Способы изъятия земельных участков

Способы изъятия земельных участков

ЗК РФ Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 56.3. ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

Об изъятии земельного участка, по которому до 01.04.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и не принято решение об изъятии, см. ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

2) утвержденными проектами планировки территории.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:

1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);

2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);

3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);

4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.

6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.

8. Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Источник

Способы изъятия земельных участков

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок изъятия земельных участков органом местного самоуправления для государственных, муниципальных нужд?

Порядок изъятия земельных участков для государственных, муниципальных нужд установлен главой VII.1 ЗК РФ. Так, пунктом 3 ст. 56.2 ЗК РФ право принимать решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (далее — решение об изъятии), в том числе для размещения объектов местного значения, предоставлено органам местного самоуправления (далее — орган МСУ).
Вынесению решения может предшествовать подача заинтересованным лицом ходатайства об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, требования к которому установлены п.п. 1-8.1 ст. 56.4 ЗК РФ. Орган МСУ обязан рассмотреть ходатайство, при наличии обстоятельств, перечисленных в п. 9 ст. 56.4 ЗК РФ, — вернуть его без рассмотрения, в случаях, указанных в п. 11 ст. 56.4 ЗК РФ, — отказать в изъятии, а при наличии оснований для изъятия — принять соответствующее решение. Также орган МСУ вправе принять решение об изъятии по собственной инициативе (п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ). Однако в случае, установленном п. 7 ст. 56.4 ЗК РФ, наличие ходатайства является обязательным.
Решение об изъятии должно иметь документальное обоснование: при изъятии участка в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения необходимо наличие документов, предусмотренных п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ (кроме того, ограничивается срок принятия такого решения — смотрите п. 3 ст. 56.3 ЗК РФ), в иных целях — документов, указанных в п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ.
Не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии орган МСУ обязан принять установленные п. 1 ст. 56.5 ЗК РФ меры по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, самостоятельно или в определенных случаях с привлечением иных лиц (п.п. 2-3 ст. 56.5 ЗК РФ). Выявление лиц не производится в ситуации, установленной ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ. В частности, орган МСУ должен обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии в порядке, предусмотренном п.п. 5-7 ст. 56.5 ЗК РФ. Правообладатели изымаемой недвижимости, не учтенные в ЕГРП, подают заявления об учете их прав (обременений прав) с подтверждающими документами (п. 8 ст. 56.5 ЗК РФ), которые орган МСУ обязан рассмотреть и в отсутствие надлежащего подтверждения прав направить заявителю соответствующее уведомление (п. 9 ст. 56.5 ЗК РФ). Если правообладатели не выявлены, орган МСУ уже на этом этапе вправе обратиться в суд с заявлением о признании права муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию; постановка этих объектов на учет бесхозяйных недвижимых вещей необязательна (п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ). Если же правообладатели были выявлены, орган МСУ продолжает установленную законом процедуру изъятия.
Требования к решению об изъятии установлены п.п. 1-5 ст. 56.6 ЗК РФ. Решение об изъятии может быть принято не только в отношении частного земельного участка, но и в отношении государственного или муниципального участка, если они находятся во владении или пользовании частных лиц на соответствующих вещных правах (п. 5 ст. 56.3 ЗК РФ). Закон предусматривает случаи запрета изъятия (п. 8 ст. 56.3, п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ), а также обстоятельства, не препятствующие изъятию (п.п. 8-9 ст. 56.6 ЗК РФ). В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии орган МСУ совершает действия, перечисленные в п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ, для уведомления правообладателей недвижимости о принятом решении. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ). После вынесения решения об изъятии орган МСУ вправе также утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка (п. 6 ст. 56.6 ЗК РФ).
Затем в целях подготовки соглашения об изъятии орган МСУ самостоятельно или в определенных случаях с привлечением иных лиц (п.п. 1, 6 ст. 56.7 ЗК РФ) осуществляет действия в рамках кадастрового учета объектов, перечисленные в п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ. Исключение установлено в п. 3 ст. 56.7 ЗК РФ.
Также орган МСУ устанавливает размер возмещения в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и правилами ст. 56.8 ЗК РФ, ч. 5 ст. 26 Закона N 499-ФЗ, определяющими, что включается в размер возмещения, а что в нем не учитывается. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю соглашения об изъятии, но отчет об оценке действителен вплоть до заключения соглашения или вынесения решения суда об изъятии (п.п. 7, 10 ст. 56.7 ЗК РФ).
Орган МСУ составляет проект соглашения об изъятии в соответствии с требованиями, установленными ст. 56.9, п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ, подписывает его и направляет для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает его адресату под расписку (п.п. 2, 3, 7 ст. 56.10 ЗК РФ). К проекту должны быть приложены документы, перечисленные в п. 4 ст. 56.10 ЗК РФ.
С учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости орган МСУ вправе изменить условия соглашения об изъятии (п. 11 ст. 56.10 ЗК РФ).
Если правообладатель подписывает соглашение об изъятии (п.п. 8, 9 ст. 56.10 ЗК РФ), оно является основанием для перехода права собственности к муниципалитету и других последствий, перечисленных в п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ. Если же правообладатель в течение девяноста дней со дня получения им проекта соглашения об изъятии не представил подписанное соглашение, орган МСУ вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пп. «в» п. 20 постановления от 2 июля 2009 г. N 14, обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии обусловлено муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующий объект, возлагается на орган МСУ. Под муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, размещение объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений)*(1).
После заключения соглашения об изъятии либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии орган МСУ предоставляет возмещение правообладателю недвижимости (п. 13 ст. 56.10, п. 2 ст. 56.11 ЗК РФ) и лишь затем может регистрировать переход права собственности к муниципалитету и производить иные действия, указанные в п.п. 1, 6 ст. 56.11 ЗК РФ.

