- Классификация товаров — виды и типы товарных групп с примерами
- Понятие классификации товара и ее роль в торговле
- Виды товарной классификации
- Торговый классификатор
- Экономико-статистическое деление
- Стандартная классификация
- Внешнеэкономический классификатор
- Учебное группирование
- Прочие способы сортировки
- Торговая классификация
- Экономико-статистическая классификация
- Какие бывают классификации товаров: список
- По материальной осязаемости
- По активности спроса
- По числу удовлетворяемых потребителей
- По значимости для потребления
- По назначению
- По происхождению
- По материальному наполнению
- По взаимосвязи товаров
- По сезонности покупки
- По длительности потребления
- По ритмичности совершения покупки
- По месту производства
- По новизне
- По личностному потреблению
- Начните пользоваться сервисом SendPulse прямо сегодня
Классификация товаров — виды и типы товарных групп с примерами
В торговле, маркетинге и экономике важное место занимает классификация товаров. В этой статье мы рассмотрим, на какие группы можно разделить все продукты труда, в зависимости от их свойств, назначения, уникальных характеристик, и для чего это необходимо.
Понятие классификации товара и ее роль в торговле
Многие продукты потребления, которые продаются и покупаются людьми по обоюдному соглашению сторон, являются не просто вещью, а товаром. Товар — это полезный предмет, который был получен в результате труда человека и принял участие в обмене на аналогичный по стоимости объект.
Современное производство поставляет на рынок огромный ассортимент продукции, которая должна обладать определенными характеристиками, функциями и приносить пользу потребителю. Но из-за невероятного многообразия выпускаемых товаров, пропадает возможность оценки их свойств по каким-то общим критериям. Для упорядочения многочисленного ассортимента в торговле и экономике его принято классифицировать.
Рис. 1. Классификационные признаки ассортимента товаров
Классификация товаров — это распределение объектов рыночного обмена на категории и группы по определенным параметрам для упорядоченного и более внимательного изучения.
Важно! Классификация может производиться как по строго регламентированным документам, так и более поверхностно группировать продукты на классы. Без организованной систематизации рекламная, производственная, транспортная и рыночная деятельности придут в состояние хаоса.
Назначение классификации товаров:
- Выявление общих характеристик, которыми должна обладать продукция, в зависимости от группы.
- Упрощение изучения изделий, их свойств и качеств.
- Определение единых стандартов для конкретного вида продукции.
- Введение сертификации и стандартизации.
- Организация проверки качества на производстве.
- Контроль за упаковкой, транспортировкой и правильным хранением ассортимента.
- Изучение потребительского спроса.
- Прогнозирование ценообразования.
- Укрепление международной торговли.
Важно! Без составления организованных классификаторов невозможно добиться стабильного качества, назначить адекватную стоимость для предлагаемой продукции, а также закрепиться в международной торговле. При выходе на рынки других стран производитель должен учитывать местные системы классификации и требования, предъявляемые к данной категории товара.
Роль классификации в рыночной сфере огромна. Она помогает как покупателю, так и производителю товаров. С ее помощью определяются свойства, которыми должны обладать предметы той или иной категории, вводятся более строгие проверки качества. Знание необходимых свойств товара помогает предприятиям выпускать востребованную, качественную и безопасную продукцию. Выполнение требований к транспортировке и хранению продукта сохраняют его пользу. Службы маркетинга, опираясь на классификацию товаров по цене, качеству и прочим параметрам, проводят успешные рекламные компании и помогают развитию фирм. А покупателю легче найти в магазине именно то, что ему нужно.
Рис. 2. Классификация товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции
Виды товарной классификации
Все товары можно разделить на огромное множество групп, списков и категорий, в зависимости от требуемых в данный момент свойств. Рассмотрим самые распространенные методы группирования.
Торговый классификатор
Используется для производства, продажи и правильного хранения продукции. Делит товары на две группы:
Экономико-статистическое деление
Относится к наиболее полной и обширной системе разделения товаров и направлена на облегчение проведения стандартизации и сертификации.
Стандартная классификация
Определяется Общероссийским классификатором стандартов и используется для определения требований для проведения контроля качества. Разделяет предметы по их назначению и отраслевому происхождению.
Внешнеэкономический классификатор
Разделяет товары, предназначенные для международной торговли, помогает наладить торговлю между странами. Учитывает внешнеэкономические факторы и зарубежные требования к выпускаемой продукции.
Учебное группирование
Практически дублирует торговую классификацию, но имеет специфические функции и особенности. Этот метод используется исключительно для обучения будущих специалистов товароведения. Позволяет изучить принципы определения необходимых свойств и виды товара.
Рис. 3. Свойства товара
Прочие способы сортировки
Зависят от конкретной потребности сгруппировать товар в данный момент. Разделяют продукты по таким характеристикам, как цель применения, потребительские особенности, местоположение производства, условия эксплуатации, предметы индивидуального и общественного пользования и прочее.
