Способы классификации принципов гражданского процессуального права

Понятие, значение и классификация принципов гражданского процессуального права

Принципы гражданского процессуального права – основные положения, на основе которых определяется специфика, сущность и содержание данной отрасли права.

Значение принципов:

  1. являются важными демократическими гарантиями правосудия по гражданским делам;
  2. суд руководствуется не только конкретными гражданскими процессуальными нормами, но и принципами процессуального права;
  3. способствуют правильному толкованию всех норм гражданского процессуального права;
  4. способствуют преодолению пробелов в гражданском процессуальном праве. Применение аналогии закона или права возможно лишь на базе принципов гражданского процессуального права;
  5. определяют собой структуру и существенные черты гражданского процессуального права, его общие положения;
  6. обусловливают содержание процессуального права в целом;
  7. охватывают все нормы и институты гражданского процессуального права;
  8. указывают цель процесса и методы ее достижения;
  9. предопределяют характер и содержание деятельности субъектов права, общее направление развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли.

Все дополнения и изменения, которые вносятся в гражданское процессуальное законодательство, формулируются в первую очередь исходя из принципов отрасли.

Структура принципов гражданского процессуального права состоит из следующих компонентов:

  1. наличие определенных представлений в сфере правосознания, в том числе правосознания судей и иных юристов, и в правовой науке;
  2. закрепление соответствующих положений в действующем законодательстве;
  3. реализация принципов права в конкретной сфере общественных отношений.

Система гражданского процессуального права включает всю совокупность принципов данной отрасли права в их соотношении и взаимозависимости.

Классификация принципов гражданского процессуального права.

1. По характеру нормативного источника, в котором закреплен конкретный принцип:

1) конституционные принципы:

а) осуществление правосудия только судом;
б) независимость судей и подчинение их только закону;
в) принцип несменяемости судей;
г) принцип неприкосновенности судей;
д) принцип состязательности сторон;
е) принцип равноправия перед законом и судом;
ж) принцип гласности судебного разбирательства.

2) принципы, закрепленные в ГПК РФ:

а) принцип единоличного и коллегиального рассмотрения гражданского дела;
б) язык гражданского судопроизводства; в)принцип диспозитивности;
д) сочетание устности и письменности;
е) принцип непосредственности;
ж) принцип непрерывности.

2. В зависимости от того, в одной или нескольких отраслях действуют соответствующие принципы:

1) межотраслевые; 2)специфические отраслевые;

3. По объекту регулирования:

  1. принципы организационно-функциональные – являются одновременно принципами организации правосудия (судоустройственными) и функциональными;
  2. функциональные – благодаря данным принципам реализуются основные функции суда;
  3. организационные – определяют порядок организации деятельности суда.

Источник

Способы классификации принципов гражданского процессуального права

Лекция 2 . Принципы гражданского процессуального права

Принцип (в переводе с латинского означает «основа», «первоначально»).

Под принципами понимаются основополагающие начала, исходные правовые идеи, определяющие содержание норм отрасли права, ее назначение в правовой системе. Правовые принципы являются правовой основой, на которой строится нормативная база отрасли права в целом.

Принципы ГПП – это закрепленные в нормах гражданского процессуального права положения, основополагающие правовые идеи, касающиеся отправления правосудия по гражданским делам и отражающие особенности данной отрасли права.

Принципы взаимосвязаны между собой и действуют в совокупности, образуя систему, где нарушение одного принципа приводит к нарушению другого. Нарушение одного принципа приводит, как правило, к нарушению другого принципа. Например, нарушение принципа диспозитивности, приводит к нарушению принципа законности и т.д. Для правовых принципов характерно их закрепление в законе.

Ввиду того, что принципов очень много , в научной литературе существуют различные виды классификаций принципов гпп . Классификация принципов – это деление их состава на отдельные группы по какому-либо признаку.

По характеру нормативного акта, в котором закреплены принципы, выделяются конституционные принципы и отраслевые принципы.

Из самого названия следует, что конституционные принципы осуществления правосудия закреплены в Конституции РФ, отраслевые — в ГПК РФ. Все конституционные принципы воспроизводятся и в соответствующих нормах ГПК РФ.

По сфере действия принципы подразделяются на межотраслевые и отраслевые.

Межотраслевые принципы отражены в Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ГПК РФ; отраслевые — в ГПК РФ.

По объекту регулирования принципы подразделяются на организационно-функциональные и функциональные принципы.

Организационно-функциональные принципы являются одновременно принципами судоустройства и судопроизводства. Функциональные — принципы собственно судопроизводства.

