Способы изъятия следов шин

Конспекты юриста

Особенности осмотра, фиксации и изъятия следов транспортных средств

Обнаружение следов транспортных средств:

  • — визуальный осмотр места происшествия;
  • — мысленная реконструкция модели механизма дорожно- транспортного преступления, определение границ осмотра места происшествия и объектов, подлежащих исследованию.

Следы транспортных средств остаются на:

  • — поверхности дорожного покрытия;
  • — обочине, кювете, на местности, прилегающей к дороге;
  • — сооружениях, строениях, деревьях, находящихся в зоне происшествия;
  • — теле и одежде пострадавшего человека;
  • — автомобиле, с которым произошло столкновение или соприкосновение в ходе события.

Фиксация следов транспортных средств осуществляется путем описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования, видеосъемки, а также путем изготовления слепков и копий следов шин.

В протоколе осмотра места ДТП и приложениях к нему подлежат фиксации следующие элементы:

  • — дорога, участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их места нахождения и особенностей;
  • — транспортное средство;
  • — следы транспортного средства;
  • — признаки, свидетельствующие о направлении движения автомобиля;
  • — труп.

Изъятие следов транспортных средств. Основной прием изъятия следов-отображений транспортных средств — моделирование путем изготовления слепков из гипса, силиконовой пасты «К» и пасты «У-1».

Объектами экспертизы транспортных средств являются:

  • — слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;
  • — фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии;
  • — предметы со следами (одежда, обувь);
  • — части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;
  • — человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).

Источник

Особенности фиксации и изъятия следов транспортных средств.

Фиксация следов ТС:

Обнаружение следов транспортных средств:

• визуальный осмотр места происшествия;

• мысленная реконструкция модели механизма дорожно- транспортного преступления, определение границ осмотра места происшествия и объектов, подлежащих исследованию;

• следы транспортных средств остаются на:

— поверхности дорожного покрытия;

— обочине, кювете, на местности, прилегающей к дороге;

— сооружениях, строениях, деревьях, находящихся в зоне происшествия;

— теле и одежде пострадавшего человека;

— автомобиле, с которым произошло столкновение или соприкосновение в ходе события.

Следы ТС фиксируют подробным описанием указанных признаков в протоколе. В нём, также, указывается поверхность на которой обнаружен след, тип дорожного покрытия, его состояние, вид обнаруженных следов, результаты их измерений, место расположения следов с привязкой к двум объектам, признаки направления движения ТС, способы фиксации, изъятия и упаковки следов.

Также, производится фотографирование. Если протяжённость следа большая, оно производится методом линейной панорамы. Наиболее чёткий след фиксируется с масштабным увеличением.

При наезде ТС на человека, или переезде через него, фотографируется сам объект одежды со следами

Фиксацияследов транспортных средств осуществляется путем описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования (если протяжённость следа большая, оно производится методом линейной панорамы, наиболее чёткий след фиксируется с масштабным увеличением), видеосъемки, а также путем изготовления слепков и копий следов шин.

В протоколе осмотра места ДТП и приложениях к нему подлежат фиксации следующие элементы:

• дорога, участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их места нахождения и особенностей;

• следы транспортного средства;

• признаки, свидетельствующие о направлении движения автомобиля;

Изъятие следов транспортных средств. Основной прием изъятия следов-отображений транспортных средств — моделирование путем изготовления слепков из гипса, силиконовой пасты «К» и пасты «У-1».

Объектами экспертизы транспортных средств являются:

— слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;

— фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии;

— предметы со следами (одежда, обувь) ;

— части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;

— человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта) .

Вопросы, относящиеся к установлению групповой принадлежности транспортных средств:

— каким видом транспорта оставлены следы?

— соответствуют ли форма, размеры и взаимное расположение следов соударению автомобилей (транспортных средств) определенных типов, видов, марок?

— какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия?

— мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?

Вопросы, относящиеся к установлению конкретного транспортного средства: — не данным ли транспортным средством оставлены следы?

— одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

— не данной ли шиной оставлены следы на месте происшествия?

Идентификационные исследования рукописных текстов.