Важно! В России наиболее часто используются два типа классификации товаров — торговая и экономико-статистическая. После предварительного анализа данных, полученных в результате сортировки продукции, определяются основные стандарты для различных сегментов рынка.
Торговая классификация
Эта сортировка активно применяется в торговле. С ее помощью производитель может выпускать продукцию, свойства которой в полной мере удовлетворят потребителя, а транспортные компании, склады и точки продаж получают достоверную информацию о перевозке и правильном хранении изделия.
Торговая классификация разделяет товары на продовольственные (продукты питания) и непищевые промышленные товары (промтовары).
Съедобные, или продовольственные продукты можно поделить на множество групп:
В категорию непродовольственных товаров также входит множество групп, которые различаются по признакам:
- Посудохозяйственные. Объединяют инструменты, посуду, изделия из пластика, бытовую химию и прочее.
- Галантерейные товары. Этому понятию соответствует ассортимент кожаных изделий, ниток, сумок, перчаток, фурнитуры.
- Текстильные . Одежда, обувь и предметы обиходы, изготовленные из тканей.
- Продукция для личной гигиены. Подразумевает разновидности предметов личного пользования — косметику, парфюмерию, моющие средства.
- Бытовые и электрические товары. В категорию входят домашняя техника, различные приборы и комплектующие к ним.
- Изделия эстетического назначения. Товары народного промысла и предметы искусства, украшения, ювелирные изделия.
- Продукты нефтепереработки. Сама нефть и горюче-смазочные материалы.
- Прочее. В перечень промтоваров входит все, что создается для комфортной жизни, например, медицинская продукция, канцелярские принадлежности, транспорт для личной или общественной эксплуатации и многое другое.
Важно! Учебная классификация изучает принципы торговой сортировки и также делит все товары на продовольственные и непродовольственные. При этом изделия разбиваются на множество групп и подгрупп для детального изучения их свойств.
Торговая классификация представляет собой огромный список, состоящий из сотен смешанных пунктов и уточнений. Многие товары могут подходить сразу для нескольких категорий, к примеру, любой продукт питания может оцениваться сразу и по происхождению, и по срокам хранения, и по сорту. А косметическая продукция попадает и в категорию хозтоваров, и в предметы личного пользования. Такие примеры можно приводить бесконечно.
Рис. 4. Система классификации товаров
Экономико-статистическая классификация
В отличие от торговой сортировки, не отображает многих свойств и характеристик товара. Она регулируется нормативными документами и разделяет продукты по определенным кодам.
Экономико-статистическая группировка товаров предназначена для автоматизации сбора информации, а также для анализа качества и улучшения процессов производств в различных областях.
Этот метод классификации направлен на предоставление государственным органам упорядоченной информации для дальнейшего принятия законов, регламентов и порядков стандартизации. Он облегчает управление всеми отраслями народного хозяйства, а также регулирует деятельность медицинских учреждений.
Важно! Главный признак экономико-статистической группировки — неотделимость процессов классификации изделий с оценкой экономического положения предприятий или страны в целом.
Статистическая классификация активно применяется в экономике, зато маркетинговая, товароведная и рыночная отрасли крайне редко изучают это понятие. Эта сортировка не совпадает с торговой сортировкой и не позволяет подробно изучать интересные для покупателя свойства предмета.
Важно! Экономико-статистическое группирование детально отражено в Общероссийском классификаторе продукции. Этот классификатор регламентируется комплексом нормативных документов, определяющих порядок стандартизации в Российской Федерации — Единой системой кодирования и классификации данных.
Общероссийский классификатор продукции представляет собой огромный список, состоящий из множества кодов, и делит объекты на:
Каждый товар называется позицией, имеет свой идентификационный шестизначный код, контрольное число для проверки и название, отображающее принадлежность товара к конкретной группе.
В экономико-статистической классификации можно выделить основные виды товаров:
Упорядоченная система кодов и наименований помогает специалистам быстро находить необходимое изделие в списке позиций, разрабатывать каталоги продукции, упрощать их систематизацию и сертифицировать товары по группам. Каждый объект, изготовленный в результате труда, может быть занесен в классификатор для дальнейшего изучения и получения необходимых разрешительных документов.
Несмотря на огромное количество методов разделения товаров на группы, их объединяют общие цели классификации — доскональное изучение продукта, организация качественного производства, хранения товара, а также мониторинг рыночного спроса.
Узнайте еще больше методов классификации товаров из предложенного ниже видео.
Источник
Какие бывают классификации товаров: список
Узнайте, по каким критериям можно классифицировать товары
- Главная
- Поддержка
- Глоссарий
- Классификация товаров
Классификация товаров — это разделение товаров на группы для того, чтобы удобнее вести их учет и грамотно разрабатывать маркетинговую стратегию.
Существуют следующие классификации товаров.
