Способы калькулирования затрат предприятия

Способы калькулирования затрат предприятия

1. Методы учета затрат и калькулирования фактической

85. В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства на промышленных предприятиях применяются следующие основные методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции: нормативный, попередельный и позаказный. Ниже приводятся характеристики этих методов и рекомендации по их применению.

86. Нормативный метод учета, важнейшими элементами которого являются своевременное выявление отклонений от норм и учет изменений норм, является наиболее прогрессивным методом, позволяющим эффективно использовать данные учета для выявления резервов снижения себестоимости и оперативного руководства производством. Нормативный метод учета применяется, как правило, при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей и узлов, на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности (машиностроительной и металлообрабатывающей, швейной, обувной, трикотажной, шинной, мебельной и др.).

Нормативный метод учета издержек производства позволяет своевременно выявлять и устанавливать причины отклонения фактических расходов от действующих норм основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление. Действующими называются обусловленные технологическим процессом нормы, по которым производится отпуск сырья и материалов на рабочие места и оплата выполненных работ. Отклонением от норм считается как экономия, так и дополнительный расход сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат (в том числе вызванные заменой сырья и материалов, оплатой работ, не предусмотренных технологическим процессом, доплатами за отступление от нормальных условий работы и т.п.).

87. На предприятиях должен быть организован четкий контроль за соблюдением норм затрат с тем, чтобы не допускать необоснованных отступлений от установленной технологии изготовления изделий, нерациональной замены сырья и материалов, превышения установленных норм затрат и т.п. Отклонения от норм могут допускаться только с разрешения ответственных работников предприятий. Все случаи отклонения от норм должны оформляться соответствующими документами и строго учитываться. Учет отклонений ведется в целях обеспечения своевременной информации руководителей производства о размерах, причинах и виновниках дополнительных, не предусмотренных нормами затрат и принятия необходимых для их предотвращения организационных и технических мер, а также — в случаях экономии — для распространения передового опыта.

88. При нормативном методе осуществляется систематический учет изменений действующих норм расхода сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат. Этот учет ведется на основе извещений об изменениях норм и используется для контроля выполнения заданий по снижению норм и для уточнения нормативных калькуляций.

Для своевременного внедрения в производство всех изменений, связанных с совершенствованием производимой продукции, технологии ее изготовления и т.д., на предприятиях должен быть установлен порядок оформления изменений норм, а также извещения заинтересованных отделов и цехов об этих изменениях. В условиях машиностроительного завода, например, извещения об изменении норм расхода материалов должны выписываться, как правило, технологической службой, а норм времени и расценок — отделом труда и заработной платы. Извещения об изменении конструкции изделия (введение новых деталей и узлов, аннулирование других деталей, изменение применяемости деталей в узлах и изделиях и т.п.) выписываются конструкторским отделом. По извещениям об изменении норм вносятся изменения в техническую и плановую документацию (технологические карты и др.), являющуюся основанием и для выписки первичных документов (материальных требований, лимитных карт, рабочих нарядов, маршрутных листов и т.п.), в которых указываются действующие расходные нормы для выдачи на рабочие места сырья, материалов и полуфабрикатов, а также для начисления заработной платы.

На предприятиях должен быть организован систематический контроль за своевременным оформлением изменений норм, внесением изменений в техническую и плановую документацию и применением измененных норм в оперативной работе цехов и отделов. Учет изменений норм используется также для организации контроля за проведением цехами и отделами мероприятий по внедрению новой техники и передовой технологии, автоматизации и механизации производства и др. При этом в учете должно отражаться влияние на снижение норм расхода материальных и трудовых затрат отдельных мероприятий, сгруппированных по факторам, учитываемым при определении планового снижения себестоимости. В учете следует указывать также, какие цехи и отделы провели изменения норм и участие этих цехов и отделов в достигнутых результатах. Примерная форма ведомости (карточки) учета изменения норм приведена в Приложении N 10.

Данные этой карточки учета используются и для определения экономии, которая будет получена от проведенных мероприятий. При этом определяется как экономия с учетом времени проведения мероприятий, так и годовая экономия от снижения себестоимости.

89. Основой для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции при нормативном методе учета служат калькуляции нормативной себестоимости (нормативные калькуляции), составленные на основании норм затрат, действующих на начало месяца. Эти калькуляции используются для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака, незавершенного производства (при инвентаризациях) и при экономическом анализе.

Нормативные калькуляции составляются на все виды изделий, выпускаемые предприятием. При изготовлении отдельных видов изделий в различных исполнениях нормативная себестоимость определяется для каждого варианта исполнения в отдельности. Нормативные калькуляции могут составляться последовательно на детали, узлы, сборочные соединения и изделие в целом или только на изделия в целом. Калькуляции на детали и узлы составляются только по статьям основных затрат. При этом в калькуляциях на изделие в целом добавляются расходы на обслуживание производства и управление, а затраты на материалы расшифровываются по отдельным группам материалов.