Читайте также:  Виды государственных органов по способу принятия решений

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

————————————————————————-
*(1) Данное постановление касается вопроса изъятия жилых помещений для государственных и муниципальных нужд, но, как нам кажется, приведенное в нем разъяснение является универсальным.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Информация о процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования

Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный Кодекс Российской Федерации был дополнен главой VII.1, устанавливающей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2016 № 210 в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, внесены изменения, в соответствии с которыми Роснедра наделены полномочиями по осуществлению принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Читайте также:  Объясните значение следующих операций механического способа обработки картофеля калибровка

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)» осуществление данных и непосредственно связанных с ними полномочий возложено на территориальные органы Роснедр по месту нахождения изымаемого земельного участка. При этом информационно-аналитическое обеспечение исполнения ими данных полномочий осуществляется территориальными фондами геологической информации.

Отмечаем, что с начала действия процедуры изъятия земельных участков для целей недропользования было подано свыше 600 ходатайств пользователей недр об изъятии земельных участков (по состоянию на май 2020 года).

Основные нормативно-правовые акты, а также акты государственных органов, регулирующие процедуру изъятия земельных участков:

1. Земельный Кодекс Российской Федерации (Глава VII.1);

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»;

3. Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250 «Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и требований к их формату»;

4. Приказ Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)».

Читайте также:  Оформить приказ угловым способом

Согласно вышеуказанным правовым актам, в целях получения земельного участка для осуществления недропользования владелец лицензии обращается в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. После получения такого ходатайства территориальным органом Роснедр направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с целью выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию. По результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости территориальным органом Роснедр принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных лиц, которое оформляется приказом. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.

Решение об изъятии земельного участка размещается на официальном сайте Роснедр (его территориального органа) в сети «Интернет», публикуется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. Кроме того, копии решения об изъятии направляются правообладателям изымаемой недвижимости, организации, подавшей ходатайство об изъятии, а также в Росреестр.

При этом отмечаем, что рассматривая дела №№ А43-28541/2017, А43-34915/2017, А43-34922/2017, А43-34923/2017, суды отметили, что направление копии решения об изъятии правообладателю изымаемой недвижимости имеет обязательный характер только в случае наличия у уполномоченного органа исполнительной власти сведений о почтовом адресе, указанном в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в ЕГРН, а также в случае сообщения самим правообладателем адреса для связи в виде электронной почты.

После получения решения об изъятии пользователь недр осуществляет совместно с Роснедрами подготовку соглашения об изъятии недвижимости, которое заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и Роснедрами (его территориальным органом), а также организацией, подавшей ходатайство. При этом на основании предложений правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости Роснедра по согласованию пользователем недр вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости.

В случае отказа правообладателя изымаемой недвижимости в подписании соглашения об изъятии недвижимости Роснедра либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

При этом следует отметить, что суды, рассматривая споры по делам №№ А12-70274/2016, А12-54447/2016 о признании незаконными приказов об изъятии земельных участков, отмечают, что непредставление пользователями недр документов, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, не может быть принято в качестве аргумента, поскольку действующее законодательство не ставит право владельца лицензии на пользование недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.

Более того, в рамках дел №№ А57-19811/2018, А57-19812/2018, А57-19897/2018, А57-20569/2018, А57-20568/2018, А57-20564/2018, А57-20572/2018, А57-20570/2018, А57-20566/2018, А57-19895/2018, А57-19892/2018, А57-19813/2018, А57-19814/2018, А57-19810/2018, А57-19892/2018 судами отмечено, что действующее земельное и гражданское законодательство не предусматривает необходимость наличия у уполномоченного органа исполнительной власти каких-либо других обоснований принятия решения об изъятии земельных участков (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами), кроме наличия лицензии на пользование недрами у ходатайствующего.

Также отмечаем, в зависимости от вида правообладания земельным участком заключенное соглашение об изъятии земельного участка либо вступившее в законную силу решение суда о его принудительном изъятии является основанием как для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, пользователю недр, так и для прекращения договора аренды земельного участка или иных договоров пользования земельным участком без перехода такого участка в собственность пользователя недр, обратившегося с ходатайством об изъятии.

Источник

Оцените статью
Разные способы