По материальной осязаемости
- товар как предмет (картофель, кирпичи);
- товар как услуга (консультация, сеанс психотерапии, отправка email рассылок).
По активности спроса
- товары активного спроса, потребность в которых возникает с определенной частотой (товары повседневного спроса — пища, средства гигиены, сезонные товары — варежки, солнцезащитные очки, товары для экстренных нужд — лекарства);
- товары пассивного спроса, о которых потребитель не знает или о покупке которых не задумывается (ведра для сортировки мусора, книги, страхование жизни).
По числу удовлетворяемых потребителей
- массовый товар (куриные яйца, хлеб, молоко, гречка);
- товар для целевой группы (вегетарианские продукты, товары для диабетиков, экипировка для экстремального отдыха);
- эксклюзивный товар (часы под заказ, костюм под пошив).
По значимости для потребления
- основной товар имеет главную ценность для покупателя, удовлетворяет цель потребления (смартфон);
- дополнительный товар обогащает функционал основного товара (беспроводные наушники);
- товар-аксессуар необязательный, без него основной товар не потеряет своих функций (чехол с ушками);
- расходный материал потребляется во время использования основного товара (упаковка, пакет);
- запчасти используются для ремонта и продления эксплуатации основного товара (батарея, материнская плата, сенсорный экран).
По назначению
- товары для потребления (пища);
- товары производственного назначения (комплектующие для производства, сверла, шурупы, кабеля, гвозди, смазки, подшипники);
- товары для переработки, улучшения и создания других товаров (материалы, комплектующие, сырье, полуфабрикаты, детали, заготовки);
- капитальное имущество, необходимое для производства (стационарное оборудование, здания, промышленные сооружения);
- вспомогательные товары и услуги для обслуживания производственного процесса.
По происхождению
- товары животного происхождения (мясо, яйца, молочная продукция, мыло, мех, мед);
- товары растительного происхождения (зелень, овощи, хумус, каши, древесина, семена);
- товары переработки (бетон, металлические гвозди, упаковки, одежда, аксессуары из вторсырья);
- минеральные и сырьевые товары (плитка, камень, минеральная вода, щебенка).
По материальному наполнению
- материальные товары (пища, керамика, картины);
- виртуальные товары или онлайн-товары (доставка, ключи доступа, подарочные карты, видео-игры, стриминг музыки, фотографии, электронные книги).
По взаимосвязи товаров
- взаимозаменяемые товары, субституты (розы-пионы, билет в кино-билет в цирк);
- взаимодополняющие или комплементарные товары (чай-сладости, пиво-чипсы);
- не связанные товары (кофейные зерна, конфеты со вкусом кофе).
По сезонности покупки
- сезонные товары (крем от загара, новогодние игрушки, семена растений, рассады);
- товары перманентного спроса (пища, одежда, поездки в общественном транспорте).
По длительности потребления
- товары длительного пользования выдерживают многоразовое использование (автомобиль, бытовая техника);
- товары кратковременного пользования используются один или максимум несколько раз (спички, обед в ресторане).
По ритмичности совершения покупки
- товары повседневного спроса покупаются систематически, при первой необходимости (пища, табачные изделия, средства гигиены);
- товары длительного обращения покупаются время от времени по необходимости (шины, телефоны);
- товары предварительного выбора, которые сравнивают между собой по внешнему виду, цене, качеству (мебель, одежда, занятия в школе английского языка);
- товары импульсной покупки приобретаются спонтанно (часто одежда, фастфуд, в целом товары из прикассовой зоны);
- товары для особенных случаев (резиновые сапоги, торты, пасхальные куличи, свечи).
По месту производства
- экспортный товар производится для реализации за рубежом;
- импортный товар ввозится из-за границы;
- толлинговый товар производится в стране, где его будут продавать, но из импортного сырья;
- местный товар производится в той стране, где и продается.
По новизне
- товары-новинки созданы для существующего рынка на основании меняющихся потребностей покупателя (растворимый кофе, энергетические напитки, нарезанный хлеб);
- венчурный товар создан для нового рынка (зачастую технологические ноу-хау);
- улучшенный товар (новое поколение электронных книг, раскладной смартфон, куртки из светоотражающего материала);
- устаревший товар (кожаные куртки, кнопочные телефоны, отправка писем по почте);
- раритетный товар (антиквариат, редкие модели авто, коллекционные товары).
По личностному потреблению
- товар личного потребления (зубная щетка, наушники, носки);
- товар общественного потребления (звуковые колонки, туалетная бумага, гладильная доска).
Поздравляем, теперь вы ознакомились с многообразием классификаций товаров.
Также искали с «Классификация товаров»
Оценка: 5 / 5 (4)
Начните пользоваться сервисом SendPulse прямо сегодня
Если вам интересно, что такое «Какие бывают классификации товаров: список», вам может быть интересен наш сервис рассылок.
Источник