Способы извинения 5 класс

Рабочий лист по родному языку 5 класс по теме » Разговорный стиль речи. Просьба.Извинение»
план-конспект урока (5 класс)

Рабочий лист по родному языку в 5 классе по теме «Разговорный стиль речи. Просьба. Извинение.

Скачать:

Вложение Размер
rl_rodnoy_yazyk_8_aprel.docx 20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет Родной язык

Учитель Макарова О.В.

Тема: Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение

– Ребята, я предлагаю вам небольшой эксперимент. Перед вами три сосуда разной формы. Я наливаю в них воду. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Форму того сосуда, в который налита.

– Вы правы. У воды, ребята, есть удивительное свойство: она принимает форму того сосуда, в который её налили. Одна и та же вода принимает форму бутыли, куба, древнегреческой амфоры. То же самое и с языком. Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды разной формы, и язык будет видоизменяться. Высказывание может быть образным, живым выразительным, а может быть логичным, доказательным, точным.

Вы догадались, о чём я говорю? В разной речевой ситуации (вспоминайте! РС: где? С кем? С какой целью?) мы пользуемся разыми стилями речи.

— На какое слово вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало? Слово стиль.

— Что такое стиль? А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

— Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.

— Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила

употребления, характерные черты.

Работаем над понятием «Разговорный стиль».

Прием «Ключевые слова».

Запишите слова, которые необходимы сегодня нам на уроке::

Работа с текстами.

— О чём говорится в них – об одном и том же или о разном?

— Как говорится – одинаково или по-разному?

  1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
  1. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17.
  1. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

— Где может быть использовано каждое высказывание?

— Можно ли в домашнем разговоре (с мамой, сестрой, бабушкой) использовать 1 или 2 текст, а вместо сводки погоды передать по радио или телевидению 1 или 3 тексты?

-Какова задача каждого высказывания?

— Каким текстом вы воспользуетесь, если вам надо будет нарисовать картину сентябрьского дня?

-Сообщить точные сведения о погоде?

-Поделиться впечатлениями о ней?

ВЫВОД: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.

В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи. Стили речи, их зависимость от речевой ситуации изучает наука с т и л и с т и к а.

Речь бывает книжная и разговорная.

Разговорная речь используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней, неофициальной обстановке (1-1, н/о).

Извинение словесное искупление проступка. Вина может быть большей или меньшей. Извинение за небольшой проступок, без объяснения самой вины, так как она самоочевидна (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу, не успел пропустить вперед), вполне достаточно выражается формулой Извините! или Простите, а также коротким Виноват (чаще в устах немолодых людей). К Простите, Извините добавляем еще Пожалуйста. Если я вижу, например, что, наступив пассажиру на ногу, причинила ему боль, то постараюсь загладить свою неловкость загладить свою неловкость усиленной просьбой меня простить хотя бы так: Извините меня, пожалуйста! А иногда и так: Не сердитесь, пожалуйста, я нечаянно!

А вот если вина большая, то, пожалуй, мы не применим это Извините, а скорее употребим Простите. Так, например, в книге Юлиана Семенова «Возвращение в фиесту» последняя глава называется: «Папа, прости меня, пожалуйста». Этой же фразой и заканчивается повествование. Писатель размышляет о вольной или невольной вине взрослых детей перед старыми родителями, о том, что порой некогда проявить к ним достаточного внимания и заботы, а понимание этого приходит слишком поздно. В этом контексте Извини прозвучало бы легковесно.

Нередко есть необходимость объяснить, за что именно мы просим нас простить: «Извините, пожалуйста, за поздний звонок! Простите за то, что доставила вам столько хлопот!

Прошу прощения, а также Прошу меня простить, не говоря уже о таких фразах, как Примите мои извинения, Приношу свои извинения, Должен извиниться перед вами„ Не могу не извиниться перед вами, Я хотел бы извиниться перед вами — все это стилистически повышенные способы извинения. И опять-таки все дело в искусстве выбора: кто, кому, при каких взаимоотношениях, официально или неофициально говорит.