Нормативные калькуляции составляют, как правило, плановые отделы предприятий с привлечением работников технических служб (технологического отдела, отдела технического нормирования, отдела подготовки производства и т.п.) и бухгалтерии.

Изменение действующих норм следует, как правило, приурочивать к началу месяца. В тех случаях, когда нормы изменяются в течение отчетного месяца, разница между нормами, приведенными в нормативных калькуляциях, и новыми нормами до конца отчетного месяца выявляется и учитывается особо. Все изменения норм, проведенные в течение месяца, вносятся в нормативные калькуляции на первое число следующего месяца.

Фактическая себестоимость продукции исчисляется путем прибавления к нормативной себестоимости или вычета из нее выявленных в отчетном периоде отклонений от норм и изменений норм.

На предприятиях тех отраслей промышленности, где плановые нормы затрат близки к действующим (швейной, обувной, трикотажной, резиновой, мебельной и некоторых других), для исчисления фактической себестоимости продукции вместо нормативных могут быть использованы плановые калькуляции.

При составлении нормативных, плановых и отчетных калькуляций должна применяться единая номенклатура статей расходов.

90. Попередельный метод учета применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, при которой преобладают физико-химические и термические производственные процессы с превращением сырья в готовую продукцию в условиях непрерывного и, как правило, краткого технологического процесса или ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные переделы (фазы, стадии) производства (например, в химической и металлургической отраслях промышленности, ряде отраслей лесной, легкой и пищевой промышленности и др.). Попередельный метод учета применяется также в производствах с комплексным использованием сырья.

При попередельном методе учета затраты на производство, начиная с подготовки добычи полезных ископаемых или обработки исходного сырья и до выпуска конечного продукта, учитываются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. В связи с этим себестоимость продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и себестоимости полуфабрикатов.

91. При применении попередельного метода должны быть использованы важнейшие элементы нормативного метода — систематическое выявление отклонений фактических расходов от текущих норм (в отдельных отраслях — от плановой себестоимости), а также выявление изменений этих норм. В первичной документации и в оперативной отчетности должны отражаться (за смену, сутки, декаду и т.д.) не только фактический расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов, технологического топлива, энергии и др., но и расход их по нормам или основанным на них производственным заданиям (рецептурам, смескам и т.д.). Использование элементов нормативного метода учета должно обеспечить своевременное выявление экономии или дополнительных затрат за счет отступлений от установленного технологического процесса, изменений состава израсходованных сырья, полуфабрикатов и материалов, ассортимента выпущенной продукции, ее сортности и т.п. Таким образом, использование элементов нормативного метода является основой для надлежащего контроля и анализа затрат на производство, обоснованного калькулирования фактической себестоимости продукции, контроля за соблюдением и совершенствованием норм.

Конкретные особенности применения попередельного метода учета с использованием элементов нормативного метода в отдельных отраслях промышленности устанавливаются в отраслевых инструкциях.

92. При попередельном методе учета затраты на производство продукции учитываются по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов. В качестве объекта учета и калькулирования могут быть приняты как отдельные виды, так и группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения и т.д. При этом расходы могут учитываться по цеху (переделу, фазе, стадии) в целом, а себестоимость отдельных видов продукции, включенных в калькуляционную группу, — исчисляться с помощью экономически обоснованных методов.

Читайте также:  Способы как избавиться от сглаза

Перечень переделов (фаз, стадий производства), по которым осуществляются учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, порядок определения калькуляционных групп продукции и исчисления себестоимости незавершенного производства или его оценки устанавливаются в отраслевых инструкциях.

93. Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий (главным образом в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности), а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и т.п. работ. При индивидуальном и мелкосерийном производствах применение этого метода должно сочетаться с использованием основных элементов нормативного учета.

При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции (изделий). Фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется после его выполнения. Для ежемесячного определения фактической себестоимости продукции производственные заказы должны, как правило, выдаваться на такое количество единиц изделий, которое намечается выпустить в течение месяца. При изготовлении крупных изделий с длительным технологическим циклом производства производственные заказы могут выдаваться не на изделие в целом, а на отдельные его агрегаты и узлы, представляющие законченные конструкции.

