрощение изучения изделий, их свойств и качеств.
  • Определение единых стандартов для конкретного вида продукции.
  • Введение сертификации и стандартизации.
  • Организация проверки качества на производстве.
  • Контроль за упаковкой, транспортировкой и правильным хранением ассортимента.
  • Изучение потребительского спроса.
  • Прогнозирование ценообразования.
  • Укрепление международной торговли.

Важно! Без составления организованных классификаторов невозможно добиться стабильного качества, назначить адекватную стоимость для предлагаемой продукции, а также закрепиться в международной торговле. При выходе на рынки других стран производитель должен учитывать местные системы классификации и требования, предъявляемые к данной категории товара.

Роль классификации в рыночной сфере огромна. Она помогает как покупателю, так и производителю товаров. С ее помощью определяются свойства, которыми должны обладать предметы той или иной категории, вводятся более строгие проверки качества. Знание необходимых свойств товара помогает предприятиям выпускать востребованную, качественную и безопасную продукцию. Выполнение требований к транспортировке и хранению продукта сохраняют его пользу. Службы маркетинга, опираясь на классификацию товаров по цене, качеству и прочим параметрам, проводят успешные рекламные компании и помогают развитию фирм. А покупателю легче найти в магазине именно то, что ему нужно.

Рис. 2. Классификация товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции

Виды товарной классификации

Все товары можно разделить на огромное множество групп, списков и категорий, в зависимости от требуемых в данный момент свойств. Рассмотрим самые распространенные методы группирования.

Читайте также:  Кредит по способу взимания

Торговый классификатор

Используется для производства, продажи и правильного хранения продукции. Делит товары на две группы:

Экономико-статистическое деление

Относится к наиболее полной и обширной системе разделения товаров и направлена на облегчение проведения стандартизации и сертификации.

Стандартная классификация

Определяется Общероссийским классификатором стандартов и используется для определения требований для проведения контроля качества. Разделяет предметы по их назначению и отраслевому происхождению.

Внешнеэкономический классификатор

Разделяет товары, предназначенные для международной торговли, помогает наладить торговлю между странами. Учитывает внешнеэкономические факторы и зарубежные требования к выпускаемой продукции.

Учебное группирование

Практически дублирует торговую классификацию, но имеет специфические функции и особенности. Этот метод используется исключительно для обучения будущих специалистов товароведения. Позволяет изучить принципы определения необходимых свойств и виды товара.

Рис. 3. Свойства товара

Прочие способы сортировки

Зависят от конкретной потребности сгруппировать товар в данный момент. Разделяют продукты по таким характеристикам, как цель применения, потребительские особенности, местоположение производства, условия эксплуатации, предметы индивидуального и общественного пользования и прочее.

Важно! В России наиболее часто используются два типа классификации товаров — торговая и экономико-статистическая. После предварительного анализа данных, полученных в результате сортировки продукции, определяются основные стандарты для различных сегментов рынка.

Торговая классификация

Эта сортировка активно применяется в торговле. С ее помощью производитель может выпускать продукцию, свойства которой в полной мере удовлетворят потребителя, а транспортные компании, склады и точки продаж получают достоверную информацию о перевозке и правильном хранении изделия.

Торговая классификация разделяет товары на продовольственные (продукты питания) и непищевые промышленные товары (промтовары).

Съедобные, или продовольственные продукты можно поделить на множество групп:

  • По назначению: для массового потребления, лечебные и диетические, детское питание, пробиотики и пребиотики.
  • По происхождению: растительного, животного, минерального.
  • По торговому предназначению : гастрономические и бакалейные.
  • По срокам годности: скоропортящиеся и пригодные к длительному хранению.
  • По сорту: товары низшей, высшей категории и нормальные по качеству.

    В категорию непродовольственных товаров также входит множество групп, которые различаются по признакам:

    • Посудохозяйственные. Объединяют инструменты, посуду, изделия из пластика, бытовую химию и прочее.
    • Галантерейные товары. Этому понятию соответствует ассортимент кожаных изделий, ниток, сумок, перчаток, фурнитуры.
    • Текстильные . Одежда, обувь и предметы обиходы, изготовленные из тканей.
    • Продукция для личной гигиены. Подразумевает разновидности предметов личного пользования — косметику, парфюмерию, моющие средства.
    • Бытовые и электрические товары. В категорию входят домашняя техника, различные приборы и комплектующие к ним.
    • Изделия эстетического назначения. Товары народного промысла и предметы искусства, украшения, ювелирные изделия.
    • Продукты нефтепереработки. Сама нефть и горюче-смазочные материалы.
    • Прочее. В перечень промтоваров входит все, что создается для комфортной жизни, например, медицинская продукция, канцелярские принадлежности, транспорт для личной или общественной эксплуатации и многое другое.

