КАРТОГРАФИ́ЧЕСКИЕ СПО́СОБЫ ИЗОБРАЖЕ́НИЯ
В книжной версии
Том 13. Москва, 2009, стр. 242
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРТОГРАФИ́ЧЕСКИЕ СПО́ СОБЫ ИЗОБРАЖ Е́НИЯ, системы условных обозначений, применяемые при создании карт, для показа пространственного размещения объектов, явлений, процессов, их сочетаний, связей и развития. В этих целях используются многочисленные и разнообразные картографич. символы, имеющие разл. форму, размер, цвет, его насыщенность, ориентировку и внутр. структуру знака и т. п. Они обобщены и систематизированы в относительно небольшое число основных К. с. и. (см. карту Картографические способы изображения), которое увеличивается на анимационных картах за счёт добавления динамич. переменных: движения, мигания знаков, изменения цвета и т. д. (см. также Картографическая анимация ).
Источник
Реферат на тему:»Картографические знаки методы и приемы построения с использованием Corel Draw и других графических редакторов»
Картографические знаки методы и приемы построения с использованием Corel Draw и других графических редакторов.
Автоматизация процессов создания картографических материалов
Картографические знаки, их роль на карте
Компьютерное построение картографических знаков
Программное обеспечение для создания картографических знаков
Способы построения точечных картографических знаков
Способы построения линейных картографических знаков
Способы построения площадных картографических знаков
Построение картографических знаков с использованием основных методов и приемов С orel Draw
Операции над объектами
Создание знаков из кривых
Художественная сторона оформления карт состоит в широком использовании элементов изобразительного искусства. Связь картог рафии с искусством всегда проявлялась через дизайн, применяющий как техническую, так и художественную графику. На протя жении многих веков картография развивалась в тесном соседстве с изобразительным искусством. Карты отличались высокой ху дожественностью исполнения, особенно их внешний вид. Карты украшались декоративными орнаментальными рамками, специаль ными шрифтами для названий карт, художественными компози циями титульных листов атласов и др.
Изобразительные средства современных карт и атласов также используют элементы художественной графики, проявляющиеся как в оформлении картографического изображения, так и внеш него вида в целом. В проектировании систем картографических зна ков широко используются художественные приемы цветовой и светотеневой пластики, перспективные способы изображения природных ландшафтов, усиливающие наглядность и объемность восприятия объектов и явлений.
Научная, техническая и художественная стороны оформления тесно взаимосвязаны между собой. В частности, примене ние средств автоматизации в вычерчивании отдельных знаков и построении картографического изображения в целом влечет разра ботку новых методов проектирования и конструирования карто графических знаков.
1. Автоматизация процессов создания картографических материалов
Внедрение вычислительной техники и информационных технологий во все сферы научной деятельности и жизни человека является отличительной чертой нашего времени. Необходимость оперативного решения многочисленных задач с использованием картографических материалов требует внедрения в картографическое производство новой техники и технологий.
Традиционные методы создания картографических материалов, основанные на ручном труде и производственном опыте картографа, во многом перестали отвечать современным требованиям. Они не в полной мере обеспечивают решение поставленных перед картографией задач, а именно: современный дизайн, качественное красочное издание, оперативность изготовления картографического произведения, компактное хранение картографической информации, ее постоянное оперативное обновление, многократное использование и т. д.
Современная картография широко использует результаты развития информатики, кибернетики, вычислительных устройств и совершенствуется вместе с ними. Именно на стыке традиционной картографии, информационных технологий, компьютерной графики возникла автоматизированная картография. Как научная и практическая дисциплина, она охватывает весь комплекс работ по созданию и использованию картографических материалов на основе электронных вычислительных машин и технических устройств.
Появившись под общим названием «цифровая картография», автоматизированная картография начала развиваться в направлении преобразования образно-знаковой (аналоговой) информации карт в цифровую форму.
Все более широкое внедрение новых технологий в картографическое производство на всех этапах создания карт позволяет значительно сократить производственный цикл, повысить эффективность производства и качество создаваемой картографической продукции. В связи с этим в теории и практике картографии возникла необходимость переосмысления, пересмотра и уточнения старых и разработки новых теоретических положений, технологий и совершенствования терминологии.
