- Консультация «Как научить ребенка держать карандаш»
- Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш: 7 способов
- Почему это важно
- Как правильно держать ручку при письме
- Признаки неправильного захвата
- Как научить ребенка держать ручку
- С помощью резинки
- С помощью носового платка или салфетки
- С помощью резиновой насадки
- При помощи ручки для первоклассников
- При помощи наглядных пособий
- С помощью круглых палочек пастели или мелков
- Яркая линия на пальце ребенка
- Как научить ребенка держать карандаш
- Как держать ручку левой рукой
- Упражнения
- Игра «паучки»
- Каляки-маляки
- Игра «Веселая птичка»
- Как правильно сидеть за письменным столом
- Советы родителям
Консультация «Как научить ребенка держать карандаш»
Мария Сосова
Консультация «Как научить ребенка держать карандаш»
Консультация: «Как научить ребенка держать карандаш»
Как научить ребенка правильно держать карандаш? Как выглядит правильный захват карандаша? Какие использовать упражнения и занятия для развития пальчиков малыша? Верно ли, что от того насколько правильно ребенок держит ручку, зависит и его почерк, и его осанка? Все эти вопросы ставят перед собой заинтересованные родители.
Для начала решим, действительно ли это необходимо, научить ребенка правильно держать карандаш? Учителя начальной школы обращают внимание на то, что это важно, потому что при правильной позиции пальцев рука меньше устаёт. Это, абсолютно верно, так как если указательный палец наверху, то на него приходится основная нагрузка, а он лучше всех приспособлен для выполнения мелких и точных движений.
Знакомить малыша с тем, как нужно держать карандаш, мы можем с того момента, когда он начинает использовать карандаш или кисточку по назначению, тогда нужный навык формируется автоматически.
Если же ситуация «запущена», и малышу уже 4, 5, 6 лет, то нам придётся действовать сразу в нескольких направлениях.
1. Первое, и самое главное,- необходимо создать положительную мотивацию для усилий ребёнка, чтобы он сам, и очень сильно, был заинтересован в достижении цели. Для этого маме нужно будет подключить всю свою смекалку, ведь только она знает, что привлечёт малыша. Может быть, это пример старшего брата – школьника, или пример отца, или ссылка на то, что так пишут все взрослые, или обещание подарить настоящую школьную ручку, или рассказ о том, что карандаш – это корабль, а пальцы – капитан, старший помощник и боцман, и у каждого из них своя работа и своё место на корабле. Фантазируйте, пробуйте, всё в ваших руках. И не забывайте хвалить и поддерживать дошкольника, не жалейте для этого эмоций, искренне радуйтесь его достижениям.
2. Второе – привлеките на свою сторону и сделайте союзниками всех взрослых, которые имеют отношение к письменной и рисовальной деятельности ребёнка, чтобы и они поддерживали его усилия.
3. И, наконец, третье– чисто технические средства, «заставляющие» правильно располагать пальцы на карандаше: трёхгранные карандаши и ручки, специальные насадки на карандаш.
Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.
Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец — с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или фломастер, или кисточку в пальчики правильно.А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по-новому».
Немного тренировки, и малыш сам будет следить за своими пальчиками.
Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш. Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно.
Если не получилось с первого раза — немного подправьте положение пальцев. Если заметили, что карандаш снова в кулаке — остановите рисование и переложите его правильно. После десятка таких перекладываний даже годовалый ребенок начинает правильно держать карандаш.
Занятия,способствующие развитию захвата щепотью:
• Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.
• Можно играть с бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.
Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три — не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками — щепоточкой.
Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно).
Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.
Если опять начнет держать в кулачке, вернитесь назад — только мелки. И порисуйте ими еще пару недель.
Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.
Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок при рисовании.
Он должен знать правила:
• придерживать бумагу рукой, свободной от рисования;
• локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.
Ну и конечно, развиваем мелкую моторику (шнуровки, перекладывание мелких предметов, наклейки и аппликации, пальчиковая гимнастика, рисование (пальчиками, мелками, палочками на песке и т. д.)