так или иначе обременяет собеседника, и это, как правило, учитывает говорящий, поэтому просить о чем-либо без «пожалуйста» не принято. И в детских рассказах и сказках это слово-волшебное. А в отношениях взрослых разве не так? К особенностям употребления «пожалуйста» мы еще вернемся. А сейчас — формулы просьбы. Просьба побудительное речевое действие, поэтому и выражается наиболее типично повелительным наклонением глаголов: Дайте мне, пожалуйста. Передайте, пожалуйста, деньги на билет! А люди интеллигентные, особенно немолодые, выражают просьбу еще любезнее: Будьте добры, передайте, пожалуйста, или: Будьте любезны. Человек может остро чувствовать, что затрудняет того, к кому обращается с просьбой, тогда он выбирает иные формы: Если вам не трудно, Если вас не затруднит.. . Ну а представители старшего поколения применяют и такое: Не откажите в любезности, Сделайте одолжение. Не сочтите за труд. Словом, есть немало способов попросить так, что собеседнику и отказать-то будет неловко! Лексическое выражение просьбы содержится во фразах: Прошу вас. нередко с усилением: Очень прошу. а в официальном стиле: Убедительно прошу. Ну и, конечно, несколько смягченная просьба прозвучит во фразе: Я хочу (могу?) попросить вас. и т.п.

Вот как это звучит в разговорной речи:

«- Извините, пожалуйста! — Он то опускал глаза, то бросал на нее любопытствующие взгляды. — Нельзя ли у вас?. водички. Вернее, ведерко. Машина у нас там» (Б. Метальников. Алешкина любовь).

Вопрос к собеседнику тоже может обернуться просьбой: Вы можете (подвинуться) ?, Не можете ли вы. — как в этом примере:

«- Вы не могли бы пока просмотреть материалы полета?

Да, да, я сейчас же иду в дешифровочную» (Б. Чирсков, Д. Радовский, М. Арлазоров. Барьер неизвестности).

То же самое и в просьбе-вопросе: Вам не трудно. Вас не затруднит. Впрочем, об этом мы упоминали.

Достаточно вежливой просьба оказывается и в такой форме: Вы не (подвинетесь)? Вы не (подвинулись) бы?, А категоричная просьба, с оттенком требования — в таких формах: Вы бы (подвинулись) ! И грубая форма: Помолчали бы!

Скорее всего, к просьбе в широком смысле можно отнести вопрос о разрешении что-либо сделать: Можно. Нельзя ли. Например: Можно мне посмотреть ваш журнал? Официальными вариантами такой просьбы оказываются: Позвольте (разрешите) посмотреть ваш журнал.

Не все способы, разумеется, перечислены, но и этих довольно для иллюстрации.

Источник

Тема урока: Стыд, вина и извинение. 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

чувства грусть стыд Тяжесть на душе огорчение вина

Тема урока: Стыд, вина и извинение

Стыд – чувство сильного смущения перед окружающими от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.)

Вина –это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.

Стыд– это ответственность за поступок перед людьми, а вина- это ответственность перед собой.

Вина, извинение – однокоренные слова. Издавна слово «извини» (прости) значило «сними с меня вину», «отпусти меня свободным», чтобы не чувствовал неудобство и горечь, избавление от чувства вины перед человеком, которого обидел. Извинение – основание для оправдания.

ПРОЩЕНИЕ ИЗВИНЕНИЕ СТЫД ВИНА

1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара. 2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу. 3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.

4 ситуация. Марина опоздала на урок. 5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро. 6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.

5 шагов к правильному извинению Делайте это искренне. Не оправдывайте свои действия. Примите обязательство измениться. Выражайте свои извинения осторожно. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

Когда человек краснеет// но лучше всего стыд перед самим собой Доброму человеку бывает стыдно// начинается его более благородное я Стыд и честь- как платье: чем больше// в своей ошибке Нет стыда признаться человеку// даже перед собакой Стыд перед людьми хорошее чувство// тем беспечнее к ним относишься

«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой. Как вы понимаете эти слова?