При исследовании рукописных текстов различают отдельные группы признаков: письменной речи, пространственной ориентации движений (топографические) и почерка.

Читайте также:  Способы повышения точности средств измерений

Письменная речь.Это деятельность человека, опосредованная системой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи, отобразившейся в тексте, содержат ценную информацию о чертах социально-биографического и психологического облика его автора, о внешних и внутренних факторах, воздействовавших на него в период исполнения рукописи. Отдельные слова, словосочетания, предложения не могут рассматриваться как объекты, несущие признаки письменной речи. Для этого необходим текст, исполненный на 1-2 страницах и связанный единой смысловой нагрузкой.

Признаки письменной речи можно условно подразделить на три самостоятельные группы: 1) степень грамотности пишущего; 2) словарный запас; 3) стиль изложения.

Степень грамотностисвязывают с наличием в рукописи грамматических ошибок и особенностей, выражающихся в неправильном написании отдельных слов и фраз. Грамматические признаки устойчивы и иногда составляют идентификационный комплекс.

Лексические признаки (словарный запас) – это употребление профессиональных терминов, старых, вышедших из употребления слов, местных диалектов. Человек может обладать большим или малым запасом слов. Частое употребление одних и тех же слов свидетельствует о небольшом словарном запасе.

Стиль изложения характеризует манеру излагать мысли, привычку строить предложения, которые могут быть простыми, лаконичными или витиеватыми, сложными. Стиль может быть деловым, литературным, научным, разговорным, последовательным, беспорядочным. В сложных предложениях выявляют их структуру, наиболее часто встречающиеся обороты, употребление сравнений, пословиц, афоризмов.

Топографические признаки письма, или признаки пространственной ориентации движений. Это устойчивые привычки размещения текста.

Прежде всего, выделяются признаки расположения обращений и адресата. В деловых письмах данные адресата должны находиться в правом верхнем углу. В левом верхнем углу, если письмо исполняется не на бланке, располагаются данные отправителя, дата, регистрационный номер корреспонденции.

К другим признакам рассматриваемого вида относят направление строк, расстояние между ними. Строки могут быть горизонтальными, поднимающимися и опускающимися, извилистыми, прямыми и изогнутыми.

Важными топографическими признаками является наличие или отсутствие полей, их расположение (справа, слева, с обеих сторон), конфигурация (прямые, расширяющиеся к низу, сужающиеся, ровные, извилистые, уступами).

К этим же признакам причисляют наличие, отсутствие абзацев, красных строк, способы выделения мыслей (подчеркивание, обведение, пометки на полях, замечания в скобках), а также приемы сокращения и переносы слов, нумерацию страниц, исправлений в тексте (зачеркивание, правка поверх выполненного текста и т.п.).

Топографическими признаками считаются и окончание текста, расположение подписи, даты и т.д.

Признаки почерка обычно делят на общие и частные. К общим относится степень выработанности, конструктивная сложность, общее направление движения, а также размер, наклон, разгон, связность. Они характеризуют почерк в целом.

Степень выработанности характеризует уровень овладения техникой письма и представляет собой сложное качество почерка, складывающееся из двух признаков: координации движений и темпа их выполнения. Другими словами это свойство почерка состоит в стабильном сохранении координации при определенном темпе выполнения движений.

В рукописях, исполненных скорописью, ее обычно подразделяют на три группы: малую, среднюю и высокую. Маловыработанный почерк определяется отсутствием ритмичности в движениях, медленным темпом, наличием извилистости прямолинейных элементов букв и угловатостью овалов.

Средневыработанный – содержит ритмичность движений, в нем встречаются незначительные отклонения от принятой системы при среднем темпе письма. Для высоковыработанного почерка характерны сложные координированные движения при быстром темпе: наблюдается вариационность при исполнении письменных знаков в различном буквосочетании.

Темп исполнения может быть быстрым, средним, медленным. Медленный следует отличать от замедленного, который проявляется при выполнении текста измененным почерком.