Развивайте пальчики малыша. Давайте малышу отщипывать пластилин, катать его между пальчиками и лепить на доску. Поиграйте «в Золушку» — смешайте разноцветные крупы и попросите ребенка рассортировать их по разным чашкам. Важно научить его напрягать и расслаблять пальцы, для этого полезны разнообразные пальчиковые игры типа игры «в замок».
Сделайте так, чтобы ребенку было интересно учиться. Приготовьте ему для занятий интересную раскраску с любимыми героями или красочную тетрадь для занятий.
Предлагаем вам небольшой, но любопытный эксперимент, который поможет вам в этом деле.
1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.
2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же.
3. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.
4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.
Как научить ребенка говорить правильно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти. Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов.
Как научить ребенка рисовать. Консультация для родителей. Как научить ребенка рисовать. Воспитатель: Т. М. Пугачевская МБДОУ №139 д/сад «Антошка»г. Брянск. Ваш ребенок.
Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.
Консультация для родителей «Как научить ребенка не обижать других» Когда малыши начинают ходить и встречаться со сверстниками в разных ситуациях, они могут обижать других детей без какого-либо злого умысла.
Консультация для родителей «Как научить ребенка постоять за себя» Консультация для родителей Тема: «Как научить ребенка постоять за себя» Этот вопрос волнует и мам, но пап, наверное, все-таки больше.
Консультация для родителей «Как научить ребенка счету» Консультация для родителей: Как научить ребенка счету Детей необходимо учить цифрам по двум важным причинам. Первая из них заключается.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш» Уважаемые родители, работая с детьми младшего дошкольного возрастая я заметила,что не все дети могут правильно держать карандаш и у меня.
Консультация для родителей «Как правильно научить ребенка ПДД» Консультация для родителей Родителям — как правильно научить ребенка ПДД Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали.
Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета» Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка цветам». Подготовила воспитатель Карастилёва Л. Н. Многие родители знают, что ребенок.
Консультация для родителей «Как научить ребенка держать карандаш» Как научить ребенка держать карандаш. Письмо – важнейший навык человека, а от того, насколько правильно человек держит ручку, зависит и.
Источник
Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш: 7 способов
Ответственные родители стараются приобщать ребенка к освоению письма с ранних лет. Перед началом занятий будущему школьнику нужно показать, как правильно держать ручку и карандаш. Это умение относится к мелкой моторике. В детских садах, кружках рисования и прикладного творчества развитию пальчиков и мелкой моторике уделяется большое внимание. Если ребенок домашний родителям необходимо самим привить ребенку этот навык.
Почему это важно
Пустить на самотек занятия по рисованию и письму – не лучшая идея. Когда малыш впервые берет в руку карандаш и пытается что-то изобразить на листке бумаги, ему важен сам процесс. Он может зажать карандаш в кулачке, или схватить его так, как удобно на данный момент. Не стоит надеяться, что неуклюжие каракули могут в один прекрасный день превратиться в каллиграфический почерк.
Если не откорректировать положение пишущего прибора в руке ребенка, со временем это может войти в привычку, которая станет серьезным препятствием в школе. Даже если почерк будет красивым и разборчивым, странное положение ручки будет вызывать насмешки одноклассников. На занятиях в школе педагог обязательно обратит на это внимание и постарается помочь исправить неправильное положение ручки, но выработанная с раннего детства привычка может оставаться неизменной. Юный школьник будет уставать, страдать от того, что у него не получается письмо, он будет отставать в написании диктантов, и как следствие – в дальнейшем обучении.
Родители должны осознавать, что правильно держать ручку при письме первокласснику очень тяжело. К тому же, она может падать или рвать тетрадь при написании букв. Это может вызвать слезы и раздражение. Испытывая негативные эмоции и повышенную нагрузку на руку, ученик будет пытаться найти удобное положение. Из-за этого может возникнуть неприятие домашних заданий, ухудшиться осанка и зрение.
Чтобы научить ребенка правильно держать ручку, потребуется время и терпение. К этому следует приучать постепенно, при помощи незамысловатых игр и рисования. Также при покупке канцелярских принадлежностей следует учитывать их назначение и размер.
Как правильно держать ручку при письме
Большинство современных письменных приборов очень удобны и имеют резиновую метку, где следует располагать пальцы. Она находится на расстоянии 1,5 см от кончика.