При позаказном методе затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива и энергии — по отдельным группам. По изделиям, на которые не требуется составления развернутых отчетных калькуляций, учет затрат может осуществляться только по статьям расходов, без расшифровки материалов по группам. Вся первичная документация составляется с обязательным указанием номеров (шифров) заказов. Фактическая себестоимость единицы изделий или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу продукции (изделий). При сдаче продукции (изделий) заказчику или на склад частями до окончания заказа в целом сдаваемая продукция (изделия) оценивается по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетом изменений в их конструкции, технологии и условий производства. В целях обеспечения правильности отнесения затрат при позаказном методе должен быть организован надлежащий контроль за правильной выпиской первичных документов в соответствии с нормативно-технической документацией.

В индивидуальном и мелкосерийном производстве детали и узлы подразделяются:

а) на детали и узлы, изготовляемые только для отдельного конкретного изделия (заказа), учет затрат на изготовление которых осуществляется по соответствующим заказам в изложенном выше порядке;

б) на детали и узлы, общие для нескольких изделий (заказов). Затраты на производство этих деталей и узлов, изготовляемых, как правило, в порядке серийного или массового производства, учитываются с помощью нормативного метода. На комплекты таких деталей узлов, предназначенных для изготовления изделий индивидуального производства, исчисляется нормативная и фактическая себестоимость.

Таким образом, себестоимость изготовляемого в индивидуальном порядке изделия слагается из затрат, учтенных по заказу (в части так называемых оригинальных деталей и узлов), и стоимости общих деталей и узлов, изготовляемых в порядке серийного или массового производства.

Источник

Методы формирования производственной себестоимости

Независимо от того, для каких целей должна быть рассчитана себестоимость, финансовому директору необходимо ответить на следующие вопросы:

– себестоимость какого объекта учета необходимо определить (выпускаемая продукция, технологический процесс, отдельный заказ);
– какие затраты будут включены в себестоимость (калькулирование полной или усеченной себестоимости (direct costing);
– на основании каких данных будет определена себестоимость (нормативные затраты или фактические);
– как распределить косвенные расходы и учесть их в себестоимости готовой продукции.

Прежде чем подробно рассмотреть различные подходы к расчету себестоимости, нужно сказать несколько слов о способах классификации затрат, используемых при калькулировании себестоимости.

Классификация затрат

Классификация затрат в управленческом учете зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить, например рассчитать себестоимость произведенной продукции или прибыль от ее реализации, оценить результаты деятельности центра ответственности и пр.

По способу включения в себестоимость готовой продукции все затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты могут быть точно и единственным способом отнесены на себестоимость выпускаемой продукции или другого объекта калькулирования. Как правило, к прямым затратам относятся издержки на сырье и материалы, используемые для производства продукции, а также затраты на оплату труда основного производственного персонала, которые учитываются на счете 20 «Основное производство».

Косвенные затраты, которые часто также называют накладными расходами, нельзя экономически обоснованно связать с конкретным объектом учета. К таким затратам относятся общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие издержки. Они относятся на объект калькулирования (носитель затрат) путем распределения в соответствии с принятыми на предприятии методикой и базой распределения.

Петр Сазонов, директор ООО «КонверсКонсалтинг» (Москва)

Будут ли те или иные затраты отнесены к прямым или косвенным, зависит от технологического процесса производства конкретного вида продукции. Для того чтобы управлять прямыми затратами, в первую очередь нужны нормативы, предоставляемые технологами, сотрудниками отделов труда и заработной платы, а также отчетные калькуляции, которые формирует бухгалтерия.

Очень важно постатейно утвердить, какие затраты будут относиться к прямым, а какие — к косвенным. Этот вопрос входит в компетенцию финансового директора, от его решения будет зависеть понятность и прозрачность плановых и отчетных данных. Если, скажем, электроэнергия на технологические цели составляет несущественную часть прямых затрат, а нормировать их и учитывать по отношению к каждому конкретному продукту крайне трудоемко, то проще считать такие издержки косвенными.

Что касается баз распределения производственных накладных расходов, то будет ли это зарплата основных производственных рабочих или, например, машино-часы работы основного технологического оборудования, в большинстве случаев большой роли не играет: для целей управления важнее регулярно, желательно ежемесячно, отслеживать долю косвенных расходов в структуре себестоимости и определять факторы их увеличения.

По отношению к объему производства все затраты можно разделить на постоянные и переменные.

Переменные затраты зависят от объема производства или продаж, а в пересчете на единицу продукции остаются неизменными (сырье и материалы, сдельная заработная плата производственных рабочих, электроэнергия).

Постоянные затраты не изменяются с увеличением объемов производства (аренда помещений, оборудования для выпуска одного вида продукции, заработная плата администрации), но рассчитанные на единицу продукции — корректируются с изменением уровня деловой активности. Нужно отметить, что не следует путать постоянные и переменные затраты с прямыми и косвенными (см. табл. 1).