К организационно-функциональным относятся принципы:

— осуществления правосудия только судом;

— равенства всех перед законом и судом;

— назначаемости судей на должность;

— единоличного и коллегиального рассмотрения дел;

— государственного языка судопроизводства;

— гласности судебного разбирательства.

Принцип осуществления правосудия только судом

Этот принцип провозглашается в ч . 1 ст. 118 Конституции РФ: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Правосудие осуществляется судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». К числу судов, входящих в судебную систему РФ, относятся: Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, дисциплинарное судебное присутствие, наделенные полномочиями по отправлению правосудия в порядке конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства ( ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Никакие другие юрисдикционные органы, даже если они именуются судами, например третейскими, не имеют полномочий по отправлению правосудия.

Положения Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» о правосудии конкретизируются в гражданском процессуальном законодательстве. Согласно ст. 5 ГПК РФ правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.

Принцип равенства всех перед законом и судом

Принцип равенства всех перед законом и судом сформулирован в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: «Все равны перед законом и судом» и в ст. 6 ГПК РФ.

Равенство «всех» означает, что действие принципа распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц.

Данный принцип образуют две взаимосвязанные части: равенство всех перед законом и равенство всех перед судом.

Читайте также:  Способы приготовления стандартных растворов это

Равенство перед законом проявляется в единстве права, которое одинаково применяется ко всем участникам гражданского процесса.

Равенство перед судом проявляется в следующем:

— каждый участник процесса наделяется законом одинаковыми правами и обязанности соответственно своему статусу (истец, ответчик, свидетель, эксперт и др.) независимо от половой, расовой, национальной, языковой принадлежности, происхождению, имущественному и должностному положению, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к политическим, общественным объединениям и др.), а также не вправе отдавать предпочтение каким-либо юридическим лицам в зависимости от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения , подчиненности и иных обстоятельств.

Принцип назначаемости судей на должность

Наделение судей полномочиями путем их назначения на должности имеет целью повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, что не в последнюю очередь зависит от профессиональных и личных качеств судей как носителей судебной власти. Система назначения дает возможность произвести отбор наиболее подготовленных кандидатов на должности судей, отвечающих требованиям, предъявляемым к судейскому корпусу.

Конституцией РФ определяются общие требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи ( ст. 119 Конституции РФ). Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Дополнительные требования к судьям содержатся в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Этим Законом также устанавливаются правила отбора кандидатов на должности судей, порядок наделения судей полномочиями ( ст. ст. 3 — 6 ).

Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Кандидаты на должность сдают квалификационный экзамен и проходят обязательное медицинское освидетельствование.

Судьи всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должности только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

Принцип назначаемости судей нашел свое правовое закрепление в ст. 128 Конституции РФ, согласно которой:

— судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;

— судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.

Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяется порядок наделения полномочиями председателей и заместителей председателей судов (ст. 6.1) :

— Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;

— председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных, районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Председатели и заместители председателей всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должность при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Председатели и заместители председателей федеральных судов назначаются на должность на шесть лет и могут быть на этот же срок назначены повторно.

Следует обратить внимание на то, что сказанное выше имеет отношение к назначению судей федеральных судов общей юрисдикции.

Определенную специфику имеет порядок наделения полномочиями мировых судей.

Согласно ст. 6 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

В настоящее время ни в одном из российских регионов мировые судьи не избираются непосредственно населением судебных участков. Во всех субъектах РФ наделение мировых судей полномочиями предусмотрено путем их назначения соответствующими законодательными органами государственной власти.

Например, согласно Закону РД «О мировых судьях в Республике Дагестан» мировые судьи назначаются на должность Народным Собранием РД по представлению Председателя Верховного суда РД, основанному на заключении квалификационной коллегии судей РД.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении этого срока мировой судья в соответствии с законом субъекта РФ может быть назначен (избран) повторно (и неоднократно) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет ( ст. 7 ФЗ о мировых судьях).

Принцип независимости судей

Принцип независимости судей провозглашается в ст. 120 Конституции РФ: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Данный принцип закреплен в целом ряде федеральных законодательных актов: например, в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5) ; ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ст. 5) ; Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 1) , а также в процессуальных Кодексах.

Независимость означает самостоятельность, несвязанность обстоятельствами или чужой волей. Независимость судей в гражданском процессе служит гарантией объективности и беспристрастности суда при вынесении законного и обоснованного решения. Всякое вмешательство в деятельность судей преследуется по закону вплоть до привлечения к уголовной ответственности (ст. 294-298 УК РФ).

Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

К числу конституционных гарантий независимости судей относятся:

— наличие особого порядка прекращения или приостановления полномочий судьи;

— особый порядок назначения судей на должность ( ст. ст. 121 , 122 , 128 Конституции РФ).