Я знал, что… Я узнал, что Мне осталось непонятно…

Домашнее задание. 1.Подберите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях . 2.Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 94 человека из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 67 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 175 человек из 48 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-961282

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Классный час «Учимся прощать». 5 класс

Классный руководитель 5Б класса

Цель: способствовать формированию и развитию у обучающихся духовно-нравственных ценностей: сочувствие, сострадание, желание понять и принять другого человека.

развивать умение анализировать и осмыслять получаемую информацию, развивать

способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с

окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя самого и другого;

воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов;

помочь обучающимся понять необходимость прощения, почувствовать радость от данного

Используемые методы в ходе проведения мероприятия:

элементы арттерапии (сказкотерапия, музыкотерапия).

3 стола, стулья стоят полукругом.

На доске размещен эпиграф.

Прощать – это значит понять,
понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.

Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе.

Ход классного часа

1. Определение темы классного часа.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о проблеме, серьезной и важной для каждого из нас и для нашего класса в целом. Думаю, что обсуждение этого вопроса поможет нам лучше разобраться в себе, пересмотреть свое поведение, поступки, научиться жить в гармонии с собой. Прошу вас быть активными, честными, смело высказывать свое мнение и уважительно принимать мнение других, слушать друг друга. Тогда мы вместе найдем правильные ответы.

Для удобства работы мы распределились на 3 группы.

На столах лежат альбомные листы. Нам понадобятся также цветные карандаши, фломастеры.

Учитель: Посмотрите отрывок из мультфильма (название не называется) и ответьте на вопрос: «Почему это произошло?»

Просмотр отрывка из м/ф « Федорино горе» К. Чуковского (начало сказки)

Учитель: Узнали мультфильм? Почему посуда сбежала от Федоры?

(потому что она её не мыла, не чистила, не берегла)

-О чём же мы с вами будем говорить? (будем говорить о чистоте).

Чтобы определить верность ваших рассуждений, послушайте школьные ситуации.

« Алёша на перемене подбежал к однокласснику и сильно толкнул его, отчего приятель больно ударился о стену и заплакал. Однако вскоре подбежал к Алёше и дал сдачи».

«Дай мне конфету! Я тебе вчера давал?

— Но у меня одна, да и то угостили».

«На уроке физкультуры одна команда проиграла другой. Проигравшие стали ругать тех, кто, по их мнению, виноват в проигрыше».

« На уроке Олег тянул руку, чтобы его спросили. Но отвечали другие. Лицо мальчика исказилось, он надул губы, в глазах появились слёзы».

Учитель: Думаю, теперь вы догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем еще нужно помнить, если кто-то кого-то обидел? Только ли об обиде нужно говорить в таком случае?

(Нужно также помнить о прощении.)

— Итак, обида и прощение – два важные понятия. Два состояния, которые можно назвать неразлучными спутниками друг друга.

— Сегодня мы порассуждаем о том, почему возникает обида, как быть в том случае, если тебя обидели, нужно ли, важно ли прощать, для кого важно прощение, а также будем учиться прощать .«Учимся прощать» – тема классного часа. В качестве эпиграфа – слова Н.Рериха:

Прощать – это значит понять,
понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.

Будем набираться мудрости.

2. Работа по теме классного часа.

Учитель: Нам очень часто приходится терпеть от кого-то обиды. А что же такое обида?

Учитель: Обидой называют такое состояние человека, которое возникает из-за того, что с ним поступили неправильно, несправедливо. Обида – несправедливо нанесенное оскорбление, огорчение, а также чувство, вызванное этим огорчением.

-Коли есть обида, значит, есть обидчик. Кто такой обидчик?

Учитель: Обидчик – это тот, кто обижает кого-то.

-Раз есть обидчик, есть и обиженный. Кого можно назвать обиженным человеком?

Учитель: Обиженный тот, кто переживает, выражает чувство обиды.

Ребята, а есть ли среди вас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руку. Каждый из нас в обиде не одинок.

– А есть ли среди нас тот, кто сам никого не обижал? Наверное, каждому человеку случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то.