По значимости для конкретного решения все затраты могут быть поделены на релевантные и нерелевантные. Нерелевантные затраты — это издержки, которые не зависят от принятого решения. К примеру, предприятие располагает зданием. Рассматривается два варианта его использования: создать швейный цех или использовать под склад. В этом случае затраты на содержание здания и коммунальные услуги будут нерелевантными, так как они не зависят от принятого решения. Издержки, связанные с созданием цеха или дооборудованием помещений для использования под склад, напротив, релевантные.

Следует отметить, что подобная классификация затрат встречается довольно редко. Большинство предприятий все основные виды производственных затрат признают релевантными и учитывают при анализе себестоимости готовой продукции.

Методы расчета себестоимости

Таблица 1. Пример постоянных, переменных, прямых и косвенных затрат
Затраты Постоянные Переменные
Прямые Зарплата инженерно-технических работников, амортизация оборудования в производственных подразделениях Зарплата основных производственных рабочих, сырье и материалы, комиссия с продаж, потребление электроэнергии в производстве
Косвенные Зарплата руководства и менеджеров, зарплата торговых представителей, отопление, амортизация оборудования во вспомогательных подразделениях Электроэнергия для вспомогательных подразделений, расходы на горючее для автотранспорта отдела продаж

На практике используются различные подходы к расчету себестоимости (классификацию методов формирования себестоимости см. на рисунке). Применение того или иного подхода определяется особенностями производственного процесса, характером выпускаемой продукции или оказываемых услуг и другими факторами.

Полнота включения затрат в себестоимость. Может быть определена как полная, так и усеченная себестоимость производимой продукции. Полная себестоимость (absorption costing) рассчитывается с учетом всех понесенных предприятием затрат. Усеченная себестоимость (direct costing) предполагает отнесение на себестоимость единицы продукции только переменных затрат. Постоянная часть общепроизводственных затрат, а также коммерческие и общехозяйственные расходы списываются на уменьшение выручки в конце отчетного периода без распределения на выпущенную продукцию.

При использовании метода полного распределения затрат на себестоимость единицы продукции относятся как переменные, так и постоянные затраты. Применение этого метода оправданно в тех случаях, когда необходимо проанализировать рентабельность выпускаемой продукции, сформировать оптимальный товарный ассортимент или разработать ценовую политику по принципу «затраты плюс». Другими словами, цена определяется как полная себестоимость, увеличенная на требуемую рентабельность.

Определение себестоимости методом директ-костинга оправданно в тех случаях, когда необходимо принять решение о выпуске или прекращении производства того или иного продукта.

Петр Сазонов, директор ООО «КонверсКонсалтинг» (Москва)

За более чем 16 лет работы в бизнесе я ни разу не сталкивался с необходимостью использования полной себестоимости, в том числе для целей ценообразования. Непроизводственные накладные расходы вообще не нужно распределять на продукты. Это ничего не даст предприятию, кроме множества неконтролируемых искажений данных о рентабельности и затратах как на стадии планирования, так и в учете.

Сравниваем два подхода к расчету себестоимости

Финансовые результаты компании, рассчитанные с использованием директ-костинга, могут отличаться от результатов, полученных с применением метода полной себестоимости. Приведем пример. Компания в течение отчетного периода произвела 1500 единиц продукции. Переменные затраты на производство единицы продукции составляют 50 руб. Общая сумма постоянных затрат — 30 000 руб. Объем реализации — 1000 единиц продукции по цене 100 руб. за единицу. На начало периода запасы незавершенного производства и готовой продукции отсутствовали. Расчет себестоимости и финансового результата методом полной и усеченной себестоимости представлены в табл. 2.

Читайте также:  Какими способами можно описать алгоритм решения задачи

Как видно из примера, результат финансовой деятельности в случае применения различных методов расчета себестоимости будет разным из-за того, что на конец отчетного периода в компании образовался запас готовой продукции в размере 500 единиц. Другими словами, если уровень запасов на конец года будет возрастать, то финансовый результат, определенный на основании полной себестоимости, будет выше, чем если бы он был рассчитан с использованием усеченной себестоимости. При снижении уровня запасов картина будет обратной: при использовании усеченной себестоимости прибыль будет больше.