Конструктивнаясложность почерка делится на сложную, простую и упрощенную. Простой, или стандартный, почерк характеризуется системой движений, при которой написание письменного знака соответствует нормам типовых прописей. Он разборчив, четок, с выдержанной ритмичностью. Почерк, в котором письменные знаки и их элементы проще, чем это предусмотрено в прописях, относится к упрощенным. В основном это происходит за счет сокращения количества движений при выполнении графических знаков, что ведет к неразборчивости из-за утраты букв или их элементов. Усложненный почерк характеризуется увеличением движений и их сложностью.

Общее направление движенийпри выполнении рукописных текстов может быть округлым или угловатым, правоокружным или левоокружным, а также смешанным.

Размер букв считается средним, если их величина примерно равна 3 – 4 мм. Если буквы равны 2 – 2,5 мм, размер считается малым, а если более 4 мм. – крупным.

Разгон (размер интервалов между основными элементами знаков и буквами) может быть большим, средним и малым. При среднем – интервал колеблется от ½ высоты до высоты букв; при малом – менее ½ высоты букв; при большом равен высоте букв или больше ее.

Связностьхарактеризует степень безотрывности письма при выполнении букв или их сочетании. Связность может быть большая (непрерывное выполнение 6 или более знаков), средняя (4 – 5 букв), малая (2 –3 знака). По связности почерк может быть сплошным и отрывистым. Связность – вариационный признак, изменяющийся неодинаково от условий, влияющих на почерк, — позы, материала письма, состояния пишущего.

По наклонупочерк может быть правонаклонным, левонаклонным, неустойчивым по наклону (смешанным) и может иметь продольную осевую букв.

Читайте также:  Способы варки риса рассыпчатого

Частный признак – это характеристика движений, проявляющаяся при выполнении отдельных букв или их отдельных элементов. Частные признаки могут встречаться в одинаковом проявлении у разных лиц; сочетания же их своеобразно для каждого пишущего (неповторимая совокупность признаков).

К наиболее характерным частным признакам относится форма движений при выполнении знаков и их отдельных элементов. Они бывают прямыми, извилистыми, петлевыми, круговыми, завитковыми, возвратно-прямолинейными, треугольными.

Одним из важнейших частных признаков являются точки начала и окончания выполнения отдельных элементов, последовательность выполнения штрихов в буквах. Стереотип выполнения этих операций обусловливает такие признаки как форма движений при соединении букв и их элементов (петлевая, угловая, возвратно-прямолинейная), направление движений (снизу вверх направо, снизу вверх налево, сверху вниз, слева направо и др.), последовательность и количество движений, их относительное размещение.

Определенной спецификой отличаются частные признаки, отражающиеся в подписи, под которой понимается обозначение фамилии, удостоверяющее подлинность документа.

Различают подписи, состоящие из буквенных знаков или из штрихов, а также комбинированные. Их также делят на полные, содержащие все буквы фамилии, сокращенные и усложненные в отдельных знаках, их элементах и т.д.

Устойчивым признаком подписи считается, прежде всего, размещение ее относительно линии горизонтального среза листа бумаги (под углом или параллельно), строк текста (на строке, выше — ниже ее), последних слов и т.д.

Выделяется общий вид подписи, который обычно рассматривается как геометрическая конфигурация, характеризующаяся строением букв и элементов, их взаимным расположением. По строению линии строки подписи могут быть прямыми, когда соединенные начерченными отрезками нижние окончания штрихов, образуют прямую линию, а также ломаными. Разновидностью последних являются ступенчатые подписи, которые могут быть поднимающимися или опускающимися.

Существуют и дугообразные подписи, основание которых представляет собой как бы одну или несколько частей окружности.

Частные признаки почерка имеются как в знаковых, так и безбуквенных элементах подписи, в том числе в росчерке. В подписи могут отражаться частные признаки, отсутствующие даже в одноименных знаках, выполняемых одним и тем же лицом. Дополнительными частными признаками подписей считаются размеры углов в безбуквенных угловатых элементах и их сочетаниях, степень кривизны дугообразных небуквенных элементов, размещение росчерка и его частей относительно подписи в целом.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 4187 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Фиксация и изъятие следов транспортных средств.