Несменяемость судей означает неограниченность срока его полномочий, а также то, что судья не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия и не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия ( ст. 14 , ч. 1 ст. 15 ФКЗ о судебной системе, п. 1 ст. 11 , ст. 12 Закона о статусе судей).

Читайте также:  Принципы способы мероприятия по защите населения эвакуационные органы

Предельный возраст пребывания в должности федерального судьи и мирового судьи — 70 лет. Положение о предельном возрасте пребывания в должности судьи не распространяется на Председателя Верховного Суда РФ ( ч. 2.1 ст. 21 ФКЗ о судах общей юрисдикции).

Особый порядок прекращения или приостановления полномочий судьи состоит в том, что прекращение или приостановление полномочий может быть осуществлено исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей по основаниям, установленным законом ( ст. ст. 13 , 14 Закона о статусе судей).

Неприкосновенность судьи является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Неприкосновенность судьи включает: неприкосновенность личности; неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества; тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений) ( ч . 1 ст. 16 Закона о статусе судей).

Неприкосновенность судей проявляется и в том, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, за исключением случая, когда вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного решения или иного судебного акта ( ч. 2 ст. 16 Закона о статусе судей).

Неприкосновенность судей выражается в невозможности привлечения судьи к уголовной и административной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом ( ч. 2 ст. 122 Конституции РФ, ч. ч. 3 , 4 ст. 16 Закона о статусе судей

Дополнительные гарантии независимости судей, включая меры правовой защиты, материального и социального обеспечения, устанавливаются федеральными законами.

В системе гарантий независимости судей большое значение имеет предоставление судье (в том числе судье в отставке) и членам семьи судьи материального обеспечения и социальной защиты. Соответствующие нормативные положения содержатся в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и др.

Заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, за выслугу лет, доплаты к должностному окладу за особые условия труда и др. Судьям выплачивается стоимость следования к месту отдыха и обратно в период ежегодного отпуска. Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем. Судьи и члены их семей имеют право на медицинское обслуживание, а также на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета.

Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества судьи или членов его семьи, подлежит возмещению в полном объеме.

Судья, члены его семьи, их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

Независимость судей обеспечивается не только предоставленными государством соответствующими гарантиями, но и требованиями, предъявляемыми к судьям законом, несоблюдение которых может повлиять на независимость судьи.

Так, судья не вправе: замещать иные государственные (муниципальные) должности, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям, принимать участие в политической деятельности; заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности); быть представителем по делам физических или юридических лиц (кроме случаев законного представительства); получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц и т.д. ( ст. 3 Закона о статусе судей).

Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел

Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел закреплен в ст. 7 ГПК РФ.

В ГПК РФ раскрывается содержание данного принципа применительно к рассмотрению дел в судах первой инстанции и судах, осуществляющих пересмотр вынесенных судебных постановлений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

В судах первой инстанции гражданские дела рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных законом случаях коллегиально.

Полномочиями по рассмотрению дел по первой инстанции наделены все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, в соответствии с установленной подсудностью.

При единоличном рассмотрении гражданских дел судья действует от имени суда.

Единоличное рассмотрение дел в судах первой инстанции — это общее правило.

В судах апелляционной инстанции дела рассматриваются единолично или коллегиально:

— в районных судах дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются судьями этих судов единолично;

— в судах субъектов РФ, Верховном Суде РФ дела рассматриваются коллегиально.

В судах кассационной и надзорной инстанций жалобы (представления) рассматриваются коллегиально.

Порядок рассмотрения гражданских дел военными судами, входящими в систему судов общей юрисдикции, устанавливается ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

В гарнизонных военных судах гражданские дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично. В случаях, предусмотренных законом, — коллегиально (в составе трех судей) ( ст. 23 ФКЗ о военных судах).

В окружных (флотских) военных судах гражданские дела рассматриваются в следующем составе ( ст. 15 ФКЗ о военных судах):

— в первой инстанции — судьей единолично. В случаях, предусмотренных законом, — коллегиально (коллегией, состоящей из трех судей);

— дела по жалобам на решения гарнизонных военных судов, не вступившие и вступившие в законную силу, а также на решения, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции, — коллегиально (коллегией, состоящей из трех судей; президиумом суда).

Читайте также:  Нормы конституционного права регулируют способы обеспечения конституционного принципа

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает гражданские дела в следующем составе ( ст. 10 ФКЗ о военных судах):

— в первой инстанции — судьей единолично либо коллегиально (коллегией, состоящей из трех судей);

— дела по жалобам на решения военных судов, не вступившие и вступившие в законную силу, — коллегиально (коллегией, состоящей из трех судей).