Таблица 2. Сравнение подходов к расчету себестоимости

Показатели Метод директ-костинга Метод полного распределения (absorption costing)
Формула расчета Значение, руб. Формула расчета Значение, руб.
Выручка от реализации 100 руб. × 1000 ед. (Цена × Объем реализации) 100 000 100 руб. × 1000 ед. (Цена × Объем реализации) 100 000
Себестоимость единицы продукции 50 50 руб. + 30 000 руб. / 1500 ед. (Переменные затраты на ед. + Постоянные затраты / Объем производства) 70
Себестоимость реализованной продукции 50 руб. × 1000 ед. (Переменные затраты на ед. × Объем реализации) 50 000 70 руб. × 1000 ед. (Себестоимость ед. × Объем реализации) 70 000
Маржинальная прибыль 100 000 руб. – 50 000 руб. (Выручка от реализации — Себестоимость реализованной продукции) 50 000
Постоянные затраты 30 000
Операционная прибыль 50 000 руб. – 30 000 руб. (Маржинальная прибыль — Постоянные затраты) 20 000 100 000 руб. – 70 000 руб. (Выручка от реализации — Себестоимость реализованной продукции) 30 000

Информация предоставлена руководителем направления «Финансовое управление» ЗАО «Невская консалтинговая компания» (Москва) Екатериной Евтухович

Фактическая и нормативная себестоимость. Себестоимость может быть рассчитана исходя из фактически понесенных предприятием затрат или на основании установленных норм расхода сырья и материалов, а также нормативных затрат на оплату труда. Использование нормативной себестоимости позволяет контролировать эффективность расходования ресурсов и своевременно реагировать на возникающие отклонения.

Фактическую себестоимость единицы продукции можно определить только после того, как в учете отражены все затраты. Основным недостатком этого метода считается довольно низкая оперативность (данные можно получить лишь по окончании выполнения заказа, изготовления изделия и пр.). На практике, как правило, используются оба подхода.

Объекты учета затрат. В зависимости от объекта калькулирования можно выделить позаказный, попередельный, попроцессный методы, а также расчет себестоимости отдельных функций (Activity based costing, ABC 2 ). На выбор того или иного объекта калькулирования себестоимости влияет специфика бизнеса (поточное производство, мелкосерийное, учет по отдельным заказам). Позаказный метод применятся при изготовлении, например, уникального оборудования, при выполнении отдельных заказов. Попередельный метод более характерен для предприятий с серийным и поточным производством, когда изделие проходит несколько этапов обработки. При этом объектом калькулирования становится продукт каждого передела (стадии производства). Попроцессный метод свойственен объектам добывающей промышленности, но применяется также в отраслях с несложным технологическим циклом (например, в производстве асфальта).

При методе АВС учет затрат организован по отдельным функциям, операциям, выполняемым подразделениями компании. Например, руководство предприятия-автодилера намерено контролировать себестоимость по функциям — продажа автомобилей в коммерческом отделе или их техническое обслуживание в сервис-центре. Это может быть необходимо при принятии решения об аутсорсинге отдельных бизнес-функций. Методика Activity based costing, кроме того, позволяет точнее распределить косвенные расходы при расчете полной себестоимости.

Довольно часто методы формирования себестоимости применяются в сочетании. Например, возможен вариант позаказного метода калькулирования с неполным учетом затрат или попередельное калькулирование с использованием норм расхода сырья и материалов либо с учетом их фактического потребления.

Виктория Чеботарева, финансовый директор ОАО «Фирма Изотерм» (Санкт-Петербург)

Наша компания занимается производством оборудования для автономных и центральных систем отопления. Поскольку это довольно сложное оборудование с различными техническими характеристиками, мы используем позаказный метод учета себестоимости, когда объектом учета является отдельный производственный заказ. Прямыми затратами мы считаем материалы, предназначенные непосредственно для изготовления продукции, а также заработную плату рабочих основного производства, рассчитываемую на основании первичных документов по учету выработки.

Основным показателем деятельности нашей компании выбрана маржинальная прибыль по основным видам продукции, то есть разница между ценой продажи без НДС и прямыми затратами. При этом косвенные расходы между видами продукции мы не распределяем, а списываем в полном объеме.

Я считаю такой подход наиболее точным, так как любое распределение косвенных затрат вне зависимости от выбранной базы распределения искажает себестоимость, не позволяя правильно вести ценовую политику и анализировать затраты.

Распределение косвенных затрат

История метода «директ-костинг»

На первых этапах применения директ-костинга, в начале 50-х годов прошлого века, в себестоимость включались только прямые затраты, а косвенные списывались на финансовый результат. Отсюда и происходит название метода: direct costing system — система учета прямых затрат. Впоследствии метод директ-костинга несколько трансформировался: себестоимость чаще рассчитывается с учетом не только прямых переменных затрат, но и косвенных переменных.

Одна из основных проблем, связанных с определением полной себестоимости единицы продукции, — необходимость распределения косвенных затрат. Наиболее простой способ — прямое распределение затрат обслуживающих подразделений пропорционально единой базе (заработная плата основных производственных рабочих, затраты на сырье и материалы, человеко-часы). Однако такой подход, как правило, не позволяет достоверно и экономически обоснованно распределить косвенные затраты, а значит, может стать причиной неверных управленческих решений.

Более точным является метод многоуровневого распределения, выполняемый в несколько этапов.

