Как на Руси людей смерти предавали: 5 самых любимых методов казни Ивана Грозного
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одной из любимых казней и зрелищных казней Ивана Грозного была та, пока которой несчастного облачали в медвежью шкуру и стравливали на него собак. Псы тут же разрывали жертву. Этот метод казни назывался «обшить медведно». Подобным образом был казнен Леонид – епископ из Новгорода. Они частыми были случаи, когда жертв не зашивали в шкуру медведей, а просто бросали их им на растерзание.
Казни, в понимании Ивана Грозного, должны были быть долгими и мучительными. Так, например, дьяка и дипломата Ивана Висковатого, пытавшегося донести до жестокого царя неразумность смертного приговора, вынесенного им в отношении группы бояр, самого привязали к столбу, а потом постепенно отрубали от живого человека куски плоти.
Часть в русских сказках отражается эпизод, когда для омоложения человек окунается то в котел с кипятком, то в холодную воду. К сожалению, такая практика существовала, и реальность была более жестокой, нежели сказка. Государственных изменников варили живьем.
Опричники царя тоже проявляли креативность и обливали несчастных то кипящей, то ледяной водой до тех пор, пока кожа «не сходила чулком».
Массовые казни также были не редкостью во времена Ивана Грозного. Однажды он приказал утопить несколько десятков бояр из Великого Новгорода, предварительно проволочив их по полю, привязанных к лошадям. Царь не пощадил никого: вслед за боярами в реку отправили их связанных жен и детей. Если кому-то удавалось выбраться на поверхность, то их добивали опричники.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Опричина жестокости. Казни и пытки эпохи Ивана Грозного
Утопление
Это вид казни был весьма распространен в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправиться с большим количеством преступников. Но были и единичные случаи. Так, например, киевский князь Ростислав разгневался как-то на Григория Чудотворца. Велел связать непокорному руки, накинуть на шею веревочную петлю, на другом конце которой закрепили увесистый камень, и бросить в воду. При помощи утопления казнили в Древней Руси и вероотступников, то есть христиан. Их зашивали в мешок и бросали в воду. Обычно такие казни происходили после сражений, в ходе которых появлялось много пленных. Казнь через утопление в отличие от казни через сожжение считалась для христиан самой позорной. Интересно, что спустя века большевики в ходе Гражданской войны использовали утопление в качестве расправы над семьями «буржуев», при этом приговоренным связывали руки и бросали в воду.
Закапывание
Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже – только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый». Обычно местом для казни становилось людное место – центральная площадь или городской рынок. Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице – плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи. Обычно мучительная смерть приходила на 3–4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября.
Видео
Опричный террор в лицах
16 января 1547 года шестнадцатилетний Иван Васильевич венчался на царство и сосредоточил всю власть в своих руках. Условно правление Ивана Четвёртого Грозного делится на два этапа: период реформ и период опричнины.
Первый ознаменовался работой «Избранной Рады», которая состояла из ближайших советников царя и помогала ему проводить реформы по централизации государства после эпохи феодальной раздробленности. Прологом ко второму стало начало 1560-х годов, когда Грозного одолела паранойя – ему казалось (иногда вполне обоснованно), что боярско-княжеская знать плетёт против него заговоры с целью отнять престол.
Это привело к введению в стране опричнины: с 1565 по 1572 годы царь вместе с личной шеститысячной армией опричников карал всех, кто подозревался в измене.
Венчание Ивана Васильевича на царство Фрагмент из Лицевого летописного свода
Казалось бы, ничего удивительного – в эпоху Средневековья и раннего Нового времени европейские (и не только) правители постоянно подвергали политических противников гонениям и отправляли их на плаху. Однако в случае опричнины Ивана Грозного обращает на себя внимание не сам факт начала репрессий, а методы, которыми они проводились: зачастую под раздачу попадали не только члены княжеских и боярских родов, но и простолюдины.
Примечательна тяга царя к издевательствам и пыткам, которыми сопровождался опричный террор – в летописях и воспоминаниях современников осталось достаточно примеров садизма Ивана Грозного. Среди историков это породило вопрос: являлась ли опричнина хладнокровно выверенной системой борьбы с боярско-княжеской оппозицией или же результатом психической неуравновешенности царя, вышедшей из-под контроля?
«Открыла» опричнину казнь влиятельного князя Александра Горбатого, которого Иван Грозный подозревал в подготовке государственного переворота – царю доложили, что бояре хотели поставить на престол выходца из Горбатых. Это имело смысл, ведь Александр являлся потомком Рюрика и гипотетически имел право на престол. Грозный пресёк угрозу на корню: в феврале 1565 года он казнил сначала Горбатого, а затем и его 17-летнего сына, которого перед этим заставили наблюдать за мучениями отца.
Опричники в доме опального боярина Рисунок Александра Новоскольцева
В 1554 году за попытку сбежать в Литву в тюрьме оказался князь Семён Лобанов-Ростовский. Позже он вернулся на службу, но в 1565 году опричники схватили его и обезглавили. Тело князя они сбросили под лёд, а голову, по личному указанию царя, доставили в Кремль. Иван Грозный якобы обратился к ней со словами: «Глова, голова, сколько крови в своё время ты пролила!».