Правши берут пишущий предмет первыми тремя пальцами рабочей (правой) руки. Он должен располагаться на боковой части последней фаланги среднего пальца. Именно этот палец задает стержню траекторию движения. Остальные два пальца удерживают ручку в нужном положении: указательный палец должен находиться сверху ручки, а большой – придерживать ее слева. Все три пальца должны быть слегка согнутыми и не напрягаться.
Признаки неправильного захвата
Для предупреждения негативных последствий неправильного захвата, следует обратить внимание, как малыш впервые пытается взять карандаш. Проблемы могут возникнуть, если:
- ребенок сильно сгибает указательный пальчик и придерживает его внешней частью ногтевой фаланги (при этом большой пальчик располагается ниже);
- свободный кончик карандаша направлен не на плечо рабочей руки, а в любую другую сторону.
- на бумаге остаются борозды, грифель или стержень рвет бумагу;
- происходит слабый нажим при письме;
- малыш использует при захвате два первых пальчика, а средний в процессе не участвует;
- карандаш захватывается правильно, но слишком низко или высоко.
Как научить ребенка держать ручку
Если перед школой дома или в детском саду ребенка научить правильно держать ручку, у него не будет проблем с выполнением первых домашних заданий. Эта задача по плечу каждому заботливому родителю. Есть несколько простых и доступных способов помочь малышу быстро освоить пропись и шагнуть на новую ступень обучения.
С помощью резинки
Освоить письмо поможет обычная аптечная резинка, которую надевают на запястье. Резинку слегка оттягивают вверх, делают петельку, в которую продевают ручку ближе к колпачку. Так она будет сохранять правильное положение при письме.
С помощью носового платка или салфетки
Если безымянный пальчик и мизинчик постоянно мешают малышу правильно захватить карандаш, можно воспользоваться маленьким носовым платочком или бумажной салфеткой. Ее складывают в 4 раза и кладут на ладошку. Два последних пальчика должны прижать салфетку к ладошке. Затем рабочими пальчиками нужно правильно захватить карандаш. Этот способ поможет малышу запомнить, как нужно правильно рисовать или писать.
С помощью резиновой насадки
Специальная резиновая насадка с углублениями для пальцев продается в отделе канцелярских товаров. Надев такую резинку на ручку, можно контролировать положение пальчиков первоклашки. Он будет с удовольствием писать, ведь это и ручка и веселая игрушка одновременно.
При помощи ручки для первоклассников
Можно купить готовую ручку для первоклассников, в которой есть выемки для пальчиков. Эту ручку удобно брать в руки, и пальцы сами принимают нужное положение. Такое приспособление можно вырезать самостоятельно из обычной резинки. Получится замечательный тренажер, способный наладить правильный захват и исправить почерк.
При помощи наглядных пособий
Над столом можно повесить яркую схему, как правильно пользоваться письменными принадлежностями.
С помощью круглых палочек пастели или мелков
Отличный способ поставить руку – рисование небольшими пастельными мелками (длиной до 3 см). По диаметру они похожи на ручку или карандаш. Их нужно аккуратно удерживать пальчиками, сложенными в щепоть. По-другому удержать их не получится. Такое занятие очень полезное, так как выполняет двоякую функцию:
- рисование яркими мелками доставляет ребенку удовольствие;
- формируется правильный захват, который можно будет применить к фломастеру или карандашу.
Яркая линия на пальце ребенка
Если ни один из вышеперечисленных способов не помогает наладить отношение между малышом и пишущим предметом, на помощь может прийти яркая линия, нанесенная фломастером на средний пальчик. Эту линию необходимо прочертить под наклоном, в месте, где должна находиться ручка. Можно придать занятию игровую окраску. Малышу надо объяснить, что ручку необходимо положить на яркую линию. А чтобы она не убежала, ее нужно придержать сначала большим пальчиком, а сверху – указательным.
Как научить ребенка держать карандаш
Нередко родители покупают первоклашке толстые не стандартные карандаши. Не лучшим вариантом будет слишком длинный и тонкий карандаш. Их и взрослому держать неудобно, а ребенку тем более. Они должны быть стандартного диаметра, не круглые, а с гранями.