— Обижаются все – кто чаще, кто реже. И каждый из нас встречается с обидой уже в детстве, будучи даже совсем маленькими. Переживают её и умный, и глупый, и взрослый, и ребёнок.

— Как выглядит обиженный человек?

(надувает щёки, хмурится, прекращает разговор, уходит, плачет, скрещивает руки на груди)

— И выглядит он вот так:

(учитель показывает рисунок обиженного человека).

— Как вы думаете, что может произойти, если мы будем обижаться друг на друга?

— А вот что случилось с героем сказки, который на всех обижался.

Сказка «Болезнь непрощения».

(Название сказки не упоминается).

В далекой жаркой Африке в тихом озере жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной болезнью, которой на целый день заразились все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше. На спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он рассердился и прогнал со спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу. Крокодил тоже рассердился и не захотел простить Бегемота.

Но Бегемот был большой и сильный, и Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше и погнался тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом успела заразиться от него непрощением.

Вместо того чтобы простить, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам и стала за ними гоняться. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.

Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину.

Над озером раздался рев. Это ревел Бегемот. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. Крокодил погнался за Щукой. И так целый день.

Только к вечеру Бегемот прости k птичек и пустил к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. За Бегемотом успокоились Крокодил, Щука и лягушки. К заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина.

В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера, и дали ей название — болезнь непрощения.

Учитель: – Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом?

( не умели, не хотели, прощать).

– С чем сравниваются злость и непрощение?

( похожи на заразную болезнь, которая с одного переходит на другого)

– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?

— В сказке мы увидели, что бегемот обиделся на комаров, потому что те случайно причинили ему боль. А из-за чего мы можем обижаться друг на друга?

— кто-то причинил нам боль, страдание

— из зависти (За то, что у нас нет того, что есть у другого)

— из-за капризов (кто-то не соглашается сделать, как нам хочется )

— Действительно, разные ситуации могут привести к тому, что один человек обижает другого. Обида может быть случайной, а может и намеренной (специальной). А какая обида страшнее?

Работа в группах. (Погружение в ситуацию и эмоциональное состояние героев)

Учащиеся (по группам) представляют, заранее подготовленные, театрализованные ситуации, которые с помощью вопросов анализируют ребята из двух других групп. Классный руководитель формулирует вопросы перед разыгрыванием ситуаций:

1. Кто кого обидел?

2. Кто неправ в данной ситуации? В чем он неправ? Почему возникла обида?

3. Какие эмоции переживают герои?

3. Как должны повести себя герои, чтобы не возникло обиды, конфликта, ссоры.

Автор. Марина праздновала день рождения. Она пригласила своих одноклассников. Ребята пришли и стали, сразу же, вручать имениннице подарки. Марина подарки разворачивала и каждый из них комментировала. Наступил черед Ирины.

Ирина: (протягивает сверток) С днем рождения!

Марина: (развернула подарок и увидела симпатичного медвежонка, который был сшит из кусочков ткани): «Ты сама его сшила? В магазине не могла купить? Тоже мне подарок!»

Автор: Одноклассники стали смеяться. Ирина выбежала и пошла домой. Слезы заливали ее лицо.

Митя: «Завтра у нас соревнования».

Сергей: «Ну и что? Я не пойду. Еще не хватало в воскресенье идти на соревнования».

Митя: «Так ты не пойдешь?»

Сергей: «Не пойду и тебе не советую»

Автор: В понедельник Митя узнал, что Сергей не только пошел на соревнования, но и занял первое место.

Таня «Лена, завтра у нас контрольная. Ты мне поможешь?»

Лена. «Конечно. Давай сегодня позанимаемся. Я покажу тебе еще раз, как решаются эти задачи».

Таня. «Ты не поняла. Лучше передай мне на контрольной готовое решение. Я все равно никогда не пойму, как они решаются»

Лена «Нет, Таня! На это не рассчитывай»

Лена «Ах, так! Значит, с сегодняшнего дня ты мне не подруга»,

Дочка : Папа, ты не забыл, что обещал нам с сестрой сегодня пойти на каток?