    Важно! Учебная классификация изучает принципы торговой сортировки и также делит все товары на продовольственные и непродовольственные. При этом изделия разбиваются на множество групп и подгрупп для детального изучения их свойств.

    Торговая классификация представляет собой огромный список, состоящий из сотен смешанных пунктов и уточнений. Многие товары могут подходить сразу для нескольких категорий, к примеру, любой продукт питания может оцениваться сразу и по происхождению, и по срокам хранения, и по сорту. А косметическая продукция попадает и в категорию хозтоваров, и в предметы личного пользования. Такие примеры можно приводить бесконечно.

    Читайте также:  Аналитический способ решения задач это как

    Рис. 4. Система классификации товаров

    Экономико-статистическая классификация

    В отличие от торговой сортировки, не отображает многих свойств и характеристик товара. Она регулируется нормативными документами и разделяет продукты по определенным кодам.

    Экономико-статистическая группировка товаров предназначена для автоматизации сбора информации, а также для анализа качества и улучшения процессов производств в различных областях.

    Этот метод классификации направлен на предоставление государственным органам упорядоченной информации для дальнейшего принятия законов, регламентов и порядков стандартизации. Он облегчает управление всеми отраслями народного хозяйства, а также регулирует деятельность медицинских учреждений.

    Важно! Главный признак экономико-статистической группировки — неотделимость процессов классификации изделий с оценкой экономического положения предприятий или страны в целом.

    Статистическая классификация активно применяется в экономике, зато маркетинговая, товароведная и рыночная отрасли крайне редко изучают это понятие. Эта сортировка не совпадает с торговой сортировкой и не позволяет подробно изучать интересные для покупателя свойства предмета.

    Важно! Экономико-статистическое группирование детально отражено в Общероссийском классификаторе продукции. Этот классификатор регламентируется комплексом нормативных документов, определяющих порядок стандартизации в Российской Федерации — Единой системой кодирования и классификации данных.

    Общероссийский классификатор продукции представляет собой огромный список, состоящий из множества кодов, и делит объекты на:

    Каждый товар называется позицией, имеет свой идентификационный шестизначный код, контрольное число для проверки и название, отображающее принадлежность товара к конкретной группе.

    В экономико-статистической классификации можно выделить основные виды товаров:

  • Оборудование для сельхозтехники.
  • Продукция деревообрабатывающей промышленности.
  • Атомная техника.
  • Авиационная техника.
  • Конденсаторы.
  • Оружие огнестрельное.
  • Мебель.
  • Изделия из стекла и фарфора.
  • Мех и изделия из него.
  • Медицинская техника.
  • Трикотажные изделия.
  • Продукция животноводства.

    Упорядоченная система кодов и наименований помогает специалистам быстро находить необходимое изделие в списке позиций, разрабатывать каталоги продукции, упрощать их систематизацию и сертифицировать товары по группам. Каждый объект, изготовленный в результате труда, может быть занесен в классификатор для дальнейшего изучения и получения необходимых разрешительных документов.

    Несмотря на огромное количество методов разделения товаров на группы, их объединяют общие цели классификации — доскональное изучение продукта, организация качественного производства, хранения товара, а также мониторинг рыночного спроса.

    Узнайте еще больше методов классификации товаров из предложенного ниже видео.

    Источник

    Какие бывают классификации товаров: список

    Узнайте, по каким критериям можно классифицировать товары

    1. Главная
    2. Поддержка
    3. Глоссарий
    4. Классификация товаров

    Классификация товаров — это разделение товаров на группы для того, чтобы удобнее вести их учет и грамотно разрабатывать маркетинговую стратегию.

    Существуют следующие классификации товаров.

    По материальной осязаемости

    • товар как предмет (картофель, кирпичи);
    • товар как услуга (консультация, сеанс психотерапии, отправка email рассылок).

    По активности спроса

    • товары активного спроса, потребность в которых возникает с определенной частотой (товары повседневного спроса — пища, средства гигиены, сезонные товары — варежки, солнцезащитные очки, товары для экстренных нужд — лекарства);
    • товары пассивного спроса, о которых потребитель не знает или о покупке которых не задумывается (ведра для сортировки мусора, книги, страхование жизни).