Основным средством фиксации следов является описание в протоколе следствен­ного действия, где отражаются следующие данные:

1. Расположение следов колес на месте происшествия и их вид;

2. длина следов и их конфигурация;

3. изменение направления следов;

4. ширина отображения беговой дорожки протектора ;

5. максимальная глубина объемных следов;

6. строение рисунка протектора;

7. отпечатки особенностей поверхностей шины, их форма, размеры, расположение;

8. длина оборота колеса (при возможности такого измерения);

9. колея передних и задних колес;

10.база транспортного средства (при возможности такого измерения); 11. признаки направления движения транспортного средства; 12.способ фиксации и изъятия следов.

При обнаружении на месте происшествия осколков внешних осветительных прибо­ров в протоколе необходимо зафиксировать следующее:

1. место расположения осколков;

2. расположение места наибольшей концентрации осколков и площадь рассеи­вания частиц стекла;

3. направление рассеивания осколков;

4. цвет и материал частиц, наличие на осколках маркированных обозначений, частиц ЛКП и других наслоений;

5. число и размер осколков при небольшом их количестве.

При обнаружении следов выступающих частей в протоколе фиксируется:

1. вид следов и характер их образования;

2. расположение места с наибольшей концентрацией осколков и площадь рассеивания частиц стекла;

3. направление рассеивания осколков;

4. цвет и материал частиц, наличие на осколках маркировочных обозначений, частиц ЛКП и других наслоений;

5. число и размер осколков при небольшом их количестве;

При обнаружении следов выступающих частей в протоколе фиксируются:

1. вид следов и характер их образования (динамические, статические; объемные, поверхностные, наслоения, отслоения);

2. место расположения следов на объект;

3. форма, размеры следов;

4. точное расположение следов и их отдельных элементов по отношению к уровню проезжей части;

5. наличие в следах ЛКП, древесины, почвы и других микрочастиц;

6. следообразующего объекта;

7. способ фиксации и изъятия Ледов

При обнаружении частиц ЛКП:

1. место их расположения;

2. вид (многослойные фрагменты, частицы наслоения, поверхностные следы скольжения);

3. цвет (по возможности указываются цветогрунтовки, шпаклевки, краски);

4. способ изъятия.

При обнаружении следов ГСМ:

1. расположение пятен ГСМ их вид;

2. форма и размер пятен ГСМ;

3. цвет люминесценции в УФ — лучах (при наличии такой возможности);

4. характерный запах;

5. расположение пятен ГСМ относительно колес стоящего транспортного средства;

6. способ изъятия.

Фотографирование места происшествия, на котором имеются следы транспорт­ных средств.

Фотографирование производится в соответствии с общими криминалистическими рекомендациями, однако следует иметь в виду некоторые особенности:

Читайте также:  Способы геометрического нивелирования геодезия

1. Необходимо стремится к тому, чтобы фотоснимки, фиксирующие общий вид места происшествия, его детали не только служили иллюстрациями к записям в протоколе, но в случае необходимости могли быть пригодными для проверки тех или иных обстоятельств (положение, взаиморасположение транспортных средств, предметов обстановки, различных деталей).

2. Фотосъемка деталей должна производится с учетом того, что фотоснимки могут служить объектами экспертного исследования.

3. Исходя из того, что фиксирование следов транспортных средств связано с боль­шой территорией, при фотосъемке целесообразно применять указатели, номера, фишки, обводку отдельных участков мелом и т.п.

4. Следы шин фотографируются с масштабной линейкой способом линейной панорамы.

5. Признаки, указывающие на направление движения транспортного средства, фотографируются с масштабом и со стрелкой, направленной в сторону движения.

6. Труп фотографируют в том положении, в котором он обнаружен на месте происшествия. Повреждения и следы на трупе фотографируют масштабной съемкой. Фотосъемку повреждений на трупе целесообразно проводить в морге.

При фиксации обстановки дорожно-транспортного происшествия важное значение имеют измерения. С их помощью фиксируются точные данные об обстановке, взаим­ном расположении материальных объектов, что позволяет объективно оценить обста­новку и разобраться в обстоятельствах дела.

Измерения необходимо проводить под прямым углом к продольной и поперечной плоскостям осям проезжей части. Выполнять измерения целесообразно, отталкиваясь от одной базовой линии (например, от правого края дороги).