Папа: Да, я помню,. Но, к сожалению, своё обещание сдержать сегодня не смогу. Вызывают на работу.

Дочка: Опять работа! Зачем ты тогда купил нам коньки, если на каток сходить с нами не хочешь!

Я научилась кататься, а ты даже посмотреть не хочешь, как у меня получается!

Папа: Я очень хочу, но нет времени попасть на каток. Надеюсь, в следующий выходной получится!

Дочка: А в следующий я не пойду, у меня дела будут!

Учитель: Безусловно, разбирая ситуации, мы выяснили, как должны поступить, чтобы избежать обид. Но все мы живые люди, и нам не всегда удается сразу взять себя в руки, волей-неволей, но мы обижаемся.

— Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда нас обидели.

– Гнев, раздражение, боль, ярость, желание мстить и даже обидеть других, выплеснуть на них свое раздражение, озлобление . Оно часто сразу не исчезает, а затаивается в месть, ненависть на долгое время. « Я тебе отомщу, Я тебе еще припомню, я тебя ненавижу, я этого не забуду» — так мы думаем, когда нас несправедливо обидели или оскорбили.

Учитель: Возьмите альбомные листы. Нарисуйте на них, как вы представляете обиду. Выберите на ваше усмотрение цвет, форму, размер. (1 минута). Покажите рисунки. Согласитесь, приятного мало. Отложите их в сторону. Мы к ним еще вернемся.

-Ребята, как же нам поступать с обидчиком? Может надо, давать сдачи, в ответ причинять боль тому, кто обидел – отомстить? А если ему предстоит учиться с этим человеком в одном классе?
– Что делать обиженному человеку, если его обидели близкие люди: мама, папа, брат или сестра?

Учитель: Я хочу рассказать вам притчу «Учитель и картошка».

Однажды учитель велел своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу.

Каждый ученик набрал по 1 клубню за каждого человека, на которого держал. После написал на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и положил картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из пакетов оказались достаточно тяжёлыми.

Учитель велел носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель.

Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка, вскоре стали очевидны, ведь каждому приходилось всё время уделять мешку внимание.

Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. Теперь с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.

Ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.

Учитель: — Итак, с обидой жить неудобно и тяжело. Кому тяжело?

И тому, кого обидели, и тому, кто обидел.

-А какие чувства испытывает человек, обидевший кого-либо. (Стыд)

Просмотр мультфильма « Обида» из серии « Четверо друзей»

Учитель: Как можно избавиться от обид? (попросить прощение)

— Для кого важно прощение?

Осознать и принять, найти мужество признать свою ошибку нужно для себя.

Чтобы сбросить камень с души.

Я ушел в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда,

Буду жить в ней все года.

И в обиде я не видел

Ни цветочка, ни куста,

И в обиде я обидел

И щеночка, и кота.

Я в обиде съел пирог…

И в обиде я прилег…

И поспал в ней два часа,

Открываю я глаза…

А она куда-то делась,

Но искать не захотелось.

-Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому человеку, он отпускает от себя обиды и червячок более не точит. А если червяк сидит и из года в год копает и копает, это, в конечном итоге, может нас совсем съесть, так легко и заболеть. Прощение- подарок самому себе, это наша защита.

-Легко ли прощать и просить прощение? Почему?

Нужна сила воли, смелость. А это требует нравственных усилий.

Учитель: Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа». Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый сделает первым то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой».

Очень важно найти в себе силы и сделать первый шаг для примирения. Хотя некоторые из нас не хотят признавать свои ошибки и считают, что просить прощение – значит проявить слабость. Прощение — признак нашей силы, и только слабые обижаются и думают, что человек, который причинил боль, не получит заслуженного наказания. Помните, что вы — не Бог, чтобы судить и мстить.

Стихотворение «Правило бумеранга»

Других не зли и сам не злись,

Мы гости в этом бренном мире.

А если что не так – смирись.

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно.

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

— Как вы просите прощение? Покажите.

— Мирись! Мирись! Больше не дерись!