Карандашом пользуются так же, как и ручкой. Бумага для рисования должна лежать прямо перед ребенком, а не с наклоном, как при письме. Кисть и запястье должны двигаться легко, без напряжения.
Как держать ручку левой рукой
Если ребенок лучше владеет левой рукой, его не стоит переучивать. Ручку кладут на последнюю фалангу среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, а большой палец – справа. Остальные пальцы прижимаются к ладони произвольно. Если попросить приподнять указательный пальчик, и ручка не меняет своего положения – малыш держит письменный прибор правильно.
Упражнения
Для того чтобы первоклашка мог правильно владеть пишущим инструментом, нужно начинать занятия с 2-5 лет. Простые упражнения, совмещенные с игрой, помогут в будущем выработать ловкость пальчиков.
Ребенку можно предложить:
- собирать пальчиками бусинки и складывать их в коробку;
- завязывать бантики на шнурках, узелки на веревочках;
- вытирать нарисованные линии маленькой резиночкой;
- вырезать из бумаги мелкие детали безопасными ножницами и составлять из них мозаику;
- заштриховывать карандашом картинки для раскрашивания;
- рисовать узоры, геометрические фигуры (треугольники, квадратики, круги и т.п.);
- собирать конструктор;
- застегивать пуговицы и т.п.
Некоторые упражнения можно выполнять в виде игры. В это время важно контролировать положение пальчиков малыша.
Игра «паучки»
Ручки ребенка – веселые паучки, а пальчики – их лапки. Их нужно попросить «побегать» по столу. Потопать, попрыгать. Попросите малыша, чтобы «паучки» поздоровались лапками, и что-нибудь порисовали мелками. Это упражнение поможет снять напряжение с пальчиков и отвлечет ребенка от рутинных упражнений.
Каляки-маляки
Дайте ребенку небольшой яркий мелок и лист бумаги. Пусть он рисует на бумаге произвольные непрерывные линии то медленно, то быстро. Начать игру в каляки-маляки можно в медленном темпе, а закончить – в быстром.
Игра «Веселая птичка»
Перед рисованием предложить ребенку поиграть в веселую птичку, которую нужно научить рисовать. Птичка – это левая или правая кисть ребенка. Соедините три первых пальца, а безымянный и мизинец подожмите. Большой палец снизу и два следующих пальца сверху – клюв птички. Поговорите с ребенком от имени птички, пусть ребенок вам подыграет. Поставьте карандаш вертикально и попытайтесь научить птичку рисовать. Она должна схватить клювом верхушку карандаша и постепенно опустить клювик из пальчиков до нужного уровня. Пусть птичка нарисует сама себя.
Как правильно сидеть за письменным столом
Недостаточно только научить ребенка держать ручку правильно, нужно научить его правильно сидеть за столом. Правильная осанка – основа здоровья школьника.
Необходимо правильно подобрать по высоте стол и стул ученика. Стул должен быть со спинкой, стол – с регулируемыми ножками и крышкой.
Согнутые ноги ребенка в коленях должны образовывать прямой угол. Стопы стоять на полу или на небольшой подставке. Спина должна быть ровной, руки лежать на столе.
Ребенок не должен ложиться грудью на стол. Расстояние между туловищем и столом должно равняться 2 см. Тетрадь должна находиться под наклоном 30 градусов относительно туловища.
Советы родителям
- Как только малыш возьмет в руки карандаш, нужно сразу формировать правильный захват этого инструмента.
- Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, ругать за некрасивые буквы, за «плохой» рисунок.
- В детском саду и школе уделяется достаточно внимания правильной осанке и положению ручки в руке. Но не стоит полностью перекладывать на воспитателя или учителя заботы об обучении ребенка правильному захвату письменного инструмента. Возьмите этот процесс под свой контроль, тогда у ребенка не будет проблем с успеваемостью и здоровьем.
- Занятия рисованием под контролем преподавателя помогут поставить руку и развить у ребенка внимание и усидчивость.
Не важно, какой рукой пишет ребенок. Главное – научить его правильно держать ручку при письме и следовать рекомендациям преподавателя. Ведь от этого зависит и успеваемость, и здоровье, и хорошее настроение.
Источник