    По числу удовлетворяемых потребителей

    • массовый товар (куриные яйца, хлеб, молоко, гречка);
    • товар для целевой группы (вегетарианские продукты, товары для диабетиков, экипировка для экстремального отдыха);
    • эксклюзивный товар (часы под заказ, костюм под пошив).
    Читайте также:  Способ воронения металла химически

    По значимости для потребления

    • основной товар имеет главную ценность для покупателя, удовлетворяет цель потребления (смартфон);
    • дополнительный товар обогащает функционал основного товара (беспроводные наушники);
    • товар-аксессуар необязательный, без него основной товар не потеряет своих функций (чехол с ушками);
    • расходный материал потребляется во время использования основного товара (упаковка, пакет);
    • запчасти используются для ремонта и продления эксплуатации основного товара (батарея, материнская плата, сенсорный экран).

    По назначению

    • товары для потребления (пища);
    • товары производственного назначения (комплектующие для производства, сверла, шурупы, кабеля, гвозди, смазки, подшипники);
    • товары для переработки, улучшения и создания других товаров (материалы, комплектующие, сырье, полуфабрикаты, детали, заготовки);
    • капитальное имущество, необходимое для производства (стационарное оборудование, здания, промышленные сооружения);
    • вспомогательные товары и услуги для обслуживания производственного процесса.

    По происхождению

    • товары животного происхождения (мясо, яйца, молочная продукция, мыло, мех, мед);
    • товары растительного происхождения (зелень, овощи, хумус, каши, древесина, семена);
    • товары переработки (бетон, металлические гвозди, упаковки, одежда, аксессуары из вторсырья);
    • минеральные и сырьевые товары (плитка, камень, минеральная вода, щебенка).

    По материальному наполнению

    • материальные товары (пища, керамика, картины);
    • виртуальные товары или онлайн-товары (доставка, ключи доступа, подарочные карты, видео-игры, стриминг музыки, фотографии, электронные книги).

    По взаимосвязи товаров

    • взаимозаменяемые товары, субституты (розы-пионы, билет в кино-билет в цирк);
    • взаимодополняющие или комплементарные товары (чай-сладости, пиво-чипсы);
    • не связанные товары (кофейные зерна, конфеты со вкусом кофе).

    По сезонности покупки

    • сезонные товары (крем от загара, новогодние игрушки, семена растений, рассады);
    • товары перманентного спроса (пища, одежда, поездки в общественном транспорте).

    По длительности потребления

    • товары длительного пользования выдерживают многоразовое использование (автомобиль, бытовая техника);
    • товары кратковременного пользования используются один или максимум несколько раз (спички, обед в ресторане).

    По ритмичности совершения покупки

    • товары повседневного спроса покупаются систематически, при первой необходимости (пища, табачные изделия, средства гигиены);
    • товары длительного обращения покупаются время от времени по необходимости (шины, телефоны);
    • товары предварительного выбора, которые сравнивают между собой по внешнему виду, цене, качеству (мебель, одежда, занятия в школе английского языка);
    • товары импульсной покупки приобретаются спонтанно (часто одежда, фастфуд, в целом товары из прикассовой зоны);
    • товары для особенных случаев (резиновые сапоги, торты, пасхальные куличи, свечи).

    По месту производства

    • экспортный товар производится для реализации за рубежом;
    • импортный товар ввозится из-за границы;
    • толлинговый товар производится в стране, где его будут продавать, но из импортного сырья;
    • местный товар производится в той стране, где и продается.

    По новизне

    • товары-новинки созданы для существующего рынка на основании меняющихся потребностей покупателя (растворимый кофе, энергетические напитки, нарезанный хлеб);
    • венчурный товар создан для нового рынка (зачастую технологические ноу-хау);
    • улучшенный товар (новое поколение электронных книг, раскладной смартфон, куртки из светоотражающего материала);
    • устаревший товар (кожаные куртки, кнопочные телефоны, отправка писем по почте);
    • раритетный товар (антиквариат, редкие модели авто, коллекционные товары).

    По личностному потреблению

    • товар личного потребления (зубная щетка, наушники, носки);
    • товар общественного потребления (звуковые колонки, туалетная бумага, гладильная доска).

    Поздравляем, теперь вы ознакомились с многообразием классификаций товаров.

    Также искали с «Классификация товаров»

    Оценка: 5 / 5 (4)

    Начните пользоваться сервисом SendPulse прямо сегодня

    Если вам интересно, что такое «Какие бывают классификации товаров: список», вам может быть интересен наш сервис рассылок.

    Источник

  • Оцените статью
    Разные способы