-Прости меня, я больше так не буду!

Пожать по-мужски руку, прикоснуться рукой к другому человеку.

Почему при прощении люди подают друг другу руку?

Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца.

-Давайте выработаем правило «Как просить прощение».

Подойти к человеку , с которым вы хотите помириться, назвать его по имени , посмотреть ему в глаза и сказать чётко , чтобы были понятны ваши слова. А главное их надо говорить искренне , т.е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.

Учитель: Вернемся к нашим ситуациям, которые прозвучали в начале урока.

« Алёша на перемене подбежал к однокласснику и сильно толкнул его, отчего приятель, больно ударился о стену и заплакал. Однако вскоре подбежал к Алёше и дал сдачи ».

Как должен был поступить Алеша?

(Алёша должен был сказать: « Прости, пожалуйста, так получилось». « Извини, это получилось случайно. Я не хотел тебе сделать больно». А одноклассник, которому было больно, не должен был давать сдачи, потому, что он не судья).

Учитель: Давайте посмотрим, как это делают литературные герои.

Калейдоскоп видеоотрывков из мультфильмов: « Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина,

«Бармалей» К. И. Чуковского, «Федорино горе» К.Чуковского.

Учитель: — Мудрые люди уже давно поняли, что значит обидеть. Свои мысли об этом они выразили в пословицах. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на столах перед вами кусочки пословиц. Попробуйте соединить начало пословицы из левой части с её продолжением из правой.

(По 3 пословицы на группу)

Есть слёзы — есть и совесть.

Упавшего не считай за пропавшего.

Кайся, да опять за старое не принимайся.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.

С повинившегося и вина снимается.

Повинную голову и меч не сечёт.

Ближнего обидеть – самому в беде быть.

Бог видит, кто кого обидит.

Учитель: Хорошо, а теперь попробуйте объяснить наиболее понятную и близкую для вас пословицу.

Учитель: Всё ли можно простить? Да. Простить можно. Надо лишь быть мудрым. Добрым. Любить. Жаль, что самым близким людям любви достаётся меньше всего. Ведь именно они всегда простят, защитят и помогут.

Учитель: Ребята, чтобы не пришлось просить прощение, помните этот мудрый урок. Он способен предотвратить поступок, за который будет стыдно потом. Для того чтобы горечь разочарования не закралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому.

Послушаем стихотворение. Пока его читают, возьмите рисунки, где вы изобразили обиду, и преобразите обиду во что-нибудь хорошее.

Стихотворение Асадова. ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь,

И вот-вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

Учитель: Покажите ваши рисунки. Как они преобразились. Теперь они стали яркими, добрыми, веселыми.

Учитель: Я хочу предложить вам написать синквейн. Это стихотворение, состоящее из 5-ти строк. В синквейне человек высказывает своё отношение к проблеме.

Ключевое слово – ребёнок

2 прилагательных, характеризующих данное понятие – хороший, добрый.

3 глагола, показывающих действие понятия – играет, гуляет, растёт.

Короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение – маленький человек.

1 слово (сущ.), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием – радость.

Облегчает, успокаивает, побеждает.

Без него нельзя.

Зачитывают. Затем учитель зачитывает свое. Зачитывают гости.

Еще раз обратимся к эпиграфу.

Прощать – это значит понять,
понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.

«Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».

Учитель раздает памятки с лучами солнца:

1. Каждый может совершить ошибку.

2. Совершив ошибку, умей её признать.

3. Не своди счеты с обидчиком. Этим ты принесешь себе больше вреда, чем ему.

4.Прости, и будешь прощён.

5. Прости, и твоя душа будет светлее.

6. Делай добро другим, и тогда поможешь себе.

Финальное рукопожатие по кругу. С передачей добра. Собственного тепла. И осознанием, что «прощай» означает «прости».

Рефлексия. Уходя из класса, положите жетон в красную коробочку, если тема заинтересовала вас. Если нет – в синюю. Спасибо за работу.

Источник

Читайте также:  Эффективное средство от кашля народными способами
Оцените статью
Разные способы