В силу таких тенденций и под влиянием информационных технологий родилась новая область картографической науки и производства – компьютерная картография, базирующаяся на современных быстродействующих компьютерах и других технических средствах обработки графической информации, а также на использовании соответствующего программного обеспечения.
Наличие технических средств и графических программ, позволяющих осуществлять формирование любых графических изображений, существенно облегчает работу картографа на всех этапах создания карты. Важнейшей задачей при этом остается учет специфики построения картографического изображения, создание которого требует знания законов картографии.
2. Картографические знаки, их роль на карте
Важной особенностью карты в отличие от аэрофотоснимка, картины, рисунка и друго го художественного изображения является применение условных знаков для передачи объектов, явлений и процессов реальной действитель ности.
Картографические знаки как специальные графические сим волы выполняют следующие функции:
показывают на карте вид объекта;
опр еделяют их пространственное положение и размещение;
позволяют интерпретировать знания об объектах и явлени ях;
являются средством теоретического исследования.
Картографические знаки функционируют в рамках знаковой системы. Система знаков – совокупность условных обозначений, применяемых на карте определенного масштаба, назначения, содержания и характера использования.
Картографические знаки представляют собой формализованный графический язык карты. Спецификой картографического языка является использование на карте условных обозначений в сочетании с естественным языком слов, которыми могут быть подписи разного вида и размера.
В соответствии с характером распространения отображаемых явлений и объектов условные обозначения подразделяются на три группы:
Точечные (значковые) – используют для объектов, локали зованных в точках (населенные пункты, отрасли промышленнос ти и др.);
Линейные – применяют для объектов и явлений, локализо ванных на линиях (реки, дороги, нефтепроводы, линии электропередач, течения и др.);
Площадные – предназначают для объектов, сохраняющих на
карте плановые очертания и размеры. Площади фиксируются контура ми с внутренним заполнением, определенным рисунком или цветом.
Смысловое значение картографических знаков имеет несколько уровней:
Низший уровень составляют элементарные знаки, например, горизонталь – линия, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой.
Пространственное сочетание знаков, например, система го ризонталей, обеспечивает более высокий уровень информации: пе редачу различных форм рельефа, их высот, крутизну и т.п.
Сочетание определенных форм рельефа, изображенных горизонталями, образует новое понятие — тип рельефа.
3. Компьютерное построение картографических знаков
Выделяют два способа изготовления картографических знаков – рукописный и компьютерный.
В рукописном исполнении условные обозначения строят на бумаге или пластике с использованием простейших чертежных инстр ументов: ручки с чертежными перьями, рейсфедеры , циркули и кронциркули. Метод рукописного выполнения знаков является традиционной технологией создания карт. Он предусматривает изготовление оригиналов двух видов: составительских (первичных) и издательских.
Использование компьютерной техники позволяет воспроизводить картографические знаки средствами автоматизации.
4. Программное обеспечение для создания картографических знаков.
Оформление карт на компьютере предполагает использование специального программного обеспечения , позволяющего работать с векторной графикой. Его можно условно разделить на три группы:
векторные графические программы общего назначения ( Corel Draw , Adobe Illustrator и др.), которые, как правило, не комплек туются готовыми наборами знаков, однако пользователь имеет возможность сохранять созданные им знаки в виде библиотек сим волов или в виде обычных файлов используемой программы;
картографические блоки геоинформационных систем ( ArcInfo , MapInfo , ГеоГраф, WinGIS и др.), имеющие наборы готовых кар тографических знаков, которые могут быть использованы при офор млении карт стандартного содержания.
специализированные картографические программы, входя щие в состав программно-аппаратных картоиздательских комплексов , предназначенных для картографических производств. Основное назначение таких программ – создание большого количества карт однотипного содержания (атласы автодорог, административные карты и т.д.) в производственном режиме.
Средства для создания новых знаков могут сильно отличаться в разных программах, даже в пределах одной группы. Так, графичес кие программы общего назначения имеют гораздо больше возмож ной ей по созданию сложных, нестандартных, художественных картографических знаков.
4.1. Способы построения точечных картографических знаков.