Лифляндцы Иоганн Таубе и Элерт Крузе, до 1571 года состоявшие на службе у Ивана Грозного, вспоминали о казни царского казначея Тютина, его жены, двух пятилетних сыновей и двух дочерей. Грозный приказал вывести их на площадь (современную Красную площадь), расчленить и оставить лежать «для зрелища». Тютину вменялась измена, однако неясно, чем заслужили расправы его малолетние дети.
С годами паранойя Ивана Грозного набирала обороты и иногда доходила до абсурда. Немецкий дворянин Альберт Шлихтинг, состоявший в опричном войске, вспоминал: «Скажет ли при дворе кто-нибудь громко или тихо, посмеётся или поморщится, сейчас же возникнет обвинение, что ты заодно с врагами или замышляешь против царя».
11 сентября 1568 года Иван Грозный расправился с боярином Иваном Фёдоровым-Челядиным, подозреваемым в заговоре. Современники единодушно говорили о нём как о порядочном человеке, который никогда не брал взяток (редкое в ту пору явление). Доказательств измены Фёдорова найти так и не удалось, да и вряд ли удастся: он не был ни потомком Рюрика, ни кого-либо ещё из знатных князей, поэтому не мог занять престол.
Но царь не желал слышать оправданий. По прибытии Фёдорова во дворец Грозный устроил маскарад: он заставил боярина облачиться в царские одежды, посадил его на трон, разыграл сценку коронации, а затем всадил в него нож. После этого Иван Грозный приказал изуродовать тело изменника и бросить на площади. Опричник Генрих Фон Штаден в «Записках о Московии» утверждал, что видел труп Фёдорова в навозной яме близ реки Неглинной.
Расправа над Иваном Фёдоровым Картина Николая Неверева «Опричники»
После этого опричники ещё год совершали набеги на владения Фёдорова, «производя повсюду истребление, опустошение и убийства». Репрессиям подвергались слуги опального: их вместе с семьями рубили, пытали, а порой «запирали в домах, насыпав туда серы и пороху, и поджигали». Шлихтинг упоминает об издевательствах над крестьянками: опричники раздевали их догола и загоняли в лес или забирали «в пользование». Карательные походы возглавлял лично Иван Грозный, криками «Гойда!» направлявший прислужников в бой. Тогда погибло более двух сотен человек.
В 1569 году до Ивана Грозного дошли слухи, что новгородская администрация, боярство и купечество ведут переговоры с королём Польши и Литвы Сигизмундом Вторым о переходе Новгорода под его власть. Вместе с тем, заговорщики якобы хотели поставить на русский престол двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Старицкого.
Историки спорят, существовал ли заговор на самом деле. Один из крупнейших исследователей той эпохи Руслан Скрынников утверждает, что нет. Историк Борис Флоря наоборот, называет сговор Старицкого с боярами реальным.
Повар Грозного признался, что Старицкий якобы подкупил его, чтобы отравить царя. Сыграв удивление, Грозный приказал брату, его жене и дочери выпить вина из царского бокала, чтобы доказать обратное. Те, уверенные в своей невиновности, исполнили приказ и в муках скончались от отравления. Повара похвалили за участие в «спектакле».
После этого Иван Грозный приказал то ли утопить в реке Шексне, то ли уморить дымом в горящей избе мать Владимира Ефросинью — достоверно неизвестно. Примечательна непоследовательность и иррациональность действий царя в отношении семьи брата. Он приказал убить его мать, жену и малолетнюю дочь, которые не представляли никакой угрозы трону, но оставил в живых сына Владимира Василия и отдал ему отцовский удел.
Старица, удел князя Владимира, в 1912 году Фото Сергея Прокудина-Горского
В ноябре-декабре 1569 года Иван Грозный с опричным войском направился в Новгород, по дороге разгромив Тверь и Клин – сотни жителей этих городов погибли, не имея отношения к заговорам. 8 января царь с войском вошёл в Новгород, посетил обедню в храме Святой Софии и отобедал. Ничего не предвещало беды, как вдруг Грозный приказал опричникам начать погромы и переловить всех бояр и их слуг.
Купить рекламу Отключить
На следующий день в центре города состоялся суд над изменниками. Бояр, членов городского управления, их детей и жён пытали и сбрасывали в Волхов, перед этим разбив на реке лёд.
Новгородского купца Фёдора Сыркова Иван Грозный окунал в ледяную воду, чтобы узнать, где тот прячет свои богатства (новгородский погром сопровождался грабежом купцов и церквей, что слабо согласуется с причиной введения опричнины). Сырков не признавался, а когда царь насмешливо спросил у него, что тот видел на дне, ответил – свободное место в аду, приготовленное специально для царя. Разгневавшись, Грозный велел сварить купца в котле.
Опричники в Новгороде Картина Михаила Авилова
Новгородские казни подробно описаны в записках опричника Штадена. Им можно верить: историк Владимир Кобрин утверждает, что Штаден настолько лишён морали и стыда за свои ужасные поступки, что правдиво упоминает о самых мерзких из них и расценивает происходившее как повод похвастаться. К тому же, его воспоминания во многом сходятся данными новгородских летописцев.