Следует подчеркнуть, что допущенные неточности могут повлечь за собой ошиб­ки в определении модели транспортного средства, повлиять на результаты автотехнической экспертизы, усложнить ход расследования.

Уголовно-процессуальным кодексом Украины (ст. 191 УПК) предусмотрено со­ставление схемы, являющейся приложением к протоколу осмотра места происшествия.

Удобнее всего схему составлять на бланке, изготовленном из миллиметровой бу­маги.

На схеме подлежат графической фиксации:

1. участок дороги, на котором произошло ДТП;

2. ориентиры, к которым на схеме осуществлена «привязка» объектов и следов; относительно элементов дороги и ориентиров;

3. транспортные средства, участвовавшие в ДТП координаты их расположения относительно элементов дороги ориентиров;

4. труп, его «привязка», расположение;

5. следы колес, их расположение относительно элементов дороги, размерные характеристики;

6. другие относящиеся к происшествию следы и предметы (обломки кузова, частицы ЛЮТ, пятна крови и т.п.);

7. характеристика дороги, дорожные знаки и т.п.

Кроме общей схемы составляется схема рисунка протектора с не обходимыми размерными характеристиками.

Схема также составляется при обнаружении следов выступающих частей транс­портного средства.

Все составленные схемы должны быть подписаны следователем, понятыми, спе­циалистами, другими лицами, участвовавшими в осмотре.

В учебных целях с учетом рассматриваемого вопроса следы транспортных средств целесообразно разбить на две группы:

1. следы колес и выступающих частей;

2. отделившиеся от транспортного средства части и иные объекты.

Изъятие следов второй группы не представляет особой сложности. Для этого не­обходимо лишь упаковать объекты с соблюдением мер предосторожности.

Изъятие же следов первой группы имеет некоторую специфику.

Так, при обнаружении объемных следов шин изготовляются гипсовые слепки, причем седы, имеющие большую длину целесообразно делить с помощью тонких пере­городок из стекла, пластмассы с последующей заливкой гипсом частями. В этом случае необходимо следить, чтобы разделение участков не происходило на участках, где рас­положены отображения особенностей шин. До извлечения слепков из грунта они долж­ны быть пронумерованы, указано направление движения транспортного средства. Документирующие данные размещаться на бирках, прикрепленных к слепкам.

Поверхностные следы измываются следопроникающие материалы.

Следы протектора, ставленые на предметах, лежащих на пути движения колеса, необходимо изменить после фотографирования вместе с предметом — носителем.

Необходимо обратить внимание на изъятие одежды потерпевшего. Даже если в процессе осмотра на ней не обнаружены, какие либо следы, целесообразно направить одежду для лабораторного исследования

Трасологической экспертизой по следам транспортных средств могут решаться следующие вопросы:

1. К какому типу относятся транспортные средства, оставившие следы на месте
происшествия?

2. Не данной ли шиной оставлен ли след?

3. Шиной, какой модели оставлен след?

4. Не данным ли автомобилем образованы следы его контактного воздействия на
определенный объект?

5. Имеются ли на одежде следы колес автомобиля?

6. В каком направлении двигалось транспортное средство, судя по следам?

7. Составляли ли ранее одно целое осколки стекол, обнаруженные на месте происшествия и осколки фарного рассеивателя, изъятые фары с автомобиля?

8. Не являются ли частица краски, обнаруженная на месте происшествия, часть лакокрасочного покрытия данного автомобиля?

Кроме того, следует иметь в виду, что ряд вопросов можно разрешить с помощью физико-химической экспертизы:

1. Является ли данный объект краской?

2. Имеются ли на данном объекте частицы ЛКП?

3. Одинаковы ли по химическому составу частицы ЛКП, обнаруженные при осмотре места происшествия, с образцами, изъятыми с транспортного средства?

4. Являются ли представленные материалы нефтепродуктами?

5. Одинакова ли природа масляных пятен, обнаруженных на одежде и образцов масла, изъятого из картера двигателя конкретного автомобиля?

Источник

Оцените статью
Разные способы