При создании знаков, локализованных в пунктах, при меняются следующие основные приемы:
использование в качестве элементов знака базовых (элемен тарных)
графических объектов (круг, многоугольник, ломанная и др.);
использование в качестве элементов знака символов некоторых специальных шрифтов ( Marlett , Wingdings и др.)
использование аффинных преобразований для изменения фор мы и положения графических объектов;
привязка графических объектов к сетке с заданным шагом по горизонтали и вертикали для точного взаимного размещения элементов знака;
группировка графических объектов;
выравнивание, распределение и упорядочивание графических объектов;
использование операций пересечения, объединения и вычи тания над множествами;
использование встроенных языков программирования или гра фических библиотек для создания структурных или сложных зна ков с помощью программ пользователя.
В большинстве программ базовыми графическими объектами являются:
– окружность или дуга окружности (рис. 10а);
– круг или сектор (рис. 106);
– выпуклый многоугольник с заданным числом вершин, в том
числе правильный (рис. 10в) ;
– звездчатый многоугольник с заданным числом и длиной лу
чей, в том числе правильный (рис. 10г);
– ломаная линия, состоящая из прямолинейных сегментов
(рис. 10д);
– кривая линия, сегментами которой являются параметрические полиномы третьей степени (в машинной графике они называ ются кривыми Безье) (рис. 10е).
Рис. 10. Виды элементарных графических объектов:
а – окружность и дуга окружности; б – круг и сектор; в – правильные выпуклые многоугольники; г – правильные звездчатые пятиугольники; д – линия из трех прямолинейных сегментов (ломанная); е – линия из двух сегментов в виде кривых Безье (кривая).
Ломаные и кривые при создании элементов знака используют ся тогда, когда эти элементы невозможно представить с помощью других базовых графических объектов. В этом случае создание знака практически не отличается от обычного рисования на бумаге, толь ко процесс создания линий с помощью «мыши» на экране дисп лея более трудоемок и требует определенных навыков.
Для облегчения рисования можно воспользоваться следующим приемом. Сначала создается изображение значка на бумаге (либо берется готовое), затем оно сканируется с нужным разрешением; полученное растровое изображение помещается на отдельный слой графического редактора и используется в качестве подложки при рисовании контура значка. Применение кривых позволяет существенно сократить количество сегментов, необходимых для получе ния визуально гладкой линии (с плавным изменением кривизны).
С помощью упорядочивания можно установить последователь ность отрисовки графических объектов, что позволяет использо вать при создании знака такой прием, как перекрытие (наложе ние). Операция выравнивания позволяет разместить несколько гра фических объектов таким образом, что их верхние, нижние, левые, правые границы или центры будут расположены на одной верти кальной или горизонтальной линии.
Операция распределения позволяет разместить несколько объек тов равномерно вдоль горизонтальной или вертикальной осей. Под равномерностью могут пониматься одинаковые расстояния между соответствующими границами объектов, между центрами объектов или равные промежутки между объектами.
Применение операций над множествами позволяет создавать из простых графических объектов более сложные, не прибегая при этом к трудоемкому процессу рисования линий. Примеры использов ания операций пересечения, объединения и вычитания показаны на рис. 12.
Рис. 12. Применение операций над множеством (серым цветом показан результат применения операции):
а – использование разности кругов для получения серпа;
б – использование пересечения двух кругов для получения линзы;
в – использование объединения двух прямоугольников для получения креста.
Некоторые графические редакторы общего назначения ( Adobe Illustrator ) также имеют встроенные средства для со здания нескольких стандартных видов диаграмм. При этом значе ния параметров можно вводить в виде таблицы или импортировать из базы данных. При отсутствии возможностей для построения диа грамм можно использовать средства так называемой «деловой гра фики» из популярных офисных программ, например Ехсе1, а за тем копировать полученные рисунки в графический редактор.
4.2. Способы построения линейных картографических знаков. Возможности создания линейных знаков существенно отличаются в разных программах. Общими, базовыми способами яв ляются : выбор цвета, толщины и шаблона штрихов (для создания штрихпунктирной линии).
Цвет линии можно задавать, пользуясь любой из цветовых мо делей, предусмотренных программой ( RGB , CMYK , HSB и дру гие).