Принцип государственного языка судопроизводства

Государственным языком Российской Федерации является русский язык. Республики, входящие в состав РФ, вправе устанавливать свои государственные языки ( ст. 68 Конституции РФ)

Принцип государственного языка судопроизводства закреплен в ст. 10 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 9 ГПК РФ, а также ст. 18 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации». Содержание данного принципа в законе раскрывается следующим образом.

В Верховном Суде РФ судопроизводство ведется на русском языке — государственном языке РФ.

В других федеральных судах общей юрисдикции гражданское судопроизводство ведется на русском языке — государственном языке РФ или на государственном языке республики, входящей в состав РФ, на территории которой находится соответствующий суд.

В военных судах гражданское судопроизводство ведется исключительно на русском языке, вне зависимости от того, на территории какой республики располагается военный суд.

Согласно закону лицам, участвующим в деле, не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право давать объяснения, заключения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения ( ч . 2 ст. 9 ГПК РФ).

Лица, участвующие в деле, не владеющие языком судопроизводства, вправе пользоваться услугами переводчика ( сурдопереводчика ).

Переводчик обязан переводить все сказанное при рассмотрении дела лицами, не владеющими языком судопроизводства, и соответственно, переводить этим лицам все сказанное другими участниками процесса, содержание оглашаемых документов, аудиозаписей, а также содержание определений и решения суда ( ч . 2 ст. 162 ГПК РФ). Переводчик несет уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод ( ст. 307 УК РФ).

Принцип гласности судебного разбирательства

Согласно ч . 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое, слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Под гласностью судопроизводства понимается доступность судебных заседаний для публики, а также возможность ознакомления неопределенного круга лиц с судебными постановлениями

Гласность обеспечивается проведением открытого судебного заседания.

Норма Конституции РФ об открытом судебном разбирательстве воспроизводится в ст. 9 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 10 «Разбирательство дел во всех судах открытое» ГПК РФ.

Желающие присутствовать в открытом судебном заседании могут получить информацию о находящихся в судах делах на официальном сайте суда общей юрисдикции в сети Интернет. Согласно ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на сайте должны содержаться сведения о наименовании дел, дате, о времени и месте проведения судебного заседания. Кроме того, сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию, размещаются на информационных стендах, расположенных в занимаемых судами помещениях ( ч . 2 ст. 14 , ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»).

В открытом судебном заседании вправе присутствовать любой гражданин, не являющийся участником процесса, в том числе представители средств массовой информации (журналисты).

Посторонние к процессу граждане имеют право не только присутствовать в открытом судебном заседании, но в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Аналогичное право имеют и лица, участвующие в деле. К письменной форме фиксации хода судебного разбирательства относятся в том числе ведение текстовых записей непосредственно в сети Интернет, а также зарисовки судебного процесса.

Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и/или телевидению допускаются только с разрешения суда ( ч. 7 ст. 10 ГПК РФ). С разрешения суда допускается также трансляция судебного заседания в сети Интернет. Соответствующая просьба, заявленная лицами, присутствующими в судебном заседании, подлежит обязательному рассмотрению судом с учетом мнения участников процесса.

Закон, «открывая двери» суда для посторонних к процессу лиц, не может не учитывать интересы лиц, участвующих в деле, и прежде всего касающиеся их конституционного права на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений ( ст. 23 Конституции РФ). Существуют и другие обстоятельства, препятствующие публичному распространению информации, являющейся предметом изучения в судебном заседании. В связи с этим в ГПК РФ предусмотрена возможность проведения закрытых судебных заседаний, т.е. заседаний, на которые не допускаются посторонние лица.

В законе определяются случаи обязательного проведения закрытого судебного заседания в силу прямого указания закона и проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле.

Только в закрытых судебных заседаниях осуществляется разбирательство дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну и тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также разбирательство других дел, если это предусмотрено федеральным законом ( ч . 2 ст. 10 ГПК РФ).

Закрытое судебное заседание может проводиться по ходатайству лиц, участвующих в деле, если существует необходимость в сохранении коммерческой или иной охраняемой законом тайны (врачебной, нотариальная и др.), а также если того требует неприкосновенность частной жизни граждан. Проведение закрытого судебного заседания допускаются и тогда, когда существуют иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина ( ч . 2 ст. 10 ГПК РФ).

К функциональным относятся принципы:

— процессуального равноправия сторон;

— устности и письменности судопроизводства;

— непосредственности судебного разбирательства;

Источник

Оцените статью
Разные способы