Шаг 1. Все затраты за период группируются по подразделениям. К примеру, по подразделению «столовая» будут сгруппированы следующие затраты: заработная плата персонала столовой, расходы на продукты питания, стоимость потребляемой электроэнергии и т. д.

Шаг 2. Затраты вспомогательных подразделений перераспределяются среди производственных отделов и цехов. К примеру, затраты на содержание столовой необходимо распределить на два производственных цеха. Для этого надо выбрать базу: в случае со столовой будет целесообразно распределить ее затраты пропорционально количеству работающих в каждом цехе.

Шаг 3. Затраты, отнесенные на производственные подразделения, распределяются на выпущенную продукцию. К примеру, после того как затраты на содержание столовой были перераспределены на два цеха, стоимость содержания каждого цеха (Затраты цеха + Распределенные затраты вспомогательного подразделения) относится на выпускаемую продукцию. В качестве базы для распределения может использоваться количество человекочасов, потраченное на выпуск каждого вида продукции, стоимость сырья и материалов и т. д.

Рассмотрим на примере крупного машиностроительного завода — ОАО «ССМ-Тяжмаш», как может быть организован учет затрат и рассчитана себестоимость продукции.

Формирование себестоимости на предприятии «ССМ-Тяжмаш»

ОАО «ССМ-Тяжмаш» — дочернее предприятие ОАО «Северсталь», которое специализируется на изготовлении и ремонте металлургического оборудования.

В конце 2003 года на предприятии был начат проект внедрения системы Аxapta. Одновременно разрабатывались принципы управленческого учета и формирования производственной себестоимости продукции. До этого себестоимость готовой продукции рассчитывалась для бухгалтерских и налоговых целей, а управленческая себестоимость с необходимой финансовому директору аналитикой отсутствовала. Автоматизированная система «1С:Бухгалтерия» не обеспечивала требуемого уровня детализации данных.

Мария Козулина, начальник управления производственной экономики ОАО «ССМТяжмаш» (Череповец)
На нашем предприятии в производстве продукции задействованы семь цехов, в каждом из которых функционирует несколько производственных участков. Производственный цикл изготовления продукции составляет от трех до девяти месяцев. Кроме того, для нашего предприятия характерны выпуск в основном единичной продукции (мелкосерийный выпуск занимает лишь 20% объемов производства) и наличие большого количества межцеховых маршрутов. Исходя из этого на предприятии рассчитывается полная себестоимость каждого заказа.

Достаточно долго себестоимость калькулировалась «котловым» методом — собирались затраты по каждому цеху, а потом распределялись на все выполненные заказы. Получалась некая цифра, которая не позволяла понять, как работал тот или иной участок, какие затраты вошли в себестоимость конкретного заказа. Для получения достоверной информации о себестоимости нам пришлось начать с наведения порядка в первичном учете и разработки необходимых справочников со сквозной аналитикой (справочники мест возникновения и видов затрат). Прежде практически в каждом подразделении имелся свой справочник номенклатуры ТМЦ, и можно только предполагать, каким было качество управленческой отчетности, если только вспомогательных материалов насчитывается около 2 тыс. наименований, а количество выполняемых заказов — 2–2,5 тыс. в месяц.

Группировка затрат
При формировании структуры производственной себестоимости в прямые затраты включаются материальные затраты и стоимость услуг производственного назначения от сторонних компаний, а все затраты, которые нужно будет распределять на объекты калькулирования, объединены в группы в зависимости от источника их возникновения (см. табл. 3 на с. 80).

Читайте также:  Данный способ означает что поиск работы осуществляется

В компании «ССМ-Тяжмаш» калькулируется полная производственная себестоимость, при этом величина косвенных затрат в ее структуре может достигать 40–60%.

Носителем затрат (объектом калькуляции) является производственный заказ, в литейном производстве учет ведется также по переделам.

Отнесение на себестоимость прямых затрат

Начальным этапом формирования себестоимости является отнесение прямых затрат на производственные заказы. Как правило, это не составляет труда: в соответствии со спецификациями на виды готовой продукции и полуфабрикаты сырье и материалы списываются на конкретные заказы в аналитике видов затрат и МВЗ.

Распределение косвенных затрат

Методика распределения общепроизводственных затрат и отнесения их на себестоимость готовой продукции включает несколько этапов, которые мы рассмотрим подробнее.

Сбор общепроизводственных затрат. Суммы общепроизводственных затрат учитываются на счете 25 в аналитике видов затрат и МВЗ (производственные участки цехов и непроизводственные подразделения предприятия). На этом же счете собираются все затраты на вспомогательные материалы и группируются по видам затрат и МВЗ. Пример учета хозяйственных операций с указанием кода затрат представлен в табл. 4.