При создании утолщенной линии задается ее толщина, едини цы измерения (миллиметры, дюймы, пункты и т.д.) и способ построения. Большинство программ рисует утолщенные линии как площадной объект, т.е. сначала создается некоторый контур во круг осевой линии, который затем закрашивается. Существует не сколько вариантов создания такого контура. Они отличаются формой в концевых точках линии, а также формой соедине ния во внутренних точках. Наиболее употребителен спо соб построения с закруглениями в концевых и внутренних точках.
Для создания штрихпунктирной линии необходимо задать шаб лон штрихов и промежутков. При отображении такой линии штрихи рисуются выбранной толщины и цвета.
Многие линейные знаки могут быть получены путем наложе ния линий , созданных с помощью базовых средств. Знак «дорога» получен путем наложения двух утолщенных линий разного цвета, причем толщина верхней ли нии меньше (рис. 14а). Знак «железная дорога» (рис. 14б) полу чен наложением трех базовых типов: двух утолщенных сплошных линий и одной утолщенной штрихпунктирной .
Рис. 14. Способы создания сложных линейных знаков
а) двойная линия – результат наложения двух линий разной толщины и цвета;
б) знак «железная дорога» – наложение трех линий – двух утолщенных и одной штрихпунктирной.
С помощью базовых средств, даже используя наложение, мож но получить лишь весьма ограниченный набор линейных знаков. Создание сложных знаков произвольного рисунка может быть сопряжено с большими трудностями.
Специфические возможности по созданию линейных знаков произвольного рисунка можно рассмотреть на примере инструмента «кисть» (brush) программы Adobe Illustrator (рис. 15).
Рис. 15. Создание линейных знаков с помощью инструмента «кисть»
в пакете Adobe Illustrator
а — исходная линия; б — шаблонная кисть ( pattern brush ); шаблон состоит из трех элементов (сверху вниз): первая концевая точка, последняя концевая точка, середина линии; в — рассеивающая кисть ( scatter brush ); шаблон представляет собой окружность; г — художественная кисть ( art brush ); шаблоном является трапеция.
«Кисть» представ ляет собой некоторый шаблон (в качестве шаблона может быть использован любой графический объект), размещаемый вдоль ли нии тем или иным способом. В зависимости от способа размеще ния различаются три вида инструмента «кисть»: шаблонная кисть ( pattern brush ) рассеивающая кисть ( scatter brush ), ху дожественная кисть ( art brush ).
Шаблонная кисть последовательно укладывается вдоль линии, изгибаясь в соответствии с ее формой. Шаблон для этого способа может состоять из отдельных элементов для разных частей линии (средняя часть, концевые точки, точки поворотов под прямым углом). На рисунке 15б показано, как с помощью инструмента «шаб лонная кисть» можно создать линейный знак « государственная граница». Особен но удобен инструмент «шаблонная кисть» при создании художе ственных внешних рамок.
В способе рассеивающая кисть шаблон также укладывается вдоль линии, но, в отличие от предыдущего случая, не изменяет свою форму. Полезна для создания картографических линейных знаков возможность задания промежутков между шаблонами и автоматического поворота шаблона в соответствии с углом наклона каса тельной к линии (рис.15в).
В способе художественная кисть шаблон растягивается вдоль всей линии, трансформируясь в соответствии с ее формой. Этот инструмент очень удобен при создании линейных знаков, изменяю щихся по каким-либо правилам в зависимости от расстояния до начала линии, если в качестве шаблона взять трапецию (рис. 15г).
Такие линии используют при отображении гидросети на мел комасштабных картах, где толщина реки плавно увеличивается от истока реки к устью.
4.3. Способы построения площадных картографических знаков. Наиболее общие средства создания площадных знаков – это за ливка цветом ( color fill , uniform fill ), заполнение шаблоном ( pattern fill , te х ture fill , ) и градиентная закраска ( gradient fill , fountain fill ).
Заливка цветом (рис. 16а) является самым простым способом и имеется во всех программах. Необхо димо задать только цвет закраски, пользуясь любой из доступных цветовых моделей. Инструмент «заливка цветом» позволяет создав ать площадные знаки, различающиеся по светлоте и цвету.
