- Как правильно подготовить доклад
- Выбор формы
- Планирование
- Структура
- Погружение в тему
- Выбирайте тему, которая вам нравится
- Создайте вокруг себя информационное поле, связанное с темой доклада
- Свяжите тему доклада с жизнью
- Сбор материала
- Лайфхаки для сбора материала:
- Помощь со стороны
- Что нужно запомнить:
- Как подготовить доклад?
- Как выглядит процедура защиты?
- Его величество – доклад
- Полезные советы студенту
- Доклад на конференцию: что нужно знать?
Как правильно подготовить доклад
Рассказываем, как лучше спланировать подготовку, чтобы не сидеть допоздна накануне сдачи 🙂
В школе много внимания уделяется проектной деятельности: подготовке докладов, презентаций, рефератов на изучаемую тему. Это требование ФГОС, связанное с необходимостью развивать у школьников навыки исследовательской деятельности и критического мышления. Рассказываем, как подготовить проект по любому предмету на «отлично».
Выбор формы
Прежде чем приступать к делу, определитесь с формой вашей работы. Доклад можно сделать в форме реферата, а можно — в виде презентации. Реферат — это подробная письменная работа, которая выполняется и оформляется по определённым правилам и требует достаточно глубокого раскрытия темы. Презентация — сообщение по теме с использованием изображений (слайдов) и небольшого количества текстовой информации. Уточните, можно ли вам выбрать форму доклада самостоятельно или она уже определена педагогом. Форма доклада будет иметь значение при подготовке. Например, для презентации нужно будет подобрать изображения, а реферат потребуется правильно оформить.
Планирование
Не откладывайте написание доклада на последний день. Лучше всего составить график подготовки с учётом сроков. Если до сдачи доклада остался месяц или больше, возникает соблазн потянуть время и приступить попозже. Не поддавайтесь искушению. Чем раньше вы начнёте работать над материалом, тем более качественной получится работа.
Для составления графика используйте технику планирования «Линия времени». Нарисуйте прямую линию и поставьте на ней контрольные точки-даты, к которым необходимо выполнить ту или иную часть работы. Например, начальная точка — 1 ноября, конечная точка — день сдачи доклада, 1 декабря. Тогда ключевыми точками будут:
7 ноября — написать план доклада и согласовать его с педагогом;
15 ноября — закончить собирать материал;
22 ноября — подготовить черновик и показать учителю;
25 ноября — завершить оформление доклада.
Если доклад содержит практическую часть, например, описание самостоятельно проведённого эксперимента или исследования, это исследование также нужно спланировать заранее и расписать на линии времени. Сроки в этом случае напрямую зависят от сути эксперимента. Если нужно вырастить растение из семян для доклада по биологии, заранее узнайте, сколько времени на это понадобится и учтите эти данные при составлении плана.
Структура
Прежде чем начать собирать материал, продумайте структуру будущей работы — из каких частей — глав, параграфов, пунктов — она будет состоять, и составьте подробный план доклада. Если этого не сделать, есть риск утонуть в обилии информации и потерять много времени на отсеивание лишних данных. Готовый план поможет эффективнее и быстрее собрать материал. Однако не воспринимайте его как догму — часто план требует изменений и улучшений в процессе подготовки, и бояться этого не нужно.
Погружение в тему
Доклад получится интересным и глубоким, если по-настоящему вникнуть в тему, тщательно в ней разобраться. Несколько советов для максимального погружения:
Выбирайте тему, которая вам нравится
Если же такой возможности нет, обязательно постарайтесь пробудить интерес к заданной теме. Подумайте, чем она вам близка или полезна, как связана с вашей жизнью и вашими актуальными увлечениями.
Создайте вокруг себя информационное поле, связанное с темой доклада
Смотрите художественные и документальные фильмы, читайте книги по теме — не обязательно научные, можно взять и художественные, если их сюжет близок теме доклада. Смотрите занимательные видеоуроки и лекции в интернете.
Свяжите тему доклада с жизнью
Рассматривайте предметы и явления окружающей действительности через призму вашего доклада. Если это биология — наблюдайте за животными и растениями, если физика — ищите вокруг примеры физических явлений, если история — следите за новостями и проводите аналогии с современностью.
Сбор материала
Прежде чем приступить к изучению материала, определитесь с источниками информации.
Интернет. Обязательно оценивайте материалы в сети на достоверность: обращайте внимание, кем написана статья, из какой книги или учебника взяты отрывки или приведены цитаты. Аудио- и видеоролики лучше смотреть на образовательных порталах, каналах и лекториях. Не злоупотребляйте «Википедией» — данные в её статьях не всегда достоверны, однако их можно использовать для составления предварительного плана и поиска источников. Используйте факты и цитаты из «Википедии», подтверждённые ссылками на источники.