Распределение собранных затрат по производственным заказам. Базой распределения на заказы собранных общепроизводственных затрат, в том числе связанных с использованием вспомогательных материалов, могут быть человеко-часы, нормо-часы, станко-часы, условные тонны, тонны наплавки и пр., то есть натуральные показатели.

Чтобы связать выполняемые операции с МВЗ и видами затрат, необходимо исходить из следующего:

– с любой технологической операцией, выполненной в рамках заказа, связан перечень затрат, суммы которых должны быть отнесены на заказ;
– любая технологическая операция должна быть связана с определенным участком производственного цеха. Например, операция станкообработки может выполняться на станочном участке ремонтно-механического цеха или на участке подготовки производства сборочного цеха. Себестоимость этих операций будет различаться.

Сбор общих затрат по межцеховой кооперации. Все затраты (и прямые, и косвенные распределяемые) собираются на основании первичных документов по производственным заказам, выполненным в рамках межцеховой кооперации. При этом суммируется общее время работы каждого подразделения-исполнителя на подразделение-заказчика в рассматриваемом периоде. Затраты по межцеховой кооперации группируются по местам их возникновения и одному виду затрат — «Общие затраты по межцеховой кооперации» 3 .

Распределение затрат по межцеховой кооперации на производственные заказы. В рамках отдельных заказов выполняются работы (оказываются услуги), обеспечивающие изготовление конечного готового продукта. При этом все затраты, понесенные в рамках таких «смежных заказов», должны быть включены в себестоимость готового изделия. Иначе говоря, затраты перераспределяются между производственными заказами, а не участками цехов.

Итоговая калькуляция производственных заказов. Все собранные в рамках производственных заказов затраты суммируются, калькулируется итоговая себестоимость.

Рассмотрим пример расчета себестоимости продукции, применяемого в ОАО «ССМ-Тяжмаш».

Пример расчета себестоимости продукции 4

В отчетном периоде было выполнено три заказа — заказ 1, заказ 2, заказ 3.

Прямые затраты по ним составили соответственно 100, 200, 150 руб. и сразу были списаны на выполненные заказы.

Заказы выполнялись двумя производственными участками (участком 1 и участком 2). Кроме того, был задействован обслуживающий участок, который в текущем месяце оказывал услуги по ремонту оборудования основным участкам. Для упрощения расчетов по межцеховой кооперации предположим, что основные участки не оказывали услуги друг другу, а также обслуживающему участку.

Сбор затрат 1-го и 2-го производственных участков. Участок 1 отработал 50 нормо-час., его затраты составили 500 руб., таким образом стоимость нормо-часа равна 10 руб.
Участок 2 отработал 20 машино-смен, общая сумма затрат составила 800 руб., стоимость машино-смены — 40 руб.

Сбор затрат обслуживающего участка. По обслуживающему участку объем производства составил 30 чел.-час., общая сумма затрат за текущий период — 150 руб., фактическая стоимость человеко-часа — 5 руб.

Распределение затрат обслуживающего участка на производственные участки 1 и 2. Для участка 1 обслуживающий участок отработал 10 чел.-час., для участка 2 — 20 чел.-час. Время работы для производственных цехов будет использовано в качестве базы распределения затрат обслуживающего участка в сумме 150 руб.

Таким образом, на участок 1 дополнительно распределяется 50 руб. (10 чел.-час. × 150 руб. / 30 чел.-час.), на участок 2 — 100 руб. (20 чел.-час. × 150 руб. / 30 чел.-час.). В результате затраты участка 1 будут складываться из собственных затрат этого участка в сумме 500 руб. и перераспределенных с обслуживающего участка в размере 50 руб. По участку 2 аналогично: 800 и 100 руб.

Перераспределение затрат производственных участков на выполненные заказы. Участок 1 отработал 30 нормо-час. на выполнение заказа 2; 20 нормо-час. на заказ 3. Значит, на второй заказ будут отнесены затраты в сумме 300 руб. (500 × 30/50), на выполнение третьего заказа — 200 руб. (500 × 20/50).

Участок 2 отработал на выполнение заказа 1 и заказа 3 по 10 машино-смен. Соответственно на каждый из этих заказов будут отнесены его затраты в размере 400 руб. (800 × 10/20).

Перераспределение затрат по межцеховой кооперации на заказы. В результате распределения затрат обслуживающего участка на участок 1 мы получили 50 руб. При объеме производства участка 1 в 50 нормо-час. стоимость одного нормо-часа составит 1 руб. По аналогии на участке 2 она составит 5 руб. (100/20).

Соответственно, на стоимость заказа 1 добавится 50 руб. с участка 2 (5 руб. × 10 машино-смен), заказа 2 — 30 руб. (1 руб. × 30 нормо-час.) с участка 1, заказа 3 — 20 руб. с участка 1 (1 руб. × 20 нормо-час.) и 50 руб. с участка 2 (5 руб. × 10 машино-смен). Представим результаты распределения затрат в табл. 5.