Заполнение шаблоном также встречается практически во всех программах. Шаблон представляет собой растровое или векторное изображение, обычно прямоугольной формы, которое укладываетс я внутри области наподобие плитки (рис. 16б).
Большинство программ, как правило, содержат набор готовых шаблон ов. Реализация заполнения шаблоном может существен но отличаться в разных программах. Ряд программ поддер живают только растровые шаблоны, при этом пиксели растров ого изображения закрашиваются.
Созданный с помощью такого шаблона площадной знак пере крывает все лежащее под ним изображение, что не позволяет его использовать при отображении частично перекрывающихся пло щадных объектов. Для картографических площадных знаков предпочтительнее способ заполнения векторным шабло ном, в котором закрашивается только векторный рисунок, а остальная часть прямоугольника шаблона, в отличие от растрового, не закрашивается. В этом случае объекты, лежащие снизу, не пере крываются.
Часто используется способ штриховки (рис. 16в), но в большин стве программ он не реализован. Для ими тации штриховки, как правило, используется способ заполнения шаблоном и готовый набор соответствующих шаблонов входит в стандартную комплектацию программ. При таком подходе все не достатки, свойственные растровому шаблону, характерны и для штриховки. При использовании векторных шаблонов можно полу чать различные штриховки хорошего качества.
Рис. 16. Построение площадных условных знаков, различающихся:
а) по светлоте (заливка цветом);
б) по внутренней структуре (заполнение шаблоном);
в) по светлоте с использованием штриховки.
Еще один способ получения штриховки – использование опера ции пересечения . Для этого нужно сначала создать набор параллель ных отрезков с необходимым расстоянием между ними, затем повернуть эти отрезки на угол, соответствующий направлению штри ховки и переместить так, чтобы они целиком покрывали площадной объект, который предстоит заштриховать (количество отрезков и их длина должны быть подобраны соответствующим образом).
Способ градиентной закраски (рис. 17) представлен в основ ном в графических программах общего назначения и является модификацией способа заливки цветом, в которой исполь зуется не постоянный цвет, а изменяющийся по тому или иному закону. Существует несколько видов градиентной закраски.
Рис. 17. Применение градиентной закраски для придания элементам объемности – а) линейной и б) радиальной.
Наиболее часто встречаются линейная и радиальная. В способе линейной градиентной закраски цвет области плавно изменяется от одного фиксированного значения к другому вдоль заданного направления. В способе радиальной градиентной закраски из менение цвета происходит от некоторой заданной точки во всех направлениях. Количество фиксированных цветов мо жет быть любым. Градиентная закраска с успехом используется при создании художественных знаков и, в частности, для придания элементам знака объемности.
Универсальным средством, позволяющим создавать линейные и площадные знаки любой сложности, является создание собствен ных программных модулей с использованием встроенных языков программирования или графических библиотек. Правда, это средство требует наличия хороших знаний в области программирова ния и вычислительной геометрии.
При выборе программного обеспечения следует руководство ваться возможностями программ по построению картографических знаков для выбранной системы условных обозначений. При необходимости допускается проектирование условных знаков исходя из возможностей конкретной программы, а также возможно стей предполагаемого устройства вывода (устройства вывода могут отличаться по своему разрешению и возможностям цветопереда чи). В частности, при создании знаков для карт, размещаемых в сети Интернет, устройством вывода является дисплей, имеющий сравнительно низкое разрешение и большие возможности цвето передачи. Очевидно, что система условных обозначений для таких карт должна существенно отличаться от той, которая может быть использована в картах, предназначенных для печати на цветном принтере или полиграфическом оборудовании.
Построения картографических знаков с использованием основных методов и приемов Corel Draw .
CorelDRAW — это целый программный комплекс, который включает в себя:
собственно CorelDRAW — редактор векторной графики;
CorelPhotoPaint — редактор растровой графики;
CorelCapture — программу для захвата изображения с экрана компьютера;
CorelTrace — программу для перевода растровой картинки в векторное изображение и др.
Самая важная в этом наборе, конечно же, программа CorelDRAW. По возможностям создания и редактирования векторных изображений она является одной из самых лучших в мире.