Учебники и другая учебная литература (пособия, хрестоматии). Список рекомендуемых учебников и пособий уточняйте у преподавателя. Учебники можно приобрести в магазине, но лучше взять в библиотеке или найти в сети в электронном виде.
Энциклопедии и словари. Из них удобно брать определения, термины, имена, даты, формулы и другую справочную информацию.
Лайфхаки для сбора материала:
- Читая учебник, сразу выписывайте или копируйте из него нужную информацию. Во время прослушивания аудио- или видеолекций делайте заметки или отмечайте время, где вам встретилась нужная информация, так будет проще снова её найти.
- Начинайте писать текст доклада параллельно с накоплением материала. Не стремитесь сразу изложить всё, делайте заметки, наброски, пишите небольшие абзацы.
- Выполняя работу над практической частью, тщательно фиксируйте все свои действия, ведите записи, заметки или дневник наблюдений, если это необходимо — сделайте фото и приложите их к докладу.
- Сразу записывайте все источники, которые используете, это понадобится для составления списка литературы в конце реферата.
Помощь со стороны
Не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу или родителям. С ними можно обсудить тему доклада, узнать их мнение и отношение к вопросу, посоветоваться, какими источниками пользоваться и в каком ракурсе подать тему. Покажите им черновой вариант проекта и учтите замечания, исправьте ошибки.
Если учитель поручил доклад не только вам одному, а команде из нескольких одноклассников, обязательно обсудите между собой порядок работы, определите зоны ответственности каждого и периодически собирайтесь для обсуждения, как идёт работа над докладом.
Что нужно запомнить:
- В первую очередь определитесь с формой и структурой доклада.
- Составьте план работы.
- Выбирайте интересную вам тему или постарайтесь заинтересоваться той темой, которая вам досталась. Изучайте вопрос «с погружением»: читайте книги, смотрите фильмы и видеоролики на тему. Свяжите тему доклада с реальной жизнью.
- Пользуйтесь проверенными и достоверными источниками.
- Обращайтесь за помощью к учителям, родителям или одноклассникам. При совместной работе над проектом распределите обязанности и назначьте зоны ответственности. Напишите черновик и покажите его преподавателю.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Как подготовить доклад?
Что должно быть в докладе к диплому? Публичные выступления нередко вызывают трудности у студентов любой формы обучения. Это связано с отсутствием опыта проведения таких выступлений. Кроме того, некоторые студенты испытывают страх публичного провала, независимо от того, что написано в докладе. Опасаясь допустить ошибку или выглядеть нелепым, докладчик так и выглядит, ведь в нем отсутствует уверенность. Как подготовить доклад по диплому или доклад для выступления на конференции? Защита дипломных (выпускных) работ проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии. В своем докладе крайне важно полностью раскрыть тему работы, показать значимость своих результатов, продемонстрировать фактический материал.
Как выглядит процедура защиты?
При формулировке целей в докладе, следует опираться на текст работы. Есть такие этапы проведения защиты:
- Доклад студента по теме диплома.
- Вопросы к автору диплома.
- Исчерпывающие ответы студента на вопросы членов комиссии.
- Оглашение отзыва научного руководителя и рецензентов.
- Заключительное слово студента.
- Объявление решения комиссии об оценке работы.
Во время своего доклада не надо смотреть в пол, на стену или еще хуже – на потолок. Это сильно нарушает гармонию выступления. Следует смотреть в глаза присутствующим, но не бегать от одного к другому, а задерживать взгляд во время выступления. В докладе следует отразить результаты исследования.
Доклады студентов необходимо подготовить заранее в форме выступления, в котором целесообразно осветить следующие важные вопросы: обоснование актуальности темы исследования; цель, задачи, объект, предмет исследования; что удалось установить, выявить, доказать; какими методами это достигнуто; в докладе отражены элементы новизны в теоретических положениях и практических рекомендациях; с какими трудностями пришлось столкнуться в процессе исследования, которые не нашли подтверждения. Время, которое отведено на доклад, строго регламентировано.