Английский дипломат и историк Джером Горсей утверждал, что в результате новгородского погрома погибло 700 тысяч человек. Это сильно преувеличенный миф: в середине 16-го века население Новгорода не превышало 30 тысяч человек, а число погибших по различным подсчётам колеблется от двух с половиной до десяти тысяч.
Погром продолжался больше месяца и окончился 13 февраля 1570 года, когда Иван Грозный наконец покинул город. 25 июля того же года репрессии продолжились в Москве – царь начал искать изменников среди приближённых.
Первым под горячую руку угодил дьяк Иван Висковатый – давний соратник Грозного и хранитель большой государственной печати. Его обвинили в сношениях с турками и татарами, которых он якобы призывал совершать набеги на русские земли, и сговоре с новгородцами.
Царь приказал привязать Висковатого к столбу, а затем по очереди подзывал опричников, каждый из которых лишал осуждённого части тела. Малюта Скуратов (наиболее выдающийся палач Грозного) отрезал Висковатому нос, другой опричник – уши. Иван Реутов отсёк несчастному половые органы, отчего дьяк умер. Наслаждавшийся пыткой Иван Грозный заподозрил, что тот сделал это из жалости и пообещал Реутову такую же участь.
Аллегория на правление Ивана Грозного Гравюра из немецкого еженедельника Давида Фассмана
Следом за Висковатым по обвинению в измене казнили казначея Никиту Фуникова: его поочерёдно обливали то холодной, то кипящей водой. За возможные связи с новгородцами лишились жизни инициаторы опричнины и верные сподвижники Грозного Алексей и Фёдор Басмановы. По царскому приказу Фёдор сначала казнил отца, а затем погиб сам.
Не менее жестокой оказалась расправа над Михаилом Черкасским: царь приказал казнить его 16-летнюю жену с полугодовалым сыном и положить их тела во дворе князя. Репрессии продолжались ещё несколько дней и унесли жизни больше сотни человек.
То, что произошло в Москве 25 июля, по своей жестокости и садистской изощрённости превосходило всё случавшееся ранее и может быть объяснено только изуверским нравом и больным воображением Ивана Грозного. Александр Зимин историк, исследователь русского средневековья
Так Грозный препятствовал спасению душ врагов, что являлось для него частью жестокой расправы наравне с пытками.
Царь оправдывал опричнину христианской верой – по его мнению, все казнённые так или иначе мешали исполнению возложенной на него Богом миссии и за это заслуживали смерти. В себе Грозный видел бич Божий, призванный очистить православную землю от скверны. Даже опричное войско он создал по образцу монашеского ордена.
Четвертование
Это вариант казни, испытанный на дьяке Висковатом. Человека секли плетьми, после чего умелый палач отрубал ему поочередно одну конечность за другой. Искусство палача заключалось в том, чтобы человек во время экзекуции пребывал в сознании. Когда тело превращалось в жалкий обрубок без рук и ног, ему в знак вышей милости отсекали и голову, прекращая тем самым страдания.
Источник
Жестокие игры: любимые методы казни Ивана Грозного
О пытках периода Средневековья сказано достаточно много, но мало кому известно, что жуткие казни проводили и на территории Руси. Жестокая кончина ждала многих провинившихся граждан, а самыми изощренными пытками, направленными на свой народ, славился Иван Грозный. Русский царь предпочитал применять несколько методов казней, которые отличались безжалостностью.
Один из любимых способов казни непосредственно Ивана Грозного именовался “обшить медведно”, когда человека наряжали в шкуру медведя и спускали разъяренных собак. Животные стремительно разрывали свою жертву на куски, и та умирала от страшных мучений. Таким образом отправили в последний путь новгородского епископа — Леонида. Иногда жертв не одевали в шкуру, а сразу бросали в клетки к медведям на растерзание.
Иван Грозный предпочитал долго изводить своих жертв, которые впоследствии умирали в муках. К примеру, дипломат Иван Висковатый, который назвал утвержденный против группы бояр смертный приговор несколько неразумным, сам угодил на столб. Его крепко привязали, а затем медленно срезали куски плоти, пока жертва не скончалась.
В период пребывания у власти Ивана Грозного за государственную измену применяли одно из наиболее жестоких наказаний. Виновного окунали в котел с кипятком, где несчастный варился живьем. Даже в этом деле личная армия царя демонстрировала креативность, придумав, как усугубить страдания несчастного. Они обливали жертву то горячей водой, то холодной, чтобы с тела слезала кожа.
Массовые казни в ту эпоху не являлись редкостью, а истории известен случай утопления сразу нескольких десятков бояр. Иван Грозный распорядился проволочить их по полю, а потом отправить в реку, притом в компании с женами и детьми. Тех, кому везло выбраться из воды, в мир иной отправляли опричники. Монахам же оказалась уготована отдельная участь: их привязывали к бочкам, набитым порохом, и поджигали.
Источник