Пользователи CorelDRAW — начинающие художники, профессиональные иллюстраторы, дизайнеры, редакторы буклетов, книгоиздатели, художники по рекламе и логотипам, модельеры, менеджерs, а так же с ее помощью создаются картографические изображения.
Для создания картографических знаков применяется целый набор функций CorelDRAW.
Для создания в CorelDRAW картографических знаков часто применяют геометрические фигуры — прямоугольники, эллипсы, многоугольники и прямые (рис. 1).
Более сложные знаки можно создать с помощью кривых. Рисуя мышью «от руки», очень трудно придать кривой идеальную форму. Поэтому CorelDRAW предоставляет разнообразные возможности редактирования кривых, благодаря которым предварительно созданный эскиз рисунка можно довести до совершенства.
Разнообразные методы закраски рисунков — важнейшая особенность программы. Использование заливок из нескольких цветовых переходов, а также узоров и текстур позволяет получать красочные иллюстрации. (рис.2)
Средства работы с текстом — еще одно важное свойство программы. Надписи и заголовки можно наклонять, переворачивать и также размещать по произвольной кривой. Кроме того, легко изменять форму отдельных букв текста, масштабировать их, вращать и перемещать. (рис. 3)
Конечно, освоить абсолютно все возможности CorelDRAW и профессионально использовать их непросто, но приобрести основные навыки работы с программой доступно каждому, при этом совсем необязательно иметь профессиональное художественное образование.
5.1. Операции над объектами
Создание рисунков в векторной программе существенно отличается от рисования на бумаге. Дело в том, что над любым объектом или группой объектов можно выполнять различные преобразования — перемещение, масштабирование (изменение размеров), вращение, копирование, зеркальное отражение, удаление и др. Реализация всех этих операций достаточно проста: в основном это щелчки, двойные щелчки и перетаскивание объектов мышью.
Закон CorelDRAW: выделить объект и только после этого выполнять над ним преобразования.
К примеру, пусть необходимо создать картографический знак:
Этот знак состоит из нескольких объектов, каждый из которых представляет собой замкнутую ломаную линию
Любой из этих объектов легко переместить, уменьшить или увеличить. Поэтому, если в процессе рисования сразу не удалось выдержать пропорции, операция масштабирования поможет быстро исправить положение.
Если рисунок создается на бумаге, то каждый треугольник должен быть перерисован заново. В графическом редакторе всё по-другому. Сначала нужно выделить объекта, затем скопировать его, зеркально отразить и переместить.
Остальные фрагменты рисунка можно нарисовать в любом месте экрана в увеличенном масштабе, а затем переместить и отрегулировать их размеры.
CorelDRAW отдельно выполняет закраску объекта и его контура.
Контур — видимая линия, которая огибает объект по периметру. Если контур удален, то объект воспринимается как не содержащий огибающей его линии.
Закраска объекта называется заливкой.
Цветовые заливки делятся на несколько категорий:
Uniform Fill (Однородная заливка) — закрашивает объект единым цветом;
Fountain Fill (Градиентная заливка) — обеспечивает создание цветовых переходов;
Pattern Fill (Узорчатая заливка) — закрашивает объект повторяющимся узором или рисунком. CorelDRAW предлагает три типа узоров: 2-color (Двухцветный векторный узор), Full-color (Многоцветный векторный узор) и Bitmap (Многоцветный растровый узор);
Texture Fill (Текстурная заливка) — предоставляет возможность использовать художественные особенности растрового изображения;
Инструмент Fill (Заливка) обеспечивает доступ к различным категориям заливок;
Инструмент Outline (Абрис) используется для закраски контура.
5.2.1 Однородные заливки
Для закраски объекта единым цветом можно воспользоваться базовой (Uniform) палитрой, установленной по умолчанию в рабочем окне CorelDRAW. Для этого необходимо выделить объект и щелкнуть на подходящем цвете палитры или перетащить цвет на объект. Однако в процессе раскраски иллюстраций могут потребоваться такие цветовые оттенки, которые в базовой палитре отсутствуют.
Диалоговое окно Uniform Fill (Однородная заливка) предоставляет более широкие возможности для выбора цвета
Указав в открывающемся списке Model (Модель) цветовую модель (RGB, CMYK или другую), можно сформировать свой собственный цветовой оттенок. Для этого достаточно задать в полях ввода значения яркостей основных цветов.