Слишком длительное выступление приведет к потере интереса слушателей. Тексты докладов следует распечатать в том виде, который хорошо читается докладчиком. Крайне важно синхронизировать тексты докладов с мультимедийными презентациями, чтобы они не повторяли их, а служили удачным дополнением. Трудно удержать внимание слушателей докладом, который перегружен цифрами, без иллюстративного материала. Здесь не обойтись без предварительной подготовки. Экспромт на защите диплома –это верный путь к провалу.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Его величество – доклад
Помимо основной идеи исследования, автору нужно включить в текст работы ответы на основные замечания научного руководителя и рецензента, если таковые имеются. Время для выступления – 10-15 минут. Допускается незначительная импровизация, если того требует ситуация или вопросы членов комиссии вызывают трудности у студента. Актерское мастерство играет важную роль во время публичного выступления, ведь монотонный доклад, игнорирование основных целей работы, приведет к потере внимания аудитории. Если вас переполняет волнение, то устраивать Poker face тоже не стоит. Свое состояние нужно правильно подавать аудитории и только в том случае, если это уместно.
Как написать хороший доклад на защиту? «Три кита», на которых держится добротный текст работы:
- Актуальность проблемы.
- Теоретическая и практическая основа исследования.
- Выводы. С акцентом на перспективу дальнейших исследований.
Студент-дипломник готовит к защите и апробирует на предварительной защите доклад и демонстрационный материал (чертежи, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, блок-схемы алгоритмов, формулы), которые должны с достаточной полнотой раскрывать:
- Тему и цель диплома.
- Научную задачу и задачи исследования в целом.
- Методы (методики) решения каждой проблемы.
- Полученные результаты, их научную новизну и практическое значение.
- Апробацию результатов работы на конференциях и на производстве, технико-экономическую эффективность разработанных новых технологических решений.
Полезные советы студенту
В процессе подготовки, обратите внимание на свой гардероб. Аудитория спокойно воспринимает классический стиль в одежде докладчика, если вы желаете выделиться каким-то экстравагантным нарядом – это не лучшая идея. Каждая часть работы имеет значение и должна найти отражение в тексте доклада. Основные вопросы членов комиссии могут касаться оформления, научного аппарат работы и результатов исследования. Можно предугадать некоторые моменты и заранее подготовить ответы. Избыток материала – это не всегда хорошо, все должно выглядеть гармонично. Используйте методические рекомендации в процессе подготовки доклада.
В интернете можно найти примеры готовых текстов для выступления. Не стоит использовать весь общедоступный материал, сделайте акцент на структуру. Перед выступлением на конференции или перед зачитыванием доклада по диплому, попробуйте провести репетицию своей речи дома перед зеркалом, а еще лучше на камеру телефона. Просматривая видео, можно увидеть свои слабые стороны: слова-паразиты, лишняя жестикуляция, неуместная мимика, слишком высокая или низкая скорость воспроизведения информации и т. д.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Доклад на конференцию: что нужно знать?
Работу над тезисами доклада для конференции следует начинать с общего ознакомления с материалами по данной теме. Важную роль на этом этапе может сыграть анализ собственных конспектов, просмотр определенных разделов в учебной, и энциклопедической литературе. Это даст возможность получить общие сведения об исследуемой проблеме. Следующий этап – подбор литературы. Используя библиотечные каталоги, электронные базы данных, списки литературы в монографиях и периодических изданиях, этот этап работы можно осуществить очень быстро и качественно. Избранные литературные источники следует внимательно изучить, проработать, чтобы они получили новую жизнь в докладе.
Литературу, статистические и фактические данные следует использовать новые, которые были опубликованы в течение последних пяти лет и отвечают требованиям темы. В процессе обработки источников литературы целесообразно записывать определенные текстовые фрагменты, статистические и фактические данные. В докладе можно использовать как цитаты (то есть точно и дословно передать содержание фрагмента), так и свободный пересказ идей, отраженных в литературном источнике. При этом сразу надо переписать точные библиографические данные обработанного источника. При цитировании в докладе, определенный фрагмент забирают в кавычки и в квадратных скобках указывают источник литературы. Тексты докладов тщательно перечитываются. При свободном пересказе мыслей и идей, отраженных в литературном источнике, текст в кавычки не забирают, но ссылка на источник в квадратных скобках является обязательной.
Какая литература должна быть использована в докладе? Чтобы подготовить доклад, в процессе анализа подобранной литературы, студент определяется с целью и задачами доклада, рассуждает над тем, какие новые идеи, подходы могут быть им предложены в аспекте данной проблемы. Изложение материала в докладе должно быть структурно-логическим, последовательным, отражать движение мысли от абстрактного к конкретному, от общего к отдельному, от простого к сложному и правильно оформлено.
Не откладывайте на последний день работу по изучению темы. В докладе следует использовать научный стиль подачи информации. Каждая часть доклада, будь то введение, основная часть или выводы, должна быть оформлена надлежащим образом. Доклад на защиту диплома в объеме занимает от 5 до 7 страниц. Во время выступления на конференции, придерживайтесь классической структуры работы, независимо от темы исследования.
Источник