По словам Марии Козулиной, начальника управления производственной экономики ОАО «ССМ-Тяжмаш» (Череповец), в результате внедрения системы управленческого учета себестоимости продукции стало возможно анализировать структуру себестоимости, факторы роста затрат в разрезе производственных участков каждого из цехов, обоснованно устанавливать цены. Кроме того, предприятие получило единое информационное поле для принятия решений в области управления затратами как основного процесса минимизации издержек. Вся первичная информация вводится в единую информационную систему, что позволяет гораздо быстрее и качественнее анализировать и контролировать деятельность предприятия, начиная с закупки и заканчивая выпуском продукции.

Таблица 3. Структура производственной себестоимости ОАО «ССМ-Тяжмаш»

Группа затрат Аналитикаучета Источник затрат Документы первичного учета
Прямые затраты
Материалы Номенклатура
МВЗ
Вид затрат
Заказ
Потребление сырья и материалов, полуфабрикатов, указанных в спецификации на готовую продукцию и полуфабрикаты Акты списания материалов в производство
Услуги Поставщик
Заказ
МВЗ
Вид затрат
Оказание производственных услуг сторонними поставщиками с прямым включением сумм этих затрат в соответствующие производственные заказы Счета, полученные от поставщиков; акты выполненных работ
Косвенные затраты
Общепроизводственные затраты Персонал
Поставщик
МВЗ
Вид затрат
Все общепроизводственные затраты, собранные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», как зависящие от предприятия (амортизация ОС, ФОТ рабочих), так и обусловленные внешними факторами (услуги поставщиков воды, тепла и пр.) Сводные ведомости по зарплате, акты по услугам сторонних организаций и др.
Вспомогательные материалы Номенклатура
МВЗ
Вид затрат
Все затраты, обусловленные списанием на технологические нужды по номенклатуре, относящейся к вспомогательным материалам (учитываются также на счете 25 «Общепроизводственные расходы») Акты списания, например, на ремонтный фонд, на охрану труда, на содержание основных средств
Межцеховая кооперация МВЗ
Вид затрат
Затраты, обусловленные тем, что участки цехов оказывают услуги друг другу. Распределяются между подразделениями-заказчиками пропорционально времени, фактически отработанному по исполнению их заказов Сдаточные накладные, карточки заказа и др.

Таблица 4. Группировка собранных затрат по видам и местам их возникновения

Дата Код затрат Наименование затрат Сумма, руб. Код участка (МВЗ)
29.02.04 013-04-00 Прочие вспомогательные материалы 435,89 020-01-01
29.02.04 013-05-00 Материалы на охрану труда 60 780,7 020-01-01
. . . . .
29.02.04 008-02-05 Прочие ГСМ 2000 020-01-05
29.02.04 013-06-00 Энергетика на технологию 30 000 056-01-01

Структура кодов. Код затрат состоит из семи знаков. Рассмотрим код 008-02-05 «Прочие ГСМ». Первые три цифры (008) — код группы затрат «Содержание основных средств», следующие две (02) — код подгруппы «Топливо и ГСМ», последние (05) — порядковый номер внутри подгруппы. Таким образом, исходя из данных, можно однозначно сделать вывод о том, к какой группе и подгруппе относится данный вид затрат. Коды МВЗ сформированы по следующему принципу. Первые три цифры — код цеха. Например, 020 01-03, где код цеха 020 «Фасонно-литейный цех — ФЛЦ» 01 говорит о том, что это основные производственные участки цеха, 03 — порядковый номер участка внутри цеха (в данном случае — участок плавки чугуна).

Таблица 5. Итоговая калькуляция выполненных заказов, руб.

Выполненные заказы Прямые затраты Затраты участка 1 Затраты участка 2 Распределенные затраты обслуживающего участка Итого себестоимость
участок 1 участок 2
Заказ 1 100 400 50 550
Заказ 2 200 300 30 530
Заказ 3 150 200 400 20 50 820

1 См. Вахрушина М.А. «Бухгалтерский управленческий учет». М.: «Омега-Л», 2004. 576 с.

2 Подробнее об АВС-методе см. статью «Определение себестоимости методом Activity based costing» («Финансовый директор», 2003, № 7–8, с. 38). — Примеч. редакции.

3 Подробнее об этом см. статью О. Арсеньева и С. Беспалова «Внутрицеховая кооперация как важный фактор, определяющий себестоимость готовой продукции» (www.rustel.ru).

4 Расчеты предоставлены Марией Козулиной, ОАО «ССМ-Тяжмаш» (Череповец).

Источник

Оцените статью
Разные способы