Способы представления цветовых моделей в CorelDRAW различны. Например, кроме полей ввода модель RGB изображается в виде цветового поля и трехмерной системы координат. Каждый может выбрать для себя наиболее подходящий вариант в соответствии со своими вкусами и решаемыми задачами.Если компьютерный художник постоянно работает с одним и тем же набором красок, то удобно сформировать из них свою собственную палитру. Ее можно разместить в рабочем окне рядом с базовой палитрой. В этом случае все необходимые краски будут всегда вместе и под рукой.
В CorelDRAW можно воспользоваться готовыми палитрами, которые содержат тысячи цветовых оттенков.
5.3. Создание знаков из кривых
Для достижения поставленной цели можно воспользоваться инструментом Freehand (Кривая).
Важнейшими элементами кривых являются узлы и траектории.
Создавая кривую, пользователь водит курсором мыши по электронному холсту (экрану), a CorelDRAW следит за изменениями формы кривой и расставляет узлы.
Траектория — линия, которая соединяет два соседних узла. В любой момент времени можно изменить местоположение узла и форму траектории. Для этого достаточно установить курсор мыши на узел или траекторию, нажать кнопку мыши и, не отпуская ее, перемещать курсор по экрану.
В процессе рисования CorelDRAW устанавливает тип каждого узла. Узел получает тип «сглаженный», если траектории плавно переходят одна в другую. При резком повороте линии узел получает тип «острый».
При редактировании кривой CorelDRAW работает с тремя типами узлов:
Кроме вышеперечисленного, CorelDRAW дает возможность:
преобразовывать прямые в кривые и наоборот;
вращать траектории; м разрывать кривую;
объединять две открытых траектории в одну.
Все операции редактирования кривой выполняются с использованием инструмента Shape (Фигура).
Прежде чем начать редактирование кривой, необходимо выбрать инструмент Shape (Фигура) и щелкнуть мышью на кривой.
Чтобы изменить участок кривой, нужно выделить узлы этого участка. Важно помнить, что инструмент Pick (Указатель) позволяет выделить один или несколько объектов, а для выделения узлов кривой используется инструмент Shape (Фигура).
Если эскиз рисунка создается инструментом Freehand (Кривая) «от руки»при большом значении параметра гладкости, то контуры получаются достаточно простыми. При малом значении гладкости создаваемые кривые отражают практически все движения мыши, что позволяет строить линии сложной формы. Однако в этом случае на кривой появляется большое количество узлов (рис. 7). Такую кривую достаточно сложно редактировать, так как трудно изменить форму кривой между близко расположенными узлами. Желательно, чтобы эскиз содержал минимально необходимое количество узлов . Этого можно достичь, если создавать эскиз рисунка в виде ломаной
У ломаной можно перемещать только узлы, попытка же перемещения траектории не даст никаких результатов. Только после преобразования ломаной в кривую открываются возможности редактирования как узлов, так и траекторий. Поэтому следующий шаг в создании рисунка из кривых — преобразование ломаной в кривую и редактирование формы кривой. Вряд ли кому удастся мышью «от руки» нарисовать силуэт мальчика, представленный на рисунке ниже.
В процессе редактирования некоторые узлы могут оказаться лишними. Их нужно удалить. Возможно, на некотором участке кривой придется добавить новые узлы. И конечно же, при изменении формы кривой нельзя забывать об инструменте Zoom (Масштаб). Именно с использованием этого инструмента редактируются наиболее мелкие детали рисунка.
Учебники и учебные пособия
1.Берлянт А. М. Картография//Учебник для вузов. – М.: Аспект-пресс, 2002.
2.Востокова А.В Кошель С.М., Ушакова Л.А. Оформление карт. Компьтерный дизайн: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2002.
3.Салищев К. А. Проектирование и составление карт//Учебник. 2-е изд. – М.: Изд-во Московского ун-та , 1987.
4.Топографическое черчение /Под ред. Н. Н. Лосякова. //Учебник для вузов. – М.: Изд-во Московского ун-та , 1986.
Источник